Актуальность проекта: Актуальность этой темы состоит в том, что
современных детей нет ценностного отношения к труду человека
работающего на сельскохозяйственном поле. Хлеб для них является
обыденным продуктом, который можно купить в магазине или в
супермаркете. Дети перестали ценить хлеб как главный продукт питания
для русского человека. И чтобы его вырастить, необходимо приложить
много сил и труда. Поэтому мы решили уделить этому вопросу особое
внимание в нашей работе с детьми. Способствовать формированию у
детей чёткого понимания роли человеческого труда в современном
обществе и воспитывать уважительное, бережное отношение к
результату его деятельности.
Образовательная область: Формирование знаний у детей о этапах
производства хлеба.
Вид проекта: Творческий, информационно-исследовательский,
групповой.
ПРОЕКТ
«ХЛЕБ ВСЕМУ ГОЛОВА»
Актуальность проекта: Актуальность этой темы состоит в том, что
(слайд) современных детей нет ценностного отношения к труду человека
работающего на сельскохозяйственном поле. Хлеб для них является
обыденным продуктом, который можно купить в магазине или в
супермаркете. Дети перестали ценить хлеб как главный продукт питания
для русского человека. И чтобы его вырастить, необходимо приложить
много сил и труда. Поэтому мы решили уделить этому вопросу особое
внимание в нашей работе с детьми. Способствовать формированию у
детей чёткого понимания роли человеческого труда в современном
обществе и воспитывать уважительное, бережное отношение к
результату его деятельности.
Образовательная область: Формирование знаний у детей о этапах
производства хлеба.
Вид проекта: Творческий, информационноисследовательский,
групповой.
Возраст 13 – 14 лет. Долгосрочный: март – апрель.
Проблемный вопрос: «Хлеб в вашем доме почётный гость или привычка?»
Цель: Формировать у детей знания о процессе выращивания, обработки и производства
хлеба и хлебобулочных изделий в различные исторические периоды. Если человек
будет знать сколько затрачено труда для того, чтобы хлеб пришёл к нам на стол, то
будет бережнее отношение к нему.
Задачи:
1. Способствовать формированию у детей представления о значимости хлеба, как
основного продукта питания русского человека.
2. Воспитывать уважение и благодарность к людям создающим своим трудом такой
важный и ценный продукт.
3. Обогащать знания детей о профессиях, взаимосвязях между ними, структуре
трудового процесса и результате труда по выращиванию и производству хлеба.
4. Расширять словарный запас детей: жатва, комбайн, хлебороб, хлебопашец и
другие.
5. Способствовать созданию эмоциональнокомфортной среды для
самостоятельного проявления творческой активности и обогащения личного
опыта каждого ребёнка.
6. Провести опрос среди школьников.
7. Воспитывать бережное отношение среди учащихся нашей школы к хлебу.Методы проекта:
1. Проблемные вопросы: «Что мы хотим узнать? Где можем найти информацию?»
2. Самостоятельное чтение литературы о хлебе.
3. Слушание музыки.
4. Релаксация .
5. Театральное представление.
Формы работы:
1. Беседа : «Хвала рукам, что пахнут хлебом».
2. Познавательные занятия.
3. Социологический опрос «Знаете ли вы цену хлеба?»
4. Практическое исследование (сколько хлеба мы едим, хлеб в нашем доме – много
ли в остатке?).
5. Загадки, пословицы, стихи, приметы.
Ресурсное обеспечение: Рассказы о хлебе, загадки, стихи, приметы, иллюстрации,
картины. Рецепты, представляющие возможности применения чёрствого хлеба.
Сроки реализации проекта март – апрель.
Ожидаемый результат:
1. Развитие познавательной активности.
2. Усвоение необходимых знаний по теме: «Хлеб всему голова».
3. Приобретение детьми опыта продуктивного действия друг с другом, умение
слушать товарища.
Реализация проекта осуществляется в 3 этапа.
Этапы реализации проекта:
I этап – подготовительный:
определение уровня знаний детей о хлебе;
обсуждение с детьми темы проекта, задач;
создание условий для реализации проекта;
перспективное планирование проекта;
подбор необходимой литературы по данной теме (загадки, пословицы, приметы,
рассказы).
II этап – основной :
планирование по теме проекта;
непосредственное внедрение в совместную деятельность воспитателя и ребёнка,
разных образовательных областей, для реализации целей и задач по теме проекта.
III этап – заключительный:
защита проекта;
презентация проекта «Хлеб – всему голова».
Подготовительный этап: март – 3 неделя.1. Определение уровня знаний детей о хлебе (выявление субъективного опыта).
2. Что мы хотим узнать, где можем найти информацию?
3. Сбор и анализ литературы по данной теме.
4. Разработка плана реализации проекта.
5. Подборка иллюстративного материала: загадок, пословиц, примет, рассказов о
хлебе.
II основной этап: 3 – 4 неделя март, 1 неделя апрель.
