Проект «народные игры»

  • Руководства для учителя
  • doc
  • 17.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Есть ли в физической культуре место методу проекта? Я могу на этот вопрос ответить положительно. Проект «народные игры» был создан у нас в школе. В нем приняло участие около 300 человек: дети, родители, учителя. Нужно отметить, что особый интерес он вызвал у бабушек и дедушек наших учащихся, которые с удовольствием не только описывали игры, но и приходили на опробование, а некоторые даже принимали участие. Чем был вызван интерес к созданию проекта? Было несколько причин, которые побудили нас к этой деятельности.Есть ли в физической культуре место методу проекта? Я могу на этот вопрос ответить положительно. Проект «народные игры» был создан у нас в школе. В нем приняло участие около 300 человек: дети, родители, учителя. Нужно отметить, что особый интерес он вызвал у бабушек и дедушек наших учащихся, которые с удовольствием не только описывали игры, но и приходили на опробование, а некоторые даже принимали участие. Чем был вызван интерес к созданию проекта? Было несколько причин, которые побудили нас к этой деятельности.
Иконка файла материала proekt_narodnye_igry.doc
Есть ли в физической культуре место методу проекта? Я могу на этот вопрос ответить положительно.  Проект «народные игры» был создан у нас в школе. В нем   приняло   участие   около   300  человек:   дети,   родители,  учителя.   Нужно отметить,   что   особый   интерес   он   вызвал   у   бабушек   и   дедушек   наших учащихся,   которые   с   удовольствием   не   только   описывали   игры,   но   и приходили на опробование, а некоторые даже принимали участие.           Чем был вызван интерес к созданию проекта? Было несколько причин, которые побудили нас к этой деятельности.  Первая­ желание  организовать свободное время наших детей. Ведь не секрет, что в те редкие минуты, когда они отрываются от   мониторов компьютеров   и   выходят   во   двор,   они     проводят   время,   бесцельно шатаясь   по   городу,   или   в   сомнительных   компаниях   в   павильонах детских садов. Конечно. Я говорю о нашем маленьком городке, может быть, в более крупных городах дело обстоит иначе. Вторая причина­это желание возродить традиции.  Как­то, ещё будучи студентом я прочитал  статью об игре «Лапта».  Упоминания об этой игре  есть  еще  в  древних  русских летописях. Да и среди предметов, найденных при раскопках древнего Новгорода, есть немало   мячей   и сама   лапта (палка­бита), давшая название игре. Значит   более  тысячи лет живет эта игра в народе! Так неужели наше поколение окажется первым, кто не сумеет  передать эстафету  дальше?! Поэтому я решил : « Научу ребят нашей школы этой простой и интересной игре»­, и дети играют в лапту с удовольствием с 1987 года.  И   это   третья   причина,   которая   побудила   нас   к   созданию   проекта. Ребята  были готовы к народным играм (1 слайд) Обоснование выбора темыИгра с давних пор составляет неотъемлемую часть жизни человека, она занимает   досуг,   воспитывает,   удовлетворяет   потребности   в   общении, получении внешней информации, дает приятную физическую нагрузку. Педа­ гоги   всех   времен   отмечали,   что   игра   оказывает   благотворное   влияние   на формирование   детской   души,   развитие   физических   сил   и   способностей.   В игре растущий человек познает жизнь. Чем же игра привлекает мальчишек и девчонок? Прежде всего,  интересен сам процесс   действий,   постоянно   меняющиеся   игровые   ситуации.   Приходится самостоятельно находить выход из неожиданных положений, намечать цель, взаимодействовать   с   товарищами,   проявлять   ловкость   и   быстроту, выносливость и силу. Уже одно представление о предстоящей игре способно вызвать у ребенка положительные эмоции, приятное волнение. Да и не только у   детей.   Все   больше   взрослых   людей   выходят   во   двор,   чтобы   размяться, пообщаться.       