Проект «Развитие предс‏тавлений с‏овременных дошкольников о добре и зле»
Оценка 4.9

Проект «Развитие предс‏тавлений с‏овременных дошкольников о добре и зле»

Оценка 4.9
Научно-исследовательская работа
docx
воспитательная работа +1
Детсад—6 кл
31.01.2019
Проект «Развитие  предс‏тавлений с‏овременных дошкольников о добре и зле»
Проблема данного проекта – раскрыть суть понятия добра и зла детьми средней группы, чувство эмпатии, любви к ближнему как важнейшему фактору проявления добра. Проект представляет собой не только анкетирование детей, где они высказывают свое мнение о том, что такое хорошо и что такое плохо, кто такой добрый человек, а то злой, но и диагностику дошкольников, определяющую уровнень их доброты. Кульминация проекта – с‏ерия занятий для детей направленная на формирование эмпатии как проявление добра у дошкольников 4 – 5 лет.
проект добро и зло.docx
Департамент образования города Москвы  Государственное бюджетное общеобразовательное  учреждение города Москвы Школа № 2129 имени Героя  Советского Союза П.И.Романова ОБЩЕШКОЛЬНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПО ИТОГАМ  НАУЧНО­ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ  РАБОТЕ «Развитие  представлений современных дошкольников о добре и зле» Подготовила: Воспитатель  Драгункина Л.В Москва 2019 2 Аннотация Представленный проект посвящен весьма актуальной на сегодняшний день проблеме  особенностей   представлений   современных   дошкольников   о добре и зле. Проблема противостояния добра и зла была в центре внимания выдающихся ученых. Понятия «добро» и «зло» являются фундаментальными в категориальном аппарате не только этики и аксиологии, но и многих других наук,   в   том   числе   и   педагогики,   поскольку   отражают   и   общественные отношения, и ценностные императивы, и категории познания человека, что подчеркивается Федеральным Государственным образовательным стандартом дошкольного образования.  Современное   российское   общество   характеризуется   изменяющейся социальной   ситуацией,   а   также   современной   образовательной   ситуацией, препятствующей развитию нравственности и нравственных понятий ребенка, в которой   принципы   нравственного   воспитания   и,   в   частности,   воспитания эмпатии, любви к ближнему, не реализуются в полной мере. Проект   представляет   собой   не   только   анкетирование   детей,   где   они высказывают свое мнение о том, что такое хорошо и что такое плохо, кто такой   добрый   человек,   а   то   злой,   но   и   диагностику   дошкольников, определяющую уровнень их доброты.  Кульминация  проекта  –  серия   занятий   для   детей   направленная   на формирование эмпатии как проявление добра у дошкольников 4 – 5 лет. Применение полученных результатов проекта заключено в возможности их использования при разработке методических рекомендаций для педагогов дошкольных образовательных учреждений. Данные рекомендации могут быть направлены   не   только   на   формирование   у   детей   дошкольного   возраста правильных   представлений   о   добре   и   зле,   но   и   на   коррекцию   детско­ родительских отношений, на повышение позитивного социального поведения дошкольников и их родителей, их доброжелательности и стремления к людям с учетом их возрастных особенностей. Результаты исследования могут быть использованы также в психолого­ педагогическом консультировании, в различных видах обучения и воспитания дошкольников для профилактики отклонений в их личностном развитии. 3 СОДЕРЖАНИЕ 1. Актуальность проекта 2. Цель, объект, предмет, задачи, целевая аудитория проекта 3. Этапы проекта 4. Реализация проекта 5. Заключение  Список литературы Приложение Рекомендации 4 1. Актуальность проекта Актуальность представленного проекта  обусловлена тем, что издавна проблема противостояния добра и зла была в центре внимания выдающихся ученых.   Понятия   «добро»   и   «зло»   являются   фундаментальными   в категориальном аппарате не только этики и аксиологии, но и многих других наук,   в   том   числе   и   педагогики,   поскольку   отражают   и   общественные отношения, и ценностные императивы, и категории познания человека, что подчеркивается Федеральным Государственным образовательным стандартом дошкольного образования.  Современное   российское   общество   характеризуется   изменяющейся социальной   ситуацией,   а   также   современной   образовательной   ситуацией, препятствующей развитию нравственности и нравственных понятий ребенка, в которой   принципы   нравственного   воспитания   и,   в   частности,   воспитания эмпатии, любви к ближнему, не реализуются в полной мере. Изменение   политического   и   экономического   курса   России   резко обострило   проблему   детства.   Трудности,   прежде   всего   экономические, которые переживает сегодня как система образования в целом, так и отдельно взятые педагоги и почти каждая семья, отрицательно сказываются на духовно­ нравственном   воспитании   дошкольников.   Проблема   выживания, зарабатывания   денег,   подчас  режима   жесткой   экономии   накладывает негативный   отпечаток   на   нравственные   понятия   ребенка,   такие   как   честь, 5 совесть,   доброта,   взаимопомощь   и   т.п.   Поэтому   вопрос  изучения представлений о добре и зле у современных дошкольников становится все более значимым.  Общественное сознание в России начала ХХI столетия характеризуется специфическим   феноменом   – новым   подъемом   и   расцветом   педагогико­ гуманистической   мысли.   Он   пришел   на   смену   сциентизму,   когда   стало очевидно, что данная научная парадигма не способна дать полный ответ на сущностные вопросы бытия. Такое явление периодически повторяется, когда в   обществе   нарастают   деструктивные   процессы,   а   традиционный   тип мировоззрения,   обеспечивающий   социуму   стабильность   и   преемственность, нуждается в переосмыслении. В научной литературе существует множество разработок по вопросам духовно­нравственного воспитания, в том числе понимания ребенком добра и зла. Эта проблема поднималась в работах И.Г. Песталоцци, К. Ушинского, П.Ф. Каптерева, П.П. Блонского, Н.А. Бердяева, А.И. Ильина, многих других мыслителей   и   педагогов   прошлого,   а   также   в   трудах   современных исследователей   Ф.А.   Гайнутдинова,   Б.М.   Неменского,   В.В.   Осадчей,   В.Е. Кочетова,   Р.П.   Хромченкова,   П.А.   Маслениковой  и   других   ученых   и педагогов.  В   последние   годы   появились   научные   исследования,   посвященные проблемам   воспитания   отдельных   нравственных   качеств,   в   том   числе   и такому   аспекту   духовно­нравственного   воспитания,   как   доброта,   эмпатия, любовь к ближнему. Можно отметить работы В.В. Григораш, И.П. Иванова, А.А.   Коростелевой,   В.И.   Новиковой,   Г.П.   Савкиной,   С.А.   Смирнова,   А.Д. Солдатенкова,   И.К.   Шквону,   а   также   монографии,   сборники,   пособия известных ученых Е.В. Бондаревской, Б.З. Вульфова, В.А. Караковского, Л.И. Новиковой, Н.Е. Щурковой и др.  Однако,   несмотря   на   многочисленные   теоретические   и 6 экспериментальные   исследования,   проблема   изучения   представлений   о добре   и   зле   у   современных   дошкольников   все   еще   требует   дальнейшего изучения, так как в известных концепциях нет единого взгляда на средства и методы   формирования   у   ребенка   эмпатии,   любви   к   ближнему   как важнейших проявлений добра. Вышесказанное   определило   выбор   темы   исследования:   «Развитие представлений современных дошкольников о добре и зле».           Проблема данного проекта – раскрыть суть понятия добра и зла   детьми   средней   группы,   чувство   эмпатии,   любви   к   ближнему   как важнейшему  фактору  проявления добра. 