Проект "Развитие творческих способностей"
Оценка 4.7

Проект "Развитие творческих способностей"

Оценка 4.7
Научно-исследовательская работа
doc
воспитательная работа
3 кл
16.01.2017
Проект "Развитие творческих способностей"
Возрастающая потребность общества в людях, способных творчески подходить к любым изменениям, нетрадиционно и качественно решать существующие проблемы, обусловлена ускорением темпов развития общества и, как следствие, необходимостью подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях. Чем настоятельнее потребность общества в творческой инициативе личности, тем острее необходимость в теоретической разработке проблем творчества, изучении его природы и форм проявления, его источников, стимулов и условий.
проект.doc

 

 

 

 

 

                                       ПРОЕКТ

                        на тему

       

       

           «Развитие творческих способностей      младших школьников на уроках и внеурочное время»

                                                                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Чебоксары, 2017

 

 

                                             Оглавление

 

1.     Проблема и актуальность проекта.

2.     Цель проекта.

3.     Задачи проекта.

4.     Введение

5.     Основная часть.

Ø Педагогические и психологические основы  творчества младших школьников.

Ø Развитие творческих способностей на уроках литературного чтения, русского языка, технологии.

Ø Развитие творческой исследовательской активности младших школьников через проектную  деятельность во внеклассной работе»

6.     Заключение.

7.     Приложение

 

    Опыт работы по развитию поэтического творчества на уроках                                                                            литературного чтения.

      Система работы в 1 классе

      Система работы во 2 классе

      Система работы в 3-4 классах

      Практические  творческие  работы по русскому языку.

      Наши первые стишки.

     

 

 

 

 

 

 

 

Объект исследования:  учебно  – воспитательный процесс.

Предмет исследования: творческие задания в формировании познавательных интересов младших школьников.

Цель проекта: разработать систему творческих заданий, формирующих познавательный интерес учащихся младшего школьного возраста на уроках  и во внеурочное время.

Задачи проекта:

 1)Проследить роль творческих заданий при формировании познавательных интересов младших школьников на уроках литературного чтения, русского языка, технологии.

2)Определить критерии сформированности познавательных интересов.

3) Приобщить учащихся к творческой работе;

4) Прививать интерес к творчеству, поиску;

5) Развивать навыки созидания, самореализации.

                                     Методы

Для решения поставленных задач мною применялись следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы; организация целенаправленной работы, включающая в себя наблюдение, , изучение и анализ продуктов творческой деятельности учащихся.

 

Ожидаемый продукт:

Система работы по развитию творческих способностей на уроках литературного чтения и русского языка.

 

Актуальность проекта. Возрастающая потребность общества в людях, способных творчески подходить к любым изменениям, нетрадиционно и качественно решать существующие проблемы, обусловлена ускорением темпов развития общества и, как следствие, необходимостью подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях.

Чем настоятельнее потребность общества в творческой инициативе личности, тем острее необходимость в теоретической разработке проблем творчества, изучении его природы и форм проявления, его источников, стимулов и условий.

Признаки и критерии творческой деятельности: продуктивность, нестандартность, оригинальность, способность к генерации новых идей, возможность «выхода за пределы ситуации», сверхнормативная активность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                        Введение

         Современное состояние общества характеризуется повышением внимания к внутреннему миру и уникальным возможностям отдельно взятой личности.

В концепции модернизации российского образования  сказано: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны».

       Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой школы и призван обеспечить выполнение основных целей, среди которых называется развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формируется желание и умение учиться.

         Главной целью школы, как социального института в современных условиях является разностороннее развитие детей, их познавательных интересов, творческих способностей, общеучебных умений, навыков самообразования, способных к самореализации личности.

        Важным периодом в развитии и становлении личности является начальный период обучения. Именно этот возраст наиболее поддается воспитанию и развитию творческих способностей ребенка. Дети младшего школьного возраста наиболее открыты и восприимчивы и любопытны. Для развития творческих способностей детей необходимо создать ситуацию заинтересованности. Развивающее обучение направлено на то, чтобы дети не только запоминали факты, усваивали правила и определения, но и обучались рациональным приемам применения знаний на практике, переносу своих знаний и умений как в аналогичные, так и в измененные условия.