Педагогика придает развитию детских игр большое значение. Игры входят в   школьную   программу,   проводятся   на   уроках   физкультуры,   а   также   на переменах, в группах продленного дня. Убыстрение темпа современной жизни ставит перед нашей педагогикой задачу более активно использовать игру для воспитания   подрастающего   поколения.   Сейчас   очевидно,   как   никогда,   что игры   необходимы   для   обеспечения   гармоничного   сочетания   умственных, физических   и   эмоциональных   нагрузок,   общего   комфортного   состояния. Исследователи   игровой   деятельности   подчеркивают   ее   уникальные возможности   в   физическом   и   нравственном   воспитании   детей,   особенно   в развитии   познавательных   интересов,   в   выработке   воли   и   характера,   в формировании умения ориентироваться в окружающей действительности, в воспитании коллективизма. Говоря о содействии игры умственному развитию, следует отметить, что она вынуждает   мыслить   наиболее   экономично,   укрощать   эмоции,   мгновенно реагировать   на   действия   соперника   и   партнера.  Ученые   находят,  что   играразвивает так называемую внутреннюю речь и логику. Ведь игроку приходится выбирать и совершать из множества возможных операций одну, наиболее, по его мнению, целесообразную. Все это очень важно для развития личности.  Актуален вопрос о подвижных народных и спортивных играх, которые тесно связаны   между   собой.   Играм   в   салки,   перетяжки   мальчишки   часто предпочитают   футбол,   хоккей,   волейбол,   хотя   притом   они   больше простаивают или бегают за мячом, чем играют, потому что мяч, как правило, плохо   слушается   их.     Тут   мы   подходим   к   истине   о   пользе   подвижных народных игр, в которые можно играть без специальной  подготовки, в любом возрасте, так как в них нет сложной   техники и тактики, а правила можно изменять по желанию. Подвижных народных   игр много, они разнообразны, хороши еще и тем, что участник сам регулирует нагрузку в соответствии со своими возможностями. А   это   очень   важно   для   здоровья.   Именно   отсутствие   в   подвижных   играх строго регламентированных (в отличие от спортивных игр) правил, сложной техники и тактики делает ненужной специальную подготовку, тренировки, с чем   непременно   связаны   игры   спортивные.   Возможность   использовать   для игры любую площадку, а не только строго очерченное (по размерам) поле привлекает   к   подвижной   игре   всех   ребят   независимо   от   возраста, способностей и подготовки. Вот почему подвижные народные  игры являются подлинно массовым, общедоступным средством физического и нравственного воспитания детей и подростков. Всем известный «король футбола» бразилец Пеле   как­то   в   интервью   журналистам   очень   метко   сказал:   «Тренировка должна быть похожа на игру, даже если она проводится без мячей. Какими бы интересными и разнообразными тренировки ни были, в конечном итоге они надоедают, утомляют. А поэтому лучше игры нет ничего».      Именно поэтому возникла идея собрать народные игры дедушек и бабушек, мам и пап.Участники проекта  и сроки выполнения В работу по осуществлению проекта   включились учителя, родители МОУ СОШ №4, а также воспитанники  профильного отряда  « Олимп», который ежегодно работает при МОУ СОШ №4 в летний период.                    Срок   выполнения   проекта   не   ограничен   жесткими   рамками, определенным   количеством   участников,   их   возрастом   и   социальной принадлежностью. Участников объединяла цель: В комплексе с другими воспитательными средствами создать основу начального   этапа   формирования   гармонически   развитой,   активной личности, сочетающей в себе духовное богатство,  моральную чистоту и физическое совершенство. Сделать так, чтобы впечатления детства образовали фундамент для развития нравственных чувств, сознания и дальнейшего   проявления   их   в   общественно   полезной   и   творческой деятельности. Цели проекта:  донести до потомков национальный колорит обычаев, оригинальность самовыражения   народа,   своеобразие   языка,   формы   и   содержание разговорных текстов.     