Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Благовещенская средняя общеобразовательная школа
Исследовательский проект
«Мой класс в диаграммах и цифрах»
(секция «Естественнонаучная»)
Выполнила: Стецюк Ю.Я
Учащаяся: 5 класса
Руководитель: Бецких О.И.
с. Благовещенское 2017
Содержание
Введение………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретическая часть …………………………………………..5
1.1. Некоторые исторические сведения о возникновении диаграмм и графиков………….……………………………………………………....5
1.2. Назначение и виды диаграмм и графиков………………………...6
1.3. Что такое информационное общество ………………………..…..8
1.4. Что такое успеваемость и как её рассчитать……………………...10
Глава 2. Практическая часть……………………………………………11
2.1. Математический портрет класса………………………………… 11
Заключение……………………………………………………………...16
Список литературы……………………...………………………………17
Приложения
Приложение 1. Анкета для учащихся.
Введение
Математика является моим любимым предметом еще с 1 класса. Ведь математика очень полезная и в тоже время увлекательная наука, которая перекликается со многими другими предметами. В данной работе, которая называется «Мой класс в диаграммах и цифрах», будет рассмотрено тесное взаимодействие математики и информатики. Эта тема очень актуальна в настоящее время, так как математика является неотъемлемой частью нашей повседневной жизни, а компьютер есть в каждой семье.
Я учусь в 5 классе, и, по моему мнению, наш класс самый хороший, самый способный. Мы участвуем в различных конкурсах, олимпиадах, ходим в походы и просто отдыхаем вместе. В моём классе 9 человек. Из них 3 девочки и 5 мальчиков. Мы все очень разные: кто-то любит танцевать, кто-то петь, кто-то делает большие успехи в спорте, кто-то очень любит рисовать или работать на компьютере. А может у кого-то любимое занятие – читать? Я считаю, что все ребята нашего класса должны интересоваться успехами и достижениями друг друга. Помогать друг другу, выручать в трудной ситуации и самое главное быть терпимыми друг к другу. Я думаю, что моя исследовательская работа будет актуальна для работы классного руководителя, учителей, работающих в нашем классе и родителей. Думаю, она заинтересует и одноклассников, поможет лучше узнать друг друга.
Цель моей работы: создать математическую картину класса. Для достижения цели я поставила следующие задачи:
1. Описать историю возникновения диаграмм и графиков.
2. Изучить виды диаграмм и графиков.
3. Собрать необходимую информацию о своём классе для проведения исследования.
4. Составить таблицы, диаграммы и графики по данным исследования.
5. Узнать, что такое информационное общество.
6. Узнать, что такое успеваемость класса и как её рассчитать.
7. Научиться использовать компьютерные программы для представления результатов исследования.
Объектом исследования стали диаграммы.
Предметом исследования являются данные, полученные в результате анкетирования учащихся.
В ходе выполнения данной работы были использованы следующие методы исследования:
1. Изучение научно-методической литературы;
2. Анкетирование учащихся;
3. Обработка полученных данных, построение графиков и диаграмм с использованием компьютерной программы Excel;
4. Анализ и сравнение полученных результатов.
Глава 1. Теоретическая часть.
1.1. Некоторые исторические сведения о возникновении диаграмм и графиков.
Люди Древнего мира путешествовали довольно далеко, и, конечно, им не приходилось рисовать карты и отмечать на них расположение гор и рек, городов и стран, удобные дороги и опасные места... Но, пользуясь готовой картой, трудно найти на ней город, если знаешь только его название. Поэтому все путешественники должны быть вечно благодарны древнегреческому ученому Гиппарху (ок. 190 до н. э. — ок. 120 до н. э., около 100 года до н. э.) предложившему нарисовать на географической карте параллели и меридианы и обозначить числами широту и долготу.
