Проект «Костюм Донской казачки сквозь века»

  • Исследовательские работы
  • docx
  • 28.05.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема проекта: «Год народного творчества на Дону». Реконструкция костюма Донской казачки. Участники: обучающиеся 8 класса. Проблемные вопросы: 1. Каковы исторические корни костюма Донской казачки? 2. В чем особенность женского казачьего костюма? 3. Что нового было внесено в одежду Донских казачек на протяжении веков? Проект направлен на достижение следующих целей: - исследование «исторических корней» и особенностей костюма Донской казачки; - реконструкция костюма Донской казачки.
Иконка файла материала ПРОЕКТ НАРЯД ДОНСКОЙ КАЗАЧКИ СКВОЗЬ ВЕКА (2).docx
Государственное казённое общеобразовательное учреждение Ростовской   области «Новочеркасская специальная  школа­интернат №1». посвящённый году народного творчества на Дону Авторы проекта:  Яричевская Л. И.; Лаврова Л. В. 2019 г.«Костюм Донской казачки сквозь Проект века» По целям и задачам: Практико­ориентированный По предметно­содержательной области: Межпредметный  По характеру контактов между участниками: Внутришкольный  По продолжительности: Месячный. Авторы проекта: Яричевская Л.И.; Лаврова Л.В. Тема проекта: «Год народного творчества на Дону». Реконструкция костюма Донской  казачки. Участники: обучающиеся 8 класса. Проблемные вопросы: 1. Каковы исторические корни костюма Донской казачки? 2.  В чем особенность женского казачьего костюма? 3. Что нового было внесено в одежду Донских казачек на протяжении  веков?Проект направлен на достижение следующих целей: ­ исследование «исторических корней» и особенностей костюма Донской  казачки; ­ реконструкция костюма Донской казачки. Задачи проекта: Образовательные: ­ исследовать «исторические корни» и особенности женского казачьего  костюма; ­ изучить и проанализировать различные источники информации о характерных  особенностях традиционного костюма Донской казачки от прошлого до  современности; ­ ответить на вопрос «Что нового было внесено в одежду Донских казачек на  протяжении веков?»; ­ разработать и создать (реконструировать) костюм Донской казачки; ­ использовать полученные на уроках профессионально­трудового обучения  (швейное дело) знания, умения и навыки. Коррекционно ­ развивающие: ­ развивать умение распознавать казачий костюм; ­ продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать,  выделять главное; ­ формировать способности к поисковой деятельности; ­ развивать внимание, память, логическое мышление, речь; ­ развивать мелкую моторику рук; ­ развивать умение работать в команде. Воспитательные: ­ способствовать формированию чувства гордости за свою «малую родину»;­ формировать гражданское, патриотическое мышление у учащихся, гордость за   достижения   Родины,   бережное   отношение   к   историческому   прошлому   и традициям народов Дона; ­ воспитывать любовь к родному краю и месту, где родился и вырос человек. Ожидаемые результаты: 1. Получить знания об истории возникновения женского казачьего костюма и  его элементах. 2. Научиться, создавать (реконструировать) костюм Донской казачки. 3. Научиться использовать различный материал при выполнении работы. Демонстрационный   материал: изображение   традиционного   казачьего женского костюма. Элементы узоров и декора. Ноутбук   (ИКТ): слайдовая   презентация   «Костюм   Донской   казачки   сквозь века», экран, ноутбук. Раздаточный материал: силуэтные изображения куклы казачки, карандаши, фломастеры. Методы исследования: теоретические (поиск, сбор и анализ информации по  теме проекта), эмпирические (создание своего образа ­ раскрашивание силуэта  Донской казачки, пошив женского казачьего костюма).  Практическая значимость проекта заключается в создании презентации  «Костюм Донской казачки сквозь века» и его публичная презентация на уроках профессионально­трудового обучения швейное дело), создание (пошив)  костюма Донской казачки, который будет использоваться в общешкольных  мероприятиях и конкурсах различных уровней. Форма реализации проекта:  организация и проведение учебных занятий по теме проекта, презентации результатов работы по проекту. Актуальность исследования: Каждый народ имеет свою историю, традиции и обычаи, что выделяет их от остальных. Национальный костюм – это целый мир, «визитная   карточка»,   «паспорт»,   отличительный   образ   каждого   народа,характеризующий его самобытность и уникальность, отражающий социальные, религиозно­нравственные, этические, эстетические идеалы и традиции народа.                   Казачество – наиболее сильная и активная часть русского народа. Первопроходцы и вечные защитники земли, народа и традиций Руси. До нас дошли   лишь   отголоски   мощной   культуры   казачества.   Что­то   сохранилось   в быту   и   по   сей   день.   Что­то   известно   по   летописям,   легендам,   песням   и преданиям, а что­то утеряно безвозвратно.                          Наша   малая   родина   –   казачий   край,   край   Донского казачества. Актуальность   данной   проблемы   возрастает   в   связи   с   тем,  что   в настоящее   время   идет   процесс   возрождения   казачества   в   нашем   регионе,   в городе Новочеркасске. Богатое культурное наследие российского казачества представляет для нас огромный интерес. Нашим желанием стало изучить образ Донских казачек: их характер, быт, наряд.            Объект исследования: история развития женского казачьего костюма. Предмет   исследования:  особенности   и   характерные   черты традиционного костюма Донской казачки. Гипотеза   исследования  заключается   в   предположении   о   том,   что существуют особые обряды ношения казачьего костюма. Библиография:    1. Алмазов Б.А. Казаки. Санкт­Петербург. 1999 2. Топорков А.Л. «Традиции и обычаи казаков». 2002 3. Скорик   А.П.   Возникновение   Донского   казачества   как   этноса. Новочеркасск. 