Проект учебного занятия по учебной дисциплине «Бережливое производство»
Оценка 4.7

Проект учебного занятия по учебной дисциплине «Бережливое производство»

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
технология
Взрослым
24.03.2017
Проект учебного занятия по учебной дисциплине «Бережливое производство»
Тема занятия: «Потери на производстве и причины образования потерь». Муда первого, второго и третьего рода. Мура и мури. Типы муда. На занятии в игровой форме студенты знакомятся с основными принципами системы "Бережливое производство" разработанной на японском концерне Тойота. Разбирают примеры, находят решения. В конце игры опркТема занятия: «Потери на производстве и причины образования потерь». Муда первого, второго и третьего рода. Мура и мури. Типы муда.
Проект урока Ушакова Л.Н..docx

Проект учебного занятия
по дисциплине: «Бережливое производство»
1
ГБПОУ «НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»


 


Министерство образования Нижегородской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

 

 

 

Проект учебного занятия

по учебной дисциплине «Бережливое производство»

 

по профессии «Мастер сухого строительства»

 

 

 

Тема занятия: «Потери на производстве и причины образования потерь»

 

 

 

 

 

Разработала: преподаватель Ушакова Л.Н.

 

 

г. Н.Новгород

2017 г.


Проект учебного занятия.

По профессии: 270802.08 «Мастер сухого строительства».

Учебная дисциплина: «Бережливое производство».

Преподаватель: Ушакова Л.Н.

 

Тема занятия: «Потери на производстве и причины образования потерь».

 Муда первого, второго и третьего рода. Мура и мури. Типы муда.

 

Образовательная цель:

·        закрепить полученные знания на предыдущих уроках;

·        обучить новому взгляду на традиционное производство и сформировать у обучающихся представление о «бережливой концепции» в современном производстве.

Развивающая цель:

·        развивать аналитическое мышление;

·        содействовать развитию у обучающихся  умения выделять главное, принимать самостоятельные решения.

Воспитательная цель:

·        формировать у обучающихся интерес к нестандартным решениям, научить применять  новые технологии;

·        развивать требовательность к себе и другим.

 

Тип учебного занятия: урок изучения нового материала.

 

Методы обучения: словесный, наглядный, практический, репродуктивный, частично-поисковый.

 

Материально-техническое оснащение:

ТСО: компьютер, интерактивная доска, видеопроектор;

 карточки-задания.

 

Межпредметная связь: «Культура производства» - тема «Организация труда на производстве».

 

 

 

 

 

Структура учебного занятия:

·        1 этап – организационный этап                                                1 мин

·        2 этап – мотивационно-целевой этап                                       2 мин

·        3 этап – актуализация опорных знаний                                   15 мин

·        4 этап – изучение нового материала                                        30 мин

·        5 этап – закрепление полученных знаний                               22 мин

·        6 этап – информация о домашнем задании                              5 мин             

·        7 этап – рефлексия                                                                    5 мин

 

Ход учебного занятия.

1 этап  - Организационный.

Деятельность

преподавателя

Деятельность

обучающихся

Предполагаемый результат

Приветствует обучающихся, проверяет готовность к учебному занятию: наличие обучающихся и учебных принадлежностей, готовность к уроку.

Преподаватель предлагает  занятие провести в виде игры-соревнования, создать четыре команды.

Приветствуют преподавателя. Организуют внимание и внутреннюю готовность к учебному занятию. Командир группы докладывает о явке обучающихся, готовности группы к уроку.

Формируют для работы четыре команды.

Готовность обучающихся к уроку.

 

2 этап - Мотивационно-целевой.

Деятельность

преподавателя

Деятельность

обучающихся

Предполагаемый результат

Преподаватель сообщает тему и цели учебного занятия, настраивает обучающихся на восприятие нового материала.

Тема занятия:

«Потери на производстве и причины образования потерь».

Цель нашего занятия:

·        Узнать, что такое муда первого, второго и третьего рода;

·        что такое мура и мури;

·        как выявлять потери в производственном процессе и их искоренять.

Записывают тему в тетради. Внимательно слушают, осознавая цели урока.

Интерес обучающихся к занятию, мотивация на продуктивную деятельность.

 

 

3 этап - Актуализация опорных знаний.

