Проект по изобразительному искусству
Оценка 4.7

Проект по изобразительному искусству

Оценка 4.7
Научно-исследовательская работа
docx
изобразительное искусство
5 кл
02.01.2019
Проект по изобразительному искусству
Данный проект был реализован после прохождения темы по изобразительному искусству "Древние образы в современных народных игрушках". Дети на уроке изучали эстетику глиняных игрушек и овладевали приемами лепки дымковской и филимоновской игрушек. Учащейся очень понравилась идея создание сказочных персонажей в этом стиле. Были выбраны и персонажи - Морозко, девочка и детали - сундук и ель, подставка, на которой они стоят. Изделия были вылеплены и расписаны в дымковском стиле. Написана работа. Данный проект в процессе защиты получил положительные отзывы.
Проект Евы.docx
Бюджетное общеобразовательное учреждение города Омска ============  «Средняя общеобразовательная школа № 49»  ========= Проектно­ исследовательская  работа  по теме «Сказка по мотивам дымковской  игрушки» («Морозко») Выполнила Ученица 5Б класса Кандратьева Ева Руководитель  проекта учитель  изобразительного искусства  Чардынцева Виктория Викторовна 2018­2019 учебный год Содержание Введение. 1. История Дымковской игрушки. 2. Технология изготовления изделия. 3. Литературная часть проекта. 4. Скульптурная часть проекта. 5. Роспись изделия в дымковском стиле. Заключение. Литература. Приложения. 2 Введение. В школе на уроках изобразительного искусства я познакомилась с декоративно­прикладным искусством и  мне понравилось изучать и рассматривать  произведения  народного творчества. Эти произведения   отличаются   оригинальностью,   образностью.   Народные   изделия,   выполненные мастерами,   удобные   и   экологичные,   выполнены   из   натуральных   материалов.   Поэтому   я   решила своими   руками   изготовить   изделие   из   глины.   Также   мне   нравятся   русские   народные   сказки. Например, сказка «Морозко», где рассказывается о том, как человек вознаграждается за трудолюбие и как он может быть высмеян за собственную лень. Мне стало интересно, можно ли героев этой сказки выполнить в технике дымковской игрушки, а затем показать это другим детям в виде мультфильма или кукольного спектакля.  Актуальностью этого вида исследования я считаю возрождение традиций лепки   в   народном   стиле   и   нравственное   значение   сказки   и   влияние   её   на   наше   подрастающее поколение.   Поэтому,   сформулируем  основные   проблемы   исследования:   как   будут   выглядеть главные герои сказки «Морозко» в дымковском стиле и как показать сказку детям? Из этого вытекает  цель исследования: проанализировать и создать внешний облик главных героев сказки в дымковском стиле. Задачи исследования: изучить историю дымковской игрушки, её мотивы, орнамент и способы лепки. Изучить текст сказки «Морозко» и написать к ней диалоги для создания мультфильма или кукольного спектакля. Изучить способы лепки фигур в дымковском стиле, а также изучить виды орнамента. Разработать скульптурный облик главных героев сказки и орнаментацию. Выбрать способ демонстрации сказки.  История Дымковской игрушки. Дымковская игрушка – один из старейших художественных промыслов России. Он существует более 400 лет и до сих пор не утратил своей популярности. Наоборот, пользуется неизменным успехом и в нашей   стране   и  далеко   за   ее   пределами.   Родиной   промысла   является   город   Киров   (ранее   –  Вятка   и Хлынов),   а   точнее   Дымковская   слобода,   ныне   вошедшая   в   состав   города.   Бытует   легенда,   что происхождение промысла связано с событиями глубокой древности. Однажды ночью встретились близ города два дружественных войска и, не узнав друг друга в темноте, вступили в бой. Много людей погибло в том случайном бою. С тех пор и пошла традиция каждую весну справлять тризну по погибшим. Со временем эта история забылась. Торжество, утратив свой трагический смысл, превратилось в массовые народные   гулянья   –   праздник   свистопляски,   на   котором   полагалось   свистеть,   кидаться   расписными шарами из глины.  Ежегодный спрос на глиняные свистульки и расписные шары, а также собственные залежи глины, пригодной для керамического дела, предопределили судьбу Дымковской слободы. Постепенно сложились 3 особые приемы лепки и росписи, что сделало местные игрушки узнаваемыми и востребованными.