Проект программы элективного курса «Экономика и элементы финансовой математики» (10-11 класс)
Оценка 4.9

Проект программы элективного курса «Экономика и элементы финансовой математики» (10-11 класс)

Оценка 4.9
Разработки курсов
docx
математика
10 кл—11 кл
21.12.2017
Проект программы элективного курса «Экономика и элементы финансовой математики» (10-11 класс)
Сравнительный анализ содержания школьных программ по экономическому образованию, получивших определенное распространение в образовательных учреждениях России, позволяет выявить свободную нишу, которая, может быть заполнена содержанием курса «Элементы финансовой математики». Если рассматривать проблемы отбора содержания школьного образования с точки зрения системного подхода, то содержание данного курса является одним из элементов системы, тесно взаимосвязанным с другими, дополняя и развивая их. Запланированный данной программой для усвоения учащимися объем знаний необходим для овладения ими основными понятиями финансовой экономики и различными методами финансовой математики. Цели данной программы состоят в следующем: - формирование общей экономической культуры: выработка адекватных представлений о сути экономических явлений и их взаимосвязи, умения выносить аргументированные суждения по экономическим вопросам, обретение опыта в анализе экономических ситуаций; - привитие функциональной экономической грамотности, необходимой для социальной адаптации учащихся и для профессиональной ориентации; - изучение основополагающих понятий финансовой математики, включая теорию простых и сложных процентов разных видов, дисконтирование, современное значение денег, учетные ставки; - развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для обучения в высшей школе, в будущей профессиональной деятельности; - овладение математическими, экономическими знаниями и умениями необходимыми в повседневной жизни; - воспитание у школьников инициативы и активности, самостоятельности в принятии решений, способности к саморазвитию и самообразованию.
Заиграева Н. М. Проект программы элективного курса.docx
Заиграева Н.М.  учитель высшей  квалификационной категории  МАОУ «СОШ № 35» г. Улан­Удэ Проект программы элективного курса  «Экономика и элементы финансовой математики»  «Многие вещи нам непонятны не потому,  что наши понятия слабы;  но потому,  что сии вещи не входят в круг наших понятий» Козьма Прутков Актуальность проекта обуславливают: а) стратегические изменения в приоритетах развития образования России,  сформулированные на  уровне правительственных документов по  модернизации образования: введение новых образовательных стандартов,  ориентированных на результат образования. Результат образования  определяют следующие направления формирования качеств личности:  личностное развитие (развитие индивидуальных, нравственных,  эмоциональных, эстетических, физических качеств);  социальное развитие ­ воспитания граждан демократических,  патриотических убеждений, освоение новых социальных  практик;  общекультурное развитие – освоение наук, основ отечественной и  мировой культуры;  интеллектуальное развитие – развитие интеллектуальных качеств,  овладение методологией познания, строениями и способами учения,  самообразования;  коммуникативное развитие; б) необходимость преодоления противоречия между знаниевым компонентом  (знание– самоцель) и приоритетом развития «способностей к  самоопределению личности, создание условий для её самореализации»  Информационный взрыв, произошедший  повсеместно, помог осознать  недостаточность любого объема знаний для успешной самореализации  человека в жизни и действительную значимость целей образования,  сформулированных в науке ещё А. Дистервегом: «развитие способностей к  самостоятельности, благодаря которым человек может в последствии  стать распорядителем своей судьбы, продолжателем образования своей  жизни». в) наличие спроса на знания, необходимые в рыночной экономике. В  программах среднего образования полностью отсутствуют даже начальные  разделы финансовой математики. Вместе с тем, в зарубежных  колледжах, университетах и т.д. финансовая математика является обязательным  предметом практически для всех школьников и студентов всех  специальностей. г) разностороннее воздействие математики на развитие человека, воспитывая не только интеллектуальную, но и нравственно­эстетическую сферы его  личности. Д.И.Писарев говорил «кто приобрел навык общаться легко и  свободно со всевозможными  алгебраическими и геометрическими  выкладками, приобрел умение выражать мысли ясным и точным языком, тот смело может взяться за любую отрасль самостоятельных знаний». Цель проекта: Разработать программу элективного курса, направленного на  развитие информационной, коммуникативной, проблемной компетенций  учащихся. Объект исследования:  Предмет исследования: Развитие компетентностей учащихся в условиях  модернизации образования. Задачи проекта:  организация творческой интерактивной среды для работы;  отработка различных типов командного взаимодействия;  расширить знания о роли и приёмах математических расчетов, а также  собственный опыт применения этих приёмов;  развивать умения самостоятельно работать с информацией, решать  творческие задачи;  сформировать, закрепить мотивацию выбора экономики, математики  для последующего изучения в высших учебных заведениях;  совершенствовать умения диалогического рассуждения, определения и  аргументации собственной позиции, вести дискуссию;  определить влияние курса на профессиональную ориентацию учащихся. Теоретическое обоснование проекта. В настоящее время развиваются существенные изменения школьного  образования.   