Проект на тему«Реализация ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ в Московской области»
Оценка 4.6
Повышение квалификации
doc
классное руководство
Взрослым
03.06.2017
Опыт показывает, что из любой жесткой образовательной системы какая-то часть детей выбывает, потому что система не готова к удовлетворению индивидуальных потребностей таких детей в обучении. Это соотношение составляет 15 % от общего числа детей в школах и, таким образом, выбывшие дети становятся обособленными и исключаются из общей системы. Нужно понимать, что не дети терпят неудачу, а система исключает детей. Инклюзивные подходы могут поддержать таких детей в обучении и достижении успеха, что даст шансы и возможности для лучшей жизни.Таким образом, можно сделать вывод, что современная общеобразовательная программа должна включать изменения и условия, необходимые для успешной реализации инклюзивного образования, а именно - принятие индивидуальности каждого отдельного учащегося и удовлетворение особых потребностей каждого ребенка.
проект.doc
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ»
Кафедра дефектологии
Дополнительная профессиональная программа
(повышение квалификации)
«Реализация ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ в
Московской области»
ПРОЕКТ
Тема: «Реализация ФГОС для детей с ОВЗ условиях образовательного
учреждения»
Выполнила:
Щеглова Наталья Александровна,
Учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №4 г. Шатуры»
Проверила:
К.п.н., доцент
Гайфуллина Л.К.
1 2017 г
Оглавление
1. Введение 3
2. Инклюзивное образование 4
3. Заключение 8
4. Список литературы 10
2 Введение
Концепция Федерального Государственного образовательного стандарта
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
1. Предметом регулирования настоящего Федерального государственного
образовательного стандарта обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья (далее – Стандарт) являются отношения в сфере образования между их
участниками, возникающие при реализации основной образовательной программы
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – Программа)
организацией,
Организация).
осуществляющей образовательную деятельность
(далее
2. Стандарт разработан на основе Конвенции ООН о правах ребёнка, Конвенции
ООН о правах инвалидов Федеральный закон «О ратификации Конвенции о правах
инвалидов» № 46ФЗ от 03.05.20121 , Конституции Российской Федерации,
законодательства Российской Федерации и обеспечивает возможность учёта
региональных, национальных, этнокультурных и других особенностей народов
Российской Федерации при разработке и реализации Программы Организацией.
общественно
Стандарт отражает согласованные социальнокультурные,
государственные ожидания относительно уровня начального школьного
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, которые, в
свою очередь, являются ориентирами для учредителей Организаций, специалистов
системы образования, семей детей с ограниченными возможностями здоровья и
общественности.
широкой
При разработке Стандарта учтены:
особые образовательные потребности обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья;
3
возможности освоения ребёнком с ограниченными возможностями здоровья
Программы на разных этапах её реализации.
3. Стандарт утверждает основные принципы:
создания благоприятной социальной ситуации развития и обучения каждого
ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с его
возрастными и индивидуальными особенностями,
образовательными потребностями;
особыми
взаимодействия обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с
их нормально развивающимися сверстниками;
приобщения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к
социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
4. Стандарт преследует следующие цели:
обеспечение государством равенства возможностей для каждого
обучающегося с ограниченными возможностями здоровья и создания
оптимальных специальных условий для получения качественного начального
школьного образования;
обеспечение государственных гарантий получения начального школьного
образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья;
обеспечение государственных гарантий реализации заданных Стандартом
дифференцированных уровней и вариантов начального школьного
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
обеспечение единства образовательного пространства Российской
Федерации относительно начального школьного образования обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья
4 обеспечения равных возможностей социального развития и освоения
начального школьного образования обучающимся с ограниченными
возможностями здоровья независимо от характера и степени выраженности
данных ограничений, места проживания, пола, нации, языка, социального
статуса;
обеспечения вариативности и разнообразия содержания образовательных
программ и организационных форм уровня начального школьного
образования, возможности формирования образовательных программ
различных уровней сложности и направленности с учётом особых
образовательных потребностей обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья;
5 1.Инклюзивное образование
Опыт показывает, что из любой жесткой образовательной системы какаято часть
детей выбывает, потому что система не готова к удовлетворению индивидуальных
потребностей таких детей в обучении. Это соотношение составляет 15 % от
общего числа детей в школах и, таким образом, выбывшие дети становятся
обособленными и исключаются из общей системы. Нужно понимать, что не дети
терпят неудачу, а система исключает детей. Инклюзивные подходы могут
поддержать таких детей в обучении и достижении успеха, что даст шансы и
возможности для лучшей жизни.
Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю,
включаю) или включенное образование – термин, используемый для описания
процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных
(массовых) школах. В основу инклюзивного образования положена идеология,
которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное
отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые
образовательные потребности. Инклюзивное образование — процесс развития
общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в
плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к
образованию для детей с особыми потребностями.
1.1 Обоснование необходимости инклюзивного образования:
•обязательства по правам человека и правам детей должны рассматриваться в
равной степени;
•анализ того, что отвечает истинным интересам каждого ребенка, определяет, что
именно является для него благом. Факты говорят, что институционная (например,
в интернатах, школахинтернатах) опека далеко не всегда отвечает интересам
опекаемых людей;
6 •анализ данных говорит о том, что социальные услуги улучшаются в результате
того, что становятся более гибкими и адаптируемыми.
1.2 Ключевые принципы инклюзивного образования:
•дети ходят в местный (находящийся рядом с домом) детский сад и школу;
•программы раннего вмешательства осуществляются на основе принципа инклюзии
и готовят к интегративному (в российской практике «комбинированному»)
детскому саду. Все дети со специальными нуждами в обучении должны иметь
право на место в детском саду;
•все дети участвуют во всех мероприятиях, где класс и школьная среда
(спортивные мероприятия, представления, конкурсы, экскурсии и пр.) являются
инклюзивными;
•индивидуальное детское обучение поддерживается совместной работой учителей,
родителей и всеми теми, кто может оказать такую поддержку;
•инклюзивное образование, если оно основано на правильных принципах, помогает
предотвратить дискриминацию в отношении детей и поддерживает детей с
особыми потребностями в их праве быть равноправными членами своих сообществ
и общества в целом.
Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения среднего,
профессионального и высшего образования. Ее целью является создание без
барьерной среды в обучении и профессиональной подготовке людей с
ограниченными возможностями. Данный комплекс мер подразумевает как
техническое оснащение образовательных учреждений, так и разработку
специальных учебных курсов для педагогов и других учащихся, направленных на
развитие их взаимодействия с инвалидами. Кроме этого необходимы специальные
программы, направленные на облегчение процесса адаптации детей с
ограниченными возможностями в общеобразовательном учреждении.
7 2. Из опыта работы МБОУ «СОШ №4 города Шатуры» в инклюзивном
подходе
Инклюзивное образование – это практика направления учеников, нуждающихся в
специальных услугах, в обычные классы, при условии изменения системы и
принятия особого ребёнка на уровне всей школы. При этом признаётся ценность
различий всех детей и их способность к обучению, которое ведётся тем способом,
который наиболее подходит этому ребёнку. По мнению многих отечественных и
зарубежных специалистов, инклюзивное (интегрированное) образование детей ОВЗ,
получающих знания и воспитание в условиях общеобразовательной школы,
способствует получению адаптивных навыков и метакомпетенций в той
общественной среде, где им предстоит жить и работать после получения
образования. МБОУ «СОШ №4» имеет 1летний опыт, который показал, что дети
с ОВЗ должны быть максимально подготовлены к условиям общеобразовательной
школы для их комфортного включения в нормальную образовательную среду. А
«нормальная среда» – это именно нормальная среда в абсолютно чистом
понимании этого термина, т.е. это, например, когда в общеобразовательной школе
(не со спецклассами и т.д.) «размещены» несколько достаточно компенсированных
детей (один или не более 2х в классе). Важность максимальной подготовки детей
с ОВЗ к условиям массовой школы обусловлена многими факторами:
• соблюдение международных норм в области прав человека вызывает повышение
внимания к решению проблем лиц с ограниченными возможностями здоровья со
стороны государства;
• разработка и реализация новых педагогических, коррекционноразвивающих
программ и технологий позволяют проводить успешную реабилитацию и
коррекцию развития детей с ОВЗ, начиная уже с раннего возраста;
Практический опыт показывает, что в большинстве случаев для эффективной
которые предъявляет
подготовки ребенка с ОВЗ к требованиям,
8 общеобразовательная школа, недостаточно коррекционной работы, которая
предусмотрена образовательной программой. Необходимы и дополнительное
получение специальной помощи в специализированном центре, и серьезное участие
родителей в коррекционноразвивающей деятельности своих детей. Под
специальной помощью понимается интенсивная и разноплановая
коррекционноразвивающая работа (в том числе психологопедагогическое
сопровождение в школе), позволяющая достичь того необходимого уровня у детей
с ограниченными возможностями здоровья, позволяющего включить их в
общеобразовательную среду в качестве полноценных членов общества.