2. Цель, объект, предмет, задачи, целевая аудитория проекта Цель  представленного проекта :   выявить   особенности   представлений современных   дошкольников 4 – 5 лет   о   добре   и   зле, сформировать у них чувство эмпатии, к умению прощать обидчика   и стремление к совершению добрых поступков.  Объект исследования: представления о добре и зле у ребенка 4 – 5 лет.  Предмет  исследования:   процесс  формирования   эмпатии   как проявления добра у детей 4 – 5 лет.  Тип проекта: Информационно­практико­ориентированный, групповой Срок реализации проекта: краткосрочный (1 месяц, январь) Цель, объект, предмет  исследования определили его задачи:  1.  Продолжать формировать у детей представление о сопереживании и сочувствии к другим людям. Воспитывать чувство взаимопомощи 2.    Раскрыть признаки «добра» и «зла» в поступках людей           3. Разработать серию занятий для детей направленную на формирование эмпатии у дошкольников 4 – 5 лет                   4.   Развивать   эмоции   и   мотивы,   способствующие   формированию коммуникативных умений и навыков; уважения к окружающим людям 7   Провести   экспериментальное   исследование   представлений   у 5.   современных дошкольников о добре и зле  Эмпирическая база ГБОУ школа «2129 ДП «Солнышко» группа № 1  г. Москвы. Целевая аудитория проекта – дошкольники в возрасте 4 – 5 лет и их родители. В перекте участвовали  21  дошкольни к и их родители. В   ходе   работы   над   настоящим   проекто м   нами   использовались следующие методы и методики: ­ метод научного анализа;  ­ метод обезличивания персональных данных; ­ описательный метод; ­ метод опроса; ­   методика   Н.П.   Шитяковой,   И.В.   Гильгенберг   «Три   человечка» (диагностика уровня доброты); ­ игровой метод ; ­ наглядный метод; ­ практический метод; ­ метод сравнительного анализа. Достигнутые результаты: 1. Сформировали   представление   о   сопереживании   и   сочувствии   к другим людям. Воспитали чувство взаимопомощи. 2. Расширили знания летей о добрых и злых качествах человека 3. Совершенствовали   коммуникативные   навыки  (умение   выслушивать   искренне   высказывать   свое   мнение, товарища, доброжелательное отношение друг к другу).   проявлять 4. Укрепили желание быть добрыми и совершать добрые поступки.  5.   Сформировано стремление помогать, сопереживать, поддерживать окружающих людей. 8 3. Этапы проекта Проект имеет четыре этапа: 1­й   этап  –   организационный   (планирование   работы,   формирование экспериментальной группы, разработка анкеты для детей, подбор методики); ­  проводится опрос детей и диагностика уровня эмпатии дошкольников 4 – 5  лет до реализации проекта;    Приложение 1,2 ­ проводится анкетирование родителей о понятиях «добра» и «зла».       Приложение  3 В ходе исследования мы использовали: ­ метод опроса; ­  методику   Н.П.   Шитяковой,   И.В.   Гильгенберг   «Три   человечка» (диагностика уровня эмпатии). В ходе проведения исследования мы руководствовались статьями 6, 7, 9, 11 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152­ФЗ «О персональных данных»1.   В   данном   случае   были   заключены   договоры   с  родителями   всех воспитанников   группы   (устно),   которые   дали   согласие   на   проведение анкетирования, диагностики и игровых занятий, но не согласились на указание в протоколах исследования биографических данных своих детей.  Поэтому,   не   называя   реальные   имена   участвовавших   в   эксперименте детей, мы использовали метод обезличивания персональных данных – действия, в результате которых невозможно определить принадлежность персональных данных конкретному субъекту персональных данных.    Результаты   диагностики   детей   по   методике   «Три   человечка»   на констатирующем этапе показали следующее: ­   5   детей  выбрали   первого   человечка   –   «Ах»,   который   никогда   не 1 Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2006 г. № 152­ФЗ «О  персональных данных» [Электронный ресурс]. // КонсультантПлюс, версия Проф, 2018 г. 9 обижается   и   легко   прощает   всем   обиду,   что   свидетельствует   о   высоком уровне у этих детей эмпатии как проявления доброты; ­  9   дошкольников   выбрали  второго   человечка   –   «Ох»,   который обижается и прощает обиду после того, как у него попросят прощения, у этих детей средний уровень эмпатии; ­ 7 воспитанников группы выбрали третьего человечка – «Ух», который тоже обижается и считает, что обидчика нужно обязательно проучить и даже отомстить ему, чтобы тот никому не делал плохо; их уровень эмпатии низок.  Таким   образом   большинство   детей   в   группе   имеют   средний   уровень эмпатии   как   проявления   доброты,   7   детей   –   низкий   и   только   5   детей   – высокий уровень по исследуемому параметру. 7 5 9 АХ ОХ УХ                   По результатам эксперимента мы можем сделать вывод о том, что  необходимо провести серию игровых занятий с дошкольниками ,  направленных на развитие у детей эмпатии как проявления добра.  Приложение 4 2­й   этап  –   основной,   представляющий   собой  серию   специально разработанных и проведенных с дошкольниками 4 – 5 лет  игровых занятий, 10 направленных на формирование эмпатии как проявления у детей доброты; Приложение 4 На   данном   этапе   подобрали   и   изготовили   наглядный   материал   для дидактических, настольных и  сюжетно­ролевых игр для детей; Подготовили аудио­ и видеоматериалов к данной проблеме;                     Изготовление игрушек, ремонт книжек, рассматривание картин и альбомов, чтение детской художественной литературы; Просмотр мультипликационных фильмов на тему «добра»; 3­й этап – контрольный, в ходе которого вновь проводится опрос детей и диагностика  уровня   эмпатии   дошкольников  4   –   5   лет   после   реализации проекта; На   завершающем   этапе   мы   вновь   провели   диагностику   детей   по методике Н.П. Шитяковой и И.В. Гильгенберг «Три человечка» и получили такие результаты: ­   10   детей  выбрали   первого   человечка   –   «Ах»,   который   никогда   не обижается   и   легко   прощает   всем   обиду,   что   свидетельствует   о   высоком уровне у этих детей эмпатии как проявления доброты; ­  8   дошкольников   выбрали  второго   человечка   –   «Ох»,   который обижается и прощает обиду после того, как у него попросят прощения, у этих детей средний уровень эмпатии; ­ 3 воспитанника группы выбрали третьего человечка – «Ух», который тоже обижается и считает, что обидчика нужно обязательно проучить и даже отомстить ему, чтобы тот никому не делал плохо; их уровень эмпатии низок. 3 8 10 11 АХ ОХ УХ Вывод:                     Таким   образом,   большинство   детей   в   группе   (10   человек),   где реализовался проект, после проведения специальной серии игровых занятий имеют высокий уровень эмпатии как проявления доброты, 8 детей – средний и только 3 дошкольника – низкий уровень по данному параметру. 4­й этап  – аналитический, в ходе которого выполняется сравнительный анализ полученных результатов. ­ консультации, беседы с родителями. ­ выставки творческих работ детей.  какого цвета «Добр» и «Зло» ( рисование красками); ­ оформление альбома "Юный художник" ­ раскраски сказочных героев, олицетворяющих ­ добро.  ­  «Умей творить добро на радость всем!» для 1 младшей группы (показ сказки «Репка», игрушка своими руками «Елочка») 4. Реализация проекта 1. Познавательное развитие 12 ­ рассматривание иллюстраций к сказкам с изображением добрых и злых  героев,  ­ этические беседы с использованием наглядных дидактических пособий  «Уроки настроения» чувства и эмоции; ­ рассказы о добре и зле:  добрый поступок, плохой поступок; ­ какие они – герои мультфильмов: «Подарок для самого маленького»,  «Просто так», «Крепыш» (о добре и взаимопомощи);  ­ беседы: « Береги природу»,   «Красная книга», «Как отличить доброго  человека от злого?», «Добрый человек не оставит в беде»., «Волшебные   слова». ­ игра «школа улыбок»,  ­ игры со строительным материалом «строим дом для друзей» 2. Речевое развитие ­ ситуативный рассказ о хороших и плохих поступках в течение дня; ­ расширение словаря за счет слов­понятий «хороший ­ плохой», «добрый ­  злой», «смелый ­ трусливый», «честный ­ лживый»;  ­ беседы «Как заботиться о близких людях?», «Играем дружно», «Умей  извиниться», «Почему любят честных и смелых?», «Мы умеем вежливо  разговаривать»; ­ на занятиях читали народные, авторские  сказки. Обсуждали добрых и злых  героев; ­ обратили внимание на то, что зло всегда наказывается, а добро побеждает; ­ обсуждали поведения героев по рассказам В.Осеевой; ­ обсуждали стихотворение В.В.Маяковского  «Что такое хорошо и что такое  плохо?»; ­ читали стихи по теме  и объяснение смысла пословиц и поговорок о доброте. 3. Социально­коммуникативное развитие ­ наблюдение за поступками взрослых и детей, побуждение детей к 13 выражению доброго отношения к окружающим (во время приветствия, во  время игр, в режимных моментах); ­ дидактические игры «Вежливые слова», «Что такое хорошо и что такое  плохо?», «Зеркало», «Угадай эмоции», «Можно ­ нельзя» «Скажи другу  волшебное слово», «театр настроения» ­ сюжетно­ролевые игры «Больница», «На приеме у врача»; ­ добро и зло в малом фольклорном  творчестве. Загадки и пословицы о добре  и зле; ­ беседа «Добрый человек поможет в беде»; ­ помогаем поддерживать порядок в группе (убираем игрушки, наводим  порядок в центрах, дежурим по столовой, убираем кровати и т.д.). 4 Художественно­эстетическое развитие ­ рисование:  «Какого цвета добро и зло»; ­ лепка «Слепи доброе животное,  и назовите его» ­ аппликация  «Цветочное настроение» ­ прослушивание песен «Дружба начинается с улыбки; Друзья Гимн доброте, Добрые дела,  Доброта;  Дорогою добра; Делай добрые дела; Давайте, друзья, всегда друг другу желать добра» 5.    Физическая культура Подвижные игры и физкультминутки с тематическим содержанием.   5. Заключение      Реализованный проект по проблеме представлений современных  дошкольников о добре и зле  включают следующие компоненты и показатели:  когнитивный (знания о эмоциональных состояниях, о нравственных нормах,  нормах поведения, знания о разрешении разных ситуаций, отношения к  окружающим), эмоциональный (проявление сопереживания и сочувствия,  стремления помочь окружающим) и поведенческий ( проявление 14 бесконфликтного поведения, положительное отношение к себе и к другим,  проявления сопереживания,) компоненты.  В представленной работе мы: ­   провели   экспериментальное   исследование   представлений   у современных дошкольников о добре и зле;  ­   разработали   и   провели   серию   занятий   с  детьми   направленную   на формирование эмпатии у дошкольников 4 – 5 лет. В   результате   этого   достигнута  цель  проекта:   выявлены   особенности представлений современных дошкольников 4 – 5 лет о добре и зле, проведена работа по формированию у них чувства эмпатии. Выявленные   различия   в   изменении   уровня   эмпатии   как   проявления добра   воспитанников   группы   до   и   после   реализации   проекта   имеют определенное практическое значение. Применение полученных результатов проекта заключено в возможности их использования при разработке методических рекомендаций для педагогов дошкольных образовательных учреждений. Данные рекомендации могут быть направлены   не   только   на   формирование   у   детей   дошкольного   возраста правильных   представлений   о   добре   и   зле,   но   и   на   коррекцию   детско­ родительских отношений, на повышение позитивного социального поведения дошкольников и их родителей, их доброжелательности и стремления к людям с учетом их возрастных особенностей. Результаты исследования могут быть использованы также в психолого­ педагогическом консультировании, в различных видах обучения и воспитания дошкольников для профилактики отклонений в их личностном развитии. Проведенное   исследование   также   позволяет   нам   утверждать,   что изучение   представлений   современных   дошкольников   о   добре   и   зле   весьма актуально   для   современной   педагогической   науки.   Его     активно   с  разных позиций обсуждают в научной литературе последних лет. 15 Следует обратить внимание на то, что: 1.   Необходимо   всеми   возможными   средствами   развивать эмоциональную   сферу   ребенка,   его   интуицию   как   первоначальное   умение «чувством познавать жизнь». 2. Основное внимание следует уделять воспитанию доброты, любви к ближнему,   формированию   эмпатии   как   основе   духовно­нравственного воспитания. 3. Поскольку сила и устойчивость того или иного чувства зависят от правильного   представления   о   его   предмете,   необходимо   постепенно формировать   у   дошкольников   формировать   истинное   и   полное   понятие   о добром и злом. 4. Воспитатель ДОУ должен помнить о том, что способность человека ощущать на себе влияние настроения и чувств другого человека и перенимать их накладывает на педагога ответственность за каждый его поступок, слово, движение, взгляд. Чтобы стать примером для ребенка, оказывать влияние на его   внутренний   мир,   воспитатель   должен   проникнуться   пониманием   и состраданием к людям, вниманием к их внутренней жизни. Ибо пример как главное средство развития представлений у детей о добре и зле основан на склонности   детей   к   подражанию,   их   неспособности   отделить   отвлеченное нравственное понятие от конкретной личности.      Значимость поддержания высокого уровня нравственного воспитания у  настоящего и будущего поколения заключается в создания необходимых  политических, социальных и педагогических условий. Эти условия  воспитательного процесса обосновываются в нормативных документах на  государственном уровне, в философских и психолого­педагогических  исследованиях. Так как в дошкольном возрасте закладываются основы образа  мира, одной из составляющей которого является нравственное воспитание, то  представляется считать данный возраст как благоприятный период для  формирования данного процесса. 16      Нравственное воспитание, рассматриваемое в педагогическом аспекте  применительно к контингенту исследования, включают следующие  компоненты и показатели: когнитивный (знания о эмоциональных состояниях, о нравственных нормах, нормах поведения, знания о разрешении разных  ситуаций, отношения к окружающим), эмоциональный (проявление  сопереживания и сочувствия, стремления помочь окружающим) и  поведенческий ( проявление бесконфликтного поведения, положительное  отношение к себе и к другим, проявления сопереживания,) компоненты.  Список литературы 1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика [Текст] Ю.П. Азаров. – СПб.: Питер: 2011. – 400 с. 2. Выговская   Л.П.   Эмпатийные   отношения   младших   школьников, // воспитывающихся   вне   семьи   [Текст]   Л.П. Психологический журнал. – 2006. – Т. 17. – № 4. – С. 55 – 65.   Выговская.   3. Выготский Л.С. Педагогическая психология [Текст] Л.С. Выготский. – Минск: АзБуки, 2011. ­ 315 с. 4. Ивашкин   B.C.,   Онуфриева   В.В.   Определение   индивидуального   стиля отношения родителей к детям [Текст] В.С. Ивашкин, В.В. Онуфриева.  – 17 Владимир: Томикс, 2011. ­ 168 с. 5. Кон И.С. Ребенок и общество [Текст] И.С. Кон. – СПб.: Питер, 2016. ­ 336 с. 6. Лисина М.