Проект «Профилактика профессионального выгорания педагогов».
Оценка 4.6

Проект «Профилактика профессионального выгорания педагогов».

Оценка 4.6
Руководства для учителя
doc
психологическая работа +2
Взрослым
09.01.2018
Проект «Профилактика профессионального выгорания педагогов».
Участники проекта Педагоги ,воспитатели ,администрация образовательного учреждения. Цель проекта Диагностика, предупреждение возникновения и коррекция синдрома профессионального выгорания у педагогов. Задачи проекта - повысить компетентность педагогов по вопросу профилактики профессионального выгорания; - установить наличие или отсутствие уровня профессионального выгорания у педагогов; - обучить педагогов техникам и способам управления своим внутренним состоянием.Участники проекта Педагоги ,воспитатели ,администрация образовательного учреждения. Цель проекта Диагностика, предупреждение возникновения и коррекция синдрома профессионального выгорания у педагогов. Задачи проекта - повысить компетентность педагогов по вопросу профилактики профессионального выгорания; - установить наличие или отсутствие уровня профессионального выгорания у педагогов; - обучить педагогов техникам и способам управления своим внутренним состоянием.
PROEKT.doc
МКОУ «С(К)ОШИ» Проект «Профилактика профессионального выгорания педагогов» Автор проекта: Учитель Вяткина Е.Б. 1 г. Балахна, 2017 год Паспорт педагогического  проекта Наименование  проекта Участники  проекта Цель проекта «Причины возникновения и профилактика  профессионального выгорания педагогических  работников» Педагоги ,воспитатели ,администрация образовательного учреждения. Диагностика, предупреждение возникновения и  коррекция синдрома профессионального выгорания у  педагогов. Задачи проекта ­ повысить компетентность педагогов по вопросу  профилактики профессионального выгорания; ­ установить наличие или отсутствие уровня  профессионального выгорания у педагогов; ­ обучить педагогов техникам и способам управления  своим внутренним состоянием. Сроки реализации 2017 – 2018 учебного года Результат  проекта Выработать и реализовать систему мероприятий по  профилактике профессионального выгорания  педагогов. 2 1.  Полное наименование проекта «Профилактика профессионального  выгорания педагогов» 2. Краткая аннотация проекта Еще 70­е годы некоторые исследователи обратили внимание на довольно  часто встречающееся состояние эмоционального истощения у лиц,  занимающихся в различных сферах коммуникативной деятельности, в  особенности у  педагогов, которые, как правило на определенном этапе своей  деятельности неожиданно начинали терять интерес к ней, формально  относиться к своим обязанностям, конфликтовать с коллегами по  непринципиальным вопросам. В дальнейшем у них обычно развивались  соматические заболевания и невротические расстройства. Наблюдавшиеся  изменения, как было обнаружено, вызывались длительным воздействием  профессионального стресса. Появился термин «burnout», который в  русскоязычной психологической литературе переводится как «выгорание»  или «сгорание». В настоящее время существует единая точка зрения на  сущность профессионального выгорания и его структуру. Согласно  современным данным, под «психическим выгоранием» понимается состояние  физического, эмоционального, умственного истощения, проявляющееся в  профессиях эмоциональной сферы [4, 5, 7]. Актуальность этой темы обусловлена возрастающими требованиями со  стороны общества к личности педагога, т.к.  профессия учителя обладает  огромной социальной важностью. Способность к сопереживанию (эмпатии)  признается одним из самых важных качеств учителя, однако практическая  роль эмоций в профессиональной деятельности оценивается противоречиво.  Можно сказать, что учителя не готовят к возможной эмоциональной  ,перегрузке, не формируют у него (целенаправленно) соответствующих  знаний, умений, личностных качеств, необходимых для преодоления  эмоциональных трудностей профессии. Многочисленные исследования показывают, что педагогическая профессия ­  одна из тех, которая в большей степени подвержена влиянию «выгорания».  3 Это связано с тем, что профессиональный труд педагога отличает очень  высокая эмоциональная загруженность. В современных условиях деятельность учителя буквально насыщена  факторами, вызывающими профессиональное выгорание: большое количество  социальных контактов за рабочий день, предельно высокая ответственность,   недооценка среди руководства и коллег профессиональной значимости,  необходимость быть все время в «форме». Сейчас обществом декларируется  образ социально успешного человека, это образ уверенного в себе человека,  самостоятельного и решительного, достигшего карьерных успехов. Поэтому  многие люди стараются соответствовать этому образу, чтобы быть  востребованными в обществе. Но для поддержания соответствующего имиджа учитель должен иметь внутренние ресурсы. Также, профессия педагога является одной из профессий альтруистического  типа, что повышает вероятность возникновения выгорания. Синдром профессионального выгорания включает в себя три основные  составляющие: эмоциональную истощенность, деперсонализацию и  редукцию профессиональных достижений. Эмоциональное истощение ощущается как эмоциональное перенапряжение,  опустошенность, исчерпанность собственных эмоциональных ресурсов.  Человек не может отдаваться работе как прежде, чувствует приглушенность,  притупленность собственных эмоций, возможны эмоциональные срывы. Деперсонализация ­ тенденция развития негативного, бездушного  отношения к раздражителям. Возрастает обезличенность и формальность  контактов. Негативные установки, имеющие скрытый характер, могут начать  проявляться во внутреннем сдерживаемом раздражении, которое входит со  временем наружу в виде вспышек раздражения или конфликтных ситуаций. Редуцирование личных (персональных) достижений – снижение чувства  компетентности в своей работе, недовольство собой, уменьшение ценности  своей деятельности, негативное самовосприятие в профессиональной сфере.  Возникновение чувства вины за собственные негативные проявления или  чувства, снижение профессиональной и личной самооценки, появление  чувства собственной несостоятельности, безразличие к работе. 4 Можно выделить три основные стадии синдрома профессионального  выгорания у учителя: ­ на первой начальной стадии у учителей наблюдаются отдельные сбои на  уровне выполнения функций, произвольного поведения: забывание каких­то  моментов (например, внесена ли нужная запись в документацию, задавался ли  ученику планируемый вопрос, что ученик ответил на поставленный вопрос,  сбои в выполнении каких­либо двигательных действий и т.д.). Из­за боязни  ошибиться, это сопровождается повышенным контролем и многократной  проверкой выполнения рабочих действий  на фоне ощущения нервно­ психической напряженности; ­ на второй стадии наблюдается снижение интереса к работе, потребности в  общении (в том числе, и дома, с друзьями): «не хочется никого видеть», «в  четверг ощущение, что уже пятница», «неделя длится нескончаемо»,  нарастание апатии к концу недели, появление устойчивых соматических  симптомов (нет сил, энергии, особенно к концу недели; головные боли по  вечерам; «мертвый сон без сновидений», увеличение числа простудных  заболеваний); повышенная раздражительность (любая мелочь начинает  раздражать); ­ третья стадия – собственно личностное выгорание. Характерна полная  потеря интереса к работе и жизни вообще, эмоциональное безразличие,  отупение, нежелание видеть людей и общаться с ними, ощущение постоянного отсутствия сил. Особо опасно выгорание в начале своего развития, так как «выгорающий»  учитель, как правило, не осознает его симптомы и изменения в этот период  легче заметить со стороны. Выгорание легче предупредить, чем лечить,  поэтому важно обращать внимание на факторы, способствующих развитию  этого явления. Факторы, вызывающие выгорание группируются в два больших блока,  организационные