Проект "Зелёный дом".
Оценка 4.7

Проект "Зелёный дом".

Оценка 4.7
Научно-исследовательская работа
doc
воспитательная работа +1
Взрослым
04.02.2018
Проект "Зелёный дом".
Проект "Зелёный дом" - работа по экологическому обучению и воспитанию школьников в отдельно взятом учебном заведении. В нем кратко описан теоретический материал по теме, приведены примеры различных мероприятий по экологическому образованию школьников, прописаны этапы работы над проектом и предполагаемые результаты.
Проект Зеленый дом.doc
Проект «Зеленый дом» Сакерина Елена Алексеевна, заместитель директора по научно – методической работе. Взаимодействие   общества   и   природы   стало   одним   из   важнейших   вопросы современности. Обострение противоречий в этой сфере со стороны мирового сообщества согласованности действий, направленных на бережное отношение к природе и улучшения среды жизни человека. Проблема   охраны   окружающей   среды   и   приумножения   природных   богатств приобрело в настоящее время глобальное значение. Ответственное отношение к природе является одним из важнейших личностных качеств человека и раскрывается в процессе активного   общения   с   природой   и   в   его   добротворческой   деятельности   по   охране окружающей среды, способствует рациональному использованию природных ценностей и преумножению богатств природы. Одним   из   средств   обеспечивающих   осуществление   задач   в   области   охраны окружающей   среды,   является   воспитание   экологической   культуры,   конечная   цель которой ­  это понимание человеком своего места в окружающей среде как частицы этой среды,   наделенной   нравственным   сознанием,   разумом,   интеллектом.   Экологическая культура  является составной  частью общей духовной культуры  человека и общества, концентрирующей   достижения   естественнонаучных и гуманитарных знаний, народных традиций, нравственного опыта этносоциума. Основное условие формирования экологической культуры Красногорской гимназии –   это   создание   единой   системы   теоретических   и   практических   видов   деятельности школьников:   учебной,   игровой,   трудовой,   пропагандистской,   общественнополезной   по изучению   и   охране   природы.   Вовлечение   учащихся   в   разнообразную   деятельность осуществляется   путем   сочетания   разных   форм   организации   учебно­воспитательного процесса:   уроков,   массовых   мероприятий,   олимпиад,   лагерей,   научного   общества, конференций.   Мы   находимся   в   непосредственной   близости   к   природе,   являющейся естественной лабораторией по формированию экологической культуры школьников на местном материале. В последний год большое внимание уделяем изучению творческого наследия народа – народной экологии, с ее обширными знаниями, которые накоплены народом   при   взаимодействии   с   природой.   Это   и   народный   опыт   по   рациональному использованию   природных   ресурсов,   лесных,   земельных   водных   угодий,     и благоустройство   и   озеленение   населенных   пунктов,   и   преобразование   ландшафтов, охрана окружающей среды. Как и в искусстве связь с народностью ­   важное условие успеха художественного произведения, так и в природопользовании эффективность его не   мыслима   без   учета   многовекового   опыта   народной   экологии.   Изучение   народной экологии дополняет комплекс знаний, умений, навыков, необходимый для формирования экологической культуры. Знания народной экологии учащиеся получают при общении со старшими членами семьи, то есть семейное воспитание становится важным звеном при формировании экологической культуры. Экологическое образование и воспитание есть процесс передачи одним поколением другому   культурных   ценностей,   культурных   традиций,   технологий   взаимодействия   с природным   и   социальным   миром,   результатом   которого   является   уровень   культуры взаимоотношений, материализующийся в словах, поступках, делах. Наиболее существенным моментом в воспитании экологической культуры  у детей школьного возраста является преодоление   в их сознании экокультурного перекоса в приоритете человека над природой и привитие нового видения мира, в соответствии  с которым и человек, и природа воспринималась бы  в тесной связи друг с другом. В какой мере педагогам удается донести до сознания воспитанников мысль о том, что человек часть природы и потому зависим от нее не только биологический, но и духовно, учась у нее   симметрии,   гармонии,   ритму,   целесообразности   и  т.