Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад№24 комбинированного вида»
Проект на тему:
«Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста».
Воспитатель:
Сулейманова С.В.
2017г.
Г. Троицк.
Технологическая карта проекта
Разработчик и составитель проекта
Сулейманова Светлана Владимировна,
воспитатель МБДОУ «Детский сад №24»
Название организации МБДОУ «Детский сад№24»
Участники: Воспитатель, музыкальный руководитель, воспитанники и их родители
Актуальность, основания для разработки проекта
Использование детского фольклора в развитии речи и приобщение к истокам народной культуры детей соответствует принципам и направлениям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. В ходе освоения малых фольклорных жанров происходит совершенствование речи, легко и естественно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Дети приобретают опыт социального поведения, формируется отношение к окружающему миру, потому как каждое произведение народного творчества имеет нравственную направленность.
Цель
Развивать речевые, творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества
Задачи
Образовательные:
1. Развивать слуховое внимание, понимание речи, звукоподражание, активизировать словарный запас детей;
2. Учить внимательно, слушать и запоминать потешки, малые художественные произведения, загадки;
3. Учить детей играть в народные игры и водить хороводы.
Развивающие:
1. Развивать у детей художественно – речевые исполнительские способности - выразительности, эмоциональности исполнения, умения применять разнообразные интонации, выражающие характер произведения.
2. Развивать умение играть в совместные народные игры и хороводы.
Воспитательные:
1. Формировать у детей представления о малых фольклорных жанрах эмоционально-положительное отношение к нему.
2. Обогащать чувства, воображение и речь детей.
3. Воспитывать дружеские чувства и гуманные взаимоотношение между детьми через художественные произведения и народные игры.
II. Совершенствовать предметно – развивающую среду, способствующую развитию интереса к устному народному творчеству.
III. Привлекать родителей к активному участию по данному направлению работы, участвовать в праздниках и развлечениях.
Сроки реализации
Сентябрь 2016 - Май 2017
Ожидаемые результаты
• Дети последовательно познакомятся с малыми формами фольклора, с народными играми и хороводами, с народным рукотворным творчеством, с несколькими обрядовыми праздниками;
• Обогатится речь за счет образных выражений, активизируется словарь ребенка, совершенствуются навыки диалогической речи, её грамматический строй, развивается эмоциональная выразительность речи.
• Расширится и активизируется словарный запас детей;
• Укрепятся коллективные действия, взаимодействия;
• Произойдет пробуждение в детях способности живо представлять себе происходящее, горячо сочувствовать, сопереживать;
• У детей проявится эмоционально – положительное отношение к детскому фольклору, формируется устойчивый интерес к народному творчеству.
• У детей появятся навыки общения и совместной игры.
Введение
Речь имеет большое значение для целостного и всестороннего развития ребенка в младшем дошкольном возрасте, так как она становится основным средством общения. Именно речь привлекает его внимание к предметам и действиям. Действия взрослого при этом играют важную роль, которым ребенок пытается подражать. Именно подражание действиям взрослого является одним из важнейших механизмов формирования общения в младшем возрасте
Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком.
Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, потешки, считалки, колыбельные, сказки и т.д.).
Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умения тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.
Исходя из этого, приоритетным направлением развития речи у детей второй младшей группы, я выбрала тему «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством устного народного творчества».
Актуальность проекта
Один из принципов дошкольного образования это приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Использование малых форм фольклора в работе с детьми помогает реализовывать данный принцип дошкольного образования, обозначенный в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Так же в стандарте обозначены основные направления в развитии и деятельности детей. И одно из этих направлений - речевое развитие. Стандарт объясняет, что речевое развитие включает:
- владение речью как средством общения и культуры;
- обогащение активного словаря;
- развития связной, грамматической правильной диалогической и монологической речи;
- развитие речевого творчества;
- развитие звуковой и интонационной культуры речи;
- фонематического слуха;
- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Использование детского фольклора соответствует данному направлению. В ходе освоения малых фольклорных жанров происходит совершенствование речи, легко и естественно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Дети приобретают опыт социального поведения, формируется отношение к окружающему миру, потому как каждое произведение народного творчества имеет нравственную направленность.
Детский фольклор близок и понятен ребенку, глубоко лежит в его природе, находит свое отражение стихийно, потому что связан с игрой. Знакомство с ними, играет неоценимую роль во всестороннем развитии и является носителем культурных традиций народа.
Тип проекта:
По времени: краткосрочный;
По характеру контактов: в рамках ДОУ, групповой;
По доминирующей деятельности: творческий, игровой, познавательный;
Срок реализации проекта: сентябрь 2016 - май 2017.
Участники проекта:
• Дети 2 младшей группы (3-4года);
• Воспитатель;
• Родители воспитанников;
• Музыкальный руководитель.
Гипотеза:
Если использовать устное народное творчество наряду с современными методиками обучения, улучшится речь ребенка и повысится уровень познавательной и коммуникативной способности способностей детей.