В первую очередь они коснулись конструктивного пересмотра  содержания образования, усиление межпредметной интеграции. Одно из  перспективных направлений решения этой проблемы – проектирование  принципиально новых предметов, содержательно охватывающих широкий  круг проблем из разных областей знаний.  Жизнь в саморегулирующейся рыночной системе требует знакомства с  некоторыми элементами экономики уже в школе. Тем  более, что многие её  понятия, такие как «депозит», «банковский процент», «дивиденды»,  «инфляция» и т.д., в буквальном смысле слова составляют тот фон, на  котором проходит жизнь нашего общества. Введение курса «Элементы финансовой математики» помогает интеграции  предметов естественно­математического и экономического профиля. Кроме  того,  характер вопросов курса таков, что их рассмотрение предполагает использование активных форм обучения ­ семинаров, практикумов, деловых  игр и д.р., что также имеет большое значение для интеллектуального развития школьника. Плюсом является и то, что курс поможет школьникам  проанализировать и проверить свои профессиональные намерения. Курс интересен также тем, что предлагает изучать ряд главных для  цивилизованного развития, экономических вопросов таких, например, как  вопросы денежного обращения, строение банковской системы и др. Учащимся предлагается проанализировать и сравнить возможные варианты решения этих вопросов в разных странах. Роме того, эволюция решения этих вопросов  рассматривается не только в страноведческом аспекте, а также и в  историческом. В предлагаемом курсе математике принадлежит особая роль. Это  объясняется тем, что многие простейшие математические модели экономики  содержатся в различных разделах курсов алгебры 8­11 классов. Математические модели экономики, реализуемые в программе, можно  представить в виде таблицы: Тема № 1. Последовательности 2. Введение в анализ. Предел.* «Экономический модуль» Рост капитала в банке.  Функционирование банковской системы.  Мультипликаторы. Понятие о задачах линейного  программирования. Сложные проценты. Число «е». стоимость денег,  исследование функций. Предельные характеристики.  Кривые равной стоимости и бюджетные ограничения.  Эластичность. *теория пределов, число «е» могут не рассматриваться для упрощения  изложения. Отметим, что в курсе «элементы финансовой математики» большое  внимание обращается не только на правильное решение предложенных задач,  но, что очень важно, на решение задач, самостоятельно составленных  учениками. Этот элемент так называемых деловых игр активизирует и  пробуждает познавательные интересы учащихся, показывает возможности  математических методов для анализа экономических процессов. Содержательные компоненты курса:  экономика (деньги, денежное обращение, капитал, др).;  математика (задачи на нахождение простых и сложных процентов);  информатика (изучение текстового редактора, XL­таблиц, мастера  презентаций);  история (формирование и развитие капиталистических отношений). Механизмы достижения намеченных целей: Особенностью изучения курса является усиление практической  составляющей ­ большое число работ, связанных с анализом статистических  материалов, математических задач с экономическим содержанием. Ведущее  место уделено учебно – исследовательской деятельности учащихся.  Предлагаются темы для проведения исследовательских работ, рефератов,  проблемных семинаров, Интернет­экскурсии. Основные виды деятельности учащихся:  работа с информационными источниками – проводить поиск  информации в источнике, сопоставлять свидетельства разных  источников, высказывать суждения об их ценности, различать  первичные и вторичные источники и др.;  анализировать и объяснять экономические явления – раскрывать их  характерные признаки; систематизировать; сравнивать события и  явления, определять в них общее и различное;  проводить расчета, анализ данных;  составлять тезисы, аналитические справки, реферат, презентацию,  выступать с сообщением, участвовать в дискуссии. Методы преподавания определяются целями и задачами данного курса,  направленного на формирование способностей учащихся и  компетентностей.  Ключевые компетенции, формируемые средствами данного курса. Ключевые компетенции Компетентностные умения Методы, форм, формирование информационных компетентностей Использование знаний, умений в практической деятельности и в повседневной жизни. І. Информационная. Математика как  наука возникла из  потребностей  человеческой  практики и  развивается, исходя  из этих, а также  собственных  внутренних  закономерностей.  