Проект на тему: «Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста».
Оценка 4.9

Проект на тему: «Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста».

Оценка 4.9
Документация
docx
воспитательная работа
Детсад
17.04.2019
Проект на тему:   «Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста».
Актуальность проекта Один из принципов дошкольного образования это приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Использование малых форм фольклора в работе с детьми помогает реализовывать данный принцип дошкольного образования, обозначенный в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Так же в стандарте обозначены основные направления в развитии и деятельности детей. И одно из этих направлений - речевое развитие. Стандарт объясняет, что речевое развитие включает: - владение речью как средством общения и культуры; - обогащение активного словаря;
проект фольклор..docx

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад№24 комбинированного вида»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проект на тему:

 

«Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста».



 

 





Воспитатель:

Сулейманова С.В.







2017г.

Г. Троицк.

Технологическая карта проекта

Разработчик и составитель проекта

Сулейманова Светлана Владимировна,

 воспитатель МБДОУ «Детский сад №24»

Название организации МБДОУ «Детский сад№24»

Участники: Воспитатель, музыкальный руководитель, воспитанники и их родители

Актуальность, основания для разработки проекта

Использование детского фольклора в развитии речи и приобщение к истокам народной культуры детей соответствует принципам и направлениям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. В ходе освоения малых фольклорных жанров происходит совершенствование речи, легко и естественно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Дети приобретают опыт социального поведения, формируется отношение к окружающему миру, потому как каждое произведение народного творчества имеет нравственную направленность.

Цель

Развивать речевые, творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества

Задачи

Образовательные:

1. Развивать слуховое внимание, понимание речи, звукоподражание, активизировать словарный запас детей;

2. Учить внимательно, слушать и запоминать потешки, малые художественные произведения, загадки;

3. Учить детей играть в народные игры и водить хороводы.

Развивающие:

1. Развивать у детей художественно – речевые исполнительские способности - выразительности, эмоциональности исполнения, умения применять разнообразные интонации, выражающие характер произведения.

2. Развивать умение играть в совместные народные игры и хороводы.

Воспитательные:

1. Формировать у детей представления о малых фольклорных жанрах эмоционально-положительное отношение к нему.

2. Обогащать чувства, воображение и речь детей.

3. Воспитывать дружеские чувства и гуманные взаимоотношение между детьми через художественные произведения и народные игры.

II. Совершенствовать предметно – развивающую среду, способствующую развитию интереса к устному народному творчеству.

III. Привлекать родителей к активному участию по данному направлению работы, участвовать в праздниках и развлечениях.

Сроки реализации

Сентябрь 2016 - Май 2017

Ожидаемые результаты

• Дети последовательно познакомятся с малыми формами фольклора, с народными играми и хороводами, с народным рукотворным творчеством, с несколькими обрядовыми праздниками;

• Обогатится речь за счет образных выражений, активизируется словарь ребенка, совершенствуются навыки диалогической речи, её грамматический строй, развивается эмоциональная выразительность речи.

• Расширится и активизируется словарный запас детей;

• Укрепятся коллективные действия, взаимодействия;

• Произойдет пробуждение в детях способности живо представлять себе происходящее, горячо сочувствовать, сопереживать;

• У детей проявится эмоционально – положительное отношение к детскому фольклору, формируется устойчивый интерес к народному творчеству.

• У детей появятся навыки общения и совместной игры.

                                                  Введение

Речь имеет большое значение для целостного и всестороннего развития ребенка в младшем дошкольном возрасте, так как она становится основным средством общения. Именно речь привлекает его внимание к предметам и действиям. Действия взрослого при этом играют важную роль, которым ребенок пытается подражать. Именно подражание действиям взрослого является одним из важнейших механизмов формирования общения в младшем возрасте

Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком.

Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, потешки, считалки, колыбельные, сказки и т.д.).

Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умения тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.

Исходя из этого, приоритетным направлением развития речи у детей второй младшей группы, я выбрала тему «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством устного народного творчества».

 

Актуальность проекта

Один из принципов дошкольного образования это приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Использование малых форм фольклора в работе с детьми помогает реализовывать данный принцип дошкольного образования, обозначенный в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Так же в стандарте обозначены основные направления в развитии и деятельности детей. И одно из этих направлений - речевое развитие. Стандарт объясняет, что речевое развитие включает:

- владение речью как средством общения и культуры;

- обогащение активного словаря;

- развития связной, грамматической правильной диалогической и монологической речи;

- развитие речевого творчества;

- развитие звуковой и интонационной культуры речи;

- фонематического слуха;

- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Использование детского фольклора соответствует данному направлению. В ходе освоения малых фольклорных жанров происходит совершенствование речи, легко и естественно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Дети приобретают опыт социального поведения, формируется отношение к окружающему миру, потому как каждое произведение народного творчества имеет нравственную направленность.

