Проект по здоровьесбережению "Здоровые дети-счастливые родители"

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 19.01.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Проект по здоровьесбережению в подготовительной группе в детском саду. Содержит подробное описание этапов работы с детьми и с родителями. Четко сформулирована проблема, цель, задачи и актуальность проекта в настоящее время. В конце предложены перспективы дальнейшего развития проекта. Разработка может пригодиться для аттестации педагогических работников.проект по здоровьесбережению
Иконка файла материала проект 2017.docx
МДОУ «Детский сад №15 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно­эстетического направления развития воспитанников» ПРОЕКТ по здоровьесбережению «Здоровые дети ­ счастливые родители» (подготовительная группа) Разработала воспитатели группы №2 МДОУ «Детский сад №15  общеразвивающего вида  с приоритетным осуществлением  художественно­эстетического  направления развития воспитанников» Рыжкова М.В.Железногорск,  2017 г. 2 Содержание: 1.Паспорт проекта …………………………………………………….…….  3­4  2.Этапы работы над проектом……………………………………………… 5 3.Проблема…………………………………………………………………… 5­6 4. Актуальность …….………………………….…..……………….…….…  6­7 5. Цели и задачи …………………………….…..………………….……….  7­8 6. Этапы реализации проекта ……..…..……………………….…………..  8­10 7. Схема реализации проекта ……………………………………………… 10­12 8. Итоги проекта и дальнейшие перспективы реализации проекта …….  13 9. Список литературы …………….…………………..…………………….  14­151. Паспорт проекта  Разработчики проекта Наименование проекта Интеграция образовательных областей  Вид проекта  Цель проекта Участники проекта Тип проекта Сроки и этапы реализации проекта Основные направления  реализации проекта Ресурсы  проекта 3 Воспитатели подготовительной  группы: Ильина  Светлана Николаевны и Рыжкова Марина Васильевна «Здоровые дети – счастливые родители»   Речевое развитие, физическое развитие, социально­ коммуникативное художественно­ эстетическое развитие, познавательное развитие информационный  сформировать   у   дошкольников   осмысленное отношение к здоровому образу жизни человека. развитие,     Воспитанники   подготовительной   группы,   их родители,   воспитатели,   инструктор   по   физической культуре, музыкальный работник, медсестра Среднесрочный групповой монопроект Подготовительный этап ­ (январь 2017 года) Основной этап ­ (февраль 2017 года) Обобщающий этап  ­ (март 2017 года) Занятия, беседа,  Программа «Радуга»   :   программа   воспитания,    образования   и развития  детей  от  2  до   7  лет  в  условиях  дет.   сада /   [Т. И. Гризик,   Т. Н.  Доронова,   Е. В. Соловьёва, С. Г. Якобсон; науч. рук.  Е. В. Соловьёва]. — М. : Просвещение,  2010. Школа раннего развития «Как устроено мое тело»  Шалаева. АСТ, 2010 г. «Методика физического воспитания детей»  Глазырина. «Владос». М.,2001 г. «Планирование образовательной деятельности с  дошкольниками в режиме дня. Подготовительная к  школе группа». Корнеичева. С. – Пб. Педагогическое  общество России. 2010г. «Пальчиковая гимнастика с предметами». Бачина.  М.: Аркти, 2006 г.Предполагаемый результат проекта   реализации Физкультурный зал со спортивным инвентарем Спортивная площадка 4     образа 1. Снижение уровня заболеваемости воспитанников; 2.Повышение  уровня  физической  подготовленности; 3. Формирование осознанной потребности в ведении здорового жизни. 4.   Заинтересованность   родителей,   как   участников здоровьесберегающего   образовательного   процесса; 5. Эффективное и рациональное взаимодействие всех участников   образовательного   процесса:   детей, родителей, педагогов, медицинского персонала; 6.