2009 4. Мининков   Н.А.   Донское   казачество   на   заре   своей   истории.   Учебное пособие. Ростов­на­Дону. 2011 5. Сухоруков В.Д. «Общежитие Донских казаков в XVII­XVIII в.в.» 6. Филипчук   Д.,   Гафт   А.М.   Конференции,   посвященные   вопросам сохранения   историко­культурного   наследия   российского   казачества. 2013 7. «Казачий костюм». Учебно – методическое пособие. И. А. Лыкова. А.Х. Сундукова. Издательский дом «Цветной мир» Москва 2011  Интернет материалы. 8.1. Разработка проекта, создание слайдовой презентации к проекту «Костюм Донской казачки сквозь века». 2. Рассказ   педагога   об   одежде   Донских   казачек,   назначений   некоторых частей одежды (приложение 1). 3. Ознакомление   с   элементами   узоров:   показ   иллюстраций   с   нарядами Донских казачек, таблицы с элементами узоров. 4. Показ   разных   способов   украшения   наряда   Донской   казачки: использование при нанесении узора (цветов, листьев, ягод) фломастеров, цветных карандашей; использование при нанесении узора (прямых линий, волнообразных линий, завитков). 5. Предложить   детям   самостоятельно   раскрасить   или   нарисовать   свой вариант костюма донской казачки (с использованием силуэта). 6. Совместная деятельность: педагог – ребенок: рекомендации в процессе работы, помощь педагога. 7. Реконструкция женского казачьего костюма (пошив комплекта одежды Донской казачки). Срок реализации проекта: с 29 апреля по 24 мая 2019 года. Этапы реализации проекта Эта п 1. Вид деятельности Сроки Ответственные Предварительный ­ выбор темы;  обсуждение направлений работы, сроков,  участия обучающихся в  реализации  проекта.     29 апреля  Яричевская Л.И. Лаврова Л.В. 2. Подготовительный ­ подбор необходимой      6 мая Яричевская Л.И.литературы, подбор инструментов и  материалов, разработка этапов проекта,  разработка и оформление презентации  «Костюм Донской казачки сквозь века». 3. Основной – проведение намеченных дел:     Лаврова Л.В.    Исследовательская А) часть (демонстрация и обсуждение презентации «Костюм   Донской   казачки   сквозь   века», чтение стихов о Донских казаках, беседа об «исторических корнях» и особенностях казачьего  костюма,  показ  иллюстраций  с нарядами   Донских   казачек,   таблицы   с элементами узоров.  Б) Творческая часть (показ разных  способов украшения наряда казачки:  использование при нанесении узора    (цветов, листьев, ягод) фломастеров,  цветных карандашей; использование при  нанесении узора ­ прямых линий,  волнообразных линий, завитков.  Предложение детям самостоятельно  раскрасить или нарисовать свой вариант  костюма Донской казачки с  использованием силуэта). В) Практическая часть (разработка и  создание костюма Донской казачки на  уроках швейного дела).     7­15 мая Яричевская Л.И. 16 мая Лаврова Л.В. Яричевская Л.И. 20­23 мая Лаврова Л.В.4. Заключительный этап ­ Подведение  итогов, анализ деятельности. Оформление  24 мая Яричевская Л.И. Лаврова Л.В. отчёта, презентации проекта «Костюм  Донской казачки сквозь века», рефлексия  участников.  Содержание  1. Введение.      2. Методика проведения исследовательской части работы.   3. Методика творческой части (самостоятельного раскрашивания или  рисования своего варианта костюма Донской казачки с использованием  силуэта).     4. Методика практической части (реконструкции костюма Донской  казачки).    4. Вывод.Введение. Родина - это все: и прежде всего язык, природа, древняя история своей страны, ее праздники, народные песни и сказания, память о предках и уважение к родителям, а, главное – труд, творческий, созидательный труд, труд во имя своей страны, своего народа. Виктор Астахов. Мы   должны   знать   свои   корни.   А   изучение   истории   надо   начинать   со знакомства малой родины, того места, где родились, жили и умирали предки, где   живут   потомки.  И   лучше   всего   начать   знакомство   с   изучения   обычаев, обрядов   и   одежды   наших   предков.   Национальная   одежда   донских   казаков является   частью   национальной   культуры,   которая   самобытна,   неповторима, уникальна.           Ростовская область – это частица нашей великой Родины – России. Мы с живем   в   прекрасном   самобытном   крае   нашей   страны,   в   столице   Донского казачества – городе Новочеркасске! «Казаки – это Русь, что не ведает память, Слава, Боже тебе, что мы есть казаки!»Губернатором Ростовской области Василием Голубевым 2019 год  объявлен Годом народного творчества.                                                  С возрождением казачества на юге России опять повысился интерес к казачьему   костюму,   даже   музыкальные   и   танцевальные   коллективы   сейчас стараются воспроизводить казачьи костюмы по старинным образцам в музеях.           Женский казачий костюм.  Благодаря   дошедших   до   нас   портретам,   словесным   описаниям   А.И. Ригельмана и В.Д. Сухорукова, мы можем судить о женской одежде. Женщины низовых станиц и Черкасска одевались на восточный манер. Основным видом платья был кубелек. Лиф плотно облегал тело и застегивался серебряными или позолоченными пуговицами (параллельно располагался и ряд декоративных).   Пояс,   надеваемый   выше   талии,   украшался   серебряными   и золотыми бляшками (на каждой было какое­либо изображение или орнамент). Расширяющиеся полы запахивали, под кубелек надевали длинную шелковую рубаху с длинными рукавами. «На голове носят повязки с висящими по щекам чикиликами, то есть лопастями жемчужными, а поверх оных высоки кички с сороками...»   (А.И.   Ригельман).   Казачки   увлекались   украшениями   и   носили, кроме   упомянутых   чикиликов,   жемчужные   ожерелья,   серьги,   подвески,   на запястьях браслеты (бизилики), перстни. На ногах у них были «чулочки или ичеги, кожаные желтые и туфли или башмаки красные, золотом шитые».           Костюм Донской казачки не лишен кокетства, он удобен и подчеркивает стать   казачек.   