Основным фактом, обеспечивающим эффективность образовательного процесса, является личностная включённость детей, педагогов и родителей в событийную жизнь, межпредметная связь, интегративность образовательных областей направлена на индивидуализацию развития личности дошкольника. Используя современные, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечить эту включённость. Проект позволяет детям и родителям расширять представление о своей малой Родине и одновременно приносит пользу окружающему всех нас миру.
ПРОЕКТ МОЕ РОДНОЕ СТАВРОПОЛЬЕ.docx
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 38 «Успех» города Ставрополя
по гражданскопатриотическому
по гражданскопатриотическому
Проект
Проект
воспитанию
воспитанию
"МОЕ РОДНОЕ СТАВРОПОЛЬЕ"
"МОЕ РОДНОЕ СТАВРОПОЛЬЕ"
Разработчик проекта:
Полунина И.Л. к.п.н.
Заместитель заведующего по УВР
МБДОУ д/с № 38 «Успех» г. Ставрополь
2019 г.
Вид проекта:
проекта
технологий.
Основным фактом,
по доминирующей деятельности: исследовательский, творческий;
по характеру содержания: ребёнок, ближайшее окружение, исторические
и культурные, природные ценности родного города, края, региона;
по характеру координации: открытый;
по количеству участников: групповой;
по сфере применения результатов: социальный;
по времени работы: долгосрочный.
по характеру контактов: в рамках микро и макро социума.
Новизна
заключается в использовании информационных
компьютерных
обеспечивающим
эффективность образовательного процесса, является личностная включённость
детей, педагогов и родителей в событийную жизнь, межпредметная связь,
интегративность образовательных областей направлена на индивидуализацию
развития личности дошкольника. Используя современные, увлекательные для
нового поколения технологии, можно обеспечить эту включённость. Проект
позволяет детям и родителям расширять представление о своей малой Родине и
одновременно приносит пользу окружающему всех нас миру.
Актуальность проекта:
Осознание значимости проблемы воспитания любви и гордости к родному
городу Ставрополю, Ставропольскому краю,
исторических,
культурных и природных
региона Северного Кавказа.
Исключительное расположение Ставропольского края наличие в крае:
природных кладовых – Кавказские Минеральные воды, лечебные озера, лесных
массивов в городской черте, водная кладовая – родники, источники, и
естественные водоемы города, края. Близкое расположение жемчужин Кавказа –
Домбай, Теберда, Эльбрус, Чегемские водопады, Долина нарзанов и т.д.
побудило, нас к проведению углубленной экологокраеведческой работы с
привлечением всех участников образовательного поля детского сада –
дошкольников, педагогов и родителей ДОУ. Немаловажным этапом введения
краеведения в образовательный процесс является обогащение предметно
развивающей среды материалами о родном городе, крае, Северном Кавказе, и
создание условий для работы с краеведческим и экологическим материалом в
микро и макро социуме.
Правильно подобранная и своевременно предоставленная наглядность помогает
формированию у ребенка целостных, неискаженных представлений о родном
городе, крае, регионе, помогает расширить кругозор, активизировать
познавательные интересы, побуждает к исследовательской деятельности, а
ценностей
богатству внесение регионального компонента в тематику и содержание предметно
развивающей среды, выступает одним из условий развития ценностного
позитивного отношения к родному месту, где ты живешь, к своей малой
Родине. Исходя из вышеизложенного, была определена актуальность создания
минимузея, которая характеризуется тем, что одним из ведущих факторов
формирования патриотических чувств у детей является знакомство с историей
родных мест.
Необходимость развития интересов дошкольников в этой области связано с
социальным запросом общества. И на основании этого, возникло
противоречие:
«Как доступно, и исторически грамотно познакомить всех участников
образовательного поля с героикоисторическим, эстетикокультурным, и
природным наследием города, Ставропольского края, региона Северного
Кавказа?»
Поэтому возникла необходимость создания в группах дошкольного учреждения
минимузеев «Ставрополье край родной», целью которых является
ознакомление детей с историей, культурой, традициями казачества и
национальным колоритом народов Северного Кавказа, природным богатством
своей малой Родины.