Цель:
развивать речевые, творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.
Задачи:
Образовательные:
1. Развивать слуховое внимание, понимание речи, звукоподражание, активизировать словарный запас детей;
2. Учить внимательно, слушать и запоминать потешки, малые художественные произведения, загадки;
3. Учить детей играть в народные игры.
Развивающие:
1. Развивать у детей художественно – речевые исполнительские способности - выразительности, эмоциональности исполнения, умения применять разнообразные интонации, выражающие характер произведения.
2. Развивать умение играть в совместные народные игры.
Воспитательные:
1. Формировать у детей представления о малых фольклорных жанрах эмоционально-положительное отношение к нему.
2. Обогащать чувства, воображение и речь детей.
3. Воспитывать дружеские чувства и гуманные взаимоотношение между детьми через художественные произведения и народные игры.
II. Совершенствовать предметно – развивающую среду, способствующую развитию интереса к устному народному творчеству.
III. Вовлечь родителей в единое пространство «Семья – детский сад». Привлекать родителей к активному участию в праздниках и развлечениях.
Ожидаемые результаты в ходе реализации проекта:
• Дети последовательно познакомятся с малыми формами фольклора, с народными играми и хороводами, с народным рукотворным творчеством, с несколькими обрядовыми праздниками;
• Обогатится речь за счет образных выражений, активизируется словарь ребенка, совершенствуются навыки диалогической речи, её грамматический строй, развивается эмоциональная выразительность речи.
• Расширится и активизируется словарный запас детей;
• Укрепятся коллективные действия, взаимодействия;
• Произойдет пробуждение в детях способности живо представлять себе происходящее, горячо сочувствовать, сопереживать;
• У детей проявится эмоционально – положительное отношение к детскому фольклору, формируется устойчивый интерес к народному творчеству.
• У детей появятся навыки общения и совместной игры.
Предполагаемые продукты проекта:
Методы и приемы работы с детьми:
- Рассматривание книжных иллюстраций к произведениям, репродукций, предметов народного творчества;
- театрализованный показ произведений, как педагогом, так и детьми;
- проведение дидактических игр;
- чтение произведений русского народа и других народов мира;
- заучивание потещек, детских песен, считалок, закличек;
-рассказывание сказок и потешек детьми по иллюстрациям;
- проведение праздников, утренников, развлечений.
- игры-драматизации;
- игры-инсценировки;
- имитационные упражнения «Изобрази персонажа сказки»;
- дидактические игры, настольно-печатные игры;
- Разучивание физкультминуток, пальчиковых игр, народных игр;
- проведение забав на фольклорном материале;
- проигрывание народных игр;
- театрализованные постановки, как воспитателем, так и детьми;
Виды детской деятельности:
Реализация проекта осуществляется через различные виды детской деятельности: игровую, музыкально-художественную, коммуникативную, познавательную, восприятие художественной литературы.
Ресурсное обеспечение проекта:
Материально технические ресурсы:
1.Наличие в детском саду предметно-развивающей среды:
- разнообразные виды театров: настольный, пальчиковый, фланелеграф, кукольный;
- шапочки-ободки персонажей сказки «Репка», полумаски к сказке «Теремок», и другие персонажи.
2. Информационно-дидактические ресурсы, картотеки:
Этапы реализации проекта
Сроки реализации проекта: сентябрь 2016- май 2017года
1 этап: Подготовительный
• Обозначение актуальности и темы будущего проекта.
• Постановка цели и задач.
• Составление плана реализации проекта на год.
• Составление перспективно-тематического планирования по теме «Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста» с учетом интеграции образовательных областей.
• Составление плана работы с родителями на год.
• Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.
•Пополнение различных видов театра (пальчиковый, настольный, театр на фланелеграфе, кукольный театр).
• Подбор народных игр, потешек, загадок, сказок, пальчиковой гимнастики, наглядного материала.
• Подбор дидактических игр.
• Привлечение родителей к текущему проекту. Индивидуальные беседы, консультации с родителями по выявлению способностей в той или иной области рукоделия и возможностей.
2 этап: Основной
1.Реализация проекта.
2.Разработка конспектов НОД, развлечений и досугов.
3 этап: Заключительный
1. Презентации проекта «Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста»» коллегам и родителям воспитанников.
2. Подведение итогов и перспектива на следующий год.
План мероприятий по реализации проекта
Форма работы
Содержание
Подготовительный этап
Использование разных источников при поиске ответа по теме.
Обозначение актуальности и темы будущего проекта.
Беседа с родителями
Постановка цели и задач.
Беседа с детьми
Написание проекта.
Составление плана реализации проекта
Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.
Подборка информации, материала, пособий, иллюстраций, музыки, литературы по теме.
Пополнение различных видов театра (пальчиковый, настольный, театр на фланелеграфе, кукольный театр).
Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.
Литература
Интернет ресурсы
Индивидуальные беседы, консультации с родителями по выявлению их заинтересованности в пополнении театрального уголка, их способностей в той или иной области рукоделия и возможностей.
