Проект "Сам себе логопед"
Оценка 4.6

Проект "Сам себе логопед"

Оценка 4.6
Работа с родителями
pdf
дефектология
Детсад
02.04.2017
Проект "Сам себе логопед"
Публикация является частью публикации:
Буклет Чтоб язычок был послушным.pdf

                   Гимнастика для язычка

 

Погулять язык собрался (открыть рот):

Он умылся (кончиком языка  провести по  зубам),

Причесался (провести языком между  зубами),  

На прохожих оглянулся (провести языком по губам ),  

Вправо, влево повернулся (повернуть язык),  

Вниз упал, наверх полез (двигаем язык вниз и вверх),   Раз - и в ротике исчез (спрятать язык во рту) .

 

 

 

Качели. Улыбнуться, открыть широко рот, на счёт «раз» – опустить кончик языка за нижние зубы, на счёт «два» – поднять язык за верхние зубы. Двигается только язык, а не подбородок! Часики. Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Кончик языка поочерёдно касается то левого, то правого угла рта. 

Лопаточка. Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и удерживать его неподвижно подсчёт  до пяти. Если язычок не хочет расслабиться, можно похлопать его верхней губой, произнося при этом: пя-пя-пя.

Иголочка. Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Высунуть изо рта узкий, напряжённый язык.

Удерживать 5-10 сек.

Вкусное варенье. Улыбнуться, открыть рот, широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта. Нижней губой стараться язык не поддерживать, язык двигается сверху вниз, а не из стороны в сторону.  Барабан. Губы  в  улыбке, так что видны все зубы. Рот приоткрыт. Широкий кончик языка упирается в основание верхних резцов. Произносим звуки: «д-д-д» в быстром и медленном темпе. Работает только кончик языка, нижняя челюсть и губы неподвижны.

Лошадка. Губы растянуты в  улыбке, так что видны все зубы, рот приоткрыт. Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку. Упражнение можно выполнять в быстром и медленном темпе. Нижняя челюсть  остается неподвижной.

Что почитать

Анищенкова Е. С. "Артикуляционная гимнастика для

развития речи дошкольников", Издат.: АСТ, 2010 

 

Бардышева Т.Ю.,  Моносова Е.Н. «Тра-ля-ля для язычка:

Артикуляционная гимнастика: Для детей 2-4 лет», Издат.: Карапуз, серия Для самых-самых маленьких, 2005 

Косинова Е.М.  «Артикуляционная гимнастика», Издат.:

ОЛИСС, Эксмо, 2007 г. 

 

Костыгина В.Н. «Тру-ля-ля. Артикуляционная гимнастика для детей от 2 до 4 лет»,  Издат.: Карапуз, серия Для самыхсамых маленьких, 2001

 

Куликовская Т.А. «Артикуляционная азбука. Гимнастика

для губ и язычка»., Издат.: Карапуз, 2005 

 

Нищева Н. В. «Веселая артикуляционная гимнастика»,

Издат.: Детство-Пресс , 2009

 

Пожиленко Е. А. «Артикуляционная гимнастика», Издат.: КАРО, серия Популярная логопедия, 2009

Унгефуг Е.Н. учитель-логопед МДОУ «Звездочка»

п.Игрим 2017г.


Умение правильно и четко произносить звуки речи зависит от  подвижности, гибкости и точности движений органов артикуляции: губ, языка, щек, челюстей, нёба.

Наиболее подвижным органом артикуляции, от которого зависит качество произношения звуков, является язык: кончик языка опускается за нижние зубы- звук [с], поднимается за верхние - [ж], вибрирует под напором выдыхаемой струи воздуха - [р], задняя часть языка поднимается и смыкается с небом - [к]; боковые края приподнимаются, прижимаясь к коренным зубам, и не пропускают в бок выходящую струю воздуха -[с], [ш].

Подвижность губ также играет значительную роль в образовании звуков. Губы могут вытягиваться в трубочку [у],  округляться - [о], растягиваться в улыбку - [и]. Нижняя челюсть опускается и поднимается, это важно для отчетливого звучания гласных звуков.

Мягкое нёбо  опускается, тогда выдыхаемая струя воздуха проходит через нос и образует носовые звуки[м], [н]. Если мягкое небо поднято, то маленький язычок прижимается к задней стенке глотки и закрывает проход в нос. Так образуются  ротовые звуки.

При произнесении  каждого отдельного звука органы артикуляции занимают строго определенное положение. Кроме того, в речи звуки произносятся один за другим и органы артикуляционного аппарата должны достаточно быстро менять свое положение, совершать многократные переходы от одного движения к другому. Четкое произношение возможно только при согласованной, точной, скоординированной работе всех органов артикуляционного аппарата. 

Существуют специальные артикуляционные упражнения, которые в игровой форме помогают ребенку развить подвижность языка и губ, тренируют умение удерживать их в определенном положении. Эти

Организация артикуляционной гимнастики

 

Артикуляционная гимнастика показана детям от 2-х лет для профилактики нарушений звукопроизношения и детям более старшего возраста  для коррекции нарушений. 

Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно по 5-7 минут. Следует предлагать детям не больше 2-3 упражнений за раз. Из выполняемых упражнений новым может быть только одно. Если  ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новые, лучше отрабатывать старые. Каждое упражнение выполняется по 5 раз. 

Артикуляционную гимнастку выполняют сидя перед настенным зеркалом. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы  контролировать правильность выполнения упражнений. 

 

Порядок работы

Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.

Показывает его выполнение.

Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение. 

 

Если упражнение не получается

Если у ребенка не получается какое-то движение, помогите ему - шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем. Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например облизал верхнюю губу, можно намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит Ваш ребенок. 

           Тренировка подвижности губ и щёк

Сытый хомячок. Надуть обе щеки, изо всех сил удерживая воздух во рту, затем надувать щеки поочередно.

Голодный хомячок. Втянуть щеки.

Поцелуйчики. Щеки сильно втянуть внутрь, а потом резко открыть рот, чтоб раздался характерный звук "поцелуя". 

Пятачок. Вытянутые трубочкой губы двигать вправовлево, вращать по кругу.

Недовольная лошадка. Поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук, похожий на фырканье лошади.

Рыбки разговаривают. Хлопать губами друг о друга. Лягушка. Удерживать губы в улыбке, как бы беззвучно произнося звук [и]. Передние верхние и нижние зубы обнажены.

Слон. Вытягивать губы вперёд трубочкой, как бы беззвучно произнося звук [у].

Чередование положений губ: в улыбке - трубочкой.

Свои губы прямо к ушкам растяну я, как лягушка.

А теперь слонёнок я, хоботок есть у меня. Покусывать зубами поочередно верхнюю и нижнюю губы.

Удерживать губами марлевую салфетку или карандаш, которые взрослый пытается выдернуть.

 

Тренировка подвижности челюсти

Имитировать жевание с закрытым и открытым ртом.  Трусливый птенчик. Широко открывать и закрывать  рот,  язычок-"птенчик" сидит в гнездышке и не высовывается. Упражнение выполняется ритмично.  Обезьяна. Челюсть опускается вниз с максимальным


Сердитый                      Челюсть

максимальным вытягиванием языка к подбородку и мысленным произнесением звука [а].

Гимнастика для язычка Погулять язык собрался (открыть рот):

Гимнастика для язычка Погулять язык собрался (открыть рот):

Унгефуг Е.Н. учитель-логопед МДОУ «Звездочка» п

Унгефуг Е.Н. учитель-логопед МДОУ «Звездочка» п

Получается звук, похожий на фырканье лошади

Получается звук, похожий на фырканье лошади
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.04.2017