Проект по русскому языку "Мир прозвищ" (5 класс, русский язык)
Оценка 4.8
Исследовательские работы
docx
русский язык
5 кл
14.03.2017
Изучая дополнительную литературу, мы узнали,что в языкознании выделяется особая отрасль – ономастика[4], которая изучает собственные наименования. Собственные имена людей изучает ее раздел – антропонимика [4].
Исследования ученых в этих областях достаточно широко представлены в научных пособиях, но в школьном курсе русского языка не достаточно информации об именах собственных. Совсем не исследованы причины возникновения прозвищ. При изучении имен собственных в учебнике русского языка мы находим лишь одну информацию о прозвищах, что они пишутся с большой буквы, больше никаких сведений не дается.
Однако, по нашему мнению, изучение прозвищ необходимо, так как прозвища широко распространены в школьной среде. Особенно в подростковом периоде. Иногда они (прозвища) являются причиной разногласий и раздоров школьников, создают трудности в общении, так как школьник может оценивать свое прозвище как обидное.
Это обусловило выбор темы нашего исследовательского проекта «Мир школьных прозвищ».
Цель исследования:
- Изучить наличие прозвищ и особенности их происхождения у школьников 4-5 классов, проанализировать отношение к прозвищам.
Задачи:
• изучить научно-популярную литературу по данной теме;
• провести анкетирование с целью изучения особенностей прозвищ;
• составить картотеку школьных прозвищ;
• выявить, все ли школьники в подростковом периоде имеют прозвища;
• установить, каково происхождение прозвищ, когда они появились;
• проанализировать отношение школьников к прозвищам.
Объект исследования – система прозвищ, существующая в школьном подростковом возрасте в данный период времени.
Методы исследования:
- метод сбора информации (изучение научно-популярной литературы, наблюдение);
- анкетирование;
- анализ;
- сравнение;
- статистические исследования (подсчет, вычисления).
Актуальность исследования:
- Прозвища широко распространены среди школьников, однако их происхождение, особенности мало изучены и недостаточно представлены в школьных учебниках русского языка.
- Возникновение прозвищ – это явление, которое присутствует повсюду, и знакомство с этим явлением поможет расширить знания о лексическом составе языка и углубить знания по русскому языку в целом.
-Исследование прозвищ школьников позволяет связать лингвистические знания с жизнью, повышает наблюдательность и учит находить интересное и неисследованное рядом с собой.
- Работа по теме позволяет выяснить отношение школьников к прозвищам, а, следовательно, возможно выявить проблемы, возникающие в процессе общения детей при употреблении прозвищ.
Наша гипотеза - существует мнение, что прозвище – категория вечная, оно существует всегда и повсюду, особенно широко прозвища распространены среди школьников. Так ли это?Имена людей – часть истории народа. Каждый человек, живущий на Земле, имеет минимум одно имя. Имя человека – своеобразный социальный знак[2]. Им принято дорожить. История знает немало примеров, когда, за право носить то или иное имя или фамилию, шла жестокая борьба. Даже в малоцивилизованных племенах безыменный человек утрачивает многое из своих прав. Простой пример: у индейцев племени квакиутл человек, берущий взаймы, должен оставить в залог не что-нибудь, а свое имя! И пока он долга не вернет, все члены племени считают этого человека безыменным и по имени не называют[2].
Аджимавова Наиля Исследовательский проект.docx
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Камышловского района Свердловской области
«Порошинская средняя общеобразовательная школа»
Направление: Лингвистическое
Исследовательский проект
« Мир прозвищ»
Автор проекта:
Аджимавова Наиля Арсеновна,
Порошинская СОШ, 5 Б класс.
Адрес: п/о Порошино, ДОС 25, кв. 42.
Соколовская Дарья Дмитриевна,
Порошинская СОШ, 5 Б класс.
Адрес: п/о Порошино, ДОС 28, кв.34.
Руководитель проекта:
Сидорова Алла Ивановна,
учитель русского языка
и литературы Порошинской СОШ.
Адрес: п/о Порошино, ДОС 22, кв.81,
Телефон: 89827066476,
эл. почта: avsid
. ru
505@
mail
п/о Порошино, 20А
20162017 учебный год
Содержание
Стр.