факторы и индивидуальные характеристики самих  профессионалов [7]. Индивидуальные факторы. Исследователи выгорания (C.Maslach) показывают, что работники социальной сферы начинают испытывать данный симптом через 5 2­4 года после начала работы. Склонность более молодых по возрасту к  выгоранию объясняется эмоциональным шоком, который они испытывают при столкновении с реальной действительностью, часто не соответствующей их  ожиданиям [7, 10]. Имеются исследования, свидетельствующие о наличии связи между семейным положением и выгоранием. В них отмечается более высокая степень  предрасположенности к выгоранию лиц  (особенно мужского пола), не  состоящих в браке. Причем холостяки в большей степени предрасположены к  выгоранию даже по сравнению с разведенными мужчинами. Вероятнее всего,  это может быть обусловлено одновременным действием других факторов [7]. Особенно важным является изучение взаимосвязи особенностей личности и  выгорания [7, 10]. Рассмотрим наиболее важные из них. Личностная выносливость – способность личности осуществлять контроль за жизненными ситуациями и гибко реагировать на различного рода  изменения. Практически все авторы [7, 10] считают, что личностная  выносливость тесно связана со всеми тремя компонентами выгорания.  Учителя с высокой степенью данной характеристики имеют низкий уровень  выгорания. Учителя, владеющие активной тактикой сопротивления стрессу, имеют  низкий уровень выгорания. Тревожность среди других характеристик личностных особенностей имеет  наиболее тесные связи с выгоранием. Обнаружена тесная связь между синдромом профессионального выгорания и  «локусом контроля». Если человек большей частью принимает  ответственность за события, происходящие в его жизни, на себя, объясняя их  своим поведением, характером, способностями, то это показывает наличие у  него внутреннего локуса контроля. Если же он имеет склонность приписывать ответственность за все внешним факторам, находя причины в других людях, в  окружающей среде, в судьбе или случае, то это свидетельствует о наличии у  него внешнего локуса контроля. Практически в большинстве работ этой  тематики отмечается положительная корреляционная связь между внешним  локусом контроля и составляющими выгорания [7]. 6 В связи с развитием синдрома профессионального выгорания наиболее  уязвимы те, кто реагирует на стресс по типу А. Поведение типа А  свойственно людям, предпочитающим бурный темп жизни, преодоление  трудностей, конкурентную борьбу, сильную потребность держать все под  контролем. К.Кондо относит к «сгорающим» также «трудоголиков» (кто решил посвятить себя реализации только рабочих целей, кто нашел свое признание в работе до  самозабвения) [10]. Лица, предъявляющие непомерно высокие требования к  себе, наиболее подвержены выгоранию. В их представлении настоящий  специалист – это образец профессиональной неуязвимости и совершенства.  Входящие в эту категорию личности ассоциируют свой труд с  предназначением, миссией, поэтому у них стирается грань между работой и  личной жизнью. Организационные факторы. Развитию выгорания может содействовать неопределенность или недостаток  ответственности. В то же время, самостоятельность и независимость учителя  в своей деятельности, возможность принимать важные решения является  важным моментом, отрицательно воздействующим на выгорание. Синдром профессионального выгорания тесно связан с тем, что работа может  быть многочасовой, не оцениваемой должным образом, имеющей  трудноизмеримое содержание, требующей исключительной продуктивности  или соответствующей подготовки, с тем, что характер руководства со  стороны вышестоящих не соответствует содержанию работы. Практически все исследователи показывают, что повышенные нагрузки,  сверхурочная работа стимулирует развитие выгорания. Аналогичные  результаты получены и между продолжительностью рабочего дня и  выгоранием, поскольку эти две переменные тесно связаны друг с другом.  Перерывы в работе оказывает положительный эффект и снижает уровень  выгорания, но этот эффект носит временный характер: уровень выгорания  частично повышается через три дня после возвращения к работе и полностью  восстанавливается через три недели [7]. Решающую роль в предотвращении синдрома профессионального выгорания  является социальная поддержка со стороны коллег, руководителей, семьи,  друзей. Особенно значимой является поддержка администрации [10]. Для  7 работников при стимулировании важно (и это отмечается многими  исследователями) не абсолютное количество вознаграждения, а его  соотнесение с собственным затраченным трудом и трудом своих коллег, что  обозначается как справедливость. Кроме того, исследователи [6, 7, 9, 10] подчеркивают важность такого  фактора, как обратная связь. «Существенным препятствием становится наше  незнание, ­ пишет А.Н.Моховиков, ­ действительно ли мы помогли, так как  зачастую у нас нет информации о дальнейшем развитии ситуации. Мучимые  сомнениями, мы совершаем «дурную работу»: избыточно рефлексируем,  волнуемся, волнуемся, сворачиваем в сторону, сдаемся или мужественно  сражаемся; и это так или иначе усиливает со временем усталость и апатию»  [7]. Содействуют возникновению выгорания непосредственный глубокий контакт  с учениками и острота их проблем [10]. А.Н.Моховиков называет и другие факторы возникновения синдрома  выгорания: внутриличностный конфликт и острый психологический стресс.  Синдром профессионального выгорания – это реакция на стрессовые  воздействия [6]. В.В.Бойко считает, что выгорание представляет  выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия [1, 8]. Целесообразно периодически проверять, в какой степени у  учителя сформировалась психологическая защита в форме эмоционального  выгорания (см. Приложение 1), это дает возможность разработать меры по его предупреждению. Своевременная профилактика выгорания включает в себя три  направления работы. 1.Организация деятельности. Администрация может смягчить развитие  «сгорание», если обеспечит работникам возможность профессионального  роста, наладит поддерживающие социальные и другие положительные  моменты, повышающие мотивацию. Администрация также может четко  распределить обязанности, продумав должностные инструкции. Руководство  может организовать здоровые взаимоотношения сотрудников [10]. 8 В учебные программы можно включить техники контроля собственного  времени и выработки уверенности в себе, информацию о стрессе, техники  релаксации. В плане профилактики синдрома выгорания следует большое внимание  уделить организации рабочего места и времени. Здесь можно говорить о  создании благоприятных условий во время рабочего дня: обеспеченность  справочными материалами и пособиями, должна быть скомплектована  библиотека, изданий периодической печати, техническая оснащенность.  Помещение должно соответствовать нормам санитарно­гигиенических  требований (освещенность, температура, удобная мебель). Кроме того, важна  возможность технического перерыва для принятия пищи, отдыха  (восстановления сил). 2. Улучшение психологического климата в коллективе. Следующее  направление профилактики синдрома «выгорания» – это создание  психологического комфорта в профессиональной группе, создание  коллектива существующего как единое целое, как группы людей  поддерживающих друг друга. Одним из факторов, нарушающим  психологический климат в коллективе, является крайне низкий уровень  материальной обеспеченности учителей, из­за чего люди не имеют  возможности снять груз переживаний и расслабиться в домашней обстановке,  в семье. Пребывание на природе, походы в театр также требуют времени и  материальных возможностей, а последние у большинства крайне ограничены.  Тем не менее, решение вопроса можно найти в расширении духовной сферы  личности человека (кругозора, эстетических потребностей), что ведет к  большей терпимости и взаимопониманию [2]. Решение этого вопроса можно  найти и в организации командообразующих тренингов.  