Такой   костюм   надо   носить   с   гордой   осанкой   и   сраспрямленными   плечами.  Традиционная   одежда   казачек   не   исчерпывалась только платьем и костюмом «парочкой», но они наряду с любым народным женским костюмом обладают общими чертами, которые характеризуют весь комплекс   женского   казачьего   костюма   ­   компактным   объемом,   мягким, плавным контуром, гармонией цвета, формы. В основе традиционного костюма казачек   ­   заложено   искусство   радости,   неуемной   тяги   и   красоты,   что   дает возможность   воплотить   мечту   о   прекрасном   в   создании   своего   внешнего облика.   Несравненное   великолепие   женского   костюма   наделяло   каждую женщину   истинной   красотой.   И   как   бы   ни   была   тяжела   жизнь   казачки,   ее искусство   поражает   своим   светлым,   жизнеутверждающим   содержанием. Этим объясняется особая ценность народной одежды для изучения культуры и быта, а также многих других сторон жизни народа, исторического процесса нации в целом.                    В разных областях казачий женский костюм немного отличается. Но основа все же одна. Женщины казачки носили длинные рубашки, низ которых красиво   окаймлялся   кружевом   или   вышивкой.   Поверх   рубашки   надевали длинную   широкую   юбку   с   оборками,   нарядный   край   рубашки   должен   был выглядывать из­под юбки. Кираса или блуза была приталенной и доходила до талии, шилась с баской, рукава часто присборивались вверху и были заужены к низу. Застежка делалась сбоку или сзади на маленькие пуговки. Сшить такую блузку нетрудно и сегодня, время от времени блузка с баской входит в моду. На   волосах   казачки   носили   файшонку,   связанную   по   форме   узла   волос крючком ли сделанную коклюшками как кружево. Файшонку надевали на узел волос   сзади   и   концами   завязывали   как   косынкой.   Сверху   на   голову   также накидывали  кружевные шарфики. Фартук­ белый или черный с вышивкой и украшениями   также   был   почитаем   казачками.   Зимой   носили   шубы   до   пят, расклешенные книзу с запахом как восточные халаты. В повседневной носке был овчиный полушубок с оторочкой.                    Сшить костюм казачки просто, но нужно помнить, что распущенные волосы   или   не   собранные   волосы   до   плеч   не   вяжутся   с   таким   костюмом. Волосы надо обязательно убрать в узел, а голову покрыть. Исследовательская часть. Цель исследования: исследовать образ Донской казачки. Задачи:1. Найти и изучить информацию в интернете. 2. Найти фотографии, рисунки Донской казачки. 3. Определить истоки появления национального костюма Донских казаков; 4. Проанализировать образ казачки.  Методы исследования: работа с информацией, анализ, обобщение.  Учебные вопросы: Проблема: в чем особенность женских казачьих костюмов?   о   менталитете Актуальность исследования:           Каждый народ имеет свою историю, традиции и обычаи, что выделяет их от остальных. Национальный костюм – это целый мир, «визитная карточка», «паспорт»,   отличительный   образ   каждого   народа,   характеризующий   его самобытность   и   уникальность,   отражающий   социальные,   религиозно­ нравственные, этические, эстетические идеалы и традиции. Значение   исследования   особенностей   костюма   того   или   иного   народа   для понимания   его   культуры   огромно,   ведь   национальный   костюм,   наряду   с языком, мифом и обрядом, чаще всего образовывал единую знаковую систему. Они   все   взаимосвязаны   между   собой   и   дают   нам   огромное   количество информации народа.                      Костюм может многое рассказать об эпохе, в которую был создан. Многозначность одежды представляет собой широкое исследовательское поле. Являясь   частью   культурного   пространства   человека,   одежда   отражала изменения   в   его   существовании   на   уровне   представлений   о   ней,   либо   на функциональном уровне. Поэтому при рассмотрении народного костюма как возможной структуры традиционного комплекса одежды, последняя, с одной стороны,   оказывалась   пространством,   в   котором   разворачивалось   бытие человека,   а   с   другой   ­   в   нем   происходила   трансформация   форм   одежды, являющаяся следствием действия многообразия культурных кодов, прочтение которых знаний.           Актуальность данной проблемы возрастает в связи с тем, что в настоящее время идет процесс возрождения казачества в Ростовской области, в городе Новочеркасске,   а   также   в   других   регионах   России.   Богатое   культурное наследие Донского казачества представляет для нас огромный интерес.  определенных   конкретного требовалоИстория развития женского казачьего костюма.                Женский костюм – это целый мир. Не только каждое войско, каждая станица и даже каждый казачий род имел особый наряд, который отличался от иных,   если   не   совершенно,   то   деталями.   Чем   дальше   в   глубь   веков,   тем отчётливее видно назначение одежды: не только оберегать человека от жары и холода, от непогоды, но и от злых сил; быть паспортом и визитной карточкой одновременно.   Особенностью   казачьего   женского   костюма   были   головные накидки.   Женщинам   не   положено   ходить   в   храм   с   непокрытой   головой.   В России замужние женщины носили «повойник» – показаться «простоволосой» было знаком невежества, дикости. Казачки носили кружевные платки, а в XIX веке – «колпаки», «файшонки» (от нем. слова «файн» – прекрасный). Носили они   в   полном   соответствии   с   семейным   положением   –   замужняя   женщина никогда   не   показалась   бы   на   людях   без   файшонки.   Девушка   же   покрывала голову и обязательно заплетала одну косу с лентой. Все носили кружевные платочки. Без него появление женщины на людях было так же немыслимо, как появление строевого казака без фуражки или папахи.          