Введение __________________________________________________ 35
Глава 1. Соотношение прозвища и имени собственного___________ 5
1.1. Из истории собственного имени___________________________ 5
1 2.1. Отличие имени от прозвища ______________________________ 67
2.2. Особенности прозвищ как языкового явления _______________ 78
Глава 2. Классификация прозвищ в Порошинской СОШ _________ 8 9
2.1. Результаты анкетирования _______________________________ 8 9
выяснения наличия прозвищ у школьников
выяснения времени и причин появления прозвищ
выяснения отношения школьников к прозвищам
Заключение_________________________________________________ 911
Список литературы __________________________________________ 12
Приложение 1_______________________________________________ 13
Приложение 2_______________________________________________ 1415
Приложение 3_______________________________________________ 16
Приложение 4_______________________________________________ 17
Введение
Меня зовут Алиса, и я…
Довольно дурацкое имя! нетерпеливо перебил её Шалтай. Что
оно означает?
Разве имя должно чтонибудь означать? спросила озадаченная
Алиса.
2 Вне всякого сомнения, фыркнул Шалта Болтай. Лично моё имя
указывает на ту форму, которая мне присуща. Потрясающая форма! А с
таким именем, как у тебя, можно оказаться какой хочешь формы, даже
самой уродливой.
Л.Кэрролл «Алиса в Зазеркалье»
Имена собственные занимают особое место в языке. Они служат для
наименования предмета или лица. Это одна из самых распространенных и
важных функций языка. Этой функцией пользуется каждый человек в течение
всей жизни. Следовательно, очевидна необходимость изучения и научного
осмысления этой функции.
Изучая дополнительную литературу, мы узнали,что в языкознании
выделяется особая отрасль – ономастика[4], которая изучает собственные
наименования. Собственные имена людей изучает ее раздел – антропонимика
[4].
Исследования ученых в этих областях достаточно широко представлены
в научных пособиях, но в школьном курсе русского языка не достаточно
информации об именах собственных. Совсем не исследованы причины
возникновения прозвищ. При изучении имен собственных в учебнике русского
языка мы находим лишь одну информацию о прозвищах, что они пишутся с
большой буквы, больше никаких сведений не дается.
Однако, по нашему мнению, изучение прозвищ необходимо, так как
прозвища широко распространены в школьной среде. Особенно в
подростковом периоде. Иногда они (прозвища) являются причиной
разногласий и раздоров школьников, создают трудности в общении, так как
школьник может оценивать свое прозвище как обидное.
Это обусловило выбор темы нашего исследовательского проекта «Мир
школьных прозвищ».
Цель исследования:
Изучить наличие прозвищ и особенности их происхождения у
школьников 45 классов, проанализировать отношение к прозвищам.
Задачи:
изучить научнопопулярную литературу по данной теме;
провести анкетирование с целью изучения особенностей прозвищ;
3
составить картотеку школьных прозвищ;
выявить, все ли школьники в подростковом периоде имеют
прозвища;
установить, каково происхождение прозвищ, когда они появились;
проанализировать отношение школьников к прозвищам.
Объект исследования – система прозвищ, существующая в школьном
подростковом возрасте в данный период времени.
Методы исследования:
метод сбора информации (изучение научнопопулярной литературы,
наблюдение);
анкетирование;
анализ;
сравнение;
статистические исследования (подсчет, вычисления).
Актуальность исследования:
Прозвища широко распространены среди школьников, однако их
происхождение, особенности мало изучены и недостаточно представлены в
школьных учебниках русского языка.
Возникновение прозвищ – это явление, которое присутствует повсюду,
и знакомство с этим явлением поможет расширить знания о лексическом
составе языка и углубить знания по русскому языку в целом.
Исследование прозвищ школьников позволяет связать лингвистические
знания с жизнью, повышает наблюдательность и учит находить интересное и
неисследованное рядом с собой.
Работа по теме позволяет выяснить отношение школьников к
прозвищам, а, следовательно, возможно выявить проблемы, возникающие в
процессе общения детей при употреблении прозвищ.
Наша гипотеза существует мнение, что прозвище – категория вечная,
оно существует всегда и повсюду, особенно широко прозвища распространены
среди школьников. Так ли это?
Глава 1. Соотношение прозвища и имени собственного
1.1. Из истории собственного имени
Имена людей – часть истории народа. Каждый человек, живущий на
Земле, имеет минимум одно имя. Имя человека – своеобразный социальный
знак[2]. Им принято дорожить. История знает немало примеров, когда, за
4 право носить то или иное имя или фамилию, шла жестокая борьба. Даже в
малоцивилизованных племенах безыменный человек утрачивает многое из
своих прав. Простой пример: у индейцев племени квакиутл человек, берущий
взаймы, должен оставить в залог не чтонибудь, а свое имя! И пока он долга
не вернет, все члены племени считают этого человека безыменным и по имени
не называют[2].
Когда родители выбирают имя ребенку, они хотят, чтобы оно было
добрым, ласковым, памятным, чтобы, как словесный талисман, призывало
быть счастливым и мудрым.
