Проект: Рейтинговая технология оценки результатов учебно-познавательной деятельности учащихся старшей ступени

  • Семинары
  • pptx
  • 24.02.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала выступление.pptx

Рейтинговая технология оценки результатов учебно-познавательной деятельности учащихся старшей ступени

«Тот, кого я учу, — это, прежде всего, живой человек, ребенок, а потом ученик. Оценка, которую я ставлю ему — это не только измеритель его знаний, но, прежде всего, мое отношение к нему как к человеку»
(В.А. Сухомлинский «Сердце отдаю детям»).

Объект исследования: процесс мотивации

Предмет исследования: условия использования рейтинговой системы контроля и оценки знаний как фактора повышения мотивации учащихся.
Цель исследования: разработка и апробирование технологии рейтинговой оценки учебной успешности учащихся как фактор усиления мотивации на более высокие результаты в условиях профильной подготовки на старшей ступени обучения в общеобразовательном учреждений.

Задачи исследования:

Проанализировать проблему мотивации в современной педагогической теории и практике.
Определить сущность рейтинговой системы.
Унификация методики оценки учебной успешности.
Повышение информационной активности учащихся и уровня коммуникативной культуры (сообщения, доклады, конференции, рефераты и т. д.).

Проблема мотивации учащихся в современной системе образования

Современное общество требует от выпускников не только, и даже не столько, прочного багажа знаний, сколько умения воспользоваться им.
Внедрение новых ФГОС требует формирование универсальных общеучебных действий учащихся. Универсальные учебные действия (УУД) – совокупность действий учащегося, обеспечивающих социальную компетентность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Мотивация – довольно общее, широкое понятие, под которым имеется в виду направленность активности

Смысл деятельности человека, в том числе и учебной, не только в том, чтобы получить определенный результат, но и в самой деятельности, в том, чтобы проявлять физическую и умственную активность.

Формирование мотивации учения – это решение вопросов развития и воспитания личности

Основная задача современной системы образования -формирование личности с современным научным мировоззрением, которая способна фиксировать информацию об окружающем мире, искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию, планировать свои действия, создавать, реализовывать и корректировать свои планы. Основополагающим компонентом мотивации учебной деятельности обучающихся является изменение структуры учебного процесса, введение новой технологии оценивания результатов обучения.

С английского rating - это отметка, некоторая численная характеристика какого-либо качественного понятия.
Индивидуальный числовой показатель оценки достижений в классификационном списке.

Рейтинг

Обратиться к рейтингу заставляют недостатки школьной системы оценки знаний

Недостатки традиционной школьной системы балльных оценок

Рейтинговая система контроля и знаний учащихся

Отсутствие весовой доли оценок (за ответ на вопрос или как результат итоговой контрольной работы, оценка может быть выставлена за доказательство теоремы или трудной задачи, а, может быть, и за ответ довольно простой).

Позволяет дифференцировать значимости оценок, полученных учеником за выполнение различных видов работы (самостоятельная работа, контрольная работа, текущая, тренинг, домашняя, творческая и др.).

Недостаточное стимулирование активной работы учащихся. Практически не учитывается внепрограммная учебная работа (участие в олимпиадах, конкурсах и т.д.). Учащимся не предоставляется право выбора времени, формы ответа.

Корректировать свою работу, исходя из анализа этой динамики не только учителю, но и ученику, тем самым, ставя его в позицию субъекта учебного процесса.

Незначительный объём контролируемого учебного материала у каждого ученика. Иногда оценка за четверть ставится по одному-двум ответам.

Определить уровень подготовки каждого ученика  на каждом этапе учебного процесса.

Негуманность системы. Ученик не всегда может претендовать на высшую оценку, отвечать, когда хочет, когда готов.

Планировать и прогнозировать диапазон уровня знаний, соотнося возможности каждого ученика с образовательным стандартом математического образования.

