Проект инклюзивной среды в образовательной организации
Оценка 5
Педсоветы
docx
родителям
Взрослым
08.10.2019
Организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях общего типа, расположенных по месту жительства ребёнка и его родителей, позволяет избежать помещения детей на длительный срок в интернатное учреждение, создать условия для их проживания и воспитания в семье, обеспечить их постоянное общение с нормально развивающимися сверстниками, и таким образом способствует эффективному решению проблем их социальной адаптации и интеграции в общество.
Обязательным условием эффективности инклюзивного образования является организация системной подготовки, повышения квалификации и переподготовки для широкого класса различных специалистов: педагогов, психологов, методистов, логопедов, дефектологов. Она направлена на овладение специальными знаниями и педагогическими технологиями, которые обеспечивают возможность квалифицированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и отклонениями в развитии. Такая специальная подготовка и переподготовка кадров должна носить регулярный и устойчивый характер.
Проект инклюзивной среды.docx
Проект инклюзивной среды в МБОУ "Пожарская школа"
Пояснительная записка
Инклюзивное (интегративное) образование – это процесс развития общего образования,
который подразумевает доступность образования для всех (в плане приспособления его к
различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с
особыми потребностями).
Организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в
образовательных учреждениях общего типа, расположенных по месту жительства ребёнка и
его родителей, позволяет избежать помещения детей на длительный срок в интернатное
учреждение, создать условия для их проживания и воспитания в семье, обеспечить их
постоянное общение с нормально развивающимися сверстниками, и таким образом
способствует эффективному решению проблем их социальной адаптации и интеграции в
общество.
Обязательным условием эффективности инклюзивного образования является
организация системной подготовки, повышения квалификации и переподготовки для
широкого класса различных специалистов: педагогов, психологов, методистов, логопедов,
дефектологов. Она направлена на овладение специальными знаниями и педагогическими
технологиями, которые обеспечивают возможность квалифицированного обучения детей с
ограниченными возможностями здоровья и отклонениями в развитии. Такая специальная
подготовка и переподготовка кадров должна носить регулярный и устойчивый характер.
Другим условием эффективности инклюзивного образования является целенаправленное
формирование в обществе позитивного отношения к детям с ограниченными
возможностями здоровья, популяризация идей интегративного образования.
Инклюзия – это серьезная интеллектуальная, организационная и эмоциональная работа,
которая требует настоящей отдачи от всех субъектов образовательного процесса в
контексте институциональных изменений.
Актуальность создания экспериментальной площадки.
Процесс образовательной и социальной адаптации учащихся с ограниченными
возможностями находится на острие общественного внимания. В МБОУ " Пожарская
школа" число лиц школьного возраста, имеющих те или иные ограничения здоровья,
достигает примерно 8% от общего состава школьников. Согласно прогнозным оценкам
число учащихся с ограниченными возможностями здоровья будет увеличиваться.
Успешность включения детей с отклонениями в развитии зависит не только от характера и
степени, имеющихся у них физических и психических нарушений, но и от эффективности
учитывающих эти нарушения образовательных программ, обучающих технологий, от
отношения к таким детям окружающих, от той образовательной среды, в которой
находится учащийся.
Цель проекта
Разработать и внедрить модель инклюзивной среды, адекватной особым
образовательным потребностям, физически и эмоционально комфортной для детей с ОВЗ,
открытой для их родителей (законных представителей), гарантирующей сохранение и
укрепление физического и психологического здоровья обучающихся в условиях МБОУ
"Пожарская школа" в рамках ФГОС. Задачи:
1. Разработать нормативноправовую базу школы по проблеме (локальные акты).
2. Организовать повышение профессиональной компетентности педагогов и
специалистов по проблемам инклюзивного образования.
3. Разработать паспорт образовательной услуги и программное обеспечение
образовательного и воспитательного процесса
4. Обеспечить психологопедагогическое сопровождение развития детей в
инклюзивных классах.
5. Обеспечить материальнотехническое обеспечение, в том числе информационное.
6. Разработать модель взаимодействия с родителями и социумом.
7. Создать условия для открытия инклюзивных классов с разными возможностями
8. Разработать адаптированные образовательные программы для детей с ОВЗ.
