Проект на тему "Чукотская сказка, как отражение традиций и обычаев народов Севера»
Оценка 4.8

Проект на тему "Чукотская сказка, как отражение традиций и обычаев народов Севера»

Оценка 4.8
Исследовательские работы
docx
русская литература
7 кл—8 кл
23.04.2017
Проект на тему "Чукотская сказка, как отражение традиций и обычаев народов Севера»
В данном проекте собран материал по чукотским сказкам. Изучая чукотские сказки, мы прослеживаем в них отражение жизни чукчей, их традиции и обычаи. Устное народное творчество чукотского народа изучен недостаточно хорошо, поэтому необходимо привлекать обучающихся к мастерству коренного народа Крайнего Севера.
Чукотская сказка, как отражение традиций и обычаев народов Севера..docx
Государственное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1 города Анадыря» «Чукотская сказка, как отражение традиций и обычаев народов Севера» Выполнил: Чикилев Александр Владиславович, Учащийся 8 А класса                                                              Научный руководитель:                                                              Любушкина  Любовь Николаевна,  учитель русского языка и  литературы Содержание: 1. Вступление 2. Отражение обычаев и традиций в произведениях устного народного творчества народов Чукотки 2.1. Сказки о  подготовке  мододых  чукчей  к охоте 2.2. Юмор в сказках 2.3. Сказки, прославляющие и утверждающие жизнестойкость человека 2.4. Изображение в сказках ворона,  мудрого, хитрого, опытного 2.5. Сказки о добре и милосердии 3. Заключение 4. Список использованной литературы Введение Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания. Приобщение   к   традициям   особенно   значимо   в   современном   мире,   ведь молодому   поколению   предстоит   осваивать,   сохранять,   развивать   и передавать   дальше   культурное   наследие   своего   народа.  Национальные традиции,    сложившиеся   на   основе   длительного   опыта   и   прочно укоренившиеся   в   жизни   людей,   не   только   развивают   национальную культуру, но и сохраняют самобытность народа, жизненный, практический опыт, морально­этические нормы. Чукотский народ, тысячелетиями не знавший письменности, отражал и   сохранял   в   устных   повествованиях   свой   жизненный   опыт,   обычаи   и традиции.   Это   помогало   маленькому   мужественному   народу   выжить   в условиях   северных   широт,   создать   и   сохранить   свою   материальную   и художественную   культуру.  Устное   творчество   коренных   народностей Чукотки   представляет   важный   источник   для   всестороннего   изучения   и понимания   их   духовной   культуры,   многовекового   трудового   опыта, общественного устройства и быта. Повседневная   жизнь   людей   Чукотки   была   постоянно   наполнена смертельной опасностью, голодом и холодом, морскими штормами летом и снежными бурями зимой. И эта многовековая жизнь приморских  северных племен     на   краю   земли   закономерно   отразилась   в   их   мифологии,   в   их древних   сказаниях   и   преданиях.   Отважные   и   выносливые   чукотские охотники еще в очень давние времена стремились выразить в своем устном художественном  творчестве незыблемую веру в удачу, в победу, в жизнь, которая никогда не должна угасать. Актуальность  выбранной   темы   заключается   в   том,     что   устное народное творчество чукотского народа  мало изучено, а изучая творчество своего народа, человек впитывает в себя историю и культуру народа. Цель  данной   работы:   привлечение   интереса   к   сказкам   коренных малочисленных  народов севера, к их традициям и обычаям. Задачи: 1. Изучить традиции и обычаи чукчей 2. Изучить сказки о животных и бытовые сказки  чукотского народа 3. Выявить,   как   в   сказках   Чукотки   прослеживаются   традиции   и обычаи народа. Произведения устного народного в той или иной степени отображают древние   представления,   обычаи,   традиции,   непосредственным   образом связанные с производственной и духовной жизнью народа на разных этапах его исторического пути. Так во многих устных произведениях народностей Чукотки рисуются яркие картины охоты на дикого оленя, коллективной и одиночной   охоты   на   морского   зверя,   картины   обмена   продуктов оленеводства   на   продукты   морского   промысла   между   оленеводами   и приморскими   жителями,   даются   сведения   об   общественном   устройстве (первобытная   община,   большая   семья,   одиночная   семья,   пережиточные явления   материнского   и   отцовского   рода   и   другие   виды   социальной организации),  описываются   межплеменные   войны   за   обладание   оленьими стадами и борьба между приморскими общинами за охотничьи угодья; в них   имеются   свидетельства   о   семейных   обычаях,   мировоззрении,   о физическом   воспитании   охотника   и   воина,   о   предметах   материальной культуры,   изготовленных   из   камня,   глины,   кости,   шкур,   китового   уса, дерева, о приручении животных и многое другое. Рассмотрим   детально   некоторые   сказки.   