Творческие способности проявляются в решении творческих задач, но оптимальным условием, обеспечивающим интенсивное развитие творческих способностей школьников, выступает планомерное, целенаправленное предъявление их в системе, отвечающей следующим требованиям:

- познавательные задачи должны строиться преимущественно на междисциплинарной, интегративной основе и способствовать развитию психических свойств личности;

- задачи должны подбираться с учетом рациональной последовательности: от репродуктивных, направленных на актуализацию имеющихся знаний, к частично-поисковым;

- система познавательных задач должна вести к формированию следующих важнейших характеристик творческих способностей: беглость мышления, гибкость ума, оригинальность, любознательность, умение выдвигать и разрабатывать гипотезы.

Творческий подход к детям поможет решить ряд задач, а именно: развить самостоятельное мышление, воображение, речь, поможет установить доверительные отношения между ребенком и взрослыми, позволит ребятам свободно общаться друг с другом, проявлять критичность и самокритичность, свободно выражать свое мнение.

Развитие творческих способностей – цель работы каждого учителя. Творчество оживляет познавательный процесс, активизирует познающую личность и формирует её.

Главное в педагогике творчества – не помешать расцвести «таинственному цветку поэзии» (Л.Н.Толстой) в душе ребёнка, школьника, начинающего мастера. Способность и готовность к творчеству становятся чертой личности человека, креативностью. В деле воспитания и образования понятие творчество обычно связывается с понятиями «способности», «развитие», «личность», «одаренность». К творчеству наиболее подготовлены те дети, которые отвечают критериям одарённости:

  • ускоренное умственное развитие: познавательные интересы, наблюдательность, речь, сообразительность, оригинальные решения задач;
  • у многих детей ранняя специализация интересов, интеллекта, эмоций: увлечение математикой, музыкой, изобразительной деятельностью, конструированием, иностранными языками;
  • активность, инициативность, стремление к лидерству, настойчивость и умение достигать поставленной цели;
  • хорошая память, развитые познавательные умения;
  • готовность и способность к исполнительским видам деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                          Основная часть

 Педагогические и психологические основы  творчества младших школьников.

Современный этап развития отечественной психологии и педагогики можно охарактеризовать как время интенсивного поиска новых методов и форм обучения, создания инновационных программ воспитания творческой личности. Стремление преобразовать школу в эстетический центр, где ребёнок не только приобщается к миру знаний, но и развивается творчески, является ведущей тенденцией современной педагогики. Сегодня необходимо гармонично сочетать учебную деятельность, в рамках которой  формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности самостоятельно решать нестандартные задачи.

Развитие творческой личности в процессе обучения и воспитания является одной из социально значимых задач современной школы. Творчество и творческая деятельность определяют ценность человека, его индивидуальность, поэтому формирование творческой личности приобретает сегодня не только теоретический, но и практический смысл. Прогресс нашего общества зависит от творческих людей. Творческая активность  является системообразующим свойством личности и определяющей характеристикой её движения к самосовершенствованию. Люди, способные творить, интересны в общении, более коммуникабельны, открыты, подходят к ситуациям в жизни, работе, любви нестандартно, умеют принимать самостоятельные решения. Платон писал: « Творческие люди – свободные люди, способные мыслить, понимать и принимать прекрасное».  Ребёнок обязательно должен изведать путь творческого поиска, который приучает самостоятельно находить решение, ибо, по словам И.Г. Песталоцци «…каждый узнает лишь то, что пробует сделать сам».

Вопросы творчества, творческих способностей детей (интеллектуальных, литературных, художественных, музыкальных), их творческой активности, одарённости рассматриваются как в зарубежных (П. Торренс), так и в отечественных исследованиях ( Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, В.А.Сухомлинский, Ш.А.Амонашвили, Л.В. Занков и другие). Понятие «творчество» включает в себя два взаимосвязанных аспекта. Во-первых, творчество – это деятельность по созданию продукта, получению нового результата  (Т.В.Кудрявцев, С.Л. Рубинштейн, М.Г. Ярошевский и др.), во-вторых, это процесс достижения результата (Л.С. Выготский), в котором реализуются потребности и способности, происходит саморазвитие личности.

Творческая деятельность определяется в Педагогическом энциклопедическом словаре как «форма деятельности человека, направленная на созидание качественно новых для него ценностей, важных для формирования личности как общественного субъекта».

 Психологические составляющие творческой деятельности:

-гибкость ума;

- систематичность и последовательность мышления;

-диалектичность;

- готовность к риску и ответственности за принятое решение.

В.В.Давыдов утверждал, что  способностью к творчеству измеряется уровень развития личности, а значит, цель обучения состоит в том, чтобы углубить и расширить творческий потенциал человека.