Чем дальше вглубь веков, тем отчётливее видно назначение одежды: не только оберегать человека от жары и холода, от непогоды, но и от злых сил; быть паспортом и визитной карточкой одновременно.           Казачий женский костюм прошлого резко отличался от других женских костюмов   России,   потому,   что   в   основе   своей   был   тюркским.   Характер   и особенности женской одежды объясняются происхождением казачек.                    Женщины долго сохраняли традиционную одежду тех мест, откуда пришли  на  Дон.  Они  попадали   сюда   в  качестве   ясырок (пленниц):  татарки, черкешенки, турчанки, другие – из русских  селений. На  нижнем  и среднем Дону   наибольшее   распространение   в   XVIII   –   XVIII   вв.   получил   комплекс женского костюма с кубельком, в котором особенно чувствовалось влияние Востока.   Штаны,   неприличные   русской   женщине,   зато   любимые   женщиной восточной,   долго   были   типичным   предметом   гардероба   казачек.   Казачки носили  шаровары: на  Нижнем  Дону и на  Кавказе — широкие,  на Среднем, Верхнем Дону и на Яике — узкие, похожие на брюки – дудочки. В комплексе с шароварами носили также юбку­плахту, мужского покроя сорочку и кафтан — казакин   или   чапан.   Голову   покрывали   несколькими   платками   или замысловатыми   головными   уборами:   рогатыми   киками,   тюрбанами, корабликами. Близость к восточным традициям просматривается даже сегодняв деталях, которые сохранились в быту станичниц. Например, знуздалка, или замуздка, ­ платок, которым прикрывали часть лица. Этому обычаю никогда не следовали иногородние женщины, а казачек дразнили татарками (приложение 1).  Казачки   очень   любили   украшения:  чикилики   –   широкая   лента   из   алого атласа, украшенная жемчугом. Лента обвязывалась вокруг головы, жемчужная сетка свисала из­под головного убора, прикрывая щеки; перла – жемчужные украшения   от   плеч   до   пояса   (капчак,   коробчак);   браслеты   из   гнутой серебряной или золотой пластинки (безелики). После   превращения   казачества   в   сословие,   а   еще   точнее   после наполеоновских   войн,   казаки   принесли   на   Дон,   Кубань   и   Яик   европейский женский костюм, который завоевал казачьи края. В XIX в. одежда казачек все более   и   более   становится   «городской».   В   начале   XX   в.   яркий   красочный старинный   женский   костюм   совсем   ушел   из   быта   и   преобладающим   стал костюм, состоящий из юбки и кофты — парочка (ставший обычным и в других областях страны). Длинные   и   очень   широкие   юбки   шили   летом   из   холста,   а   зимой   из шерсти. Праздничные юбки шились из ситца, сатина, бархата, батиста, нанка, малескина, репса, кашемира. Чего только нет на этих юбках: сзади сборки и оборки по подолу, клинья, пуговицы, тесьма, бисер, ленты, кружева, оторочка другой тканью. Под верхние юбки надевали нижние юбки, иногда четыре­пять штук.   Чем   богаче   была   казачка,   тем   больше   юбок.   Нижний   край   юбки украшался   оборкой   ткани   с   кружевом.   Закреплялась   на   талии   при   помощи несколько раз оборачивающихся вокруг тела концов обшивки, которые затем завязывались сбоку. Зоновка шилась длиннее верхней юбки, для того чтобы снаружи были видны кружева. Богатые казачки имели по 15 – 20 разных юбок. Юбку с кофтой девушки начинали носить с 15 лет. Если в семье было 2 – 3 сестры, то младшие сестры до просватания не имели права надевать юбку с кофтой, а ходили как девочки в платьях, хотя им уже могло быть значительно больше 15 лет. Из той же ткани,   что   и   верхняя   юбка,   шилась   кофта.   В   зависимости   от   покроя   она называлась   кофтой,   блузкой,   матене,   кирасой.   В   начале   XX   в. распространилась кофта матене — свободного покроя немного ниже талии, распашная   с   застежкой   спереди,   с   длинным   прямым   рукавом   и воротникомстойкой. Их носили только замужние женщины.Молодые казачки любили носить кофточки до бедер, плотно облегающие фигуру   с   небольшой   баской.   Такие   кофточки   с   узкими   длинными, присборенными   у   плеча   рукавами   и   с   воротничком­стойкой,   застегивались спереди на множество мелких пуговиц. Назывались они «кираса». Обувь   –   гусарики,   гетры,   полуботинки   (баретки)   –   носили   по праздникам. В будние дни обувались в самодельные поршни, валенки, сапоги. В начале XX века в моду у молодых женщин вошла шлычка — головной убор замужней женщины в виде небольшой круглой шапочки, надевавшейся на узел волос так, чтобы спереди они были немного видны. Носили ее кубанские и донские   казачки.   С   будничным   и   праздничным   костюмом   носили   фартук, называвшийся   запоном,   завеской,   занавеской.   Будничный   фартук   шился   из холста, а праздничный – из дорогой ткани и украшался кружевами, лентами, прошвами. На полевых работах женщины могли быть в рубахах и юбках, а девушки – в рубахах и широких фартуках. Часто в юбках и фартуках карманов не было. Специально сшитый из ткани карман (ладанка, чемезин, зеп) носили на поясе. Кожаный кошелёк (букчушку) тоже привязывали к поясу. Приложение 2                      Традиционный женский костюм сформировался во второй половине девятнадцатого века. Он состоял из юбки и кофты, так называемая «парочка», являвшаяся   как   нательной,   так   и   верхней   одеждой.   Шился   костюм   из фабричных тканей – шёлка, шерсти, бархата, ситца. Кофты, или «кофточки», были   разнообразных   фасонов:   приталенные   по   бёдрам,   с   оборочкой   – «басочкой»,   рукав   длинный,   у   плеча   гладкий   или   сильно   присборенный   с «пухлями», на высоких или узких манжетах, воротник «стойка» или вырезан по объёму   шеи.   Нарядные   блузки   украшали   тесьмой,   кружевом,   строчками, бисером.  Носили  и   блузки   свободного  покроя  – «матене».  Покрой   у  таких блузок   был   прямой   и   свободный.   