Кроме того, необходимо учесть, что работа педагога в основном основана на  энтузиазме, поэтому для работников социальной сферы большое значение  имеет самостоятельность в принятии решений и акцент в системе  взаимоотношений должен быть смещен с контроля на собственную совесть  каждого человека . Известный петербургский психотерапевт А.В.Гнездилов, обсуждая вопрос о  профессиональном «выгорании», пишет: «Стремление к профессиональному  9 совершенствованию, внимание к собственным эстетическим запросам,  постоянное сознание необходимости делать добро будут способствовать  созданию той атмосферы, в которой возможно купирование многих  стрессовых реакций». 3. Работа с индивидуальными особенностями. Психологическая работа с  учителями должна включать три основных направления, соответствующие  выявленным аспектам выгорания. Первое направление направлено на развитие креативности у педагогов, т.к.  одним из признаков выгорания является ригидность мышления,  сопротивляющееся изменениям. Креативность – это быстрота, гибкость, точность, оригинальность мышления, богатое воображение, чувство  юмора. Креативность является мощным фактором развития личности,  определяет ее готовность изменяться, отказываться от стереотипов. Второе направление должно нивелировать влияние негативных  профессиональных и личностных факторов, способствующих  профессиональному выгоранию. Здесь необходима работа по развитию у  сотрудников умения разрешать конфликтные ситуации, находить  конструктивные решения, способности достигать поставленные цели и  пересматривать систему ценностей и мотивов, препятствующих  профессиональному и личному совершенствованию и др. Для этого могут  быть использованы разного рода тренинги, например, тренинги уверенности в  себе, самораскрытия, личностного роста, принятия решений. Третье направление должно быть направлено на снятие у сотрудников  стрессовых состояний, возникающих у сотрудников в связи с напряженной  деятельностью, формирование навыков саморегуляции, обучение техникам  расслабления и контроля собственного физического и психического  состояния, повышение стрессоустойчивости [3]. Саморегуляция может осуществляться как непроизвольно (т.е. на уровне  функционирования естественных природных механизмов, без участия  сознания), так и произвольно с участием сознания. Этот второй вид  саморегуляции обычно называют психической саморегуляцией, под которой  понимают целенаправленное изменение, как отдельных  психофизиологических функций, так и в целом психоэмоционального  10 состояния и осуществляется с помощью естественных или специально  сконструированных приемов и способов саморегуляции. В результате саморегуляции могут возникать три основных эффекта: ­ эффект успокоения (устранение эмоциональной напряженности); ­ эффект восстановления (ослабление проявления утомления); ­ эффект активизации (повышение психофизиологической реактивности). Многие люди бессознательно используют такие естественные способы  саморегуляции, как длительный сон, вкусная еда, общение с природой и  животными, баня, массаж, движение, танцы, музыка и многое другое. К  сожалению, подобные средства нельзя, как правило, использовать на работе,  непосредственно в тот момент, когда возникла напряженная ситуация или  накопилось утомление. Но существуют приемы, которые можно использовать  во время работы. Некоторыми из этих приемов учителя пользуются, но  делают это обычно интуитивно, бессознательно. Поэтому важно: ­ разобраться, какими естественными механизмами снятия напряжения и  разрядки, повышения тонуса учитель уже владеет, но делает это бессистемно,  от случая к случаю, не осознавая, что они являются своего рода техникой  безопасности для его работы; ­   осознать их; ­ перейти от спонтанного применения естественных способов регуляции к  сознательному использованию в целях управления своим состоянием; ­   освоить способы психической саморегуляции или самовоздействия. Опыт  взаимодействия с учителями  позволяет выделить следующий банк  естественных приемов регуляции организма: смех, улыбка, юмор;  размышления о хорошем, приятном; различные движения, типа потягивания,  расслабления мышц; наблюдение за пейзажем за окном; рассматривание  цветов в помещении, фотографий, других приятных или дорогих для человека вещей; мысленное обращение человека к высшим силам  (богу, вселенной,  великой идее); «купание» (реальное или мысленное) в солнечных лучах;  вдыхание свежего воздуха; чтение стихов; высказывание похвалы,  комплиментов кому­либо просто так. 11 Произвольные способы саморегуляции появились как результат работы  ученых на основе изучения психологии и физиологии человека,  закономерности и развития механизмов развития напряженности и утомления, обобщения опыта поведения людей в стрессовых ситуациях, накопленного  столетиями. Круг методов и способов психической саморегуляции достаточно широк.  Одни из них достаточно понятны и просты в освоении, другие довольно  сложные, их освоение требует методического руководства со стороны  подготовленных специалистов, третьи весьма необычны, оригинальны и могут  даже показаться странными, тем не менее, эффективно работают, и много  людей в мире их с удовольствием используют. Использование способов  саморегуляции является эффективным средством профилактики  напряженности, предотвращения синдрома профессионального выгорания.  Это – своего рода, техника безопасности для учителей. Знание стадий и факторов синдрома профессионального выгорания позволит  учителям более серьезно отнестись к своевременной профилактике развития  этого синдрома. Профилактика должна быть комплексной, психологической,  организационной, направленной на коррекцию нарушений психического  состояния и, при необходимости, на улучшение психологического климата в  коллективе, оптимизацию труда педагога.  Приложение 1 Диагностика профессионального выгорания (К.Маслач, С.Джексон, в адаптации Н.Е. Водопьяновой) Шкалы: эмоциональное истощение, деперсонализация, редукция личных  достижений Назначение теста: Изучение степени профессионального «выгорания». Инструкция к тесту: Ответьте, пожалуйста, как часто вы испытываете  чувства, перечисленные ниже в опроснике. Для этого на бланке для ответов  отметьте по каждому пункту вариант ответа: «никогда»; «очень редко»;  «иногда»; «часто»; «очень часто»; «каждый день».  Тест 1. Я чувствую себя эмоционально опустошенным. 12 2. После работы я чувствую себя, как выжатый лимон. 3. Утром я чувствую усталость и нежелание идти на работу. 4. Я хорошо понимаю, что чувствуют мои подчиненные и коллеги, и стараюсь  учитывать это в интересах дела. 5. Я чувствую, что общаюсь с некоторыми подчиненными и коллегами как с  предметами (без теплоты и расположения к ним). 6. После работы на некоторое время хочется уединиться от всех и всего. 7. Я умею находить правильное решение в конфликтных ситуациях,  возникающих при общении с коллегами. 8. Я чувствую угнетенность и апатию. 9. Я уверен, что моя работа нужна людям. 10. В последнее время я стал более черствым по отношению к тем, с кем  работаю. 11. Я замечаю, что моя работа ожесточает меня. 12. У меня много планов на будущее, и я верю в их осуществление. 13. Моя работа все больше меня разочаровывает. 14. Мне кажется, что я слишком много работаю. 15. Бывает, что мне действительно безразлично то, что происходит с  некоторыми моими подчиненными и коллегами.  16. Мне хочется уединиться и отдохнуть от всего и всех. 17. Я легко могу создать атмосферу доброжелательности и сотрудничества в  коллективе. 18. Во время работы я чувствую приятное оживление. 19. Благодаря своей работе я уже сделал в жизни много действительно  ценного. 20. Я чувствую равнодушие и потерю интереса ко многому, что радовало меня в моей работе. 21. На работе я спокойно справляюсь с эмоциональными проблемами. 22. В последнее время мне кажется, что коллеги и подчиненные все чаще  перекладывают на меня груз своих проблем и обязанностей.  