с   помощью   народных   игр   воспитывать   интернационализм, художественный вкус    физически развивать   сочетать движение  с духовным обогащением детей.    формировать устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны создавать   эмоционально­   положительную   основу   для   развития патриотических чувств: любви и преданности Родине. Историческая справка Подвижная игра — естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций,  обладающий   великой   воспитательной   силой.  Народные   подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко   отражался   образ   жизни   людей,   их   быт,   труд,   национальные   устои, представления   о   чести,   смелости,   мужестве,   желание   обладать   силой, ловкостью,   выносливостью,   быстротой   и   красотой   движений,   проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к   победе.   Передовые   представители   культуры   (К.     Д.   Ушинский,     Е.   А. Покровский,    Г. А. Виноградов и др.) еще в ХIХ и начале ХХ века, заботясь о просвещении, образовании и воспитании широких народных масс, призывали повсеместно   собирать   и   описывать   народные   игры,   чтобы   донести   до потомков   национальный   колорит   обычаев,   оригинальность   самовыражения того или иного народа, своеобразие языка, формы и содержания разговорных текстов.  В нашей стране повсеместно и неуклонно происходит возрождение древней   культуры   всех   народов,     развиваются   и   совершенствуются национальные   традиции   в   искусстве   и   литературе,   содержащие   в   себе богатейшие фольклорные пласты, куда относятся и народные игры. В целях исследования, восстановления и систематизации драгоценного фольклорного материала организуются этнографические экспедиции; ему уделяют внимание на страницах печати, в передачах радио и телевидения. Так возвращаются к жизни   замечательные   образцы   многонационального   народного   творчества. Народные       игры       являются       неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания школьников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое,заинтересованное,   уважительное   отношение   к   культуре   родной   страны, создается эмоционально  положительная основа для развития  патриотических чувств: любви и преданности Родине. Варианты проекта      Это  может быть описанная игра по следующей схеме 1. Количество   участников   (если   есть   ограничения   по   возрастным   или половым признакам указать) 2. Необходимые условия для проведения   Место  Освещенность  Инвентарь 3. Описание игры 4. Техника безопасности Это может быть отснятый видеоматериал и комментария автора к нему. Это может быть устный рассказ с последующей записью. Это может быть организованная и проведённая игра, играют в  которую участники проекта. То есть нашедший проводит мастер­класс. Ход исследования  1. Сбор материала 2. Его оформление 3. Опробование 4. Обучение  5. Организация игры в школе, лагере, одном из дворов микрорайона              Было   найдено   около   300   игр,   принадлежащих   разным национальностям, как проживающим в нашем регионе, так и живущими далеко за его пределами. Некоторые из них являются вариантами одной игры, но в зависимости от климатических условий проживания народа меняются персонажи.   Особенности жизни и труда людей зависят от природно­климатических условий (на севере распространено оленевод­ ство, рыболовство, в южных степных районах преобладает коневодство,в тайге занимаются охотой, на юге выращивают хлопок и т. д.). Это находит отражение в народных песнях, сказаниях, в движениях танца и игры.       Было также найдено несколько вариантов одной игры. Например, у русской народной игры Лапта несколько вариантов. Именно она и стала любимой игрой школы. Чемпионаты по Лапте проводятся в МОУ СОШ №4 с 1987 года. Лапта Историческая справка Папы и мамы, принимая участие в игре, доставляют огромную радость своим   детям.   