Проект на тему "Чукотская сказка, как отражение традиций и обычаев народов Севера»
Оценка 4.8
Исследовательские работы
docx
русская литература
7 кл—8 кл
23.04.2017
В данном проекте собран материал по чукотским сказкам. Изучая чукотские сказки, мы прослеживаем в них отражение жизни чукчей, их традиции и обычаи. Устное народное творчество чукотского народа изучен недостаточно хорошо, поэтому необходимо привлекать обучающихся к мастерству коренного народа Крайнего Севера.
Чукотская сказка, как отражение традиций и обычаев народов Севера..docx
Государственное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1 города Анадыря»
«Чукотская сказка, как отражение традиций и обычаев
народов Севера»
Выполнил:
Чикилев Александр Владиславович,
Учащийся 8 А класса
Научный руководитель:
Любушкина Любовь Николаевна,
учитель русского языка и литературы Содержание:
1. Вступление
2. Отражение обычаев и традиций в произведениях устного народного
творчества народов Чукотки
2.1. Сказки о подготовке мододых чукчей к охоте
2.2. Юмор в сказках
2.3. Сказки, прославляющие и утверждающие жизнестойкость человека
2.4. Изображение в сказках ворона, мудрого, хитрого, опытного
2.5. Сказки о добре и милосердии
3. Заключение
4. Список использованной литературы Введение
Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания.
Приобщение к традициям особенно значимо в современном мире, ведь
молодому поколению предстоит осваивать, сохранять, развивать и
передавать дальше культурное наследие своего народа. Национальные
традиции,
сложившиеся на основе длительного опыта и прочно
укоренившиеся в жизни людей, не только развивают национальную
культуру, но и сохраняют самобытность народа, жизненный, практический
опыт, моральноэтические нормы.
Чукотский народ, тысячелетиями не знавший письменности, отражал
и сохранял в устных повествованиях свой жизненный опыт, обычаи и
традиции. Это помогало маленькому мужественному народу выжить в
условиях северных широт, создать и сохранить свою материальную и
художественную культуру. Устное творчество коренных народностей
Чукотки представляет важный источник для всестороннего изучения и
понимания их духовной культуры, многовекового трудового опыта,
общественного устройства и быта.
Повседневная жизнь людей Чукотки была постоянно наполнена
смертельной опасностью, голодом и холодом, морскими штормами летом и
снежными бурями зимой. И эта многовековая жизнь приморских северных
племен на краю земли закономерно отразилась в их мифологии, в их
древних сказаниях и преданиях. Отважные и выносливые чукотские
охотники еще в очень давние времена стремились выразить в своем устном
художественном творчестве незыблемую веру в удачу, в победу, в жизнь,
которая никогда не должна угасать.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что устное
народное творчество чукотского народа мало изучено, а изучая творчество
своего народа, человек впитывает в себя историю и культуру народа.
Цель данной работы: привлечение интереса к сказкам коренных
малочисленных народов севера, к их традициям и обычаям.
Задачи:
1. Изучить традиции и обычаи чукчей
2. Изучить сказки о животных и бытовые сказки чукотского народа
3. Выявить, как в сказках Чукотки прослеживаются традиции и
обычаи народа.
Произведения устного народного в той или иной степени отображают
древние представления, обычаи, традиции, непосредственным образом связанные с производственной и духовной жизнью народа на разных этапах
его исторического пути. Так во многих устных произведениях народностей
Чукотки рисуются яркие картины охоты на дикого оленя, коллективной и
одиночной охоты на морского зверя, картины обмена продуктов
оленеводства на продукты морского промысла между оленеводами и
приморскими жителями, даются сведения об общественном устройстве
(первобытная община, большая семья, одиночная семья, пережиточные
явления материнского и отцовского рода и другие виды социальной
организации), описываются межплеменные войны за обладание оленьими
стадами и борьба между приморскими общинами за охотничьи угодья; в
них имеются свидетельства о семейных обычаях, мировоззрении, о
физическом воспитании охотника и воина, о предметах материальной
культуры, изготовленных из камня, глины, кости, шкур, китового уса,
дерева, о приручении животных и многое другое.
Рассмотрим детально некоторые сказки. Например, во многих
чукотских сказках изображаются традиционные состязания в силе и
ловкости, бытовавшие с давних времен, как определенная система
физической подготовки, необходимой для охотника. Так, в сказке
«Кутвирит» говорится: «Надел эскимосский богатырь торбаза и штаны
из нерпичьей шкуры, а Кутвирит — камусные штаны и торбаза. Вышли
они в большой круг, и вот пальцы Кутвирита оставляют на теле
эскимоса следы, как от ножа. Взмахнул эскимос ногой, хотел ударить
Кутвирита в грудь, а Кутвирит как ударит его в подошву — и эскимос
далеко отлетел кувырком. Сел он там и подозвал Кутвирита:
— Иди сядь со мной. Я не могу к тебе подойти — у меня сломалась нога.