Например,   во   многих чукотских   сказках   изображаются   традиционные     состязания   в   силе   и ловкости,   бытовавшие     с   давних   времен,   как   определенная   система физической   подготовки,   необходимой   для   охотника.   Так,   в   сказке «Кутвирит» говорится: «Надел эскимосский богатырь торбаза и штаны из нерпичьей шкуры, а Кутвирит — камусные штаны и торбаза. Вышли они   в   большой   круг,   и   вот   пальцы   Кутвирита   оставляют   на   теле эскимоса следы, как от ножа. Взмахнул эскимос ногой, хотел ударить Кутвирита в грудь, а Кутвирит как ударит его в подошву — и эскимос далеко отлетел кувырком. Сел он там и подозвал Кутвирита: — Иди сядь со мной. Я не могу к тебе подойти — у меня сломалась нога. Ты сильнее меня! Я десять дней качал на руках кость нижней челюсти кита,   но   ты   моложе   и   сильнее.   Оставляю   тебе   мои   моржовые, лахтачьи шкуры и ремни в подарок…» Тренирововнче   упражнения   с   камнями   и   многодневные тренировки   в   беге   по   круговым   дорожкам   на   утоптанной   площадке подробно изображаются в «Сказании о брате с сестрой». Здесь старик по определенной,  вескми   сложившейся   системе   тренирует   мальчика­сироту, чтобы   он   стал   сильным     и   ловки,   легким   в   беге,   таким,   что   за   утками летящими поспевать будет и ветер в пургу догонять…В результате  весьма длительной и упорной тренировки молодой герой «скачками бегать стал, едва земли касаясь и травы не шевеля». Многие сказки о животных восходят к древним тотемным мифам и мифам   о   культурных   героях.   Герои   сказки   —   звери,   птицы,   насекомые постоянно   заняты   поисками   пищи,   подобно   людям   они   ведут   свое хозяйство,   имеют   орудия   охоты,   оленей,   лодки,   человеческое   жилище, одежду   и   т. д.   В   животных   сказках   чукчей   воспевается   трудовой   опыт народа, его быт, занятия, ловкость и хитрость как залог удачи охотника в добыче   зверя   и   осмеиваются   глупость,   неповоротливость,   физическая немощь как опасные для охотника качества. Из   волшебно­мифической   сказки   выделяется   сказка   о   животных, которая   становится   такой   же,   а   часто   и   более   могущественной   школой жизни охотника, как и волшебно­мифическая сказка. Во многих сказках упоминается охота на дикого оленя как главный источник существования героев,   ведь   охота   на   дикого   оленя   была   самым   главным   промыслом   в истории чукчей на протяжении очень длительного времени, когда их предки еще не знали морского зверобойного промысла. Охота на оленя давала им и пищу, и одежду, и материал для жилища. Потому и обучали с ранних лет своих детей этому искусству.   Вот что говорится   в сказке  «Кутвирит»: «Вот однажды зимой ребятишки играли на улице в оленя. Эскимосский мальчик был оленем — он держал над головой оленьи рога и быстро бегал по онету, а остальные кидали на рога аркан…»   Сказки народов Чукотки  привлекают своим юмором, что говорит о добрых   чукотских   традициях,   и   это   нашло   свое   отражение   в   сказках   о животных. Это такие сказки, как  «Лиса и медведь», «Сказка о вороне  и волке», «Белая медведица». Вот строчки из этой сказки, вызывающие   и улыбку,   и   смех:     «Я   вызвал   тебя,   человек,   на   поединок,   защищайся! Разбежался   медведь,   кинулся   на   человека,   а   человек   отскочил   в сторону.   Пронёсся   мимо   медведь,   повернулся   и   опять   ринулся   на человека.  Охотник  опять  отскочил   в  сторону.  Натянул  он  тетиву   и выстрелил. Попала стрела в правое плечо. Повернулся медведь. Человек пустил стрелу в левое плечо. Высунул медведь язык, бьёт им по плечам ­ то вправо, то влево, и рухнул. Жил после этого человек хорошо».    В сказках преобладет и насыщенность юмора, и особый стиль повествования, выражающий энергию и находчивовсть героев.  В сказке «Сирота и волки» подробно и увлекательно рассказывается история   сироты,   который   в   четырехлетнем   возрасте   остался   одни   и заболивые   волки   помогли   ему   выжить   и   вырасти,   наставить   на   путь истинный.   Традиционно   звучат   в   чукотских   сказках   прославление   и утверждение   жизнестойкости   человека.   Ведь   отважные   и   выносливые чукотские   охотники   во   все   времена   стремились   выразить   в   устном народном творчестве незыблемую веру в удачу, в победу, в жизнь, которая никогда не должна угасать. Изучая чукосткие народные сказки, понимаешь, что они никогда не были беспочвенной фантазией народа. Действительность представала как сложная   система   связей   и   отношений.   Сказочники   волшебным повестовованием хотели поддержать  стремление народа к справедливости, к воспитанию сложившихся традиций и культуре народа. В сказках чукчей живут все звери и птицы, которых чукча знает с детства:   огромный   морж   и   маленькая   евражка,   дикий   олень   и   морская чайка, белый медведь и полярная куропатка.  