Долгое время лишь география — «землеописание» — пользовалась этим замечательным изобретением, и только в XIV веке французский математик Никола Оресм (1330 г. -1382г.) попытался приложить его к «землеизмерению» — геометрии. Он нарисовал на плоскости сетку из прямых линий, пересекающихся под прямыми углами, и стал задавать местоположение точек широтой и долготой.
Идея оказалась чрезвычайно плодотворной. Первым, кто по достоинству оценил новшество и обнаружил, какие обширные горизонты оно открывает перед наукой, был великий француз Рене Декарт (1596 г.-1650 г.). Его имя носит теперь прямоугольная система координат, обозначающая место любой точки плоскости расстояниями от этой точки до «нулевой широты» — оси абсцисс или «нулевого меридиана» — оси ординат. По традиции, введенной Декартом, «широта» точки обозначается буквой х, «долгота» — буквой y.
Первыми диаграммами были обыкновенные графики функций, в которых допустимые значения аргумента соответствуют значениям функции.
Астрономические таблицы вавилонян, древних греков, и индийцев – яркий пример табличного задания функции, а таблицы, соответственно, являются хранилищем данных для диаграмм.
1.2. Назначение и виды диаграмм и графиков.
Информация может быть представлена не только в текстовом, но и в графическом виде. Иногда это позволяет заметно облегчить её восприятие. Один из способов представления последовательностей чисел – диаграммы.
Диаграммами называют графическое представление числовых данных, позволяющее быстро оценить соотношение нескольких величин.
Диаграммы в основном состоят из геометрических объектов (точек, линий, фигур различной формы и цвета) и вспомогательных элементов (осей координат, условных обозначений, заголовков и т. п.). Также диаграммы делятся на плоскостные (двумерные) и пространственные (трёхмерные или объёмные).
Круговая диаграмма служит для сравнения нескольких величин
в одной точке. Особенно полезна, если величины в сумме составляют нечто целое
(100%). Круговая диаграмма не всегда обеспечивает необходимую наглядность
представления информации. Во-первых, на одном круге может оказаться слишком
много секторов. Во-вторых, все сектора могут быть примерно одинакового размера.
Вместе эти две причины делают круговую диаграмму малополезной.
Столбчатая диаграмма служит для сравнения нескольких величин в нескольких точках. Столбчатые диаграммы (как и следует из названия) состоят из столбиков. Высота столбиков определяется значениями сравниваемых величин. Каждый столбик привязан к некоторой опорной точке.
Линейная диаграмма служит для того, чтобы проследить за изменением нескольких величин при переходе от одной точки к другой. Построение линейной диаграммы аналогично построению столбчатой. Но вместо столбиков просто отмечается их высота (точками, черточками, крестиками — неважно) и полученные отметки соединяются прямыми линиями (диаграмма — линейная). Вместо разной штриховки (закраски) столбиков используются разные отметки (ромбики, треугольники, крестики и т.д.), разная толщина и типы линий (сплошная, пунктирная и пр.), разный цвет.
Ярусная диаграмма позволяет наглядно сравнить суммы нескольких величин в нескольких точках, и при этом показать вклад каждой величины в общую сумму.
Порядок построения ярусной диаграммы очень напоминает порядок построения диаграммы столбчатой. Разница в том, что столбики в ярусной диаграмме ставятся не рядом друг с другом, а один на другой. Соответственно меняются правила расчета вертикального и горизонтального размера диаграммы. Вертикальный размер будет определяться не наибольшей величиной, а наибольшей суммой величин. Зато количество столбиков всегда будет равняться количеству опорных точек: в каждой опорной точке всегда будет стоять ровно один многоярусный столбик.