Создание   здоровьесберегающего   пространства   в ДОУ и семье осуществляется с учетом     интересов ребенка,   его   возрастных   и     индивидуальных особенностей. Продукт   деятельности проектной Тематический  план  проекта (приложение 1). Анкета  для  родителей «Растём здоровыми»  (приложение 2). Конспект развлечения  для детей старшего возраста  «Ключи к здоровью» (приложение 3) Картотека подвижных и малоподвижных игр для  детей подготовительной к школе группы (приложение 4). Картотека поговорок, пословиц и загадок о здоровье,  полезных продуктах, частях тела (приложение 5).  Выставка  детских рисунков « Ох уж эти микробы».  (приложение 6). Выставка  детских рисунков « Мы со спортом крепко дружим». (приложение 7). Информационный материал в родительские уголки:  папки–передвижки «Подвижные игры ­ залог  здоровья малышей», «Здоровый образ жизни детей»  (приложение 8). Коллаж «Витамины всем нужны, витамины всем  важны» (приложение 9). Конспекты бесед с детьми «  Я и мое тело», «Что  такое здоровье», «Полезная пища». (приложение 10). Нетрадиционное физкультурное оборудование.5 2. Этапы работы над проектом Этапы 1 Разработка проекта Развитие мотивации Организация предметно- пространства познавательного Совместная деятельность Оценка деятельности Ответственность и активность педагогов 2 Ответственность и родителей и детей активность 3 Определение актуальной проблемы для детей и родителей. Определение цели проекта, мотива предстоящей деятельности, прогнозирование результата Подготовка предложений по усилению мотивации на выполнение проекта Подборка книг для чтения, дисков с видео­ фильмами. Организация совместной поисковой деятельности (библиотека, интернет ресурсы) Совместная деятельность детей и педагога (сбор информации, экскурсия) Презентация проекта Дети и родители вносят свои предложения по ходу реализации проекта, определяют продукт своей деятельности Мотивация усиливается благодаря творческому характеру детско­ родительской деятельности, самостоятельности Совместное чтение, просмотр фильмов, поисковая деятельность, художественно­творческая деятельность Совместная деятельность детей и родителей, педагогов Рисунки, аппликации, коллаж, нетрадиционное физкультурное оборудование  3. Проблема  Как укрепить и сохранить здоровье детей?  Каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка? Как привить навыки здорового образа жизни?6 Когда это надо начинать? Дошкольный   возраст   является   решающим   в   формировании   фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные   черты   личности,   формируется   характер.   Важно   на   этом   этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную   потребность   в   систематических   занятиях   физической   культурой   и спортом. Большую роль в этом играют здоровьесберегающие технологии. Проблема   состоит   в   нахождении   побудительных   стимулов,   заставляющих родителей по – иному взглянуть на здоровье и физическое развитие своих детей. Также необходимо усиление у детей мотивации и потребности к занятиям спортом. 4. Актуальность  Чтоб здоровье раздобыть, Не надо далеко ходить. Нужно нам самим стараться, И всё будет получаться.                Забота о здоровье – одна из важнейших задач каждого человека. Среди всех земных благ здоровье – ценный дар, данный человеку природой, заменить который нельзя ничем, однако, люди не заботятся о здоровье так, как это необходимо. От состояния здоровья в первую очередь зависит возможность овладения детьми всеми умениями и навыками, которые им прививаются в детском саду и которые им необходимы   для   эффективного   обучения   в   дальнейшем.   Для   этого   необходимо формировать  у  детей  разносторонние  знания  и  положительные  черты  характера, совершенствовать физическое развитие.    