Деятельность

преподавателя

Деятельность

обучающихся

Предполагаемый результат

Преподаватель организует  повторение ранее изученного материала.

 Проводит опрос обучающихся по командам. Раздает жетоны за правильные ответы.

Вопросы:

1.     Что такое «бережливая революция»?

Ответ: это — процесс перехода

предприятия от традиционного производственного подхода, например массового, к применению принципов и идеалов бережливого производства.

2.     Что такое кайдзен?

Ответ: это — непрерывное усовершенствование потока создания ценности в целом или отдельных этапов в этом потоке.

3.     Что такое джидока и система андон?

Ответ: это системы, которые не позволяют пропустить бракованную деталь на следующую стадию производственного процесса. Соответственно нет необходимости доработок на последнем производственном этапе. Они работают по принципу остановки всей линии, если выявлен брак.

 

Слушают, отвечают на вопросы, дополняют.

Восприятие и осмысление пройденного материала. Готовность к изучению нового материала.

4 этап - Изучение нового материала.

Деятельность

преподавателя

Деятельность

обучающихся

Предполагаемый результат

Преподаватель организует познавательную деятельность на изучение нового материала.

1.     В ходе сегодняшнего занятия мы подробнее разберем один из основных принципов бережливого производства – выявление и устранение потерь (муда).

2.     Рассмотрим виды потерь на примерах.

3.     Запишем основные понятия в тетради.

4.     Разберем на конкретных примерах  разные способы решения проблемы.

5.     Разберем схему на карточке, зарисуем в тетради. (карточка-см. приложение 1)

Слушают, участвуют в обсуждении, записывают конспект.

Первичное усвоение новых знаний. Первичная проверка понимания.

5 этап - Закрепление полученных знаний.

Деятельность

преподавателя

Деятельность

обучающихся

Предполагаемый результат

Организует раздачу карточек-заданий, содержащих вопросы по новому материалу. Объясняет, в чем состоит задание, озвучивает, сколько выделено времени на письменный ответ. По окончании выполнения задания выводит на экран эталон ответов, дает возможность осуществить взаимоконтроль. (см. приложение 2). Вручает жетоны за правильные ответы.

Читают задания, обсуждают ответы на вопросы в команде, письменно отвечают на карточках. Команды обмениваются выполненными заданиями, оценивают работу друг друга.

Первичное закрепление нового материала.

6 этап - Информация о домашнем задании.

Деятельность

преподавателя

Деятельность

обучающихся

Предполагаемый результат

Инструктирует по выполнению домашнего задания.

Авдеенко Н.О., Береславская Н.С. Учебное пособие. Бережливое производство. Основы.

Задание: Рассмотреть рабочий день на практике по профессии «Мастер сухого строительства» на предмет выявления потерь и способов их устранения. Подготовить  предложения по устранению потерь.

Слушают, записывают задание.

Развитие самостоятельности. Готовность к активной деятельности на следующем учебном занятии.

7 этап - Рефлексия.


Деятельность

преподавателя

Деятельность

обучающихся

Предполагаемый результат

Проводит рефлексию. Подводит итоги работы группы и обучающегося в отдельности.

Сообщает и комментирует результаты игры, подводит итоги, сообщает  оценки.

Слушают информацию о результатах урока. Оценивают свою деятельность. Участвуют в анализе ошибок.

Анализ своих знаний и умений, оценка деятельности.

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Муда первого рода — это такие действия, которые не добавляют продукту ценности, но отказаться от них немедленно невозможно.

Допустим, вам необходимо заправить свой автомобиль бензином, но ближайшая заправочная станция находится в 10 ш от вашего месторасположения, Затраты   времени и материальных ресурсов для преодоления расстояния в 10 км являются  необходимыми, хотя не добавляют ценности бензину, который вы купите. Но вы не    можете сразу отказаться от этих потерь, соответственно в данной ситуации это муда первого рода.

Муда второго рода — это не добавляющие изделию ценности действия, от которых можно и необходимо отказаться сразу. Муда второго рода являются бессмысленные перемещения изделий и запасов между стадиями производства и стадией сборки.

