Данная работа - это творческий проект , результат исследовательской работы обучающихся над рассказами Антона Павловича Чехова. Продукт исследования творчества писателя - сценарий спектакля, который был поставлен на сцене гимназии. Исследование художественного своеобразия автора рассказов проводилось в группах. Группы учащихся исследовали выбранный рассказ, создавали сценарий. Работа над спектаклем проводилась как внеклассная , после уроков во время занятий драматического кружка.Спектакль был поставлен и показан учащимся гимназии и родителям. На театральном районном фестивале спектакль занял 2 место.сценарий спектакля
проект по рассказам Чехова.docx
МБОУ «Гатчинская гимназия им.К.Д.Ушинского»
Творческий проект
Название проекта:
«Влияние юмористических рассказов Антона
Павловича Чехова на становление личности»
Содержание:
1.Название проекта
2.Авторы и участники проекта
3.Тема исследования
4.Проблемный вопрос (вопрос для исследования)
5.Гипотеза исследования
6.Последовательность работы над проектом
7.Результаты работы, выводы.
Авторы проекта: учитель русского языка и литературы , руководитель
театрального кружка , Кузьмина Елена Валентиновна.
Участники проекта : учащиеся 6 « в» класса.
Тема исследования группы: юмористические рассказы А.П.Чехова.
Анализ рассказов Чехова: "Хирургия", "Она моя", "Лошадиная фамилия", «Хамелеон», «Индейский
петух», «Жалобная книга».
Проблемный вопрос (вопрос для исследования):
Как и с помощью чего юмористические рассказы Чехова влияют на становление личности
человека, формирование положительных, нравственных качеств.
Гипотеза исследования:
Юмористические рассказы Чехова влияют на становление личности человека с помощью
создания комического эффекта, художественного образа, характеристики персонажей.
Цели исследования:
Проанализировать данные рассказы Чехова
Рассмотреть особенности юмористических рассказов Чехова Выяснить влияние юмористических рассказов Чехова на становление личности человека,
формирование его качеств.
А н к е т и р о в а н и е д л я в ы я в л е н и я и н т е р е с о в и опыта учся.
1 .В каких журналах печатали ранние рассказы Чехова?
2 .Под какими псевдонимами печатал писатель свои ранние рассказы?
3. Какие рассказы Чехова вы читали?
4. Какой рассказ запомнился и почему?
5. Что такое комическое?
6 . Какие виды комического вы знаете?
7. Что такое юмор?
8. Чем сатира отличается от юмора?
9. Что такое ирония?
Последовательность работы над проектом
Стадия 1. Подготовка. Просмотр презентации по биографии А.П.Чехова.
Определение темы и целей проекта, его исходного положения.
Стадия 2. Планирование. Определение источников необходимой информации
(выбор рассказов писателя).Определение способа представлений
результатов(презентация, сценарий, реферат, отзыв, рецензия, эскизы,
рисунки). Распределение обязанностей (сценаристы, художникиоформители,
костюмеры, гримеры, актеры, режиссеры).
Стадия 3. Сбор информации. Поэтапное выполнение исследовательских
задач проекта, выполнение учащимися заданий по выявлению стилевых
особенностей юмористических рассказов Чехова (по группам).
Стадия 4. Разработка варианта решения проблемы.
Стадия 5. Реализация плана действий, осуществление намеченных в проекте
действий с целью получения продукта. Продукт : сценарий спектакля по
рассказам А.П.Чехова.
Стадия 6. Подготовка для защиты проекта.
Стадия 7. Презентация проекта: спектакль, отчет об исследовательской
деятельности; отчет перед родителями на родительском собрании. Стадия 8. Рефлексия.
СЦЕНАРИЙ СПЕКТАКЛЯ ПО РАССКАЗАМ А.П.ЧЕХОВА
Продукт проекта
СЦЕНА 1. Двенадцать часов ночи.
Вбегает Митя Кулдаров, возбужденный , взъерошенный.
Забегает по всем комнатам. Выходят родители, братья-гимназисты,
сестра.
