Проект урока по русскому языку в 5 классе на тему : «Имя прилагательное как часть речи»(5класс)
Оценка 4.9

Проект урока по русскому языку в 5 классе на тему : «Имя прилагательное как часть речи»(5класс)

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русский язык
5 кл
05.01.2017
Проект  урока по русскому языку в 5 классе на тему :  «Имя  прилагательное как часть речи»(5класс)
Разработка урока русского языка на тему: "Имя прилагательное как часть речи" Цель: : Повторить общее значение имени прилагательного, его морфологические признаки. Задачи: Обучающая: пополнить практический опыт учащихся в употреблении имен прилагательных в словосочетаниях, предложениях и связном тексте, обратить внимание на роль прилагательных в речи. Развивающая: - развивать творческие способности детей, воображение, ассоциативное, образное мышление, умения выделять существенные признаки, коммуникативные навыки, умения работать в парах. Воспитательная: формирование умений сотрудничать при выполнении заданий; воспитание внимания и уважения к слову. Форма урока: урок – проект; проектно-исследовательская деятельность на уроке русского языка с использованием ИКТ.(презентация) Методы и приемы: исследовательская деятельность; работа в группах, анализ поэтического текста; упражнения на развитие избирательной памяти; развивающая технология – развитие творчества.
fail 2.dok..docx

 

 

Коноплинский филиал Павловской средней школы, Ельнинского района, Смоленской области.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проект

урока по русскому языку в 5 классе на тему :

 «Имя  прилагательное как часть речи»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                           Учитель: русского языка и литературы Берлинская П.В.

 

 

ТемаИмя прилагательное как часть речи.

Цель:  Повторить общее значение имени прилагательного, его морфологические признаки.

Задачи:

Обучающая: пополнить практический опыт учащихся в употреблении имен прилагательных в словосочетаниях, предложениях и связном тексте, обратить внимание на роль прилагательных в речи.

Развивающая:  - развивать творческие способности детей, воображение,   ассоциативное, образное  мышление, умения выделять существенные признаки, коммуникативные навыки, умения работать в парах.

Воспитательная: формирование умений сотрудничать при выполнении заданий; воспитание внимания и уважения к слову.

Форма урока: урок – проект; проектно-исследовательская деятельность на уроке русского языка с использованием ИКТ.(презентация)

Методы и приемы: исследовательская деятельность; работа в группах, анализ поэтического текста; упражнения на развитие избирательной памяти;    развивающая технология – развитие  творчества.

 

Ход урока.

1.Организационный момент 

Учитель. Ребята! Сегодня у нас урок-проект, мы будем работать в парах. Активно, творчески, с  интересом и с удовольствием, не бойтесь ошибиться! Помогайте друг другу! Помните: по завершению обсуждения вы должны представить своё задание образно и эмоционально. Внимательно выслушивайте выступления своих одноклассников, мы ведь учимся друг у друга. И, конечно же,  постарайтесь сделать работу интересной и полезной для себя и других.

           ДЕВИЗ НАШЕЙ РАБОТЫ: «ДРУЖБА В ДЕЛАХ ПОМОЩНИК!»

           Итак, успешной вам работы! (1мин) (слайд 3)

2.Постановка цели (2мин)

Сегодня проект по русскому языку. И тема его спряталась в стихотворении.

 

                         Я слово ищу необычное, звучное,

 

                          Особое, сильное, самое лучшее,

 

                         Короткое, длинное, красное, синее,

 

                         Неброское, яркое, очень красивое,

 

                        Оно уменьшительное или ласкательное,

 

                       Его называют ещё …(прилагательное) (слайд4)

 

Как вы думаете, какой теме русского языка мы посвятим сегодняшний проект?

Вы правы! Имени прилагательному! А тема звучит так: «И сказало прилагательное: «Я слово привлекательное!» (слайд 5)

На уроке  мы вспомним то, что   изучили о прилагательном и узнаем  много интересного. Я думаю, что прилагательные  сегодня вас удивят.

 

2. Основная часть урока.

Сквозь волнистые туманы

Пробирается луна,

На печальные поляны

Льет печально свет она.

 

По дороге зимней, скучной

Тройка борзая бежит,

Колокольчик однозвучный

Утомительно гремит.

 

Что-то слышится родное

В долгих песнях ямщика:

То разгулье удалое,

То сердечная тоска...(слайд 6, 7)

  -  Назовите автора этого чудного стихотворения

 – Какую картину вы представили  А. С. Пушкина из стихотворения «Зимняя дорога»? Какое настроение почувствовали? Какие слова помогли вам почувствовать настроение стихотворения?