Детский фольклор близок и понятен ребенку, глубоко лежит в его природе, находит свое отражение стихийно, потому что связан с игрой. Знакомство с ними, играет неоценимую роль во всестороннем развитии и является носителем культурных традиций народа.

 

Тип проекта:

По времени: краткосрочный;

По характеру контактов: в рамках ДОУ, групповой;

По доминирующей деятельности: творческий, игровой, познавательный;

Срок реализации проекта: сентябрь 2016 - май 2017.

Участники проекта:

Дети 2 младшей группы (3-4года);

Воспитатель;

Родители воспитанников;

Музыкальный руководитель.

 

 

 

Гипотеза:

Если использовать устное народное творчество наряду с современными методиками обучения, улучшится речь ребенка и повысится уровень познавательной и коммуникативной способности способностей детей.

 

Цель:

развивать речевые, творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.

 

Задачи:

Образовательные:

1. Развивать слуховое внимание, понимание речи, звукоподражание, активизировать словарный запас детей;

2. Учить внимательно, слушать и запоминать потешки, малые художественные произведения, загадки;

3. Учить детей играть в народные игры.

Развивающие:

1. Развивать у детей художественно – речевые исполнительские способности - выразительности, эмоциональности исполнения, умения применять разнообразные интонации, выражающие характер произведения.

2. Развивать умение играть в совместные народные игры.

Воспитательные:

1. Формировать у детей представления о малых фольклорных жанрах эмоционально-положительное отношение к нему.

2. Обогащать чувства, воображение и речь детей.

3. Воспитывать дружеские чувства и гуманные взаимоотношение между детьми через художественные произведения и народные игры.

II. Совершенствовать предметно – развивающую среду, способствующую развитию интереса к устному народному творчеству.

III. Вовлечь родителей в единое пространство «Семья – детский сад». Привлекать родителей к активному участию в праздниках и развлечениях.

 

Ожидаемые результаты в ходе реализации проекта:

• Дети последовательно познакомятся с малыми формами фольклора, с народными играми и хороводами, с народным рукотворным творчеством, с несколькими обрядовыми праздниками;

• Обогатится речь за счет образных выражений, активизируется словарь ребенка, совершенствуются навыки диалогической речи, её грамматический строй, развивается эмоциональная выразительность речи.

• Расширится и активизируется словарный запас детей;

• Укрепятся коллективные действия, взаимодействия;

• Произойдет пробуждение в детях способности живо представлять себе происходящее, горячо сочувствовать, сопереживать;

• У детей проявится эмоционально – положительное отношение к детскому фольклору, формируется устойчивый интерес к народному творчеству.

• У детей появятся навыки общения и совместной игры.

 

Предполагаемые продукты проекта:

  • Уголок театрализованной деятельности пополнится: различными видами театра, костюмами и атрибутами для театрализации.
  • Уголок «Библиотека» обогатится произведениями русской и других народов мира.
  • Появится уголок «Народной игрушки».
  • Уголок по развитию речи пополнится информационно-дидактическим материалом и картотеками.

 

Методы и приемы работы с детьми:

  • Наглядный метод: 

- Рассматривание книжных иллюстраций к произведениям, репродукций, предметов народного творчества;

- театрализованный показ произведений, как педагогом, так и детьми;

- проведение дидактических игр;

  • Словесный метод: 

- чтение произведений русского народа и других народов мира;

- заучивание потещек, детских песен, считалок, закличек;

-рассказывание сказок и потешек детьми по иллюстрациям;

- проведение праздников, утренников, развлечений.

  • Игровой метод:

- игры-драматизации;

- игры-инсценировки;

- имитационные упражнения «Изобрази персонажа сказки»;

- дидактические игры, настольно-печатные игры;

- Разучивание физкультминуток, пальчиковых игр, народных игр;

  • Практический метод:

- проведение забав на фольклорном материале;

- проигрывание народных игр;

- театрализованные постановки, как воспитателем, так и детьми;

 

Виды детской деятельности:

Реализация проекта осуществляется через различные виды детской деятельности: игровую, музыкально-художественную, коммуникативную, познавательную, восприятие художественной литературы.