КУЛДАРОВ : Это невероятно! Я никак не ожидал!
ПАПА,МАМА: Откуда ты?
КУЛДАРОВ: Вы поглядите!/ Митя захохотал и сел в кресло/.
СЕСТРА : Что с тобой ? На тебе лица нет!
КУЛДАРОВ : Это я от радости! Мамаша! О,господи! Ведь теперь меня
знает вся Россия!
ПАПА: Да что случилось? Говори толком!
КУЛДАРОВ: Вы живете , как дикие звери! Газет не читаете, не
обращаете никакого внимания на гласность! А в газетах так много
замечательного!
МАМА: Что ты? Где?
КУЛДАРОВ: О господи! Ведь только про знаменитых людей в газетах
печатают, а тут взяли да про меня напечатали!
БРАТЬЯ : Где?
КУЛДАРОВ: Да-с! Про меня напечатали ! Вы , мамаша, спрячьте этот
нумер на память ! Будем читать иногда!
Митя вытащил газету , подал газету папаше и ткнул пальцем в место ,
обведенное синим карандашом :
- Читайте!
Папаша надел очки.
КУЛДАРОВ: Читайте же!
ПАПАША : « 29 декабря в 11 часов вечера , коллежский регистратор
Дмитрий Кулдаров , выходя из портерной , в доме Козихина , и
находясь в нетрезвом состоянии… КУЛДАРОВ: Это я с Семеном Петровичем …Дальше!
ПАПАША : …и находясь в нетрезвом состоянии , поскользнулся и упал
под лошадь стоявшего здесь извозчика , крестьянина Ивана Дротова.
МАМАША :… испуганная лошадь , протащив через Кулдарова сани , с
находившимся в них купцом Степаном Луковым, помчалась по улице и
была задержана дворниками. Кулдаров был отведен в полицейский
участок и освидетельствован врачом. Удар , который он получил по
затылку…
КУЛДАРОВ: Это я об оглоблю , папаша. Дальше читайте!
СЕСТРИЦА : Кулдаров был отведен в полицейский участок и
освидетельствован врачом. Удар , который он получил по затылку,
отнесен к легким. О случившемся составлен протокол. Потерпевшему
подана медицинская помощь…»
КУЛДАРОВ: Читали теперь? А? То-то вот! Теперь по всей России пошло!
Дайте сюда!!!
Митя схватил газету , сложил ее и сунул в карман.
-Побегу к Макаровым, им покажу…
Надо еще Иваницким показать…
Митя надевает фуражку и торжествующий , радостный , выбегает на
улицу.
СЦЕНА 2.
ЛАКЕЙ: У отставного генерал-майора Булдеева разболелись зубы. Он
полоскал рот водкой, коньяком, прикладывал к больному зубу
табачную копоть , опий, скипидар, керосин, мазал щеку йодом, в ушах у
него была вата, смоченная спирту, но все это или не помогало , или
вызывало тошноту…
ПОМЕЩИЦА: Тут в нашем уезде , ваше превосходительство, лет десять
назад служил акцизный Яков Васильевич. Заговаривал зубы - первый
сорт. Бывало , отвернется к окошку, пошепчет, поплюет- и как рукой…
БУЛДЕЕВ : Где же он теперь?
ПОМЕЩИЦА : А после того, как его из акцизных уволили, в Саратове у
тещи живет. Теперь только зубами и кормится. Пошлите ему , ваше
превосходительство , депешу, что так вот и так…у раба божьего
Алексея зубы болят, прошу выпользовать. А деньги за лечение почтой
пошлете.
БУЛДЕЕВ : Ерунда! Шарлатанство! ПОМЕЩИЦА : А вы попытайтесь… Чудодейственный господин!
ГЕНЕРАЛЬША : Пошли , Алеша! Руки ведь не отвалятся от этого.
БУЛДЕЕВ : Ну, ладно. Тут не только к акцизному депешу пошлешь…Ох,
мочи нет. Как к нему писать?
