Проект по здоровьесбережению в подготовительной группе в детском саду. Содержит подробное описание этапов работы с детьми и с родителями. Четко сформулирована проблема, цель, задачи и актуальность проекта в настоящее время. В конце предложены перспективы дальнейшего развития проекта. Разработка может пригодиться для аттестации педагогических работников.проект по здоровьесбережению
МДОУ «Детский сад №15 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением
художественноэстетического направления развития воспитанников»
ПРОЕКТ
по здоровьесбережению
«Здоровые дети счастливые родители»
(подготовительная группа)
Разработала
воспитатели группы №2
МДОУ «Детский сад №15
общеразвивающего вида
с приоритетным осуществлением
художественноэстетического
направления развития воспитанников»
Рыжкова М.В.Железногорск, 2017 г.
2
Содержание:
1.Паспорт проекта …………………………………………………….……. 34
2.Этапы работы над проектом……………………………………………… 5
3.Проблема…………………………………………………………………… 56
4. Актуальность …….………………………….…..……………….…….… 67
5. Цели и задачи …………………………….…..………………….………. 78
6. Этапы реализации проекта ……..…..……………………….………….. 810
7. Схема реализации проекта ……………………………………………… 1012
8. Итоги проекта и дальнейшие перспективы реализации проекта ……. 13
9. Список литературы …………….…………………..……………………. 14151. Паспорт проекта
Разработчики проекта
Наименование проекта
Интеграция
образовательных областей
Вид проекта
Цель проекта
Участники проекта
Тип проекта
Сроки и этапы реализации
проекта
Основные направления
реализации проекта
Ресурсы проекта
3
Воспитатели подготовительной группы: Ильина
Светлана Николаевны и Рыжкова Марина Васильевна
«Здоровые дети – счастливые родители»
Речевое развитие, физическое развитие, социально
коммуникативное
художественно
эстетическое развитие, познавательное развитие
информационный
сформировать у дошкольников осмысленное
отношение к здоровому образу жизни человека.
развитие,
Воспитанники подготовительной группы,
их
родители, воспитатели, инструктор по физической
культуре, музыкальный работник, медсестра
Среднесрочный групповой монопроект
Подготовительный этап (январь 2017 года)
Основной этап (февраль 2017 года)
Обобщающий этап (март 2017 года)
Занятия, беседа,
Программа «Радуга» : программа воспитания,
образования и развития детей от 2 до 7 лет в
условиях дет. сада / [Т. И. Гризик, Т. Н.
Доронова, Е. В. Соловьёва, С. Г. Якобсон; науч. рук.
Е. В. Соловьёва]. — М. : Просвещение, 2010.
Школа раннего развития «Как устроено мое тело»
Шалаева. АСТ, 2010 г.
«Методика физического воспитания детей»
Глазырина. «Владос». М.,2001 г.
«Планирование образовательной деятельности с
дошкольниками в режиме дня. Подготовительная к
школе группа». Корнеичева. С. – Пб. Педагогическое
общество России. 2010г.
«Пальчиковая гимнастика с предметами». Бачина.
М.: Аркти, 2006 г.Предполагаемый
результат
проекта
реализации
Физкультурный зал со спортивным инвентарем
Спортивная площадка
4
образа
1. Снижение уровня заболеваемости воспитанников;
2.Повышение уровня физической подготовленности;
3. Формирование осознанной потребности в ведении
здорового
жизни.
4. Заинтересованность родителей, как участников
здоровьесберегающего образовательного процесса;
5. Эффективное и рациональное взаимодействие всех
участников образовательного процесса:
детей,
родителей, педагогов, медицинского персонала;
6.Создание здоровьесберегающего пространства в
ДОУ и семье осуществляется с учетом интересов
ребенка, его возрастных и
индивидуальных
особенностей.
Продукт
деятельности
проектной
Тематический план проекта (приложение 1).
Анкета для родителей «Растём здоровыми»
(приложение 2).
Конспект развлечения для детей старшего возраста
«Ключи к здоровью» (приложение 3)
Картотека подвижных и малоподвижных игр для
детей подготовительной к школе группы (приложение
4).
Картотека поговорок, пословиц и загадок о здоровье,
полезных продуктах, частях тела (приложение 5).
Выставка детских рисунков « Ох уж эти микробы».
(приложение 6).
Выставка детских рисунков « Мы со спортом крепко
дружим». (приложение 7).
Информационный материал в родительские уголки:
папки–передвижки «Подвижные игры залог
здоровья малышей», «Здоровый образ жизни детей»
(приложение 8).