Имя дается человеку при рождении, и сам человек никак не определяет,
каково будет его имя. В определенный период жизни человеку кроме имени,
данного при рождении, дается прозвище. Почему это происходит?
1.2. Отличие имени от прозвищ
Собственное имя имеет общее значение, не указывая на отличительный
признак людей, носящих одно и то же имя. Кроме того, люди с разными
внешними признаками и разными внутренними качествами могут носить
одинаковое имя[2]. Связь имени и человеканосителя этого имени весьма
неопределенна и приблизительна. Говорящим неизвестно, почему данный
человек назван именно так, а не иначе. Как подтверждение этого отрывок из
сказки Л. Кэрролла «Алиса в Зазеркалье»:
Меня зовут Алиса, и я…
Довольно дурацкое имя! нетерпеливо перебил её Шалтай. Что оно
означает?
Разве имя должно чтонибудь означать? спросила озадаченная Алиса.
Вне всякого сомнения, фыркнул ШалтайБолтай.
Лично моё имя указывает на ту форму, которая мне присуща.
Потрясающая форма! А с таким именем, как у тебя, можно оказаться какой
хочешь формы, даже самой уродливой.
Прозвище – неофициальное имя человека. В отличие от имени,
прозвище отражает реальные свойства и качества человека, фиксирует, таким
образом, особый смысл, который имели эти свойства и качества для
окружающих[2].
5 В словаре Сергея Ивановича Ожегова дается такое определение:
«Прозвище – название, данное человеку по какойнибудь характерной его
черте, свойству»[3].
До принятия христианства на Руси были распространены такие имена,
которые отражали различные свойства и качества людей, особенности
характера, поведения, речи, физические достоинства и недостатки, время и
очередность появления ребенка в семье. Например, в древности (до принятия
христианства) у русских были личные имена Медведь, Волк, Заяц, Короб,
Ждан, Меньшой и т. п.
После принятия христианства подобные имена могли даваться как
прозвища: Медведь – крупному сильному человеку, Волк – одинокому и в
какойто мере хищному, Заяц – человеку небольшого роста, трусливому,
Короб – плотному, норовящему все копить. Бывали также прозвища по
профессии: Токарь, Кожевник, Плотник. Такие прозвища переходили на
потомков именуемого и превращались в фамилии[2].
1.3. Особенности прозвищ как языкового явления
Прозвище – явление вечное, оно существует всегда и везде и может
возникать в любом коллективе. Даже в случайно собравшейся группе людей (в
магазине, на вокзале) ктолибо из присутствующих может легко получить
прозвище, выделяясь из общей массы своей внешностью, бросающимся в глаза
поведением, подвижностью, речью и т. д. Такие прозвища долго не живут.
Люди расходятся, и прозвище забывается. Но там, где люди постоянно
общаются друг с другом, прозвища могут быть устойчивыми. Устойчивы
прозвища у некоторых людей с характерной внешностью или манерами.
Н.В. Гоголь писал: «Выражается сильно российский народ! И если
наградит кого словцом, то пойдет оно ему в род и потомство, утащит он его с
собою и на службу, и в отставку, и в Петербург, и на край света, и как уж
потом ни хитри и ни облагораживай свое поприще, – ничто не поможет:
каркнет само за себя прозвище во всё воронье горло и скажет ясно, откуда
вылетела птица». (Н.В. Гоголь «Мертвые души», т.1, гл.5)
6 Первые в жизни прозвища дети получают от родителей и близких людей.
Каждый маленький ребенок наделяется разными именами, ни одно из которых
не является его официальным именем (карапуз, егоза, слюнявчик).
Существуют персональные прозвища и групповые (семейные, родовые,
коллективные). Например, «буквари» (дети начальных классов –
коллективное прозвище).
Но как возникают прозвища?
Исследования учёных показали, что существуют четыре основных
принципа происхождения прозвищ[2]:
по внешнему виду,
по месту рождения,
по характеру,
по виду деятельности.
Но есть и другие номинации:
Как правило, прозвище появляется у человека в подростковый период.
Прозвища – чрезвычайно важная часть мира детей. Прозвища
по физическим,
интеллектуальным качествам,
по событиям или случаю из жизни.
изобретаются детьми для детей и становятся образцом тонкой и изощренной
системы.
Функции, которые они выполняют при этом:
выдвижение лидеров микросообщества,
выделение из группы отвергнутых людей,
различение детей с одинаковыми именами,
подчеркивание преемственности по родовой линии,
поддразнивание и унижение,
проявление симпатии.