Значимость   данной   темы   определена   в   Законе   «Об   образовании», Федеральной   программе   развития   образования,   Национальной   доктрине образования,   Конвенции   о   правах   ребенка   и   Всемирной   декларации   об обеспечении выживания, защиты и развития детей. Подписанное президентом В. Путиным «Постановление о повышении роли физической культуры и спорта в формировании   здорового   образа   жизни   населения»,     показало   беспокойство государства  за  будущее     страны. В  связи   с  этим  Правительством   Российской Федерации   своевременно принята целевая программа «Дети России». Особое место   в   программе   уделяется   подпрограмме   «Здоровый   ребенок»,   целью которого является сохранение и укрепление   здоровья детей и подростков на всех этапах развития. В «Концепции модернизации   российского образования» четко   определена   задача     нового   современного   качества образования за счет обновления  содержания образования  и совершенствования механизма контроля за его качеством.           Детство   ­   уникальный   период   в   жизни   человека,       в   процессе   которого формируется   здоровье,   осуществляется   развитие   личности.   На   фоне экологической и социальной напряженности в стране, на фоне небывалого роста   достижения7 болезней   цивилизации,   чтобы   быть   здоровым   нужно   овладеть   искусством   его сохранения и укрепления. Этому искусству должно уделяться больше внимания в   дошкольном   возрасте,   поскольку   именно   в   этот   период   у   ребенка закладываются   основные   навыки   по   формированию   здоровья   и   это   самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам  совершенствования и сохранения здоровья могут и должны привести к положительным результатам.            По   данным   НИИ   гигиены     и   охраны   здоровья     детей,   Научного   центра здоровья   детей   РАМН,   за   последнее   время   число   здоровых   дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь 9 % от контингента детей, поступающих в школу. Лишь 5­7 %   дошкольников здоровы, 30­35 % страдают хронические заболеваниями, свыше 60% имеют функциональные отклонения.      Родители играют  огромную роль в сохранении и укреплении здоровья детей. Несомненно, большинство родителей стараются привить  ребенку элементарные навыки     гигиенической   культуры,   следят   за   сохранением   его   физического здоровья.   Однако   для   осуществления   преемственности   и   формировании привычки   к   здоровому   образу   жизни   у   дошкольников   необходима целенаправленная, систематическая совместная работа педагогов и родителей. Замечательно, когда родители являются союзниками и активными участниками здоровьесберегающего   процесса     и   в   ДОУ   и   в   своих   семьях   дома.  Основным содержанием   проекта   является   формирование   у   ребенка   осознанно­правильного отношения   к   своему   здоровью.   Проект   предполагает   разноплановую   работу, использование   творческих   форм   и   методов   обучения   и   воспитания   детей, просвещения родителей по данной проблеме. 5. Цель и задачи Цель: сформировать у дошкольников осмысленное отношение к здоровому образу жизни человека. 6. Задачи: Образовательные:  Формировать   потребность   в   здоровом   образе   жизни,   позволяющем сознательно   относиться   к   своему   здоровью,  учиться   быть   здоровыми   и   вести здоровый образ жизни. Формировать у родителей и воспитанников ответственность за сохранение и   укрепление здоровья.  Расширить и активизировать словарь. Развивающие:8   Развивать логическое мышление, память. Расширить и активизировать словарь Воспитательные:  Прививать любовь к физической культуре. Повышать грамотность родителей в вопросах воспитания и укрепления   здоровья дошкольников. Воспитывать бережное отношение к своему телу, к своему здоровью,   здоровью окружающих. Гипотеза: мы предполагаем, что проект позволит нам: 7.  сформировать устойчивый интерес к занятиям физической культурой;  повысить компетентность родителей в вопросах приобщения детей к ЗОЖ;  снизить уровень заболеваемости;  сформировать физические и интегративные качества;  интегрировать содержание образовательных областей. 