Проблема:
«Как в условиях дошкольного образовательного учреждения, доступно, но
и исторически грамотно познакомить всех участников образовательного
поля с героикоисторическим,
природным
наследием Ставропольского края, региона Северного Кавказа?»
эстетикокультурным,
Цель проекта:
приобщение детей к историкокультурному, природному наследию родного
города, края, региона;
развитие познавательного интереса.
Задачи проекта:
Расширять представления дошкольников о принадлежности каждого
человека к определенной культуре, определяющей его национальность; об
этносе и расе; об атрибутах культуры (язык, одежда, жилище, народные
промыслы, народное искусство, обряды, традиции, праздники, игры,
игрушки, национальная кухня); о специфике взаимоотношений, норм и
правил этикета в различных культурах.
Продолжать формировать у всех участников образовательного процесса
желание узнать о национальной культуре, традициях, природных богатствах
народов Северного Кавказа; Воспитывать толерантное, доброжелательное отношение к людям другой
национальности, этноса, расы вне зависимости от социального
происхождения, вероисповедания, пола, личностного и поведенческого
своеобразия и бережное отношения к самобытной культуре жителей
региона.
Воспитывать у дошкольника бережное и сочувственное отношение к
объектам окружающей природы.
Привлекать сотрудников ДОУ, родительскую общественность к подбору
материала для экспозиции мини – музеев.
Основными принципами выступают:
ценностный, заключающийся в раскрытии общечеловеческих ценностей
специфическим для каждого искусства способом, в понимании значимости
мира природы, людей, предметов, передаваемого в произведениях, для
ребенка; определяющий отбор произведений искусства, содержащих в себе
эстетическую ценность, и ориентирующем развитие эстетических эмоций
как самоценности личности ребенка;
принцип эмоциональной насыщенности,
определяющий яркую
образность и выразительность знаков и символов искусства в предлагаемых
живописных, музыкальных, литературных произведениях, отображающих
палитру чувств, вызывающих различные эмоциональные переживания;
принцип региональности, обуславливающий подбор произведений
искусства, отображающих колорит природы Ставрополья и Северного
Кавказа, музыкальнопоэтического фольклора, декоративноприкладного
искусства и народных промыслов Ставропольского края и региона,
казачества, и горских народов, представляющими для ребенка особую
эмоциональножизненную ценность;
принцип активности,
обуславливающий проявление ярких
эстетических эмоций в процессе восприятия произведений искусства, и
ставящий ребенка в активную позицию познания;
принцип
определяющий
многомерности,
содержательность
взаимодействия видов искусств
на основе ценностного единства,
заключенных в литературных, живописных и музыкальных произведениях.
И
разнообразные виды творческой
деятельности,
предполагающие различные способы выражения
собственного эмоционального состояния.
Содержание дошкольного образования. Интегративная связь
позволяющий осуществлять
образовательных областей. Межпредметная связь.
Сфера речевого развития
Особенности устной речи различных этносов, населяющих Ставропольский
край. Современная и древняя культура Ставрополя и Ставропольского края: этнические языки, естественные науки, искусство, общественная жизнь региона,
экология и так далее. Взаимосвязь культуры Ставропольского края и Северного
Кавказа. Особенности нравственных, трудовых, эстетических норм в семье, в
детском саду. Речевые тренинги для дошкольников. Упражнение на развитие
творческих способностей: сочинение и драматизация сказок и легенд
Ставропольского края: Озеро Тамбукан – подарок Хатипары, Легенда о нарзане,
Легенда о Ессентуках и др.
Сфера естественнонаучных представлений, экологической культуры
Растительный и животный мир Ставропольского края, региона. Дикая природа
Ставрополья. Нарушение связей в природе – причина экологических проблем,
гибели природного явления, объекта. (Сенгелеевское озеро – единственная
пресная артерия – города). Тебердинский заповедник.
Основные правила самоорганизации познавательной активности.
Географические представления. Карта Ставропольского края: территории края,
карта города (села). Кавказские горы. География места проживания. Виды
ландшафта: лес, луг, водоем, овраг, пруд. Природноклиматические зоны.
Природные богатства недр Ставропольской земли: травертин, розовый туф,
уголь, нефть, руда, минеральные воды и пр. (с учетом местных условий).
Биологические представления. Стихийные бедствия: засуха, наводнение,
землетрясение, извержения вулкана.