Родительское собрание.
Беседы о театре
Подбор народных игр , потешек, загадок, сказок, пальчиковой гимнастики, наглядного материала
Составление картотеки, работа с литературой и Интернет
Подбор дидактических игр.
Составление картотеки, работа с литературой и интернет
Привлечение родителей к текущему проекту.
Пополнение различных видов театра (пальчиковый, настольный, театр на фланелеграфе, кукольный театр).
Работа с родителями.
2 этап: Основной.
План работы на год
Раздел.
|
Сроки. |
Содержание работы. |
Практические выходы. |
Изучение методической литературы. |
Сентябрь-май. |
1.Бабурина Г.И., Кузина Т.Ф. «народная педагогика в воспитании дошкольника.» М.,1995. 2. Даль В.И. « Пословицы и поговорки русского народа» М.,2009. 3.Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки/сост.Г.Науменко.1998. 4. Князева О.Л., МаханеваМ.Д., Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб.-метод. Пособие 2-е изд., перераб., и доп. сПб,.2008. 5. Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005. 6.Русский фольклор/Сост. В. Аникин. М., 1985. |
|
Работа с детьми. |
Октябрь. |
Пальчиковые игры на основе русских народных потешек. |
Игровая деятельность «Поиграем с пальчиками». |
|
Ноябрь. |
Пальчиковый театр. |
Показ русской народной сказки « Теремок» |
|
Декабрь. |
Знакомство с загадками. |
Игровая деятельность «Покажи отгадку» |
|
Январь. |
Отгадывание детьми загадок. |
Досуг «Вечер загадок». |
|
Февраль. |
Знакомство с обрядовым праздником Масленица, закличками весны. |
Развлечение «Широкая Масленица» |
|
Март |
Знакомство с народной игрушкой и музыкальными инструментами. |
Игра на народных музыкальных инструментах. |
|
Апрель. |
Знакомство с закличками, потешками о солнце. |
Досуг «Солнышко, нарядись, красное, покажись!» |
|
Май. |
Народные игры. |
Создание картотеки малых фольклорных жанров, народных игр и хороводов, артикуляционной и пальчиковой гимнастики
|
3 этап: Заключительный
1. Презентации проекта коллегам и родителям воспитанников.
2. Подведение итогов и перспектива на следующий год.
Проект «Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Обобщение опыта и определение результата практической деятельности педагога, разработка тактики последующих педагогических действий на следующий год.
В ходе реализации проекта:
• Дети последовательно знакомятся с различными жанрами детского фольклора;
• Совершенствуется процесс раскрепощения ребенка (вызывать желание выступать перед куклами и сверстниками);
• Расширится и активизируется словарный запас детей;
• Укрепятся коллективные действия, взаимодействия;
• Произойдет пробуждение в детях способности живо представлять себе происходящее, горячо сочувствовать, сопереживать;
• Обогащается игровой опыт;
• Называют сказочные имена персонажей, имитируют характерные действия персонажей.
• У детей проявится эмоционально – положительное отношение к устному народному творчеству и народным играм, формируется устойчивый интерес к театрализованной деятельности.
• Обогатится речь за счет образных выражений, активизируется словарь ребенка, совершенствуются навыки диалогической речи, её грамматический строй, развивается эмоциональная выразительность речи.
• У детей появятся навыки общения и совместной игры.
Список используемой литературы:
1. Антипина Е. А. Театрализованная деятельность детей в детском саду: игры, упражнения, сценарии. М., ТЦ Сфера, 2003. -128с.
2. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей М.: Мозаика-Синтез, 1999. - с. 99.
3. Бабурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 1995.
4. Баранова Е.В, Савельева А.М. От навыков к творчеству Мозаика – Синтез, 2009.-58с.
5. Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя. - М.: Просвещение, 1983. - 192с.
6. Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр М.: Лабиринт, 1999.- 352с.
7. Выготский Л. С. Психология искусства. М.: Изд-во «Искусство», 1996.
8. Виноградов Г.С.Русский детский фольклор. — Иркутск, 1930. — Кн. 1.
9. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду Мозаика – Синтез, 2008 год.-128с.
10. Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009
11. Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост. Г. Науменко. М., 1998.
12. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб.-метод. Пособие 2-е изд., перераб. и доп.сПб,. 2008
13. Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.
14. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. - М.: Академия, 2000. - 416с.
15. Кольцова М.Н. Ребенок учится говорить. Москва, 1974 г.-387с.
16. Леонтьев А.А. Основы теории речевой деятельности /Под ред. А. А. Леонтьева. -- М.: Просвещение, 1974. - 148 с.
17. Русский фольклор / Сост. В. Аникин. М., 1985.
18. Янушко Е.А. Помогите малышу заговорить ! Развитие речи детей 1,5-3 лет. М., 2009.
19. http://nsportal.ru/
20. https://educontest.net
21. http://www.maam.ru/
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.