Круглый стол « К школе готов!»
Быть готовым к школе - не значит уметь
читать, писать и считать.
Быть готовым к школе - значит,
быть готовым всему этому научиться.
Л. А. Венгер
Задачи:
План занятия:
Игра в кругу « Передай игрушку соседу и назови свое имя, место работы».
Упражнение « Пальчики»
В круг выйдут столько человек, сколько ведущая подняла пальцев.
Проблема готовности ребенка к обучению всегда привлекала внимание психологов и педагогов. В практике обучения первоклассники испытывают заметные трудности, связанные с адаптацией к условиям систематического обучения, усвоением учебного материала, поддержанием необходимого уровня дисциплины и т.д. Это говорит о том, что существующие формы обеспечения готовности ребенка к школе недостаточно эффективны, что требуется специальная система помощи ребенку, которая бы готовила его к обучению в начальной школе.
На данном семинаре мы постараемся все вместе раскрыть структуру психолого-педагогической готовности будущего первоклассника к школе.
Что же это такое « готовность к школе?»
4. Определение понятий.
Давайте разобьемся на две группы и постараемся сформулировать понятие «готовность ребенка к школе»
Работа в группах
Время работы 2 мин.
Итак, готовность к школе - это…..
Готовность к школе - это, прежде всего психологическое, эмоциональное, нравственно-волевое развитие ребенка, сформированное желание учиться и элементы учебной деятельности.
Психологическая готовность определяется системой требований, предъявляемых к ребенку школой: ответственное отношение к учебе, произвольное управление поведением, систематичное и планомерное овладение знаниями, установление произвольных форм общения с учителем, налаживание контактов с товарищами по учебе.
Особенности и потребности современного ребенка
Исследования, проводимые сегодня психологами показывают, что современный ребенок отличается от своего сверстника 10- 20 лет назад.
Изменение требований общества и изменения самих детей требуют сегодня смещение акцентов работы. На современном этапе развития общества произошли изменения в целом и детства, и изменения в отношениях детей и родителей.
Сегодня снижена родительская мотивация: я хочу быть хорошим родителем, но ничего не хочу делать.
Наблюдается ситуация разорванных связей – ребенок находится в более узком кругу. Если раньше дети спокойно гуляли во дворе, то сегодня близкий коллектив более конкретный ( семья, детский сад, класс). Дефицит общения детей со сверстниками и чужими взрослыми затрудняет формирование адекватной самооценки, формирование статуса ученика. Согласно полученным данным высокий и средний уровень сформированности личностного развития наблюдается у 89% дошкольников.
Последние исследования отмечают снижение когнитивного развития детей. Только до 20% дошкольников имеют высокий уровень сформированности таких познавательных функций как внимание, зрительно – пространственное восприятие, память, зрительно – моторные координации, речь и произвольная регуляция деятельности.
Дети, имеющие несформированность 2-х и более этих показателей развития, относятся к группе высокого риска и составляют от 5 до 7%. Большинство будущих первоклассников имеют средний уровень сформированности перечисленных функций. У 35% отмечены трудности организации деятельности - непонимание инструкции, неумение работать по плану и контролировать правильность выполнения работы, проверять, находить и исправлять ошибки. Крайне низкий уровень действий, где требуется внутреннее удержание правил и оперирование в плане образов. Трудности зрительно – пространственного восприятия наблюдаются у 30% детей, что согласуется с данными РАО. Эти сложности являются предвестниками сложностей в обучении навыкам письма и чтения. Значительное число детей ( до 45%) имеют низкий или средний уровень сформированности творческого мышления. Это может быть связано с недостаточным вниманием к творческой самореализации ребенка в семье и детском саду.
Развитие мелкой моторики и зрительно – моторных координаций отражают зрелость нервно – мышечной регуляции и произвольной регуляции деятельности и являются основной базой для формирования навыков письма и других двигательных действий. До 44% детей имеют низкий уровень развития этих функций. Способность к произвольной регуляции имеет особое значение для успешного обучения в начальной школе. Степень сформированности этих функций является одним из важнейших факторов, определяющих готовность ребенка к обучению. В период от 5 до 7 лет функциональные системы мозга, обеспечивающие произвольные формы психической деятельности, проходят стадию качественных изменений и индивидуальный разброс в темпах их созревания достаточно высок. Паспортный возраст ребенка на этом этапе развития может не совпадать с биологическим и отличаться на полтора года.
Сегодня отмечается экранная зависимость детей и как следствие возбудимость, переутомление, идет подмена ценностей у детей. Качественно меняется восприятие – неумение удерживать, концентрировать внимание: нет целого образа восприятия, отсюда возникают проблемы в обучении чтению; неумение себя занять. Уровень развития ролевой игры снижен.
Отмечается падение любознательности и воображения как способности планирования действий. Это связано с особенностями функционального развития мозга детей и длительным созреванием регуляторных механизмов.
Нарастает количество детей с эмоциональными проблемами. До 59% детей имеют несформированность эмоциональной сферы. Считается, что это влечет за собой трудности в обучении, приводит к неадекватным реакциям ребенка на ситуацию обучения и снижение его познавательных способностей. В результате такие дети могут демонстрировать негативное отношение к процессу обучения, острые реакции на критику и оценки, неадекватное поведение. Из расстройств эмоциональной сферы часто встречаются повышенная тревожность, агрессивность, склонность к истерикам, асоциальное поведение, негативизм, демонстративность.