У детей способности к творчеству складываются постепенно, проходя несколько стадий развития: наглядно-действенное, причинное, эвристическое мышление. Одним из направлений развития творчества на этапе наглядно-действенного мышления является выход за рамки привычных мыслительных стереотипов. Это качество творческого мышления называют оригинальностью, и оно зависит от умения мысленно связывать далекие, не связываемые обычно в жизни, образы предметов. Формирование и развитие способностей детей к творчеству – одна из актуальных проблем современной педагогики, которая остро стоит перед учителями начальных классов. Работа учителя в данном случае складывается, по мнению М.Львова, из трех качеств, служащих предпосылками для творческой деятельности. Во-первых, наблюдательность, речевая и общая активность, общительность, хорошо натренированная память, привычка анализировать и осмысливать факты, воля, воображение. Во-вторых, это систематическое создание ситуаций, позволяющих самовыразиться индивидуальности ученика через различные виды искусства. В-третьих, это организация исследовательской деятельности в познавательном процессе конструирования.

Из всех форм творчества для школьного возраста самым характерным является литературное, словесное творчество.

Словесно-творческая деятельность детей служит в первую очередь общему развитию личности, а не подготовке профессиональных поэтов и писателей. Смысл и значение детского литературного творчества состоит в том, что оно углубляет и обогащает эмоциональную жизнь ребёнка, позволяет ему в полной мере овладеть человеческой речью.

Ш.А.Амонашвили, считая детское литературное творчество наиболее продуктивным способом развития письменной речи, разработал метод её творческого развития. Образование письменно-речевой деятельности, согласно этому методу, происходит в процессе овладения следующими умениями: задерживать мысль в голове в процессе её изложения на бумаге; подбирать слова для точного, образного выражения мысли; иметь в виду возможность читателя; править текст; чувствовать стиль речи. Творчество детей может выражаться в составлении самодельных книг, альбомов, разыгрывании собственных сценариев, выпуске газет, переписке и тому подобном. Письменно-речевая деятельность понимается как форма проявления, развития, утверждения личности в ребёнке.

Литературное чтение в начальных классах - один  из основных учебных предметов, призванный реализовать эмоционально-развивающую задачу в процессе становления личности ребёнка.

Умение читать – важнейшее коммуникативное умение излагать свои собственные мысли. Развиваются творческие способности младших школьников.

Даже не умеющий читать ребёнок, пытается, повторяя небольшие стихи, загадки, скороговорки, проявить свои актёрские способности. Далее, когда дети овладели навыком чтения, они продолжают работу над развитием этих способностей.

На уроках литературного чтения ребята пробуют свои силы в качестве писателей и поэтов. На первых этапах работа бывает коллективной, далее групповой или в парах. В итоге у некоторых получаются неплохие произведения. У каждого ребёнка есть разного вида дарование. Естественно, далеко не у всех детей есть литературные творческие способности, умение сочинять, воображать, придумывать. И, тем не менее, таланты каждого ребёнка можно развивать. Пробуют они все. Во втором классе ученики моего класса сочиняли стишки по правилам дорожного движения и пожарной безопасности, так как мы участвовали в конкурсах. Это многим понравилось,  и начали сочинять от души и для души. С третьего класса мы тесно сотрудничаем с журналом «Тетте» и  газетой «Танташ». В №2 за 2010 год в рубрике «Наше творчество» были опубликованы стихи учащихся на тему «Мне нравится…»(приложение)

Вся работа по развитию творческих способностей ведётся в системе на протяжении года с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка, в атмосфере сотрудничества учителя и ученика. Под системой творческих заданий я понимаю упорядоченное множество различных творческих заданий, ориентированных на познание, создание, преобразование и использование в новом качестве объектов, ситуаций, явлений, направленных на развитие творческих способностей школьников в учебном процессе.