п.,   ­  таков   и   воспитательный эффект. Экологическое воспитание относится к частичным воспитательным системам. Такие системы   обеспечивают   формирование   отдельных   сторон   личности.   Поскольку   эти   ее стороны   не   только   взаимосвязаны,   а   находятся   во   взаимопроникновении,   частичные системы существуют на отдельно, а лишь как моменты функционирования целостных педагогических систем – в классе, в школе, в районе. Экологическое воспитание, как и всякая частичная система, имеет свою структуру – цель, задачи, содержание. Основной   целью   экологического   воспитания   является:   формирование экологической личности, т.е. личности, обладающей экоцентрическим типом сознания. Экоцентрический   тип   сознания   –   система   представлений   о   мире,   для   которой характерны:   1)   ориентированность   на   экологическую   целесообразность,   отсутствие противопоставленности   человека   и   природы;   2)   восприятие   природных   объектов   как полноправных   субъектов,   партнеров   по   взаимодействию   с   человеком;   3)   баланс прагматического и непрагматического взаимодействия с природой. Экологическое   воспитание,   подготовка   школьников   к   разумному,   милосердному, рациональному отношению к окружающей природной среде предусматривает решение следующих задач: 1. Формирование адекватных экологических представлений, т.е. представлений о взаимосвязях в системе «человек ­ природа» и в самой природе. Такая система представлений позволяет личности знать, что и как происходит в мире   природы   между   человеком   и   природой,   и   как   следует   поступать   с точки зрения экологической целесообразности. 2. Формирование отношения к природе. Само по себе наличие экологических знаний не гарантирует  экологически целесообразного поведения личности, для этого необходимо еще и соответствующее   отношение к природе. Оно определяет   характер     целей   взаимодействия   с   природой,   его   мотивов, готовность   выбрать   те   или   иные   стратегии   поведения,   иными   словами, стимулирует поступать с точки зрения экологической целесообразности. 3. Формирование   системы   умений   и   навыков   (технологий)   и   стратегий взаимодействия с природой. Для того, чтобы экологически целесообразно поступать,   личности   необходимо   уметь   это   делать:   и   понимания,   и стремления окажется недостаточно, если она не сможет их   реализовать в системе своих действий. Освоенность соответствующих технологий и выбор правильных  стратегий и позволяют поступать с точки зрения экологической целесообразности. Экологические   проблемы   являются   всеобщими   проблемами   населения   земли. Утончение озоновой оболочки, глобальные изменения климата, истощение природного слоя почвы, природных ресурсов, уменьшение запасов питьевой воды и одновременно интенсивный   рост   народонаселения   планеты,   сопровождающейся   наращиванием производственных   мощностей,   часто   случающиеся   аварии   –   это   проблемы,   которые касаются каждого государства. В совокупности они создают непрерывно ухудшающуюся среду обитания самого человека. Многообразие болезней, постигшее людей в последнем столетии, ­ вот итог отсутствия правильного взаимодействия человека с природой. К плохой среде обитания, загрязненным воде, воздуху, продуктам питания особенно чувствительны дети. Дети России находятся в особо неблагоприятных условиях. Экологическое   положение   России   по   ряду   моментов   значительно   хуже,   чем   в странах   западной   Европы   и   Америки.   Россия   является   регионом     планеты,   который вносит   существенный   вклад   в   развитие   и   сохранение   отрицательных   глобальных экологических тенденций. В   России   значительные   локальные   экологические   нарушения   –   имеется   большое количество   ареалов   с   катастрофически   деформированной   природой,   в   которых происходит деградация почв, заиление малых рек и пресноводных водоемов, отмечается высокая концентрация загрязнителей в воздухе, воде, почве. Из – за этих нарушений ареалы потеряли способность  к самоочищению и самовосстановлению, их развитие идет в направлении полного разрушения и распада. Экологические  проблемы и катастрофы  человечества  непосредственно  связаны  с процессом   образования   населения   –   его   недостаточность   или   полное   отсутствие породили потребительское отношение к природе. В итоге: люди рубят сук, на котором сидят. Обретение экологической культуры, экологического   сознания, мышления – это единственный для человечества выход их сложившейся ситуации. Созданы   Концепция   дошкольного   воспитания   и   Концепция   общего   среднего экологического   образования.     