Природные заказники: Кравцово озеро, Бештаугорский заповедник, Малый
и Большой Ессентучок и др. Тебердинский заповедник. Загрязнение
окружающей среды. Дамбай. Влияние экологических условий на жизнь
человека и живой природы. Деятельность по сохранению и улучшению
окружающей среды.
колорит.
ее особенности,
Сфера конструктивной деятельности
Материалы для создания макетов: бросовый материал, конструкторы. Местная
архитектура,
Архитектурное пространство
Ставропольского края: Эолова арфа, Орел, Место дуэли М.Ю.Лермонтова,
Провал, Грот Дианы, Грот Лермонтова (ск. братья Бернардацци), Замок
коварства и любви, и др. Горы Кавказа. Двуглавый Эльбрус.
Ставрополь:
историкокультурные памятники – Крепостная стена,
Триумфальная арка Тифлисские ворота, памятник И.Р. Апанасенко 1947),
Холодный родник, Ангел хранитель, памятники А.С.Пушкину, М.Ю.
Лермонтову (ск. Санжаров Н.Ф., 1994) в Ставрополе, Первой учительнице и др.
Мин – Воды: собор Покрова Пресвятой Богородицы(арх. Ридик С.В.)
Пятигорск: памятник М.Ю. Лермонтову (ск. Опекушин А.М.), место дуэли
Лермонтова М.Ю. ( ск. Микешин Б.М., дополнили В. Козлов, Л. Дитрих), грот
Лермонтова, беседка Эолова арфа, место первого захоронения, Орел на Горячей
горе (худ. И. Крылов, скульпт. Л. Шоцкий), Грот Дианы, Грот Лермонтова (бр.
Бернардацци), и др. Кисловодский Крокодил Гоша,
Кисловодск: Дамский мостик, грот Демона, А.С. Пушкину, Главные Нарзанные
ванны, Замок коварства и любви и др.
Ессентуки: Орел и Змея, Мужичок, санаторий Верхние ванны.
Мин – Воды: мемориал Огонь Вечной Славы, храм Архангела Михаила, собор
Покрова Пресвятой Богородицы, часовня Феодосия Кавказского.
Природные памятники: Красные камни, Пятигорский провал, Кисловодская
гора Кольцо,
скала Лягушинка,
Александрийские столпы, Минераловодские горы: Кольцо, Змейка, Верблюдка,
Кинжал, Машук, Медовые водопады, Александрийские столпы. Домбай.
Эльбрус. Голубые озера, Долина Нарзанов.
Краеведческие музей: Ставропольский краеведческий музей имени Г.Н.
Прозрителева, и Правве Г.К. (1906), Михайловский историкокраеведческий
музей имени Н.Г. Завгороднего (1976), Пятигорский краеведческий музей,
домик Лермонтова, Кисловодский историкокраеведческий музей «Крепость»,
Ессентукский краеведческий музей, Железноводский краеведческий музей,
Минераловодский краеведческий музей, музеи отделения железной дороги,
локомотивного депо, стекольного завода, газовой компании, аэропорта.
Буденовский краеведческий музей.
КарачаевоЧеркесский Музей минералов, руд, самоцветов "Удивительное
в камне". Экспонаты музея собирались, начиная с 1952 г., поначалу не
специально для музея, выставки, а просто как редкие экземпляры, необычные
явления в мире камня. И лишь последние лет 15 коллекция пополнялась
целенаправленно, не только личным сбором, но и с помощью друзей, путём
обмена, приобретения у других коллекционеров и т.д.
КарачаевоЧеркесский историкокультурный и природный музей
заповедник. Музейзаповедник объединяет ряд уникальных памятников: музей
памятник защитникам перевалов Кавказа, квартал историчекой застройки г.
Черкесска, НижнеАрхызский историкоархеологичекий и архитектурный
комплекс, Хумаринское городище VII VIII вв., Шаонинский храм Х в.,
Сентинский храм Х в. и комплекс СпасоПреображенского монастыря, башня
"Адиюх" и городище VII VIII вв. и другие (всего 11 комплексов). Уникальны 5
крестовокупольных христианских храмов, а также остатки древних городов и
коммуникационных линий, остатки астрономических сооружений X XI вв.