Ты сильнее меня! Я десять дней качал на руках кость нижней челюсти
кита, но ты моложе и сильнее. Оставляю тебе мои моржовые,
лахтачьи шкуры и ремни в подарок…»
Тренирововнче упражнения с камнями и многодневные
тренировки в беге по круговым дорожкам на утоптанной площадке
подробно изображаются в «Сказании о брате с сестрой». Здесь старик по
определенной, вескми сложившейся системе тренирует мальчикасироту,
чтобы он стал сильным и ловки, легким в беге, таким, что за утками
летящими поспевать будет и ветер в пургу догонять…В результате весьма
длительной и упорной тренировки молодой герой «скачками бегать стал,
едва земли касаясь и травы не шевеля».
Многие сказки о животных восходят к древним тотемным мифам и
мифам о культурных героях. Герои сказки — звери, птицы, насекомые
постоянно заняты поисками пищи, подобно людям они ведут свое
хозяйство, имеют орудия охоты, оленей, лодки, человеческое жилище,
одежду и т. д. В животных сказках чукчей воспевается трудовой опыт
народа, его быт, занятия, ловкость и хитрость как залог удачи охотника в добыче зверя и осмеиваются глупость, неповоротливость, физическая
немощь как опасные для охотника качества.
Из волшебномифической сказки выделяется сказка о животных,
которая становится такой же, а часто и более могущественной школой
жизни охотника, как и волшебномифическая сказка. Во многих сказках
упоминается охота на дикого оленя как главный источник существования
героев, ведь охота на дикого оленя была самым главным промыслом в
истории чукчей на протяжении очень длительного времени, когда их предки
еще не знали морского зверобойного промысла. Охота на оленя давала им и
пищу, и одежду, и материал для жилища. Потому и обучали с ранних лет
своих детей этому искусству. Вот что говорится в сказке «Кутвирит»:
«Вот однажды зимой ребятишки играли на улице в оленя. Эскимосский
мальчик был оленем — он держал над головой оленьи рога и быстро
бегал по онету, а остальные кидали на рога аркан…»
Сказки народов Чукотки привлекают своим юмором, что говорит о
добрых чукотских традициях, и это нашло свое отражение в сказках о
животных. Это такие сказки, как «Лиса и медведь», «Сказка о вороне и
волке», «Белая медведица». Вот строчки из этой сказки, вызывающие и
улыбку, и смех: «Я вызвал тебя, человек, на поединок, защищайся!
Разбежался медведь, кинулся на человека, а человек отскочил в
сторону. Пронёсся мимо медведь, повернулся и опять ринулся на
человека. Охотник опять отскочил в сторону. Натянул он тетиву и
выстрелил. Попала стрела в правое плечо. Повернулся медведь. Человек
пустил стрелу в левое плечо. Высунул медведь язык, бьёт им по плечам
то вправо, то влево, и рухнул. Жил после этого человек хорошо». В
сказках преобладет и насыщенность юмора, и особый стиль повествования,
выражающий энергию и находчивовсть героев.
В сказке «Сирота и волки» подробно и увлекательно рассказывается
история сироты, который в четырехлетнем возрасте остался одни и
заболивые волки помогли ему выжить и вырасти, наставить на путь
истинный. Традиционно звучат в чукотских сказках прославление и
утверждение жизнестойкости человека. Ведь отважные и выносливые
чукотские охотники во все времена стремились выразить в устном
народном творчестве незыблемую веру в удачу, в победу, в жизнь, которая
никогда не должна угасать.
Изучая чукосткие народные сказки, понимаешь, что они никогда не
были беспочвенной фантазией народа. Действительность представала как
сложная система связей и отношений. Сказочники волшебным
повестовованием хотели поддержать стремление народа к справедливости,
к воспитанию сложившихся традиций и культуре народа. В сказках чукчей живут все звери и птицы, которых чукча знает с
детства: огромный морж и маленькая евражка, дикий олень и морская
чайка, белый медведь и полярная куропатка.
Один из главных персонажей — ворон Куркыль. О нём создано много
сказок. Эта птица особо почитаема в народе. Любой маленький чукча, как и
его бабушка и дедушка, никогда не обидит ворона, потому что все уважают
его. После охоты ему оставляют куски мяса. Все знают, где он живёт. В
сказках ворон Куркыль предстаёт перед нами и смешным, и мудрым, и
добрым.
В чукотской народной сказке «Ворон Куркыль» главный герой
приспособил вместо нарт старую брошенную лодку. Запряг в неё песцов,
так как они примчались на его третий зов вместо собак. Вместо палки, чтоб
останавливать нарты, взял китовое ребро. В вороньем стойбище решили над
ним посмеяться: нагрузить его нарты потяжелее, чтобы песцы не смогли их
с места сдвинуть. Для этого погрузили вороны на нарты всё добро, какое у
них было: всю одежду, мясо моржовое, посуду, оленьи шкуры. Не могут
песцы сдвинуть такую ношу с места. Вороны смеются над Куркылем.
