Данный материал можно использовать на уроках литературы при знакомстве с устным народным творчеством не только в 6 классе, но и 5, 7 классах. Материал исследования фольклора- песни, загадки, игры, считалки. Думаю будет полезен коллегам. Надеюсь, что материал поможет при подготовке уроков не только литературы , но и русского языка, так как в данном проекте встречаются слова древнего происхождения, что позволит ученику поработать со словарем.
" Мы родом из детства"
Фольклор Псковской области
Старину мы уважаем,
Старину мы бережём ,
О старинном нашем крае
Разговор мы поведём.
Чем дальше в будущее смотрим
,
Тем больше прошлым дорожим
, и в старом красоту находим ,
Хоть новому принадлежим .
Россия-мать!
Тебе хвала!
В веках ты видела немало ,
Когда б ты говорить могла ,
То многое бы рассказала .
Проект выполнили ученики 5 класса
Кузнецовской СОШ
Щербан Кэтэлина, Павлова Оксана
Куратор исследовательского проекта:
Учитель русского языка и литературы
Кортикова Наталья Анатольевна
Актуальность
Мы часто размышляя над тем , что
происходило в Отечестве нашем и все
больше обращаемся к великому
источнику истории Земли Русской . Люди
исстари любили свою землю, стремились
трудом , талантом, вдохновением
украсить её. Нам оставлены величайшие
природные и рукотворные ценности .
Для того, чтобы любить землю своих
отцов - свою землю, надо знать, за что
её любить. Знать её историю , героев и
их подвиги , уметь понимать и ценить
красоту , созданную нашими славными
предками .
Псковская земля богата памятниками её
славной истории, природными
достопримечательностями . Мы
располагаем бесценным национальным
наследием. Многое утрачено , список
утрат велик и печален , но мы не имеем
права предаваться отчаянию . Важно
сохранить то ,что есть: церковь ,
старинную усадьбу , забытый парк ,
памятник ратных подвигов , нашу
великолепную природу и многое, многое
другое. И в своём проекте мы хотим
затронуть не маловажную тему для
нашей истории- это фольклор и хотим
Цель проекта
Дать представление о забытых
произведениях (о малых жанрах
фольклора) Псковской области .
Задачи проекта
Провести исследование и выяснить,
что мы знаем о фольклоре и его малых
жанрах.
Показать необходимость
использования малых жанров
фольклора в современной жизни.
Развивать интерес к детскому
фольклору .
Пропагандировать использование
детского фольклора в повседневной
жизни.
Проблемный вопрос
Жив ли фольклор в современном
мире?
План
1. Псковские колыбельные песни.
2. Шуточные сказки- припевки .
3. Загадки по-псковски.
4. Считалки.
5. Игры.
Колыбельные песни
Колыбельная песня- песня, с помощью которой
убаюкивают ребёнка.
Появились колыбельные песни в глубокой
древности . Баюкала мать дитя и напевала
простые ласковые слова. Понравившуюся песню
повторяла дочь, добавляя свои слова, меняя
мелодию. Так и тянулась народная песенная нить
от семьи к семье , от поколения к поколению.
Для того, чтобы малыш быстрее засыпал , была
придумана специальная кроватка для укачивания
– колыбелька ( зыбка). Её название произошло от
глагола «колыбать» а песни, под которые малыш
засыпал, назвали колыбельными.
Колыбельные песни Псковской области
Семьи у крестьян Псковской области были
большие и дружные. На ласковые слова и
колыбельный в русской семье не скупились.
Мамы или бабушки убаюкивали своё дитятко
задушевными и нежными колыбельными
песнями.
Псковские колыбельные песни :
« Псковская колыбельная»
« Пошёл котик во лесок»
со слов :
«Баю -баюшки баю не
ложися на краю»
Заканчивались:
Ложись посерёдочке в
золотой пелёночке.
(Локнянский район)
Начинались колыбельные
Ты ложися к стеночке на
мягкой постелечке .
(Новоржевский,
Пушкиногорский районы )
С краю свалишься, больно
ударишься. (Невельский
район).
Шуточные сказки - припевки
«А, журавль мой, журавль – птица умная»
(Новосокольнический район) . Журавль мой, журавль –
птица умная , разумная. По болоту он ходил, нос завязил, он
и этак, и так, нос не вытянуть никак: хвост вытянет – нос
заткнёт , нос вытянет – хвост заткнёт , хвост вытянет – нос
заткнёт и т. д.
Ишел Федор да Федорка , нашли лапти и оборки , и сказал
Федор Федорке : Тебе лапти , мне оборки . (Себежский
район)
Барыня купила чемодан. В чемодане сто рублей. Что хотите,
то купите. Чёрным с белым не носите . Рукам- ногам волю не
давать, носом творог не макать .
Загадки
Есть загадки в нашем крае,
До того мудрёные,
Кто загадку отгадает,
Попадёт в учёные.
Сочинит загадку тот,
Разгадает этот,
А загадка всё живёт
Со своим секретом.
Да и сложены они
Так хитро и сладко,
Ну, смекалкою блесни,
Вот она, псковская загадка.
Псковская загадка
Мать толста, дочь красна, а сын под небеса (печка,
огонь и дым)Новосокольнический район)
Дваста бодаста, четыреста ходаста, один махтырь и
два ухтыря (корова) (Себежский район)
Загадаю загадку, положу её, рогатку, выну, оближу и
опять положу! (рогатка, которой проверяют ,сварился
ли овсяный кисель
Заря *зарявала* ключи потеряла.
