Проект ценен тем, что дошкольники учатся самостоятельно приобретать знания, получать опыт познавательной и коммуникативной деятельности. В дошкольном образовании метод проектов рассматривается как один из вариантов интеграции (интеграция на основе единого проекта). Эти аргументы явились основанием для выбора проектной деятельности как формы образовательной работы по данной теме.Воспитание нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников через углубленное изучение традиций и культуры народов Поволжья.
проект по народам поволжья.doc
Пояснительная записка.
В условиях поликультурного региона, каким и является Поволжье,
образование должно строиться как этнокультурная, детерминированная
деятельность, учитывающая все богатство и разнообразие национальных
культур, воспитывающая у детей интерес и уважение не только к культуре
своего народа, но и к культуре других народов.
Регион Поволжья можно считать уникальной лабораторией поиска путей
развития личности через взаимодействие культур. Исходя из многолетнего
опыта дошкольного образования, можно утверждать, что дошкольникам
доступны патриотические чувства, поэтому начинать работу в этом
направлении необходимо уже в детском саду. Только, воспитав в маленьком
гражданине любовь к своей Родине, мы воспитаем в нем толерантное
отношение к другим народностям.
В настоящее время накоплен достаточно большой опыт по
патриотическому воспитанию дошкольников, разработаны
научно –
обоснованные методики по данной проблеме, но недостаток методических
пособий по национально – региональному компоненту общеобразовательной
программы дошкольного образования определил выбор темы нашего проекта
"Патриотическое воспитание старших дошкольников через ознакомление с
традициями и культурой народов Поволжья".
В соответствии с ФГТ к структуре основной общеобразовательной
программы дошкольного образования образовательный процесс в дошкольном
образовательном учреждении должен основываться на комплексно
тематическом принципе, которому отвечает такая форма организации
образовательной деятельности, как проектирование. Именно метод проектов
позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопления детьми сумм
знаний на овладение ими различными способами деятельности в условиях
доступности информационных ресурсов. Накопленный педагогический опыт в
последнее десятилетие подтверждает состоятельность и эффективность
использования проектного метода в дошкольной образовательной практике.
Проект ценен тем, что дошкольники учатся самостоятельно приобретать
знания, получать опыт познавательной и коммуникативной деятельности.
Недаром пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню,
дай попробовать — и я пойму». В дошкольном образовании метод проектов
рассматривается как один из вариантов интеграции (интеграция на основе
единого проекта). Эти аргументы явились основанием для выбора проектной
деятельности как формы образовательной работы по нашей теме.
На данный момент проект находится в стадии реализации. Второй год
продолжается работа, начатая с воспитанниками в старшей группе.
Результаты промежуточной диагностики в сторону повышения уровня
сформированности нравственно – патриотических чувств детей позволяют
говорить о возможности рекомендовать предложенный проект к
использованию в практике работы дошкольных образовательных учреждений нашей республики.
Проект "Патриотическое воспитание старших дошкольников
через ознакомление с традициями и культурой народов Поволжья".
Цель проекта: Воспитание нравственнопатриотических чувств у
старших дошкольников через углубленное изучение традиций и культуры
народов Поволжья.
Задачи проекта:
создание культурнообразовательной среды в группе;
знакомство детей с традициями и обычаями,
промыслами,
творчеством, особенностями национальных костюмов
художественным
народов Поволжья;
вовлечение детей в художественнотворческую деятельность, развитие
детского творчества, умения видеть прекрасное и вносить его элементы в
жизнь, побуждение создавать изображения по мотивам народного
декоративного орнамента;
обогащение словарного запаса детей, развитие коммуникативных
навыков и умений;
воспитание нравственно – патриотических чувств: воспитание у ребенка
любви и привязанности к своим близким, дому, детскому саду, городу,
родному краю; формирование нравственного отношения и чувства
сопричастности к культурному наследию народов Поволжья; формирование
толерантного отношения к представителям других национальностей;
взаимодействие с родителями по вопросам воспитания нравственно –
патриотических чувств у детей, привлечение семей воспитанников к
совместной образовательной деятельности по проекту.
Участники проекта:
Дети старшего дошкольного возраста, родители, воспитатели.
Продолжительность проекта: проект долгосрочный – работа над
проектом ведется в течение 2 лет (в старшей и подготовительной группах).
Сроки реализации проекта: сентябрь 2011г. – май 2013г.
Проект реализуется в 3 этапа:
1. организационноподготовительный этап;
2. этап реализации;
3. заключительный этап.