КарачаевоЧеркесский Музей альпинизма, туризма и истории курорта
Теберда. Музей находится в здании бывшего гостевого дома известного
карачаевского просветителя князя Ислама Крымшамхалова. В музее собран
богатый материал по истории туризма и альпинизма региона Теберды Домбая,
начиная с конца XIX столетия. Имеется большое количество документов,
фотографий, личных вещей участников туристскоальпинистского освоения
региона, а также известных личностей, посещавших регион. Музей располагает
значительным количеством литературы по альпинизму, туризму, по региону Северного Кавказа, Теберды, Домбая. Значительный материал имеется по
истории возникновения городакурорта Теберды, о его первопоселенцах в XIX
в., о воинахальпинистах, о боях по защите Кавказа. Музей располагает
коллекцией живописных работ художникаальпиниста А.А.Малеинова и др.
художников. Периодически в музее выставляются работы местных
тебердинских художников К.И.Сенина и О.В.Губановой.
КарачаевоЧеркесский Музейпамятник защитникам перевалов Кавказа.
Музеи изобразительных искусств и литературные музеи: Ставропольский
музей П.М. Гречишкина,
краевой музей изобразительных искусств,
Ставропольская усадьба художника В.И.
Смирнова,
Ставропольский
выставочный музей изобразительного искусства, Пятигорский и Кисловодский
выставочные
Железноводская
Художественная Академическая Галерея, Кисловодский музей Белая вилла
художника Н.А. Ярошенко, кисловодский литературно музыкальный музей дача
Шаляпина. Оптимальное использование вербальных и визуальных средств в
процессе педагогического познания региональной культуры.
Предполагаемый результат:
дошкольников об экологически
Расширятся
целесообразном (не разрушающем целостность природы и качества
окружающей среды) поведении в быту, на отдыхе, при изучении природных
объектов и явлений;
залы художественных произведений,
представления
о необходимости экономного, бережного отношения к природе;
представления о природноклиматических зонах, условиях жизни
на
Ставропольском крае, о богатствах недр земли Ставропольского края, региона.
Расширятся пространственные представления о наиболее важных
географических объектах в ближайшем окружении, и в масштабах города,
Ставропольского края, региона.
Станет возможным понимание географической карты как формы отражения
знаний о родном крае; понимание влияния обычаев, обрядов, норм
поведения на результат приспособления человека к окружающей
географической среде, стремление участвовать в создании разных поделок
в соответствии с их функциональным назначением;
Стремление дошкольников и родителей
к созданию разнообразных
архитектурных построек макетов; стремление экспериментировать при
конструировании по собственному замыслу;
Возрастет желание и умение родителей, дошкольников преобразовывать
постройки в соответствии с различными игровыми задачами; новыми
открытиями.
Взаимодействие детей, родителей и педагогов групп при создании мини
музеев самостоятельность, творческая активность, инициативность при
подборе материалов, атрибутов, предметов старины. Понимание
всеми участниками образовательного поля того, что
рукотворный мир результат деятельности человека. стремление бережно
относиться к природной среде, сохранять и умножать, по мере своих сил,
богатство природы;
Развитие любознательности к сложным и разнообразным объектам и
явлениям природы; ощущение таинственности, загадочности, красоты
природного мира Ставрополья.
Использование современного оборудования (лекала, трафареты, степлеры
и т.п.) и разных материалов (естественные – дерево, камень, и др., и
искусственные – различная упаковка, бижутерия, пленки, галантерея и
др.) для воплощения творческого замысла в изобразительно
конструктивной деятельности при создании панно и макетов.
Уважение к традициям и культурному наследию народов живущих рядом.
Бережное и ответственное отношение к культурному, национальному и
природному окружению.
Создание в группах ДОУ мини – музеев:
«Ставрополь – город Креста», «Ставропольская крепость».
«Секреты Кавказских Минеральных Вод». «Лермонтов и Пушкин на
Кавказе»
«Экологические тропы Ставрополья»
«Тебердинский заповедник» «Горы Домбая», «Ремесла народов Кавказа»
«Долина Нарзанов», «Голубые озера», «Эльбрус» «По шелковому пути»
«Казачья станица»
Сформировать обогащённые и систематизированные знания детей о родном
городе, крае, регионе.