Планирование совместной образовательной деятельности:
легенды о происхождении хлеба;
исследование: «Хлеб в жизни человека» (история, вопросы);
социологический опрос: «Сколько хлеба мы едим?», «Знаете ли вы цену хлебу?»;
хлеб наш насущный (этапы выращивания и обработки хлеба нашими предками;
как сложно вырастить хлеб (путь хлеба с поля до стола. Беседа: «Хвала рукам,
что пахнут хлебом!»;
чтение рассказов: «Лисичкин хлеб» М. Пришвин,
«Рожь поёт» Я. Дягутите,
«Пшеница и рожь» Л. Кон;
слушание музыки: «Русское поле»;
приметы, пословицы, загадки, стихи.
III заключительный этап:
1. занятие: «Плох обед, если хлеба нет».
2. Организация выступления на защите проекта.
3. Презентация проекта: «Хлеб – всему голова».
Литература:
1. «Современные технологии воспитательной работы» В.Н. Пташкина.
2. «Введение в мир профессий» О.Е. Багрова, Н.Г. Федоркина.
3. «Формирование здорового образа жизни» М.А. Павлова.
4. Хрестоматия для детей Р.И. Жуковская.
5. Журнал: «Педсовет» № 12, 14.
Слайд № 1: «Как хлеб приходит на стол?»Есть пословица в народе
Хлеб на стол, и стол расцвёл.
Ну, а всё же, как приходит
Этот хлеб тебе на стол?
Он рождается в бороздках
Посмотрите на поля
Ведь земля – земля не просто
А кормилица земля!
Зеленеют дружно всходы
Присмотрись – увидишь тут
Самый главный труд народа,
Самый нужный в мире труд.
Хлеб созрел – в полях моторы
Песню жатвы завели.
В степь выходят хлеборобы
Полевые корабли.
Из машин рекой струится
На совхозное гумно
Наше золото – пшеница
Золотистое зерно.
Стал ветряк уже не годен
Староват и маловат.
Заменил его сегодня
Мукомольный комбинат
По цехам пройдёшь – порядок
Закрома полны муки
Зёрна смелют автоматы,
Очень умные станки.
Автомат замесит тесто,
Автомат развесит тесто,
Автомат нарежет тесто
И отправит тесто в печь.
Есть пословица в народе:
Хлеб на стол, и стол расцвёл
Хлеб не лёгкий путь проходит
Чтоб попасть тебе на стол.
И в любом кусочке хлеба
Ты почувствуешь всегда
Теплоту родного хлеба
Привкус доброго труда.
Полезен ли хлеб для нашего организма. Да, он играет важную роль, в нём много
питательных веществ, которые необходимы для организма.
Пословицы: «Каравай хлеба не свалится с неба»,
«У кого хлебушко – у того и счастье»,
«Хлеб всей жизни голова»,«Хлеба в меру бери»,
«Хлеб драгоценность, им не сори».
Вед.: Хлеб и труженик, и солдат. Во время блокады Ленинграда, дорогой жизни шёл он
к нам, драгоценный хлеб.
Слайд (о блокаде Ленинграда)
Олег М. «Военный хлеб»
Я помню хлеб, военный, горький
Он весь почти из лебеды
В каждой крошке
В каждой корке
Был горький вкус людской беды.
На той беде замешен круто
Нелёгкий хлеб, нелёгких дней
Но, как сладка была минута
Когда кусок в руке моей
Посыпан был щепоткой соли
Приправлен маминой слезой
Я есть хотел, а мама с болью
Взгляд отводила стороной
Как горе было частым гостем
(Им детства были дни полны)
Особо помню я, что счастью
Был равен горький хлеб войны.
Все вместе: 12 блокадных граммов с огнём и кровью!
Вед.: Мы провели социологический опрос в школе. Опросили 30 детей. Из них без
хлеба не могут все, 20 человек предпочитают белый хлеб, 10 человек – чёрный, 1
человек недоеденный хлеб выбрасывает, 16 человек делятся хлебом с животными и все
любят сухарики из хлеба.
Помните: Если каждый выбросит в день по пол ломтика хлеба, то за год наберётся
7 кг. или 15 батонов. Если их умножить на число людей, живущих в нашей стране, то
получится, что все мы вместе выбросили хлеб, цена которому более 97 миллионов
рублей. Вдумайтесь в эти слова!
К сожалению, обидно бывает порой, когда учащиеся в нашей школьной столовой не
умеют бережно относиться к хлебу, а значит не умеют ценить труд хлебороба.
Результативность проекта:
1) Подготовка и проведение общешкольного мероприятия;
2) Обсуждение и принятие Правил обращения с хлебом.Правила обращения с хлебом:
1. Береги хлеб, он дорого достаётся.
2. Не оставляй недоеденных кусков. Можно использовать слайд
3. Никогда не бросай хлеб.
4. Продли жизнь хлебу.
5. Подними брошенный кусок, не втаптывай в грязь человеческий труд, отдай его
птицам.
Узнав сколько труда было затрачено для того, чтобы хлеб пришёл к нам на стол, мы
переоценили своё отношение к хлебу. Теперь нам до конца понятен смысл пословицы:
«Хлеб – всему голова». Что хлеб всегда был, есть и будет главным на столе.
Вед.: Не напрасно народ с давних пор и поныне
Хлеб насущный зовёт, самой первой святыней.
Золотые слова забывать мы не в праве:
Все вместе
Придержимся русской традиции гостеприимства (угощение зрителей сухариками).
«Хлеб – всему голова, в поле, в доме, в державе!»