В организации творческого подхода к выполнению задания можно выделить три этапа: Первый этап - это формирование у учеников качеств, служащих предпосылками для творческой деятельности: наблюдательности, общительности, речевой и общей активности, хорошо натренированной памяти и быстроты припоминания, сообразительности, привычки анализировать и осмысливать факты. Для творчества нужны воля, умение преодолевать свою лень и объективные трудности, активность во всех делах и в первую очередь - в познании. В то же время предпосылками творчества являются мир эмоций, способность увлекаться, воображение. Предпосылки творческой деятельности школьников я формирую на уроках литературного чтения языковыми играми и различными конкурсами, викторинами; выступлениями учащихся на утренниках и на обычных уроках. Второй блок системы - это элементы исследовательской деятельности учащихся в познавательном процессе, а также их коллективная работа, совместное выполнение поставленных задач. Третий блок - это самовыражение индивидуальности, личности ученика через творчество, главным образом, через различные виды искусства. Исполнительская деятельность тоже может подняться до уровня искусства, до самовыражения: в драматизации сказки ученик входит в роль сказочного героя, и тогда в произнесении реплик он поднимется до самовыражения. То же можно сказать и об иллюстрировании, когда прошу детей нарисовать сюжетную картинку, отражающую момент действия в рассказе, на основе воображения и, разумеется, знания жизни, они вносят что-то свое, что-то от своей личности, от своего видения жизни, от своего понимания героя или события,- это самовыражение. Проводя урок чтения, стараюсь разнообразить задания, чтобы дети были заинтересованы и активно участвовали в работе. Для развития речи и отработки литературного языка провожу речевые разминки. Это могут быть и стихотворения, и пословицы, и скороговорки, и даже задания на смекалку.

Результатом работы считаю - повышение качества знаний, стремление к творческому решению поставленных задач, рост учебной мотивации, создание благоприятного психологического климата в классе и крепкого дружного коллектива. С развитием творческих способностей развивается и личность ребёнка. Дети становятся активными, чаще проявляют инициативу, у них появляется уверенность в собственных силах. Большинство учащихся ясно и логично выражают свои мысли, формулируют свою точку зрения и отстаивают свои убеждения. На основе чтения ученики совершенствуют навыки изложения собственных мыслей. Творчество и творческая деятельность определяют ценность человека и его индивидуальность, поэтому формирование творческой личности приобретает сегодня не только творческий, но и практический смысл.

          Литературно-поэтическая деятельность опирается прежде всего на чувственно-эмоциональное восприятие ребёнка. И для того, чтобы он начал творить необходимо «разбудить» в его душе « поэта», способного увидеть прекрасное в самом обыденном, только тогда поэзия станет средством самовыражения чувств ребёнка.

