Проект по созданию системы работы школы в направлении "Ребенок - семья - школа"

  • Работа с родителями
  • docx
  • 30.03.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Взаимодействие школы и семьи –это взаимосвязь педагогов и родителей в процессе их совместной деятельности и общения. В результате его развиваются обе стороны. Следовательно, взаимодействие школы и семьи- источник и важный механизм их развития. Жизнь ребенка состоит из двух важных сфер: школа и семья, которые подвергаются изменению, развитию. На современном этапе развития общества потеря семейных ценностей наряду с другими стала одной из основных причин демографических проблем. Поэтому одной из важных и насущных проблем является сотрудничество школы и семьи. Успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и школы. Сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным. Обе стороны предъявляют свои, порой справедливые претензии. Так учителя жалуются на отсутствие интереса у родителей к школьной жизни своих детей, порой плохое воспитание, отсутствие моральных ценностей, пассивность. Родители же в свою очередь недовольны чрезмерными нагрузками, равнодушием педагога, взаимоотношениями в детском коллективе. Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми –это работа с их родителями». Как пишет великий русский педагог В. Сухомлинский: «В семье закладываются корни, из которых вырастают потом и ветви, и цветы, и плоды. На моральном здоровье семье строится педагогическая мудрость школы». В период реформ система образования меняется так стремительно, что родители часто не имеют достаточного представления об этих изменениях, ориентируясь в учебно-воспитательной деятельности в основном по своему школьному опыту, который часто отстает от современных требований. Для решения этого несоответствия педагогу необходимо сделать учебно-воспитательный процесс максимально открытым, информированным и доступным для родителей.
Иконка файла материала Проект.docx
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области  «Камышловский педагогический колледж» ПРОЕКТ  ПО СОЗДАНИЮ СИСТЕМЫ РАБОТЫ ШКОЛЫ  В НАПРАВЛЕНИИ «РЕБЕНОК – СЕМЬЯ – ШКОЛА» Исполнители:  Зайкова А.И., Соколова С.А., Тихонова В.В., Трифонова В.В., Федотикова А.В. студентки 4 КП группыКамышлов, 2017 Проект по созданию системы работы школы в направлении «Ребёнок – семья ­ школа» Взаимодействие школы и семьи –это взаимосвязь педагогов и родителей в   процессе   их   совместной   деятельности   и   общения.   В   результате   его развиваются   обе   стороны.   Следовательно,   взаимодействие   школы   и   семьи­ источник и важный механизм их развития. Жизнь ребенка состоит из двух важных сфер: школа и семья, которые подвергаются изменению, развитию. На современном этапе развития общества потеря   семейных   ценностей   наряду   с   другими   стала   одной   из   основных причин   демографических   проблем.   Поэтому   одной   из   важных   и   насущных проблем является сотрудничество школы и семьи. Успешное   решение   задач   воспитания   возможно   только   при   условии взаимодействия семьи и школы. Сотрудничество семьи и школы становится все   более   актуальным   и   востребованным.   Обе   стороны   предъявляют   свои, порой справедливые претензии. Так учителя жалуются на отсутствие интереса у   родителей   к   школьной   жизни   своих   детей,   порой   плохое   воспитание, отсутствие моральных ценностей, пассивность. Родители же в свою очередь недовольны   чрезмерными   нагрузками,   равнодушием   педагога, взаимоотношениями в детском коллективе. Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями». Как   пишет   великий   русский   педагог   В.   Сухомлинский:   «В   семье закладываются корни, из которых вырастают потом и ветви, и цветы, и плоды. На моральном здоровье семье строится педагогическая мудрость школы». В период реформ система образования меняется так стремительно, что родители часто не имеют достаточного представления об этих изменениях, ориентируясь в учебно­воспитательной деятельности в основном по своемушкольному опыту, который часто отстает от современных требований. Для решения   этого   несоответствия   педагогу   необходимо   сделать   учебно­ воспитательный   процесс   максимально   открытым,   информированным   и доступным для родителей.  