8. Этапы реализации проекта Подготовительный этап ­ (январь 2017 года) 1.  Изучение   состояния   проблемы   в   психолого­педагогической     и   медицинской литературе.  Подбор и анализ литературы.  Сбор информации (наблюдение). 2. Создание условий для психологической готовности семьи к сотрудничеству: Групповая консультация:  «Роль семьи  в оздоровительной работе  с детьми».   Консультация медсестры: «Позаботьтесь о своем здоровье».  Индивидуальные беседы с родителями по сохранению и укреплению здоровья детей. 3. Формирование адекватного отношения членов семьи к личности ребенка.  Работа   с   группой   риска,   выявление   проблемы   (беседы,   наблюдение, тестирование родителей воспитанников, опросы).  Консультация: «Роль  семьи и  детского  сада в формировании здоровья детей» 4.   Информирование   родителей   о   результатах   обследования   детей   (медицинский осмотр и диагностика):9  Беседы с родителями, консультирование: «Здоровье ­ главное богатство». 5. Подбор художественной и познавательной литературы по теме «Здоровый образ жизни».  Создание картотеки подвижных игр по возрасту 6. Разработка плана совместной деятельности педагога с детьми, самостоятельной деятельности   детей,   работы   с   родителями     подготовительной   группы   в   рамках проекта. 7. Подбор материалов для оформления информационного стенда для родителей. Основной этап ­ (февраль 2017 года) Сроки Месяц неделя Взаимодействие с родителями Январь 2 Информирование родителей о теме, целях и задачах проекта. 3  4 1. Анкетирование  «Растем здоровыми?» 1.Беседа «Здоровое питание для дошкольников». 2.Групповая   консультация:   КВАРТИРЕ»   «ВЕСЕЛАЯ   ФИЗКУЛЬТУРА   В 5 Консультации:  «Как провести выходной день с детьми», «Спорт в жизни людей», «Роль семьи в физическом воспитании ребенка». 1. Консультация «Оздоравливаем ребенка дома» 2. Папка   ­   передвижка   «Вредные   привычки   родителей,   их влияние на развитие здорового ребенка» Февраль  1  2 1. Беседа: «Роль  семьи и  детского  сада в формировании здоровья детей» 2. Консультация медсестры: «Позаботьтесь о своем здоровье». 3. Консультации6  «Закаливание детского организма»,  «Профилактика ОРВИ»10 3  1. Родительская конференция «Закаливание – путь к здоровью» (выступление   родителей   по   обмену   опытом   закаливания   в семье) 2. Совместный проект с родителями: «Строим физкультурный городок» 4  Фотоконкурс «Красота в движении – здоровье с детства» Март 1 Изготовление нетрадиционного физкультурного оборудованияОбобщающий этап  ­ (март 2017 года) 1.   Анализ   проведенной   работы,   соотнесение   результатов   с поставленными задачами. 2. Проведение итогового мероприятия «Ключи к здоровью» 3. Проведение спортивного  праздника «Спорт­это здорово» 4.  Презентация  «Энциклопедии  здоровья» (совместных   работ детей и родителей).        5. Выставки детских рисунков « Мы со спортом крепко  дружим».   Схема реализации проекта День недели Цель Мероприятия Первая неделя    «Я и мое тело»  Познакомить с  главными органами  человеческого  организма (сердце,  желудок, лёгкие,  печень).  Расширять знания  детей об организме  человека.  Формировать  понятие, что  здоровому  организму нужна  физкультура,  закалка, правильное  питание.       Научить любить  себя и свой  организм.  Вызвать желание  заботиться о своём  организме, о своём  здоровье, беречь  своё здоровье.  Беседы: «Почему все мы  устроены так?», «Тело  человека», «Органы чувств и их  враги», «Что у нас внутри?»  Рассматривание иллюстраций  «Тело человека», «Органы  человека».  Рассматривание портретов людей разной внешности.  Разгадывание загадок про части  тела.  Разучивание и объяснение  пословиц и поговорок о здоровье.  