ПОМЕЩИЦА : Его в Саратове каждая собака знает. Извольте писать в
город Саратов, его благородию господину Якову Васильевичу…
Васильичу…
БУЛДЕЕВ : Ну?
ПОМЕЩИЦА : Васильичу…Якову Васильичу… а по фамилии …А
фамилию…вот и забыла! Давеча , как сюда шла, помнила…
БУЛДЕЕВ : Ну, что же? Скорей думай!
ПОМЕЩИЦА: Сейчас…Васильичу…Якову Васильичу…Забыла! Такая еще
простая фамилия… словно как бы лошадиная… Кобылин…Нет, не
Кобылин…Жеребцов нешто? Нет, и не Жеребцов. Помню , фамилия
лошадиная, а какая – из головы вышыбло…
БУЛДЕЕВ : Жеребятников?
ПОМЕЩИЦА: Да нет…Кобылин, Кобылицын, Кобылятников…Кобелев…
БУЛДЕЕВ : Ну это уж собачья, а не лошадиная. Жеребчиков ?
ПОМЕЩИЦА: Да нет. Лошадинин, Лошаков, Жеребкин…Сейчас
вспомню…
ГЕНЕРАЛЬША : Коретников?
ПОМЕЩИЦА: Да, нет.
БУЛДЕЕВ : Экая ты ,сестрица, беспамятная…Для меня теперь эта
фамилия дороже , кажется , всего на свете. Заму-учился!
ГЕНЕРАЛЬША : Тройкин?
БУЛДЕЕВ :Табунов?
ГЕНЕРАЛЬША : Уздечкин?
БУЛДЕЕВ :Меринов?
ЛАКЕЙ : Буланов?
БУЛДЕЕВ : Лошадский?
ГЕНЕРАЛЬША : Гнедов? БУЛДЕЕВ : Засупонин?
ЛАКЕЙ : Рысистый?
ГЕНЕРАЛЬША : Чересседельников?
БУЛДЕЕВ: Ой…Ой…ой! Так зачем же ты с советами лезешь, ежели
забыла ?! Ступай отсюда вон!! Ой,ой,ой… пошлите за доктором , пускай
рвет!
МЕРКНЕТ СВЕТ. Звучит музыка /романс/. Яркий свет. /Утро
следующего дня/. Домочадцы за столом.
Вбегает помещица : Надумала, ваше превосходительство! Надумала,
дай бог здоровья доктору. Овсов –фамилия акцизного! Посылайте
депешу Овсову!
БУЛДЕЕВ: Накося! Не нужно мне теперь твоей лошадиной фамилии!
/Протягивает два кукиша/ Накося!!!
СЦЕНА 3.
Прием просителей банка. Входит просительница, подходит к
Кистуновой . КИСТУНОВ А: Что вам угодно?
ПРОСИТЕЛЬНИЦА : Изволите ли видеть, ваше превосходительство,
муж мой , коллежский асессор Щукин, проболел пять месяцев, и пока
он , извините, лежал дома и лечился , ему без всякой причины
отставку дали, ваше превосходительство, а когда я пошла за
жалованьем , они , изволите ли видеть, вычли из его жалованья 24
рубля 36 копеек! За что? Спрашиваю. Говорят , « из товарищеской
кассы брал и за него другие чиновники ручались». Как же это так?
Нешто он мог без моего согласия брать ? Это невозможно, ваше
превосходительство! Я женщина бедная, слабая ,
беззащитная…/Моргает глазами и лезет за платком/.
КИСТУНОВ А: Позвольте, я ничего не понимаю. Вы , сударыня, не туда
попали. Вы потрудитесь обратиться в то ведомство, где служил ваш
муж.
ПРОСИТЕЛЬНИЦА : И-и, батюшка, я в пяти местах уже была и везде
даже прошения не взяли! Помогите, ваше превосходительство! Я
женщина бедная, слабая , беззащитная…
КИСТУНОВ А: Мы для вас ничего не можем сделать, у нас банк,
учреждение коммерческое…
КИСТУНОВ А: Ваше превосходительство! А что муж был болен, у меня и
справка есть! Вот, извольте поглядеть! КИСТУНОВ А: Прекрасно! Я вам верю. Но я повторяю, это к нам не
относится! Это даже смешно! Неужели ваш муж не знает , куда вам
обращаться.