Риски при работе над проектом:
Трудность восприятия информации детьми в силу возраста.
Пути выхода: задействовать игровые моменты, адаптировать исторический
материал к восприятию дошкольниками. Видео фильмы, семейные фото, чтение
произведений, слушание песен, использование национального фольклора, видео
фильмы, видео ролики, рассказы детей и родителей о интересных местах города,
края, региона.
Недоступность для самостоятельного использования наглядности мини
музея в группе детьми.
Пути выхода: наблюдение за деятельностью детей в течение дня, анализ
востребованности минимузея. Незаинтересованность родителей участвовать в подборе информации для
минимузея.
Пути выхода: проведение тематических занятий, конкурсов, просмотр видео
фильмов, создание игровых ситуаций совместно с родителями о путешествии в
прошлое; организация конкурсов с родителями «Знатоки», совместные походы,
экскурсии выходного дня, вернисажи творческих работ родителей с детьми,
изготовление национальных костюмов, презентация семей – культурные и
национальные традиции. Специфика блюд народов Кавказа.
Недостаточная информация для дошкольников, педагогов, родителей по
региональному компоненту.
Пути выхода: задействовать другие источники по сбору информации
(художественную, научную литературу, интернет ресурсы, консультация
библиотекарей, учителей истории Родного края, работников краеведческого
музея). Создание региональной программы «Ставрополье – край родной».
Продукты проекта:
Создание макетов:
исторические и культурные места города Ставрополя – с расположением
основных достопримечательностей и памятников.
Города Ставропольского края: Пятигорск, Кисловодск.
Тебердинский заповедник
Домбай.
Иллюстрированная картотека достопримечательностей, памятников города
Ставрополя, городов Ставропольского края – Пятигорск, Кисловодск,
Железноводск.
«Кравцова озеро» плавучий остров – загадка природы Ставрополья.
Презентация «Город Креста».
Иллюстрированный альбом «Татарское городище»
Создание миниуголков на территории детского сада: «Околица», «Уголок
Минеральных Вод», «Экологическая тропа».
Совместное творчество родителей и детей «Казачья утварь»
Красоты Кавказа Тебердинский заповедник – «Презентация семейного
выходного дня» Создание родительской общественностью ДОУ экологических маршрутов:
«Экологические тропы Ставрополья»
Домбай – жемчужина Кавказа.
Игры народов Кавказа
Меню кавказской кухни – презентация семейных рецептов
Вернисаж народных костюмов.
Секреты горских ремесел.
Основные направления реализации проекта:
Разработка этапов проектной деятельности;
Мониторинг планируемых результатов освоения дошкольниками
регионального компонента в программе дошкольного образования
Разработка карт динамики развития интегративных качеств дошкольника.
Авторские разработки педагогов
непосредственно образовательной
деятельности с дошкольниками от 57 лет.
Маршруты экологических экскурсий созданные родителями.
Разработка и внедрение программы «Мое родное Ставрополье»
Авторские дидактические игры «Кавказские Минеральные Воды»,
«Достопримечательности города Ставрополя», «Животный мир Кавказа»;
Создание минимузеев в группах ДОУ;
Оформление презентаций родителями и педагогами;
Вернисажи, выставки детских работ: «Любимые места горожанина»,
«Крепостная стена», «Декоративноприкладное исскуство»
Посещение Ставропольского краеведческого музея,
археологические
раскопки «Татарское городище», лес «Кругленький», «Висячие мосты»,
«Родники»
Этапы проекта:
1. Подготовительный этап: май, 2018 – сентябрь, 2018 года.
Цель: Подборка материалов,
оформления минимузеев в группах.
разработка методических материалов
для Фольклор
народов Ставропольского края
Содержание работы с детьми:
Первоначальное ознакомление детей с историей, национальными традициями,
эстетикокультурным наследием и природным богатством города Ставрополя,
Ставропольского края, Северного Кавказа.
Сфера художественнолитературной деятельности
Обряды. Национальные песни, игры. Национальный колорит в различных видах
художественной деятельности: танец, песня. Истоки народного творчества.
Эстетические ценности разных народов, проживающих в Ставропольском крае.