Целью   образовательного   проекта  является   укрепление   института семьи, возрождение семейных традиций, воспитание  полноценной личности ребёнка как носителя общественного сознания, решая при этом следующие задачи: ­   создавать   положительную,   эмоциональную   среду   общения   между детьми, родителями и педагогами; ­   активизировать   и   обогащать   педагогические   знания   и   умения родителей; ­   повышать   правовую   культуру   родителей   для   формирования сознательного отношения к воспитанию детей; ­ повышать психолого­педагогическую культуру родителей; ­ развивать креативные способности детей и родителей в совместной деятельности; ­ обобщать опыт семейного воспитания; ­ способствовать установлению преемственных связей с выпускниками образовательных организаций и их родителями. Форма проекта: психолого­педагогический, коллективный, локальный, долгосрочный. Участниками проекта являются педагоги ОО, учащиеся и их родители, педагоги, психологи. Срок реализации проекта: 4 года. Направления деятельности: 1.   Просветительское   –   представление   информации   для   повышения психолого­педагогической культуры родителей;2.     Практически­действенное   –   повышение   заинтересованности родителей в выполнении общего дела, проявлении творческих способностей, полноценном эмоциональном общении. Основные принципы и подходы к реализации проекта:   личностно­ориентированный   подход,   подразумевающий   признание личности ребёнка высшей социальной ценностью, принятие его таким, каков он есть;   принцип   деятельностного   подхода   к   воспитанию,   предполагающий, что дети, родители, педагоги ­ субъекты воспитательной системы.  Планируемы результаты: 1. Развитие совместной деятельности семьи и школы; 2. Усиленное информирование родителей о жизнедеятельности школы, класса; 3. Повышение педагогической компетентности родителей обучающихся; 4. Решение актуальных проблем жизнедеятельности школы; 5. Развитие взаимопонимания детей, родителей и педагогов; 6.   Получение   объективной   информации   о   семьях   обучающихся, установление обратной связи с родителями; 7.   Реализация   программ   для   работы   с   родителями   будущих первоклассников; 8. Привлечение родителей в общественную и внутреннюю жизнь школы, класса. Этапы и условия реализации проекта. Проект состоит из трех этапов: Первый этап ­ организационно­подготовительный. Цель:  создание   банка   данных   о   семьях   учащихся.   На   этом   этапе проводится диагностика и составление социального паспорта школы.Второй этап ­ практический.  Цель: налаживание связи: школа ­ ребенок ­ семья. Необходимо, чтобы семейное   воспитание   находилось   в   гармонии   со   школьным   воспитанием, чтобы   не   было   педагогического   противостояния   семьи   и   школы.   Поэтому значительное   место   в   реализации   проекта   отводится   психолого­   которое   предполагает педагогическому   просвещению   родителей, разнообразные формы работы. Третий этап ­ рефлексия. Цель:  подведение   итогов,   мониторинг,   анализ   результатов, эффективности   реализации   проекта,   планирование   на   следующий   год   с учетом рекомендаций, выработанных в результате анализа. Условия реализации проекта:  Установление партнерских отношений семьи и школы;   Создание   системы   просветительской   деятельности   с   родителями   и семьями учащихся;   Насыщение проекта различными формами совместной деятельности учащихся, родителей, педагогов;   Уважительное   общение   педагогов   с   родителями   с   учетом   их культурной, религиозной и национальной принадлежности;   Активное   включение   в   работу   с   семьей   администрации   школы, педагога   ­   психолога,   социального   педагога,   учителей­предметников, воспитателей ГПД. Основные направления реализации проекта: 1. Диагностика семей обучающихся:  изучение структуры семейных ролей, семьи – как системы;   изучение   особенностей   воспитания   родителей,   процессов взаимодействия родителей с детьми;  изучение влияния супружеских взаимоотношений на детей; составление характеристик семей обучающихся.  