И. Общение детей со взрослыми и сверстниками: общее и различное   [Текст]   М.И.   Лисина.   //   Исследования   по   проблеме возрастной и педагогической психологии. – Воронеж: Подъем, 2010. – С. 3 – 32. 7. Лутошкин А.Н. Эмоциональная жизнь детского коллектива [Текст] А.Н. Лутошкин. – Воронеж: Подъем, 2017. ­ 208 с. 8. Нравственное   воспитание   в   детском   саду   [Текст].   //   Под   ред.   В.Г. Нечаевой, Т.А. Марковой. – Воронеж: Подъем, 2017. ­ 162 с. 9. Практикум по диагностике нравственной воспитанности дошкольников и школьников. // Сост. Н.П. Шитякова, И.В. Гильгенберг. – Челябинск: Изд­во ЧГПУ, 2011. ­ 79 с. 10.Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования   [Электронный   ресурс].  URL:   https://docviewer.yandex.ru/? url=http%3A%2F%2Fxn­­80abucjiibhv9a.xn­­ p1ai%2Fnews %2F3447%2Ffile%2F.   11.Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2006 г. № 152­ФЗ «О персональных данных» [Электронный ресурс]. // КонсультантПлюс, версия Проф, 2015 г. 12.Формирование взаимоотношений дошкольников в детском саду и семье [Текст]. // Под ред. В.К. Котырло. – Воронеж: Подъем, 2016. ­ 166 с. 13.Хоментаускас Г.М. Семья глазами ребенка [Текст] Г.М. Хоментаускас. –  Смоленск: Русич, 2015. ­ 160 с. 14.Юсупов   И.М.   Психология   эмпатии.   (Теоретические   и   прикладные аспекты.) [Текст] И.М. Юсупов. ­ СПб.: Питер, 2015. ­ 252 с. ПРИЛОЖЕНИЕ 1 18 МЕТОДИКА Н.П. ШИТЯКОВОЙ, И.В. ГИЛЬГЕНБЕРГ  «ТРИ ЧЕЛОВЕЧКА»  ПРОТОКОЛ ТЕСТИРОВАНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ  ГРУППЫ ДО ПРОВЕДЕНИЯ ФОРМИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА              В ходе опроса мы предложили детям четыре вопроса: 1. Что такое хорошо? 2. Что такое плохо? 3. Кто такой добрый человек? 4. Кто такой плохой человек?  Методика Н.П. Шитяковой и И.В. Гильгенберг «Три человечка».   Цель   тестирования:   выявление   уровня   эмпатии   дошкольника   как умение простить. Инструментарий исследования: 1.   Комплект   из   трех   картинок   с  тремя   человечками   (по   одному   на каждого ребенка). 2. Тетрадь для записей ответа ребенка. 3. Протокол тестирования. Инструкция детям: «Перед тобой три картинки с тремя человечками. Первый человечек – «Ах» никогда не обижается и легко прощает всем обиду; второй человечек – «Ох» обижается и прощает обиду после того, как у него попросят прощения; а третий человечек – «Ух» тоже обижается и считает, что обидчика   нужно   обязательно   проучить   и   даже   отомстить   ему,   чтобы   тот никому не делал плохо. Как ты ведешь себя, если тебя обидят, как первый, второй или третий человечек? Через   несколько   дней   задается   еще   один   вопрос:   «Какой   человечек ведет себя правильно в данной ситуации?» Примечание:   если   ребенок   отвечает   на   оба   вопроса   одинаково   или, 19 чтобы   казаться   лучше,   выбирает   первого   человечка,   то   можно   задать наводящие вопросы, которые создадут проблему: – Может быть, все­таки правильно дождаться, когда у тебя попросят прощения, ведь должен же обидчик осознать свою вину? – Может быть, не стоит вовсе прощать и сделать ему что­нибудь плохое, чтобы он тоже обиделся и понял, как это неприятно? Обработка и интерпретация результатов. Ответы детей фиксируются в таблице цифрами 1, 2, 3,  обозначающими количество набранных баллов. Если ребенок выбрал первого человечка, то получает три балла, если второго – два балла,   третьего   –   один   балл.   Сумма   баллов   показывает   уровень   эмпатии ребенка как проявление доброты : ­ 6 баллов – высокий уровень; ­ 5 – 4 баллов – средний уровень; ­ 3 – 2 балла – низкий уровень2. На   констатирующем   этапе   мы   провели   опрос  детей   и   получили результаты, который покажем в таблицах 1 и 2. Результаты опроса­1 дошкольников 4 – 5 лет (21 чел.) Таблица 1 Воспитанник  Что такое хорошо? Что такое плохо? Гена   Саша  Ваня  Аня  Сёма  Миша  Слушаться маму Когда человек болеет, плохо плакать, быть грязнулей Быть здоровым, помогать маме Не слушаться маму Заниматься спортом Грубить маме Хорошо играть, быть послушной Быть жадиной, драться, Быть послушным Когда все аккуратные, любят родителей обижать друзей болеть Бояться, когда пожар, когда плохая погода 2 Практикум по диагностике нравственной воспитанности дошкольников и школьников. //  Сост. Н.П. Шитякова, И.В. Гильгенберг. – Челябинск: Изд­во ЧГПУ, 2011. ­ 79 с. Полина  Серёжа  Даша  Костя  Илья  Женя Денис  Настя   Анжелика  София Диана  Мирослава  Таня  Фёдор  Вова  Любить маму и папу Хорошо себя вести Мама, папа ссорятся Приду домой и буду злой 20 Слушаться взрослы, помогать маме, делать зарядку Не знаю Когда родители работают Это когда мама скоро придёт Когда папа дома Когда все люди дружат Есть папа и братик Ваня  Когда тебя все любит Не знаю Не знаю Когда мы весело играем Когда мама и папа дома Болеть, драться, жадничать Плохой дядя Когда родители в магазине ничего не покупают Плохо болеть Ломать игрушки Плохо себя вести Баловаться дома Когда с тобой никто не дружит Когда меня пугают Не знаю Ломать игрушки Плохо скучать Когда ходим в гости к бабушке Когда дома не дружно Результаты опроса­2 дошкольников 4 – 5 лет (21 чел.) Таблица 2 Воспитанник  Кто такой добрый человек? Кто такой злой человек? Солдаты, убивают шпионов Кто говорит плохие слова Хорошо себя ведет Это страшный человек Добрые родители Который грубит Гена   Саша  Ваня  Аня  Сёма  Миша  Полина  Серёжа  Даша  Костя  Илья  Женя Денис  Бабушка, она с нами играет Хорошие люди Люди, которые в кино делают разные хорошие дела Мама, папа, Настя Я – человек добрый Мама, Дима и я Это папа Родители и бабушки Который не ругает Который всё разрушает Папа бывает злой, когда ругает Строгий человек Люди, которые в кино жадничают и дерутся Который болеет Жадный  дерется Мама долго не приходит Собака  Просто злой и всё Большой и страшный человек, хочет меня укусить Вампир  Настя   Солдаты, они нас защищают Анжелика  София Диана  Мирослава  Таня  Фёдор  Вова  Не знаю, я хорошая, добрая  Хорошие люди Который всех любит Который всех спасает Бабушка и дедушка Мои родители и воспитатели Который всем помогает 21 Дядьки, которые стреляют Люди, которые стреляют Человек всех пугает Это тот, кто хочет стать большим Который меня хочет испугать Дядя, который в нашем доме живёт Которыйне не хочет помочь никому Анализ ответов детей показывает: 1. Большинство понятий о добре и зле у детей 4 – 5  лет связаны с семьёй:   мамой,   папой,   бабушкой,   братом   или   сестрой.   Костя   к   хорошим людям отнес папу, а на вопрос, кто такой злой человек, ответил: «Мама долго не приходит». 2. Многие дети связывают добро и зло со здоровьем или болезнью.  3. Представления добра и зла у дошкольников связаны с послушанием, хорошим поведением. 4. В ответах детей прослеживаются свойственные возрасту 4 – 5 лет детские страхи (злой тот, кто пугает, кого я боюсь). 5. Меньшее количество детей связывают понятия добра и зла с игрой и игрушками. 6. Только двое детей указали на дружбу как проявление добра. 7. Трое детей указали на то, что они сами добрые, а также на то, что добрый тот, кто их любит. 8.   У   некоторых   детей   представления   о   добре   и   зле   связаны   с кинообразами (солдаты, шпионы, люди, делающие в кино плохие или добрые дела). 9. Двое детей указали на жадность как проявление зла.  10. Один ребенок связал понятие о добре с занятиями спортом. Таким   образом,   результаты   опроса   детей   указывают   на   то,   что   в 22 основном на представления дошкольников 4 – 5 лет о добре и зле влияют   семейные   увлечения,   а   также   четко взаимоотношения   в   семье, просматривается влияние на эти представления телекоммуникаций. Испытуемый  Уровень эмпатии Х1 Х2 Х3 Х4 Х5 Х6 Х7 Х8 Х9 Х10 Х11 Х12 Х13 Х14 Х15 Х16 Х17 Х18 Х19 Х20 Х21 средний низкий высокий низкий средний высокий высокий низкий средний низкий средний высокий средний низкий высокий средний низкий низкий средний средний средний 23 ПРИЛОЖЕНИЕ 2 МЕТОДИКА Н.