На организационноподготовительном этапе были проведены:
1. Анализ специальной и методической литературы по разрабатываемой
проблеме.
2. Изучение специальной литературы о творческом наследии
народов Поволжья.
3. Выбор методов диагностики, первоначальная диагностика; определение направлений работы,
деятельности, направленных на решение выявленных проблем.
выбор форм и методов образовательной
4. Разработка проекта.
5. Налаживание взаимодействия с родителями, привлечение
членов семьи к совместной работе над проектом.
Первоначальная диагностика
проводилась в 3 направлениях,
определяющих критерии оценки: знания – отношения – действия.
Цель диагностики – выявить: уровень сформированности у детей
старшего дошкольного возраста знаний и представлений о народах Поволжья;
уровень сформированности патриотических чувств и освоения моральных
норм межнациональных взаимоотношений; уровень сформированности умений
применять полученные навыки в различных видах деятельности. Оценка
проводилась по 3 уровням: высокий, средний (соответствует возрасту),
низкий (отдельные компоненты не развиты).
Методы диагностики: наблюдение, анализ детских работ, опрос детей.
Критерии:
1. Когнитивный критерий
Показатели:
Знания и представления детей об обычаях и традициях народов
Поволжья
Знания и представления детей о фольклоре народов Поволжья;
Знания и представления детей об особенностях национальных костюмов
народов Поволжья.
2. Эмоциональномотивационный критерий
Показатели:
Наличие интереса у детей к обычаям и традициям народов Поволжья;
Желание у детей изучать фольклор и особенности национальных
костюмов народов Поволжья
Эмоциональноположительное отношение к народам Поволжья.
3. Деятельностный критерий
Показатели:
Умение детей организовывать народные игры;
Умение детей действовать с предметами быта народов Поволжья;
Умение детей применять в изобразительной деятельности знания о
декоративноприкладном искусстве поволжских народов .
На этапе реализации проекта поставлены следующие задачи:
1. Подбор методической, научно – популярной и художественной
литературы, дидактического материала с учетом его доступности
восприятию детей старшего дошкольного возраста, а также его
художественных достоинств и воспитательного значения.
2. Создание образовательно – культурной среды в группе: пополнение
краеведческого уголка материалом «Декоративноприкладное искусство народов Поволжья», «Национальный костюм народов
Поволжья», «Национальный орнамент», «Сказки поволжских народов»,
«Пословицы и поговорки народов Поволжья», «Игры народов
Поволжья»; создание галереи детского творчества; оформление стенда
фотографий, отражающих работу по проекту.
3. Разработка перспективного плана образовательной деятельности по
ознакомлению с традициями и культурой народов Поволжья.
4. Взаимодействие с родителями в совместной образовательной
деятельности по реализации проекта.
5. Промежуточная диагностика (в конце учебного года в старшей группе и
в начале учебного года в подготовительной группе) с целью анализа и
корректирования образовательной работы в сторону выявленных
проблемных направлений.
Работа над проектом осуществляется в таких
формах
образовательной деятельности с детьми, как:
Игры: дидактические, дидактические с элементами движения, сюжетно
– ролевые, подвижные, музыкальные, хороводные, театрализованные;
Беседы;
Непосредственно образовательная деятельность на основе метода
интеграции;
Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций,
альбомов, открыток;
Выставки в минигалерее изделий. Выставки детских работ по
художественноэстетическому развитию в детском саду;
Просмотр видеофильмов;
Экскурсии;
Использование силуэтного моделирования;
Экспериментирование с различными художественными материалами;
Соревнования, развлечения, фольклорные праздники, посиделки с
участием родителей;
Использование малых фольклорных форм в физминутках, считалках;
Создание альбомов, книг по художественноэстетическому развитию;
Слушание музыкальных произведений, исполнение песен.
Заключительный этап работы над проектом включает в себя
следующие мероприятия:
1. Заключительная диагностика.
2. Анализ и обобщение полученных результатов.
3. Презентация проекта (совместные итоговые творческие мероприятия
в конце учебного года в старшей и подготовительной группах).
В процессе работы над проектом мы ожидаем получить следующие
результаты: повышение уровня сформированности нравственнопатриотических
чувств воспитанников, знаний о народах Поволжья, культуры поведения
дошкольников;
раскрытие индивидуальности ребенка;
возрастание духовно
эмоционального контакта "ребенок – взрослый – ребенок";
укрепление, расширение образовательного поля "ребенок –
учреждение – семья – общество".
