Проект "Животворящий источник" (духовно-нравственное воспиатание на уроках литературы)
Оценка 4.7

Проект "Животворящий источник" (духовно-нравственное воспиатание на уроках литературы)

Оценка 4.7
Руководства для учителя
docx
русская литература
5 кл—9 кл
05.08.2018
Проект "Животворящий источник" (духовно-нравственное воспиатание на уроках литературы)
В последнее время у учащихся заметно снизился интерес к духовно-нравственным ценностям. Данный Проект призван помочь каждому школьнику осмыслить его место в жизни, приобщиться к целому ряду ценностных понятий, помочь сформировать собственный взгляд на жизнь, свое мировоззрение; позволит объединить проводимые в школе социально-значимые дела с духовно-нравственным и патриотическим воспитанием подрастающего поколения, возродить традиции семейного воспитания через учебный предмет как литература. Сегодня уже не вызывает сомнений тот факт, что качество образования определяется не только количеством и качеством знаний, но и качеством личностного, духовного, гражданского развития подрастающего поколения. В рамках ФГОС среди основных требований к результатам освоения образования на первый план выдвигаются именно личностные результаты: «Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника школы»): любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции; осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающий свою сопричастность судьбе Отечества…».Данный файл представляет проект для учителей литературы - духовно-нравственный аспект на уроках литературы.
Проект Животворящий источник.docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «МАКЕЕВСКАЯ ОСНОВНАЯ  ШКОЛА» 140633, Московская обл., городской округ Зарайск, с.Макеево, ул. Школьная, д.17 тел.: (496) (66) 63­139                                    E­mail: [email protected] _________________________________________________________________________________ Регистрационный номер № 00000000                                                                                        УТВЕРЖДАЮ                                                              Директор МБОУ                                                              «Макеевская основная школа»                                                                ____________ Г.А. Приходько                                                             (подпись, печать)                      «ЖИВОТВОРЯЩИЙ ИСТОЧНИК»          (духовно­нравственные аспекты на уроках литературы) За организацию духовно­нравственного воспитания в рамках образовательного учреждения                                                                                  Срок реализации: 5 лет                                         Возраст детей: 7 – 15 лет                                                         Разработчики:                                                                             Широухова И.П., учитель                                                                                                        Родина Л.А., учитель                                                                                                       Аниськина И.М., учитель Село Макеево г.о. Зарайск, 2018 г. Ежегодный Всероссийский конкурс в области педагогики, воспитания  и работы с детьми и молодёжью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя» Российская Федерация  Московская область (указывается федеральный округ) Зарайское Благочиние (указывается епархия) Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Макеевская основная школа» (указывается организация) Широухова Ирина Петровна Родина Лариса Алексеевна Аниськина Ирина Михайловна Фамилия Имя Отчество (в именительном падеже)             Название работы              «Животворящий источник» (духовно­нравственное воспитание на уроках  литературы)             Номинация:  За организацию  духовно­нравственного  воспитания  в рамках образовательного учреждения. Информация об авторе (авторах) работы: Дата и место рождения 18.01.1957, г. Коломна Московской области Адрес места жительства (с указанием почтового индекса), телефоны,e­mail               140633. Московская область  г.о. Зарайск, село Макеево, Центральная ул., д. 7, кв.14.  Телефон: 8   Место работы или род занятий – МБОУ «Макеевская основная школа», учитель Почётные звания (при их наличии)  Ветеран труда Наличие премий, призов и иных наград  ­  ___________________________________________     148 99 12; e­mail:   shiroukhova         967   57@   mail    .  