Ярким примером муда второго рода может служить эпизод о некоем дачнике-немце, поливающем свой огород. Человек очень брезгливый и до педантичности аккуратный, он проводил поливку огорода следующим образом. Воду, которую необходимо было зачерпывать из ямы, он набирал одним ведром (старым, помятым с одного бока!, которое было не жалко -портить», потом надевал перчатки, чтобы не испачкать и не натереть руки, переливал воду из этого ведра в другое, более чистое и легкое по весу, снимал перчатки, чтобы ими не испачкать второе ведро, шел к грядкам, переливал из ведра воду в лейку и поливал грядки.

Все его лишние с точки зрения ценности продукта (полезность для урожая) действия являются муда второго рода, от которых можно отказаться сразу, даже до применения более современных методов полива. Единственное действие, добавляющее ценность продукту, переливание воды в лейку, которое является важным с точки зрения помидоров и огурцов.

На наш взгляд, существует муда третьего рода. Муда третьего рода являются неоцененные идеи, неиспользованные перспективы, непринятые решения, упущенные возможности, иными словами те действия, которые могли добавить ценность продукту, но не были совершены в силу нежелания вносить изменения либо в силу привычки.

 Муда третьего рода — бездействие, способствующее состоянию «плыть по течению»

или, видя проблемы, сознательно ничего не менять.

Муда третьего рода встречается часто при внедрении бережливого производства на предприятии, которое работало по другим принципам. Нежелание нововведений исходит не только от рабочих, но и от менеджеров, как низшего, так и среднего и высшего уровней.

 

 

 

Приложение 2

Карточка –задание .

Муда (потери). Виды потерь.

Задание 1

Соедините блоки.

 

 

 

 

 

 


Приложение 2

Заполните таблицу.

Тип муда

Способ борьбы

1

 

 

2

 

 

3

 

 

4

 

 

5

 

 

6

 

 

7

 

 

 

Задание 2

Один мой знакомый работает в строительной организации мастером бригады из 15 человек. Очень часто от него можно услышать, что работа подчиненных, впрочем, как и его, является непродуктивной, что такую работу можно сделать гораздо быстрее и используя меньше рабочих рук. Когда же я спрашиваю, почему бы не организовать работу более продуктивным способом, то он отвечает, что все это очень сложно, что надо «лезть в глаза начальству», доказывать свою точку зрения, предоставлять проект усовершенствований, да еще не факт, что этот проект позволят реализовать и что его поддержат рабочие. Поэтому он ничего не меняет.

К какому роду муда можно отнести действия мастера?

Это муда ____________________ рода, потому что ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3

Определите род муда, представленный в каждой ситуации.

Когда я училась еще в школе, у нас каждый год была практика на производстве. Нашему классу везло, так как мы работали на кондитерской фабрике (мы объедались конфетами так, что по окончании 2-недельной практики уже смотреть на них не могли). Работали мы в цехе, который занимался складыванием картонных коробок для конфет. Сам цех представлял собой огромную комнату с множеством беспорядочно расставленных длинных столов.

За каждым столом сидели несколько работников. Они брали из пачки заготовки, сгибали линии и складывали каждую так, чтобы получалось донышко или крышка коробки. Заготовки лежали огромными стопками на полу. Некоторые стопки были до потолка. Иногда готовые коробки были нужны не сразу, и они уже сделанные пылились еще по 3–4 дня. Помимо того, что они пылились, они еще загромождали проходы между столами. Работники часто их нечаянно задевали, и они валились на пол. Когда же места для прохода совсем не оставалось, готовые коробки относили на склад. Иногда пачки с заготовками хранились несколько месяцев в цехе, а бывали такие случаи, что, наоборот, заготовок не было, и работники просто сидели и ждали их полдня.

Кроме того, часто приходилось работать в аврале, поскольку срочно необходимо было сложить партию коробок, которых не оказалось на складе. Все работали с бешеной скоростью, нервничали и к концу дня даже у нас, практикантов, сильно болели мышцы рук.

Однажды был случай, что в результате протекания крыши, склад с готовыми коробками был залит водой, и они все пришли в негодность.

Муда:

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ваши предложения по изменению процесса:

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Мура:

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ваши предложения по изменению процесса:

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Мури:

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ваши предложения по изменению процесса:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эталон ответа

Муда (потери). Виды потерь.