ПРОСИТЕЛЬНИЦА : Он , ваше превосходительство , ничего не знает.
Зарядил одно : «не твое дело Пошла вон!» А чье же это дело? Ведь на
моей шее-то сидят. А я женщина бедная, слабая , беззащитная…
КИСТУНОВ А: Да поймите же , что обращаться к нам с этой просьбой
так же странно, как подавать прошение о разводе в аптеку. Вам не
доплатили, но мы-то тут при чем? У нас банк ! Банк у нас!
ПРОСИТЕЛЬНИЦА : Ваше превосходительство, я женщина бедная,
слабая , беззащитная , пожалейте сироту !
КИСТУНОВ А: Нет , я с вами не могу говорить, вы и нам мешаете и
время попусту теряете. Анна Николаевна, объясните вы ,пожалуйста,
госпоже Щукиной.
/А.Н. уводит Щукину к своему столу , объясняет ей, Щукина дважды
вскакивает со словами : « Я женщина бедная, слабая , беззащитная …!»
КИСТУНОВА на первом плане : -Удивительно противная баба! /нервно
ломает пальцы и то и дело подходит к столу с графином/.
Через некоторое время Кистунова звонит в колокольчик . Является А.Н.
КИСТУНОВА : Что у вас там?
А.Н.: Да никак не втолкуем. Мы ей про Фому, а она нам про Ерему.
КИСТУНОВА : Вы уж, голубушка, объясните ей как-нибудь…
А.Н. уходит. Из-за кулис раздается визг Щукиной. Вдруг раздается
крик А.Н.:
-Пошла вон отсюда, язва!
Кистунова выпучивает глаза. Вбегает Щукина, вся красная , как рак.
КИСТУНОВА : /плачущим голосом/ : Что такое?
ЩУКИНА : Ваше превосходительство, вы велели ей мое дело
разобрать , А она насмехается. Я женщина слабая , беззащитная, я
троих жильцов засудила , я к вашему генералу пойду !
КИСТУНОВА :: Хорошо, сударыня, я приму меры, я разберусь, только
уходите…
ЩУКИНА : А когда же я деньги получу ? Мне деньги надобны !
КИСТУНОВА : Сколько вы хотите получить? ЩУКИНА : 24 рубля 36 копеек.
КИСТУНОВА /достает бумажник , вынимает оттуда четвертной билет,
отдает ей/ : Берите и …уходите! КИСТУНОВА :Ваше
превосходительство! А нельзя ли мужу поступить снова на место? Я
женщина бедная, слабая , беззащитная, болезненная…
Кистунова падает в обморок. Щукина удивленно улыбается, уходит.
СЦЕНА 4.
Голос из-за кулис :
-Так ты кусаться ?! …Окаянная !!!
ГОРОДОВОЙ : Никак беспорядок, ваше благородие?
ОЧУМЕЛОВ : По какому это случаю тут?
ХРЮКИН : Иду я, ваше благородие, никого не трогаю…И вдруг эта
подлая ни с того ни с сего за палец… работа у меня мелкая. Пущай мне
заплатят, потому – я этим пальцем , может, неделю не пошевельну…
ОЧУМЕЛОВ : Да! Хорошо… Чья собака? Я этого так не оставлю…
Елдырин, узнай, чья эта собака и составляй протокол. А собаку
истребить. Не медля! Чья эта собака ? чья эта собака , спрашиваю?!
ГОЛОС ИЗ ТОЛПЫ : Это ,кажись, генерала Жигалова !
ОЧУМЕЛОВ : Генерала Жигалова? Да! Сними-ка , Елдырин, с меня
пальто.
Ужас, как жарко… Я одного только не понимаю : как она могла тебя
укусить ? Ты , наверное, расковырял палец гвоздиком?