    Познавательный интерес на пути своего развития  обычно  характеризуется
познавательной  активностью,  явной  избирательной  направленностью  учебных предметов,   ценной   мотивацией,   в   которой   главное   место   занимают познавательные  мотивы.
 Познавательный  интерес  содействует  проникновению личности в  существенные  связи,  отношения,  закономерности  познания.
Эта стадия характеризуется поступательным движением познавательной  деятельности школьника, поиском  интересующей  его  информации.  Любознательный  школьник посвящает свободное время предмету познавательного интереса.
    Теоретический интерес связан как  со  стремлением  к  познанию  сложных теоретических вопросов и проблем конкретной науки, так  и  с  использованием их как инструмента познания. Эта ступень активного воздействия  человека  на мир, на его переустройство, что  непосредственно  связано  с  мировоззрением человека, с его  убеждениями  в  силе  и  возможностях  науки.  Эта  ступень характеризует не только познавательное начало в  структуре  личности,  но  и человека как деятеля, субъекта, личность.
Проявлением  интереса  учащихся  в   учебном   процессе   является   их
интеллектуальная активность, о которой можно судить по многим действиям.
    Вопросы  ученика,  обращённые  к   учителю,   более   всего   знаменуют
познавательный интерес. Вопрос  выражает  стремление  постичь  ещё  неясное, глубже проникнуть в предмет своего интереса. Инертный, равнодушный к  учению ученик не задаёт вопросов, его интеллект не тревожат нерешённые вопросы.
    Другим  показателем  интеллектуальной  активности  являются  стремления учащихся  по  собственному  побуждению   участвовать   в   деятельности,   в обсуждении поднятых на уроке  вопросов,  в  дополнениях,  поправках  ответов товарищей, в желании высказать свою точку зрения.
Ещё  один  очень  ценный  для  интереса   показатель   интеллектуальной
активности школьника — стремление поделиться с  товарищами,  учителем  новой информацией, почерпнутой из различных источников за пределами обучения.
  В практике обучения русскому языку сложились вполне  определённые  виды творческих  работ.  
Творческие упражнения организуются и проводятся  по-разному,  поскольку
различен  характер  усваиваемых  школьниками  занятий,  умений   и   навыков творческой,  практической  деятельности.   Однако   все   видам   творческих упражнений присущи общие этапы работы и дидактические приёмы  их  подготовки и проведения.
    Во-первых, процесс выполнения всех видов  творческих  упражнений  носит сознательный характер. Необходимым условием успешного  решения  
поставленных в них творческих, практических задач является  осознание  школьниками  цели, всестороннее  понимание  возникшей   проблемы,   содержание,   структуры   и результатов выполнения предстоящей деятельности.
    Во-вторых, в  процессе  подготовки  учащихся  к  выполнению  творческих
упражнений проводится тщательный анализ задания, наличие данных,  намечаются направления,    рациональные    способы    самостоятельного    осуществления практической  деятельности,  мобилизации  имеющихся  у  школьников   знаний, умений, навыков, необходимых для выполнения работ творческого характера.
    В-третьих,  предстоящей  творческой  деятельности   придаётся   строгая
логичность, составляется план последовательности выполнения задания.
    В-четвёртых, проводится непосредственная реализация намеченного плана.
    В-пятых, полученный результат сопоставляется  с  заданием,  проверяется
правильность решения творческой задачи.
    Среди видов работ, связанных  с  творческим  использованием  материалов
учебника, можно выделить такие группы:
1)виды работ частично творческого характера: составить предложение по  опорным словам,  на  заданную  тему,  разных  конструкций,   дописать   предложения, восстановить  текст,  составить  ответы  на  вопросы,  озаглавить   рассказ, составить элементарное описание,  провести  элементарный  анализ  композиции текста, сопоставительный анализ художественных и научных текстов и т.д.
    Например,  выполнение  такого  упражнения  носит  частично   творческий
характер. Задание:  Озаглавьте  текст.  Спишите,  заменяя  выделенные  слова
синонимами.
    В сентябре у нас стоит хорошая погода. Дождливых дней почти не  бывает. Весело светит солнце. Золотом горят деревья. Казалось,  что  они  
собираются на весёлое торжество и надевают свои наряды. В  воздухе  ощущается  какая-то особая, бодрящая свежесть.
    Слова для справок: ненастные, прекрасный, радостно, праздник, чувствуется.
    -работа   по   завершению предложений по догадке:
    Ребята были в лесу. Вдруг слы( : во( ёлочки кто-то  шур(  .  Там  ё(  !
Напала Жучка на ( ( . Да не тут ( ! Наколола она нас и ( .
 - работа   по   исправлению предложений:
    Илья Муромец собрался с мощью. Ёж смотался в клубок.  Я  уже  ездил  на самолёте. Мы готовились встречать пернатых птиц. Речка замёрзла льдом.  Меня пробудил мой папа. В рассказе описывается об одном случае.
    2) Виды работ с творческой основой: составь устный рассказ на тему,  из
данных   предложений,  по  картине,  рассказ  в  связи  с  прочитанным,   по
впечатлениям  или  наблюдениям,  с   использованием   языкового   материала, развёрнутый рассказ, связный рассказ по плану, рассказ  о  герое,  изложение по тексту, сжатый, подробный  с  элементами  описания,  с  заменой  лица,  с элементами рассуждения, изложение по началу и концу.
   3) Виды работ творческого характера: написать сочинение  по  картинкам,
сочинение   с   грамматическим   заданием,   с   элементами    сравнительной
характеристики, подготовить доклад,  написать  сказку,  составить  сценарий,
сочинение —  рассуждение,  сочинение  с  элементами  описания,  сочинение— миниатюру.
    Примером работы творческого характера может быть сочинение на избранную каждым ребёнком тему.  Необходимое  условие  —  текст  должен  быть  насыщен глаголами, и чтобы благодаря  умелому  употреблению  глаголов  повествование было живым, динамичным.
    Познавательная деятельность учащихся в обучении, какой бы характер  она не носила, какой бы активной она  ни  была,  всегда  должна  направляться  и организовываться  учителем.  Часто  учитель  там,   где   возможно   придать деятельности  творческий  характер,  ограничивается  воспроизведением,      что снижает интерес и  активность  учащихся,  не  формирует  у  них  творческого отношения к изучаемому.
   Творческие  работы  учащихся  способствуют   укреплению   и   повышению
познавательных  интересов  учащихся,  развитию  их   творческого   мышления, индивидуальности  каждого  школьника.  Несмотря  на  это,   давать   задания творческого   характера   надо    осторожно,    постепенно    переходя    от воспроизводящих работ к  воспроизводяще-творческим,  и  затем  к  творческим работам.
    Познавательный интерес младших  школьников  часто  неустойчив.  Ребёнок может  испугаться  творческого  задания,  его  непривычной   для   
школьника формулировки.  Поэтому  начинать  следует  с  простых  заданий,   
постепенно переходя к более сложным.  Выполнение  творческих  заданий  требует  большой подготовительной работы.
 Творческие работы по русскому языку, как и другим  школьным  предметам,
служат уже не столько цели овладения учебным  материалом  (хотя  это  задача ими,   несомненно   решается),   сколько   цели   повышения   активности   и самостоятельности учащихся, развития у них инициативы и творческого  подхода к решению конкретных вопросов;  они  учат  высказывать  свою  точку  зрения, выбирать и находить способ действия.
    В практике обучения русскому языку  можно  выделить  такие  виды  работ
творческого характера, применяемых при закреплении теоретической части  того или  иного  материала,  как  составление  сложного  развернутого  плана   по содержанию  ряда  уроков  или  целой  темы  программы,  ответы  на  вопросы, требующие сравнительных характеристик  различных  грамматических  явлений  с охватом значительного по объему материала; ответы на  проблемные  вопросы  и т.п.  Все  эти  виды  работ  требуют   от   учащихся   самостоятельного,   в значительной степени творческого подхода.