– Какова роль прилагательных в речи? (Они украшают, уточняют речь, передают настроение, рисуют картины.) (3мин) (слайд8)

    Задание №1

Учитель.  Ребята! Сегодня на уроке мы  создадим памятку по русскому языку об имени прилагательном.      Памятка должна быть красивой, привлекать внимание детей и выполнять свою самую главную роль – помощницы.

Итак, задание первое – оформить название памятки, проиллюстрировать ее картинками, а на обратной стороне – над проектом работали.

(Время работы 3 минуты). Выслушиваются ответы детей.

   Задание №2 (слайд 9)

Учитель. Заглавие оформлено! Назовите:

-Что обозначают имена прилагательные?

-На какие вопросы они отвечают?

-Назовите признаки прилагательных?

-С какой частью речи они согласуются?

   Выслушиваются ответы детей.(2мин)

   Правильно ребята имя прилагательное обозначает признаки предметов и  роль их велика в художественной литературе, они широко используются при создании портретных характеристик героев, при описании их чувств, настроений, душевных переживаний.

Особая роль принадлежит прилагательным в создании впечатляющих картин природы.

  Мы с вами уже многое знаем о прилагательном, и  следующим заданием проекта будет  ассоциограмма. (слайд 10,11)

Вам надо вспомнить всё, что мы изучили об имени прилагательном и составить  ассоциограмму. (Дети заполняют ассоциограммы и оформляют ее) (Время работы 5 минут)

 Проверка ассоциограмм.(слайд 12)

ü Назовите грамматический признак имени прилагательного (обозначает признак  предмета, отвечает на вопросы  КАКОЙ? КАКАЯ? КАКИЕ? ЧЕЙ?)

ü Назовите морфологические признаки ( РОД, ЧИСЛО,ПАДЕЖ.)

ü Назовите синтаксические признаки (В предложении бывают определениями , сказуемыми)

   Имена прилагательные согласуются с именем существительным, т.е.ставится в том же роде, числе и падеже, что и существительные, к которым они относятся.(2мин)

Задание № 3 (5 мин)

Молодцы!  Вы хорошо усвоили признаки имён прилагательных. Но имя прилагательное такая удивительная часть речи, которая таит в себе ещё много интересного, важного, и на сегодняшнем уроке мы с вами в этом убедимся. Когда мы говорим о прилагательных, то понимаем, что речь пойдёт о словах, обозначающих признаки предметов.

 А теперь применим наши знания на практике. Чтобы выполнить задания, мы должны немного потренироваться.

1) По данным словам - признакам предмета (прил.) отгадайте слова-предметы (сущ.): (слайд 13,14,15,16)

 Мягкий, теплый, пушистый, забавный, маленький, прехорошенький, усатый, игривый, шустрый, очаровательный, шаловливый … (котенок)

 Круглое, душистое, вкусное-превкусное, сочное, ароматное, краснобокое … (яблоко)

2) А теперь наоборот. Задание называется «Подари предмету признак» (слайд 17)

Задание выполняется по группам. За две минуты необходимо записать как можно больше прилагательных к предложенным существительным.

1 группа – трава

2 группа – горы

3 группа - снег       

      Вывод:

Так для чего нужны имена прилагательные?  (слайд18)

(Для образности, яркости нашей речи, с помощью прилагательных можно у  существительных описать форму, цвет, вкус, величину и другие признаки.)

Поэтому прилагательные о себе говорят так: (слайд 19,20)

 С существительными подчас

Не жизнь, а просто скука.

Ни цвета нет у них без нас,

Ни запаха, ни звука.

Но если нас к ним приложить

Им веселее станет жить.

ФИЗМИНУТКА

1.Массаж рук.

Вот помощники мои,

Их как хочешь поверни.

Хочешь эдак, хочешь так –

Не обидятся никак.

2.Встаем. Игра «Найди лишнего».

Вы должны хлопнуть в ладоши,   если слово не подходит к данной группе, т.е. не является прилагательным.

- Представьте, что мы приходим на экскурсию во дворец прилагательных  и видим множество признаков: веселый, глупый, фиолетовый, птичка, ловкий, бегают, летают, умный, разноцветные, мальчики, девочки, играют, радостные.