9. Разработать нормативноправовую базу школы по проблеме (локальные акты).
10. Организовать повышение профессиональной компетентности педагогов и
специалистов по проблемам инклюзивного образования.
11. Разработать паспорт образовательной услуги и программное обеспечение
образовательного и воспитательного процесса
12. Обеспечить психологопедагогическое сопровождение развития детей в
инклюзивных классах.
13. Обеспечить материальнотехническое обеспечение, в том числе информационное.
14. Разработать модель взаимодействия с родителями и социумом.
15. Создать условия для открытия инклюзивных классов с разными возможностями
16. Разработать адаптированные образовательные программы для детей с ОВЗ.
Основные мероприятия проекта:
Создание условий для «безбарьерной» среды и условий для формирования адаптивной
учебновоспитательной системы по отношению к образовательным запросам обучающихся,
воспитанников и их родителей, а также современного общества.
Создание условий для развития инновационной деятельности педагогов через мотивацию
профессиональной деятельности.
Создание условий для формирования жизненно важных компетенций у обучающихся,
воспитанников во время УВП.
Создание условий, обеспечивающих охрану жизни, сохранение, коррекцию и развитие
здоровья у обучающихся, воспитанников во время УВП.
Расширение материальнотехнической базы образовательного учреждения
Создание условий для реализации индивидуального обучения и воспитания в процессе
работы с семьями, воспитывающих ребёнка с ОВЗ
Принципы реализации проекта:
1.
Принцип гуманности, предполагающий соблюдение прав учителя и ребенка, закрепленные
Законом РФ «Об образовании», Декларацией прав ребенка, Конвенцией о правах ребенка и другими нормативными документами; создание в школеинтернате атмосферы заботы о
здоровье и благополучии, уважении чести и достоинства личности ребёнка, педагога;
Принцип личностноориентированного подхода,
состоящий в признании
индивидуальности каждого ребёнка; обучение выступает как средство развития личности
каждого обучающегося, воспитанника; самореализация как процесс раскрытия и развития
природных возможностей, задатков каждого ребёнка;
Принцип коррекционноразвивающего компенсирующего обучения и воспитания,
состоящий в интеграции действий педагогов в единую систему индивидуального
комплексного динамического сопровождения развития ребёнка с ОВЗ на всех этапах
обучения в школе;
Принцип сотрудничества, который регулирует построение взаимоотношений в школе на
основе взаимного уважения и доверия учителей, учеников и родителей;
2.
3.
4.
5. Принцип целостности деятельности школы на основе единства процессов коррекции,
6.
7.
развития, обучения и воспитания обучающихся, воспитанников;
Принцип научности, предполагающий развитие у обучающихся понимания места и роли
человека в современном мире; создание эффективной системы научнометодического
информирования педагогов, постоянного повышения уровня их научной эрудиции и
культуры, профессиональной компетенции;
Принцип программноцелевого подхода, который предполагает единую систему
планирования и своевременного внесения корректив в планы;
8. Принцип вариативности, который предполагает осуществление различных вариантов
действий по реализации задач развития школы; использование различных методик и
технологий с учетом изменений социального заказа, потребностей и интересов участников
образовательного процесса;
Принцип эффективности социального взаимодействия,
который предполагает
формирование у обучающихся, воспитанников навыков социальной адаптации,
самореализации;
9.
10. Принцип индивидуализации включающий всесторонний учёт уровня развития
способностей каждого ребёнка, формирование на этой основе личных программ
стимулирования и коррекции развития обучающихся, воспитанников; повышения учебной
мотивации и развитие познавательных интересов каждого ребёнка;
11. Принцип деятельностного подхода в обучении и воспитании, который предполагает
организацию образовательного процесса на нагляднодейственной основе.
Ожидаемые результаты:
Построение модели инклюзивной среды, обеспечивающей равный доступ к услугам
образования детей с ОВЗ с учетом меняющегося контингента учащихся (состав
школьников каждый год разный по картине нарушений и отклонений у каждого
ребенка)
Обеспечение условий для максимальной самореализации каждого воспитанника на
основе использования инновационных коррекционных технологий, позволяющих
оптимально решать проблему компенсации дефекта, развитие личности.