ГОЛОС ИЗ ТОЛПЫ : Он , ваше благородие, цигаркой ей в харю для
смеха , а она -и тяпни.
ХРЮКИН : Врешь! Не видал , так, стало быть, зачем врать?
ГОРОДОВОЙ : Нет, это не генеральская… У генерала таких нет. У него
все больше лягавые…
ОЧУМЕЛОВ : Я и сам знаю. У генерала собаки дорогие, породистые, а
эта-черт знает что! Ни шерсти , ни вида…подлость одна. Ты , Хрюкин,
пострадал и дела этого не оставляй…
ГОРОДОВОЙ : А может и генеральская! Намедни у него такую видел.
ГОЛОС ИЗ ТОЛПЫ: Вестимо, генеральская! ОЧУМЕЛОВ : Да! Надень-ка, брат Елдырин, на меня пальто…Знобит…
Ты отведешь собаку к генералу. Скажешь, что я нашел. И скажи, чтобы
на улицу ее не пускали. Она , может, дорогая, а ежели каждый свинья
будет ей в нос цигаркой тыкать…А ты , болван, опусти руку!
ГОРОДОВОЙ : Повар генеральский идет…Эй, Прохор! Погляди на
собаку. Ваша?
ПОВАР : У нас отродясь этаких не бывало !
ОЧУМЕЛОВ : И спрашивать нечего. Она бродячая ! Нечего тут долго
разговаривать. Истребить , вот и все.
ПОВАР : Это генералова брата , намеднись приехал. Наш не охотник до
борзых. Брат ихний охоч…
ОЧУМЕЛОВ : Брат ихний приехали? /Все лицо заливается улыбкой/.Ишь
ты, господи, а я и не знал! Погостить приехали?
ПОВАР : Угу, в гости.
ОЧУМЕЛОВ : Ишь ты, господи…Соскучились по братце… А я ведь и не
знал. Так это ихняя собачка? Очень рад… Возьми ее. Очень рад.
Повар уводит собачку.
ОЧУМЕЛОВ : Я еще доберусь до тебя ! /Грозит Хрюкину и ,запахиваясь в
шинель , продолжает свой путь по базарной площади./ Контрольные вопросы
по жизни и творчеству А. П. Чехова
1. Где родился и где похоронен Чехов?
2. Кто из известных русских писателей был врачом по
образованию?
3. Что объединяет имена: Максим Горький, Демьян
Бедный, Анна Ахматова, Жорж Санд, Брат моего брата,
Стендаль? 4. Какая книга Чехова имеет географическое название?
5. Когда и в каком театре была впервые поставлена
«Чайка»?
6. Как назвал Чехов свое последнее драматическое
произведение?
7. Когда и почему Чехов отказался от звания академика?
8. Чьи это слова: «В человеке должно быть все прекрасно:
и лицо, и одежда, и душа, и мысли»?
9. Какой рассказ Чехова вызвал особенный восторг Л. Н.
Толстого? (По словам его дочери Татьяны Львовны, Лев
Николаевич читал его «четыре вечера подряд вслух и
говорил, что поумнел от этой вещи».)
Какие рассказы Чехова составляют так называемую
маленькую трилогию?
10.
11.
12.
Назовите последний рассказ Чехова.
Люди не слушают старого извозчика, когда тот
пытается рассказать им о своем горе. Кто выслушал его?
13.
Герою какого чеховского рассказа принадлежат
следующие слова: «Надо, чтобы за дверью каждого
довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с
молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть
несчастные, что, как бы ни был счастлив, жизнь рано
или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда —
болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не
услышит, как теперь он не видит и не слышит других»?
14.
15.
16.
На занавесе какого театра изображена чайка?
Героем какого рассказа Чехова является Очумелов?
В каком произведении Чехова героев зовут Иван
Иваныч, Федор Тимофеевич и Тетка? (Это вовсе не люди,
хотя имеют человеческие имена.)