Юбки   любили   шить   пышными,   мелко собранными у пояса из четырёх, семи полок, каждая шириной до метра. Юбки внизу украшались кружевом, оборками, шнуром, мелкими складками.            Нижняя юбка – «спидница» – обязательная принадлежность женского костюма.   Шилась   из   тонкой   белой   светлой   ткани   с   кружевами,   часто орнаментировалась вышивкой. Современники так описывают костюм казачки: «… в праздник казачки любят пощеголять: костюмы ситцевые, шерстяные и шёлковые, на голове красивые платки, на ногах полусапожки; на руках золотые и серебряные кольца; на шее у многих янтарные монисты; в ушах – золотые и серебряные серьги. Девушки в косы вплетают дорогие шёлковые ленты. Все женщины заплетают волосы на голове вкруг».Верхней зимней одеждой была стёганая «кохта» без воротника с широкими   косыми   полосами,   образующими   глубокий   запáх.   Эта   одежда считалась удобной, так как давала возможность выносить ребёнка на улицу, не завёртывая   в   одеяло.   Необходимо   отметить   возрастные   различия   в   одежде. Самым красочным и лучшим по качеству материала был костюм девушек – невест и молодых женщин. К 35 годам женщины предпочитали одеваться в более темную однотонную одежду упрощённого покроя.                     Особый  интерес   с  точки  зрения   художественной   и  исторической представляет традиционный вид женской одежды – рубахи. В ней сохранились основы русского женского костюма; длинная рубаха туникообразного покроя с длинными пышными рукавами на манжете; ворот круглый, присборенный, с глубоким   вырезом   на   груди.   Рукав   соединялся   со   станом   квадратной ласковицей. Рубаха считалась верхней домашней одеждой. В бедных семьях рубаха   с   юбкой   могла   быть   и   свадебным   костюмом.   Шилась   рубаха   из домотканого   конопляного   холста.   Рукава,   ворот,   иногда   подол   украшались вышивкой. Повседневные, очень скромно, а праздничные и особенно свадебные отличались богатой вышивкой на разрезе ворота и подоле, на рукавах.  Выводы по исследовательской части проекта:                Исследование показало, что основными предпосылками образования женского   казачьего   костюма   были   исторические   события,   связанные   с освоением и заселением южнорусских земель и земель Северного Кавказа с середины   16­го   конца   19­го   веков.   Большое   влияние   на   формирование казачьего   костюма   оказала   культура   кавказских   народов.   Славяне   и   горцы жили   по   соседству.   Враждовали   они   не   всегда.   Чаще   стремились   к взаимопониманию, торговле и обмену, в том числе и культурно­бытовому. Но в отличие, пожалуй, от всех народов и сословий мира, казаки, жившие в строгих рамках военного сословия, обязанные носить стандартную униформу, видели в одежде   и   другое.   Мельчайшие   детали:   пуговицы   на   мундире,   серьга   в   ухе, повязанный башлык или надетая папаха – для казака были раскрытой книгой, «паспортом»,   по   которому   узнавал   о   незнакомом   собрате   все.   Казак   более всего   ценил   одежду   не   за   её   стоимость   и   даже   не   за   удобства,   которым славилась казачья «справа», а за тот внутренний духовный мир, которым была наполнена каждая деталь казачьего костюма.                  Таким образом, долгий исторический путь прошел женский казачий костюм.    С   течением   времени   традиционная   женская   казачья   одежда   былавытеснена   из   быта   и   почти   полностью   утрачена.   В   настоящее   время,   по немногим   сохранившимся   старинным   образцам,   но   из   современных   тканей, шьются сценические костюмы для фольклорных коллективов и современных представителей казачьих сообществ. Казачья военная форма и женская казачья «парочка», в основном, стали сегодня принадлежностью сцены или праздника. Некоторые элементы кроя и отделки донского женского костюма нашли свое отражение   в  современной   одежде.  С  начала  XX  века  модельеры   постоянно обращаются к народному искусству, как к неисчерпаемому источнику. Казачий костюм – произведение искусства, ценная образная «летопись» наших предков, которая   языком   цвета,   формы,   орнамента   раскрывает   нам   многие   тайны   и законы   красоты   народного   искусства.   Поэтому   и   не   «умирает»   народный костюм. Он превращается в звено, которое связывает художественное прошлое нашего народа с его настоящим и будущим.                       Казачий дух присутствует на Донской земле от рождения, он, как говорится, впитывается с молоком матери. Некоторые спросят, для чего нужно такое пристальное внимание к давнему прошлому, к давно уже исчезнувшему укладу народной жизни. Знание того, что было до нас, не только желательно, но и необходимо. В древности говорили: «Каждое дерево сильно своими корнями. Отруби   их,   и   дерево   погибнет».  Так   и   народ   не   знающий   своей   истории   и культуры, обречен на вымирание и, в конечном счете, на исчезновение с лица земли вообще.              Женский казачий костюм – произведение искусства, ценная образная «летопись»   наших   предков,   которая   языком   цвета,   формы,   орнамента раскрывает нам многие тайны и законы красоты народного искусства. Поэтому и не «умирает» народный костюм. Он превращается в звено, которое связывает художественное прошлое нашего народа с его настоящим и будущим. Мы уже знакомились и изготавливали костюмы Донских казаков для кукол на занятиях       по   программе   «Родник   творчества»,  давайте   вспомним созданные нами ранее образы казачьих костюмов:В рамках данного проекта мы создадим образ и изготовим костюм Донской   казачки   на   уроках   профессионально­трудового   обучения   (швейное дело). Мы определились со стилем костюма – комплект: юбка и кофта. Творческая часть.                     