Вместе с тем, увеличивается количество одаренных детей. Динамика интеллектуального развития детей становится быстрее по сравнению с предыдущим поколением.
Возрастает количество неполных семей. Прогнозируется через 10 лет увеличение таких семей до 40 %. Педагогам нужно научиться работать с такими детьми.
5. Вспомним, основные компоненты «готовности к школе». Работа с плакатом « Дерево»
Мотивационный компонент
Интеллектуальный компонент
Эмоционально -волевой компонент
Коммуникативный компонент
Речевой компонент
Физиологический компонент
Работа в группах
Время работы 5 мин.
Сформулируйте определение каждого из компонентов.
Резюме: итак
Мотивационный компонент предполагает отношение к учебной деятельности как к общественно значимому делу и стремление к приобретению знаний. Предпосылка возникновения этих мотивов - общее желание детей поступить в школу и развитие любознательности.
Интеллектуальный компонент предполагает достижение достаточно высокого уровня развития познавательных процессов (дифференцированное восприятие, произвольное внимание, осмысленное запоминание, наглядно-
образное мышление, первые шаги к овладению логическим мышлением).
Волевой компонент умение ребенка действовать в соответствии с образцом и осуществлять контроль путем сопоставления с ним как с эталоном (образец может быть дан в форме действий другого человека или в форме правила).
Коммуникативный компонент – наличие произвольно-контекстного
общения со взрослыми и кооперативно-соревновательного со сверстниками.
Речевой компонент предполагает овладение грамматикой и лексикой языка, определенная степень осознанности речи, становление форм (внешняя - внутренняя, диалогическая - монологическая) и функций (общения, обобщения, планирования, оценивания и т.д.) речи.
Физиологический компонент - (навыки самообслуживания, состояние общей моторики, уровень физической подготовленности, состояние здоровья, правильное телосложение, осанка).
6. Упражнение « Мозговой штурм»
Какими методами можно помочь в развитии этих компонентов? У педагогов – практиков есть свои интересные находки в этой работе. С помощью
« мозгового штурма» мы постараемся придумать варианты работы по каждому из этих компонентов и в виде листочков прикрепить на наше дерево (зачитываются варианты решений).
Итак, чтобы дети были интеллектуально подготовлены к школе, мы должны развить у них познавательную потребность, обеспечить достаточный уровень мыслительной деятельности, дать необходимую систему знаний об окружающем. Может показаться, что в работе с детьми, стоящими на пороге школы, нужно больше времени уделять занятиям школьного типа, и не тратить времени на несерьезные занятия: игру, конструирование, лепку, прогулки. Хотя возможности 6 –леток в усвоении знаний велики, но они потребуют огромных психических и физических сил. Дошкольный возраст имеет свои внутренние закономерности психического развития, и их нарушение может привести к непоправимым ошибкам. Поэтому игра, как главное отличие дошкольника от школьника, позволяет формировать все компоненты готовности к школе.
Велика роль и учебной деятельности, где приобретаются зачатки специальных учебных навыков.
7.РЕШЕНИЕ СИТУАЦИЙ.
Ситуация. Саша
(6 лет) в семье был ребенок желанный. Родители постоянно его хвалили, выполняли
все его желания и капризы. У Саши сформировалось представление о своем
превосходстве над другими, своей вседозволенности, что свидетельствует о
возникновении завышенной самооценки.
Какой компонент готовности не сформирован у Саши. Сделайте
прогноз, как могут сложиться отношения Саши в школьном классе. Что можно
посоветовать родителям?
Ситуация. Мама Вани (6 лет) считает, что ее сын имеет необходимый
запас знаний, умений и навыков для обучения в школе. Он подготовлен
интеллектуально и физически. Мама считает, что и по другим показателям ребенок
готов для обучения в школе. Но в беседе с сыном мама узнала, что у него нет
желания идти в школу.
Какой компонент готовности не сформирован? Будет ли ребенок успешно учиться
в школе?
Что необходимо предпринять?
Ситуация. Ребенок не доводит до конца дело, берется за другое. Не умеет сосредоточиться, работу выполняет неаккуратно, задания выполняет с неохотой. Какой компонент готовности не сформирован? Что можно посоветовать родителям?
Ситуация. Проанализируйте высказывания детей и укажите
возможные причины, побудившие ребенка к таким результатам:
"В школе двойки будут ставить"
"Играть будет некогда"
"В школе программа трудная"
СИТУЦИЯ: Отец часто озадачивают ребенка вопросами, которые побуждают его размышлять, сопоставлять, делать выводы: почему стрижи и ласточки в хорошую погоду летают высоко, а в сырую - над самой землей? Если сын затрудняется с ответом, он предлагает ребенку понаблюдать, чтобы ответить.
Какие качества разовьются у ребенка?
Ситуация. Пятилетнего Гришу «зачитывают» все новыми и новыми книгами. Родители с гордостью говорят: - Все перечитали. Даже в библиотеке ничего нового не находим.
Оправданы и полезны ли такие занятия с ребенком?
Трудно сказать, какие из перечисленных критериев психологической готовности к школе являются более существенными, а какие второстепенными. Степень сформированности каждого из них у детей разная. Но отсутствие или низкий уровень развития хотя бы одного из необходимых психологических компонентов может привести к сложностям в обучении. Только сформированность всех компонентов поможет ребенку с минимальными трудностями преодолеть период школьной адаптации и стать настоящим школьником.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.