На изучение темы «Проценты» в курсе математике отводится довольно мало часов, но, как показывает практика, этот раздел является неотъемлемой частью при сдаче ЕГЭ. Кроме того, данная тема является универсальной, так как она связывает естественные и гуманитарные науки.
Данный проект направлен на то, чтобы его участники получили дополнительные знания по процентным исчислениям, включает в себя чёткое и компактное изложение теории; рассмотрение решения задач на проценты различного уровня сложности; задачи для самостоятельного решения; применение формул вычисления процентов в жизни. Цель проекта научить детей использовать эти знания не только в учебно-познавательном процессе, но и в повседневной жизни. Исследования учащихся складываются из интервьюирования представителей разных специальностей на тему использования ими процентов в своей профессиональной деятельности и анализа полученной информации. Учащиеся в ходе реализации проекта знакомятся с работой людей разных профессий, увидят новые профессиональные качества людей своего села, что способствует профориентации учащихся. Проект имеет образовательное и воспитательное значение. Работа построена по принципу – от простейших понятий и задач к заданиям повышенной сложности.
Проект "Проценты в нашей жизни"
I. Краткая аннотация проекта.
На изучение темы «Проценты» в курсе математике отводится довольно мало часов, но, как
показывает практика, этот раздел является неотъемлемой частью при сдаче ЕГЭ. Кроме того, данная
тема является универсальной, так как она связывает естественные и гуманитарные науки.
Данный проект направлен на то, чтобы его участники получили дополнительные знания по
процентным исчислениям, включает в себя чёткое и компактное изложение теории; рассмотрение
решения задач на проценты различного уровня сложности; задачи для самостоятельного решения;
применение формул вычисления процентов в жизни. Цель проекта научить детей использовать эти
знания не только в учебнопознавательном процессе, но и в повседневной жизни. Исследования
учащихся складываются из интервьюирования представителей разных специальностей на тему
использования ими процентов в своей профессиональной деятельности и анализа полученной
информации. Учащиеся в ходе реализации проекта знакомятся с работой людей разных профессий,
увидят новые профессиональные качества людей своего села, что способствует профориентации
учащихся. Проект имеет образовательное и воспитательное значение. Работа построена по принципу –
от простейших понятий и задач к заданиям повышенной сложности.
За время выполнения проекта учащиеся должны самостоятельно ответить на учебные вопросы.
Варианты работы по группам: составление презентации, составление практических рекомендаций,
интервьюирования представителей разных специальностей на тему использования ими процентов в
своей профессиональной деятельности, анализ полученной информации. Работа построена по
принципу – от простейших понятий и задач к заданиям повышенной сложности.
Научить детей использовать знания по процентным исчислениям не только в учебнопознавательном
процессе, но и в повседневной жизни.
II. Цель проекта:
Задачи проекта:
Проект предполагает сбор и анализ данных, их представление в четком визуальном виде. Он
направлен на формирование понимания содержательного смысла термина «процент», на
формирование понимания оборотов речи с этим термином.
1. Научить решать основные задачи на проценты;
2. Привить учащимся основы экономической грамотности;
3. Сформировать умения производить процентные вычисления, необходимые для применения в
практической деятельности;
4. Познакомить учащихся с некоторыми банковскими операциями, при выполнении которых
требуется применить проценты.
III. Этапы работы над проектом
В любом открытии есть 99 % труда и потения и только 1 % таланта и способностей.
Л. Магницкий
Работа над проектом выполняется в рамках предмета математики. Но для его успешной
реализации потребуется соединение компетентностей в различных областях: социальный опыт,
сфера самостоятельной деятельности, культурнодосуговая деятельность, ИКТ и другое.1 этап.
Подготовительный или погружение в тему.
Формулирование темы, основополагающего и проблемных вопросов.
Создание групп. Определение темы проекта, выдвижение гипотез
2 этап
Реализация проекта.
Работа в группах. Сбор и обработка информации. Создание презентации, буклета, диаграммы
учащимися.
3 этап
Защита проекта.
Представление презентации, буклета.
Выводы.
Оценка.
Награждение.
Подготовительный этап.
Учитель независимый консультант, удерживающийся от подсказки даже в случае, если ученики
«идут не туда».
Участники проекта:
Учащиеся 7 9 класса, учитель математики.
Тема проекта:
Решение задач на проценты.
Творческое название проекта:
Проценты в нашей жизни.
Основополагающий вопрос:
Процент—абстрактное понятие или постоянный спутник нашей жизни?
Проблемные вопросы:
Всегда ли проценты наши «друзья»?
Откуда произошли понятие «процент» и знак «%»?
Есть ли «альтернатива» у процентов?
Реализация проекта.
Математика интересна тогда, когда даёт пищу нашей изобретательности и способности к
рассуждениям.
Д. Пойа
«Где родился процент?»,
«Зачем нам нужен процент?»
«Проценты в дробях, графиках, диаграммах».
«Задачи на проценты».
Защита проекта.
Публикация “Где родился процент” ознакомит вас исторической справкой о процентах.
Получить дополнительные сведения из области биологии вам поможет презентация “Виртуальная
экспедиция» а на вопрос «Есть ли альтернатива процентам?» ответит презентация «Чудо
проценты»
Не менее интересные результаты исследований отражены в проекте «Проценты в графиках,
диаграммах»
Деловая игра «Автосалон» может вам дать возможность приобрести понравившуюся вам машину.
Тест «Проверь себя» покажет уровень знаний и умений при решении задач на проценты.
IV. Вывод
Предлагаемый проект «Проценты в нашей жизни» демонстрирует учащимся применение
математического аппарата к решению повседневных бытовых проблем каждого человека, вопросов
рыночной экономики и задач технологии производства; ориентирует учащихся на обучение по
естественнонаучному и социальноэкономическому профилю. Познавательный материал курса будет
способствовать не только выработке умений и закреплению навыков процентных вычислений, но и
формированию устойчивого интереса учащихся к процессу и содержанию деятельности, а также
познавательной и социальной активности. В ходе реализации проекта на основании проделанной
работы мы показали, что процент постоянный спутник нашей жизни.
V. Информационные ресурсы
1. Вигдорчик Е., Нежданова Т. Элементарная математика в экономике и бизнесе. М., 1997.
2. Глейзер Г.И. История математики в школе (46 кл.): пособие для учителей. – М.: Просвещение,
1981.
3. И.В. Липсиц Экономика без тайн. М.: ВитаПресс, 1994.
4. И.С. Ганенкова. Математика. Многоуровневые самостоятельные работы в форме тестов для
проверки качества знаний. 57 классы. Издательство «Учитель». Волгоград. 2006.
5. Математика. Еженедельное учебнометодическое приложение к газете «Первое сентября».
№46, 1998.
6. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (CDдиск) www.KM.ru
7. http://historic.ru/books/item/
8. http://slovari.yandex.ru
9. http://schoolsector.relarn.ru