2. Работа с социально неблагополучными семьями:  составление социального паспорта класса;   составление   и   уточнение   списка   многодетных,   малообеспеченных, социально неблагополучных семей;   обследование   жилищных   и   материальных   условий   опекунских, малообеспеченных, неблагополучных семей;  адресная материальная помощь малообеспеченным семьям. 3. Формы взаимодействия педагогов и родителей:   создание условий для участия родителей в воспитательном процессе школы;  организация работы родительских комитетов классов, общешкольного родительского комитета;  проведение дня открытых дверей в школе;  тематические родительские собрания;  праздники семьи и класса, семейные гостиные;  спортивные состязания "Мама, папа, я ­ спортивная семья";  совместные экскурсии, викторины;  дни открытых дверей в школе;  выставки семейного творчества;   фотоконкурсы   и   фотопанорамы   "Семейный   альбом";   "Профессии моей семьи", "Мой папа­защитник отечества", "Самая, самая…";  индивидуальные и групповые консультации для детей и родителей;  тематические беседы с обучающимися и их родителями;  родительские конференции. Система взаимодействия школы и семьи: Школа СемьяИнформирует семью о планах  Оценивает влияние данной работы работы. на детей. Раскрывает сложные  Определяет меру содействия их  проблемы. решению. Приглашает принять участие в  Откликается на приглашение,  чем­либо. участвует. Сообщает о необходимости  Предлагает помощь, выдвигает  помощи. предложения. Организует общее дело. Участвует в общих делах. 4.   Организация   полезного   досуга,   создание   системы   массовых мероприятий с родителями, работа по организации совместной общественно значимой   деятельности   и   досуга   родителей   и   обучающихся,   пропаганда здорового образа жизни, включение семей в воспитательный процесс. Формы Деятельности Познавательная Мероприятия Дни науки, предметные недели, дни открытых  уроков, праздники знаний и творчества, олимпиады,  Трудовая выпуск предметных и межпредметных газет. Оформление и озеленение кабинета,  благоустройство и озеленение школьного двора. Досуговая Совместные праздники, подготовка концертов,  соревнования, конкурсы, туристические походы,  экскурсионные поездки, выставки творческих работ. Спортивная Дни здоровья, спортивные праздники ("Мама, папа,  5.   Организация   психолого­педагогического   ознакомления   родителей я ­ спортивная семья"). через:  родительские собрания;  индивидуальные беседы; педагогические лектории;  дни открытых дверей;  оказание психологической помощи. 6.   Создание   программы   по   подготовке   родителей   будущих первоклассников. Сущность программы заключается в помощи родителям по подготовке ребенка к школе. Направления деятельности программы:   психолого­педагогическая диагностика уровня готовности ребенка к школе;  консультации для родителей по итогам диагностики;   индивидуальные   собеседования   родителей   с   администрацией   ОУ, психологом, учителями начальных классов, логопедом;  анкетирование родителей;  вручение родителям памяток "Что должен уметь первоклассник";   проведение   воспитательных   мероприятий   для   родителей   будущих первоклассников   (день   открытых   дверей   для   будущих   первоклассников). Перспективы дальнейшего развития проекта: При грамотной и активной реализация проекта родители должны более усердно интересоваться делами школы, предлагать свою помощь в решении проблем   школы   и   класса,   с   удовольствием   участвовать   в   школьных праздниках,   начинать   зарождать   классно­семейные   и   школьные   традиции: совместные чаепития, спортивные мероприятия, поездки на экскурсии и т.д. Реализация   проекта   способствует   улучшению   микроклимата   в   школе, развитию   отношений   между   семьёй   и   школой,   решению   многих   школьных повседневных   проблем.   Родители   приобщаются   к   школьной   жизни   детей. Результатом взаимодействия классного руководителя, педагогов, психологов с родителями становится постоянная забота о развитии личности ребенка, его самочувствии,   состоянии   души,   физическом   и   психическом   здоровье,самооценке, успешности   деятельности, способностях и перспективах их развития, особенностях характера и их учете   положении   в   коллективе, в общении с ребенком. Особенностью проекта является открытое свободное взаимодействие родителей и школы, предусматривающее выполнение данного   Такая   стратегия   является   важным   фактором   развития проекта. педагогической системы школы. Успешность школьной жизни обучающихся зависит от уровня сотрудничества всех субъектов педагогического процесса, в том числе и семьи. Проект может реализоваться в любом образовательном учреждении   РФ,   целью   которого   является   создание   условий   для формирования партнерского взаимодействия школы и семьи.