Целью  данной   творческой   работы   является   создание   своего собственного   «образа   Донской   казачки»   и   осознание   учащимися   ведущихдуховных ценностных ориентиров, приобщение новых поколений к смыслам родной культуры, развитие внутреннего мира детей. Задачи: ­   рассмотреть   специфику   отдельных   элементов   женской   казачьей   донской одежды с точки зрения бытового использования и эстетической ценности; ­ проанализировать значение народного костюма для изучения национальной культуры; ­ самостоятельное раскрашивания или рисование своего варианта костюма  Донской казачки с использованием силуэта.     Вступительное слово учителя:         ­ Наверняка многие из нас в детстве любили играть в бумажные куклы. Были и покупные, а  также рисовали сами. Это  и  доступно,  и  интересно,  и увлекательно.   Сегодня   я   вам   предлагаю   самим   составить   костюм   казака   и казачки.   Но,   перед   тем   как   приступить   к   творческому   заданию,   предлагаю просмотреть   презентацию   «Костюм   Донской   казачки   сквозь   века»,   чтобы рассмотреть   специфику   отдельных   элементов   женской   казачьей   донской одежды: Работа с презентацией «Костюм Донской казачки сквозь века»(Дети работают с презентацией) Слово учителя:          ­ Вот мы и познакомились с основными составляющими частями донского женского   костюма,   а   теперь   дети   кратко   повторим   из   каких   основных элементов состоял женский костюм 17­19 веков. Традиции донского женского костюма   нашли   свое   отражение   в   современной   одежде.   С   начала   20   века модельеры   постоянно   обращаются   к   народному   искусству,   как   к неисчерпаемому источнику. А теперь погрузимся в мир костюма и попробуем создать свой, неповторимый образ современной Донской казачки.              Выполняя творческую работу обратите ваше внимание на:      1. сочетание цветов и ограничьте себя небольшим их количеством (не более  3); 2. обратите внимание на основные каноны при построении костюма; 3. можно не ограничивать себя заданной темой и возвратиться в эпоху 17­ 19 века. (Дети раскрашивают. Рисуют свой образ Донской казачки с использованием  силуэта).Практическая часть. Гипотеза.  Изучая   историю   народного   костюма   Донской   казачки, используя навыки швейного мастерства, мы с вами сошьём женский казачий костюм для своих выступлений в общешкольных мероприятиях и участия в конкурсах различных уровней. Цель: воспроизвести (реконструировать) костюм Донской казачки. Задачи: 1. Проанализировать историю развития костюма Донской казачки. 2. Исследовать технику моделирования женского казачьего костюма. 3. Сшить костюм Донской казачки. Объект практической части проекта: костюм Донской казачки.Предмет практической части проекта: процесс изготовления костюма Донской казачки. Исследовательский (теоретический) метод дал возможность: 1. Исследовать историю развитие костюма Донской казачки.            Практический метод дал возможность: 1. получить знания об истории женского казачьего костюма и процессе его моделирования. 2. Выбрать женский казачий костюм в современной одежде. 3. Воспроизвести (реконструировать) костюм Донской казачки для своих выступлений в общешкольных мероприятиях и участия в конкурсах различных уровней. Ожидаемый результат:  проект поможет создать сценический образ в стиле казачьего народного костюма. Практическая значимость:  изучив особенности традиционной одежды казаков, мы будем знакомить учащихся нашей школы с традициями нашего края,   с   его   культурой   и   обычаями.   Вся   информация   перерабатывалась, согласовывали  единый  дизайн  костюма.   Основным  источником информации послужила   книга   Николая   Афонькова,   Екатерины   Афоньковой:   Донской казачий костюм XVII – начала XX веков. Волгоград, 2006.            Комплект костюма донской казачки  1.  Создание   образа:   для   создания   сценического   образа   мы ориентировались на исторический костюм Донской казачки XIX ­ ХХ века. Костюм состоит из кофты и юбки, так называемая «парочка».  Кофта: приталенная по бедрам, с баской, воротник стойка, рукав длинный, на широкой манжете. Спереди на полоске вставка отделана оборками, кружевом и тесьмой.   Застежка   сзади   на   пуговицах.   Юбка   «полусолнце»,   отделанная декоративной   тесьмой,   кружевом,   вьюнчиком,   с   оборкой.   Феншуйка декорирована гипюром, оборками с тесьмой и кружевом. Платочек из шёлка, расшит бисером.  2.Используемые материалы.Для создания комплекта костюма донской казачки использовались материалы: для юбки мы выбрали шерстяной трикотаж королевского синего цвета, для кофты – шёлк, голубого цвета. Для вставки и для манжет взяла парчу голубого цвета. Для отделки всего костюма мы подобрали тесьму трёх видов. Расход материалов: шерстяного трикотажа на юбку потребовалось 2,0 метра (ширина – 1,40 м), шёлка на блузку – 1,8 м, парчи для отделки 30 см, длина разной тесьмы – 5 м, гипюр ­ 25 см, 4 пуговиц, замок «молния». 2.3   Процесс   изготовления   женского   казачьего   костюма   состоит   из основных   этапов:   проектирования,   подготовительно­раскройного,   пошива, отделки. Вывод: Для   выбора   модели   костюма   Донской   казачки   необходимы   знания особенностей костюма Донской казачки и навыки швейного мастерства. Технология пошива костюма Донской казачки.           В процессе создания изделия мы использовали знания, полученные при изучении многих разделов швейного дела, а также других учебных предметов: конструирование изделий — при конструировании моделей одежды; моделирование изделий — при моделировании одежды; технология — при изготовлении изделия; творческий дизайн — при составлении модели; математика — при расчетах расхода материалов, денежных средств, при расчёте пропорции; рисование   —   при   разработке   эскизов   альтернативных   моделей,   при конструировании одежды; история – при изучении истоков изготовления костюма. Снятие мерок: 1. Полуокружность груди – 42 см 7. Ширина спины – 32 см 2. Полуокружность талии – 34 см 8. Ширина плеча – 12 см 3. Полуокружность бедер – 45 см 9. Длина рукава ­ 57 см4. Полуокружность шеи – 18 см 10.