В XV­ XVI веках, когда появилась дымковская народная игрушка, языческие представления славян во многом утратили свое значение. Игрушки более раннего периода были предельно просты по форме, потому что определяющим считался их сакральный смысл. С отказом от дохристианских обрядов и ритуалов формы игрушек стали меняться, приобретая изысканность и красоту. Та дымковская игрушка, которая известна сегодня, отражает русский быт XIX века. Образы барынь и кавалеров, щеголяющих в пышных нарядах, появились в более позднее время. Тем не менее мастера бережно хранят традиции и приемы, сложившиеся в период зарождения этого искусства [1].   В начале XX века дымковский промысел был практически утрачен. Осталась одна потомственная мастерица,   хранившая   традиции   изготовления   и   росписи   игрушек,   ­   А.   А.   Мезрина.   Благодаря   ей   и художнику   А.   И.   Деныпину,   первому   исследователю   дымковского   искусства,   в   начале   30­х   годов промысел   удалось   возродить.   Вокруг   Деныпина   и   Мезриной   сосредоточилась   группа   энтузиастов, большинство из которых были связаны семейными узами. Их стараниями дымковская игрушка вернула себе   былую   славу.   Промыслы   живут   не   только   благодаря   сохранению   традиций,   но   и   при   условии появления новых сюжетов. Это называется естественным развитием. Мастерицы 20­30­х годов XX века существенно обогатили набор образов дымковской игрушки.А. А. Мезрина довольно строго соблюдала традиционные правила лепки и росписи. Е. А. Кошкина сделала популярными групповые композиции. Особенно   известна   ее   работа   «Продажа   дымковских   игрушек»,   изготовленная   для   международной выставки   в   Париже   в   1937   году.   Е.   И.   Пенкина   переключила   внимание   на   изображение   бытовых прозаических   сюжетов,   а   О.   И.   Коновалова   (дочь   мастерицы   Мезриной)   известна   своей   любовью   к изображению животных. [5].    При   всей   своей   внешней   простоте   очень   образна   и   выразительна   дымковская   игрушка. Приверженцы промысла любят повторять, что не существует двух одинаковых фигурок. Впрочем, все разнообразие их видов можно условно разделить на пять основных групп:   Женские   образы   Барыни,   кормилицы,   модницы,   водоноски,   няньки   с   младенцами   на   руках. Фигурки  статичные, с крупными  головами, украшенными кокошниками  или модными шляпками. Весь внешний вид выражает достоинство и величественность. Мужские образы Кавалеры. Они меньше по размеру и скромнее по внешнему виду, чем женские персонажи. Как правило, изображаются верхом на животных. Животные    Первоначально игрушки имели формы тотемных животных: медведя, барана, оленя, козла. Но со временем в ассортименте появились и домашние питомцы. Все животные имеют вскинутые головы   и   короткие   широко   расставленные   устойчивые   ножки.   Часто   они   изображаются   в   ироничной форме: в ярких костюмах и с музыкальными инструментами.  Птицы Утки, индюки, петухи. Индюки и петухи изображаются с фигурными, ярко расписанными хвостами, утки ­ в оборчатых пышных пелеринах. 4 Композиции  Группы   из   нескольких   фигур,   среди   которых   могут   присутствовать   и   люди,   и животные.   Многофигурные   композиции   очень   разнообразны,   они   изображают   быт   русских   городов   и деревень. Здесь и прогулки на лодках, и праздничные гулянья, и застолья, и многое другое. [4].   Все дымковские игрушки монолитны и даже монументальны. Они всегда расширяются книзу: дамы за счет пышных юбок, кавалеры всегда верхом, животные имеют коротенькие и устойчивые ножки. Такие формы обусловлены технологией изготовления. Вылепить фигурки на тонких длинных ногах практически невозможно, ведь необходимо сделать так, чтобы они не оседали под тяжестью корпуса во время сушки.  Технология изготовления изделия. Технология  изготовления   довольно  проста.  Делается   дымковская   игрушка   поэтапно.   Основные этапы: лепка, сушка и обжиг, побелка и роспись. Остановимся на каждом из них подробнее.   Лепят дымковские игрушки по частям. Сначала из промытой жирной глины, разбавленной песком, катают шарики разных размеров. Затем расплющивают их для получения плоских лепешек, из которых и делается корпус игрушки. К корпусу прикрепляются более мелкие детали (руки, головы, хвосты). Места скрепления деталей обильно смачивают водой, затем заглаживают стыки влажной тряпкой. Выравнивают фигурку мокрыми пальцами. Например, изготовление барыни начинается с лепки конусообразной юбки. К ней крепится туловище с несколько вытянутой шеей. На шее закрепляется шарик, изображающий голову. Чуть пониже – колбаска, из которой аккуратными движениями делаются руки, сложенные на талии. После этого наступает время наряжать игрушку. Ей делают прическу из витых буклей, шляпку или кокошник, на плечи набрасывают узорчатый платок или делают жакет с пышным воротником и рукавами. И, наконец, в руки женщине дают сумочку, собачку или ребенка.  