 

 

Ресурсное обеспечение проекта:

Материально технические ресурсы:

1.Наличие в детском саду предметно-развивающей среды:

- разнообразные виды театров: настольный, пальчиковый, фланелеграф, кукольный;

-  шапочки-ободки персонажей сказки «Репка», полумаски к сказке «Теремок», и другие персонажи.

2. Информационно-дидактические ресурсы, картотеки:

  • русских народных игр для детей дошкольного возраста;
  • русских народных песенок, колыбельных, потешек, прибауток, закличек загадок;
  • пальчиковых гимнастик для детей младшего дошкольного возраста возраста;
  • развития артикуляционного и дыхательного аппарата,
  • обшеразвивающие упражнения для физических минуток с использованием потешек.

 

Этапы реализации проекта

Сроки реализации проекта: сентябрь 2016- май 2017года

 

1 этап: Подготовительный

• Обозначение актуальности и темы будущего проекта.

• Постановка цели и задач.

• Составление плана реализации проекта на год.

• Составление перспективно-тематического планирования по теме «Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста» с учетом интеграции образовательных областей.

• Составление плана работы с родителями на год.

• Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.

Пополнение различных видов театра (пальчиковый, настольный, театр на фланелеграфе, кукольный театр).

• Подбор народных игр, потешек, загадок, сказок, пальчиковой гимнастики, наглядного материала.

• Подбор дидактических игр.

• Привлечение родителей к текущему проекту. Индивидуальные беседы, консультации с родителями по выявлению способностей в той или иной области рукоделия и возможностей.

 

2 этап: Основной

1.Реализация проекта.

2.Разработка конспектов НОД, развлечений и досугов.

 

3 этап: Заключительный

1. Презентации проекта «Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста»» коллегам и родителям воспитанников.

2. Подведение итогов и перспектива на следующий год.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План мероприятий по реализации проекта

 

Форма работы

Содержание

Подготовительный этап

Использование разных источников при поиске ответа по теме.

Обозначение актуальности и темы будущего проекта.

Беседа с родителями

Постановка цели и задач.

Беседа с детьми

Написание проекта.

Составление плана реализации проекта

Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.

Подборка информации, материала, пособий, иллюстраций, музыки, литературы по теме.

Пополнение различных видов театра (пальчиковый, настольный, театр на фланелеграфе, кукольный театр).

Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.

Литература

Интернет ресурсы

Индивидуальные беседы, консультации с родителями по выявлению их заинтересованности в пополнении театрального уголка, их способностей в той или иной области рукоделия и возможностей.

Родительское собрание.

Беседы о театре

Подбор народных игр , потешек, загадок, сказок, пальчиковой гимнастики, наглядного материала

Составление картотеки, работа с литературой и Интернет

Подбор дидактических игр.

Составление картотеки, работа с литературой и интернет

Привлечение родителей к текущему проекту.

 

Пополнение различных видов театра (пальчиковый, настольный, театр на фланелеграфе, кукольный театр).

Работа с родителями.

 

 

 

 

 

 

2 этап: Основной.

План работы на год

Раздел.

 

Сроки.

Содержание работы.

Практические выходы.

Изучение методической литературы.

Сентябрь-май.

1.Бабурина Г.И., Кузина Т.Ф. «народная педагогика в воспитании дошкольника.» М.,1995.

2. Даль В.И. « Пословицы и поговорки русского народа» М.,2009.

3.Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки/сост.Г.Науменко.1998.

4. Князева О.Л., МаханеваМ.Д., Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб.-метод. Пособие 2-е изд., перераб., и доп. сПб,.2008.

5. Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.

6.Русский фольклор/Сост. В. Аникин. М., 1985.

 

Работа с детьми.

Октябрь.

Пальчиковые игры на основе русских народных потешек.

Игровая деятельность «Поиграем с пальчиками».

 

Ноябрь.

Пальчиковый театр.

Показ русской народной  сказки « Теремок»

 

Декабрь.

Знакомство с загадками.

Игровая деятельность  «Покажи отгадку»

 

Январь.

Отгадывание детьми загадок.

Досуг «Вечер загадок».

 

Февраль.

Знакомство с обрядовым праздником Масленица, закличками весны.

Развлечение «Широкая Масленица»

 

Март

Знакомство с народной игрушкой и музыкальными инструментами.

Игра на народных  музыкальных инструментах.

 

Апрель.

Знакомство с закличками, потешками о солнце.

Досуг «Солнышко, нарядись, красное, покажись!»

 

Май.

Народные игры.

Создание картотеки малых фольклорных жанров, народных игр и хороводов, артикуляционной и пальчиковой гимнастики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 этап: Заключительный

 

1. Презентации проекта коллегам и родителям воспитанников.