ru                  (Анкета подписывается автором (авторами) работы) 2018 год Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Макеевская основная школа» городского округа Зарайск «Животворящий источник» (духовно­нравственные аспекты на уроках литературы)  (возраст детей: 7­15 лет срок реализации:5 лет)                                                      Авторы:                                                                                      Широухова Ирина Петровна                                                                                    Родина Лариса Алексеевна Аниськина Ирина Михайловна село Макеево 2018 г. «Животворящий источник» (духовно­нравственные аспекты на уроках литературы) В будущей России образование не должно отделяться от духовного воспитания… Е. Н. Ильин Аннотация                В последнее время у учащихся заметно   снизился   интерес к духовно­нравственным ценностям. Данный Проект призван помочь каждому школьнику осмыслить его место в жизни, приобщиться к целому ряду ценностных понятий, помочь сформировать  собственный взгляд на жизнь, свое мировоззрение; позволит  объединить проводимые в школе  социально­значимые дела   с   духовно­нравственным     и   патриотическим   воспитанием   подрастающего   поколения, возродить традиции семейного воспитания через учебный предмет как литература.        Сегодня уже не вызывает сомнений тот факт, что качество образования определяется не только количеством и качеством знаний, но и качеством личностного, духовного, гражданского развития подрастающего поколения. В рамках ФГОС среди основных требований к результатам освоения образования на первый план выдвигаются именно личностные результаты: «Стандарт ориентирован на становление личностных  характеристик выпускника («портрет выпускника школы»): любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;   осознающий   и   принимающий   традиционные   ценности   семьи,   российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающий свою сопричастность судьбе Отечества…».   Федеральный Государственный Образовательный Стандарт нацелен на обеспечение прежде всего духовно­нравственного развития, воспитания учащихся.                                                                                 Литература занимает особое место в системе   школьного   образования.   Главная   задача   учителя­словесника   состоит   в   том,   чтобы превратить   каждый   урок   литературы   в   урок   нравственности. Лучшие   русские   писатели задавались важнейшими, главными человеческими вопросами: что такое истина? кто я? так ли я живу? для чего пришёл в этот мир? То есть наша литература поднимает как раз те вопросы, которые   непременно   задаёт   себе   любой   думающий   подросток.   Путь   нравственного самосовершенствования всегда труден, но необходим. II. Цели и задачи Проекта Целью Проекта является обеспечение условий для духовно­нравственного воспитания  учащихся, как одной из главных стратегических задач развития современного общества, путем  повышения ответственности всех социальных структур; определения приоритетных  направлений духовно­нравственного воспитания; создания  условий  для развития социальной,  духовной и культурной личности, ее самоопределения в  социуме, формирование человека ­   гражданина ­  семьянина – родителя – специалиста­профессионала.  Проект   рассчитан   на   пять   лет   по   шести   уровням.   На   каждом   уровне   акцент   делается   на определенные категории, которые раскрываются наиболее полно, что помогает переосмыслить и закрепить опыт, полученный на предыдущем уровне. Духовно­нравственные аспекты на уроках литературы 1 уровень 5 класс Раздел «Русская  литератур а                 19 века» Автор, произведения И.А. Крылов. Басни «Свинья под дубом»,  «Осёл и  мужик», «Зеркало  и обезьяна» А.С. Пушкин «В  гостях у сказки»   М.Ю. Лермонтов  «Бородино». Тема Отражение мудрости  народа, его житейской  философии.  Нравоучительный  характер басен,  высмеивание пороков  людей. Духовно–нравственные уроки «Сказки о  Мертвой царевне и о  семи богатырях» Защитники родины.  Качества русского  солдата: патриотизм,  Ожидаемый результат Размышления о  пороках людей и  житейской  философии. Подвести к  пониманию  добра и  зла. Осознание качеств  русского солдата  Отечественной войны Н.А. Некрасов  «Есть женщины в  русских селеньях» И.С. Тургенев  «Му­Му» Литератур а ХХ века 6 класс Знакомств о с  Библией Русские поэты 20  века о Родине и о  родной природе.    Н.Рубцов «Родная  деревня». Рождество Иисуса  Христа Притча как жанр  литературы.  «Притча о  блудном сыне»,  «Притча о добром  самарянине». 1812 года Помочь увидеть  образ русской  женщины, ее  внутренней красоты. Подвести  к  проявлению желания  любить домашних  животных и  ухаживать за ними. Уважительное  отношение к деревне­ кормилице. Воспитание любви к  природе, малой  родине. Подвести к  пониманию, что  Иисус Христос – это  Бог и человек,  долгожданный  Спаситель,  пришедший в мир  для каждого  человека. Евангелие  – Учение  жизни. Осознание понятий  «блудный сын» и  «самарянин» готовность  пожертвовать жизнью  за отчизну;  решительность;  мужество; воинское  братство, гордость. Красота русской  женщины. Качество,  свидетельствующее о  внутренней красоте.  Человеческие  ценности – залог  семейного  благополучия. «Ни одна мать так не  ухаживает за своим  ребенком…»  (Отношение Герасима  к собачке). Осмысление понятий:  деревня, родина Человек и природа.  Отношение к тому  месту, где ты родился  и вырос. Любовь к  деревне. История рождения  Иисуса Христа.  Библия  ­ Ветхий и  Новый Завет.  Евангелие.  Стихотворение  Б.Л.Пастернака  «Рождественская  звезда». Притча – небольшой  рассказ, в  иносказательном виде,  заключающий  моральной поучение.  Блудный сын –  человек, потерявший  семью, отчий дом,  веру, традиции,  родину, а также  заблудившийся на  жизненном пути,  утративший  нравственные  ориентиры.  Самарянин  ­ не просто А.С. Пушкин  «Станционный  смотритель». Произведе ния  русских  писателей  19 века Н.С. Лесков.  «Человек на  часах». А.А. Фет. «Ель  рукавом мне  тропинку  завесила…». В.Г. Распутин.  «Уроки  французского» Произведе ния  русских  писателей  ХХ века 7 класс Изучение  Библии Библейская  мудрость и  русские пословицы и поговорки человек иной веры, но  и вообще чужой  человек  ­ становится  ближним, если его  поступками движет  милосердие. Нравственные  проблемы повести, ее  гуманизм.  Общечеловеческая  тема «блудных детей». Любовь к родителям –  важно успеть сказать,  что мы их любим,  принести им хоть  немного счастья. Нравственные  проблемы рассказа.  Творение добра для  самого добра, без  ожидания наград за  него. Что же такое:  уметь делать добро?  Это значит – не уметь  делать зла. Природа и любовь,  слитые воедино. В них  сосредоточена вся  красота мира, вся  радость и очарование  бытия. Природа и  любовь образуют  вселенную красоты.  Поэзия – храм  искусства, а поэт  ­  жрец этого храма.   Душевная щедрость  учителя. Стойкость  героя, чувство  собственного  достоинства, душевная щедрость  учительницы. Добро  бескорыстно, и в этом  его чудодейственная  сила.  Происхождение  крылатых слов,  пословиц и поговорок,  имеющих библейский  источник. Сфера их  употребления.  Сравнение библейских  Донести до сознания  необходимость   любви к родителям Понимание творения  добра для добра Подвести к  размышлению, что  природа и любовь  слиты воедино и  образуют вселенную  красоты. Раскрыть то, что  добро бескорыстно, и в этом его  чудодейственная  сила. Сравнение  библейских  афоризмов с  пословицами и  поговорками Древнерус ская литератур а «Поучение  Владимира  Мономаха». Из  литератур ы 18 века Г.Р. Державин.  Очерк жизни и  творчество  Г.Р.Державина Русские  писатели  19 века.  Взгляд на  прошлое. М.Ю. Лермонтов  «Песня про царя  Ивана  Васильевича,  молодого  опричника и  удалого купца  Калашникова»  М.Ю. Лермонтов.  Стихотворения  «Молитва»,  «Ангел». Ожидаемый  результат –  Н.В. Гоголь  повесть «Тарас  афоризмов с  пословицами и  поговорками. Ознакомление с  «Наставлением»  тверского епископа  Семена. Его смысл.  Сравнение  «Наставления» и  поучения Владимира  Мономаха «Ум и сердце  человечье были гением моим». «Признание» –  явление внутренней  жизни человека,  исповедь. Для  Державина смысл  жизни служение  истине. «Жены мужей своих  вопрошают о всяком  благочинии: како дущу спасти, Богу и мужу  угодити и дом свой  добре строити ….»        (из «Домостроя»)  Житейские правила,  регулирующие жизнь  семьи и отношения  мужа и жены. Уклад  жизни семьи. «Степан Калашников ­  носитель лучших  качеств русского  национального  характера»  Национальное  сознание,  национальные формы  жизни, национальный  характер, личность,  индивидуальность,  достоинство,  традиции, быт и нравы. «Святая прелесть»  молитвенного слова. Увидеть сходство  наставления и  поучения,  стремиться к  выполнению их. Проявление совести,  необходимости  признания  и  исповеди  как  желания  жить  правильно. Проследить уклад   жизни семьи:  послушание, честь.   