Поэт   Валентин   Берестов   вспоминает   в   своем стихотворении «Лапта»: О радость жизни, детская игра! Ввек не уйти с соседского двора. За мной являлась мать.. Но даже маме В лапту случалось заиграться с нами. Чего ж ей, великанше, делать тут? В нее ж мячом всех раньше попадут. Кидать кидали, да не попадали. И к ужину обоих долго ждали. Суть игры в лапту (имеет также названия «матка на выкуп», «сговорка», «на матки», «хлапта», «тяга» и др.) состоит в следующем: одни игроки выбиваютпалкой мяч в поле и перебегают через     поле     и обратно; другие пытаются поимать   мяч   с   воздуха   или   поднять   с   земли   и   попасть   им   в   игроков, перебегающих     поле   и   обратно.   У   этой   игры   масса   разновидностей   и вариантов,   приспособленных   для   самых   разных   условий.   Каждая   группа играющих может выбрать для себя наиболее подходящий вариант. А чтобы сделать   игру   разнообразной   и   более   интересной,   можно   вносить   в   нее изменения и дополнения, предварительно договорившись между собой. Кстати,   игры,   похожие   на   лапту,   есть   у   многих   народов:   крикет   —   в Англии, бейсбол — в США, песа палло — в Финляндии, ойна — в Румынии и др.   Причем   у   англичан,   например,   крикет   признан   национальной   игрой   и пользуется огромным уважением и популярностью. А увлечение американцев бейсболом заразило многие другие страны. В 1986 г. на сессии МОК бейсбол получил официальное признание и был включен в число олимпийских видов спорта. Так что в ближайшие годы бейсбол получит широкое распространение и в нашей стране. Но это отнюдь не означает, что само слово «лапта» будет забыто, как случилось с народными названиями     некоторых     игр. Возможно, лапте не удастся наряду с бейсболом войти в число олимпийских видов спорта (хотя этого можно было бы добиться, учитывая положительный опыт проведения чемпионата России и спартакиады по лапте в 1958—1959 гг.) Но в любом случае эта игра останется незаменимым средством массовой физкультуры, укрепления здоровья, организации активного досуга. О   значении   лапты   очень   метко   сказал   знаменитый   русский   писатель Александр   Иванович   Куприн:   «Эта   народная   игра   —   одна   из   самых интересных и полезных игр... В лапте нужны: находчивость глубокое дыхание, верность своей партии, внимательность, изворотливость, быстрый бег, меткий глаз, твердость удара рук и вечная уверенность в том, что тебя не победят. Валеологическая оценкаО гиподинамии в последнее время много пишут и говорят. Мнение ученых сводится к тому, что именно гиподинамия является одной из главных причин роста частоты и тяжести сердечно­сосудистых и ряда других современных заболеваний. К сожалению, от недостатка движений страдают и дети. По   подсчетам   ученых,   школьники   18   час.   в   сутки   находятся   в   состоянии полной или относительной неподвижности, т. е. сидят или лежат. Выборочные исследования режима дня городских школьников показали, что ежедневная продолжительность   учебных   занятий   в   школе   и   дома   составляет   в   4—6­х классах около 9 час. В   результате   нерационального   режима   отмечается   неблагоприятное воздействие учебной нагрузки (как классной, так и внеклассной) на уровень артериального давления и зрение. К этому следует добавить, что гиподинамия при  чрезмерном  питании с  избытком углеводов и жиров ведет к ожирению. Тучные дети, столь недавно восхищавшие родителей, начинают вызывать у них   тревогу:   скованные   движения,   одышка,   жалобы   на   слабость   и сердцебиение.   Все   это   вредит   здоровью   детей   и,   следовательно,   мешает полноценной   учебе.   Несомненно,   эффективным   средством   борьбы   с гиподинамией   является   физическая   культура.   К   сожалению,   три   урока физической культуры в неделю могут компенсировать только 11% движений, необходимых   по   норме.   Даже   ежедневные   уроки   физической   культуры   не могут ликвидировать дефицит движений.  Реклама Трусам   и   лентяям   в   этой   игре   нет   места.   Я   усердно   рекомендую   эту народную русскую игру не только как механическое упражнение, но и как безобидную забаву, в которой вырабатывается товарищеская спайка:  «Своего выручай!»