Составление рассказов на темы:  «Здоровье», «Спорт в жизни  людей».  Д/и «Зеркало», «Фоторобот».  С/р игры «Больница»,  «Поликлиника»  Наблюдение на прогулке «Чем  отличаемся мы от детей младших групп?»  Лепка «Моя семья».  Чтение художественной  литературы: К. Чуковский12 «Мойдодыр», «Доктор Айболит,  «Как Саша сама себя вылечила».  А. Барто «Девочка чумазая», Н.  Коростелёв «50 уроков здоровья  для маленьких и больших»  Рисование на тему: «Как вы себе  представляете микробы?»  Слушание музыкальных  произведений: П.И. Чайковский  «Болезнь куклы»  Беседа «Полезная пища».  Д/и «Откуда продукты к нам на  стол пришли?», «Вредно –  полезно», «Съедобное –  несъедобное», «Дары природы».  П/и «Собери урожай», «Найди  свой овощ»  Чтение художественной  литературы: пьеса «О пользе  витаминов», С. Михалков «Про  девочку, которая плохо кушала»  Загадки об овощах и фруктах.  С/р  игра «Магазин»  Экспериментирование:  «Заквашиваем молоко»,  «Выращиваем плесень»,  «Осторожно снег»  Выращивание лука для  Вторая неделя «Витамины на столе»  Уточнить и  закрепить знания  детей о  происхождении  продуктов питания.   Дать детям знания о  пользе продуктов  питания.   Дать детям  элементарные  знания о пользе  витаминов, их  влиянии на детский  организм.   Формировать  понимание  необходимости  заботиться о своем  здоровье, беречь его, учиться быть  здоровыми и вести  здоровый образ  жизни.  Третья неделя «С физкультурой отпугивания микробов­вирусов  Изготовление коллажа  «Витамины всем нужны,  витамины всем важны»   Беседа с детьми «Что такое  здоровье»  Различные виды гимнастики  (утренняя, пальчиковая,  дыхательная, для глаз,  пищеварительная, бодрящая,  корригирующая, для мозга по  Дениссон )  Загадки и пословицы о спорте.13  Работа в спортивном уголке:  рассматривание альбома «Виды  спорта».  Д/и «Продолжи фразу», «Кому  что нужно?», «Кто скажет  больше слов о мяче (клюшке,  лыжах, велосипеде и т. д.)».  П/и «Мой веселый звонкий мяч»,  «Коршун и наседка», «Перемени  предмет», «Кто быстрее?»  С/р  игра «Скорая помощь»  Рисование «Мы со спортом  крепко дружим!»  Спортивное развлечение «Спорт­ это здорово»  Изготовление нетрадиционного  физкультурного оборудования (с  привлечением родителей).  Инсценировка пьесы «О пользе  витаминов»  Д/и «Сказочка – указочка».  Народные п/и «Золотые ворота»,  «Гуси – лебеди», «Гори – гори  ясно».  Викторина «Загадки и отгадки».  Развлечение «Ключи к  здоворью». дружить – эдоровым быть!»  Прививать любовь к  физическим  упражнениям,  закаливанию.  Повышать  грамотность  родителей в  вопросах воспитания и укрепления  здоровья  дошкольников.  Четвертая неделя «В сказку за здоровьем»  Формировать  осознанное  отношение к своему  здоровью,  понимание  значимости гигиены, физических  упражнений для  здоровья человека  на примере героев  произведений  художественной  литературы.  Воспитывать  интерес детей к  подвижным играм  разных народов.   Расширять  функциональные  возможности  организма детей,  обогащать  двигательныенавыки. 14 Итоги проекта В   ходе     работы   выявлено,   что   организация   процесса   сотрудничества педагогов   ДОУ   и   родителей   на   основе   использования   традиционных     и интерактивных   форм   позитивно   влияет   на   формирование здоровьесозидающей позиции родителей и культуры здоровья дошкольников. Для   ребенка   дошкольного   возраста   ближайшей   целью   развития является школьная зрелость,   достижение   которой   зависит   и   от   уровня сформированности культуры здоровья. Высокий уровень культуры здоровья дошкольников   возможен   при   осуществлении   сотрудничества   на   основе акмеологического   подхода   к здоровьесозиданию,   которое   осуществляется педагогами   ДОУ   и   родителями,   сопровождающими   растущего   ребенка   на пути его становления как личности и субъекта жизнедеятельности. Дальнейшие перспективы реализации  проекта   реализации   проекта Перспективой   в служить дальнейшее самосовершенствование в   области   здоровья,   развитие   процесса   будет   духовно­нравственного роста личности педагогов ДОУ и родителей, которое в   дальнейшем,   составит   основу   здоровьесозидающей   жизнедеятельности   и послужит   ярким   примером,   которому   следует   растущий   ребенок.   