Обработка и интерпретация результатов теста Опросник имеет три шкалы: 13 • «эмоциональное истощение» (9 утверждений); «деперсонализация» (5 утверждений); • «редукция личных достижений» (8 утверждений).  Варианты ответов оцениваются следующим образом: • «никогда» – 0 баллов; • «очень редко» – 1 балл; • «иногда» – 3 балла; • «часто» – 4 балла; • «очень часто» – 5 баллов; • «каждый день» – 6 баллов.  Ключ к тесту Ниже перечисляются шкалы и соответствующие им пункты опросника. • «Эмоциональное истощение» – ответы «да» по пунктам 1, 2, 3, 6, 8, 13, 14,  16, 20 (максимальная сумма баллов – 54). • «Деперсонализация» – ответы «да» по пунктам 5, 10, 11, 15, 22  (максимальная сумма баллов – 30). • «Редукция личных достижений» – ответы «да» по пунктам 4, 7, 9, 12, 17, 18,  19, 21 (максимальная сумма баллов – 48). Чем больше сумма баллов по каждой шкале в отдельности, тем больше у  обследованного выражены различные стороны «выгорания». О тяжести  «выгорания» можно судить по сумме баллов всех шкал. Приложение 2 Методика «Диагностика эмоционального выгорания личности» (В.В. Бойко) ТЕКСТ ОПРОСНИКА Инструкция: Прочитайте суждения и ответьте «да» или «нет». Примите во внимание, что,  если в формулировках опросника идет речь о партнерах, то имеются в виду  субъекты вашей профессиональной деятельности, с которыми вы ежедневно  работаете, общаетесь. 14 1. Организационные недостатки на работе постоянно заставляют нервничать,  переживать, напрягаться. 2. Сегодня я доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры. 3. Я ошибся в выборе профессии или профиля деятельности (занимаю не свое  место). 4. Меня беспокоит то, что я стал хуже работать (менее продуктивно,  качественно, медленнее). 5. Теплота взаимодействия с партнерами зависит от моего настроения —  хорошего или плохого. 6. От меня как профессионала мало зависит благополучие партнеров. 7. Когда я прихожу с работы домой, то некоторое время (часа 2­3) мне  хочется побыть наедине, чтобы со мной никто не общался. 8. Когда я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее решить  проблемы партнера (свернуть взаимодействие). 9. Мне кажется, что эмоционально я не могу дать партнерам того, что требует профессиональный долг. 10. Моя работа притупляет эмоции. 11. Я откровенно устал от человеческих проблем, с которыми приходится  иметь дело на работе. 12. Бывает, я плохо засыпаю (сплю) из­за переживаний, связанных с работой. 13. Взаимодействие с партнерами требует от меня большого напряжения. 14. Работа с людьми приносит все меньше удовлетворения. 15. Я бы сменил место работы, если бы представилась возможность. 16. Меня часто расстраивает то, что я не могу должным образом оказать  партнеру профессиональную поддержку, услугу, помощь. 17. Мне всегда удается предотвратить влияние плохого настроения на  деловые контакты. 18. Меня очень огорчает, если что­то не ладится в отношениях с деловым  партнером. 19. Я настолько устаю на работе, что дома стараюсь общаться как можно  меньше. 20. Из­за нехватки времени, усталости или напряжения часто уделяю  внимание партнеру меньше, чем положено. 15 21. Иногда самые обычные ситуации общения на работе вызывают  раздражение. 22. Я спокойно воспринимаю обоснованные претензии партнеров. 23. Общение с партнерами побудило меня сторониться людей. 24. При воспоминании о некоторых коллегах по работе или партнерах у меня  портится настроение. 25. Конфликты или разногласия с коллегами отнимают много сил и эмоций. 26. Мне все труднее устанавливать или поддерживать контакты с деловыми  партнерами. 27. Обстановка на работе мне кажется очень трудной, сложной. 28. У меня часто возникают тревожные ожидания, связанные с работой: что­то должно случиться, как бы не допустить ошибки, смогу ли сделать все, как  надо, не сократят ли и т. п. 29. Если партнер мне не приятен, я стараюсь ограничить время общения с ним или меньше уделять ему внимания. 30. В общении на работе я придерживаюсь принципа: «не делай людям добра,  не получишь зла». 31. Я охотно рассказываю домашним о своей работе. 32. Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается на  результатах работы (меньше делаю, снижается качество, случаются  конфликты). 33. Порой я чувствую, что надо проявить к партнеру эмоциональную  отзывчивость, но не могу. 34. Я очень переживаю за свою работу. 35. Партнерам по работе отдаешь внимания и заботы больше, чем получаешь  от них признательности. 36. При мысли о работе мне обычно становится не по себе, начинает колоть в  области сердца, повышается давление, появляется головная боль. 37. У меня хорошие (вполне удовлетворительные) отношения с  непосредственным руководителем. 38. Я часто радуюсь, видя, что моя работа приносит пользу людям. 39. Последнее время меня преследуют неудачи в работе. 40. Некоторые стороны моей работы вызывают глубокое разочарование,  повергают в уныние. 16 41. Бывают дни, когда контакты с партнерами складываются хуже, чем  обычно. 42. Я разделяю деловых партнеров (субъектов деятельности) на «хороших» и  «плохих». 43. Усталость от работы приводит к тому, что я стараюсь сократить общение  с друзьями и знакомыми. 44. Я обычно проявляю интерес к личности партнера помимо того, что  касается дела. 45. Обычно я прихожу на работу отдохнувшим, со свежими силами, в  хорошем настроении. 46. Я иногда ловлю себя на том, что работаю с партнерами автоматически, без души. 47. По работе встречаются настолько неприятные люди, что невольно  желаешь им чего­нибудь плохого. 48. После общения с неприятными партнерами у меня бывает ухудшение  физического или психического самочувствия. 49. На работе я испытываю постоянные физические или психологические  перегрузки. 50. Успехи в работе вдохновляют меня. 51. Ситуация на работе, в которой я оказался, кажется безысходной (или  почти безысходной). 52. Я потерял покой из­за работы. 53. На протяжении последнего года были жалобы в мой адрес со стороны  партнеров. 54. Мне удается беречь нервы благодаря тому, что многое из происходящего с партнерами я не принимаю близко к сердцу. 55. Я часто с работы приношу домой отрицательные эмоции. 56. Я часто работаю через силу. 57. Прежде я был более отзывчивым и внимательным к партнерам, чем теперь. 58. В работе с людьми руководствуюсь принципом, не трать нервы, береги  здоровье. 59. Иногда иду на работу с тяжелым чувством — как все надоело, никого бы  не видеть и не слышать. 60. После напряженного рабочего дня я чувствую недомогание. 17 61. Контингент партнеров, с которым я работаю, очень трудный. 62. Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий,  которые я затрачиваю. 63. Если бы мне повезло с работой, я был бы более счастлив. 64. Я в отчаянии из­за того, что на работе у меня серьезные проблемы. 65. Иногда я поступаю со своими партнерами так, как не хотел бы, чтобы  поступали со мной. 66. Я осуждаю партнеров, которые рассчитывают на особое снисхождение,  внимание. 67. Чаще всего после рабочего дня у меня нет сил заниматься домашними  делами. 68. Обычно я тороплю время: скорей бы рабочий день кончился. 69. Состояния, просьбы, потребности партнеров обычно меня искренне  волнуют. 70. Работая с людьми, я обычно как бы «ставлю экран», защищающий от  чужих страданий и отрицательных эмоций. 71. Работа с людьми (партнерами) очень разочаровала меня. 72. Чтобы восстановить силы, я часто принимаю лекарства. 73. Как правило, мой рабочий день проходит спокойно и легко. 74. Мои требования к выполняемой работе выше, чем то, чего я достигаю в  силу обстоятельств. 75. Моя карьера сложилась удачно. 76. Я очень нервничаю из­за всего, что связано с работой. 77. Некоторых из своих постоянных партнеров я не хотел бы видеть и  слышать. 78. Я одобряю коллег, которые полностью посвящают себя людям  (партнерам), забывая о собственных интересах. 79. Моя усталость на работе обычно мало сказывается в общении с  домашними и друзьями. 80. Если предоставляется случай, я уделяю партнеру меньше внимания, но  так, чтобы он этого не заметил. 