Областная диаграмма (диаграмма площадей) - гибрид ярусной диаграммы с линейной. Позволяет одновременно проследить изменение каждой из нескольких величин и изменение их суммы в нескольких точках. Диаграмма площадей отличается от линейной диаграммы тем же, чем ярусная диаграмма отличается от столбчатой. При построении ярусной диаграммы каждый следующий столбик откладывается не от горизонтальной оси, а от предыдущего столбика. То же самое происходит и при построении диаграммы площадей. Но вместо построения столбиков (как это было в ярусной диаграмме) отмечается их высота, а потом эти отметки соединяются линиями (как это было в линейной диаграмме). Отдельные столбики здесь сливаются, образуя непрерывные области. Отсюда и название - диаграмма областей или диаграмма площадей. Каждая область соответствует какой-то одной величине, для указания на которую используется различная штриховка (раскраска). Раньше ярусами располагались столбики, теперь - линии (и очерченные ими площади).
1.3. Что такое информационное общество.
В настоящее время существенной тенденцией в информатизации общества является переход от использования компьютеров в автономном режиме к использованию их в информационных сетях.
Информационные сети создают реальную возможность быстрого и удобного доступа пользователя ко всей информации, накопленной человечеством за всю свою историю. Информационное общество — это общество, в котором большая часть населения занята получением, переработкой, передачей и хранением информации.
В настоящее время, на пороге информационного общества, социальная значимость навыка письма ручкой снижается и, наоборот, социальная значимость навыков ввода информации с помощью клавиатуры и работы с графическим интерфейсом приложений с помощью мыши возрастает.
Создание и редактирование документов с помощью компьютера, то есть овладение офисными информационными технологиями, становится в информационном обществе социально необходимым умением.
Умение работать с мультимедиа-документами, создавать компьютерные презентации становится важным в информационном обществе.
В современном информационном обществе вряд ли необходимы навыки традиционного черчения на ватмане. Вместо этого полезно получить первоначальное представление о назначении и возможностях компьютерных систем автоматизированного проектирования (САПР). Такие системы позволят вам быстро рассмотреть различные варианты планировки интерьера дома или квартиры, создать чертеж или схему.
Использование электронных таблиц сделает более простыми и наглядными процессы исследования и построения графиков функций в процессе изучения математики, планирования и ведения домашнего бюджета, построения и исследования моделей различных объектов и процессов.
Необходимость упорядочить информацию, например, о людях, с которыми вы контактируете, требует использования записной книжки. Однако часто удобнее использовать для хранения такой информации компьютерную базу данных «Записная книжка».
При поиске информации в современной библиотеке или в Интернете необходимо иметь навыки поиска информации в базах данных. В информационном обществе очень полезным является умение создавать базы данных, а также вести в них поиск данных.
Квалифицированный пользователь компьютера может на основе использования средств визуального объектно-ориентированного программирования создавать необходимые ему специализированные приложения. Например, можно создать приложение, которое автоматизирует заполнение многочисленных квитанций оплаты за квартиру, электроэнергию, газ и др.
Современному человеку необходимо овладеть коммуникативной культурой, то есть умениями создавать и посылать электронные письма, находить нужную информацию во Всемирной паутине или в файловых архивах, участвовать в чатах и так далее. Необходимым условием успешной профессиональной деятельности становится создание и публикация в Интернете Web-сайтов с информацией о деятельности организации или предприятия.
1.4. Что такое успеваемость класса и как её рассчитать.
Успеваемость в словарях определяется как успешность обучения. Насколько мой класс успешен в овладении науками? Это я и хочу узнать. Так как оценка успешности в школе построена по пятибалльной системе оценивания достижений учащегося, то успеваемость я вычислю так:
1. Посчитаю количество «5», «4», «3», «2» и н\а класса по каждому предмету за 1 четверть и за 2 четверть.
2. Сложу количество соответствующих оценок по всем предметам.
3. Определю количество «отличников», «хорошистов», «неуспевающих».
4. Определю средний балл по каждому предмету, для этого сложу все оценки по предмету и поделю на их количество.
5. Определю средний балл обучения по классу, для этого сложу все оценки по всем предметам и поделю на их количество.