Донести  понимание   русского  национального  характера,  достоинства,   традиций, быта  и  нравов. Задуматься о смысле  молитвенного слова «Пусть же знают все,  что такое значит в  Расширение понятия  «Родина». Бульба». Н.А.Некрасов  «Русские  женщины». «Есть  женщины в  русских  селеньях….». Дети и  взрослые Л.Н. Толстой  «Детство». Глава  «Наталья  Савишна». И.А. Бунин.  Рассказ «Цифры» 8 класс Жития  святых Русская старина  «Преподобный  Сергий  Радонежский». Литератур а ХХ века   В.Г.Короленко  «Парадокс».  «Огоньки». М. Горький «Ма –  аленькая!» Русской земле  товарищество».  Расширение понятия  «Родина». Вера в  великое будущее  России. Истинный гимн  «величавой славянке».  Любовь и благоговение Некрасова к памяти  своей матери.  Источник  нравственной силы  русской женщины. Духовный рост и  нравственное  становление героя.  Самопожертвование –  жертвование собой,  своими личными  интересами для блага  других. Преданность,  бескорыстное  служение, самоотдача,  самоотречение  героини. Сложность  взаимоотношений  взрослых и детей в  семье. Обретение  гармонии. Сергий Радонежский –  Великий молитвенник  и защитник Русской  земли,  способствовавший  объединению русский  земель, вдохновитель  борьбы русского  народа за  освобождение от  монголо­татарского  ига. Проблема смысла  жизни и назначения  человека. Духовный  перелом в жизни юных  героев, его причины.  Вера в светлые начала  жизни Доброта, гуманность,  чувство благодарности Помочь увидеть  источник  нравственной силы  русской женщины,  матери. Показать, что  духовный рост и  нравственное  становление  возможно  при   жертвовании  собой,  своими личными  интересами  для  блага других. Подвести к  пониманию   слова  «гармония» и  привести примеры ее  из окружающей  жизни. Помочь увидеть  путь духовного  совершенствования. Подвести к  пониманию, вере, что человек родится с  определенным  предназначением Выявление  желания  проявлять доброту и Литератур а родного  края.   Литератур а 19 века А. Грин. К.  Паустовский. В.  Астафьев А.С. Пушкин  роман «Евгений  Онегин». 9 класс М.Ю. Лермонтов.  «Молитва»,  «Нищий». М.Ю. Лермонтов.  Роман «Герой  нашего времени» Русская  литератур а ХХ века Художественный  мир Василия  Шукшина человека. Прославление  духовной красоты,  высоких чувств любви  и дружбы. «Блажен, кто смолоду  был честен».  Истинность и вечность  евангельских  ориентиров. «Благоговейная  любовь, гимн чистоте,  нежности, душевной  красоте».  Евангельский мотив  Нагорной проповеди ­  сердцевине Учения  Иисуса Христа. «История души  человеческой». «Зачем я жил? Для какой цели я родился?»  Нравственно ­  философское  направление романа. «Нравственность есть  правда» Читательская  конференция по  итогам года «Блажен, кто знает  сладострастие  Высоких мыслей и  стихов»  (А.С.Пушкин) благодарность. Направить на  раскрытие смысла  красоты, в т.ч. и  духовной. Подвести  к мысли,  что человек должен  быть благочестивым  на протяжении всей  своей жизни. Углубление знаний о  любви, чистоте,  душевной красоте. Задуматься о  нравственном  мире  человека. Выделить то, что  правда – основной  закон  нравственности. Желание выступить  со своими  творческими  наработками Тема Понятия Ожидаемый результат – 2 уровень «Образ святого  места». Путь – дорога – язык дороги  – дорожные столбы,  памятники,   храмы; красота  лесов, лугов, рек; путник,  неизведанные дороги;  паломники; перекресток. Город – щит отечества,  умелец и труженик, хранитель культуры, талантливые  земляки, твердыня веры;  герб города; ученые, храбрые  воины. Деревня – порядок ее жизни,  уют родного очага; почитание  родителей и семьи. Деревня –  о чем говорит ее название;  место расположения, занятия  Почувствовать  и осознать  себя путником на дороге  жизни; помочь встать на путь добра. Осознание того, что город  нуждается в твоей доброте и  милосердии; в сохранении  того, что создано  нашими  предками. Уважительное отношение  к  деревне – кормилице и  деревенскому труду;  важность взаимовыручки в  труде. жителей, традиции, сход;  деревенский труд. Труд земной – труд  земледельца; единение в  нелегком труде,  взаимопомощь;  добросовестность;  своевременность труда;  ремесла; необходимость  земного труда. Труд души – цена доброго  слова; задушевная песня;  праздники как труд души;  сила Добра. Святой – труженик,  молитвенник, заступник,  стремящийся жить по законам Божьим; кого причисляют к  лику святых. Святое место  ­ земля, где из  века в век трудились  подвижники: поклонение  святыням; источник света и  мудрости. Храм – его особенности  (архитектура), правила  поведения в храме, значение в жизни верующего человека,  крест как символ веры, образ  креста в природе, в  повседневной жизни.  