Задание 1

 

 

 

 

 


. Перепроизводство това

 

 

Тип муда

Способ борьбы

1

 Перепроизводство товаров

Средством борьбы с этим типом муда является быстрая переналадка оборудования, позволяющая перейти к производству мелкими партиями и работе на заказ.

2

Ожидание следующей производственной стадии

использование вытягивающего производства, своевременная наладка оборудования,

3

Ненужная транспортировка материалов

Метод  борьбы  —  расположить  следующие  стадии  в непосредственной близости к предыдущей, создание потока ценности.

4

Лишние этапы обработки

Устранить плохое качество инструментов или неправильную конструкцию изделия.

5

Наличие излишних запасов

использование вытягивающего производства, работа на заказ и «точно вовремя»

6

Ненужные перемещения людей.

Одним из средств борьбы с этим типом муда являются стандартизация рабочего места и стандартизация всех рабочих процессов.

7

Дефекты продукции

Прием борьбы — андон, когда о браке сообщается при первом его обнаружении на этапе цепочки и он сразу же устраняется,

 

Задание 2

К какому роду муда можно отнести действия мастера?

Это муда третьего рода, потому что

Муда третьего рода — бездействие, способствующее состоянию «плыть по течению»  или, видя проблемы, сознательно ничего не менять.

Задание 3

Муда:

Однажды был случай, что в результате протекания крыши, склад с готовыми коробками был залит водой, и они все пришли в негодность.

Лишние запасы

Ваши предложения по изменению процесса:

Использовать работу по заказу, вытягивающее производство,

Мура:

Иногда пачки с заготовками хранились несколько месяцев в цехе, а бывали такие случаи, что, наоборот, заготовок не было, и работники просто сидели и ждали их полдня.

Неравномерность производства

Ваши предложения по изменению процесса:

Разработать стандартизацию процессов, выровнять время такта

Мури:

Кроме того, часто приходилось работать в аврале, поскольку срочно необходимо было сложить партию коробок, которых не оказалось на складе. Все работали с бешеной скоростью, нервничали и к концу дня даже у нас, практикантов, сильно болели мышцы рук.

Ваши предложения по изменению процесса:

Применять принцип «точно вовремя», Хейдзунка (выравнивание производства)

 


 

Проект учебного занятия по учебной дисциплине «Бережливое производство»

Проект учебного занятия по учебной дисциплине «Бережливое производство»

Министерство образования Нижегородской области

Министерство образования Нижегородской области

Проект учебного занятия. По профессии: 270802

Проект учебного занятия. По профессии: 270802

Материально-техническое оснащение:

Материально-техническое оснащение:

Приветствуют преподавателя. Организуют внимание и внутреннюю готовность к учебному занятию

Приветствуют преподавателя. Организуют внимание и внутреннюю готовность к учебному занятию

Раздает жетоны за правильные ответы

Раздает жетоны за правильные ответы

Преподаватель организует познавательную деятельность на изучение нового материала

Преподаватель организует познавательную деятельность на изучение нового материала

Деятельность преподавателя

Деятельность преподавателя

Приложение 1 Муда первого рода — это такие действия, которые не добавляют продукту ценности, но отказаться от них немедленно невозможно

Приложение 1 Муда первого рода — это такие действия, которые не добавляют продукту ценности, но отказаться от них немедленно невозможно

Муда третьего рода — бездействие, способствующее состоянию «плыть по течению» или, видя проблемы, сознательно ничего не менять

Муда третьего рода — бездействие, способствующее состоянию «плыть по течению» или, видя проблемы, сознательно ничего не менять

Приложение 2 Карточка –задание

Приложение 2 Карточка –задание

Один мой знакомый работает в строительной организации мастером бригады из 15 человек

Один мой знакомый работает в строительной организации мастером бригады из 15 человек

Кроме того, часто приходилось работать в аврале, поскольку срочно необходимо было сложить партию коробок, которых не оказалось на складе

Кроме того, часто приходилось работать в аврале, поскольку срочно необходимо было сложить партию коробок, которых не оказалось на складе

Ваши предложения по изменению процесса: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ваши предложения по изменению процесса: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Эталон ответа Муда (потери)

Эталон ответа Муда (потери)

К какому роду муда можно отнести действия мастера?

К какому роду муда можно отнести действия мастера?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.03.2017