Развитие творческого начала, творческих способностей человека всегда волнует  педагогов, непосредственно занимающихся практической работой с детьми. В этом деле большую помощь оказывают изобразительное искусство и технология - учебные предметы, которые могут использовать возможности для реального развития творческих способностей личности ребенка, его творческой индивидуальности. Для этого я использую различные творческие задачи. Для развития творческих способностей учащиеся выполняют творческие проекты. Особое внимание на занятиях уделяется групповым проектам. В творческих коллективах складываются отношения дружбы, взаимных симпатий, где учащиеся ориентируются на продуктивные формы общения и сотворчества. В 2005 году наш проект «Дом дружбы», выполненный из пакетов Тетра - пак (утилсырья) на районном конкурсе  стал победителем. Затем были проекты: «Макет детской площадки», «Макет современной школы», «Марш парков». Последний мы защищали в Доме детского туризма и экскурсий «Эткер». В прошлом учебном году на уроке технологии, когда мы создавали проект «Букет маме», у нас присутствовали гости из газеты «Танташ». Материал опубликован в газете №47(4160) от 26 ноября 2009 года.

Проектное обучение в технологии создает условия для творческой самореализации, повышает мотивацию к учению, способствует развитию интеллектуальных возможностей, самостоятельности, ответственности, умений планировать, принимать решения, оценивать результаты. Школьники приобретают опыт решения реальных проблем, что очень важно для их самостоятельности. Любое изделие дает реальные возможности для их выявления и развития творческих возможностей учащихся.

Любой учебный проект имеет два аспекта: для ученика – это возможность  творческой деятельности, направленной на решение интересной для себя или группы детей проблемы, результаты которой можно представить в любой самостоятельно выбранной форме; для учителя – это важное дидактическое средство, позволяющее влиять на развитие ребенка входе познания.  Ценным в данном проекте является не столько результат познавательной деятельности ученика, сколько обучение его умениям проектирования: проблематизации, целеполаганию, организации и планированию деятельности, самоанализу и рефлексии, презентации, коммуникативности, умению принимать решения. Эти умения формируют положительную мотивацию учения.

Творческая деятельность рассматривается мною как «деятельность, способствующая развитию целого комплекса качеств творческой личности»; умственной активности; смекалки и изобразительности; стремления добывать знания, необходимые для выполнения конкретной практической работы; самостоятельность в выборе и решении задачи; трудолюбие; способность видеть главное. Значит, творческая личность - это человек, овладевший подобной деятельностью. Творческая личность рождается тогда, когда учащиеся учатся самостоятельно применять свои ранее полученные знания, умеют представить себе объект, о котором идет речь, сравнить с другими, сделать выводы, выразить свое отношение к объекту.

Для формирования творческих способностей младших школьников я  ориентируюсь на условия, разработанные М.Р.Львовым.

1. Доверие и уважение к ученикам со стороны учителя;
2. Высокий уровень познавательных интересов среди учащихся, внимание учителя к мотивации учения, игровые методики, юмор. Решение субъективно-творческих задач при изучении разных тем.
3. Внимание к интересам каждого ученика, к его склонностям, здоровью, разностороннему развитию (физическому, эмоциональному, эстетическому, интеллектуальному), к его способностям.

Я считаю, что в развитии творческих способностей младших школьников необходима именно  система. Поэтому слова выдающегося педагога наших дней В.А.Сухомлинского о том, что очень важно, чтобы изумительный мир природы, красоты, музыки, фантазии, творчества, окружавший детей до школы, не закрылся перед ребенком классной дверью, стали девизом  моей педагогической деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                            Заключение.