Перспективный план образовательной деятельности
по реализации проекта "Патриотическое воспитание
старших дошкольников через ознакомление с традициями и
культурой народов Поволжья".
Приложение
Старшая группа.
ь
р
б
я
т
к
о
Тема и задачи
Содержание
Тема: "Дружная семья народов".
Дать детям общее представление о жизни
и быте наших предков (русских людей
славян, татар булгар), их душевных
качествах доброте, отзывчивости,
почтении к людям, сострадании к ним,
взаимном уважении, дружбе; вызвать
интерес, эмоциональный отклик, чувство
уважения и гордости за наших предков.
Рассматривание
литографий Л.Вдовичева
"Домашние крестьянские
занятия", "Вечер в
крестьянской избе",
"Жатва", иллюстраций
Серова к стихотворениям
А.С.Пушкина.
Рассматривание
иллюстраций о жизни и
быте татар.
Рассказывание русских и
татарских сказок.
Разучивание пословиц о
дружбе. ь Тема: "Татарский национальный костюм".
Дать детям представление об истории
возникновения татарского национального
костюма, о названии элементов мужского
(камзол, түбәтәй, читек) и женского
(кулмәк, алъяпкыч, калфак, читек)
костюмов; формировать у детей умения и
навыки составления узоров по мотивам
народного орнамента; формировать
художественный вкус и эстетическое
восприятие предметов народного быта;
воспитывать ценностное отношение к
семейным традициям и совместному труду
взрослых и детей.
р
б
я
о
н
р
б
а
к
е
д
ь Тема: "Русский национальный костюм".
Познакомить детей с русским народным
костюмом через детскую одежду, с
историей и традициями на Руси; прививать
уважение к культуре своего народа, к
традициям семьи, приучать к совместному
труду со взрослыми; обогащать словарный
запас: запон (фартук), оберег, кайма,
рукодельница, льняная, хлопчатобумажная,
шерстяная, старание, мастерство;
формировать художественный вкус и
эстетическое восприятие предметов
народного быта; воспитывать ценностное
отношение к семейным традициям и
совместному труду взрослых и детей.
Рассматривание
иллюстраций
Ф.Х. Валеева "Орнамент
казанских татар".
Раскрашивание раскрасок.
Беседа о татарском
растительном орнаменте.
Аппликация
"Орнаментация каймы
скатерти".
Посещение Казанского
кукольного театра.
Рассматривание
иллюстраций
Гиляровская Н. "Русский
исторический костюм для
сцены".
Дидактическая игра:
"Укрась полотенце, поясок,
платок".
Рассматривание на картине
В.М.Васнецова "Иван
Грозный" элементы
одежды царя.
Посещение национального
исторического музея. Изучение журнала "Куклы в
народных костюмах" №19.
Башкирский праздничный
костюм.
Разучивание башкирских
народных пословиц.
Башкирская подвижная
игра "Кто быстрее?".
ь
р
а
в
н
я
Тема: "Башкирский национальный
костюм ".
Дать детям представление о
территориальном расположении
республики Башкортостан; познакомить с
легендой происхождения башкир, их
одеждой, орнаментом; прививать уважение
к культуре башкирского народа, к
традициям семьи, приучать к совместному
труду со взрослыми; обогащать словарный
запас : бешмет, казакин, коломянка, кумач,
нанка, ситек.
Воспитывать уважение к башкирскому
народу, интерес и эмоциональный отклик.
ь
л
а
р
в
е
ф
Тема: "Мордовский национальный
костюм"
Дать детям представление об истории
мордовского народа, о национальном
костюме, познакомить с элементами
мужского и женского костюмов;
формировать у детей умения и навыки
составления узоров по мотивам народного
орнамента; воспитывать уважение и интерес
к культуре мордовского народа.
Рассматривание
иллюстраций мордовских
национальных костюмов,
посуды, жилища, игрушек.
Слушание мордовских
мелодий, песен
на CDдисках.
Чтение мордовских сказок.
Аппликация "Укрась
тарелку".
т
р
а
м
Тема: "Марийский национальный
костюм".
Дать детям представление об истории
марийского народа, о национальном
костюме и его элементах; формировать у
детей умения и навыки составления узоров
по мотивам народного орнамента;
формировать художественный вкус и
эстетическое восприятие предметов
народного быта; воспитывать ценностное
отношение к семейным традициям
марийского народа.