Взаимосвязь предметов повседневного использования с культурой, местными
национальными и семейными традициями Ставропольского края. Красота
внешнего вида и организации быта. Эстетический аспект коммуникативной
деятельности. Психотерапевтические свойства искусства. Природа как источник
переживания, фантазии и вдохновения. Чтение исторических отрывков:
«Суворов на Кавказе», «1777 – основание города Креста», «Ставрополь – город
Креста»
(поэтический,
литературный) для детей сказки, считалки, потешки, прибаутки, пословицы,
поговорки. Характерные герои фольклора, сказок, сказов, литературных
произведений о Ставропольском крае.
Ставропольский край в древних
легендах, мифах и сказках. Образы добра и зла, основные представления об
устройстве мира в мифологии народов Ставропольского края. Сказочные герои
народов Кавказа.
Легенды: «Палагиада», «Легенда о Ессентуках», «Легенда о Нарзане»(2
варианта), «Легенда об источнике молодости», «Орел», «Горы и нарты»,
«Медовые водопады», «Азалия», «Кольцо гора», «Мостик», «Дамский каприз».
Казачьи сказки: «Оборотень, Митяй – казак, бесстрашный», «Лебедь»,
«Виноградная лоза», «Огненный змей», «Лихо Одноглазое», «Казак и судьбино»,
«Суженная». Сказки народов Кавказа.
Авторские сказки: Рыбалко С., Проскурянов А. – «Легенда о коварстве и
любви».
Е.Екимцев, Г.Н. Пухальская писатели, поэты, отражающие отношения:
гуманные, созидательные, личностные.
Художественный образ растения, животного, природных явлений, человека в
литературных произведениях Л.Ф. Шубной, В.Н. Милославской, народном
фольклоре. Способы создания образов в литературе: эпитеты, сравнения,
метафоры и др. Стихотворения, сюжетные рассказы, сказки, мифы, легенды
передающие характер нравственноэстетических отношений между людьми и
способы, регулирующие их.
Произведения художественной литературы и картин
ставропольских художников для дошкольников:
Милославская В.Н. сборник «Радуга», «Осень», Л.Ф.Шубная «Не мешайте
спать коту», Г.Н. Пухальская «Бабушкины сказки», «Прощеное воскресенье», Е. Екимцев «Сиреневый туман», «Ехал дождик на коне», «Десять добрых
тропок».
М.Ю. Лермонтов – «У подножья Машука», «Кавказец», «Битва на р. Валерик»,
«Дорога в Кахетию»;
Бондарев С.В. – «Парк», «Надежда», «Пруд», «Грот Дианы», «Золотая осень»,
«фонтан Деды»;
Н.А. Ярошенко Н.А. – «Уснула», «Красные камни», «Река Ольховка»,
«Пятигорск», «Гора Бештау». «Хор», «Мальчик в саду»,
П.М. Гречишкин – «Гроза в степи», «Цветущая степь», «Таманский лес»,
«Маныч», «Домбай»;
Кленов В.Г. – «Лошади на водопое», «Егорлык», «Старый город»;
Соколенко А.Е. – «Ставропольская ярмарка», «Черешня», «Перед дождем»;
Смирнов В.И. – «Утро», «Натюрморт», «Грибы», «Зимний закат», «Летний
парк», «Груша»;
Чевардов В. – «Гора Бештау», «Зимнее утро», «Золотая осень», «Лес»;
Сфера изобразительной деятельности
Народная игрушка (кукла и др.). История изготовления народной игрушки.
Народные промыслы Ставропольского края. Произведения народных мастеров.
Художественные материалы,
инструменты, способы создания образа,
произведения. Разнообразие и красочность материалов, используемых в
художественном творчестве региона. Национальный колорит в различных видах
художественной деятельности:
Традиционные и
нетрадиционные техники художественного творчества на Ставропольском крае.
Традиционные изделия мастеровремесленников Ставропольского края, региона
их разнообразие, национальный колорит. (Кисловодский фарфор, дагестанская
чеканка, богатство оружейных мастеров Кавказа, и т.д.). Выставка народно
прикладного искусства народов Северного Кавказа – национальные подворья.
Сфера музыкальной деятельности
Музыкальный фольклор народов Ставропольского края: пестушки, песни.
