областное государственное казенное образовательное
учреждение «Санаторная школа – интернат»
г. Шуя, ул. 5 Северная, дом 49
тел. 49447
электронная почта: shool_deaf@ mail.ru
Проектисследование по истории в 56 классах
«Родословная куклы»
Авторы: обучающиеся 6 класса Адиканко А.,
Лабовкина Н., Канашина М.
Руководитель: учитель истории
и обществознания Уварова Л.В. Шуя 2016
«Кто в куклы не играл, тот счастья не видал»
(русская народная пословица)
Цель:
Рассказать историю возникновения куклы и показать ее роль в жизни человека.(3 слайд)
Задачи:
1) раскрыть процесс развития и изменения куклы;
2) расширить и усовершенствовать творческие способности детей, их внимание, память,
речь, мышление;
3) показать материал, из которого создавалась кукла в разные времена;
4) совершенствовать навыки самостоятельной работы;
5) привлечь внимание детей к поиску необходимой информации, а также к работе детей и
педагога над выбранной темой;
6) определить применение куклы. (4 слайд)
Гипотеза:
Доказать, что с развитием человеческого общества изменялись внешний вид, значение и
использование куклы.
Проблема заключается в том, что можно дожить до глубокой старости, вырастить детей и
внуков и не знать историю игрушек.
Кукла – это самая любимая игрушка детей. История игрушек имеет такую же летопись,
как история человека. Игрушки появились одновременно с появлением человека. Самая
древнейшая из всех игрушек – это кукла.
Длительность проекта:
Краткосрочный (в течение двух недель).
Проект по доминирующему методу:
Исследовательско – творческий:
дети собирают информацию и реализуют ее;
готовят презентацию проекта (выступают перед 5 классом).
Проект по характеру контактов:
осуществляется внутри одной возрастной группы;
в контакте с педагогом;
осуществляется внутри ОГКОУ.
Проведя опрос среди пятиклассников, и получив результаты предположений, была
составлена таблица:
Что такое кукла?
Из чего она может быть сделана?
Это игрушка
Это игрушечный пупсик
Это кукольная девочка
Из резины
Из пластика
Из пластмассы и резины Из пластмассы и с волосами из ниток
Из мягких материалов, похожих на кожу
Из пластмассы
Из пластмассы
Это игрушка, одетая в красивое платье
Это игровая кукла для девочек
Это красивая игрушка
Это красивая игрушка, похожая на
человечка
Это красивая игрушка, в неё играют
девочки
Получив различные варианты ответов детей, шестиклассники вместе с педагогом решили
рассказать ребятам всю историю возникновения и развития куклы и показать ее роль в
жизни человека.
Этапы работы над проектом:
исследовательская часть проекта;
практическая часть проекта;
презентация проекта.
Работа проходила по выбранным направлениям в течение двух недель с шестиклассниками
санаторной школыинтерната.
Из пластмассы
Последовательность выполнения проектной деятельности педагога и
шестиклассников:
Исследовательская часть:
а) просмотреть с детьми доступные им по возрасту книги, журналы;
б) получить необходимую информацию из интернета (с педагогом);
в) рассмотреть ткани и материалы, необходимые для изготовления кукол.
Эволюцию куклы можно условно поделить на четыре этапа:
Ученик 1. Первые куклы были обнаружены в египетских пирамидах 4 тыс. лет назад и
выражали мировоззрение первобытного общества. Кукла была выполнена из примитивного
материала: камней, дерева, простой или слоновой кости. Куклы использовались для
религиозных ритуалов или в качестве «идола» для изгнания злых духов, вреда, смерти,
болезни и несчастья. (6,7 слайды)
Ученик 2. Ремесло по изготовлению кукол возникло в Древней Греции в V веке до нашей
эры. Их делали из терракоты (обожженной глины) в городе Сордис, который был центром
игрушек и выгодно располагался на торговом пути в Персию. Так как наша страна долгое
время оставалась аграрной и не каждая семья могла позволить себе купить куклу, то их
чаще делали вручную. Пока дети были маленькими, кукол шили бабушки, мамы и старшие
сестры, а с пяти лет любая девочки могла создать себе «потешку».