Рассматривание
иллюстраций с
изображением марийских
костюмов, утвари, игрушек,
орудий труда. Слушание
марийских мелодий.
Чтение сказок.
Нарядить куклу в
марийский национальный
костюм. ь
л
е
р
п
а
Тема: "Чувашский национальный
костюм".
Дать детям представление об истории
возникновения чувашского национального
костюма, о названии элементов мужского и
женского костюмов, значении черного цвета
в орнаменте; формировать у детей умения и
навыки составления узоров по мотивам
народного орнамента; развивать
эстетическое восприятие; воспитывать
уважение к чувашскому народу.
й Презентация проекта в форме выставки
а
м
совместных работ: "Ярмарка посуды".
Закрепить представления детей о
промыслах народов Поволжья, закрепить
умение различать изделия и орнамент
русского, татарского, мордовского,
башкирского, чувашского, марийского
народов; формировать интерес к истории и
культуре народов Поволжья.
Воспитывать уважение, эмоционально
положительное отношение к народам
Поволжья и их культуре.
Раскрашивание раскрасок.
Беседа о чувашском
растительном орнаменте.
Аппликация
"Орнаментация платка".
Разучивание считалки на
чувашском языке.
Слушание песен, мелодий,
сказочных музыкальных
постановок.
Рисование фигуры человека
в чувашском национальном
костюме.
Мастер класс для
родителей по изготовлению
предметов из папьемаше.
Совместно с родителями
изготовить посуду (папье
маше).
Декоративное рисование
"Укрась посуду
орнаментом " (на выбор).
Сюжетноролевая игра
"Мастера по росписи
посуды".
Оформить стенд
фотографий: "Татарстан
многонациональная
республика".
Подготовительная группа
Тема и задачи
ь
р
б
я
т
к
о
Содержание Тема: "Дружное братство дороже
богатства".
Закреплять у детей понятие наши
предки; расширять представления детей
о нравственных категориях:
сострадании, почтении, уважении и
дружбе народов; подчеркнуть общие
положительные черты народов,
проживающих на территории
республики; формировать убеждение,
что народы, живущие вместе дружная
семья.
ь Тема: "Татарский национальный
р
б
я
о
н
орнамент в прикладном
искусстве".
Дать общее представление детям о
связи искусства с жизнью и бытом
народа, о различной технике
орнаментирования (вышивка,
кожаная мозаика, ювелирное,
гончарное дело), о типах узоров
(растительные, геометрические),
об особенностях художественной
образности в произведениях
народного творчества; воспитывать
гордость за татарский народ.
Рассматривание иллюстраций
к русским и татарским
сказкам.
Разучивание пословиц о
дружбе.
Рассматривание картин с
изображением быта русских и
татар.
Чтение русских и татарских
сказок.
Чаепитие с родителями в
традициях русского и
татарского народа.
Рассказ о народных умельцах,
которые создают красивые
вещи (тюбетейка, калфак,
керамическая посуда, ичиги
украшения). Познакомить со
спецификой национального
костюма, орнаментальным
оформлением.
Дидактические игры: "Третий
лишний", "Составь узор".
Сюжетно ролевая игра
"Магазин посуды".
Раскраска "Народные
костюмы".
Вечер досуга с родителями
"Бабушкин сундук". ь Тема: "Разновидности русского
костюма ".
Дать детям представление о
народном искусстве вышивка.
Познакомить с работами мастериц,
особенностями техники
вышивания, колоритом цветов.
Развивать творческие замыслы
детей, воспитывать любовь к
народному искусству и умение
отличать один промысел от
другого.
р
б
а
к
е
д
р
а
в
н
я
ь Тема: "Мотивы башкирских
узоров".
Дать представление о работе
башкирских мастериц,
характерной манерой
декорирования одежды в виде
геометрического орнамента и
изображения звезд и солнца, узоре
"кускар"; познакомить детей со
свадебными нарядами жениха и
невесты;
развивать художественный вкус и
интерес к башкирскому народному
костюму.
Дидактические игры "Одень
куклу в русский
национальный костюм";
Использование силуэтного
моделирования.
Экспериментирование с
различными
художественными
материалами (аппликация).
Посиделки "Русские
народные песни" (с
родителями).
Создание книжкималышки
"Русский костюм".
Познакомить детей с
новейшей историей
Башкирского узора.
Рассмотреть иллюстрации с
видами национальной обуви.
Просмотр видеофильмов;
Дидактические игры:
"Раскрась платье невесты
башкирским орнаментом".