Цель внедрения рейтинговой системы контроля и оценки знаний состоит в том, чтобы создать условия для мотивации самостоятельности учащихся средствами современной и систематической оценки результатов их работы в соответствии с реальными достижениями.

Фактором, стимулирующим учебную деятельность, является информационная открытость системы, что даёт возможность учащимся сопоставлять результаты своей деятельности с результатами одноклассников.



Повышение качества знаний по профильным предметам вследствие усиления учебной мотивации учащихся старшей ступени обучения.
Повышение коммуникационной культуры в результате совместного сотрудничества преподавателей и учащихся.

Использование рейтинговой системы
(Ожидаемые результаты)

Примерная таблица баллов

Мероприятие

Количество
баллов

Посещение уроков

0,1 балла за урок

Ведение тетради

Решение задач ( простых)

1 балл

Решение задач ( средней сложности)

2 балла

Решение задач ( повышенной сложности)

3 балла

Сообщение с презентацией для выступления на уроке

5 баллов

Реферат

3 балла

Текущие ответы ( устные ответы на уроке)

0.1 балл за урок

Лабораторная работа

2-3 баллов

Физические диктанты, заполнение таблиц

3 балла

Домашняя работа

3 баллов

Контрольная работа, контрольный тест

3-5 баллов

Конспект

1 балл

 Предусмотрено также начисление штрафных баллов, что позволяет осуществлять мотивационное и эмоциональное регулирование отношения обучающегося к образованию

Пропуск урока по неуважительной причине

- 10 баллов

Опоздание на урок по неуважительной причине

- 5 баллов

Нарушение дисциплины на уроке

Содержание деятельности ученика для начисления дополнительных баллов

Кол- во
баллов

Участие в городских предметных олимпиадах:
1 место
2 место
3 место


30
20
15

Участие в школьных предметных олимпиадах:
1 место
2 место
3 место


15
10
5

Участие в краевых и всероссийских олимпиадах

30

Участие в научно - практических конференциях:
1 место
2 место
3 место


30
20
10

Активное участие во внеурочной деятельности по предмету в дни декад ( за 1 участие в мероприятии)

3

Опорный конспект, кроссворд, тест, наглядное пособие по просьбе учителя

3 балла

Исследовательская работа

15 баллов

Рейтинговая система оценки знаний позволяет студентам:

осознавать необходимость систематической и ритмичной работы по усвоению учебного материала на основании знания своей текущей рейтинговой оценки по данной дисциплине;
четко понимать систему формирования итоговой оценки;
своевременно оценить состояние своей работы по изучению дисциплины, выполнению всех видов учебной нагрузки до начала экзаменационной сессии;
углубленно осваивать изучаемый материал, непрерывно повышая свой рейтинг в течение семестра;
вносить в течение семестра коррективы по организации текущей самостоятельной работы.

Рейтинговая система позволяет преподавателям:

рационально планировать учебный процесс по данной дисциплине и стимулировать работу студентов;
иметь объективную картину усвоения изучаемого материала;
точно и объективно определять итоговую оценку по дисциплине с учетом текущей успеваемости;

Возможные риски и пути их решения

Риски

Пути решения


Невысокая мотивационная готовность учащихся, педагогов и родителей к реализации рейтинговой технологии

повышение качества разъяснительной и информационно-просветительской работы среди учащихся, педагогов и родителей;
быстрое реагирование на возникающие проблемы и оперативное их разрешение;
повышение объёма и качества психолого-педагогического сопровождения опытной работы.

Ученик в силу объективных обстоятельств не успел пройти все виды контроля ( болезнь ученика)

При выставлении отметки в качестве максимального балла брать не 100, а балл за те виды контроля, которые ученик успел пройти

В силу объективных причин не все запланированные формы контроля пройдены в течение триместра ( болезнь, курсы преподавателя)

При выставлении отметки учитывать только пройденные формы контроля, рассчитывая процент выполнения не от 100 баллов, а от реально набранного балла