Народные песни (календарные, лирические, обрядовые). Игровой фольклор.
Хоровод:
драматический
(разыгрывание сюжета).
Музыкальные произведения,
дошкольников:
Русские народные песни, народные песни Ставропольского края, старинные
казачьи песни: «Казачка» (песня записана в станице Старопавловской), «То не
тучи», «Любить мне Россию» (слова В. Сляднёвой, музыка В. Чернявского),
«Ставропольская лирическая» (слова В. Сляднёвой, музыка К. Губина), «Город
на холмах» (слова и музыка В. Бутенко), «Тополя» (слова Г. Колесникова,
музыка Г. Пономаренко), «Вальс выпускников» (слова, которые сочинили
выпускники школ г. Ставрополя, музыка В. Чернявского).
предназначенные для ознакомления
хореографический
лепка,
рисование.
(движение),
песенный, Казачьи песни В. Ходарева: «Пчелка»,«Казачьи песни», «Возвращаясь с охоты»,
«Песня», «Казачество», «Казачьи шали для любимых», «Мы все уйдём»,
«Солдатская песня», «Орлик».
Песни ставропольского композитора И. Пятко: «Колыбельная», «Едем на
лошадке», «Жаворонок», «Сонный слон», «Купите лук», «Новогодний
праздник», «Считалка», «Пчёлка» и др.
Мониторинг интегративного качества «Овладевший необходимыми умениями и
навыками» о родном городе, крае, регионе.
Посещение Ставропольского краеведческого музея с детьми. Историческое
место города «Крепостная стена»
Разработка и проведение непосредственно образовательной деятельности по
теме в интересной и увлекательной форме для детей.
Проведение беседы с детьми о музее им. Праве, залах музея рассказывающих о
прошлом города Ставрополя, об истории казачества, о животном и
растительном мире Ставрополья. Уточнить важность музея для людей, его
значении, и о роли людей в его создании.
Определение темы и названия минимузея совместно с детьми, определение
места для музея.
Составление маршрутов выходного дня с обозначением основных
достопримечательностей города Ставрополя.
Составление картотеки достопримечательностей города Ставрополя.
Содержание работы с родителями:
Анкетирование родителей с целью выявления их знаний об истории родного
города, края, региона
Консультирование родителей на тему «Роль музея в развитии познавательной
активности детей».
Вовлечение родителей в создание минимузея в группе.
Мотивирование родителей для организации совместного с ребёнком поиска,
исследования, изучения истории, культуры родного города, края, региона.
2. Практический этап: сентябрь, 2018 г. – март, 2019 г.
Цель: Реализация минипроектов в группах ДОУ.
Содержание работы с детьми:
Ознакомление детей с историей возникновения города, его постройками с
помощью мультимедийных средств, рассматривание тематических альбомов. Организация совместной творческой и исследовательской деятельности:
изготовление иллюстрированных альбомов, презентаций, создание миниуголков
на участках ДОУ.
Уточнение и систематизация сведений детей об особенностях архитектуры
некоторых зданий города.
домамузея художника
Посещение
художников: «Люблю я этот город южный»
Гречишкина, выставок молодых
Знакомство с художественными произведениями Ставропольских авторов в
залах Краеведческого музея..
Подготовка макетов исторических и природных мест..
Формирование представлений детей о библиотеке, как источнике добывания
знаний через посещение выставки «Мой родной край»
Организация экскурсий для детей в созданные в группах ДОУ минимузеи.
Участие детей в роли экскурсовода в своём музее.
Наблюдение за самостоятельной деятельностью в пространстве минимузея.
Экскурсии по городу.
Содержание работы с родителями:
Создание минимузея в группе. Сбор материалов для музея «Секреты
бабушкиного сундука»
Конкурс совместных творческих работ с детьми на тему «Любимые места –
горожанина»
Разработка маршрутов выходного дня «Интересные места Северного
Кавказа»
Презентации родителей «Любимые места города, края, Северного Кавказа»
Секреты мастерства:
«Национальная кухня»
Конкурс «История национального костюма»,
Миниконцерты,
подготовленные родителями: «Культура народов
Кавказа».
3. Заключительный этап: апрель, 2019 – июнь, 2019 г.