Математика является неотъемной частью  общечеловеческой  культуры, влияет на  совершенствование  человека.  Математическая  символика и  формулы математики позволяют описывать общие свойства  объектов. ­осуществление  поиска, отбора,  анализа,  систематизации и  классификации  информации;  ­использование  разнообразных  информационных  источников и  самостоятельное  составление базы  данных;  ­интегрирование в  личный опыт новой, в  том числе  самостоятельно  полученной  информации; ­проецирование и  осуществление  алгоритмической и  эвристической  деятельности. ІІ. Коммуникативная  компетенция. ­ разрешение  конфликтов,  позитивные  отношения с  учащимися,  родителями,  диалогичность. ­ анализ, объяснение   явлений, развитие  коммуникативной  культуры. Самостоятельно  вступать в контакт с  любым собеседником  (по возрасту, статусу,  степени близости и  знакомства и т.д.),  учитывая его  особенности. ­ поддерживать  контакт в формах  монолога, диалога,  невербального  общения; ­ слушать  собеседника,  проявляя уважение и  терпимость к чужому  мнению; ­ высказывать,  І Поиск методов  решений, сбор  информации ­задания с  недостатком  информации; ­ задания на поиск в  Интернете,  справочной  литературе;  ­ задания с избытком информации. ІІ. Обработка  информации  ­ подготовка  доклада, сообщения; ­ подготовка  наглядности. ІІІ. Комплексные  методы  ­ защита реферата; ­ информационные  проекты; ­ учебно­ исследовательская  работа. Формы:  индивидуальная,  групповая  практикум, проект. Методы,  ориентированные на  устную  коммуникацию: ­ учебный диалог, ­ доклады и  сообщения, ­ ролевые и деловые  игры, ­ учебные проекты, ­ обсуждение и  дискуссии, диспуты, ­ защита  исследовательских  работ,  оппонирование, ­ конспект,  аннотация, реферат,  эссе, ­ Способность  использовать знания,  умения критического  осмысления процессов,  ситуаций, задач; ­ формулировать свои  взгляды и соотносить их  с другими;  ­ ясно, точно и грамотно выражать свои мысли в  устной и письменной  речи; ­ уметь осуществлять  поиск, отбор, анализ,  систематизацию и  классификацию  информации. Конструктивное  взаимодействие людей с  разным уровнем  математической  подготовки; ­ определять  собственную позицию к  явлениям современной  жизни; ­ способность к  совместной работе; ­  способность слушать  других, учитывать  мнения других людей  при определении  собственной позиции и  самооценки. ІІІ. Проблемная  компетенция или  компетенция по  решению проблем. Изучение курса  основывается на  проблемном подходе  и принципах  системного анализа. Образование  предполагает  межпредметные  связи. ­ публичное  выступление. ­ создавать алгоритмы  познавательной  деятельности для  решения задач  творческого и  поискового характера; ­ критическое  осмысление процессов  ситуаций; ­ практические работы  исследовательского  характера, имеющие  жизненное значение  (бытовое,  профессиональное,  социальное)  ­ участие учащихся в  проектной  деятельности,  исследовательской  работе, ­проблемно­ ориентированная  дискуссия; ­ методы и приемы  проблемного  обучения:  проблемный вопрос,  проблемная задача,  ситуация,  проблемная лекция,  проблемный  эксперимент, ­ метод проблемных  ошибок.  аргументировать и  отстаивать  собственное мнение; ­ разрешать  конфликты в общении ; ­ изменять речевое  поведение; ­ участвовать в  групповой  исследовательской  работе, определять  ключевые моменты  дискуссии; ­ различать факты и  мнения, описания и  объяснения гипотезы  и теорий. ­ самостоятельно и  мотивированно  организовывать  познавательную  деятельность (от  постановки цели до  получения и оценки  результата); ­ выбирать критерии  для сравнения,  сопоставления,  оценки и  классификации  объектов; ­ умение выдвигать  гипотезы, их  проверку; ­ владеть приемами  исследовательской  деятельности; ­ развернуто  обосновывать  суждения, давать  определения,  приводить  доказательства; ­ объяснить  изученные положения  на самостоятельно  подобранных  конкретных  примерах. І ٧ Кооперативная  компетенция ­ способность  действовать в различных жизненных ситуациях; ­ учитывать  необходимость  конструктивного  взаимодействия с  людьми разных  убеждений и взглядов; ­ формулировать свое  мнение;  ­ способность выбирать  наиболее рациональные  решения проблем.  ­ самостоятельно  находить партнеров  для сотрудничества и  объединяться с ними  в группы; ­ осуществлять  коллективное  целеполагание и  планирование; ­ распределять задачи и роли между  участниками группы; ­ действовать в роли  лидера группы и в  роли исполнителя; ­ координировать  свои действия с  действием других  членов группы; ­ осуществлять  коллективное  подведение итогов. ­ фронтальный опрос  с элементами  проблемности; ­ индивидуальные  задания для  самостоятельной  работы проблемного  характера, для  выполнения которых  необходимо  привлечение других  учащихся; ­ практические  работы в парах и  группах; ­ групповые,  индивидуальные  проекты; ­ ролевые и деловые  игры; ­ ситуационный  семинар; ­ мини проекты. Организация и проведение аттестации учеников     Чтобы   оценить   динамику   усвоения   учениками   теоретического, практического   материала   и   поставить   учащегося   перед   необходимостью       регулярно заниматься, психологически очень важно предоставить подростку достаточно   объективную   информацию   об   уровне   его   знаний   и   умений,   а значит,  и  об  ожидающей   его   оценке.  