ПРИЕМЫ БЫСТРОГО 
СЧЕТА
                                                                                                        
 
   Подготовила 
ученица 7 А класса
МОУ СОШ №15 г. Балашова
Павлова Дарья
 
  Руководитель: 
учитель математики
  Михайлова М.И.
                        
                     
                                    
                        
                        
                            ЦЕЛЬ ПРОЕКТА
 изучить приемы быстрого счета
Задачи проекта:
  1. Изучить исторические сведения о 
способностях человека -счетчика
 2. Рассмотреть правила вычислений, 
которыми пользовались в древности и 
которыми пользуются сейчас.
 3. Освоить правила быстрого счета .
                        
                     
                                    
                        
                        
                            ФЕНОМЕНАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ
          ЛЮДИ-СЧЕТЧИКИ 
  В детстве Карл отличался 
умением быстро считать в 
уме. Как-то, в три года, он 
совершенно обескуражил 
своего отца, найдя в его 
математических расчетах 
ошибку. С тех пор 
родители обратили 
внимание на способности 
мальчика и старались их 
развивать. Уникальность 
Гаусса предопределила 
его карьеру как великого 
математика.
                        
                     
                                    
                        
                        
                            ЮСНИЕР ВИЕРА
 Начиная с 2004 года, 
один раз в два года 
проводится 
Мировой чемпионат п
о вычислениям в уме
 Одним из 
победителей 
чемпионата является 
Юсниер Виера — 
кубино-американский 
математик, 
феноменальный 
счётчик, мировой 
рекордсмен в области 
устного календарного 
исчисления.
                        
                     
                                    
                        
                        
                            РАЗЛИЧНЫЕ СПОСОБЫ 
СЛОЖЕНИЯ И ВЫЧИТАНИЯ
 Чтобы прибавить к числу 9, 
прибавьте к нему 10 и отнимите 1;
 чтобы прибавить 8, прибавьте 10 и 
отнимите 2; 
 чтобы прибавить 7, прибавьте10 и 
отнимите 3 и т.д.
  Например:
  56+8=56+10-2=64;
  65+9=65+10-1=74.
                        
                     
                                    
                        
                        
                            РАЗЛИЧНЫЕ СПОСОБЫ 
УМНОЖЕНИЯ И ДЕЛЕНИЯ
Умножение и деление числа на 4.
 Чтобы умножить число на 4, 
нужно его дважды умножить 
на 2.
 Например:
 26·4=(26·2)·2=52·2=104;
 417·4=(417·2)·2=834·2=1
668.
                        
                     
                                    
                        
                        
                             Чтобы разделить число на 
4, нужно его дважды 
разделить на 2.
 Например:
 324:4=(324:2):2=162:2=81.
                        
                     
                                    
                        
                        
                            УМНОЖЕНИЕ И 
ДЕЛЕНИЕ ЧИСЛА НА 5
 Чтобы умножить число на 5, 
нужно его умножить на 10 и 
разделить на 2.
 Например:
 236·5=(236·10):2=2360:2=1
180.
                        
                     
                                    
                        
                        
                             Чтобы разделить число на 
 нужно умножить 2 и разделить 
5,
на 10, 
т.е. отделить запятой 
последнюю цифру.
 Например:
 236:5=(236·2):10=472:10=47,2
.
                        
                     
                                    
                        
                        
                            УМНОЖЕНИЕ ЧИСЛА НА 1,5
 Чтобы умножить число на 
1,5, нужно к исходному 
числу прибавить его 
половину.
 Например: 
34·1,5=34+17=51;
 146·1,5=146+73=219.
                        
                     
                                    
                        
                        
                            УМНОЖЕНИЕ ЧИСЛА 
НА 9
 Чтобы умножить число на 
9, нужно к нему приписать 
0 и отнять исходное число.
 Например: 
 72·9=720-72=648.
                        
                     
                                    
                        
                        
                            УМНОЖЕНИЕ НА 25 
ЧИСЛА, ДЕЛЯЩЕГОСЯ НА 4
 Чтобы умножить на 25 число, 
делящееся на 4, нужно его 
разделить на 4 и 
получившееся число 
умножить на 100.
 Например: 
124·25=(124:4)·100=31·100
=3100
 88·25=(88:4) 
·100=22·100=2200
                        
                     
                                    
                        
                        
                            УМНОЖЕНИЕ ДВУЗНАЧНОГО 
ЧИСЛА НА 11
 «Краешки сложи, в серединку положи» 
 Например:
23·11=253,
т.к. 2+3=5, поэтому между 2 и 3 
ставим цифру 5;
57·11=627, т.к. 5+7=12, 
цифру 2 ставим между 5 и 7, а к 
5 прибавляем 1, вместо 5 
пишем 6.
                        
                     
                                    
                        
                        
                            УМНОЖЕНИЕ ДВУЗНАЧНОГО 
ЧИСЛА НА 101
 Для того, чтобы число 
умножить на 101, нужно 
приписать данное число к 
самому себе.
 Например:34·101 = 3434.
 Поясним, 34·101 = 
34·100+34·1=3400+34=343
4.
                        
                     
                                    
                        
                        
                            УМНОЖЕНИЕ  ЧИСЕЛ 
 БЛИЗКИЕ К 100
 Нужно дописать числа, которых не 
хватает от этого числа до числа 100. 
Теперь вычитаем накрест – это 
первые цифры в числе, последние – 
это перемножаем числа в кружке.
                        
                     
                                    
                        
                        
                            ВОЗВЕДЕНИЕ В КВАДРАТ 
ДВУЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ , 
ЗАКАЧИВАЮЩИХСЯ НА 5
 15·15= 
 (1·2 = 2 и приписать 
25)=225
 35·35= 1225
 65·65=4225
                        
                     
                                    
                        
                        
                            ИГРЫ
Отгадывание полученного 
числа.
 Задумайте какое-нибудь число. 
 Прибавьте к нему 11;
  умножьте полученную сумму на 2;
  от этого произведения отнимите 20; 
умножьте полученную разность на 5 
и
  от нового произведения отнимите 
число, в 10 раз больше задуманного 
вами числа.
  Я отгадываю: вы получили 10.
                        
                     
                                    
                        
                        
                            МАТЕМАТИЧЕСКИЙ 
ФОКУС
 Задумайте число, 
 удвойте его. 
 Прибавьте 3. 
 Умножьте на 4. 
 Вычтите 12.
  Разделите на задуманное.
  У вас получилось 8.
                        
                     
                                    
                        
                        
                            ВЫВОДЫ
 Знание приемов быстрого счета 
позволяет упрощать вычисления, 
экономить время, развивает 
логическое мышление и гибкость 
ума.
 В школьных учебниках практически 
нет приемов быстрого счета, поэтому 
результат данной работы – памятка 
для быстрого счета будет очень 
полезной для учащихся 5-11 классов.