Проект урока литературного чтения "Два Мороза"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 15.01.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Представляю урок - знакомство с русской народной сказкой «Два Мороза». Большая роль на уроке отводится словарной работе. Прием выборочного чтения помогает учащимся установить, что в этой сказке выдуманное, фантастическое, провести сравнительную характеристику братьев – Морозов, определить главную мысль сказки. На уроке представлены разные виды деятельности, интересно предложено детям домашнее задание. Конспект дополнен презентацией и аудиозаписью сказки.
Иконка файла материала Русская народная сказка Два Мороза.docx
Тема: Сказка «Два Мороза» Цели:  ­ познакомить учащихся с русской народной сказкой «Два Мороза»;  ­развивать память, внимание, мышление, речь;  ­учить грамотно излагать свои мысли; ­ развивать умение выделять главное в прочитанном; ­  прививать любовь к устному народному творчеству. Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; понимать особенности были и сказки; сравнивать и характеризовать героев произведения на основе их поступков, использовать антонимы для их харак­ теристики;   читать   выразительно;   соотносить   смысл   пословицы   и   главную   мысль произведения. Ход урока 1.  Организационный момент Прозвенел и смолк звонок, Начинается урок. Все за парты дружно сели И на доску поглядели. СЛАЙД 1 2. Речевая разминка. Иней лег на ветви ели. Иглы за ночь побелели. Прочитайте,   читаем   медленно,   быстрее,   еще   быстрее,   поработаем   над   высотой голоса   (тихо,   средне,   громко),   прочитайте   с   радостной   интонацией,   печально, удивленно, вопросительно, выделив голосом слово «ели», «за ночь».   Что выполнили? Для чего?                             3.  Проверка домашнего задания  СЛАЙД 2Чтение стихотворения С. Есенина «Береза» наизусть.     4.  Знакомство с темой. Постановка целей урока Прежде, чем перейти к знакомству с новой темой, обратимся к пословице:   Мороз не велик, да стоять не велит. ­ Объясните смысл пословицы. ­ Какими словами мы можем описать мороз? (лютый, сильный, небывалый, крещенский, первый,  русский, сибирский, свирепый)  ­ А вы знаете, что поэты говорят о морозе, как о живом существе. Пока он не придет – зима не настанет. Явится – мосты наведет на реках, птиц и зверей загонит по  гнездам  и  норам.  Человека  заставит быстрее  идти, рукавицами похлопывать и приговаривать: «Ай, да мороз!».    Сегодня   мы   будем   читать   произведение   (обратимся   к   учебнику)   «Два Мороза», в котором  познакомимся не с одним морозом, а сразу с двумя – Морозом ­ Синим носом и Морозом – Красным носом. (рисунки) Как вы думаете, к какому жанру относятся «Два Мороза»?  Первичное предположение, что это – сказка. Сформулируйте, пожалуйста вашу цель на этот урок – чему бы вы хотели научиться, что узнать?   (Познакомиться со сказкой «Два Мороза», учиться правильно, выразительно читать и анализировать сказку). 5.   Работа   по   теме   урока:   первичное   знакомство   (прослушивание аудиозаписи)  Задание:   следить   за   чтением   с   карандашиком   в   руках   и   отметить   слова, которые непонятны. Вопросы по восприятию. ­ Понравилось ли произведение?  Какое настроение вызвало у вас?  ­ Что особенно понравилось? Назовите действующих лиц? ­ Кто из Морозов старше, кто младше? ­ Какую забаву придумали Морозы?А как это ПОМОРОЗИТЬ? (Силу свою показать) ­ Убедились, что это сказка? Классификация (народная, русская) И какая? Кто догадался, какая это сказка ­ старинная или современная? Что помогло понять это? (слова).  Дровосек,   купец,   крестьянин,   бубенчик.   (Это   устаревшие   слова,   которые сейчас не употребляются в разговорной речи).  Поэтому следующий этап нашего урока – это… 6. Словарная работа.  СЛАЙД 3 Бубенчик  —   металлический   шарик   с   кусочком   металла   внутри, позванивающий при встряхивании. Дровосек — человек, рубящий дрова. Купец ­ богатый человек, живущий в городе, владелец торговой лавки. Крестьянин — бедный человек, живущий в деревне, занимается обработкой земли.   Чтение по слогам (хором, индивидуально, по цепочке) СЛАЙД 4 ко­ло­коль­чик вы­ко­ла­чи­вать по­за­ба­вить­ся по­мо­ро­зить подп­ры­ги­ва­ют по­щёл­ки­ва­ют встре­ти­лись по­хло­пы­ва­ет свистнули  Расстановка ударения СЛАЙД 5 В лес по дроваЖиво заморожу Вылезти из саней Пробрал насквозь Да узнает, каков Мороз Молод ты, брат 7. Физминутка: Я мороза не боюсь,                       Указывают на себя. С ним я крепко подружусь.        Пожимают руки подойдёт ко мне мороз,                  Шагают на месте Тронет руки                                      Показ рук Тронет нос                                              носа,  Значит, надо не зевать,                      потирают щёки Прыгать, бегать и играть.                                Имитируют игру в снежки 8. Вторичное чтение произведения детьми.  