Примерное календарно­тематическое планирование Цель:  организовать   педагогическое   просвещение   и   консультативную   помощь   родителям   в   воспитании   детей   с   целью раскрытия их потенциальных возможностей. Задачи: объединить родителей в сплочённый коллектив, деятельность которого направлена на повышение уровня учебно­ воспитательной работы со всеми учащимися класса; активизировать педагогическую, воспитательную деятельность семьи, придать ей целенаправленный, общественно значимый характер. ПЕРЫЙ КЛАСС Срок проведени я М А Й Тема собрания Форма проведения Задачи родительского собрания План проведения Используемая литература «Давайте  познакоми мся» Беседа с  элементами ролевой игры, тренинга. 1.Познакомить родителей со  школой, администрацией,  классным руководителем,  службами школы и друг с другом.  2. Помочь подготовиться  родителям к изменению статуса  ребёнка в семье. 1.Знакомство с  директором школы и  администрацией. 2. Самопредставление  классного  руководителя. 3. Экскурсия по  школьному зданию. Знакомство с учебно­ воспитательным  процессом школы. 1. Дереклеева Н. И.  Родительские собрания в  1­11 классах.­М.: 2001. 2. Калейдоскоп  родительских собраний:  методические разработки.  Под ред. Е.Н. Степанова.­ М.:­2001 3. Поляков С. Д.  Технология тренинга//Кл.  руководитель­2000.­№3.4. Родительский тренинг «Ребёнок в глазах  родителей» 1.Физиологические  трудности адаптации  первоклассников к  школе. 2. Психологические  трудности адаптации  первоклассников к  школе. 3. Система  взаимоотношений с  ребёнком в семье.   1. Значение внимания  для результативности  учебной деятельности. 2.Приёмы развития  внимания. «круглый стол» 1. Познакомить родительский  коллектив с особенностями  адаптации детей первого года  обучения. 2.Предложить практические  советы по адаптации ребёнка к  школе. Собрание­ практикум. 1. Познакомить родителей с  понятием внимания и его  основными свойствами. 2.Изучить в ходе собрания  упражнения и игры по развитию  внимания. Вечер вопросов и  ответов. 1.Познакомить родителей с  правовыми аспектами,  связанными с ответственностью  родителей  за воспитание детей. 1.Родители –первые  педагоги своих детей. 2. Школа –помощник  семье в воспитании. С Е Н Т Я Б Р Ь Д Е К А Б Р Ь М А Р Т «Трудност и  адаптации  первоклас сников к  школе» «Как  помочь  ребёнку  стать  вниматель ным» «Наши  права и  обязанност и» 1.Бескоравайная Л. С.  Настольная книга учителя  нач. классов.­ Ростов  н/Д:Феникс,2002. 2. Ивановская О.Г. Чем  вызваны трудности  школьной адаптации у  первоклассников//Начальн ая школа.­1999.­№1 3.Хрестоматия по  педагогической  психологии. М.,1995 1. Психологический  словарь. Мн.,1996 2. Локалова Н. П. Как  помочь слабоуспевающему школьнику. М.,2001 3.Шкляров Т.В.  Справочник для начальных классов. М.,1993 1.Конституция РТ(30). 2.Закон РТ «Об  образовании»(ст.17,п.1) 3.Семейный кодекс  РФ(ст.63­66)Устный журнал М А Й «Перелист ывая  страницы  учебного  года…» 2. Обсудить участие родителей в  жизни класса. 3. Родители –активные  субъекты учебного  процесса. 1. Подведение итогов развития  классного коллектива. 2. Проанализировать результаты  учебной и внеклассной  деятельности. 3. Ознакомление родителей с  достижениями детей. 1. Выступление  учащихся  и родителей. 2.Викторина для  родителей. 3. Подведение итогов  года (поощрение  учеников и родителей) ВТОРОЙ КЛАСС Срок проведени я С Е Н Т Я Б Р Тема собрания «Здоровье  нашего  ребёнка:  советы как его  сохранить » Форма проведения Задачи родительского собрания План проведения Практикум (с  приглашением  медицинского  работника,  психолога…)  1. Обсудить физическое и  психическое развитие детей. 2.Показать виды и формы  оздоровления. 3.Задачи на новый учебный год. 1. Как правильно  сохранить здоровье  детей. 2.Значение питания и  физической культуры  для полноценного  развития личности. 4.