Коллаж «Витамины всем нужны, витамины всем
важны» (приложение 9).
Конспекты бесед с детьми « Я и мое тело», «Что
такое здоровье», «Полезная пища». (приложение 10).
Нетрадиционное физкультурное оборудование.5
2. Этапы работы над проектом
Этапы
1
Разработка
проекта
Развитие
мотивации
Организация
предметно-
пространства
познавательного
Совместная
деятельность
Оценка
деятельности
Ответственность
и активность
педагогов
2
Ответственность и
родителей и детей
активность
3
Определение актуальной
проблемы для детей и
родителей. Определение
цели проекта, мотива
предстоящей
деятельности,
прогнозирование
результата
Подготовка
предложений по
усилению мотивации на
выполнение проекта
Подборка книг для
чтения, дисков с видео
фильмами. Организация
совместной поисковой
деятельности
(библиотека, интернет
ресурсы)
Совместная
деятельность детей и
педагога (сбор
информации, экскурсия)
Презентация проекта
Дети и родители вносят
свои предложения по ходу
реализации проекта,
определяют продукт своей
деятельности
Мотивация усиливается
благодаря творческому
характеру детско
родительской деятельности,
самостоятельности
Совместное чтение,
просмотр фильмов,
поисковая деятельность,
художественнотворческая
деятельность
Совместная деятельность
детей и родителей,
педагогов
Рисунки, аппликации,
коллаж, нетрадиционное
физкультурное
оборудование
3. Проблема
Как укрепить и сохранить здоровье детей?
Каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка?
Как привить навыки здорового образа жизни?6
Когда это надо начинать?
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента
физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное
развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются
основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе
сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни,
осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и
спортом. Большую роль в этом играют здоровьесберегающие технологии.
Проблема состоит в нахождении побудительных стимулов, заставляющих
родителей по – иному взглянуть на здоровье и физическое развитие своих детей.
Также необходимо усиление у детей мотивации и потребности к занятиям спортом.
4. Актуальность
Чтоб здоровье раздобыть,
Не надо далеко ходить.
Нужно нам самим стараться,
И всё будет получаться.
Забота о здоровье – одна из важнейших задач каждого человека. Среди всех
земных благ здоровье – ценный дар, данный человеку природой, заменить который
нельзя ничем, однако, люди не заботятся о здоровье так, как это необходимо.
От состояния здоровья в первую очередь зависит возможность овладения детьми
всеми умениями и навыками, которые им прививаются в детском саду и которые им
необходимы для эффективного обучения в дальнейшем. Для этого необходимо
формировать у детей разносторонние знания и положительные черты характера,
совершенствовать физическое развитие.
Значимость данной темы определена в Законе «Об образовании»,
Федеральной программе развития образования, Национальной доктрине
образования, Конвенции о правах ребенка и Всемирной декларации об
обеспечении выживания, защиты и развития детей. Подписанное президентом В.
Путиным «Постановление о повышении роли физической культуры и спорта в
формировании здорового образа жизни населения», показало беспокойство
государства за будущее страны. В связи с этим Правительством Российской
Федерации своевременно принята целевая программа «Дети России». Особое
место в программе уделяется подпрограмме «Здоровый ребенок», целью
которого является сохранение и укрепление здоровья детей и подростков на
всех этапах развития. В «Концепции модернизации российского образования»
четко определена задача
нового современного качества
образования за счет обновления содержания образования и совершенствования
механизма контроля за его качеством.
Детство уникальный период в жизни человека, в процессе которого
формируется здоровье, осуществляется развитие личности. На фоне
экологической и социальной напряженности в стране, на фоне небывалого роста
достижения7
болезней цивилизации, чтобы быть здоровым нужно овладеть искусством его
сохранения и укрепления. Этому искусству должно уделяться больше внимания
в дошкольном возрасте, поскольку именно в этот период у ребенка
закладываются основные навыки по формированию здоровья и это самое
благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании
с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья
могут и должны привести к положительным результатам.
По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей, Научного центра
здоровья детей РАМН, за последнее время число здоровых дошкольников
уменьшилось в 5 раз и составляет лишь 9 % от контингента детей, поступающих
в школу. Лишь 57 % дошкольников здоровы, 3035 % страдают хронические
заболеваниями, свыше 60% имеют функциональные отклонения.
Родители играют огромную роль в сохранении и укреплении здоровья детей.