П. ШИТЯКОВОЙ, И.В. ГИЛЬГЕНБЕРГ  «ТРИ ЧЕЛОВЕЧКА»  ПРОТОКОЛ ТЕСТИРОВАНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ  ГРУППЫ ПОСЛЕ ПРОВЕДЕНИЯ ФОРМИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА Испытуемый  Уровень эмпатии Х1 Х2 Х3 Х4 Х5 Х6 Х7 Х8 Х9 Х10 Х11 Х12 Х13 Х14 Х15 Х16 Х17 Х18 Х19 Х20 Х21 . средний высокий высокий низкий средний высокий высокий низкий высокий высокий средний высокий средний высокий высокий средний высокий низкий средний средний средний 24                                                                                        ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Анкета для родителей № ВОПРОСЫ 1 Часто ли Вы рассказываете или читаете своему  Да  Нет Иногда ребенку сказку? 2 Просит ли ваш ребенок читать сказку несколько  раз? Есть ли Любимая сказка у Вашего ребенка? 3 4 Придумываете ли вы сказку для вашего ребенка? 5 После чтения сказок, обсуждаете ли Вы  6 содержание сказки? Знаете ли вы что сказка носит воспитательный  характер? Затрудняетесь ли вы чему учит сказка? 7 8 Как   вы   считаете,   доброта   ­   это   сильная   или 12 10 11 9 13 15 16 3 5 6 1 0 1 15 1 2 2 0 0 4 1 2 0 слабая сторона воспитательного процесса? 9.   Может   ли   Ваш   ребенок   словами,   жестами выражать сочувствие, сопереживание? 2 4 11 Вывод:                  По  результатам  анкетирования   родителей  (21  человек, 5  из  них отказались участвовать в проекте по разным причинам)  мы можем сделать вывод о том, что родители мало читают детям сказки, рассказы, не обсуждают с детьми о прочитанном. Дети  словами, жестами  не 25 могут   выразить   сочувствие,   сопереживание,   поэтому   необходимо   привлечь родителей к проекту, и провести с ними консультации, беседы. ПРИЛОЖЕНИЕ 4 СЕРИЯ ИГРОВЫХ ЗАНЯТИЙ, НАПРАВЛЕННАЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ  ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ДОБРЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ 4 ­5 ЛЕТ  1. Занятия с детьми. В ходе проведения игровых занятий соблюдались следующие принципы: ­ целесообразности,  ­ целостности,  ­ структурности  ­ динамичности,  ­ открытости. На   занятиях   создаются   максимально   комфортные   педагогические условия: ­ климат доверия в отношениях между педагогом, детьми; ­ создание ситуации «психологической свободы»;  ­ личностно­ориентированное общение.  Эксперимент   проводится   с  учетом   возрастных   и   психологических особенностей детей 4 – 5 лет.  Опишем поэтапно проведенные нами занятия.  1. ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ Цель: коррекция эмоциональной сферы ребенка, развитие способности понимать и адекватно выражать эмоциональные состояния другого человека. Примечания: содержание ситуации не читается детям, а эмоционально 26 пересказывается, так как это лишь основа для создания множества вариантов на   заданную   тему   с  учетом   эмоциональных   особенностей   каждого конкретного ребенка. Подготовка: подобрать ситуации из жизни детей, близкие и понятные им, например: Задание 1. Больная мама Больная   мама   лежит   в   постели,   старшая   дочка   приводит   к   ней маленького   брата.   Далее   дети,   играющие   роль   мамы,   брата   и   сестренки разыгрывают   при   подсказке   воспитателя   сценку   заботы   о   больной   маме, сочувствия и помощи ей, и т.п. (Игра повторяется с разными детьми)                     Задание 2. Совместная работа Папа с сыном прибивают скворечник, вдруг папа промахнулся и ударил молотком вместо гвоздя по пальцу. Далее дети, играющие роль папы и сына, с подсказками   воспитателя   разыгрывают   сценку   заботы   о   пап,   сочувствия   и помощи ему и т.п. (Игра повторяется с разными детьми).                              Задание 3. Недоразумение Во время обеда дома мальчик (девочка) нечаянно разливает суп папе на брюки. Ребенок испуган, папа строго объясняет, что надо быть аккуратнее. Потом прощает дочку или сына, они вместе идут стирать брюки, беседуя на разные темы. (Игра повторяется с разными детьми).                                            Задание 4. Успех Девочка   (мальчик)   радуется   за   свою   подружку   (друга),   чей   рисунок оказался лучшим в группе.                                             Задание 3. Обида Мальчик   из   кубиков   построил   гараж   для   машин.   Подошел   другой ребенок и сломал ему постройку. Мальчик сел на стул и начал плакать. Далее   дети,   играющие   роль   мальчиков   разыгрывают   при   подсказке воспитателя сценку, сочувствия и помощи ему и т.п. (Игра повторяется с разными детьми). Проведение: ситуация разыгрывается в игровой форме с детьми. Первая серия: подготовленные заранее дети разыгрывают перед группой сценку, затем воспитатель спрашивает у ребят, что чувствуют персонажи этой 27 сценки. Следует  подчеркнуть, что  при  организации   и проведении   проекта  не возникло особых трудностей.  Дети проявили большой артистизм и фантазию при разыгрывании сценок. 28 ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Консультация для родителей Роль русской народной сказки в развитии  дошкольников О   роли   и   значении   сказок   в   формировании   положительных   качеств характера и психических процессов для детей дошкольного возраста написано много.   Значимость   народной   сказки   подчеркивал   К.Д.   Ушинский. «Рассказывание сказок имеет большое воспитательное значение. Рассказывая сказку,   ребёнок   вновь   и   вновь   переживает   события,   в   ней   происходящие, представляет образы, практически пользуется родным языком в его наиболее совершенных   образцах...».   Еще   до   школы,   до   осознанного   освоения грамматических   правил,     ребенок   воспринимает   содержание   слушаемого чувствами, душой, впитывает грамматические особенности языка в единстве с его лексикой. На этом чувственном,  тонком духовном уровне закладываются основы   нравственных   оценочных   суждений,   создаётся   прочный   фундамент нравственного поведения, развивается иммунитет ко всему небодобающему, дурному. «Сказка — ложь, да в ней намёк,­ добру молодцу урок» (Русская народная поговорка).  Несогласие,   конфликты,   враждебное   поведение,   несправедливость   и подобные   неприятные   и   опасные   факторы   реальной   жизни   неизбежны   на 29 жизненном пути каждого человека. Вряд ли когда­нибудь люди избавятся от этого. Но более стойко переносят жизненные неурядицы те, кто  с молоком матери   впитал     духовные,   нравственные   базовые   ценности,   позволяющие ориентироваться и адекватно вести себя в любой ситуации. Русская народная сказка   (адаптированные   авторские   обработки)   обладает     такой   особенной воспринимаемостью   и   мощью,   которая   позволяет   образоваться,   состояться личности  с  менталитетом высокого уровня.   В процессе ознакомления со сказкой развиваются все познавательные   восприятие,   Слушая процессы: литературное   произведение,   ребенок   не   видит   перед   собой   описываемые   воображение.   память,   мышление, события.   Он   их   должен   представить,   опираясь   на   свой   опыт.   От   того, насколько   он   правильно   это   сделает,   зависит   понимание   произведения, содержания и идеи.          Сказки позволяют впервые испытать храбрость и стойкость, увидеть  добро и зло. В сказке проложена граница между Добром и Злом. Они  непримиримые враги, они находятся в вечной борьбе. И в этом  противоборстве всегда побеждает Добро, всегда торжествует справедливость.           