Полуокружность запястья – 14 см 5. Длина талии переда – 43 см 11.Длина юбки – 95 см 6. Длина талии спины – 40 см Размер:168­84­90. Оборудование:  бытовая   швейная   электрическая   бытовая   машина «Janome 2515». Для обработки срезов швов ­ промышленный оверлок 51 класса. Технология пошива кофты изложена в приложении 3. Технология изготовления юбки приведена в приложении 4 Технология пошива кофты: 1.Снимаем мерки. 2.Изготавливаем лекала для раскроя. 3.На ткани делаем раскладку лекал по долевой нити. 4.Обводим мелом детали, вырезаем, делая припуск на шов. 5.Начинаем сборку деталей полочки: а) по наметке пришиваем вставку из порчи, сверху вставки настрачиваем кружево, вьюнчик, б) стягиваем бока, в) на спинке стягиваем выточки плечевые, по талии, приутюживаем заход на застежку, г) стягиваем плечевые, боковые швы. 6.Воротник   стойку   обтягиваем,   выворачиваем   на   лицевую   сторону, проутюживаем. 7.Манжет обтягиваем, выворачиваем, проутюживаем. 8.Готовый воротник втягиваем в горловину. По лицевой стороне в шов, настрачиваем кружево. 9.Стягиваем шов рукава по окат у рукава застрачиваем складки, по низу делаем сборку.а)   манжет   притягиваем   к   рукаву,   оставляя   заход   на   застежку.   Заход закрепляем строчкой. 10.Готовый   рукав   втачиваем   в   пройму.   Верх   манжеты   настрачиваем кружево. 11.Низ   баски   обрабатываем   декоративной   тесьмой.   Притягиваем   ее   к лифу, по шву притягивания настрачиваем такую же тесьму по лицевой стороне. 12.Закрепляем   величину   застежки   сзади.   Намечаем   петли,   метаем, пришиваем пуговицы. 13.Изделие утюжим, на вставке пришиваем пуговицы, на манжете метаем петли, пришиваем пуговицы. Приложение 4. Технология изготовления юбки. 1.Стягиваем боковой шов юбки (полу­солнце) 2.Стягиваем   оборку,   обрабатываем   низ   оборки   ролевым   сгибом,   а   по верху делаем сборку. 3.Оборку пришиваем к юбке. 4.Пояс стягиваем, вставляем резинку. Притягиваем к юбке. 5.По шву соединения оборки с юбкой по лицевой стороне настрачиваем тесьму «серебро». 6.Делаем   разметку   и   настрачиваем   декоративную   тесьму.   Из   порги вырезаем полоску, заутюживаем, настрачиваем на полотно юбки, край полоски. Технология пошива феншуйки: Из   кружевного   полотна   вырезаем,   обметываем   срез.   По   срезу настрачиваем кружево, делая защипы. Технология пошива платочка: Из кружевного полотна вырезаем, обметываем и обшиваем кружевами с защипами. Платочек вышиваем бисером (растительный узором). Охрана труда: во время изготовления работы необходимо обязательно правила   техники   безопасности   и   санитарно­гигиенические   требования, изученные на уроках швейного дела, следуя типовой инструкции по технике безопасности.Заключение   В   женском   казачьем   костюме   нами   использовались   в   основном натуральные материалы (шерстяной трикотаж, шёлк), исключение составляют только тесьма для украшения. Натуральные материалы — легкие, гигиеничные, они делают одежду мягкой, очень уютной, а самое главное они не вызывают аллергических реакций, которыми в настоящее время часто страдают люди. В процессе   создания   костюма   материалы   использовались   с   минимальным количеством отходов, засоряющих окружающую среду. В процессе создания проекта на основе изучения костюма донской казачки, нам удалось передать личное отношение к данному образу. Нам удалось воплотить нашу творческую идею   в  современном   произведении   декоративно­прикладного   искусства.  Мы постаралась   внести   в   свою   идею   больше   черт   национального,   самобытного, казачьего   костюма.   предполагалось использовать различные технологии, работа была очень трудоемкая и сложная.   При   планировании   комплекта, Мы считаем, что костюм донской казачки, выполненный нами, получился красивый   и   колоритный.   Очень   трудоёмко   было   разработать   и   изготовить кофту.   Для   этого   нам   пришлось   проработать   много   дополнительного материала. Работа над проектом заняла не мало времени, но мы очень довольны своим результатом. Знания, умения и навыки, приобретённые во время работы над проектом, пригодятся в дальнейшей самостоятельной жизни. С задачами, поставленными перед нами, мы справилась: пошили костюм Донской казачкидля участия в конкурсах. Также костюм можно использовать как выставочный экспонат, элемент в постановках и театрализованных представлениях. Подведение итогов практической части проекта.              Интерес к Донскому краю у меня появился неслучайно. Очень много удивительного   о   Донском   крае   мы   узнаем   на   уроках   истории,   литературы, технологии. Казачий дух присутствует на Донской земле от рождения, он, как говорится, впитывается с молоком матери. Некоторые спросят, для чего нужно такое пристальное внимание к давнему прошлому, к давно уже исчезнувшемуукладу народной жизни. Знание того, что было до нас, не только желательно, но и необходимо.            В древности говорили: «Каждое дерево сильно своими корнями. Отруби их, и дерево погибнет». Так и народ не знающий своей истории и культуры, обречен   на   вымирание   и,   в   конечном   счете,   на   исчезновение   с   лица   земли вообще. Чем дальше в глубь веков, тем отчётливее видно назначение одежды: не только оберегать человека от жары и холода, от непогоды, но и от злых сил; быть   паспортом   и   визитной   карточкой   одновременно.   Костюм   шили   сами вручную.   Его   надевали   в   дни   религиозных   праздников,   на   праздник   уборки урожая (байрам), невеста ­ в день свадьбы и в течение месяца после свадьбы. Когда молодые казачки шили себе приданое, они не только учились рукоделию, но и узнавали свою историю, культуру, обычаи, т.к. такие посиделки всегда проходили с песнями, былинными рассказами, которые пели и рассказывали старшие   женщины.   