Первая     позволяет   ассимилировать   передовые гуманистические идеи личностно – ориентированной модели воспитания дошкольников и обеспечить связь  экологического воспитания  со всей  сферой  воспитания  детей  этого возраста.   Вторая   –   является   ориентиром   в   вопросах   содержания   экологического образования   в   звене,   которое   непосредственно   примыкает   к   дошкольному   периоду   и таким   образом   позволяет   обеспечить   преемственность   и   взаимосвязь   двух   звеньев   в системе непрерывного экологического образования. Как начальное звено, экологическое воспитание имеет важное социальное значение для   всего   общества:   своевременно   закладываются   основы   экологической   культуры   в человеческой личности, одновременно к этому процессу приобщается значительная часть взрослого населения страны, что, безусловно, имеет значение для всеобщей экологизации сознания и мышления. Экологическое образование выполняет интегративную роль. Экологизация образования несет в себе следующие педагогические функции:  Способствует становлению и развитию единой картины мира в сознании учащихся;  Является существенным компонентом гуманизации всего школьного образования;  Формирует     умение   прогнозировать   общеучебное   и   общечеловеческое   собственную деятельность и деятельность других людей  коллектива;  Расширяет возможности нравственного воспитания в процессе обучения;  Позволяет раскрыть социальную сущность образования  в целом. Проект реализуется с сентября по июнь каждого учебного года и предполагает три основных этапа. 1. Подготовительный этап (сентябрь ­ март) Основная цель подготовительного этапа данного проекта – привлечь обучающихся к проблемам экологии родного края, к изучению и сохранению окружающей среды. Задачи: ­ активизация работы экологического кружка; ­ проведение ежегодных мероприятий эколого­биологического направления; ­   выявление   и   популяризация   экологических   проблем   района   через   проведение исследовательской работы. 2. Основной этап (апрель ­ июнь) Основной этап проекта – акция «Дни защиты окружающей среды от экологической опасности» Проведение «Дней защиты от экологической опасности» уже стало для гимназии хорошей   традицией,   а   опыт   данной   экологической   акции   показал,   что   в   ходе   «Дней защиты» достигаются реальные практические результаты по оздоровлении. Окружающей среды и заметный воспитательный эффект. Цель   «Дней   защиты»   ­   привлечь   внимание   учащихся   к   проблемам   окружающей среды,   к   рациональному   использованию   природных   ресурсов,   способствовать формированию экологического мировоззрения, активно включиться  в общероссийскую акцию, внести свою  лепту в спасение  природы родного края, сделать более чистыми источники нашей жизни – воздух, землю, воду. План проведения Дней защиты окружающей среды от экологической опасности. Мероприятия 1. Экологический марафон. Написание рефератов: Сроки Ответственные Апрель – сентябрь ­ март ­ Стресс. Возможна ли жизнь без стрессов? ­   современная   музыка   как   шумовой наркотик. ­ Сон, сновидение, гипноз. ­   Грипп.   Почему   с   ним   так   трудно справиться. ­ Витамины и их влияние на человека. ­ Болезни цивилизации ­ Загрязнение атмосферного воздуха ­ Здоровый образ жизни. ­ Степень захламленности участков зеленой зоны. 2. Игры о птицах в 1,2,3,4 классах 3. О прекрасной Аленушке (для учащихся 5 – Апрель, май апрель 7 кл.) 4. Игра «Пернатые» (для учащихся 7 классов) знаков, 5.   Конкурс     дорожных предупреждающих   о   возможном   выходе животных на автостраду. 6. Конкурс знатоков, которые можно повесить в местах массового гнездования птиц. 7. Проект «Защита» для учащихся 11 классов. 8. Влияние шума на организм человека. апрель апрель апрель апрель апрель 9.   Как   жить   сегодня,   чтобы   иметь   шансы май увидеть  завтрашний  день?   (для   учащихся  11 классов) 10. Счастливый случай 11. Свалка по имени Земля (для учащихся 10 май май классов) 12.Путешествие   по   южным   материкам   (для апрель учащихся 7 классов) 13. Игра «Знаешь ли свой край» (для учащихся 8 классов) 14. Ток – шоу «Как экономить ресурсы» (для учащихся 10 класов) 15. СПИД: сущность и проблемы (беседы для май май май учащихся 11 классов) 16. Конкурс на лучший плакат о наркотиках 17. «Вредным привычкам ­ нет» 18. Крестики – нолики (игра для учащихся 5 классов) 19. Игра «Мир нуждается в вашей защите» 20. Викторина «В мире животных» 21. Сочинение «Как им повезло» 22.   