Сказка проникает во все виды деятельности ребенка – дошкольника и развивает   их.   Она   лежит   в   основе   изобразительной   деятельности, художественно – речевой.  в  Ознакомление со сказкой обогащает, развивает игровую деятельность, сказка   проникает   во   все   виды   деятельности   ребенка   —   дошкольника   и развивает их, пробуждает первые образные представления детей о Родине, её культуре. Поэтому,   уважаемые   родители,   надо   нашим   детям   читать   или рассказывать сказки. 30 ПРИЛОЖЕНИЕ 6 Дидактические игры, развивающие умения понимать и выражать эмоциональные состояния «Зеркало»       Цель: учить детей распознавать различные эмоциональные состояния,  подражать им, развивать эмпатию.       Участники игры разбиваются на пары (по желанию), становятся или  садятся лицом друг к другу. Один ребенок с помощью мимики и пантомимики (замедленных движений головой, руками, туловищем, ногами) передает разное настроение. Задача другого ребенка «зеркала» быть его отражением, точно  копировать его состояние, настроение. Затем дети меняются ролями. «Угадай эмоцию»       Цель: учить детей по схеме узнавать эмоциональное состояние и  изображать его с помощью мимики, пантомимики, голосовых интонаций.        Оборудование: картинки со схематическим изображением эмоций.       На столе картинкой вниз выложить схематические изображения эмоций. 31 Предложить детям по очереди брать любую карточку, не показывая ее  остальным. Задача ребенка — по схеме узнать эмоциональное состояние,  изобразить его с помощью мимики, пантомимики и голосовых интонаций.   Остальные дети — зрители — должны угадать, какие эмоции изображает  ребенок, что происходит в его мини­сценке. «Можно ­ нельзя»       Цель: уточнить и закрепить правила поведения в   общественных местах;  воспитывать уважение к людям, умеющим вести правильно, вызвать желание  подражать им. Учить быть осмотрительным, внимательным; воспитывать у  детей самостоятельность, уверенность в себ Лепка «Слепи доброе животное и назови его» Цель: развитие эмпатии, творческого воображения. Затем устраивается конкурс на самое доброе животное.  Аппликация «Цветочное настроение»      Цель: умение описывать свое настроение, развитие понимания настроения других, развитие эмпатии, ассоциативного мышления.          Создается цветопись настроения. Из цветной бумаги каждый ребенок выбирает для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету его настроения.   Затем   все   лепестки   собираются   в   общую   ромашку.   Можно предложить детям сочинить спонтанный танец настроения. Игра «Передача чувств»          Цель:  научить детей передавать различные эмоциональные состояния невербальным способом.          Ход игры: Ребенку дается задание передать «по цепочке» определенное чувство с помощью мимики, жестов, прикосновений. Когда дети передали его по кругу, можно обсудить, какое именно настроение было загадано. Затем 32 ведущим становится любой желающий. Если кто­то из детей хочет побыть ведущим, но не знает, какое настроение загадать, воспитатель может помочь ему, подойдя и подсказав ему на ушко какое­нибудь настроение Игра «Сижу, сижу на камушке»      Цель: развитие эмпатии, умения выражать поддержку другому  человеку (сверстнику).      Ход игры: Игроки становятся в хоровод и поют, а один (или  несколько) садятся на корточки в круг,  Сижу, сижу на камушке, Сижу на горючем, А кто ж меня верно любит, А кто ж меня сменит, Меня сменит­переменит, Еще приголубит? После этих слов любой желающий может подойти и погладить сидящего в  кругу по голове, обнять, сказать ласковые слова (приголубить). Затем он уже  сам садится в круг и накрывает голову платочком. Его «голубит» следующий  желающий. Игра «Моя любимая кошечка»      Цель: способствует развитию чувства эмпатии, умения работать в группе Содержание: Дети стоят в кругу. Затем взрослый говорит: «Ребята! К нам в  гости пришла кошечка. Она  хочет с нами познакомиться и поиграть. Как вы  думаете, что мы можем сделать, чтобы ей понравилось у нас, чтобы она захотел прийти  к нам снова?» Дети предлагают: «Говорить с ней ласково»,  «Научить его играть» и т.д. Взрослый бережно передает кому­либо из них  плюшевую кошечку (мишку, зайчика). Ребенок, получив игрушку, должен  прижать ее к себе, погладить, сказать что­то приятное, назвать ласковым  именем и передать (или перебросить) кошечку другому ребенку. 33 Игра «Гномики»      Для игры нужны колокольчики по числу участников (5­6). Один  колокольчик должен быть испорчен (не звенеть). Взрослый предлагает детям  поиграть в гномиков. У каждого гномика есть волшебный колокольчик, и,  когда он звенит, гномик приобретает волшебную силу – он может загадать  любое желание, которое когда­нибудь исполнится. Дети получают  колокольчики (одному из них достается испорченный). «Давайте послушаем,  как звенят ваши колокольчики! Каждый из вас по очереди будет звенеть и  загадывать свое желание, а мы будем слушать». Дети по кругу звенят своими  колокольчиками, но вдруг оказывается, что один из них молчит. «Что же  делать? У Коли не звенит его колокольчик! Это такое несчастье для гномика!  Он теперь не сможет загадать желание... Может, мы его развеселим? Или  подарим что­нибудь вместо колокольчика? Или попробуем выполнить его  желание? (Дети предлагают свои решения.) А может, кто­нибудь уступит на  время свой колокольчик, чтобы Коля мог позвенеть им и загадать свое  желание?» Обычно кто­нибудь из детей предлагает свой колокольчик, за что,  естественно, получает благодарность товарища и одобрение взрослого. В этой игре важно привлечь внимание детей к обделенному сверстнику, вызвать их  сочувствие и желание помочь. Игра «Утка с утятами» 34      В игре участвуют мама­утка (лучше сначала на эту роль выбрать  популярного ребенка), маленькие утята (4­5 детей) и хищный коршун,  который за ними охотится (эту роль выполняет взрослый). Сначала мама­утка  с утятами греются на солнышке, купаются в пруду, ищут червячков на  полянке. Вдруг налетает хищная птица и пытается выкрасть утят. Мама­утка  должна укрыть, спрятать своих детей, защитить от опасности. Можно  использовать покрывало или любую другую чистую ткань, чтобы дети могли  спрятаться под ней. Спрятанного утенка коршун украсть не сможет. Когда  все утята спрятаны, коршун еще некоторое время угрожающе кружится над  ними, а потом улетает. Мама­утка выпускает своих детей из укрытия, и они  вновь резвятся на полянке. Рекомендации По   результатам   проекта     мы   можем   сделать   вывод   о   том,   что необходимо провести серию игровых занятий не только с дошкольниками, но и с их родителями, направленных на развитие у детей эмпатии как проявления добра. Предлагается набор игр. ЗАНЯТИЯ С СЕМЬЯМИ Цель:   формирование   взаимной   эмоциональной   привязанности   между родителем и ребенком, развитие способности эмпатическому воздействию. Примечания: мы считаем, что при коррекции эмоциональных отношений между   ребенком   и   родителями   целесообразно   использовать   занятия   и упражнения для всей семьи. 35 Подготовка: подобрать ситуации­задания, знакомые родителям и детям, например: Задание 1. Ласка Мама (папа) с улыбкой глядит и прижимает к себе пушистого котенка, которого изображает ребенок.  Котенок прикрывает  глаза  от  удовольствия, мурлычет и выражает расположение к своей хозяйке тем, что трется головой о ее руки. (В игре участвуют пары: каждый родитель со своим ребенком). Задание 2. Вкусные конфеты У   ребенка   в   руках   воображаемый   кулек   (коробка)   с  конфетами.  Он протягивает   ее   по   очереди   к   родителям.   