17. Кто в своей речи употреблял слова «недурственно»,
«он не имеет никакого римского права», «здравствуйте
пожалуйста», «умри, Денис, лучше не напишешь»? творческого объединения
«Мастерская
художественного
слова» Сцена
из спектакля
по мотивам рассказов
Антона
Павловича Чехова
Действующие лица и исполнители :
Кистунова, служащая банка - Домченкова Полина ,
ученица 6 «В» класса
МБОУ «Гатчинская
гимназия
им.К.Д.Ушинского»
Щукина , просительница - Пескова Екатерина,
ученица 6 «В» класса
МБОУ «Гатчинская
гимназия
им.К.Д.Ушинского» Результаты исследования:
Главные особенности юмористических рассказов Чехова (стилевые особенности).
1)Заглавие это стержень произведения, оно должно быть ярким, кратким, ясным. Простое,
предельно краткое заглавие ("Хирургия", "Пересолил").
2)Короткое вступление, дающее полную информацию о месте событий, времени, героях.
3)Чехов рассказывает о какомлибо случае из жизни: заболели зубы и так далее. В основе
сюжета лежит обычная бытовая ситуация, случай из жизни.
4)Автор уделяет большое внимание диалогу, поэтому чеховские рассказы очень интересно
инсценировать.
5)Отсутствуют подробные пейзажные зарисовки и портретные характеристики.
6)Подробное описание заменено "говорящей деталью".
7)Яркая, смешная, неожиданная развязка.
8)Речь героев неповторима, индивидуальна.
Выводы:
В рассказах А. П. Чехова отразились многие недостатки, среди которых – чинопочитание
и мещанство, стремление оградить себя от активной жизни на благо общества.
В разные периоды своей жизни писатель обращал внимание на различные пороки
современной ему действительности.
Рассказы Чехова способствуют формированию положительных нравственных качеств,
помогают исправлять пороки людей П Р О Г Р А М М А С П Е К Т А К Л Я
Д Л Я Р О Д И Т Е Л Е Й у ч а щ и х с я 6 » В » к л а с с а
« Ж а л о б н а я к н и г а »
Д е й с т в у ю щ и е л и ц а и и с п о л н и т е л и :
М и т я К у л д а р о в – А н д р е й И в а н и с е н к о
М а м а ш а М и т и Е л и з а в е т а Н и к и т и н а
П а п а ш а М и т и И л ь я Ж о р ж и к о в
С е с т р и ц а М и т и В е р а Ч е с к и д о в а
Л а к е й
Г е н е р а л Б у л д е е в – А н д р е й И в а н и с е н к о
П о м е щ и ц а П о л и н а Д о м ч е н к о в а
Г е н е р а л ь ш а И р и н а П р о к о п ь е в а
П р о с и т е л ь н и ц а Щ у к и н а Е к а т е р и н а П е с к о в а
С л у ж а щ а я б а н к а , К и с т у н о в а – П о л и н а Д о м ч е н к о в а
Г о р о д о в о й Д м и т р и й К о п ы т о в
О ч у м е л о в – А н д р е й И в а н и с е н к о
Х р ю к и н , п о р т н о й Б о г д а н С т р е л к о в
П о в а р Г е р м а н С о б о л е в
Г о л о с и з т о л п ы Д а н и и л К и р и л ю к
Б о р з о й щ е н о к – Д м и т р и й З е м с к и й
Р о м а н с « Р о м а ш к и » в с п е к т а к л е и с п о л н я е т А н а с т а с и я С о к о л о в а .
Проект по расскасам А.П.Чехова
Проект по расскасам А.П.Чехова
Проект по расскасам А.П.Чехова
Проект по расскасам А.П.Чехова
Проект по расскасам А.П.Чехова
Проект по расскасам А.П.Чехова
Проект по расскасам А.П.Чехова
Проект по расскасам А.П.Чехова
Проект по расскасам А.П.Чехова
Проект по расскасам А.П.Чехова
Проект по расскасам А.П.Чехова
Проект по расскасам А.П.Чехова
Проект по расскасам А.П.Чехова
Проект по расскасам А.П.Чехова
Проект по расскасам А.П.Чехова
Проект по расскасам А.П.Чехова
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.