По мнению ребят, прозвище – это
кличка
второе имя человека
псевдоним
секретное имя
ник
Глава 2. Классификация прозвищ в Порошинской СОШ.
2.1. Проведение анкетирования с целью
выяснения наличия прозвищ у школьников
выяснения времени и причин появления прозвищ
выяснения отношения школьников к прозвищам
7 Мы провели анкетирование среди школьников 45 классов нашей школы
(Приложение 1).
В анкетировании принимало участие 70 человек. Из них 23 человека
имеют прозвища. Это составляет 33%.
По фамилии образованы прозвища у 20 человек, что составляет 20 % от
общего числа, по внешности – 3 человека ( 15 %), по характеру – 2 человека
(5 %), по имени – 5 чел. (15%), другие причины (по поступкам и т.д.) – 2
человека (7 %)
Мы составили картотеку школьных прозвищ.
Проанализировав анкеты, я выявила, что __ человек из __ опрошенных
имеют прозвища (на самом деле их гораздо больше, так как некоторые ребята
не знают, что у них есть прозвища или просто стесняются о них говорить).
Не по имени называют в школе из опрошенных __ человек. Из них
считает это обидным 15%, не обращают внимания 32%, относятся с
юмором 40% и гордятся 13 %.
О времени появления прозвища ребята отвечали так: в школе 85%, до
школы 15%
На вопрос "Давали ли вы комунибудь прозвище?" из 70 ребят ответили,
что давали прозвища 16 человек, что составляет 23%, а 47 человек, что
не давали 77%).
Как и многие другие социальные явления, система прозвищ, вероятно,
является не только формой солидарности, но и источником иных форм
Заключение.
социальной активности, например, поддразнивания и унижения. Одно и то же
прозвище может служить проявлением симпатии и быть средством
оскорбления. Хотя и оскорбление выступает своего рода признанием, тогда
как те,кому отказано в прозвище, не признаны вовсе.
Людям прозвища могут даваться в разные периоды их жизни, и во
многих случаях известны довольно ограниченному кругу людей. Например,
только коллективу класса или только друзьям. Многие люди имеют несколько
прозвищ, и каждое из них, похоже, связано с принадлежностью к
определенной группе.
8 Если вернуться к цели исследования, то в результате исследования
нами изучено наличие прозвищ, особенности их происхождения и отношение к
ним школьников 45 классов Порошинской СОШ. В соответствии с данными
анкетирования, мы можем утверждать , что в целом отношение ребят к
прозвищам положительное, за исключением сторонников имени (Приложение
1). Возвращаясь к гипотезе исследования, мы хотим отметить, что,
действительно, прозвища широко распространены среди школьников, чему
свидетельством служат те же результаты анкетирования (Приложение 4)
9 Наш исследовательский проект «Мир прозвищ» можно использовать на
классных часах, во внеклассных мероприятиях, например, «Что в имени
моем», а также данный материал пригоден для использования на уроках
русского языка при изучении темы «Имена собственные и нарицательные»,
как в 5х классах, так и в 4х классах.
А вот что интересного еще можно узнать по данной теме – это цель
нашего следующего исследования.
10 Список литературы
1. Голанова Е.И. Как возникают слова. – М., 1989.
2. Горбаневский М.В. В мире имен и названий. – М.,1983.
3. Ожегов С.И.. Словарь русского языка. – М.,1984.
4. Розенталь Д.Э. Словарьсправочник лингвистических терминов. –
М.,1976.
11 Приложение 1.
1. Фамилия, имя,отчество (анкетирование анонимно)
Анкета
2. Класс.
3. Есть ли у вас прозвище?
4. Назовите своё прозвище?
5. Когда оно у вас появилось? (в школе (класс), до школы)
6. Кто дал вам прозвище?
7. В связи с чем оно у вас появилось? (по фамильным данным, по чертам
внешности, по черте характера, по родовой традиции, послужил случай,
произошедший с вами, другое)
8. Менялось ли у вас прозвище?
9. Считаете ли вы его обидным?
11. Называете ли вы сами когонибудь по прозвищу?
12. Давали ли вы комунибудь прозвище?
13. Как вы относитесь к тому, что у вас есть прозвище? (обижаетесь, не
обращаете внимания, с юмором относитесь, гордитесь)
14. Все ли прозвища учеников вашего класса вам известны?
15. Знаете ли вы прозвища детей из других классов?
12 Картотека школьных прозвищ
Приложение 2
№ прозвище
класс
1. Косой
2.
3.
4.
5. Лысый
6.
7.
8.
9.
10. Мост
11.
12.
13.
14.
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
13 15.
16. Пучик
17.