Один из главных персонажей — ворон Куркыль. О нём создано много сказок. Эта птица особо почитаема в народе. Любой маленький чукча, как и его бабушка и дедушка, никогда не обидит ворона, потому что все уважают его. После охоты ему оставляют куски мяса. Все знают, где он живёт. В сказках   ворон  Куркыль  предстаёт   перед  нами  и  смешным, и  мудрым,  и добрым. В   чукотской   народной   сказке  «Ворон   Куркыль»  главный   герой приспособил вместо нарт старую брошенную лодку.  Запряг в неё песцов, так как они примчались на его третий зов вместо собак. Вместо палки, чтоб останавливать нарты, взял китовое ребро. В вороньем стойбище решили над ним посмеяться: нагрузить его нарты потяжелее, чтобы песцы не смогли их с места сдвинуть. Для этого погрузили вороны на нарты всё добро, какое у них было: всю одежду, мясо моржовое, посуду, оленьи шкуры. Не могут песцы   сдвинуть   такую   ношу   с   места.   Вороны   смеются   над   Куркылем. Рассердился он, крикнул на песцов, и песцовая упряжка рванулась вперёд. Оторопели вороны: всё их добро пропало. А Куркыль живёт без забот. В   сказке  «Куркыль   и   лисята»  Куркыль   пускается   на   хитрость, чтобы забрать у лисят нерпу и наесться досыта. Но лисята ему отомстили: набросали   в   котёл   с   нерпичьим   мясом   грязи.   Рассердился   Куркыль, побежал   в   соседнюю   ярангу   разбираться   с   лисятами.   Но   теперь   они обхитрили дедушку ворона. Так весело хоровод вокруг Куркыля водили, что закружилась у него голова и прошла вся злость. Оказывается, и хитрого можно обмануть. В сказке «Как волк с горы катался» ворон показан простодушным. Его легко обманывает волк, обещая ему за спасение из моря горшок каши с воткнутой ложкой. Но ворон показан и добрым. Узнав об обмане, он не мстит волку, а просто говорит ему:  «Ну ладно, никогда тебе больше не поверю!» Жизненный урок ворон получил. Чукотский народ из поколения в поколение передавал свое главное качество – быть добрым и отзывчивым к бедам других людей.   В сказке «Медвежонок и зайчик»  рассказывается о том, как потерялся в лесу за дальними   сопками,   отстал   от   медведицы   медвежонок.   Встретился   ему зайчик,   успокоил   и   предложил   жить   вместе   в   яранге.   Целый   день   они играли, кувыркались, собирали в тундре ягоды, ловили рыбу в реке и очень подружились. Прошло время, и большая медведица наконец­то нашла сына и забрала домой. Но медвежонок загрустил, затосковал без друга. Решила медведица отвести сына к зайчику в лес. Но тут вдруг увидел медвежонок зайчика, который сам прискакал к нему в гости. И стали они жить дружно в одной яранге — медведица, медвежонок и зайчик. Не правда ли знакомый сюжет, напоминающий русские народные сказки? Тему   милосердия   так   же   легко   отследить   в   сказке  «Белая   медведица»,  там  есть   такие  строчки:    «Жила­была   старуха   с   внуком. Дядя не оставлял их голодными. Если добывал он трёх моржей, то двух отдавал сиротке с бабушкой». Когда   сказочник   рассказывает   свою   сказку   про   медвежонка   и зайчика, он и сам верит, что они пили чай в яранге. А когда рассказывает про ворона, верит, что ворон Куркыль запрягал песцов в лодку­нарты. И чем сильней  верит сказочник в свою сказку, тем больше славится среди чукчей, потому что они, как и многие другие люди,  верят в добро, в силу, в любовь и радость, в дружбу и верность. В   сказках   народов   Чукотки   содержится   народная   мудрость, выработанная   человечеством   за   много   веков,   которая   учит   и   детей,   и взрослых. Заключение Ценное культурное наследие – чукотские сказки представляют собой яркие   образцы   художественного   творчества,   отражающего   лучшие традиции   в   передаче   производственного   и   духовного   опыта предшествующих поколений. Существует   «золотое   правило»   этнографии,   приобретающее особенный символический смысл именно в острые кризисные, быть может, даже  трагические  периоды  человеческой  истории.  Это  правило   в общем виде формулируется следующим образом: без исторической памяти ­ нет традиций, без традиций ­ нет культуры, без культуры ­ нет воспитания, без воспитания нет духовности, без духовности ­ нет личности, а без личности ­ нет народа как исторической личности. Список использованной литературы: 1. Антология северной сказки. Журнал «Северные просторы, № 6, 1989, стр.17. 2.   История   и   культура   чукчей.   Историко­этнографические   очерки,   под общей редакцией А.И. Крушанова. Издательтсво «Наука», Л., 1987, стр. 36; стр. 88. 3. Сказки и мифы народов Чукотки и Камчатки. М. 1980. 4.   Звездные мгновения Арктики. Пасецкий В. М. СПб., 1995 5.  Описание обычаев и образа жизни чукчей . Мерк К. Г.,  1978. 6.  Августинович   Ф.   М.1880.   Три   года   в   Северо­Восточной   Сибири   за полярным кругом  7. Чукотские народные сказки, мифы и предания. Л.В. Беликов, Магадан, 1982.