Несомненно, большинство родителей стараются привить ребенку элементарные
навыки гигиенической культуры, следят за сохранением его физического
здоровья. Однако для осуществления преемственности и формировании
привычки к здоровому образу жизни у дошкольников необходима
целенаправленная, систематическая совместная работа педагогов и родителей.
Замечательно, когда родители являются союзниками и активными участниками
здоровьесберегающего процесса и в ДОУ и в своих семьях дома. Основным
содержанием проекта является формирование у ребенка осознанноправильного
отношения к своему здоровью. Проект предполагает разноплановую работу,
использование творческих форм и методов обучения и воспитания детей,
просвещения родителей по данной проблеме.
5. Цель и задачи
Цель: сформировать у дошкольников осмысленное отношение к здоровому образу
жизни человека.
6.
Задачи:
Образовательные:
Формировать потребность в здоровом образе жизни, позволяющем
сознательно относиться к своему здоровью, учиться быть здоровыми и вести
здоровый образ жизни.
Формировать у родителей и воспитанников ответственность за сохранение и
укрепление здоровья.
Расширить и активизировать словарь.
Развивающие:8
Развивать логическое мышление, память.
Расширить и активизировать словарь
Воспитательные:
Прививать любовь к физической культуре.
Повышать грамотность родителей в вопросах воспитания и укрепления
здоровья дошкольников.
Воспитывать бережное отношение к своему телу, к своему здоровью,
здоровью окружающих.
Гипотеза: мы предполагаем, что проект позволит нам:
7.
сформировать устойчивый интерес к занятиям физической культурой;
повысить компетентность родителей в вопросах приобщения детей к ЗОЖ;
снизить уровень заболеваемости;
сформировать физические и интегративные качества;
интегрировать содержание образовательных областей.
8. Этапы реализации проекта
Подготовительный этап (январь 2017 года)
1. Изучение состояния проблемы в психологопедагогической и медицинской
литературе.
Подбор и анализ литературы.
Сбор информации (наблюдение).
2. Создание условий для психологической готовности семьи к сотрудничеству:
Групповая консультация: «Роль семьи в оздоровительной работе с детьми».
Консультация медсестры: «Позаботьтесь о своем здоровье».
Индивидуальные беседы с родителями по сохранению и укреплению здоровья
детей.
3. Формирование адекватного отношения членов семьи к личности ребенка.
Работа с группой риска, выявление проблемы (беседы, наблюдение,
тестирование родителей воспитанников, опросы).
Консультация: «Роль семьи и детского сада в формировании здоровья детей»
4. Информирование родителей о результатах обследования детей (медицинский
осмотр и диагностика):9
Беседы с родителями, консультирование: «Здоровье главное богатство».
5. Подбор художественной и познавательной литературы по теме «Здоровый образ
жизни».
Создание картотеки подвижных игр по возрасту
6. Разработка плана совместной деятельности педагога с детьми, самостоятельной
деятельности детей, работы с родителями подготовительной группы в рамках
проекта.
7. Подбор материалов для оформления информационного стенда для родителей.
Основной этап (февраль 2017 года)
Сроки
Месяц
неделя
Взаимодействие с родителями
Январь
2 Информирование родителей о теме, целях и задачах проекта.
3
4
1. Анкетирование «Растем здоровыми?»
1.Беседа «Здоровое питание для дошкольников».
2.Групповая консультация:
КВАРТИРЕ»
«ВЕСЕЛАЯ ФИЗКУЛЬТУРА В
5 Консультации:
«Как провести выходной день с детьми»,
«Спорт в жизни людей»,
«Роль семьи в физическом воспитании ребенка».
1. Консультация «Оздоравливаем ребенка дома»
2. Папка передвижка «Вредные привычки родителей, их
влияние на развитие здорового ребенка»
Февраль 1
2 1. Беседа: «Роль семьи и детского сада в формировании здоровья
детей»
2. Консультация медсестры: «Позаботьтесь о своем здоровье».
3. Консультации6
«Закаливание детского организма»,
«Профилактика ОРВИ»10
3
1. Родительская конференция «Закаливание – путь к здоровью»
(выступление родителей по обмену опытом закаливания в
семье)
2. Совместный проект с родителями: «Строим физкультурный
городок»
4 Фотоконкурс «Красота в движении – здоровье с детства»
Март
1 Изготовление нетрадиционного физкультурного оборудованияОбобщающий этап (март 2017 года)
1.
Анализ проведенной работы,
соотнесение результатов с
поставленными задачами.
2. Проведение итогового мероприятия «Ключи к здоровью»
3. Проведение спортивного праздника «Спортэто здорово»
4. Презентация «Энциклопедии здоровья» (совместных работ детей и
родителей).