При   повторном   жужжащем   чтении   будьте   самыми   внимательными читателями, обращайте внимание на все детали – это пригодится нам в дальнейшей работе. 9. Выборочное чтение из текста  СЛАЙД ­ ­ ­ ­ ­  Куда едет купец? крестьянин?  Как одет крестьянин? купец?  Как Мороз — Синий нос заморозил купца?  Как Мороз ­ Красный нос морозил крестьянина? Удалось ли ему это?  Как повел себя крестьянин, когда ему стало холодно?­  Зачем он так сделал?    ­ Дайте характеристику этим героям, используя слова на доске. ­ КУПЕЦ                                     КРЕСТЬЯНИН ­ Богатый                                       бедный ­ Ленивый                                      трудолюбивый ­        Можете ли на данном этапе определить главную мысль сказки?          ­ Что хотел сказать читателю автор – народ? ­ 10. Работа в парах:  ­ Характеристика Морозов ­ В сказке есть еще два героя. Кто это? ­ Знал ли Мороз Синий Нос с самого начала, что он выиграет спор, что его брату не справиться с дровосеком? (Знал,   при встрече в бороду посмеивался, был доволен) ­ Почему не предостерёг, не предупредил младшего брата?  ­  (Хотел проучить его на собственных ошибках) ­ Распределите карточки: Синий Нос                         Красный Нос ­ ­ опытный                              молодой рассудительный                поспешный ­ мудрый                                глупый       ­ довольный                           растерянный ­ много повидал                         мало опыта ­ Хорошо,   что   Красный   Нос   учится   на   своих   ошибках,   но   ему   не помешает прислушиваться к советам старшего брата. 11. Подведение итогов.  С каким произведением мы познакомились на уроке?— Докажите, что это была сказка.  Необычные герои; Слова и выражения, типичные для русской сказки: «По чистому полю, по густому лесу», «Свистнули щелкнули, побежали», «Еле я ноги унес, до сих пор бока болят». Повторы: «Два Мороза, два родных брата», «бил­бил», «колотил­колотил», «шуба медвежья», «шапка лисья», «сапоги волчьи» Диалог.   Вот видите, какую интересную, необычную по форме, поучительную сказку создал русский народ. – Над кем и над чем посмеялся народ в этой сказке? (Над ленью купца, над неопытностью младшего братца Мороза – Синего носа.) – Что поучительного хотел передать народ своим детям? (Работа и труд помогут справиться с любыми трудностями.) В   сказках   много   фантастического,   вымышленного,   наряду   с   фантазией заложена глубокая правда. Недаром многие русские народные сказки имеют такую концовку: «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Какими словами заканчивается сказка «Два Мороза»? («Топор лучше шубы греет»)  Еще раз вернемся к вопросу какая это сказка? Классификация сказки:            Бытовая ИЛЛЮСТРАЦИИ Не   могла   удержаться,   чтобы   не   показать   вам   прекрасные   иллюстрации   к сказке. Узнайте этот момент сказки. 12.        Рефлексия.          На уроке мне было интересно                                                                           больше всего запомнилось                                                понравилось                                                                           было  трудно ­За что вы похвалили бы себя?­Что у вас особенно получилось? Итог своей работы ребята делают самостоятельно Легко работал и всё понятно. Немного затруднительно, но всё понятно. Было трудно, ничего непонятно. 13. Домашнее задание. ­ Сейчас я раздам вам красивые снежинки. На них вы найдете ваше домашнее задание: Разучить русскую народную игру «Два Мороза» Попытаться подобрать синонимы к устаревшим словам.   Выразит.чтение диалога двух морозов. Игра «Два Мороза» Подготовка. На противоположных сторонах площадки отмечаются два города. Играющие, разделившись на две группы, располагаются в них. В середине площадки помещаются "братья Морозы": "Мороз Красный Нос" и "Мороз Синий Нос". Содержание игры. По сигналу руководителя они обращаются к играющим со словами: Мы -два брата молодые, Два Мороза удалые: Я - Мороз Красный Нос, Я - Мороз Синий Нос. Кто из вас решится В путь-дороженьку пуститься? Ребята хором отвечают: Не боимся мы угроз, И не страшен нам мороз! -и начинают перебегать из одного города в другой. "Морозы" их ловят. Тот, кого им удастся запятнать, считается замороженным. Он остаётся на том месте, где был пойман, и должен с распростёртыми руками преграждать путь играющим при следующих перебежках. Когда замороженных окажется так много, что пробегать станет трудно, игра прекращается. Победителями считаются те, кого ни разу не заморозили. Правила игры: 1. Начинать бег можно только после окончания речитатива. 2. Осаливание за линией города не считается. 3. Осаленных ребят можно выручить: для этого остальные играющие должны коснуться их рукой Замени слова синонимами ПОЗАБАВИТЬСЯ АВОСЬ БУБЕНЧИК ШАПКА ХУДАЯ НЕ СЛАДИТЬ С НИМ ЕЖИТЬСЯ ПРОБРАЛ НАСКВОЗЬ ЕЛЕ НОГИ УНЕС