Проект по литературе «Литературный альманах»
Цель: развитие творческих способностей учащихся.
Тема проекта: «Литературный альманах»
Цель проекта: формирование у обучающихся творческих способностей, навыков письменной речи
Задачи проекта:
1. Формировать интерес у участников проекта к литературному творчеству.
2. Развивать творческие способности обучающихся; организация просветительской работы.
3. Воспитывать чувство патриотизма, любви к природе
Тип проекта: информационный, творческий, краткосрочныйЦель проекта: формирование у обучающихся творческих способностей, навыков письменной речи
Борискина Галина Георгиевна,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
ГОУ «Забайкальский центр
специального образования и развития
«Открытый мир»
г. Чита, Забайкальский край.
201617 г.г.
Материал разрешён автором для публикации на сайте «Знанио»
Проект
по литературе
«Литературный альманах»
Тема проекта: «Литературный альманах»
Цель проекта: формирование у обучающихся творческих способностей,
навыков письменной речи
Задачи проекта:
1. Формировать интерес у участников проекта к литературному творчеству.
2. Развивать
творческие
просветительской работы.
способности
обучающихся;
организация
3. Воспитывать чувство патриотизма, любви к природе
Тип проекта: информационный, творческий, краткосрочный
Сроки реализации проекта: ноябрь 2016 – декабрь 2017 гг.
Участники проекта: учащиеся ЦДО.
Актуальность проекта:
Основной целью образования является подготовка подрастающего
поколения к будущей самостоятельной жизни. Творчество – это тот путь,
который может эффективно реализовать эту цель.
В процессе формирования творческих способностей у детей с особымивозможностями здоровья решаются следующие задачи:
коррекция познавательных процессов;
развитие аналитикосинтетических способностей, возможности сравнивать и
обобщать;
знакомство с отдельными видами искусства;
воспитание
активного
эмоциональноэстетического
отношения
к
литературному творчеству;
развитие волевых качеств, коммуникативных навыков и способности
применять полученные знания в повседневной жизни.
Особое значение в системе образования придается разработке методов
активизации творческого мышления, новых подходов к выявлению и развитию
творческих способностей у учащихся с особыми возможностями здоровья.
Творческая, литературная составляющая содержания образования значительно
расширяет возможности для развития творчества.
Вопросы, направляющие проект
Основополагающий вопрос:
Зачем нужно литературное творчество?
Проблемные вопросы:
Как связано литературное творчество с другими видами искусства?
Как влияет творчество на развитие и воспитание людей?
Учебные вопросы:
Что такое альманах?
Что такое творчество и литература?
Что значит быть твоческим человеком?
Структура проекта и формы реализации
Проект состоит из нескольких этапов:
На
первом
этапе происходит знакомство учащихся
с понятием«творчество, альманах» и расширение информационного поля относительно
данного понятия.
Основные формы: беседы, комплексный
анализ
текста, чтение
стихотворений, прослушивание аудиозаписи.
На
втором
этапе создаются условия для выражения учащимися, своего
отношения к проблеме творчества.
Основные формы: написание сочинений — рассуждений о влиянии
творчества на развитие и воспитании человека
На
третьем
этапе создаются условия для использования полученных на
первом и втором этапах знаний, в ходе чего происходит формирование
литературных навков у учащихся.
Основные формы: реализация проекта в виде созданных альманахов
Ожидаемые результаты
Интерес к литературе, творчеству
Доброе отношение к природе, родине, родному городу.
Воспитание правильного отношения к своему досугу.
Нравственная, творческая личность.
Проектная часть
Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный
Сообщение целей и задач проекта.
Изучение литературы о творчестве, создание кластера на тему «Творчество»
2. Организационный:
Подбор материала к созданию альманахов:
беседы на уроках литературы, русского языка,комплексный анализ текста на уроках русского языка по темам альманаха,
проведение урока русского языка на единую лексическую тему «Мой город»,
«Увлечения», «Зима», «Осень» с использованием материалов блогов,
презентаций учителя, написание сочинения на тему «Мой город», «Мир моих
увлечений», написание этюдов на темы «Февраль», «Осень», создание
стихотворений на тему «Зима»
прослушивание аудиозаписи песен о природе, зиме, весне, осени,
чтение стихотворений о временах года.
3. Основной:
1. Создание творческих работ «Мой город», «О зиме», «Мир моих увлечений»,
«Золото осени», «Февраль», «Весна».