Дымковская   игрушка   лошадка   состоит   из   следующих   частей:   цилиндрический   корпус,   четыре короткие конусообразные ноги, изогнутая шея, переходящая в удлиненную мордочку. После того как основа игрушки готова, ее дополняют гривой, хвостом и маленькими ушками. – Каждая дымковская игрушка перед обжигом должна пройти этап сушки, длительность которого зависит от размеров фигурки, а также от характеристик помещения (влажности, температуры воздуха и т. д.). В среднем этот этап занимает от 2­3 дней до 2­3 недель.После этого наступает время обжига. Раньше он производился в русской печи на железном противне, устанавливаемом непосредственно над дровами. Игрушки накаляли докрасна, а затем оставляли остывать там же в печи. Сейчас для обжига используется специальное электрическое оборудование, которое позволило сделать процесс менее трудоемким.  После обжига в печи игрушка становится красно­коричневой, поэтому перед нанесением узоров ее выбеливают. Для этого готовится специальный раствор из мелового порошка и молока. При скисании молока   этот   раствор   затвердевает,   образуя   на   поверхности   игрушки   равномерный   казеиновый   слой. Многочисленные   попытки   изменить   состав   и   способ   нанесения   побелки   не   давали   положительных результатов. Оттенок получался желтоватым, а фактура неравномерной, поэтому  побелку до сих пор делают таким способом, каким пользовались и несколько веков назад. От этой технологии отступают лишь 5 в отдельных случаях, например в детском творчестве, когда поделки делает младшая группа. Дымковская игрушка в этом случае раскрашивается обычной гуашью. После того как побелка высыхает, начинается этап росписи – нанесение незамысловатых узоров яркими красками. Выбор цветов невелик: синий, оранжевый, зеленый, коричневый, желтый, малиновый. Дополнительные   цвета   можно   получить,   разбавляя   основные   мелом.   Так,   высветленный   синий   и малиновый дают голубой и розовый соответственно. Вместо кисточек в старые времена  пользовались деревянными палочками с обмоткой из льняного лоскута. Поэтому и орнамент был предельно прост: прямые или волнистые линии, круги, ромбы и т. п. В настоящее время мастерицы используют кисти из колонка   или   хорька.   В   краску,   кстати,   добавляют   сырое   яйцо.   Это   позволяет   сделать   цвета   более насыщенными и придает фигурке блеск. В последнюю очередь игрушку украшают сусальным золотом. Вырезанные из него геометрические фигуры приклеивают на шляпки и воротники барынь, уши или рога животных.   От   этого   особую   праздничность   приобретает   дымковская   игрушка.   Фото   не   всегда   может передать их великолепие.  Роспись,   как   правило,   наносится   по   определенной   схеме.   У   человечков   лица   выглядят довольно однообразно. Малиновой краской намечаются щеки и рот, черной рисуются дуги бровей и круглые глазки. Волосы окрашиваются преимущественно в темный цвет: черный или коричневый. Рубахи и головные уборы делаются однотонными, а юбки барынь и шкура животных покрывается орнаментом поверх белого цвета. Все игрушки украшены строгим орнаментом из геометрических фигур:   круги,   полосы,   клетки,   ромбы   и   зигзаги.   Мастерицы   не   продумывают   узор   заранее.   Он рождается   в   процессе   росписи,   в   зависимости   от   формы   и   размера   фигурки.   Поэтому   принято считать, что связь декора и основы неразрывна, и двух одинаковых игрушек найти невозможно. ­ Несмотря на нарочитую простоту орнамента, он очень символичен и изображает важные для русского человека понятия. Так, волнистая линия ассоциируется с рекой или водой в широком смысле, клетки, образованные пересекающимися линиями, напоминают сруб дома или колодца, а окружность с точкой в центре – символ солнца и других небесных светил. Во   всех   школах   и   детских   садах   России,   студиях   детского   творчества   изучается   сегодня дымковская игрушка. История этого промысла тесно связана с историей нашей страны. Сами фигурки и   роспись,   покрывающая   их,   отражают   быт   и   верования   русских   людей.   Кроме   того,   процесс изготовления и декорирования игрушек достаточно прост, чтобы его могли освоить даже маленькие дети, разумеется в значительно упрощенном виде.  Дымковский промысел до сих пор не имеет серийного производства. Каждая игрушка является ручной работой, выполненной по всем канонам, которые складывались веками. У каждой мастерицы свой узнаваемый почерк, каждое изделие уникально и неповторимо. Благодаря этому промысел не теряет   своей   популярности.   