2. Подведение итогов и перспектива на следующий год.

Проект «Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Обобщение опыта и определение результата практической деятельности педагога, разработка тактики последующих педагогических действий на следующий год.

 

В ходе реализации проекта:

• Дети последовательно знакомятся с различными жанрами детского фольклора;

• Совершенствуется процесс раскрепощения ребенка (вызывать желание выступать перед куклами и сверстниками);

• Расширится и активизируется словарный запас детей;

• Укрепятся коллективные действия, взаимодействия;

• Произойдет пробуждение в детях способности живо представлять себе происходящее, горячо сочувствовать, сопереживать;

• Обогащается игровой опыт;

• Называют сказочные имена персонажей, имитируют характерные действия персонажей.

• У детей проявится эмоционально – положительное отношение к устному народному творчеству и народным играм, формируется устойчивый интерес к театрализованной деятельности.

• Обогатится речь за счет образных выражений, активизируется словарь ребенка, совершенствуются навыки диалогической речи, её грамматический строй, развивается эмоциональная выразительность речи.

• У детей появятся навыки общения и совместной игры.

 

 

Список используемой литературы:

1.     Антипина Е. А. Театрализованная деятельность детей в детском саду: игры, упражнения, сценарии. М., ТЦ Сфера, 2003. -128с.

2.     Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей М.: Мозаика-Синтез, 1999. - с. 99.

3.     Бабурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 1995.

4.     Баранова Е.В, Савельева А.М. От навыков к творчеству Мозаика – Синтез, 2009.-58с.

5.     Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя. - М.: Просвещение, 1983. - 192с.

6.     Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр М.: Лабиринт, 1999.- 352с.

7.     Выготский Л. С. Психология искусства. М.: Изд-во «Искусство», 1996.

8.     Виноградов Г.С.Русский детский фольклор. — Иркутск, 1930. — Кн. 1.

9.     Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду Мозаика – Синтез, 2008 год.-128с.

10.   Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009

11.   Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост. Г. Науменко. М., 1998.

12.   Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб.-метод. Пособие 2-е изд., перераб. и доп.сПб,. 2008

13.   Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.

14.   Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. - М.: Академия, 2000. - 416с.

15.   Кольцова М.Н. Ребенок учится говорить. Москва, 1974 г.-387с.

16.   Леонтьев А.А. Основы теории речевой деятельности /Под ред. А. А. Леонтьева. -- М.: Просвещение, 1974. - 148 с.

17.   Русский фольклор / Сост. В. Аникин. М., 1985.

18.   Янушко Е.А. Помогите малышу заговорить ! Развитие речи детей 1,5-3 лет. М., 2009.

19.   http://nsportal.ru/

20.   https://educontest.net

21.   http://www.maam.ru/


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад№24 комбинированного вида»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад№24 комбинированного вида»

Технологическая карта проекта

Технологическая карта проекта

Ожидаемые результаты • Дети последовательно познакомятся с малыми формами фольклора, с народными играми и хороводами, с народным рукотворным творчеством, с несколькими обрядовыми праздниками; •

Ожидаемые результаты • Дети последовательно познакомятся с малыми формами фольклора, с народными играми и хороводами, с народным рукотворным творчеством, с несколькими обрядовыми праздниками; •

Использование детского фольклора соответствует данному направлению

Использование детского фольклора соответствует данному направлению

Учить внимательно, слушать и запоминать потешки, малые художественные произведения, загадки; 3

Учить внимательно, слушать и запоминать потешки, малые художественные произведения, загадки; 3

Словесный метод: - чтение произведений русского народа и других народов мира; - заучивание потещек, детских песен, считалок, закличек; -рассказывание сказок и потешек детьми по иллюстрациям;…

Словесный метод: - чтение произведений русского народа и других народов мира; - заучивание потещек, детских песен, считалок, закличек; -рассказывание сказок и потешек детьми по иллюстрациям;…

Составление перспективно-тематического планирования по теме «Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста» с учетом интеграции образовательных областей

Составление перспективно-тематического планирования по теме «Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста» с учетом интеграции образовательных областей

План мероприятий по реализации проекта

План мероприятий по реализации проекта

Основной. План работы на год

Основной. План работы на год

Март Знакомство с народной игрушкой и музыкальными инструментами

Март Знакомство с народной игрушкой и музыкальными инструментами

Заключительный 1. Презентации проекта коллегам и родителям воспитанников

Заключительный 1. Презентации проекта коллегам и родителям воспитанников

Список используемой литературы: 1

Список используемой литературы: 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.04.2019