Слово «кукла» родственно греческому «киклос», что означает круг, то есть чтото
свернутое. Куклу научилась сворачивать из старой лоскуткой ткани, в которую набивали
золу, вату, зерно, паклю. А также лепили из глины, воска, плели из лыка, травы, сена,
соломы. Куклы использовались на праздничных обрядах и свадьбах, а также служили
символом продолжения рода, плодородия, оберега людей и жилья, защиты мужчин в
военной службе, уюта и благополучия в доме.
Отметим тот факт, что куклы наших прабабушек тоже выполнялись из подручного
материала. Так как их детство совпало с тяжелыми послевоенными годами и многим
приходилось работать на полях, помогать взрослым по хозяйству и ухаживать за младшими
сестрами и братьями. (Например: «пеленашка»). (8,9,13,14,15,16,17,18 слайды)
Ученик 3. Золотым веком кукол принято считать конец XIX и начала XX вв. В период
отмены крепостного права и промышленной революции в Европу (из Франции Англии и
Германии) привозили фарфоровых кукол. Это красота, эстетика и целый пласт ушедшей культуры, который манит своим очарованием и таинственностью. Куклу украшали
драгоценными камнями или жемчугом. Она являлась семейной ценностью в богатых
дворянских и королевских семьях, передавалась из поколения в поколение. Маленькие
барышни играли ими под присмотром гувернанток. Теперь такую куклу можно увидеть
только в музеях. (19,20,21,22,23,24 слайды)
Ученик 4. Современная кукла умеет говорить, ходить, плакать, спать и даже капризничать.
Раньше о таких куклах можно было только мечтать.
В настоящее время существует огромное многообразие кукол: пластмассовые,
пластиковые, тряпичные, вязанные, перчаточные, теневые (проектируемые на экран как
тени или силуэты), марионетки (куклы, управляемые актером кукловодом), бумажные,
механические, куклысувениры, матрешки, неваляшки, манекены, куклы для заварочного
чайника, куклыдвойники знаменитостей. По размерам куклы бывают от дюйма (например,
на брелках для ключей) и до двух метров (например, манекены на витринах магазинов).
Самая молодая кукла – это кукла Барби. Она появилась в 1959 году в американской семье
Хендлеров и была названа в честь их дочери. Позднее у нее появился муж Кен, дети,
сестры и подруги, в том числе темнокожие. Она имеет дом с садом и бассейном, личный
автомобиль, гардероб, аксессуары и домашних животных. Она уверенно шагает в ногу со
временем.
Сегодня кукол чаще всего можно встретить в детских садах. Обычно ими играют девочки.
Проявляя материнский инстинкт, они переодевают, кормят, заплетают косички,
разговаривают с куклами, бережно и ласково относятся к ним и любят их как живых.
О куклах писатели пишут книги, композиторы сочиняют музыку и песни, режиссеры
снимают мультфильмы, художники рисуют картины. (25,26,27,28 слайды)
Практическая часть:
а) собрать материал, который раньше использовался для изготовления кукол;
б) практично и красиво упаковать материал, сделав его раздаточным материалом
(наглядным пособием);
в) прономеровать и подписать наглядные пособия.
г) найти кукол, сделанных в разное время и из разных материалов
При проведении исследовательской деятельности был собран материал, который раньше
использовался для изготовления кукол.
Материал:
солома;
Солома появляется из сухих стеблей злаковых и бобовых зерновых культур, оставшихся
после обмолота. Для изготовления игрушек используется высушенная чистая солома.
Соломка должна быть сухой, чтобы потом изделие из нее не сгнило.
пакля;
Пакля делается из растений лубяных культур (конопля, лён, джут, и так далее).
Это волокнистые растения, волокна "добывают" или из стеблей растений, или из листьев.
А пакля это отходы переработки растений данной группы.
Основное сырьё потребляет текстильная промышленность, а непригодные волокна после
первичной обработки и есть пакля.