Квартира   как   экосистема.   Влияние май май апрель май апрель апрель май загрязнителей на здоровье человека 23. Устный журнал «Экология. Безопасность. май Жизнь.» 24.   Олимпиада   по   естествознанию   для Апрель  учащихся 5 – 8 классов 25. Аллея памяти 26. Экскурсия на природу 27. Субботник по уборке территории. 28.   День   здоровья:   турслет,   экологическая май Апрель ­ май май Май тропа Ежегодно   в   период   летних   каникул   организуются   экологические   смены   «Родничок», «Капля росы» и др. 3. Этап оценки результатов (июнь ­ август). Основная задача последнего этапа – оценка результатов   проведения акции «Дни защиты   от   экологической   опасности»   и   дальнейшее   проектирование   работы   по экологическому   воспитанию   и   образованию   в   рамках   личностно   –   ориентированного подхода. Основными   мероприятиями   завершающего   этапа   являются   семинар   по   итогам летней трудовой четверти, исследовательской деятельности на учебно­опытном участке, оформление материалов по итогам акции «Дни защиты» и работе пришкольных лагерей. В   рамках   третьего   этапа   проекта   предполагается   участие   в   районном   и республиканском конкурсах, выставках, конференции и публикация материалов в СМИ, а также подготовка отчетов по проекту. Достигнуты следующие результаты:  Активное участие в школьной научно – практической конференции;  ­   Диплом   «Дни   защиты   окружающей   среды   от   экологической   опасности»   1 место, 2 место, 3 место – в республиканском конкурсе на лучшую постановку экологического образования среди сельских учебных заведений в рамках «Дней защиты от экологической опасности»;  Диплом   1   степени   на   1   место,   на  III  этапе   Республиканской   Сельской олимпиады школьников по экологии;  Диплом за 1 место в республиканской олимпиаде  школьников по лесоводству;  Диплом за 1 место  в конкурсе по благоустройству  среди школ и дошкольных учреждений;  ­   Благодарности   за   активное   участие   вы   работе   республиканского   лагеря «Юный эколог».  Предполагаемые результаты проекта:  Создание системы работы по формированию личности, способной жить в гармонии с окружающей средой;  Создание   учебно­методической   базы   развития   системы   непрерывного экологического образования и воспитания. В основу технологии экологического воспитания положен метод проектов, который созвучен   потребностям   подростков   и   вырабатывает   у   них   умение   выстраивать   свою деятельность, видеть ее перспективу. Технологии   предусматривают   включение   в   воспитательный   процесс   как общепедагогических (поощрение, пример, беседа, поручение, упражнение, требование, обсуждение и т.д.), так и специфических методов работы:  Природоведческие экскурсии;  «Уроки доброты» с целью развития интереса к природе;  «Уроки мышления» на лоне природы;  Природоведческие сказки;  Экологический музей;  Экологические игры;  Экологические конкурсы, КВН, аукционы, выставки, викторины;  Рисование как метод направленности творчества ребенка;  Дни экологического творчества, праздники и фестивали (День Птиц, День леса). Главное назначение технологий воспитания экологической культуре состоит в том, чтобы помочь учащемуся продвинуться в личностном развитии и выйти на новый уровень качества жизни. Для   осуществления   проекта   гимназия   располагает   достаточной   материально   – технической базой: учебные кабинеты, оснащенные микролабораториями, технические средства   обучения,   медиатека,   учебно­наглядные   пособия.   Образовательный   уровень преподавателей   высокий:   высшее   образование,   высшая   и   первая   квалификационные категории, систематические повышение профессиональной компетентности. Опыт работы по данной теме был распространен среди педагогов района.

Проект "Зелёный дом".

Проект "Зелёный дом".

Проект "Зелёный дом".

Проект "Зелёный дом".

Проект "Зелёный дом".

Проект "Зелёный дом".

Проект "Зелёный дом".

Проект "Зелёный дом".

Проект "Зелёный дом".

Проект "Зелёный дом".

Проект "Зелёный дом".

Проект "Зелёный дом".

Проект "Зелёный дом".

Проект "Зелёный дом".

Проект "Зелёный дом".

Проект "Зелёный дом".

Проект "Зелёный дом".

Проект "Зелёный дом".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.02.2018