Устав школы,  нормативные документы  образовательного  учреждения. 1. Дереклеева Н. И.  Родительские собрания в  1­11 классах.­М.: 2001. 2. Калейдоскоп  родительских собраний:  методические разработки.  Под ред. Е.Н. Степанова.­ М.:­2001 3.Филимонова Н.И. Через  занимательное – к  развитию личности. Минск, 2000. Используемая литература 1.Назаренко Л.Д.  Оздоровительные основы  физических упражнений.­  М.: Владос,2002 2. Марьясис Е.Д.Азбука  здоровья и семьи.­ М..1992Ь О К Т Я Б Р Ь Д Е К А Б Р Ь М А Р Т 3.Советы специалистов. 4. Задачи на новый  учебный год «Первые  уроки  школьной  отметки» Родительский  педагогический  тренинг. 1.Показать родителям значение  школьной отметки в жизни  ребёнка. 2. Формировать культуру  родительского восприятия  учебных умений своего ребёнка. 1. Как относится к  отметкам ребёнка. 2. Как помогать ребёнку в приготовлении  домашних заданий. 3.Педагогический  тренинг 1.Бескоравайная Л. С.  Настольная книга учителя  нач. классов.­ Ростов­на­ Дону:Феникс,2002. 2. Фопель К. Создание  команды. М.: Генезис,2002 Обмен мнениями. «Наказани е и  поощрение в семье: за  и против» 1. Определить оптимальные  позиции родителей на проблему. 2.Формировать у родителей  культуру поощрения и наказания  ребёнка в семье. 1. Виды наказаний и  поощрений в семейном  воспитании. 2.Значение наказаний и  поощрения в семье. 3. Последствия  наказаний и поощрений. 4. Подведение итогов. 1. Овчарова Р.В.  Практическая психология  в начальной школе.­ М.:  Сфера,2002. 2.Спиваковская А.С. Как  быть родителями.­ М.,  1996 3. Кадман И., Воспитание  без насилия//Классный  руководитель.­2000.­№4. «Детская  агрессия» Круглый стол 1. Определить уровень детской  агрессии учащихся класса,  используя наблюдение учителя и  анкетирование родителей. 2. Помочь понять причины  агрессии детей.  1. Причины детской  агрессии. 2. Родительская власть,  её виды и пути влияния  на ребёнка. 3. Пути преодоления  1. Баркан А. Практическая психология для родителей, или как научиться  понимать своего ребёнка.­  М.: Аст­пресс, 1999. 2. Коляда М. Г. Шпаргалка3. Найти способы преодоления  агрессии. детской агрессии. М А Й «Праздник и и будни  нашей  жизни» Торжественное  собрание совместно  с детьми. 1. Подведение итогов второго  года обучения. 2. Проанализировать результаты  учебной и внеклассной  деятельности. 3. Ознакомление родителей с  достижениями детей. 1. Выступление  учащихся и родителей. 2. Подведение итогов  года (поощрение  учеников и родителей) ТРЕТИЙ КЛАСС для родителей.  Донецк,1998. 3.Бодина  Е.Педагогические  ситуации.­М.,2002  1. Маршак С.Я. Сказки,  песни, загадки. М.: детская литература Тема собрания «Трудовое воспитани е» Срок проведени я О К Т Я Б Р Ь Форма проведения Задачи родительского собрания План проведения Презентация  семейного опыта. 1.Обсудить проблему  формирования трудовых умений  ребёнка. 2. Ознакомить с положительным  опытом воспитания, с формами  трудового участия ребёнка в  жизни семьи и школы. 3. Определить роль семьи в  воспитании трудолюбия у детей. 1. Труд и его значение в  жизни ребёнка. 2. Значение примера  семьи в воспитании  трудовых навыков  ребёнка. 3. Трудовые усилия  ребёнка и их оценка в  семье. Используемая литература 1. . Дереклеева Н. И.  Родительские собрания в  1­11 классах.­ М.: 2001. 2.Трудовое воспитание в  семье//25 современных тем родительских собраний в  школе.­ Ростов­ на­ Дону:Феникс,2002. 3.Фопель К. Создание  команды. М.: Генезис,Д Е К А Б Р Ь М А Р Т М А Й Дискуссионный  клуб. «Мой  ребёнок  становится трудным …» «Искусств о любить  детей!» Родительская  конференция. 1. Познакомить родителей с  причинами, которые стимулируют плохое поведение детей. 2. Формировать у родителей  культуру принятия трудностей,  связанных с проблемами в  воспитании их ребёнка. 3. Развивать умения поиска  выхода в трудных ситуациях  общения с такими детьми. 1. Обратить внимание на «секреты воспитания» в семье. 2. Познакомить с интересным  опытом семейного воспитания. 3. Формировать педагогическую  рефлексию родителей. 2002. . Какого ребёнка можно  отнести к трудным  детям? 2. Причины трудности. 3. Как вести себя с  трудным ребёнком? 1. Дереклеева Н. И.  Справочник классного  руководителя. М.:ВАКО,  2002. 2. Кротов В. Г. Массаж  мысли. М.: Совершенство,  1997. 