Функционирование школы как системы, обеспечивающей формирование жизненно
важных компетенций у обучающихся, воспитанников на максимально возможном и
качественном уровне в соответствии с индивидуальными возможностями личности,
их успешную самореализацию в социальном включении. Создание здоровых и безопасных условий труда и учёбы.
Создание адекватной системы определения детей с ОВЗ, обеспечение более
благоприятными условиями для их развития и включения в общественно полезную
деятельность;
Укрепление кадрового
потенциала школы,
совершенствование системы
повышения квалификации педагогов школы.
Мероприятия по реализации проекта
№
Наименование мероприятий
Срок
Исполнители
исполнения
1. Нормативно – правовое и организационное обеспечение
1.2. Обеспечение нормативноправовой базы
реализации экспериментальной деятельности.
Сентябрь
Директор
1.3.
Создание приказов
1.4. Разработка положений, функциональных
обязанностей и т.д.
2. Работа с родителями
2.1 Вовлечение родителей в образовательный и
В течение года Классные
воспитательный процесс.
руководители,
зам. по
воспитательной
работе.
2.2. Создание семейного клуба "Растем вместе"
2.3 Читательская конференция "Читаем вместе"
Библиотекарь
2.4 Спортивные мероприятия: веселые старты, дни
Учителя Здоровья
физической
культуры.
3. Организация образовательного процесса
Обучающиеся
3.1 Факультативные занятия
3.2 Кружки, секции
3.3 Конкурсы, олимпиады
Учителя
В течение года Учителя
предметники
В течение года Педагоги доп.
образования.
В течение года Учителя
предметники
3. 4. Уточнение состава группы учителей
экспериментаторов
Август,
сентябрь
Директор
3.5 Организация работы педагогического коллектива
Сентябрь
в условиях ЭД
Зам. директора
по НМР
3.6 Курсовая подготовка
Сентябрь май Зам. директора
по НМР
3.7 Организация поддержки и сопровождения ЭР:
психологопедагогического; научно
методического; информационного
Сентябрь,
октябрь, в
течение года
Зам. директора
по НМР
3.8
3.9
Контроль хода ЭД
В течение года Зам. директора
по НМР
Изучение и обобщение опыта работы в
интегративном образовательном пространстве: из
опыта включения в образовательный процесс детей
В течение года Директор, зам.
директора по с ДЦП; особенности интегративной
образовательной среды основной школы;
творческая деятельность как условие успешной
адаптации ребенка в социуме
НМР
3.10
3.11
Разработка и реализация программы по
преемственности начальной и основной школы
Обеспечение школы необходимым оборудованием,
создание безбарьерной среды
В течение года Директор, зам.
директора по
НМР
В течение года Директор, зам.
директора по
НМР
Контроль над реализацией проекта осуществляет администрация школы в рамках
внутришкольного контроля и инициативная группа. Отчет о работе заслушивается на
педсоветах (два раза в год), заседаниях МО учителейпредметников (два раза в год),
заседаниях инициативной группы.
Реализация проекта и апробации модели рассчитана на 1 год и будет проходить в 3 этапа:
Первый этап (с 20.05.201901.08.2019) – создание инициативной группы учителей,
разработка проекта, сбор информации по инклюзивному образованию.
Второй этап (с 01.08.201901.11.2019) – диагностические мероприятия, создание групп
учащихся с ОВЗ, разработка индивидуальной траектории обучения, разработка пакета
документов, регламентирующих инклюзивное образование, локальные акты внутри школы,
курсовая подготовка участников эксперимента, информирование общественности по
внедрению инновации.
Третий этап (с 01.11.201925.05.2020) – проведение коррекционных, индивидуальных
занятий, реализация программ обучения по инклюзии учителей предметников,
использование здоровьесберегающих технологий, работа специалистов по устранению и
коррекции нарушений в развитии ребёнка. Работа методической службы по созданию
условий для процесса инклюзивного обучения. Сбор материала для мониторинга
результатов обучения учащихся данной категории.
Проект инклюзивной среды в образовательной организации
Проект инклюзивной среды в образовательной организации
Проект инклюзивной среды в образовательной организации
Проект инклюзивной среды в образовательной организации
Проект инклюзивной среды в образовательной организации
Проект инклюзивной среды в образовательной организации
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.