Проект на тему "Чукотская сказка, как отражение традиций и обычаев народов Севера»

Проект на тему "Чукотская сказка, как отражение традиций и обычаев народов Севера»

Проект на тему "Чукотская сказка, как отражение традиций и обычаев народов Севера»

Проект на тему "Чукотская сказка, как отражение традиций и обычаев народов Севера»

Проект на тему "Чукотская сказка, как отражение традиций и обычаев народов Севера»

Проект на тему "Чукотская сказка, как отражение традиций и обычаев народов Севера»

Проект на тему "Чукотская сказка, как отражение традиций и обычаев народов Севера»

Проект на тему "Чукотская сказка, как отражение традиций и обычаев народов Севера»

Проект на тему "Чукотская сказка, как отражение традиций и обычаев народов Севера»

Проект на тему "Чукотская сказка, как отражение традиций и обычаев народов Севера»

Проект на тему "Чукотская сказка, как отражение традиций и обычаев народов Севера»

Проект на тему "Чукотская сказка, как отражение традиций и обычаев народов Севера»

Проект на тему "Чукотская сказка, как отражение традиций и обычаев народов Севера»

Проект на тему "Чукотская сказка, как отражение традиций и обычаев народов Севера»

Проект на тему "Чукотская сказка, как отражение традиций и обычаев народов Севера»

Проект на тему "Чукотская сказка, как отражение традиций и обычаев народов Севера»

Проект на тему "Чукотская сказка, как отражение традиций и обычаев народов Севера»

Проект на тему "Чукотская сказка, как отражение традиций и обычаев народов Севера»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.04.2017