18. Чип
19. Чихпых
20. Шалаш
21.
22. Гиви
23.
24.
25. Хомяк
26.
27.
28.
29.
30.
4
4
4
4
4
4
4
5
5
5
5
5
5
5
5
5
14 31.
32.
33. Вано
34. Фёдор
35.
36.
37. Алёнчо
38.
39.
40.
41. Заринушка
42. Мышка
43.
44.
45.
46. Мешок
47 Несквик
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
15 48. Сюзик
49. Чижик
50. Пробитый
51. Халик
52. Храм
53.
54. Лисичка
55 Васька
56
57 Бабэль
58 Чёрный
59 Каракуля, Валерич, Захарик
60 Лёлик
61 Коробок
62 Лави
63 Яшма, шахматист, длинный
64
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
16 65
66
67 Сеня
68 Сокол
69 Асакура
70
5
5
5
5
5
5
Прозвище Когда появилось Кто дал прозвище Тип номинации
Приложение 3
Личное
Отношение
Косой
В школе
Одноклассники
По внешности
Обижаюсь
17 Лысый
Друзья
По внешности
Привык
Мост
В школе
Одноклассники
По фамилии
Обижаюсь
Пучик
В школе
Одноклассник
По внешности
Обижаюсь
Чип
В школе
Одноклассники
По фамилии
Привык
Чихпых
В школе
Одноклассник
По поведению
Обижаюсь
Шалаш
В школе
Друзья
По фамилии
Привык
Гиви
В школе
Одноклассник
По имени
С юмором
Хомяк
В школе
Одноклассники
По внешности
С юмором
Вано
До школы
Друзья
По имени
С юмором
Фёдор
В школе
Друзья
По фамилии
Привык
Алёнчо
В школе
Одноклассник
По имени
С юмором
Заринушка
В школе
Одноклассник
По внешности
Привыкла
РикиМартин В школе
Одноклассники
По внешности
Обижаюсь
Храм
В школе
Одноклассник
По фамилии
Привык
Пробитый
В школе
Друзья
По внешности
Привык
Сюзик
В школе
Одноклассники
По имени
Привыкла
18 Чижик
В школе
Друзья
По качеству
С юмором
Несквик
В школе
Друзья
По имени
Горжусь
Асакура
В школе
Подруга
По внешности
С юмором
Сеня
В школе
Одноклассники
По фамилии
Горжусь
Сокол
В школе
Одноклассники
По фамилии
Привыкла
Лави
Вне школы
Сама
По имени
Горжусь
Лёлик
Вне школы
Отец
По имени
С юмором
В школе
Одноклассники
Валерич
Захарик
Яшма
Шахматист
В школе
Одноклассники
Длинный
По имени
По фамилии
По имени
По занятию
По внешности
С гордостью
Привык
Бабэль
Вне школы
Друзья
Не поддаётся анализу С юмором
Васька
Вне школы
Друзья
Не поддаётся анализу С юмором
Лисичка
В школе
Одноклассники
По внешности
Горжусь
Чёрный
До школы
Друзья
По внешности
С юмором
19 Приложение 4
20
Проект по русскому языку "Мир прозвищ" (5 класс, русский язык)
Проект по русскому языку "Мир прозвищ" (5 класс, русский язык)
Проект по русскому языку "Мир прозвищ" (5 класс, русский язык)
Проект по русскому языку "Мир прозвищ" (5 класс, русский язык)
Проект по русскому языку "Мир прозвищ" (5 класс, русский язык)
Проект по русскому языку "Мир прозвищ" (5 класс, русский язык)
Проект по русскому языку "Мир прозвищ" (5 класс, русский язык)
Проект по русскому языку "Мир прозвищ" (5 класс, русский язык)
Проект по русскому языку "Мир прозвищ" (5 класс, русский язык)
Проект по русскому языку "Мир прозвищ" (5 класс, русский язык)
Проект по русскому языку "Мир прозвищ" (5 класс, русский язык)
Проект по русскому языку "Мир прозвищ" (5 класс, русский язык)
Проект по русскому языку "Мир прозвищ" (5 класс, русский язык)
Проект по русскому языку "Мир прозвищ" (5 класс, русский язык)
Проект по русскому языку "Мир прозвищ" (5 класс, русский язык)
Проект по русскому языку "Мир прозвищ" (5 класс, русский язык)
Проект по русскому языку "Мир прозвищ" (5 класс, русский язык)
Проект по русскому языку "Мир прозвищ" (5 класс, русский язык)
Проект по русскому языку "Мир прозвищ" (5 класс, русский язык)
Проект по русскому языку "Мир прозвищ" (5 класс, русский язык)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.