Рассердился он, крикнул на песцов, и песцовая упряжка рванулась вперёд.
Оторопели вороны: всё их добро пропало. А Куркыль живёт без забот.
В сказке «Куркыль и лисята» Куркыль пускается на хитрость,
чтобы забрать у лисят нерпу и наесться досыта. Но лисята ему отомстили:
набросали в котёл с нерпичьим мясом грязи. Рассердился Куркыль,
побежал в соседнюю ярангу разбираться с лисятами. Но теперь они
обхитрили дедушку ворона. Так весело хоровод вокруг Куркыля водили,
что закружилась у него голова и прошла вся злость. Оказывается, и хитрого
можно обмануть.
В сказке «Как волк с горы катался» ворон показан простодушным.
Его легко обманывает волк, обещая ему за спасение из моря горшок каши с
воткнутой ложкой. Но ворон показан и добрым. Узнав об обмане, он не
мстит волку, а просто говорит ему: «Ну ладно, никогда тебе больше не
поверю!» Жизненный урок ворон получил.
Чукотский народ из поколения в поколение передавал свое главное
качество – быть добрым и отзывчивым к бедам других людей. В сказке
«Медвежонок и зайчик» рассказывается о том, как потерялся в лесу за
дальними сопками, отстал от медведицы медвежонок. Встретился ему
зайчик, успокоил и предложил жить вместе в яранге. Целый день они
играли, кувыркались, собирали в тундре ягоды, ловили рыбу в реке и очень
подружились. Прошло время, и большая медведица наконецто нашла сына
и забрала домой. Но медвежонок загрустил, затосковал без друга. Решила
медведица отвести сына к зайчику в лес. Но тут вдруг увидел медвежонок
зайчика, который сам прискакал к нему в гости. И стали они жить дружно в одной яранге — медведица, медвежонок и зайчик. Не правда ли знакомый
сюжет, напоминающий русские народные сказки?
Тему милосердия так же легко отследить в сказке «Белая
медведица», там есть такие строчки: «Жилабыла старуха с внуком.
Дядя не оставлял их голодными. Если добывал он трёх моржей, то
двух отдавал сиротке с бабушкой».
Когда сказочник рассказывает свою сказку про медвежонка и
зайчика, он и сам верит, что они пили чай в яранге. А когда рассказывает
про ворона, верит, что ворон Куркыль запрягал песцов в лодкунарты. И
чем сильней верит сказочник в свою сказку, тем больше славится среди
чукчей, потому что они, как и многие другие люди, верят в добро, в силу, в
любовь и радость, в дружбу и верность.
В сказках народов Чукотки содержится народная мудрость,
выработанная человечеством за много веков, которая учит и детей, и
взрослых.
Заключение
Ценное культурное наследие – чукотские сказки представляют собой
яркие образцы художественного творчества, отражающего лучшие
традиции в передаче производственного и духовного опыта
предшествующих поколений.
Существует «золотое правило» этнографии,
приобретающее
особенный символический смысл именно в острые кризисные, быть может,
даже трагические периоды человеческой истории. Это правило в общем
виде формулируется следующим образом: без исторической памяти нет
традиций, без традиций нет культуры, без культуры нет воспитания, без
воспитания нет духовности, без духовности нет личности, а без личности
нет народа как исторической личности. Список использованной литературы:
1. Антология северной сказки. Журнал «Северные просторы, № 6, 1989,
стр.17.
2. История и культура чукчей. Историкоэтнографические очерки, под
общей редакцией А.И. Крушанова. Издательтсво «Наука», Л., 1987, стр. 36;
стр. 88.
3. Сказки и мифы народов Чукотки и Камчатки. М. 1980.
4. Звездные мгновения Арктики. Пасецкий В. М. СПб., 1995
5. Описание обычаев и образа жизни чукчей . Мерк К. Г., 1978.
6. Августинович Ф. М.1880. Три года в СевероВосточной Сибири за
полярным кругом
7. Чукотские народные сказки, мифы и предания. Л.В. Беликов, Магадан,
1982.
Проект на тему "Чукотская сказка, как отражение традиций и обычаев народов Севера»
Проект на тему "Чукотская сказка, как отражение традиций и обычаев народов Севера»
Проект на тему "Чукотская сказка, как отражение традиций и обычаев народов Севера»
Проект на тему "Чукотская сказка, как отражение традиций и обычаев народов Севера»
Проект на тему "Чукотская сказка, как отражение традиций и обычаев народов Севера»
Проект на тему "Чукотская сказка, как отражение традиций и обычаев народов Севера»
Проект на тему "Чукотская сказка, как отражение традиций и обычаев народов Севера»
Проект на тему "Чукотская сказка, как отражение традиций и обычаев народов Севера»
Проект на тему "Чукотская сказка, как отражение традиций и обычаев народов Севера»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.