Вывод Поэтому нами и разработан проект, благодаря которому можно содействовать повышению   работоспособности   учащихся   с   помощью   активного   отдыха (сильное возбуждение зоны двигательных центров коры головного мозга ведет к углублению торможения в утомленных учебной работой участках нервных клеток и более быстрому их восстановлению). В основу этого  проекта  положены подвижные  народные игры, поскольку они в наибольшей степени соответствуют задачам  и особенностям психики детей. В работе использованы материалы отечественных и зарубежных авторов, а также игры, собранные и опробованные учениками, родителями МОУ СОШ № 4 и воспитанниками профильного спортивно­ оздоровительного отряда  « Олимп»                        По   содержанию   все   народные   игры   классически   лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют   расширению   кругозора,   уточнению   представлений   об окружающем   мире,   совершенствованию   всех   психических   процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития. Именно поэтому игра признана ведущей деятельностью ребенка­дошкольника. Все свои жизненные впечатления и переживания       малыши     отражают       в условно­   игровой   форме,  способствующей   конкретному   перевоплощению   в образ («Гуси­лебеди», «Коршун и наседка», «У медведя во бору», «Чепена», «Олени   и   пастухи»   и   т.   д.).   Игровая   ситуация   увлекает   и   воспитывает   а   встречающиеся   в   некоторых   играх   зачины,   диалоги ребенка, непосредственно   характеризуют   персонажей   и   их   действия,   которые   надо умело   подчеркнуть   в   образе,   что   требует   от   детей   активной   умственной деятельности.   В   играх,   не   имеющих   сюжета   и   построенных   лишь   на определенных   игровых   заданиях,   также   много   познавательного   материала, содействующего   расширению   сенсорной   сферы   ребенка,   развитию   его мышления   и   самостоятельности   действий.   Так,   например,   в   связи   сдвижениями   водящего   и   изменением   игровой   ситуации   ребенок   должен проявить более сложную, т. е. мгновенную и правильную, реакцию, поскольку лишь быстрота действий приводит к благоприятному результату («Палочка­ выручалочка»,   «Пятнашки»   и   др.).   Большое   воспитательное   значение заложено   в   правилах   игры.   Они   определяют   весь   ход   игры,   регулируют   содействуют действия   и   поведение   детей,   их   взаимоотношения, формированию   воли,   т.   е.   они   обеспечивают   условия,   в   рамках   которых ребенок не может не проявить воспитываемые у него качества. Например, в игре   «Коршун   и   наседка»   коршун   должен   ловить   лишь   одного   цыпленка, стоящего в конце всей вереницы цыплят, и только после слов наседки: «Не дам   тебе   своих   детей   ловить».   Игра   требует   внимания,   выдержки, сообразительности   и   ловкости,   умения   ориентироваться   в   пространстве, проявления   чувства   коллективизма,   слаженности   действий,   взаимопомощи («один — за всех и все — за одного» — цыплята), ответственности, смелости, находчивости (наседка). В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми   и   любимыми   детьми   считалками,   жеребьевками,   потешками. Они   сохраняют   свою   художественную   прелесть,   эстетическое   значение   и составляют ценнейший, неповторимый игровой фольклор.   Так,   например, зачины,  которые, Социологи установили, что игра стоит на высшей ступени интереса детей, с ней могут соперничать разве только книги и кинофильмы. Вот почему следует поддерживать у детей интерес к игре, помогать в их организации там, где ребенок проводит значительную часть свободного времени, т. е. прежде всего во дворе своего дома.   Всегда есть игры, которые особенно любимы ребятами. Они обычно не очень сложны, знакомы по школе или лагерю, играть в них можно без присмотра старших. Не требуют они сложного инвентаря или вовсе в нем «не нуждаются.