 3. Мы листочки, мы листочки

     Мы весёлые листочки

     Мы на веточке сидели, ветер дунул-полетели

     Мы летели и летели

     И на землю тихо сели

     (за парты) (3мин)

              

    Задание № 4 (2мин) (слайд 21)

Мы с вами уже знаем, что прилагательное очень интересная часть речи, с ними можно делать что угодно: сочинять стихи, описывать предметы, явления и т.д.

 А сейчас мы с вами попробуем составить словосочетания прилаг+сущ.

 Добросовестный                                       погода

Фарфоровая                                               рассказ

Интересный                                               чашка

Ненастная                                                  ученик

Вкусный                                                     хвост

Лист                                                            пирог

   

  Задание № 5 (слайд 22)

 Учитель Ребята! Наиболее ярко употребляются прилагательные в пословицах, поговорках, загадках. И сейчас я предлагаю вам собрать пословицы, которые рассыпались, наклеить их.

  Хороший снежок посадки бережёт.

  Первый снег выпадает за сорок дней.

  Мороз ленивого хватает за нос.

 (Время работы 5минут) 

Проверка работы и обобщение (2 мин) (слайд 23)

Ребята, о чём пословицы, которые вы собрали?

Как вы  их понимаете?

Во всех этих пословицах и поговорках  запечатлелась многовековая мудрость русского народа, его любовь  к зимушке – зиме.

Замечательное время года – зима!  Сколько праздников: Новый год, Рождество Христово, Крещение!  Зимние забавы, катание на санках, лыжах, коньках, ледянках!  А природа!  Серебристый иней на деревьях, ослепительно яркое солнце, хрустящий снег под ногами, дома и деревья в заснеженных одеждах. Красота русской зимы, зимней природы вдохновляла поэтов  на создание замечательных стихотворений.  О зиме писали Пушкин, Лермонтов, Некрасов, Есенин и др. поэты. Вспомните: (слайд 24,25)

 

Белая берёза                                              С неба падают снежинки,

Под моим окном                                       Словно белые пушинки.

Принакрылась снегом                              Покрывая всё кругом

    Точно серебром.                                       Мягким бархатным ковром.

Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл – и вот сама:
Идёт волшебница зима…

 

Ребята! Как вы думаете, получились бы у поэтов такие замечательные строки, если бы в русском языке не было прилагательных? Конечно, нет. И мы не можем себе представить русский язык без них.

Задание №  5

А теперь перейдём к выполненному вами домашнему заданию. Дома вы сочиняли рассказ из слов, которые были вам даны. А имена прилагательные для этого вам пригодились? Конечно!

Оформите свои работы в проекте, а потом мы послушаем, ваши рассказы.

(Время работы 7 минут).  Представление работ.

4. Итог урока.(2мин) (слайд 26)

Подходит  к концу наш урок. Вы очень хорошо сегодня потрудились. Узнали много нового и интересного. Закончить урок я хочу словами Константина Георгиевича Паустовского, который утверждал: 

“Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом: звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шёпот и шорох морского гравия”.

 

А теперь я попрошу  каждую пару  выйти к доске с проектами, показать, какие памятки по русскому языку у вас получились.

                                       Урок окончен. Спасибо! (слайд 27)


 

Коноплинский филиал Павловской средней школы,

Коноплинский филиал Павловской средней школы,

Тема : Имя прилагательное как часть речи

Тема : Имя прилагательное как часть речи

Итак, успешной вам работы! ( 1мин) (слайд 3) 2

Итак, успешной вам работы! ( 1мин) (слайд 3) 2

Тройка борзая бежит, Колокольчик однозвучный

Тройка борзая бежит, Колокольчик однозвучный

Правильно ребята имя прилагательное обозначает признаки предметов и роль их велика в художественной литературе, они широко используются при создании портретных характеристик героев, при описании их…

Правильно ребята имя прилагательное обозначает признаки предметов и роль их велика в художественной литературе, они широко используются при создании портретных характеристик героев, при описании их…

Мягкий, теплый, пушистый, забавный, маленький, прехорошенький, усатый, игривый, шустрый, очаровательный, шаловливый … (котенок)

Мягкий, теплый, пушистый, забавный, маленький, прехорошенький, усатый, игривый, шустрый, очаровательный, шаловливый … (котенок)

Вы должны хлопнуть в ладоши, если слово не подходит к данной группе, т

Вы должны хлопнуть в ладоши, если слово не подходит к данной группе, т

Первый снег выпадает за сорок дней

Первый снег выпадает за сорок дней

А теперь перейдём к выполненному вами домашнему заданию

А теперь перейдём к выполненному вами домашнему заданию
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.01.2017