лыко;
лыко это прочный волокнистый материал, получаемый из подкорья молодых деревьев
(липы, дуба).
трава;
Лечебные травы вплетали в кукол «стригушек». Когда ребенок болел или играл с куклой,
она оказывала лечебное действие на него. ветки;
Ветки не обламывают с деревьев, а собирают упавшие. Их высушивают и зачищают для
изготовления куклы.
лоскутки;
лоскутки остатки тканей, разной величины и окраски.
зола;
Зола несгораемый остаток, образующийся из минеральных примесей топлива при полном
его сгорании. Из очагов бралась зола, смешивалась с водой. Потом скатывался шарик, и к
нему прикреплялась юбка.
глина;
Глина материал на редкость пластичный, послушный умелым рукам мастера, покорный
фантазии художника. И, что привлекательно, легкодоступный. Залегает глина в земле,
иногда на малой глубине, а то и вовсе на поверхности.
песок;
Природный песок образовался в результате процесса разрушения горных пород под
воздействием окружающей среды. Это мелкие сыпучие частицы.
воск.
Восками называют группы жироподобных твердых веществ природного или
синтетического происхождения. По своим свойствам воски напоминают твердые жиры, у н
их, например,блестящая и жирная на ощупь поверхность. Они плавятся в широком интерва
ле температур (4090° С). (10,11,12 слайды)
Презентация проекта:
а) сделать презентацию проекта «Родословная куклы»;
б) составить подробный отчет с информационными и текстовыми материалами,
фотографиями о ходе и проведении всего проекта.
Продукт проекта
обучающихся 56 классов
(прилагается к конспекту).
собранная и обработанная информация в виде презентации и тестов для
Вывод:
Кукла – это игрушка в виде фигурки человека (или животного).
Кукла всегда сопровождала людей. Сохраняла и передавала в своем образе культуру,
самобытность и характерные черты создающего ее народа. Имела различные назначения и
развивалась вместе с обществом. (29 слайд)
Тестовый контроль для проверки знаний и закрепления материала.
Викторина «История появления и развития кукол»
Вопрос 1: Самые древние куклы были найдены…
Варианты ответов: а) Египте
б) России
в) Америке
Вопрос 2: Для чего служили древние куклы?
Варианты ответов: а) для игры
б) для ритуальных целей и обрядов
в) для коллекционирования
Вопрос 3: Почему русскую куклу делали без лица?
Варианты ответов: а) так как не умели рисовать
б) так как в кукле без лица (без души) не может поселиться нечистая
сила
в) так как не было красок Вопрос 4: Слово «кукла» означает на латыни…
Варианты ответов: а) девочка, человек
б) кулак, клубок ниток
в) игрушка
Вопрос 5: Где впервые появилась кукла Барби (Родина)?
Варианты ответов: а) Америка
б) Франция
в) Россия
Программное техническое обеспечение, необходимое для проведения учебного
проекта:
компьютер;
экран;
проектор;
принтер;
фотоаппарат.
Материалы на печатной основе:
иллюстрации и фотографии старинных кукол;
детские энциклопедии;
справочная литература. (5 слайд)
Интернет ресурсы:
1. http://www.glazkisad1125.ru/art/116
2. http://vision7.ru/publ/samoe_udivitelnoe_v_iskusstve/istorija_sozdanija_kukol/3410
3683
3. http://otherreferats.allbest.ru/culture/00102000_0.html
4. http://www.moluch.ru/archive/99/22168/
5. http://fb.ru/article/174626/opisaniematreshkiiistoriyavozniknoveniyakuklyi
Проект-исследование по истории в 5-6 классах «Родословная куклы»
Проект-исследование по истории в 5-6 классах «Родословная куклы»
Проект-исследование по истории в 5-6 классах «Родословная куклы»
Проект-исследование по истории в 5-6 классах «Родословная куклы»
Проект-исследование по истории в 5-6 классах «Родословная куклы»
Проект-исследование по истории в 5-6 классах «Родословная куклы»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.