Публикация является частью публикации:
Рейтинговая технология оценки результатов учебно-познавательной деятельности учащихся старшей ступени
«Тот, кого я учу, — это, прежде всего, живой человек, ребенок, а потом ученик. Оценка, которую я ставлю ему — это не только измеритель его знаний, но, прежде всего, мое отношение к нему как к человеку»
(В.А. Сухомлинский «Сердце отдаю детям»).
Объект исследования: процесс мотивации
Предмет исследования: условия использования рейтинговой системы контроля и оценки знаний как фактора повышения мотивации учащихся.
Цель исследования: разработка и апробирование технологии рейтинговой оценки учебной успешности учащихся как фактор усиления мотивации на более высокие результаты в условиях профильной подготовки на старшей ступени обучения в общеобразовательном учреждений.
Задачи исследования:
Проанализировать проблему мотивации в современной педагогической теории и практике.
Определить сущность рейтинговой системы.
Унификация методики оценки учебной успешности.
Повышение информационной активности учащихся и уровня коммуникативной культуры (сообщения, доклады, конференции, рефераты и т. д.).
Проблема мотивации учащихся в современной системе образования
Современное общество требует от выпускников не только, и даже не столько, прочного багажа знаний, сколько умения воспользоваться им.
Внедрение новых ФГОС требует формирование универсальных общеучебных действий учащихся. Универсальные учебные действия (УУД) – совокупность действий учащегося, обеспечивающих социальную компетентность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Мотивация – довольно общее, широкое понятие, под которым имеется в виду направленность активности
Смысл деятельности человека, в том числе и учебной, не только в том, чтобы получить определенный результат, но и в самой деятельности, в том, чтобы проявлять физическую и умственную активность.
Формирование мотивации учения – это решение вопросов развития и воспитания личности
Основная задача современной системы образования -формирование личности с современным научным мировоззрением, которая способна фиксировать информацию об окружающем мире, искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию, планировать свои действия, создавать, реализовывать и корректировать свои планы. Основополагающим компонентом мотивации учебной деятельности обучающихся является изменение структуры учебного процесса, введение новой технологии оценивания результатов обучения.
С английского rating - это отметка, некоторая численная характеристика какого-либо качественного понятия.
Индивидуальный числовой показатель оценки достижений в классификационном списке.
Рейтинг
Обратиться к рейтингу заставляют недостатки школьной системы оценки знаний
Недостатки традиционной школьной системы балльных оценок | Рейтинговая система контроля и знаний учащихся |
Отсутствие весовой доли оценок (за ответ на вопрос или как результат итоговой контрольной работы, оценка может быть выставлена за доказательство теоремы или трудной задачи, а, может быть, и за ответ довольно простой). | Позволяет дифференцировать значимости оценок, полученных учеником за выполнение различных видов работы (самостоятельная работа, контрольная работа, текущая, тренинг, домашняя, творческая и др.). |
Недостаточное стимулирование активной работы учащихся. Практически не учитывается внепрограммная учебная работа (участие в олимпиадах, конкурсах и т.д.). Учащимся не предоставляется право выбора времени, формы ответа. | Корректировать свою работу, исходя из анализа этой динамики не только учителю, но и ученику, тем самым, ставя его в позицию субъекта учебного процесса. |
Незначительный объём контролируемого учебного материала у каждого ученика. Иногда оценка за четверть ставится по одному-двум ответам. | Определить уровень подготовки каждого ученика на каждом этапе учебного процесса. |
Негуманность системы. Ученик не всегда может претендовать на высшую оценку, отвечать, когда хочет, когда готов. | Планировать и прогнозировать диапазон уровня знаний, соотнося возможности каждого ученика с образовательным стандартом математического образования. |
Цель внедрения рейтинговой системы контроля и оценки знаний состоит в том, чтобы создать условия для мотивации самостоятельности учащихся средствами современной и систематической оценки результатов их работы в соответствии с реальными достижениями.
Фактором, стимулирующим учебную деятельность, является информационная открытость системы, что даёт возможность учащимся сопоставлять результаты своей деятельности с результатами одноклассников.
Повышение качества знаний по профильным предметам вследствие усиления учебной мотивации учащихся старшей ступени обучения.
Повышение коммуникационной культуры в результате совместного сотрудничества преподавателей и учащихся.
Использование рейтинговой системы
(Ожидаемые результаты)
Примерная таблица баллов
Мероприятие | Количество |
Посещение уроков | 0,1 балла за урок |
Ведение тетради | |
Решение задач ( простых) | 1 балл |
Решение задач ( средней сложности) | 2 балла |
Решение задач ( повышенной сложности) | 3 балла |
Сообщение с презентацией для выступления на уроке | 5 баллов |
Реферат | 3 балла |
Текущие ответы ( устные ответы на уроке) | 0.1 балл за урок |
Лабораторная работа | 2-3 баллов |
Физические диктанты, заполнение таблиц | 3 балла |
Домашняя работа | 3 баллов |
Контрольная работа, контрольный тест | 3-5 баллов |
Конспект | 1 балл |
Предусмотрено также начисление штрафных баллов, что позволяет осуществлять мотивационное и эмоциональное регулирование отношения обучающегося к образованию
Пропуск урока по неуважительной причине | - 10 баллов |
Опоздание на урок по неуважительной причине | - 5 баллов |
Нарушение дисциплины на уроке |
Содержание деятельности ученика для начисления дополнительных баллов | Кол- во |
Участие в городских предметных олимпиадах: |
|
Участие в школьных предметных олимпиадах: |
|
Участие в краевых и всероссийских олимпиадах | 30 |
Участие в научно - практических конференциях: |
|
Активное участие во внеурочной деятельности по предмету в дни декад ( за 1 участие в мероприятии) | 3 |
Опорный конспект, кроссворд, тест, наглядное пособие по просьбе учителя | 3 балла |
Исследовательская работа | 15 баллов |
Рейтинговая система оценки знаний позволяет студентам:
осознавать необходимость систематической и ритмичной работы по усвоению учебного материала на основании знания своей текущей рейтинговой оценки по данной дисциплине;
четко понимать систему формирования итоговой оценки;
своевременно оценить состояние своей работы по изучению дисциплины, выполнению всех видов учебной нагрузки до начала экзаменационной сессии;
углубленно осваивать изучаемый материал, непрерывно повышая свой рейтинг в течение семестра;
вносить в течение семестра коррективы по организации текущей самостоятельной работы.
Рейтинговая система позволяет преподавателям:
рационально планировать учебный процесс по данной дисциплине и стимулировать работу студентов;
иметь объективную картину усвоения изучаемого материала;
точно и объективно определять итоговую оценку по дисциплине с учетом текущей успеваемости;
Возможные риски и пути их решения
Риски | Пути решения |
| повышение качества разъяснительной и информационно-просветительской работы среди учащихся, педагогов и родителей; |
Ученик в силу объективных обстоятельств не успел пройти все виды контроля ( болезнь ученика) | При выставлении отметки в качестве максимального балла брать не 100, а балл за те виды контроля, которые ученик успел пройти |
В силу объективных причин не все запланированные формы контроля пройдены в течение триместра ( болезнь, курсы преподавателя) | При выставлении отметки учитывать только пройденные формы контроля, рассчитывая процент выполнения не от 100 баллов, а от реально набранного балла |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.