Они   берут   по   одной   конфете   и благодарят ребенка, потом разворачивают бумажки и берут конфеты в рот. По лицам участников сценки видно, что угощение вкусное. Мимика: жевательные движения, улыбка. (В игре участвуют пары или тройки: родители со своим ребенком). Задание 3. Любящие родители Мама­медведица и папа­медведь укачивают своего любимого сыночка. Сначала мама­медведица укрывает медвежонка одеялом, нежно поглаживая его по голове, а папа­медведь с доброй улыбкой смотрит на маму и сына и обнимает маму за плечи. Мама­медведица встает, а папа целует медвежонка в лоб и говорит: «Спокойной ночи». Мама­медведица глядит на обоих ласково, с любовью. Выразительные движения: нежное поглаживание ребенка по голове и по воображаемому одеялу. (В игре участвуют тройки: родители со своим ребенком). Задание 4. Негаданная радость 36 В   комнату   вошли   папа   с  мамой,   с  улыбкой   посмотрели   на   своего ребенка и сказали: «Заканчивай свою игру. Через час мы идем в цирк!» Мама подняла   руку   и   показала   билеты.   Папа   стоял   рядом   и   улыбался.   Ребенок сначала замер, а потом пустился в пляс вокруг папы и мамы. Выразительные движения:  1. Прикусить нижнюю губу, поднять брови, улыбнуться.  2. Смеяться, потирать руки одна о другую, причем одна рука может быть сжата в кулак. Можно хлопать в ладоши. Прыгать и пританцовывать. (В игре участвуют тройки: родители со своим ребенком). Процедура: при проведении заданий этой серии после каждой ситуации проводилась беседа с участниками сценки.  ЗАНЯТИЯ С РОДИТЕЛЯМИ Задание 1. Знакомство Основной   целью   задания   является   развитие   сензитивности   по отношению к детям и эмпатического реагирования. Примечания: родители представляются, рассказывают о своей семье и описывают ребенка, с которым они будут проводить задания. Для большей эффективности   задания   проводится   игра   «Кто   я?»,   которая   особенно подходит для первого занятия и является хорошим способом познакомить участников друг с другом.  Специальной подготовки задание не требует. Игра «Кто я?» Цель:   упражнение   по   развитию   вербальных   и   невербальных   форм общения. Процедура: каждому члену группы дается карандаш и бумага, где они отвечают   10   раз   на   вопрос:   «Кто   они?»   После   того   как   заканчивается составление этого перечня, начинается знакомство участников друг с другом на основании полученных записей. Игра «Создание скульптуры семьи» 37 Цель: развитие рефлексии в межличностном взаимодействии, выявление чувств у участников игры. Процедура:   ведущий   предлагает   одному   из   участников   создать скульптуру своей семьи, расположив ее членов в характерных для них позах. Скульптура должна изображать ситуацию семейного взаимоотношения, для отражения  которой  используется  дистанция. Каждому  участнику  семейной скульптуры сообщается фраза, характеризующая члена семьи. В заключении участникам   предлагается   поделиться   чувствами,   которые   они   получили   в результате игры. Присутствующие пытаются угадать замысел скульптора, что дает возможность труппе задуматься о трудностях взаимоотношений. Задание 2. «Общение в паре: «родители – родители»  и «родители – дети» Цель:   на   занятии   проводится   обучение   приемам   игровой   коррекции системы отношений. Примечание:   каждый   родитель   рассказывает   о   тех   трудностях,   с которыми он столкнулся. Особое внимание уделяется тем чувствам, которые он испытывал. Родитель рассказывает о своих переживаниях в зависимости от размеров группы. Для того чтобы помочь родителям, обращается их внимание на   появление   у   них   новых   навыков,   помогающих   справиться   с  ситуацией. Задание завершается игрой. Игра «Общение в паре» Цель: развитие вербальных и невербальных форм общения. Процедура:   участники   разбиваются   на   пары.   Выполняют   одно   из коммуникативных упражнений, приведенных ниже. Приблизительно через 5 минут участники меняются партнерами и выполняют следующее упражнение: а) спина к спине; б) сидящий и стоящий; в) только в глаза. В группе по окончании упражнения проводится сравнительный анализ ощущений в различных позициях взаимодействия с партнером. Упражнение «Одиночество» Цель:   активизация   чувственной   сферы   личности,   развитие   умения эмпатийного взаимодействия с окружающими в соответствии с конкретной 38 ситуацией. Процедура: участникам предлагается подумать о времени и ситуации, когда   они   были   более   всего   одиноки   в   своей   жизни.   Дается   установка воскресить это чувство. Участники делятся своими переживаниями, группа анализирует состояние рассказывающего, сочувствует обсуждению ситуации, предлагает способы преодоления угнетенного состояния. Задание 3. «Разговор с родителями о наших детях»   вербализировать   проблемы   родителей,   способствовать Цель: эмпатическому взаимодействию с детьми. Примечание:   родители   рассказывают   о   своих   детях.   Воспитатель демонстрирует работу с ребенком. Подготовка:   Во   время   занятий   родителям   рекомендуется придерживаться следующих правил:  ­ не критиковать ребенка;  ­ не хвалить ребенка;  ­ не быть равнодушным или пассивным.  Такое занятие обычно вызывает беспокойство у родителей, но во время игр­упражнений оно быстро исчезает. Задание завершается игрой. Игра «Чувствование» Цель: развитие межличностной эмпатии. Процедура: участники встают в круг близко друг к другу. Закрывают глаза. Каждый берет правой рукой руку соседа. Левую руку возьмет сосед справа.   Участники   держатся   за   руки,   стараясь   не   открывая   глаз, сосредоточиться.   Концентрируют   внимание   на   ладони   соседа   справа. Оценивают   свои   субъективные   ощущения   (какие   чувства   вызывает 39 прикосновение партнера, что можно сказать о его состоянии). Участники  открывают   глаза,  высказывают   свои   впечатления.  Каждый оказывается в качестве эксперта работы своего коллеги и в качестве эталона. Эксперты   оценивают   работу   своего   коллеги   в   пятибалльной   системе, определяются наиболее точные ответы. Игра «Эмпатическое понимание» Цель:   обучение   эмпатическому   пониманию   на   вербальных   и невербальных сообщениях и формах эмоциональной экспрессии. Процедура:   участники   разбиваются   на   пары   и   выполняют нижеследующие речевые упражнения, соблюдая условия: ­ необходимо сосредоточится на вербальных сообщениях, учитывая при этом эмоциональную экспрессию собеседника; ­ формулировать высказывания на языке, который наиболее созвучен собеседнику; ­   использовать   эмоциональный   тон,   соответствующий   тону,   взятому собеседником; ­ постигая эмоциональное состояние собеседника, уточнить и расширить смысл его сообщения; ­ осознать и понять чувства и мысли, которые не были прямо выражены собеседником, но, видимо, подразумевались в сообщении. Партнеры садятся лицом друг к другу и записывают на листочке три фразы,   начинающиеся   со   слов   «Я   должен...».   Высказывают   эти   три   фразы поочередно   друг   другу.   Затем   партнеры   заменяют   во   фразах   слова   «Я должен...» на «Я предпочитаю...». Выслушивают измененные фразы партнера, делятся своими впечатлениями, выполняя условия слушания. Далее   следуют   высказывания,   начинающиеся   с  фразы   «Я   не   могу...» (замена – «Я не хочу...»); «Мне надо...» (замена – «Я хочу...»); «Я боюсь, что...» (замена – «Я хотела бы...»). В ходе беседы испытуемым задавались вопросы: ­ Что Вы испытываете при изображении своей роли? ­ Как часто такие ситуации возникают в Вашей семье? ­ Хотели бы Вы, чтобы такие отношения между родителями и ребенком 40 стали традицией в Вашей семье?