Это салки, прятки, игры со скакалкой, палкой, камешками, веревкой, мячом и т. п. Ребята во дворе обычно хорошо знакомы между собой. Групповые  игры с водящим сменяются играми, где действуют команды. Если в групповых играх при выборе водящего в силу вступает жребий (например, считалка примеры считалок Приложение № 1 ), то команды для игр составляются обычно по желанию. В этом случае капитаны команд по очереди выбирают себе игроков из   сговаривающихся   пар.   Иной   раз   желающие   играть   встают   в   шеренгу,  и капитаны   по   очереди   (через   одного)   набирают   свои   команды.   А   могут сформироваться команды просто по уже привычному разделению. Названия игр, в которые часто играют ребята, нередко не совпадают с теми, что   значатся   в   литературе   или   в   школьной   программе.   Распространены, например, игры в «вышибалу» («Круговая лапта»), «собачки» («Не давай мяча водящему»), «картошку» («Круговой волейбол») и др. Мальчики   предпочитают   игры,  в  которых   можно  проявить   силу,  ловкость, скорость,   девочки   предпочитают   скакалки   и   небольшой   мяч.   Однако   и мальчики не прочь поиграть в классики, резиночку, попрыгать через скакалку. Здесь   ведь   тоже   можно   показать   свою   ловкость.   И   девочки   нередко приобщаются к играм с перебежками, метанием мяча в цель, перетяжками. Очень редко мы видим команды девочек, играющих против мальчиков, а ведь они не без успеха могут помериться силами в пионерболе или «Между двух огней». В таких играх они не проигрывают, так как мячом владеют не хуже ребят,  потому   что   подружились   с  ним   с  раннего   детства.  Особенно   часто создаются   смешанные   по   составу   команды,  где  мальчики  и  девочки   знают друг друга по классу, школе. Разделение   игр   «преимущественно   для   девочек»   и   «преимущественно   для мальчиков» очень условно. Многие девочки любят принимать участие в играх, например, с силовым уклоном. И ничего опасного в этом нет, потому что вдворовых играх их участники сами регулируют свои физические нагрузки, а значит, перенапряжение организма исключается. Наблюдая за играми детей во дворе или участвуя в судействе (что ребята очень любят), взрослые не должны быть назойливыми наставниками. Их задача сводится к наблюдению, чтобы правила соблюдались одинаково всеми и не унижалось достоинство отдельных игроков. Очень важно, чтобы не играли в антисанитарных условиях. Взрослые могут предложить новую игру, которую ребята не знают. Но в этом   соблюдая   следующую случае   надо   умело   рассказать   о   ней, последовательность:   назвать   игру,   описать   границы   площадки   и   те   роли, которые принимают на себя игроки. После этого сообщается ход игры (можно показать   отдельный   ее   фрагмент).   Затем   надо   сказать   о   том,   кто   будет считаться победителем, какие правила надо соблюдать. Несколько слов о духе соревнования — непременном спутнике коллективной  игры. В совместной игровой деятельности резко повышается жизненная  энергия ее участников. Взаимодействие, желание помериться силой,  сопереживание рождают увлеченность, азарт. И здесь нужна разумная помощь  старших товарищей, чтобы  не допускать конфликтов, и, наконец, если  эмоции слишком накалены, даже прерывают игру.  Многие социальные  чувства и нормы поведения, такие, как товарищество, взаимопомощь,  дисциплинированность, подавление эгоистических инстинктов, честность и  справедливость, будут более надежно закреплены, если по окончании игры  провести разбор конфликтов, обсудить поведение отдельных игроков.  Поэтому, если игрой ребят руководит взрослый, его задача состоит не  столько в том,  чтобы сдерживать эмоции детей, сколько в управлении  групповым мнением в ходе игры и после ее окончания. Взрослый не только  сам оценивает проявившиеся ситуации, но и учит игроков оценивать свои  действия с позиций целесообразности, морали и нравственности. И тогда игра  станет мощным комплексным фактором воспитания, включающим в себя  практически все основные методы, используемые  педагогикой для  организации  коллективной деятельности в целях всестороннего развития