2 Публикация в альманахе.
3 Публикация на школьном сайте и сайте «УчПортфолио»
4. Участие во Всероссийских
Литературное творчество)
конкурсах творческих работ
(направление:
4. Заключительный:
1. Презентация творческих работ — выпуск альманахов через публикацию на
сайтах и размещение в чатконференции МО учителей гуманитарного цикла
2. Участие во Всероссийских конкурсах
4. Рефлексия.
5 Анализ результатов.
Выводы и результаты
Анализируя проведённые мероприятия, я пришла к выводу, что многие из
задач достигнуты. Ребята проявляли итнерес к
поставленных мною
литературному творчеству, развивали и совершенствовали свою письменную
речь.Я считаю, что форма проведения внеклассного мероприятия с
применением таких инструментов как: беседа, написание творческих работ,
лингвистический анализ текста, защита проектов и интерактивное общение
интересна и эффективна в формировании творческого воображения, в развитии
речи и в воспитании любви к родной природе, городу, Родине.
Создавались условия для решения задач нравственнопатриотического
воспитания, для развития творческих способностей учащихся 810 классов ЦДО
работу в литературном аьманахе,
через внеурочные мероприятия,
дистанционные уроки.
При
выборе формы
проведения
учитывались
возрастные
и
индивидуальные особенности каждого ученика.
Содержание уроков построено так, что «предметная» информация
сменяется сравнением, а сравнение подводит к развернутым суждениям.
Всем известно, что некоторые люди большую часть информации
воспринимают через зрительный анализатор (глаза), а другие на слух.
Для того чтобы донести информацию до каждого ребенка, она
предлагалась на двух языках – для визуалов (в форме иллюстраций блога) и
аудиалов (в форме стихотворения и текстов, аудиозаписей).
Подводя итог всему вышесказанному, могу заявить, что цель проекта
была достигнута. Главным доказательством этого является проявление интереса
у детей к творчеству, желание участвовать в подобных мероприятиях.
Планируются в следующем учебном году темы литературных альманахов
«История моей семьи», «Улицы нашего города».
Результаты проекта:
1.
Созданы и опубликованы на сайте «УчПортфолио» альманахи:
1) «Золото осени» http://uchportfolio.ru/materials/show/81989
2) «Мир моих увлечений»http://uchportfolio.ru/materials/show/81969
3) «Зимняя сказка» http://uchportfolio.ru/materials/show/822474) «Февраль» http://uchportfolio.ru/materials/show/82523
5) «Мой город» http://uchportfolio.ru/materials/show/82441
2.
Написаны творческие работы, которые используются учителем на
уроках русского языка по развитию речи, на уроках литературы при изучении
произведений на эту тему.
3.
Участие во Всероссийских Конкурсах (Приложение №1)
Результаты участия во Всероссийских конкурсах представлены в таблице
№ Фамилия
Название сайта
Название работы
Год Результ
имя
1 Чеснокова
Мария
2 Чеснокова
Мария
3 Чеснокова
Мария
Всероссийский
конкурс
«На благо
Родины»
Всероссийский
конкурс
«Свобода
творчества»
Всероссийский
творческий
конкурс для
детей и
педагогов
4 Ситомиров
Константин
Всероссийский
творческий
конкурс для
Номинация:
литературное творчество
Работа: «Мой город»
Номинация:
Литературное
Название работы:
«Осень в городе моём»
творчество
Всероссийский творческий
конкурс «Осеннее
вдохновение»
Номинация:
публицистика
Работа: «Осень в
Краснокаменске»
Всероссийский творческий
конкурс «Осеннее
вдохновение»
ат
2017 Ещё не
известе
н
2016 1 место
2016
2 место
2016 1 местодетей и
педагогов
Номинация: публицистика
Работа: «Мир моих
увлечений»
Список литературы
1. Бескова И.А. Как возможно творческое мышление? М., 1993. 198 с.
2.Бьюзен Т. Простые методы повышения ваших интеллектуальных и творческих
способностей. Минск: Попурри, 2001. 188 с.
3. Якобсон П.М. Психология художественного творчества. М.: Знание, 1971.
4. Яковлева Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности. М.:
Флинта, 1997. 287 с.
5. Яковлева Е.Л. Развитие творческого потенциала личности школьника //
Вопросы психологии. 1996. № 3. С.2837.
Приложение № 1