81. Меня часто подводят нервы в общении с людьми на работе. 18 82. Почти ко всему, что происходит на работе,  я утратил интерес, живое  чувство. 83. Работа с людьми плохо повлияла на меня как профессионала — обозлила,  сделала нервным, притупила эмоции. 84. Работа с людьми явно подрывает мое здоровье. Обработка и интерпретация результатов теста:  определяется сумма баллов отдельно для каждого из 12 симптомов  «выгорания»,  подсчитывается сумма показателей симптомов для каждой из трех фаз  формирования «выгорания»,  находится итоговый показатель синдрома эмоционального «выгорания»  — сумма показателей всех 12 симптомов. Напряжение 1. Переживание психотравмирующих обстоятельств: +1(2), +13(3), +25(2),  ­37(3), +49(10), +61,(5), ­73(5) 2. Неудовлетворенность собой: ­2(3), +14(2), +26(2), ­38(10), ­50(5), +62(5),  +74(3), 3. «Загнанность в клетку»: +3(10), +15(5), +27(2), +39(2), +51(5), +63(1), ­75(5) 4. Тревога и депрессия: +4(2), +16(3), +28(5), +40(5), +52(10), +64(2), +76(3) Резистенция 1. Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование: +5(5), ­17(3),  +29(10), +41(2), +53(2), +65(3), +77(5) 2. Эмоционально­нравственная дезориентация: +6(10), ­18(3), +30(3), +42(5),  +54(2), +66(2), ­78(5) 3. Расширение сферы экономии эмоции: +7(2), +19(10), ­31(2), +43(5), +55(3),  +67(3), ­79(5) 4. Редукция профессиональных обязанностей: +8(5), +20(5), +32(2), ­44(2),  +56(3), +68(3), +80(10) Истощение 1. Эмоциональный дефицит: +9(3), +21(2), +33(5), ­45(5), +57(3), ­69(10),  +81(2) 19 2. Эмоциональная отстраненность: +10(2), +22(3), ­34(2), +46(3), +58(5), +70(5), +82(10) 3. Личностная отстраненность (деперсонализация): +11(5), +23(3), +35(3),  +47(5), +59(5), +72(2), +83(10) 4. Психосоматические и психовегетативные нарушения: +12(3), +24(2),  +36(5), +48(3), +60(2), +72(10), +84(5) Показатель выраженности каждого симптома колеблется в пределах от 0 до  30 баллов:  9 и менее баллов — не сложившийся симптом,  10­15 баллов — складывающийся симптом,  16 и более — сложившийся. Симптомы с показателями 20 и более баллов относятся к доминирующим в  фазе или во всем синдроме эмоционального «выгорания». Методика  позволяет увидеть ведущие симптомы «выгорания». Существенно важно  отметить, к какой фазе формирования стресса относятся доминирующие  симптомы и в какой фазе их наибольшее число. Дальнейший шаг в интерпретации результатов опроса — осмысление  показателей фаз развития стресса — напряжение, резистенция и истощение. В  каждой из них оценка возможна в пределах от 0 до 120 баллов. Однако  сопоставление баллов, полученных для фаз, неправомерно, ибо не  свидетельствует об их относительной роли или вкладе в синдром. Дело в том,  что измеряемые в них явления существенно разные — реакция на внешние и  внутренние факторы, приемы психологической защиты, состояние нервной  системы. По количественным показателям правомерно судить только о том,  насколько каждая фаза сформировалась, какая фаза сформировалась в  большей или меньшей степени:  36 и менее баллов — фаза не сформировалась;  37­60 баллов — фаза в стадии формирования;  61 и более баллов — сформировавшаяся фаза. Приложение 3 Тренинговые задания 20 Цели и задачи тренинга: - научить участников тренинга раскрепощаться; - раскрытие внутренних резервов (потенциала); - развитие коммуникативных навыков; - развитие невербальных способов общения и выражения эмоций; - помощь в саморазвитии; - улучшение субъективного самочувствия и укрепление психического здоровья; - изучение психологических закономерностей, механизмов и эффективных способов межличностного взаимодействия для создания основы более эффективного и гармоничного общения с людьми; - развитие самосознания и самоисследование участников для коррекции или предупреждения эмоциональных нарушений на основе внутренних и поведенческих изменений; - содействие процессу личностного развития, реализации творческого потенциала, достижению оптимального уровня жизнедеятельности и ощущения счастья и успеха. Упражнение «Шеренга» Цель: сплочение коллектива. Упражнение позволяет осознать невербальные средства установления контакта, апробировать их в безопасных условиях группы, проверить свои возможности установления контакта в различных ситуациях, понять, что при установлении контакта не существует универсальных средств и правил, а прежде всего необходимо ориентироваться на человека, с которым взаємодієш. Ход упражнения: Участники выстраиваются в шеренгу по: росту; цвету волос, знаку зодиака и др. Инструкция: «Сейчас вам нужно построиться в шеренгу по цвету глаз, от самых светлых до самых темных. Но запрещается разговаривать. Итак, начали. На построение дается 2 минуты. Затем предлагается - по цвету волос, от самых светлых до самых 21 темных. Условия те же. Последнее задание самое сложное: построение по росту с закрытыми глазами, не разговаривая. Игра «Три человека у телефона» Цель: тренировка учения понимать невербальное общение. Ход игры: Вызывают три желающих участника. Тренер каждому «на ушко» сообщает задание. Задачи у всех разные, но их объединяет одно. Участники должны изобразить группе участников тренинга, что каждый находится в телефонной будке и разговаривает по телефону, но с разным настроением. Именно этот настрой и сообщает им «на ушко»тренер, также он информирует участников о том, с кем и о чем они разговаривают, какие чувства они испытывают. Например: один - обеспокоен, вызывает скорую помощь; второй - агрессивно настроен по отношению оппоненту, высказывает ему свое негативное отношение; третий - счастливый влюбленный, договаривается о свидании. 3 основных участника замирают в позе, которая по их мнению наиболее точно передает состояние их героя. Задача основных игроков догадаться о настроении этих людей, о примерное содержание разговора. Вопросы для обсуждения: • Легко ли вам было догадаться о настроении этих людей? • Удалось ли угадать примерное содержание разговора? • Какие трудности возникали в ходе игры? Упражнение «Найди свою звезду» Цель: возможность расслабиться, набраться оптимизма и уверенности в себе. Вы, наверное устали немного, пора и отдохнуть. Садитесь в кресло, постарайтесь расслабиться, сделайте три глубоких вдоха и выдоха, глаза закрываются. (Звучит музыка) Представьте себе звездное небо. Звезды большие и маленькие, яркие и темные. Для одних это одна или несколько звезд, для других - бесчисленное множество ярких блестящих точек, то удаляющихся, то приближающихся на расстояние вытянутой руки. Посмотрите внимательно на звезды и выберите самую прекрасную звезду. Может, она похожа на вашу мечту детства, а может - она напомнила вам о минутах счастья, радости, удачи, вдохновения? Еще раз полюбуйтесь своей звездой и попробуйте до нее дотянуться. Старайтесь изо всех сил! И вы обязательно достанете свою звезду. Снимите ее с неба и 22 бережно положите перед собой, рассмотрите поближе и постарайтесь запомнить, как она выглядит, какой свет излучает. А теперь проведите ладонями по коленям, вниз к ступням ног, и сладко потянитесь, откройте глаза. Возьмите лист бумаги, карандаши, краски, что пожелаете. Нарисуй свою звезду, вырежьте и наклейте ее на наше звездное небо. Упражнение «Благодарности» Тренер пускает по кругу какой-нибудь предмет (мячик, маркер и т. д.) и говорит, что, как только музыка остановится, игрок, у которого в этот момент будет предмет, должен поблагодарить участникам, что сидят справа и слева от него. Желательно, чтобы благодарности не были формальными и каждый участник говорил о те поступки, качества партнера, которые были действительно важны (полезны) для него на этом тренинге. Если участники не могут рассказать, в чем они благодарны своим партнерам, то тренер предлагает им просто порадовать их любым способом. Это могут быть комплимент, выразительный жест и др. В группах, где высока степень открытости и раскрепощенности, можно попросить участников подарить друг другу песню, танец или другое. Упражнение «Мой портрет в лучах солнца» Цель: способствовать позитивному восприятию «СВОЕГО «Я». Ход упражнения: тренер просит участников подумать и ответить на вопрос: «Почему каждый из вас заслуживает уважения?». Затем каждый рисует солнце, в центре солнечного круга пишет свое имя и рисует свой портрет, а вдоль солнечных лучей записывает свои положительные черты.