Использование силуэтного
моделирования в свободной
деятельности;
фольклорный досуг "Карга
боткасы"
(с родителями). ь Тема: "Декоративноприкладное
творчество мордовских женщин".
л
а
р
в
е
ф
Дать представление о мордовской
рубахе, оригинальному расположению
нашивок, особенностями ношения и
значении орнамента;
сформировать у детей знания и
представления об образе жизни
людей мордовской
национальности.
т Тема: "Особенности национального
р
а
м
марийского орнамента".
Познакомить детей с культурными
традициями марийского народа, с
особенностями марийского костюма,
своеобразием орнамента, его основных
цветов (красного, зеленого и белого), с
народными играми; развивать чувство
уважения к культуре марийского народа.
ь
л
е
р
п
а
Тема: "Чувашская вышивка".
Познакомить детей с чувашской
вышивкой, которая обожествляет
явления природы; объяснить языческие
представления в орнаменте и утвари
древних предков чувашей;
Развивать интерес детей к укладу жизни
и творчеству чувашского народа,
кругозор и любознательность;
воспитывать уважение к людям разных
национальностей.
Рассматривание иллюстраций
об обычаях, традициях,
фольклора и национального
костюма Мордовского
народа.
Слушание мелодий.
Чтение сказок.
Рассматривание женских
украшений. Выставка
творческих работ на тему:
"Мордовский народный
костюм" (совместная работа).
Рассматривание
национальных марийских
костюмов, элементов
орнамента.
Чтение марийских сказок.
Рассматривание музыкальных
народных инструментов:
гусли, волынка, свирель,
гармонь и д.р.
Проведение конкурса
рисунков "По дорогам
марийских сказок".
Посетить центральную
библиотеку для
ознакомления с материалом о
чувашском народе.
Чтение сказок.
Рассматривание иллюстраций
природы, быта, праздников
чувашского народа.
Оформить стенд фотографий
на тему:"Мы знакомимся с
культурой и жизнью
чувашского народа"
(фотографии, сделанные в
центральной библиотеке). й Презентация проекта в форме
а
м
КВН с участием родителей
"Промыслы
народов Поволжья ".
Закрепить знания о культуре и
быте народов Поволжья; развивать
интерес детей к обычаям и
традициям народов Поволжья;
воспитывать эмоционально
положительное отношение к
народам Поволжья.
Дидактические игры для
закрепления знаний о народах
Поволжья.
Рассказывание детьми сказок.
Повторение пословиц.
Музыкальный киоск "Узнай
мелодию".
Литература
1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников.
Методическое пособие. – М.: ЦГЛ., 2005.
2. Андреева Н.Ф. Планирование работы по патриотическому
воспитанию в ДОУ //Управление ДОУ №1 – 2005.
3. Богатеева З.А. Мотивы народных орнаментов в детских
аппликациях. – Москва, 1986.
4. Веракса Н.Е.,
Проектная деятельность
дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. –
М. Мозаика – Синтез, 2008.
Веракса А.Н.
5. Валеев Ф.Х. Орнамент казанских татар. – Казань: Таткнигоиздат,
1969.
6. Валеев Ф.Х. Народное декоративное искусство Татарстана. –
Казань: Таткнигоиздат, 1984.
7. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. –
Москва, 1997.
8. Гулова Ф.Ф.
Татарская народная вышивка.
– Казань:
Таткнигоиздат, 1984.
9. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности. –
Москва, 1991.
10.Куклы в народных костюмах №19, Deagostini, 2012.
11.Кочетков Е. Раскраска "Народные костюмы", Москва, 2006.
12.От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная
программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.
Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2011.
13.Файзуллина Р. Ш. Татарский народный орнамент /Пособие для воспитателей детских садов. – Казань, 1984.
14.Халезова Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка в детском
саду. – Москва, 2002.
Проект на тему: "Народы Поволжья"
Проект на тему: "Народы Поволжья"
Проект на тему: "Народы Поволжья"
Проект на тему: "Народы Поволжья"
Проект на тему: "Народы Поволжья"
Проект на тему: "Народы Поволжья"
Проект на тему: "Народы Поволжья"
Проект на тему: "Народы Поволжья"
Проект на тему: "Народы Поволжья"
Проект на тему: "Народы Поволжья"
Проект на тему: "Народы Поволжья"
Проект на тему: "Народы Поволжья"
Проект на тему: "Народы Поволжья"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.