Этот   костюм   не   изменялся   около   300   лет,   сохранив традиции и культуру XVIII­XIX вв.            Я думаю, что в настоящее время изучение казачьего костюма помогает проявить интерес у детей к истории казачества, рукоделию, привить любовь к Родине и ее истории. Могуч и силен Тихий Дон. Нам, сыновьям Дона, нам, дочерям   его,   донским   казачкам,   надлежит   только   следовать   прекрасным образцам, которые оставили нам наши деды и отцы, и им подражать. Быть Донским казаком! Какое великое это счастье! Мы, молодые донцы, будем изучать, помнить, сохранять историю и культуру славного Тихого Дона!                      В своей работе мы проследили путь развития женского казачьего костюма, а также создали свой неповторимый образ Донской казачки.  Данная работа   может   использоваться   на   занятиях   по   декоративно­прикладному искусству   в   качестве   наглядного   пособия,   на   уроках   профессионально­ трудового   обучения,  технологии   и  на  классных   часах,  когда  изучают   темы: культура и быт казачьего народа. Костюм, который мы изготовили выставлялся на областном конкурсе «Лучший по профессии 2019», на выставке детского творчества.                 Анализ изделия.                                            Экономический расчёт.Материал Единицы  измерения Кол­во Цена за  единицу  (руб.) Сумма   (руб.) 1. Ткань на юбку () 2. Ткань на блузку () 3. Ткань на отделку  (парча) 4. Тесьма 5. Гипюр 6. Пуговицы 7. Замок «молния» метр метр метр метр метр шт. шт. 2  1,8 0,3 5 0,25 4 1 400  500 300 60 200 10 30 Электроэнергия: работы проводились в дневное время суток  Амортизация: работы проводились с использованием школьных  приспособлений и инструментов. Итого: костюм стоит 2210 руб. 800 900 90 300 50 40 30 Реклама изделия.       Костюм казачки – это целый мир Как водопад, шелка его струятся На шее - бус коралловых богатство Фигуру стройную подчеркивает кашемир С кокеткой кофта и оборкой на груди… Подчёркивает стать природную девичью А молодой казак, коль встретится такая на пути, вмиг спешится - чтоб поздороваться по доброму обычаю! Александр Вольф Анализ проделанной работы.ЗАКЛЮЧЕНИЕ                   Каждому народу достается наследство от предыдущих поколений, сделанной   их   руками,   созданное   их   талантами.   Велико   и   разнообразно культурное наследие Донского казачества, накопленное веками, и, хотя время не   пощадило   многого,   сохранившееся   позволяет   судить   о   высоком художественном значении изделий, сработанных руками народных мастеров.          В основе традиционного костюма Донских казачек – платья­кубелька — заложено искусство радости, неуемной тяги и красоты, что дает возможность воплотить   мечту   о   прекрасном   в   создании   своего   внешнего   облика. Несравненное   великолепие   женского   казачьего   костюма   наделяло   каждую женщину истинной красотой. И чем больше изучаешь казачий женский костюм, тем больше находишь в нем ценностей.                  Гармония цвета, формы, орнамента раскрывает нам тайны и законы красоты народного костюма. И как бы ни была тяжела жизнь Донской казачки, ее искусство поражает своим светлым, жизнеутверждающим содержанием. И хотя   традиционная   одежда   казачек   не   исчерпывалась   только   кубельком,  он наряду   с   любым   народным   женским   костюмом   обладал   общими   чертами   – компактным объемом, мягким, плавным контуром.          Костюм Донской казачки – это не только элемент материальной культуры донского казачества, это синтез различных видов декоративного творчества, донесший   до   нашего   времени   характернейшие   элементы   края.   Ведь   такой костюм формировался на протяжении веков. Его развитие было обусловлено социально­экономическими   изменениями   в   жизни   народа,   взаимосвязями   и контактами с другими национальными культурами. Этим объясняется особая ценность  народной  одежды для изучения  культуры  и быта, а также многих других сторон жизни народа, исторического процесса нации в целом.ЛИТЕРАТУРА 1. Алмазов Б.А., Новиков В.Т., Манжола А.П. Казаки. СПб. 1999. С. 50. 2. Казачий Дон: Очерки истории. Ч. II. Ростов н/Д., 1995. 3. Калашникова Н.М… Имидж и семиотика народного костюма//  Имиджелогия­2005: Феноменология, теория, практика: Материалы Третьего  Международного симпозиума по имиджелогии/ Под ред. Е.А. Петровой. — М.: РИЦ АИМ, 2005. 4. Калашникова Н.М. Народный костюм (семиотические функции). – М.:  Сварог и К, 2002. 5. Коммисаржевский Ф.Ф. История костюма. – Мн.: Современная литература,  1999. 6. Мининков Н.А. Донское казачество в эпоху позднего средневековья (до 1671 г.). Ростов н/Д., 1998. 7. Фрадкина И.Г., Новак Л.A. Старинный донской казачий костюм XVII—XIX  вв. // Донской народный костюм. Ростов н/Д. 1986. С. 33; Донские казаки в  прошлом и настоящем. Ростов н/Д., 1998 8.Мининков Н.А. Донское казачество в эпоху позднего средневековья (до 1671  г.). Ростов н/Д., 1998. С. 448. Там же. С. 448­449. 9. Казачий Дон: Очерки истории. Ч. II. Ростов н/Д., 1995. С. 36. 10.Казачий Дон: Очерки истории. Ч. II. Ростов н/Д., 1995. С. 38. 11.Коммисаржевский Ф.Ф. История костюма. – Мн.: Современная литература,  1999. С. 9112.Калашникова Н.М… Имидж и семиотика народного костюма//  Имиджелогия­2005: Феноменология, теория, практика: Материалы Третьего  Международного симпозиума по имиджелогии/ Под ред. Е.А. Петровой. — М.: РИЦ АИМ, 2005. С. 326. Приложение 1. Вопросы для социологического опроса в 8 классе: 1. Видели ли Вы, как выглядит женский казачий костюм? Да – 42% Нет­ 58% 2. Знаете ли Вы историю возникновения традиционного казачьего костюма? Да­ 0% Нет­100%      3. Хотели ли бы Вы познакомиться с историей возникновения и  особенностями      казачьего костюма?             ­да – 100%            ­нет – 0%Приложение 2.Женские казачьи костюмы XVI ­ XX вв.

Посмотрите также