Тренер подчеркивает: «Постарайтесь, чтобы солнечных лучей было как можно больше». Желающие зачитывают список своих черт, цепляют свое солнце на доске, делятся своими чувствами и впечатлениями от упражнения. Тренер зачитывает участникам информационный лист «Советы по повышению самоуважения: Помните о свои положительные черты, вместо того, чтобы помнить плохое. Во всем, что делаете, старайтесь найти позитив. Поздравьте себя с этим успехом. Постоянно вспоминайте свои успехи. Простите себе ошибки. 23 Упражнение «Просьба — отказ» Цель: тренировать навыки ответственного поведения. Ход упражнения: участники объединяются в три подгруппы. Каждая подгруппа получает карточку с ситуацией. Через 10 мин участникам нужно предложить несколько вариантов ответственного поведения в данной ситуации. Необходимо попросить не унижаясь и отказать не обидев. Ситуации желательно представить в форме ролевой игры. Провести обсуждение вариантов ответов с учетом признаков ответственного поведения. Ситуация 1: «учитель — ученик». Ученик хочет сдать переаттестацию, а учитель не может его сейчас принять. Ситуация 2: «учитель — учитель». Коллега перед уроком просит вас заменить его, а вы в это время имели свои планы. Ситуация 3: «учитель — администратор». Учитель обращается к директору с просьбой об увеличении нагрузки, а директор отказывает. Что для вас легче было сделать — ответственно попросить ответственно отказать? Что вам нужно, чтобы вести себя ответственно? Упражнение «Замена негативных мыслей на позитивные» Цель: формирование позитивного мышления, умения находить конструктивные решения в критических ситуациях. Инструкция. Вспомните, когда у вас были неудачи, которые и сейчас имеют влияние на ваше здоровье, жизнь, поведение и самочувствие. Напишите 5— 10 таких предложений, а затем попробуйте заменить негативные мысли о себе на позитивные. Рефлексия: если имеете желание, можете поделиться с группой своими впечатлениями от упражнения. Упражнение «Хочу. Должен. Решаю» Цель: осознание участниками факта своего существования, формирования умений самоанализа. Инструкция. Напишите 10 или больше предложений, которые бы начинались со слов «Я хочу...» (время работы 5 мин) аналогично с предложениями «Я должен...» и «Я обязан...». А теперь напишите о самостоятельные решения, которые принимаете «здесь-и- теперь». Упражнение «Книга моей жизни» Цель: релаксация. 24 Инструкция: Сядьте удобно. Сделайте несколько спокойных вдохов под выражение «мне хорошо». Закройте глаза, представьте себе белый экран, на котором будут последовательно меняться картины. Вот перед вами дерево крупным планом, которое постепенно удаляется, вот облака, что медленно плывут и тоже исчезают, кажется, ваш взгляд на чем-то задерживается..., дайте волю своему воображению... Каждый мысленно возвращается к своему детству. А детство и сказка неразлучны, как неразлучны река и берега, солнечный свет и день, цветок и земля, ночь и луна. Каждый любил слушать сказки, и вы можете снова и снова вспомнить, как вы всем сердцем сочувствовали и сопереживали с главным героем, проходя вместе с ним через все испытания и радуясь за него и за его успехи. Каждый любил не раз листать страницы книги, в очередной раз рассматривая рисунки со сказочными героями. Вы можете просмотреть другую книгу — книгу жизни, и найти в ней самые интересные страницы. Вспомните себя семнадцатилетним (о чем мечтали, кем хотели стать). Похвалите себя за каждую удачу, за каждый успех. Вы приложили усилия, проявили способности, у вас что-то получилось — и это прекрасно. Перевернем следующую страницу. На этих страницах вы видите себя радостной и счастливой, уверенной и довольной человеком, который легко преодолевает трудности и достигает успеха в своих делах. Иногда попадаются страницы, где вы видите свои прежние поражения, неудачи, где вы кого-то обидели или оскорбили вас, где вас раздирает гнев, клокочет возмущение, мучает чувство вины, страха, обиды. Вы можете вырвать эти страницы из своей книги, сделав из них бумажные самолетики, и пустив их по ветру, помахав им рукой, попрощавшись с ними навсегда. Или вы можете оставить их и поблагодарить каждой ситуации за то, что получили в ней уроки жизни, ибо нельзя научиться жить без трудностей. Скажите «спасибо» всем своим учителям — жизненным проблемам и трудностям, за возможность сравнить и понять состояние взлета и падения, неприятности и радости, горечь поражения и радость победы. Без неприятностей мы очень быстро привыкли бы к радостям жизни и оно было бы скучное и неинтересное. Спасибо всем, кто когда-то вас обидел, пренебрег, отказал, — вам было 25 больно, однако вы духовно поднялись на одну, а может, на несколько ступенек. А теперь полистайте свою книгу снова вперед и вернитесь в сегодняшний день, в этот час, в эту комнату. Сделайте глубокий вдох и энергичный выдох под выражение «Я бодр» и откройте глаза. Рефлексия: вы имели возможность пролистать книгу своей жизни. Поделитесь своими мыслями, впечатлениями и ответьте на вопросы: Что вы чувствовали, когда мысленно листали эту книгу (волнение, подъем, радость, печаль или просто ничего не чувствовали)? Когда перелистывали страницу детства, кем хотели стать? Упражнение «Воображаемая разговор со своей профессией» Цель: развитие внутренней мотивации личности. Тренер: «Ваша профессия — это не только диплом, рабочее место, зарплата, коллеги. Она материализуется не только в внешних атрибутах, которые можно увидеть, почувствовать на ощупь. Она — это и вы со всем количеством психической энергии, которую вы выделяете и вкладываете в вашу профессию. Она — это тысячи других людей, которые тоже наполняют ее определенным количеством энергии. Представьте себе, что ваша профессия — живое существо. Как и с любым живым существом, с ней можно и нужно общаться: слава ей, хвалить, уважать, просить и тому подобное. Полюбите свою профессию — и она полюбит вас! Можно потратить десятилетия на свою профессиональную деятельность, но если работать «без огонька», «без души», без интереса, то и результаты будут неутешительными. Не ждите в таком случае отдачи от нее. А если работать творчески, «с огоньком», вкладывая всю душу в работу, результат, как правило, оправдает себя. Можно «заземлить» свою профессию на книгах (в литературе по специальности), учебниках, символах успеха в профессиональной сфере (дипломах, грамотах, сертификатах, значках, статуэтках и т. п). Тогда, общаясь со своей профессией, вы не только называете ее по имени, но и обращаете взгляд на соответствующие атрибуты профессии (лучше всего на те, что связаны с вашими профессиональными достижениями). Можно обращать свой взор в Космос, контактируя со своим профессиональным полем (если вы любитель эзотерики). В 26 мысленном разговоре со своей профессией главное — чтобы общение было искренним, эмоциональным. Желательно, чтобы вы общались, используя простые выражения.» Психологический эффект от выполнения этого упражнения заключается в том, что вы влияете на свои интересы, потребности, мотивы, на свое отношение к профессии. Рисунок «Образ выгоревшего педагога. Негатив - позитив» (20 мин) Цель: пробуждение творческого потенциала участников, стимулирование к тому, чтобы выйти из своих привычных ролей, посмотреть на ситуацию обучения в школе с разных позиций, на себя со стороны. Материал: ватманы, фломастеры, карандаши. Инструкция тренера: «Вам нужно разделиться на мини- группы и разойтись как можно дальше друг от друга, чтобы другие участники не слышали ваших творческих замыслов. В каждой мини-группе лист ватмана, на котором нужно изобразить придуманный вами образ выгоревшего педагога. Это может быть человек с какой-то характерной внешностью, предмет, символизирующий эмоциональное выгорание, все что угодно, но нельзя это описывать словами. Придумайте способ и его название, запишите его на обратной стороне ватмана. Вам дается на это 10 минут Теперь по очереди покажите свои рисунки, авторы молчат и слушают. Вопрос такой: что вы видите на рисунке, какие символы используются, чтобы выразить эмоциональные страдания? А теперь, авторы, назовите свой рисунок и скажите, каким был ваш первоначальный замысел, кого вы рисовали, что хотели сказать рисунком. Теперь передайте соседней группе по часовой стрелке свой рисунок. Ваша задача - так изменить полученный вами соседский рисунок, чтобы вместо выгорания там было изображено нечто положительное, можно дописывать фразы, придумать новое название. Давайте обсудим, как изменился рисунок. Авторы молчат. Какова была идея авторов? Упражнение “Похвали себя” Цель: повышение самооценки. 