1. Что значит «любить  детей» 2. Что необходимо для  того, чтобы в семье  царило счастье? 3. В чем заключается  «искусство  воспитания»? 1. Искусство любить  детей//25 современных тем родительских собраний в  школе.­ Ростов­ на­ Дону:Феникс,2002. 2. Бим­Бад Б.М. Мудрость воспитания: Хрестоматия  для родителей.­ М.,1998 Баркан А. Практическая  психология для родителей, или как научиться  понимать своего ребёнка.­  М.: Аст­пресс, 1999. «Творчест во и  воображен ие  Совместная  творческая встреча  (с учителем музыки, рисования,  1. Показать родителям значение  развития воображения для  формирования учебных умений  младших школьников. 1. Что такое  творчество? 2. Роль творчества и  воображения в жизни  1. Тихомирова Л.Ф.  Упражнения на каждый  день: Развитие внимания и  воображения: Популярноеребёнка» психологом,  педагогами  музыкальной и  художественной  школ) 2. Помочь развить творческие  начала своих детей. человека. 3. Родительский  практикум. пособие для родителей и  педагогов.­ Ярославль,  2002. 2. Сонин В.А.  Психологический  практикум. М.,1998. Срок проведени я Тема собрания Форма проведения Задачи родительского собрания План проведения ЧЕТВЁРТЫЙ КЛАСС Ролевая игра. «Развитие  личностны х качеств  ребёнка» О К Т Я Б Р Ь 1. Выявить представления  родителей о проблемах, формах и методах содействия личностных  качеств личности ребёнка. 2. Способствовать сплочению  коллектива детей, педагогов и  родителей. 1.Подготовительный  этап (диагностика,  подбор вопросов.) 2. Выступление  классного  руководителя,  психолога по итогам  диагностики. 3. Разделение родителей по ролевым группам. 4. Мозговой шторм. 5. Подведение итогов и  Используемая литература 1. . Дереклеева Н. И.  Родительские собрания в  1­11 классах.­ М.: 2001. 2. Поляков С.Д.  Психопедагогика  воспитания.­М.,1996Д Е К А Б Р Ь М А Р Т Круглый стол. «Поговори м о  дружбе» 1. Формировать у родителей  понимание значения дружбы в  жизни ребёнка. 2. Способствовать формированию у родителей интереса к делам  класса и взаимоотношениям в  детском коллективе. «Разговор по  душам» 1. Оценить развитие  самостоятельности у учащихся. 2. Дать рекомендации родителям  по результатам анализа итогов  учёта за четыре года. «Развитие  самостоят ельности у детей,  важной  для  дальнейше го  обучения  школьнико в» 1. Ермолаева М. В.  Практическая психология  детского творчества.  М.,2001 2. Разумихина Г. П. мир  семьи.М.,1986 1.Глассер У. Школа без  неудачников.­ М.:  Прогресс, 1991. самоанализ родителей. 1. Выявить  представление детей и  родителей о том, что  такое дружба и каким  должен быть настоящий  друг. 2. Способствовать  созданию атмосферы  взаимопониманию и  сотрудничества в  процессе совместной  деятельности. 1. Анализ классным  руководителем развитие самостоятельности  учащихся. 2. Рекомендации по  развитию навыков  самостоятельности у  детей в семье. 3. Знакомство с  классным  руководителем и  учителями, которыеПраздник. М А Й «Школе  мы не  говорим  «Прощай!» , мы  говорим:  «До новой  встречи!»  1. Создать ситуацию активного  осмысления результатов жизни  классного сообщества. 2. Способствовать проявлению у  учащихся и их родителей  искреннего чувства  благодарности всем с кем они  общались, и радости в связи с  переходом в пятый класс. будут учить детей в  пятом классе. 1. Слово классного  руководителя. 2. По страницам  пошедших лет… 3. Выступление членов  родительского  комитета. 1. Ах, эти тёплые  встречи!../ Ред.­сост.  Л.И.Жук. Мн.,2000 2. Выпускной!/ Ред.­сост.  Л.И.Жук. Мн.,2000Литература 1.Интернет­сайт "Инфообразвоание"http://www.minobr.orb.ru 2.   Н.А.Алексеева   «Калейдоскоп   родительских   собраний,   выпуск   2.   Изд. Творческий   центр,   М.   2003г  Н.И.   Дереклеева   Справочник   классного руководителя 1­4КЛ. ­М:ВАКО,2008. 3. Н.И. Дереклеева Новые родительские собрания 1­4КЛ. ­М:ВАКО,2008.­ 4. М.Н. Недвецкая Классному руководителю об организации взаимодействия школы и семьи. Методическое пособие. ­ М.: УЦ Перспектива, 2009. ­ 152с. 5.   П.   Е.   Решетников Организация   педагогической   практики   в   начальных классах. Владос,2002 6. В.А. Родионов Я и все­все­все, Ярославль, 2002г.   Психологическое   сопровождение   воспитательного   процесса   в 7. образовательном учреждении. АКИПКРО, Барнаул 2003г.