Праздник   свистопляски   давно   не   отмечается,   поэтому   дымковские игрушки утратили свое ритуальное значение. Теперь они служат яркими сувенирами и напоминанием 6 о   богатой   истории   и   культуре   русского   народа.   Сегодня   за   сохранение   и   развитие   промысла выступают   не   только   отдельные   энтузиасты,   но   и   целые   организации   ­   коммерческие, государственные,   общественные.   Так,   в   2010   году   в   центре   Кирова   (бывшая   Вятка)   при   участии компании   «Мегафон»   был   установлен   памятник   дымковской   игрушке.   Он   представляет   собой скульптурную   группу   под   названием   «Семья»,   которая   включает   барыню   с   младенцем   на   руках, кавалера, играющего на гармошке, ребенка и домашних питомцев[6].    Литературная часть проекта. Осталась,   бедненькая   одна­одинешенька   в   лесу,   трясется   и   тихонько   молитву   творит. Приходит Мороз, попрыгивает, поскакивает, на красную девушку поглядывает: ­ Девушка, девушка, я Мороз красный нос! ­ Добро пожаловать. Мороз; знать, бог тебя принес по мою душу грешную. Мороз хотел ее тукнуть и заморозить; но полюбились ему ее умные речи, жаль стало! Бросил он ей шубу. Оделась она в шубу, подожмала ножки, сидит. Опять   пришел   Мороз   красный   нос,   попрыгивает­поскакивает,   на   красную   девушку поглядывает:  ­ Девушка, девушка, я Мороз красный нос! ­ Добро пожаловать. Мороз; знать, бог тебя принес по мою душу грешную. Мороз пришел совсем не по душу, он принес красной девушке сундук высокий да тяжелый, полный   всякого   приданого.   Уселась   она   в   шубочке   на   сундучке,   такая   веселенькая,   такая хорошенькая!   Опять   пришел   Мороз   красный   нос,   попрыгивает­поскакивает,   на   красную   девушку поглядывает. Она его приветила, а он ей подарил платье, шитое и серебром и золотом. Надела она и стала какая красавица, какая нарядница! Сидит и песенки попевает. [2].   Скульптурная часть проекта. Лепка фигур осуществлялась из самозатвердевающей глины. Сначала кусок глины  распределили по массе на скульптуру Деда Мороза, поменьше ушло на подставку, затем на  падчерицу, и самые мелкие на сундук и ели. Фигуры лепили по образцам дымковской мужской и  женской игрушек. Остальные образы на основе  фигур – призмы, конусов и цилиндра. Роспись изделия в дымковском стиле. Для росписи изучили мотивы  в виде окружностей, описывающих разноцветные кружочки,  полосы разной величины прямые и волнистые, ромбы и завитки. Фигуру падчерицы расписали в  традиционной манере женских фигур. Для фигуры Деда Мороза выбрали тонально спокойные  7 оттенки. Ель расписали оттенками зелёных тонов, а сундук и подставку в традиционной манере в  свободной форме. Заключение. Работа над проблемой создания композиции  сказки  «Морозко» в дымковском стиле заставила меня более трепетно относится к труду лепщика народной игрушки. Также работа принесла много  открытий и особенно большую радость во время росписи игрушки. Я считаю, что обращение к  народным традициям делает нас добрее и мудрее, учит правильно понимать жизнь и стремиться стать  лучше. Литература. 1. Киселева Г. Г., Шаклеин С. П. Дымковская игрушка на рубеже столетий. Киров (Вятка), 2007 2. Менчикова Н. Н. Вятские народные промыслы и ремесла: история и современность.  Киров, изд. «О­краткое», 2010 3. Морозко. Русская народная сказка. М. _Детскаяч литература, 2015г. 4. Народное искусство России. Традиция и современность. Материалы всероссийской  научно­практической конференции под ред. М. А. Некрасовой. Вологда, 2008. 5. Русские художественные промыслы, самые красивые и знаменитые. М., Мир  энциклопедий Аванта+, изд. Астрель,  2010.  6. Традиционная глиняная игрушка Русского Севера. Раздел Ш. Вятская игрушка, М.,  2009. 8

Проект по изобразительному искусству

Проект по изобразительному искусству

Проект по изобразительному искусству

Проект по изобразительному искусству

Проект по изобразительному искусству

Проект по изобразительному искусству

Проект по изобразительному искусству

Проект по изобразительному искусству

Проект по изобразительному искусству

Проект по изобразительному искусству

Проект по изобразительному искусству

Проект по изобразительному искусству

Проект по изобразительному искусству

Проект по изобразительному искусству

Проект по изобразительному искусству

Проект по изобразительному искусству
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.01.2019