Кроме   того,  знание   учителем  уровня владения   его   учениками   теории,   навыками   ее   применения,   поможет   ему внести определенные коррективы в учебный процесс (изменить темп и стиль проведения занятий, вернуться к ранее изученному материалу и повторить его,  внести  изменения  в ранее  данное  индивидуальное  задание  ученику),  а также   решается   проблема   накопления   оценок   для   итоговой   аттестации. Шкала   оценок   оставлена   традиционной   («неудовлетворительно»­2; «удовлетворительно»­3; «хорошо»­4; «отлично»­5. Возможные критерии оценок  Критерии по выставлению оценок могут быть следующими: Оценка   «отлично»   (5)   –   ученик   блестяще   освоил   теоретический   материал курса,   получил   навыки   в   его   применение,   выполнял   индивидуальные домашние   задания   повышенной   сложности,   ученик   отличался   творческим подходом и большой заинтересованностью как при освоение курса в целом, так   и   при   выполнение   порученных   ему   учителем   заданий.   Очевиден   и несомненен его интеллектуальный рост и рост его общих умений.       Оценка «хорошо» (4) – учащийся освоил идеи и методы данного курса в такой степени, что может справиться со стандартным заданием; справлялся с индивидуальными домашними заданиями. Оценка «хорошо» ­ это оценка за усердие   и   прилежание,   которые   привели   к   определенным   положительным результатам,   свидетельствующим   и   об   интеллектуальном   росте,   и   о возрастании общих умений ученика.      Оценка «удовлетворительно» (3) – ученик освоил наиболее простые идеи и методы   курса,   что   позволило   ему   достаточно   успешно   выполнять   такие задания,   которые   представлены   в   итоговой   контрольной   работе   самого простого состава задач.       Оценка «неудовлетворительно» (2) – ученик не проявил ни прилежания, ни заинтересованности   в   освоение   курса,   он,   халатно   отнеся   к   выполнению индивидуальных   домашних   заданий;   во   время   занятий   не   проявлял активности. В итоговой контрольной работе самого простого состава задач он справился всего с 1­2 задачами. Система мониторинга изменений: № Оцениваемые конечные Методы сбора информации результаты 1. Критерии обученности Мониторинг уровня обученности 2. Взаимоотношения в  коллективе 3. Критерии развитости. а) владение умениями  мыслительной деятельности б) уровень саморегуляции в) наличие конструктивной  творческой мотивации 4. Критерии физического и  психического здоровья (входной­промежуточный­итоговый  контроль) Диагностика уровня интеллекта ШТУР. Социометрия. Методика «Лесенка» Изучение индивидуально –  психологических особенностей школьников (память, внимание, мышление). Методика «да ­ нет». Тест Терренса. Комплексы упражнений для снятия  утомляемости, физминутки. Результативность проекта: Воздействие проекта на образовательную деятельность в рамках ОУ  многогранно. Это  насыщение дисциплин школьного курса экономическим содержанием;  участие учащихся в данном курсе может дать им трудовую  специализацию;  привлечение разновозрастных групп учащихся к совместной  исследовательской деятельности;  реализация педагогики сотрудничества;  формирование межпредметных связей, которое влечет за собой  сотрудничество педагогов разных дисциплин;  расширение границ собственного опыта учащихся;  элементы программы можно реализовывать и в других условиях  (включать непосредственно в разделы курсов по математике,  обществознанию);  опыт, который учащиеся получат, в ходе изучения данного курса,  позволит им использовать его при дальнейшем обучении в школе и  других учебных заведениях, в реалиях современной жизни. Продолжительность проекта: Проект рассчитан на 3 года и состоит из 3 этапов:  организационный этап – 6 месяцев;  практический этап – 2 года;  обобщающий этап – 6 месяцев. Основные задачи первого этапа:    апробация курса;  разработка и освоение новых способов работы с детьми; подготовка научно­ методического обеспечения эксперимента: наработка  методических разработок, диагностических пособий и т.д.; Основные задачи второго этапа:  многоуровневый мониторинг, сбор и анализ мониторинговых данных;  создание условий, способствующих желанию учащихся заниматься эффективно,  становление субъкт­субектных отношений в системе «педагог ­ ребенок» привлечение к занятиям как можно больше учащихся; эвристический поиск – как одно из направлений деятельности.    Основные задачи третьего этапа: экспертиза итогов проекта, оценка результатов, выводы; определение перспектив и направлений дальнейшего развития.