Такие ребенку в   период   дошкольного   детства   и примеры   необходимы   обуславливают дальнейшее развитие личности растущего ребенка. Ожидается,   что   результаты   работы   по   данной   проблеме   подтвердит гипотезу,   что   совместная   деятельность   педагогов   и   родителей   поможет сформировать культуру здоровья дошкольников и снизить заболеваемость, с целью   дальнейшего     достижения   хороших   результатов   ребенка   в   школе.15 Внедрение   и   апробация   интерактивных   форм   взаимодействия   педагогов   и родителей   обеспечат   расширение   педагогических   и   психологических функций сотрудничества. Используемая литература: 1. Антонов Ю.Е.Здоровый дошкольник. Оздоровительные технологии 21 века /Ю.Е.Антонов. ­ М.: Аркти, 2011. 2. Алямовская   В.Г.   Как   воспитать   здорового   ребенка   /   В.Г.Алямовская­ М.,1993. 3. Бондаренко   А.   К.   Дидактические   игры   в   детском   саду:   Книга   для воспитателя детского сада. М., 1991. 4. Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. Программа дошкольного образования «От рождения до школы», М. : МОЗАИКА­ СИНТЕЗ, 2010. 5. Горшенинник В.В., Самошкина   И.В..Черкасова Н.П. Система работы в детском   саду   по   вопросам   семейного   воспитания./Горшенинник   В.В.   ­   М.: Глобус, Волгоград: Панорама,2007.  6. Давыдова, М.А. Спортивные мероприятия для дошкольников 4­7 лет:  М.: Вако, 2007.                           7. Деркунская   В.   А.   Диагностика   культуры   здоровья   дошкольников,   М.   : Педагогическое общество России, 2006. 8. Деркунская   В.   А.   Проектная   деятельность   дошкольников,   М.   :   Центр педагогического образования, 2012. 9. Деркунская   В.   А.   Игры­   эксперименты   с   дошкольниками,   М.   :   Центр педагогического образования, 2012. 10. Нищева Н. В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. СПб., 2009. 11. Казин,Э.М. Образование и здоровье: медико­биологические и психолого­ педагогические аспекты [ Текст ]: монография/ Э.М.  Казин.­ Кемерово: Изд­ во КРИПКиПРО,2010.­214с.­ISBN978­5­7148­0338­3. аспект 12. Климова воспитательно­     образовательных   программ   для   детей   дошкольного Здоровьесберегающий   Т.В.     возраста, НГПУ16 13. Козлова   А.В.,   Денеулина   Р..П.   Работа   ДОУ   с   семьей:   Диагнгостика, планирование,   конспекты   лекций,   консультации,   мониторинг./А.В   Козлова, Р..П.  Денеулина­ М.:ТЦ  Сфера,2004. 14. Новикова,Е.Л. Здоровьесберегающая направленность в развитии речевой деятельности дошкольников, М.: 1999. 15.Программа   «Радуга»     :     программа     воспитания,     образования     и развития  детей  от  2  до   7  лет  в условиях  дет.   сада /   [Т. И. Гризик,   Т.   Н.   Доронова,     Е.   В.   Соловьёва,   С.   Г.   Якобсон;   науч.   рук.   Е.   В. Соловьёва]. — М. : Просвещение,  2010. 16. Семейная академия: Вопросы и ответы./ Овчарова Р.В.­ М.: Просвещение: Учеб., лит.,1996. 17. Федорцева, дошкольного   М.Б.     Здоровье   сберегающая   деятельность   педагога учебно­методическое образовательного  учреждения:   пособие/М.Б. Федорцева, Т.В.  Шелкунова.­Новокузнецк : МОУ ДПО ИПК, 2009.­116с. –(Образование и здоровье).ISBN978­5­7291­0456­7. 18. Чубарова,   С.Новые   здоровьесберегающие   технологии   в   образовании   и воспитании   детей/   С.Чубарова,   Г.   Козловская,   В.   Еремеева   //   Развитие личности.­№2.­С.171­187. 19. Щетинин, М.Н. Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей, М.: 2007.17