Кто ключи найдёт, тот меня возьмёт.
А солнышко встало, ключи подобрало ( солнце
высушивает росу) (Себежский район)
Псковская считалка
1. Шла собака через мост: четыре лапы, пятый – хвост.
Гдовский район
2. Шла торговка мимо рынка и упала на корзинку.
В этой маленькой корзинке есть помада и духи, ленты, кружево,
ботинки.
что угодно для души.
Гдовский район
3. Шла кукушка мимо сети, а за ней бежали дети и кричали: «Куку –
мак».
Убирай один кулак.
Гдовский район
4. Ехал мужик по дороге, сломал колесо на пороге.
Сколько нужно для починки колеса гвоздей?
Говори скорей, не задумывайся (говорят число и считают).
Гдовский район
5. По дусту, по насту, по лебераманасту, пива – лива, два алтына,
луковка.
Красногородский район
6. Ситки – бритки, вороньи копытки. Сам воронец. Выйди вон,
наконец!
7. Горю, горю пень, кого поймаю, того съем.
Красногородский район
8. Солнце, месяц, вырви травку, положь на лавку.
– Кто взял?
- Я взял. Рыди, выди.
Опочецкий район
9. Сщитала – сабирала,
На Божью расу,
На папову паласу.
Там чашки, ложки,
Мядок саладок,
Выйди вон, каралек.
Порховский район
10. Девочки – татарочки! Все взяли по палочке, побежали к мосту,
стукнули об доску. Прибежали Ермаки, поснимали армяки. Один армяк и
остался дурак!
Порховский район
11. Шараги – бараги, тихилки – михилки, по насту, по беламу лябясту!
Бежаницкий район
12. Катилась торба с высокого горба. В этой торбе хлеб – пшеница – кто
желает поделиться
.Невельский район
13. Палочка – татарочка пришла, никого дома не нашла.
Невельский район
14. – Новы кони, чем падовы?
- Златым, митам, падпалитам. Медок, сахарок, выйди вон, королек.
Пустошкинский район
15. – Заяц белый, куда бегал?
- В лес кудрявый.
-Что там делал?
- Лычки драл.
- Куда клал?
- Под колоду.
- Что там делал?
- Родион, выйди вон!
Невельский район, Пустошкинский район
16. – Кони новые, чем подкованы?
- Латам – латам, под палатам. Чири – вири, дуб и нос.
Невельский район
17. – Новы кони, чем подковы?
- Златым, митам, падпалитам. Медок, сахарок, выйди вон, королек.
Пустошкинский район
18. – Иван – капитан, чем коня пропитал?
- Овсом, серебром. Из копыта под копыто, из телеги
прямо в грязь, оставайся, белый князь.
Невельский район
19. Дрыгадан, дрыгадан,
На четыре загадан.
Пятьсот Кузьма,
Панамарь Илья,
Кошка – валошка,
Калека вон!
Себежский район
Игры
«Сахар колоть» становятся
спинами , зацепляются руками под
локти и приподнимают друг друга .
« В репку» садятся друг другу на
колени, ходит приходит к бабке
« Бабка, бабка свинья в огороде!
Иди выгонь и репину вытянь и
обколоти
Ведущий вытягивает всех по очереди
потом бабку когда бабку вытянут
её колотят.
Летом обычно на лужайке или на
полянке играли в «12 палочек»
( дети прячутся пока тот кто водит
собирает 12 палочек)
В огурцы. Становятся в круг
берутся за руки. Кружатся как
можно сильнее кто отлетит
смеются , говорят « Вот огурец
отлетел» Этот выходит из игры.
Вывод
Произведения
фольклора (сказки,
легенды ,былины)
помогают воссоздать
характерные черты
народной речи ,
напевной и мелодичной.
А пословицы и
поговорки, к примеру,
демонстрируют её
сжатость и мудрость.
Чтобы воспитать любовь
к Родине , необходимо
знать и понимать
народные традиции.
Раскрывая истоки
создания народных
инструментов , развивая
эмоционально-
целостное отношение к
жизни через
произведения
музыкального
фольклора, учимся
Вывод
Жив ли фольклор в современном
мире? Да, жив!
Через ознакомление и
воспитание народного
творчества, дети знакомятся с
трудом взрослых, научаются
его уважать, обучаются
простейшим умениям и
навыкам; воспитывается
интерес, самостоятельность,
умение трудиться. Нынешнее
время также требует
фольклора, как и прошлое.
Изучение, обогащение,
освоение, фольклора сегодня
в 21 веке не прихоть, а
необходимость.
Необходимость сохранения
русского духа, а значит
России.
Устное народное
творчество
является
неиссякаемым
источником
народной
мудрости в
воспитании детей
в целом и
развитии речи в
частности.
"Роль фразеологизмов
в нашей речи.
Фразеологизмы и словечки
Псковской области"
Проектно
-исследовательская
работа учеников
Содержание:
Паспорт проекта
Аннотация проекта
План проекта
Теоретическая часть проекта
Введение
Лингвистическая справка
Употребление фразеологизмов в мифах, библии, в произведениях
художественной литературы:
Фразеологизмы в баснях И.А.Крылова
Фразеологизмы в рассказах Н. Носова
Фразеологизмы в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина
Фразеологизмы и словечки Псковской области
Фразеологические словари
Аналитические материалы
Описание продукта-буклета
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Интернет-ресурсы