     Творчество - это деятельность человека, направленная на создание какого-либо нового, оригинального продукта в сфере науки, искусства, техники, производства и организации. Творческий процесс- это всегда прорыв в неизвестное, но ему предшествует длительное накопление опыта, знаний, умений и навыков, он характеризуется переходом количества всевозможных идей и подходов в новое своеобразное качество.

Особое место в развитии творческих способностей принадлежит исследовательскому методу, которому присущи элементы творчества, новизны, формирования банка идей, приобретения опыта творчества, т.к. процесс изготовления любого изделия начинается с выполнения эскизов, зарисовок, выбора вариантов композиций, разработка конструкции моделей, ее моделирования.

Если деятельность находится в зоне оптимальной трудности, т.е на пределе возможностей ребенка, то она ведет за собой развитие его способностей, реализуя то, что Л.С. Выготский назвал «зоной потенциального развития». И, действительно, у учащихся, выполняющих исследовательский проект, развивается логическое мышление, воображение и формируется устойчивый интерес к труду, конечному результату (реализации идеи).

На развитие творческих способностей направлена индивидуальная исследовательская работа с учеником. Работая самостоятельно над заранее выбранной темы, подбирая различный материал, ученики могут раскрыть свое творческое начало. В такой работе ребята учатся видеть главное, ставить цель, выбирать из дополнительной литературы наиболее интересный материал по теме.

В результате нашей с детьми работы у многих появилось положительное отношение к заданиям творческого, проблемно-поискового характера. Они постепенно начали проявлять более высокую степень самостоятельности; научились задавать вопросы и находить на них ответы, соразмышлять и сопереживать.  Более ярко стала проявляться способность к фантазированию и воображению при выполнении работ творческого характера, а также обогатилась лексика учащихся, улучшилась культура речи. Установилась атмосфера товарищеских взаимоотношений и взаимовыручки. Таким образом, результаты педагогической работы позволили сделать вывод о том, что применение системы творческих заданий на уроках способствует развитию творческой личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                               Библиография.

1.     Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! – М.: Просвещение, 1987.

2.     АлешаеваО.И., Тупарева Н.В. Развитие творческой активности младших школьников на уроках литературного чтения. // Начальная школа, «До и после»2001. - №3. – С. 33-35.

3.     Бершадская Н.Р., Халимова В.З. Литературное творчество учащихся в школе. – М.: Просвещение, 1986.

4.     Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1991.

5.     Волина В.В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994.

6.     Карсалова Е.В. Стихи живые сами говорят…– М.: Просвещение, 1990.

7.     Казанцева Г.И. Развитие творческих способностей учащихся// Начальная школа, 2004. - № 4.

8.     Константинова Л.Б. Развитие творческих способностей младших школьников. //Начальная школа, 2000. - №7. – С. 36-45.

9.     Кузнецова Л.В. Ситуация успеха на уроке. // Начальная школа, 2003. - №4. – С. 90-93.

10. Львов М.Р. Речь младших школьников и пути её развития. – М.: Просвещение, 1975.

11. Львов М.Р. Школа творческого мышления. Учебное пособие. – М.: Дидакт, 1993.

12. Матюшкина А.М. Развитие творческой активности школьников. – М.: Педагогика, 1991.

13. Никонович Е.В. Развитие творческих способностей на уроках литературного чтения. // Начальная школа, 2005. - №6. – С. 35-37.

14. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления  детей. - Ярославль .: Академия развития, 1997.


15.

ПРОЕКТ на тему «Развитие творческих способностей младших школьников на уроках и внеурочное время» г

ПРОЕКТ на тему «Развитие творческих способностей младших школьников на уроках и внеурочное время» г

Оглавление 1. Проблема и актуальность проекта

Оглавление 1. Проблема и актуальность проекта

Объект исследования : учебно – воспитательный процесс

Объект исследования : учебно – воспитательный процесс

Актуальность проекта . Возрастающая потребность общества в людях, способных творчески подходить к любым изменениям, нетрадиционно и качественно решать существующие проблемы, обусловлена ускорением темпов развития общества…

Актуальность проекта . Возрастающая потребность общества в людях, способных творчески подходить к любым изменениям, нетрадиционно и качественно решать существующие проблемы, обусловлена ускорением темпов развития общества…