27 Каждому участнику (в порядке личной инициативы) нужно выйти в центр круга и хвалить себя не менее 1 минуты. А остальные слушают и отмечают “точки роста”. А все ли знают, что значит хвастаться? Это преувеличение своих достоинств и способностей, достижение, а не хвала своими детьми, мужем и т.п. Группа решает, по какой системе оценивания будет оценено каждое выступление (с аргументацией ответа). Отмечается общения глаза в глаза, умение говорить без остановки в течение 1?; не соскакивание на “Я люблю ...”, уверенность в голосе, аргументация. Упражнение “Карусель общения” Участники по кругу продолжают фразу, заданную тренером. “Я люблю...”, “Меня радует...”, “Мне грустно, когда...”, “Я сержусь, когда... ”, “Я горжусь собой, когда... Упражнение «Удовольствие» Одним из распространенных стереотипов житейской психогигиены является представление о том, что лучшим способом отдыха и восстановления являются наши увлечения, любимые занятия, хобби. Число их обычно ограничено, поскольку у большинства людей есть не более 1- 2 хобби. Многие из таких занятий требуют особых условий, времени или состояния самого человека. Однако существует много других возможностей отдохнуть и восстановить свои силы. Участникам тренинга раздаются листы бумаги и предлагается написать 5 видов повседневной деятельности, которые приносят им удовольствие. Затем предлагается проранжировать их по степени удовлетворения. Затем педагогам объяснить, что это и есть ресурс, который можно использовать как «скорую помощь» для восстановления своих сил. 28 Ресурсное обеспечение проекта Организационные  условия Программно­ методические Материально­ технические Нормативно­ правовые 1. Администрации  образовательного  учреждения. 2. Педагоги, участники  творческой группы.           ­ 1. ИКТ 2.Кабинет  психолога 3.Сенснорная  комната. 1.Бойко В.В.  Энергия эмоций в  общении: взгляд на себя и других. М.:  Информац. Изд.  Дом Филин, 1996.  – 256 с. 2.Гнездилов А.В.  Психология и  психотерапия  потерь. СПб.:  Издательство  «Речь». 2004. – 162 с. 3.Зборовская И.В.  Саморегуляция  психической  устойчивости  учителя //  Прикладная  психология. 2001,  № 6, С.55­65. . Суховерхова З.И.  М.:  Государственный  Комитет РФ по  молодежной  политике,  29 Институт  молодежи  «Демократия и  развитие», 1999.  С.133­138. 7.Орел В.Е.  Феномен  «выгорания» в  зарубежной  психологии:  эмпирические  исследования и  перспективы //  Психологический  журнал, 2001, Т.22, № 1, С.90­101 8.Практическая  психодиагностика.  Методы и тесты.  Учебное пособие.   Самара:  Издательский Дом  «Бахрах», 1998. –  672 с. 9.Трунов Д.Г.  «Синдром  сгорания»:  позитивный подход к проблеме //  Журнал  практического  психолога. – 1998,  № 8 , С. 84­89. 10.Формалюк Т.В.  30 Синдром  «эмоционального  сгорания» как  показатель  профессиональной  дезадаптации  учителя // Вопросы психологии, 1994,  № 6, С.57­64.  3. Рабочий план реализации проекта. № п/п 1.  2.  3. Мероприятия Сроки  Сентябрь  Сентябрь  Октябрь Семинар о  причинах  возникновения,  симптомах  и профилактике  профессионального  выгорания. Подготовка папки  для изучения  педагогами,  содержащую  полный набор  тренингов и  релаксационных  техник.  Проведение  практического  Ответственн ые исполнители  учителя   Вяткина  Е.Б., Нестерова  О.Н  Вяткина  Е.Б.  учителя   31   Ожидаемые    результаты 1. Улучшение  психологического  климата в коллективе; 2. Улучшение  психологического  климата в группах ОУ и тем самым  повышение  психологической защищенности  каждого ребенка,  укрепление его  психического  здоровья; 3. Рост творческого  потенциала педагогов  Ноябрь Декабрь   Декабрь   Декабрь   Конец   декабря  4.   5.    6.   7.  8. занятия­тренинга с  элементами игры  для педагогов. Коллективная  поездка в театр   Подготовка  презентации о  предупреждении  СПВ с отчётом о  проделанной работе   Коллективная  поездка в театр.   Подготовка проекта по теме творческой  группы Проведение  практического  занятия по  психологической  разгрузке для  педагогов  (Аутогенная  тренировка) Вяткина  Е.Б., Нестерова  О.Н учителя   Вяткина  Е.Б., Нестерова  О.Н Наседкина  М.И.  учителя       Вяткина  Е.Б., Нестерова  О.Н учителя   Вяткина  Е.Б., Нестерова  О.Н Наседкина  М.И. Вяткина Е.Б.  учителя   Вяткина  Е.Б., 32 Нестерова  О.Н  Декабрь Нестерова  О.Н.  9.  Изготовление и  раздача буклетов  для педагогов по  теме проекта   10.  Организация хора   Январь педагогов  11.  Коллективная  поездка педагогов  на лыжную базу  Январь ­  Февраль  12.  Организация       Март флешмоба  13.  Практическое    Март занятие №3 с  педагогами (арт – терапия)  14.  Коллективная  поездка в театр  Апрель учителя       Вяткина  Е.Б., Нестерова  О.Н Русанова  Л.И.  учителя       Вяткина  Е.Б., Нестерова  О.Н  Мурыгина  Т.В.  учителя       Вяткина  Е.Б., Нестерова  О.Н учителя   Вяткина  Е.Б., Нестерова  О.Н Наседкина  М.И. 33 Май 15. Практическое   занятие №4 с  педагогами  (музыко­ –терапия) 16.  Организованный  выезд на природу  Конец  мая ­  июнь учителя       Вяткина  Е.Б., Нестерова  О.Н учителя       Вяткина  Е.Б., Нестерова  О.Н Мурыгина  Т.В. 4. Ожидаемые результаты реализации проекта.  В ходе реализации проекта педагоги приобретут знания о синдроме  «профессионального выгорания», причинах его появления, качествах,  помогающих избежать появления и развития данного синдрома,  научатся способам управления своим внутренним эмоциональным  состоянием. 5.  Перспективы дальнейшего развития проекта.     Если провести с коллективом педагогов работу по совершенствованию  психологической компетентности, по развитию коммуникативных навыков,  обучить их навыкам релаксации и дыхательным техникам, навыкам выхода  из конфликтных ситуаций, обучить приемам выхода из стресса и его  профилактике, провести профилактическую работу по эмоциональному  выгоранию педагогов, то психологический климат в коллективе  улучшиться, улучшится психическое здоровье педагогов. Практическая значимость проекта заключается в подборе диагностического материала, составлении и подборе  занятий с элементами тренинга,  семинаров, упражнений,  разработке памяток, составление консультаций по вопросам сохранения психического здоровья, профилактике  эмоционального выгорания,составлении картотеки по дыхательным и  релаксационным техникам. Направления работы:  психопросвещение (консультации, семинары, «круглые столы»,  наглядная информация); 34  психопрофилактика (групповая и индивидуальная работа с  педагогами – занятия с элементами тренинга, психологические игры,  психологические зарядки, креативная деятельность, релаксация);  психоконсультирование (индивидуальные и подгрупповые  консультации по запросам педагогов – личностные проблемы, проблемы  взаимоотношений и др.). Психотерапевтические техники:    музыкотерапия;  арттерапия;  релаксация;  аутогенная тренировка;  упражнения для снятия стресса, нервного напряжения;  медитация;  цветотерапия и др. 35