9 Заключение
Таким образом, аргументы в поддержку инклюзии бесспорны. Аргументы против
инклюзивного образования, в основном, сводятся к тому, что детиинвалиды
получают при таком обучении более низкий уровень знаний, или при их обучении
возникают некоторые социальные сложности. Этим утверждениям довольно
трудно найти какоелибо подкрепление.
Но инклюзия несёт преимущества и детям без особенностей развития.
Можно выделить следующие преимущества инклюзии для обычных учащихся или
одарённых детей:
•
Для обычных или одарённых детей нахождение в классе детей с
особенностями развития не является фактом,
представляющим опасность для их успешного обучения.
несущим угрозу или
•
Представления о том, что детиинвалиды нарушают процесс обучения в
классенесостоятельны. Время, которое на уроке уделяется детям с
особенностями, абсолютно сопоставимо со временем, которое учитель затратит на
обычных учеников.
Обычные ученики и одарённые дети могут получить преимущества при
•
инклюзивном подходе к образованию за счёт улучшения качества обучения и
совершенствования педагогических технологий работы в классе. Некоторым детям
с инвалидностью при обучении необходимы новые технологии образования;
например, использование информационных технологий очень часто бывает
необходимо при обучении детей с инвалидностью. Другие дети получают
преимущества от использования этих технологий, и, кроме того, все остальные
ученики могут пользоваться этими программами и технологиями в то время, когда
они не являются необходимыми для обучения детей с инвалидностью.
10 •
Обычные дети или одарённые ученики получают преимущества в
инклюзивных пространствах за счёт увеличения финансовых ресурсов при таком
обучении. Деньги, полученные из «специальных программ», могут быть
использованы как для поддержки обучения не только детей с инвалидностью, но
и их здоровых сверстников. Эти средства могут быть использованы различными
способами, например, для организации внеклассной активности, приглашения
гостей для выступления в классе, обеспечения класса дополнительными
техническими средствами обучения, которые могут использоваться всеми детьми,
а не только детьми с инвалидностью.
•
В инклюзивном классе обычные или одарённые дети учатся уважать и ценить
своих одноклассников с инвалидностью, видеть то, что лежит за чертой
инвалидности или одарённости, различать социальные стигмы.
Необходимо также сказать, что существование инклюзивных школ позитивно
сказывается на типично развивающихся детях, а не только на учениках с
инвалидностью. Помогая сверстникам с ограниченными возможностями активно
участвовать в образовательной и социальной деятельности, обычные дети,
незаметно для себя, получают важнейшие жизненные уроки. Этот положительный
опыт заключается в росте социальной сознательности, в осознании отсутствия
различий между людьми, в развитии самосознания и самооценки, в становлении
собственных принципов, и последнее, но не менее важное способствует
искренней заботе и дружбе.
Таким образом, можно сделать вывод, что современная общеобразовательная
программа должна включать изменения и условия, необходимые для успешной
реализации инклюзивного образования, а именно принятие индивидуальности
каждого отдельного учащегося и удовлетворение особых потребностей каждого
ребенка.
11 Список литературы
1. Зарецкий В.К. Десять конференций по проблемам развития особенных детей –
десять шагов от инновации к норме // Психологическая наука и образование.
2005. № 1. С. 8395.
2. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе
здоровых детей / Ф.Л.Ратнер, А.Ю.Юсупов. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС,
2006.
3.Инклюзивное образование в России. ЮНИСЕФ. М., 2011.
Инклюзивное образование: право, принципы, практика. М., 2009.
4. Инклюзивное образование равные возможности для всех учащихся
http://nashiosobiedeti.ucoz.ru/news/inkljuzivnoe_obrazovanie_ravnye_vozmozhnosti_d
lja_vsekh_uchashhikhsja/20100904246
12 13
Проект на тему«Реализация ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ в Московской области»
Проект на тему«Реализация ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ в Московской области»
Проект на тему«Реализация ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ в Московской области»
Проект на тему«Реализация ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ в Московской области»
Проект на тему«Реализация ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ в Московской области»
Проект на тему«Реализация ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ в Московской области»
Проект на тему«Реализация ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ в Московской области»
Проект на тему«Реализация ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ в Московской области»
Проект на тему«Реализация ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ в Московской области»
Проект на тему«Реализация ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ в Московской области»
Проект на тему«Реализация ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ в Московской области»
Проект на тему«Реализация ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ в Московской области»
Проект на тему«Реализация ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ в Московской области»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.