Проект программы элективного курса «Экономика и элементы финансовой математики» (10-11 класс)

Проект программы элективного курса «Экономика и элементы финансовой математики» (10-11 класс)

Проект программы элективного курса «Экономика и элементы финансовой математики» (10-11 класс)

Проект программы элективного курса «Экономика и элементы финансовой математики» (10-11 класс)

Проект программы элективного курса «Экономика и элементы финансовой математики» (10-11 класс)

Проект программы элективного курса «Экономика и элементы финансовой математики» (10-11 класс)

Проект программы элективного курса «Экономика и элементы финансовой математики» (10-11 класс)

Проект программы элективного курса «Экономика и элементы финансовой математики» (10-11 класс)

Проект программы элективного курса «Экономика и элементы финансовой математики» (10-11 класс)

Проект программы элективного курса «Экономика и элементы финансовой математики» (10-11 класс)

Проект программы элективного курса «Экономика и элементы финансовой математики» (10-11 класс)

Проект программы элективного курса «Экономика и элементы финансовой математики» (10-11 класс)

Проект программы элективного курса «Экономика и элементы финансовой математики» (10-11 класс)

Проект программы элективного курса «Экономика и элементы финансовой математики» (10-11 класс)

Проект программы элективного курса «Экономика и элементы финансовой математики» (10-11 класс)

Проект программы элективного курса «Экономика и элементы финансовой математики» (10-11 класс)

Проект программы элективного курса «Экономика и элементы финансовой математики» (10-11 класс)

Проект программы элективного курса «Экономика и элементы финансовой математики» (10-11 класс)

Проект программы элективного курса «Экономика и элементы финансовой математики» (10-11 класс)

Проект программы элективного курса «Экономика и элементы финансовой математики» (10-11 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.12.2017