Тема: «Решение квадратных уравнений».
Класс: 8, общеобразовательный.
Форма проведения: урок обобщения и систематизации знаний.
Цель: систематизировать и обобщить знания, умения и навыки решать квадратные уравнения и задачи, сводящиеся к решению квадратных уравнений; подготовка к сдаче экзамена в форме ОГЭ.
Задачи:
- систематизировать знания о квадратных уравнениях и методах его решения;
- обобщить умение решать квадратные уравнения;
- совершенствовать умение решать квадратные уравнения через дифференциацию предлагаемых заданий, через решение задач на составление уравнения, сводящегося к квадратному;
- создать условия для реальной самооценки учащихся;
- создать условия для воспитания навыков сотрудничества;
- создать условия для правильного выбора будущей профессии;
- развить умение работать в малых группах;
- развить умение ясно выражать свои мысли, анализировать, сравнивать, обобщать, составлять модель решения и делать выводы;
- развивать грамотную математическую речь.
Технические средства обучения и материал для проведения урока:
- раздаточный материал «Карта урока» для каждого учащегося;
- карточки для индивидуального дифференцированного решения заданий;
- у каждого учащегося тетрадь и письменные принадлежности.
Ход урока
Учитель: Добрый день! Прошу всех сесть.
Урок хочу начать с высказывания советского государственного и партийного деятеля Михаила Ивановича Калинина: «Если вы хотите участвовать в большой жизни, то наполните свою голову математикой, пока есть к тому возможность. Она окажет вам потом огромную помощь во всей вашей работе».
Пусть эти слова прозвучат как призыв для полноценной, полезной для вас работы на этом и последующих уроках математики. В конце 3-ей четверти мы завершили изучение большой и очень важной темы для всего курса математики «Квадратные уравнения». Сегодня мы повторим, обобщим полученные знания и умения по этой теме и применим их при решении заданий, которые включены в тесты ГИА по математике для учащихся 9-го класса. То есть основная цель урока – это отработка алгоритмов решения заданий по теме «Квадратные уравнения», включённых в тесты ГИА.
Для достижения цели на уроке мы будем работать с « Картой результативности», в которой намечены основные этапы урока (она у каждого из вас на столе).
Начнём с устной работы над основными математическими понятиями, встречающимися в данной теме.
Вопрос1: Какое уравнение называется в математике квадратным?
Ответ: Квадратным уравнением называют уравнение вида ax2+bx+c=0, где коэффициенты a, b,c – любые действительные числа, причём a не равно 0.
Вопрос 2: Как называются коэффициенты a,b, с?
Ответ: a- первый, или старший, коэффициент; b- второй коэффициент, или коэффициент при x; с – свободный член.
Задание 1: Предложите более простой способ решения для каждого из уравнений, представленных в таблице, установив между ними соответствие (таблицы на столах у учащихся).
№ |
Уравнение |
Соответствие |
Буква |
Способ решения |
1. |
3х2-5х+2=0 |
1 - |
О |
Вынести общий множитель за скобки |
2. |
2х2+6х=0 |
2 - |
Х |
Применить общую формулу корней |
3. |
х2- 5х+6=0 |
3 - |
У |
Преобразовав, извлечь квадратные корни |
4. |
3х2-12=0 |
4 - |
Ч |
Использовать теорему Виета |
По ходу проверки вопросы:
1) Как найти дискриминант?
2) Как вычислить корни квадратного уравнения?
3) От чего зависит количество корней квадратного уравнения?
4) Какое уравнение называется приведённым?
5) Сформулируйте теорему Виета.
Теорема Виета: Пусть х1 и х2- корни квадратного уравнения ax2+bx+c=0. Тогда сумма корней равна –b/a, а произведение корней равно c/a.
Взаимопроверка:4 балла – нет ошибок
3 балла – 1 ошибка
2 балла - 2 ошибки
0 баллов – более 2-х ошибок
Поставьте в карту результативности количество баллов своему соседу.
Как видим, получилось слово ХОЧУ (записать на доске). Очень хорошее слово, если произнесено с правильной целевой направленностью.
Далее записываем в тетради число. Кто получил 0 или 2 балла решают на выбор 1-е или 2-е уравнение, а кто получил 3 или 4 балла – на выбор 3-е или 4-е уравнение.
Решение уравнений у доски (у доски 4 ученика)
1) Х2-7х-18=0
2) 4х2+7=7+24х
3) (х+10)2=(5-х)2
4) (х-4)2 + (х+9)2 =2х2
Самопроверка: 1или 2 уравнения верно – 1 балл
3 или 4 уравнения верно – 2 балла
Учитель: Мы разобрали решение простых уравнений, сводящихся к квадратным из первой части модуля «Алгебра». А сможем решить более сложное уравнение?
МОГУ – замечательное слово (записать на доске).
(х+2)4-4(х+2)2-5=0
Решение этого уравнения оценивается в 2 балла (поставь себе в карту результативности).
Учитель: А теперь минутка активного отдыха.
Я начинаю предложение, вы его заканчиваете не словами, а показываете ответ руками.
Итак, 1) Если Д больше 0, то квадратное уравнение имеет два (руки вверх) корня.
2) Если а меньше 0, то ветви параболы направлены вниз(руки опустили).
3) Если дискриминант =0, то квадратное уравнение имеет один корень (подняли одну руку вверх).
4) Если Д меньше 0, то уравнение не имеет корней (руки опустили).
Задание: А теперь охарактеризуйте схематичный рисунок квадратичной функции (рисунки графиков квадратичной функции – парабол, расположение которых зависит от Д, значений а и b).
Учитель: После небольшой разминки нам надо разобрать решение ещё одной задачи.
Задача: Два велосипедиста одновременно отправились в 153-х километровый пробег. Первый ехал со скоростью, на 8 км/ч большей, чем скорость второго, и прибыл к финишу на 8 часов раньше второго. Найдите скорость велосипедиста, пришедшего к финишу первым.
Решение оформляется на доске учителем (фронтальная работа)
Учитель: Эта задача довольно-таки сложная, в ГИА 9-го класса она входит в уровень 2 модуля «Алгебра».
Посмотрите, по ходу всего урока мы получили очень эффективную формулу, пусть и не математическую, но очень полезную для любого из нас.
ХОЧУ – это желания. А желания – ваша личная электростанция, которая питает энергией ваши действия. Мы все разные и каждый из нас уникален. Наши желания подталкивают нас к действиям для достижения своей цели, т. е. МОГУ. И, конечно же, эту цель нужно достичь, т. к. надо это вам. Вы должны задумываться о взрослой жизни и соответственно подходить верно в выборе вашей будущей профессии уже сейчас.
Ну и в заключение, я прошу вас оценить вашу работу на уроке. Если вы не зря посетили дополнительный урок, прошу поднять руки. В противном случае руки не поднимайте. Домашнее задание у каждого на листочках. Окончательная оценка будет поставлена после его выполнения..
Закончить урок хочу словами Калинина, с которых начала.
«Если вы хотите участвовать в большой жизни, то наполните свою голову математикой, пока есть к тому возможность. Она окажет вам потом огромную помощь во всей вашей работе».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.