5. Выставки детских рисунков « Мы со спортом крепко дружим».
Схема реализации проекта
День недели
Цель
Мероприятия
Первая неделя
«Я и мое тело»
Познакомить с
главными органами
человеческого
организма (сердце,
желудок, лёгкие,
печень).
Расширять знания
детей об организме
человека.
Формировать
понятие, что
здоровому
организму нужна
физкультура,
закалка, правильное
питание.
Научить любить
себя и свой
организм.
Вызвать желание
заботиться о своём
организме, о своём
здоровье, беречь
своё здоровье.
Беседы: «Почему все мы
устроены так?», «Тело
человека», «Органы чувств и их
враги», «Что у нас внутри?»
Рассматривание иллюстраций
«Тело человека», «Органы
человека».
Рассматривание портретов людей
разной внешности.
Разгадывание загадок про части
тела.
Разучивание и объяснение
пословиц и поговорок о здоровье.
Составление рассказов на темы:
«Здоровье», «Спорт в жизни
людей».
Д/и «Зеркало», «Фоторобот».
С/р игры «Больница»,
«Поликлиника»
Наблюдение на прогулке «Чем
отличаемся мы от детей младших
групп?»
Лепка «Моя семья».
Чтение художественной
литературы: К. Чуковский12
«Мойдодыр», «Доктор Айболит,
«Как Саша сама себя вылечила».
А. Барто «Девочка чумазая», Н.
Коростелёв «50 уроков здоровья
для маленьких и больших»
Рисование на тему: «Как вы себе
представляете микробы?»
Слушание музыкальных
произведений: П.И. Чайковский
«Болезнь куклы»
Беседа «Полезная пища».
Д/и «Откуда продукты к нам на
стол пришли?», «Вредно –
полезно», «Съедобное –
несъедобное», «Дары природы».
П/и «Собери урожай», «Найди
свой овощ»
Чтение художественной
литературы: пьеса «О пользе
витаминов», С. Михалков «Про
девочку, которая плохо кушала»
Загадки об овощах и фруктах.
С/р игра «Магазин»
Экспериментирование:
«Заквашиваем молоко»,
«Выращиваем плесень»,
«Осторожно снег»
Выращивание лука для
Вторая неделя
«Витамины на
столе»
Уточнить и
закрепить знания
детей о
происхождении
продуктов питания.
Дать детям знания о
пользе продуктов
питания.
Дать детям
элементарные
знания о пользе
витаминов, их
влиянии на детский
организм.
Формировать
понимание
необходимости
заботиться о своем
здоровье, беречь его,
учиться быть
здоровыми и вести
здоровый образ
жизни.
Третья неделя
«С
физкультурой
отпугивания микробоввирусов
Изготовление коллажа
«Витамины всем нужны,
витамины всем важны»
Беседа с детьми «Что такое
здоровье»
Различные виды гимнастики
(утренняя, пальчиковая,
дыхательная, для глаз,
пищеварительная, бодрящая,
корригирующая, для мозга по
Дениссон )
Загадки и пословицы о спорте.13
Работа в спортивном уголке:
рассматривание альбома «Виды
спорта».
Д/и «Продолжи фразу», «Кому
что нужно?», «Кто скажет
больше слов о мяче (клюшке,
лыжах, велосипеде и т. д.)».
П/и «Мой веселый звонкий мяч»,
«Коршун и наседка», «Перемени
предмет», «Кто быстрее?»
С/р игра «Скорая помощь»
Рисование «Мы со спортом
крепко дружим!»
Спортивное развлечение «Спорт
это здорово»
Изготовление нетрадиционного
физкультурного оборудования (с
привлечением родителей).
Инсценировка пьесы «О пользе
витаминов»
Д/и «Сказочка – указочка».
Народные п/и «Золотые ворота»,
«Гуси – лебеди», «Гори – гори
ясно».
Викторина «Загадки и отгадки».
Развлечение «Ключи к
здоворью».
дружить –
эдоровым
быть!»
Прививать любовь к
физическим
упражнениям,
закаливанию.
Повышать
грамотность
родителей в
вопросах воспитания
и укрепления
здоровья
дошкольников.
Четвертая
неделя
«В сказку за
здоровьем»
Формировать
осознанное
отношение к своему
здоровью,
понимание
значимости гигиены,
физических
упражнений для
здоровья человека
на примере героев
произведений
художественной
литературы.
Воспитывать
интерес детей к
подвижным играм
разных народов.