Проект «Профилактика профессионального выгорания педагогов».

Проект «Профилактика профессионального выгорания педагогов».

Проект «Профилактика профессионального выгорания педагогов».

Проект «Профилактика профессионального выгорания педагогов».

Проект «Профилактика профессионального выгорания педагогов».

Проект «Профилактика профессионального выгорания педагогов».

Проект «Профилактика профессионального выгорания педагогов».

Проект «Профилактика профессионального выгорания педагогов».

Проект «Профилактика профессионального выгорания педагогов».

Проект «Профилактика профессионального выгорания педагогов».

Проект «Профилактика профессионального выгорания педагогов».

Проект «Профилактика профессионального выгорания педагогов».

Проект «Профилактика профессионального выгорания педагогов».

Проект «Профилактика профессионального выгорания педагогов».

Проект «Профилактика профессионального выгорания педагогов».

Проект «Профилактика профессионального выгорания педагогов».

Проект «Профилактика профессионального выгорания педагогов».

Проект «Профилактика профессионального выгорания педагогов».

Проект «Профилактика профессионального выгорания педагогов».

Проект «Профилактика профессионального выгорания педагогов».

Проект «Профилактика профессионального выгорания педагогов».

Проект «Профилактика профессионального выгорания педагогов».

Проект «Профилактика профессионального выгорания педагогов».

Проект «Профилактика профессионального выгорания педагогов».

Проект «Профилактика профессионального выгорания педагогов».

Проект «Профилактика профессионального выгорания педагогов».

Проект «Профилактика профессионального выгорания педагогов».

Проект «Профилактика профессионального выгорания педагогов».

Проект «Профилактика профессионального выгорания педагогов».

Проект «Профилактика профессионального выгорания педагогов».

Проект «Профилактика профессионального выгорания педагогов».

Проект «Профилактика профессионального выгорания педагогов».

Проект «Профилактика профессионального выгорания педагогов».

Проект «Профилактика профессионального выгорания педагогов».

Проект «Профилактика профессионального выгорания педагогов».

Проект «Профилактика профессионального выгорания педагогов».

Проект «Профилактика профессионального выгорания педагогов».

Проект «Профилактика профессионального выгорания педагогов».

Проект «Профилактика профессионального выгорания педагогов».

Проект «Профилактика профессионального выгорания педагогов».

Проект «Профилактика профессионального выгорания педагогов».

Проект «Профилактика профессионального выгорания педагогов».

Проект «Профилактика профессионального выгорания педагогов».

Проект «Профилактика профессионального выгорания педагогов».

Проект «Профилактика профессионального выгорания педагогов».

Проект «Профилактика профессионального выгорания педагогов».

Проект «Профилактика профессионального выгорания педагогов».

Проект «Профилактика профессионального выгорания педагогов».

Проект «Профилактика профессионального выгорания педагогов».

Проект «Профилактика профессионального выгорания педагогов».

Проект «Профилактика профессионального выгорания педагогов».

Проект «Профилактика профессионального выгорания педагогов».

Проект «Профилактика профессионального выгорания педагогов».

Проект «Профилактика профессионального выгорания педагогов».

Проект «Профилактика профессионального выгорания педагогов».

Проект «Профилактика профессионального выгорания педагогов».

Проект «Профилактика профессионального выгорания педагогов».

Проект «Профилактика профессионального выгорания педагогов».

Проект «Профилактика профессионального выгорания педагогов».

Проект «Профилактика профессионального выгорания педагогов».

Проект «Профилактика профессионального выгорания педагогов».

Проект «Профилактика профессионального выгорания педагогов».

Проект «Профилактика профессионального выгорания педагогов».

Проект «Профилактика профессионального выгорания педагогов».

Проект «Профилактика профессионального выгорания педагогов».

Проект «Профилактика профессионального выгорания педагогов».

Проект «Профилактика профессионального выгорания педагогов».

Проект «Профилактика профессионального выгорания педагогов».

Проект «Профилактика профессионального выгорания педагогов».

Проект «Профилактика профессионального выгорания педагогов».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.01.2018