Глава 2. Практическая часть
2.1. Математический портрет класса
1) Наша учеба
Я проанализировала успеваемость моего класса по итогам первой и второй четверти. В исследованиях приняли участие 8 учащихся. Была составлена сводная таблица оценок по всем предметам, определен средний балл класса, используя результаты исследования, построила диаграммы:
Оценки |
5 |
4 |
3 |
2 |
Средний балл |
Отличники |
Хорошисты |
Неуспевающие |
1 четверть (13 предметов) |
19 |
56 |
16 |
0 |
4,07 |
0 |
3 |
0 |
2 четверть (13 предметов) |
18 |
43 |
29 |
0 |
3,89 |
0 |
1 |
0 |
Успеваемость класса.
На диаграммах видно, что в нашем классе нет неуспевающих учащихся, и большая часть, получаемых оценок – это оценка «4». Также во второй четверти понизилось количество хорошистов на 2 человека. Средний балл понизился с 4,07 до 3,89.
2) Сложилось ли в нашем классе информационное общество?
Чтобы ответить на вопрос - сложилось ли в нашем классе информационное общество, я составила несколько вопросов для проведения анкетирования учащихся (см. Приложение 1). По результатам анкетирования я составила таблицу:
|
Есть дома ПК |
Подключение к интернет |
Для чего используется |
|||
учёба |
игры |
общение |
музыка и фильмы |
|||
Кол-во учащихся |
6 |
5 |
2 |
4 |
5 |
4 |
Проанализировав полученные результаты можно говорить, что в нашем классе сложилось информационное общество.
3) Сведения об одноклассниках.
Интересную информацию я получила, проведя анализ анкет «Сведения об одноклассниках».
Получив результаты анкетирования, учащихся я свела все данные в таблицы и диаграммы. Вот что у меня получилось:
Цвет глаз
Знак зодиака
Любимый предмет
Рост
Размер обуви
Вес
Любимый цвет
Кроме этого я рассчитала общий рост класса - 1080 см, общий вес класса – 302 кг. В основном в классе учатся ребята, рост которых 156 см. Разница между самым высоким и самым низким составляет - 8 см. Больше всего мы любим уроки математики и физической культуры.
В нашем классе преобладают ребята с карими и зелёными глазами, чуть поменьше ребят с голубыми глазами. Больше всего у нас водолеев и раков, а меньше всего скорпионов, рыб и весов. Больше всего ребята любят розовый, красный и чёрный цвета.
Заключение.
В ходе написания своей работы, я очередной раз убедилась, что математика – великая наука. Мне было очень интересно изучать, обрабатывать и анализировать новую информацию. Данная работа призвана не только изучить основы построения диаграмм и графиков, но и поближе рассмотреть особенности классного коллектива.
В процессе исследования я общалась с коллективом, проводила опросы и анкетирования. Все результаты сводила в таблицы, строила диаграммы и графики. По построенным диаграммам делала выводы. В процессе работы я получила навыки обработки информации, способы сбора информации и представления её в наглядной форме. Работа практически значима для изучения темы «Диаграммы и графики», а также для сплочения классного коллектива.
Список литературы
1. Козлова С.А. Математика. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: Часть 2/С.А. Козлова, А.Г. Рубин. – М.: Баласс, 2012. – 208 с.
2. http://ru.wikipedia.org/wiki/Диаграмма
3. http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1299091
4. http://tsm-nt.ru/termoizolyacia/Диаграмма
5. http://gendocs.ru/v40538/реферат_-_диаграммы,_гистограммы
6. http://nyagantel.ru/telecommunikacii/Диаграмма
7. http://office.microsoft.com/ru-ru/excel-help/HP010342356.aspx
Приложение 1.
Анкета для учащихся.
1. Наличие ПК дома
2. Есть ли подключение к Интернет?
3. Для чего используется ПК?
4. Твой рост.
5. Твой вес.
6. Твой любимый цвет.
7. Цвет глаз.
8. Размер обуви.
9. Любимый предмет.
10. Знак зодиака.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.