Цель: оценка и представление результатов реализации проекта
Содержание работы с детьми: Систематизация и обобщение знаний детей о городе, крае, регионе через
организацию КВН «Прошлое и настоящее Ставрополья».
Конкурс знатоков: «Животный и растительным мир Тебердинского
заповедника»
Мониторинг интегративного качества «Овладевший необходимыми умениями и
навыками» о родном крае.
Содержание работы с педагогами:
Презентация опыта работы: «История моего города», «Ставрополье край
родной», «Традиции народов Кавказа»
Обобщение опыта работы в научнопрактических сборниках.
Издание научнометодического пособия «Мое родное Ставрополье»
региональный компонент в работе ДОУ.
Разработка и внедрение программ с региональным компонентом:
«Экологические тропы Ставрополья», «Исторические места города, края»
Содержание работы с родителями:
Анкетирование родителей «Развитие познавательного интереса детей через
музейную педагогику».
Участие в конкурсах на уровне города, края, страны.
Презентация «История моей семьи», «Маршруты выходного дня»,
«Природа родного края»
Конкурсы, викторины – «История моего дома»
Экологический десант «Дерево выпускника ДОУ»
Анализ реализации проекта по созданию минимузея в группах ДОУ.
Список литературы по региональному компоненту.
1. Богачева И.В. Мое отечество – Россия! М. 2005.232с.
2. Беликов Г.А. Врата Кавказа. Ставрополь. 1997. 350с.
3. Госданкер В.В., Остапенко В.Г. Памятники истории и культуры Ставрополья.
С. 1993.
4.Гниловский В.Г. Занимательное краеведение. Ставропольское книжное
издательство. 1974.350с.
5.Дьяконова Н., Дьяконов Д. Родное Ставрополье. М. 2006. 6. Кабузан В. Население Северного Кавказа в 18 –19 веках. СПб., 1996. с.
6,189,205.
7.Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной
действительностью. М. Академия. 1998.
8. Кондыкинская Л.А. С чего начинается Родина? М. СФЕРА. 2005.
9.Литвинова Р.М., Зеленская В.А. Коммуникативная культура руководителя
образовательного учреждения. С. 2007. с.101 –131.
10. Литвинова Р.М. Дошкольник в пространстве Ставрополя и Ставропольского
края. С. СКИПКРО. с.6680.
11. Литвинова Р.М. Региональная культура: художники, писатели, композиторы.
С. 2010.390с.сбк1.
12.Литвинова Р.М. Интерактивные формы работы с кадрами. С.2008.220с.
13.Литвинова Р.М. Казаки на Ставрополье. С. 2009.220с.
14.Литвинова Р.М., Пащенко А.Т. Региональная культура: художники, писатели,
композиторы. С. 2010.250с.(с видеоприложением).
15.Литвинова Р.М., Пащенко А.Т. Полоролевое воспитание детей в дошкольном
учреждении. С. 2006.220с.сбк2.
16. Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. М.
Линка Пресс: 2003.
17. «Основные направления национальной и региональной политики
Ставропольского края» и «Комплексная программа гармонизации
межэтнических отношений в Ставропольском крае на 20002005 годы».
Постановление губернатора СК № 798 от 31.12.99.
18. Пути мира на Северном Кавказе; независимый экспертный доклад /под
редакцией В.А. Тишкова. М. 1999г./.
19.
Дошкольное образование и
социокультурный процесс. Под общей редакцией Золотухиной А.Ф. С. 2007.
раздел 4. с.132147.
Литвинова Р.М.
Погребова Н.Б.,
Проект "Мое родное Ставрополье"
Проект "Мое родное Ставрополье"
Проект "Мое родное Ставрополье"
Проект "Мое родное Ставрополье"
Проект "Мое родное Ставрополье"
Проект "Мое родное Ставрополье"
Проект "Мое родное Ставрополье"
Проект "Мое родное Ставрополье"
Проект "Мое родное Ставрополье"
Проект "Мое родное Ставрополье"
Проект "Мое родное Ставрополье"
Проект "Мое родное Ставрополье"
Проект "Мое родное Ставрополье"
Проект "Мое родное Ставрополье"
Проект "Мое родное Ставрополье"
Проект "Мое родное Ставрополье"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.