Расширять
функциональные
возможности
организма детей,
обогащать
двигательныенавыки.
14
Итоги проекта
В ходе работы выявлено, что организация процесса сотрудничества
педагогов ДОУ и родителей на основе использования традиционных и
интерактивных форм позитивно влияет на формирование
здоровьесозидающей позиции родителей и культуры здоровья дошкольников.
Для ребенка дошкольного возраста ближайшей целью развития
является школьная зрелость, достижение которой зависит и от уровня
сформированности культуры здоровья. Высокий уровень культуры здоровья
дошкольников возможен при осуществлении сотрудничества на основе
акмеологического подхода к здоровьесозиданию, которое осуществляется
педагогами ДОУ и родителями, сопровождающими растущего ребенка на
пути его становления как личности и субъекта жизнедеятельности.
Дальнейшие перспективы реализации проекта
реализации проекта
Перспективой
в
служить
дальнейшее самосовершенствование в области здоровья, развитие процесса
будет
духовнонравственного роста личности педагогов ДОУ и родителей, которое
в дальнейшем, составит основу здоровьесозидающей жизнедеятельности и
послужит ярким примером, которому следует растущий ребенок. Такие
ребенку в период дошкольного детства и
примеры необходимы
обуславливают дальнейшее развитие личности растущего ребенка.
Ожидается, что результаты работы по данной проблеме подтвердит
гипотезу, что совместная деятельность педагогов и родителей поможет
сформировать культуру здоровья дошкольников и снизить заболеваемость, с
целью дальнейшего достижения хороших результатов ребенка в школе.15
Внедрение и апробация интерактивных форм взаимодействия педагогов и
родителей обеспечат расширение педагогических и психологических
функций сотрудничества.
Используемая литература:
1. Антонов Ю.Е.Здоровый дошкольник. Оздоровительные технологии 21 века
/Ю.Е.Антонов. М.: Аркти, 2011.
2. Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка / В.Г.Алямовская
М.,1993.
3. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: Книга для
воспитателя детского сада. М., 1991.
4. Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. Программа дошкольного
образования «От рождения до школы», М. : МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2010.
5. Горшенинник В.В., Самошкина И.В..Черкасова Н.П. Система работы в
детском саду по вопросам семейного воспитания./Горшенинник В.В. М.:
Глобус, Волгоград: Панорама,2007.
6. Давыдова, М.А. Спортивные мероприятия для дошкольников 47 лет: М.:
Вако, 2007.
7. Деркунская В. А. Диагностика культуры здоровья дошкольников, М. :
Педагогическое общество России, 2006.
8. Деркунская В. А. Проектная деятельность дошкольников, М. : Центр
педагогического образования, 2012.
9. Деркунская В. А. Игры эксперименты с дошкольниками, М. : Центр
педагогического образования, 2012.
10. Нищева Н. В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток,
пальчиковой гимнастики. СПб., 2009.
11. Казин,Э.М. Образование и здоровье: медикобиологические и психолого
педагогические аспекты [ Текст ]: монография/ Э.М. Казин. Кемерово: Изд
во КРИПКиПРО,2010.214с.ISBN9785714803383.
аспект
12. Климова
воспитательно образовательных программ для детей дошкольного
Здоровьесберегающий
Т.В.
возраста, НГПУ16
13. Козлова А.В., Денеулина Р..П. Работа ДОУ с семьей: Диагнгостика,
планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг./А.В Козлова,
Р..П. Денеулина М.:ТЦ Сфера,2004.
14. Новикова,Е.Л. Здоровьесберегающая направленность в развитии речевой
деятельности дошкольников, М.: 1999.
15.Программа «Радуга» : программа воспитания, образования и
развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И. Гризик,
Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьёва, С. Г. Якобсон; науч. рук. Е. В.
Соловьёва]. — М. : Просвещение, 2010.
16. Семейная академия: Вопросы и ответы./ Овчарова Р.В. М.: Просвещение:
Учеб., лит.,1996.
17. Федорцева,
дошкольного
М.Б.
Здоровье сберегающая деятельность педагога
учебнометодическое
образовательного учреждения:
пособие/М.Б. Федорцева, Т.В. Шелкунова.Новокузнецк : МОУ ДПО ИПК,
2009.116с. –(Образование и здоровье).ISBN9785729104567.
18. Чубарова, С.Новые здоровьесберегающие технологии в образовании и
воспитании детей/ С.Чубарова, Г. Козловская, В. Еремеева // Развитие
личности.№2.С.171187.
19. Щетинин, М.Н. Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей, М.:
2007.17