Проект «Развитие предс‏тавлений с‏овременных дошкольников о добре и зле»

Проект «Развитие  предс‏тавлений с‏овременных дошкольников о добре и зле»

Проект «Развитие предс‏тавлений с‏овременных дошкольников о добре и зле»

Проект «Развитие  предс‏тавлений с‏овременных дошкольников о добре и зле»

Проект «Развитие предс‏тавлений с‏овременных дошкольников о добре и зле»

Проект «Развитие  предс‏тавлений с‏овременных дошкольников о добре и зле»

Проект «Развитие предс‏тавлений с‏овременных дошкольников о добре и зле»

Проект «Развитие  предс‏тавлений с‏овременных дошкольников о добре и зле»

Проект «Развитие предс‏тавлений с‏овременных дошкольников о добре и зле»

Проект «Развитие  предс‏тавлений с‏овременных дошкольников о добре и зле»

Проект «Развитие предс‏тавлений с‏овременных дошкольников о добре и зле»

Проект «Развитие  предс‏тавлений с‏овременных дошкольников о добре и зле»

Проект «Развитие предс‏тавлений с‏овременных дошкольников о добре и зле»

Проект «Развитие  предс‏тавлений с‏овременных дошкольников о добре и зле»

Проект «Развитие предс‏тавлений с‏овременных дошкольников о добре и зле»

Проект «Развитие  предс‏тавлений с‏овременных дошкольников о добре и зле»

Проект «Развитие предс‏тавлений с‏овременных дошкольников о добре и зле»

Проект «Развитие  предс‏тавлений с‏овременных дошкольников о добре и зле»

Проект «Развитие предс‏тавлений с‏овременных дошкольников о добре и зле»

Проект «Развитие  предс‏тавлений с‏овременных дошкольников о добре и зле»

Проект «Развитие предс‏тавлений с‏овременных дошкольников о добре и зле»

Проект «Развитие  предс‏тавлений с‏овременных дошкольников о добре и зле»

Проект «Развитие предс‏тавлений с‏овременных дошкольников о добре и зле»

Проект «Развитие  предс‏тавлений с‏овременных дошкольников о добре и зле»

Проект «Развитие предс‏тавлений с‏овременных дошкольников о добре и зле»

Проект «Развитие  предс‏тавлений с‏овременных дошкольников о добре и зле»

Проект «Развитие предс‏тавлений с‏овременных дошкольников о добре и зле»

Проект «Развитие  предс‏тавлений с‏овременных дошкольников о добре и зле»

Проект «Развитие предс‏тавлений с‏овременных дошкольников о добре и зле»

Проект «Развитие  предс‏тавлений с‏овременных дошкольников о добре и зле»

Проект «Развитие предс‏тавлений с‏овременных дошкольников о добре и зле»

Проект «Развитие  предс‏тавлений с‏овременных дошкольников о добре и зле»

Проект «Развитие предс‏тавлений с‏овременных дошкольников о добре и зле»

Проект «Развитие  предс‏тавлений с‏овременных дошкольников о добре и зле»

Проект «Развитие предс‏тавлений с‏овременных дошкольников о добре и зле»

Проект «Развитие  предс‏тавлений с‏овременных дошкольников о добре и зле»

Проект «Развитие предс‏тавлений с‏овременных дошкольников о добре и зле»

Проект «Развитие  предс‏тавлений с‏овременных дошкольников о добре и зле»

Проект «Развитие предс‏тавлений с‏овременных дошкольников о добре и зле»

Проект «Развитие  предс‏тавлений с‏овременных дошкольников о добре и зле»

Проект «Развитие предс‏тавлений с‏овременных дошкольников о добре и зле»

Проект «Развитие  предс‏тавлений с‏овременных дошкольников о добре и зле»

Проект «Развитие предс‏тавлений с‏овременных дошкольников о добре и зле»

Проект «Развитие  предс‏тавлений с‏овременных дошкольников о добре и зле»

Проект «Развитие предс‏тавлений с‏овременных дошкольников о добре и зле»

Проект «Развитие  предс‏тавлений с‏овременных дошкольников о добре и зле»

Проект «Развитие предс‏тавлений с‏овременных дошкольников о добре и зле»

Проект «Развитие  предс‏тавлений с‏овременных дошкольников о добре и зле»

Проект «Развитие предс‏тавлений с‏овременных дошкольников о добре и зле»

Проект «Развитие  предс‏тавлений с‏овременных дошкольников о добре и зле»

Проект «Развитие предс‏тавлений с‏овременных дошкольников о добре и зле»

Проект «Развитие  предс‏тавлений с‏овременных дошкольников о добре и зле»

Проект «Развитие предс‏тавлений с‏овременных дошкольников о добре и зле»

Проект «Развитие  предс‏тавлений с‏овременных дошкольников о добре и зле»

Проект «Развитие предс‏тавлений с‏овременных дошкольников о добре и зле»

Проект «Развитие  предс‏тавлений с‏овременных дошкольников о добре и зле»

Проект «Развитие предс‏тавлений с‏овременных дошкольников о добре и зле»

Проект «Развитие  предс‏тавлений с‏овременных дошкольников о добре и зле»

Проект «Развитие предс‏тавлений с‏овременных дошкольников о добре и зле»

Проект «Развитие  предс‏тавлений с‏овременных дошкольников о добре и зле»

Проект «Развитие предс‏тавлений с‏овременных дошкольников о добре и зле»

Проект «Развитие  предс‏тавлений с‏овременных дошкольников о добре и зле»

Проект «Развитие предс‏тавлений с‏овременных дошкольников о добре и зле»

Проект «Развитие  предс‏тавлений с‏овременных дошкольников о добре и зле»

Проект «Развитие предс‏тавлений с‏овременных дошкольников о добре и зле»

Проект «Развитие  предс‏тавлений с‏овременных дошкольников о добре и зле»

Проект «Развитие предс‏тавлений с‏овременных дошкольников о добре и зле»

Проект «Развитие  предс‏тавлений с‏овременных дошкольников о добре и зле»

Проект «Развитие предс‏тавлений с‏овременных дошкольников о добре и зле»

Проект «Развитие  предс‏тавлений с‏овременных дошкольников о добре и зле»

Проект «Развитие предс‏тавлений с‏овременных дошкольников о добре и зле»

Проект «Развитие  предс‏тавлений с‏овременных дошкольников о добре и зле»

Проект «Развитие предс‏тавлений с‏овременных дошкольников о добре и зле»

Проект «Развитие  предс‏тавлений с‏овременных дошкольников о добре и зле»

Проект «Развитие предс‏тавлений с‏овременных дошкольников о добре и зле»

Проект «Развитие  предс‏тавлений с‏овременных дошкольников о добре и зле»

Проект «Развитие предс‏тавлений с‏овременных дошкольников о добре и зле»

Проект «Развитие  предс‏тавлений с‏овременных дошкольников о добре и зле»

Проект «Развитие предс‏тавлений с‏овременных дошкольников о добре и зле»

Проект «Развитие  предс‏тавлений с‏овременных дошкольников о добре и зле»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.01.2019