Введение Современное состояние общества характеризуется повышением внимания к внутреннему миру и уникальным возможностям отдельно взятой личности

Введение Современное состояние общества характеризуется повышением внимания к внутреннему миру и уникальным возможностям отдельно взятой личности

Творческие способности проявляются в решении творческих задач, но оптимальным условием, обеспечивающим интенсивное развитие творческих способностей школьников, выступает планомерное, целенаправленное предъявление их в системе, отвечающей следующим…

Творческие способности проявляются в решении творческих задач, но оптимальным условием, обеспечивающим интенсивное развитие творческих способностей школьников, выступает планомерное, целенаправленное предъявление их в системе, отвечающей следующим…

В деле воспитания и образования понятие творчество обычно связывается с понятиями «способности», «развитие», «личность», «одаренность»

В деле воспитания и образования понятие творчество обычно связывается с понятиями «способности», «развитие», «личность», «одаренность»

Основная часть Педагогические и психологические основы творчества младших школьников

Основная часть Педагогические и психологические основы творчества младших школьников

Вопросы творчества, творческих способностей детей (интеллектуальных, литературных, художественных, музыкальных), их творческой активности, одарённости рассматриваются как в зарубежных (П

Вопросы творчества, творческих способностей детей (интеллектуальных, литературных, художественных, музыкальных), их творческой активности, одарённости рассматриваются как в зарубежных (П

Это качество творческого мышления называют оригинальностью, и оно зависит от умения мысленно связывать далекие, не связываемые обычно в жизни, образы предметов

Это качество творческого мышления называют оригинальностью, и оно зависит от умения мысленно связывать далекие, не связываемые обычно в жизни, образы предметов

Письменно-речевая деятельность понимается как форма проявления, развития, утверждения личности в ребёнке

Письменно-речевая деятельность понимается как форма проявления, развития, утверждения личности в ребёнке

Вся работа по развитию творческих способностей ведётся в системе на протяжении года с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка, в атмосфере сотрудничества учителя и ученика

Вся работа по развитию творческих способностей ведётся в системе на протяжении года с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка, в атмосфере сотрудничества учителя и ученика

Проводя урок чтения, стараюсь разнообразить задания, чтобы дети были заинтересованы и активно участвовали в работе

Проводя урок чтения, стараюсь разнообразить задания, чтобы дети были заинтересованы и активно участвовали в работе

Познавательный интерес содействует проникновению личности в существенные связи, отношения, закономерности познания

Познавательный интерес содействует проникновению личности в существенные связи, отношения, закономерности познания

В практике обучения русскому языку сложились вполне определённые виды творческих работ

В практике обучения русскому языку сложились вполне определённые виды творческих работ

Например, выполнение такого упражнения носит частично творческий характер

Например, выполнение такого упражнения носит частично творческий характер

Виды работ творческого характера: написать сочинение по картинкам, сочинение с грамматическим заданием, с элементами сравнительной характеристики, подготовить доклад, написать сказку, составить сценарий, сочинение — рассуждение,…

Виды работ творческого характера: написать сочинение по картинкам, сочинение с грамматическим заданием, с элементами сравнительной характеристики, подготовить доклад, написать сказку, составить сценарий, сочинение — рассуждение,…

В практике обучения русскому языку можно выделить такие виды работ творческого характера, применяемых при закреплении теоретической части того или иного материала, как составление сложного развернутого…

В практике обучения русскому языку можно выделить такие виды работ творческого характера, применяемых при закреплении теоретической части того или иного материала, как составление сложного развернутого…

Танташ». Материал опубликован в газете №47(4160) от 26 ноября 2009 года

Танташ». Материал опубликован в газете №47(4160) от 26 ноября 2009 года

Для формирования творческих способностей младших школьников я ориентируюсь на условия, разработанные

Для формирования творческих способностей младших школьников я ориентируюсь на условия, разработанные

Заключение. Творчество - это деятельность человека, направленная на создание какого-либо нового, оригинального продукта в сфере науки, искусства, техники, производства и организации

Заключение. Творчество - это деятельность человека, направленная на создание какого-либо нового, оригинального продукта в сфере науки, искусства, техники, производства и организации

Они постепенно начали проявлять более высокую степень самостоятельности; научились задавать вопросы и находить на них ответы, соразмышлять и сопереживать

Они постепенно начали проявлять более высокую степень самостоятельности; научились задавать вопросы и находить на них ответы, соразмышлять и сопереживать

Библиография. 1. Амонашвили

Библиография. 1. Амонашвили
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.