Святой образ – икона;  значение иконы в жизни  человека, ее символика ,  содержание; чудотворный  образ и его связь со  знаменательными событиями  в жизни русского народа,  почитание икон. Святое слово – молитва –  что такое молитва; молитва –  просьба; слово Истины,  утешающее и окрыляющее  человека; свет в душе;  молитва ­  благодарение;  молитва – прославление. Вера – ступени веры –  доверие, уверенность,  Видеть и ценить  результаты   труда других; ощутить  радость от совместного  труда. Чуткое отношение к слову,  умение  услышать другого;   доброжелательность друг к  другу; осознание того, что   добро  и доброе слово  остается  добром в прошлом, настоящем и будущем;  осознать силу добра. Знакомство и  расширение  знаний о жизни святых. Почувствовать  непрерывную связь прошлого, настоящего  и будущего   в святых местах Осознание того, что храм   хранит результат труда  многих людей, что здесь  соединяется земное и  духовное, осознание храма  как святыни и уважительное  отношение к нему. Увидеть  в иконе иной,   горний мир, без зла и  неправды, а также то, что  человек призван быть   иконой Бога. Задуматься о смысле   Святого Слова. Подвести к мысли  о  необходимости стремления  3 уровень «Мир души  моей» признание; верность –  преданность, надежность; что  означает жить по правде;  праведность Истине;   справедливость, правосудие;  честность – праведность в  слове и деле. Покаяние – признание в  проступке, отречение от зла;  путь к очищению; начало  исправления; исток доброго  дела; исповедь; таинство;  притча о блудном сыне. Милосердие – традиция  милосердия; милосердие в  слове ; сострадание;  утешение;  благотворительность; благое  дело; Милосердие Божие. Образ Богородицы –  предание о  земной жизни  Богородицы; Покров как  символ заступничества;  Покров видимый и не  видимый; Образы  Богородицы; Символ  Материнской любви. Семейный союз – «Муж да  жена – одна душа». Семья –  мать, отец и много детей.  Обязанности мужа и жены.  «Оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к  жене своей, и будут одна  плоть». (Бытие 2, 24). Правила жизни в семье –  «Любовь все побеждает».  Свойства любви; ступени  лествицы любви: долго  терпит, милосердствует, не  завидует, не превозносится,  не бесчинствует, не ищет  своего (для себя), не  раздражается, не мыслит зла,  не радуется неправде, все  покрывает, верит и надеется,  терпит. Пословицы о  терпении. Взаимная любовь, свобода  и послушание – « Муж глава, а жена сердце». «Чти отца  твоего и матерь твою, да  жить по правде. Осознание того, что  покаяние – это путь  примирения  с собой и  миром. Желание проявить  милосердие в малом и  большом.  Уважение к Матери;  увидеть мудрость  Материнской любви;  готовность  к  самопожертвованию. Подвести к пониманию  семейного союза и увидеть  свое место и роль в семье. Желание  проявить  и внести  лепту любви выполнением  правил жизни. Задуматься о проявлении  любви к родителям, заботы и послушания. 4 уровень  «Семья   –   оплот мира и любви». благо тебе будет, и да  долголетен будешь на земле».  Проявление любви к  родителям, заботы,  послушания – залог  долголетия их. Труд – основа семьи.  Выполнение каждым членом  семьи своих обязанностей,  помощь друг другу при этом  не возложение своих  обязанностей на плечи  другого. Самопожертвование. Дом ­  общая трапеза, знак  единения и примирения, уют  родного очага, домашние  праздники и будни, любовь,  забота, согласие и почитание  родителей. Род. Родословная. Род –  предки, взятые вместе с нами. Родственность понятий:  народ, родня, Родина, родник, родственник, родина.  Родословие – это слово о  роде. Традиции рода и их  продолжение. Пути ­ дороги  ­ перекресток  – момент выбора.  Согласие – гармония ума,  сердца и души; согласие  истинное и ложное;  понимание согласия в семье, с друзьями, в школе.  Послушание – доверие  доброму опыту и надежда на  него; Послушание    родителям, совести;  взаимосвязь послушания и  согласия. Отношение на  наставления родителей и  учителей. Любовь  ­ состояние души.  Любовь к ближнему; дружба;  любовь родительская,  сыновняя, братская; Святая  любовь; доброта; доброта  истинная и ложная;  доброжелательность. София  ­ мудрость и  мудрецы, премудрость;  истина в деле, образе, слове;  Пересмотреть свои  обязанности в семье. Углубление знаний о  почитании родителей. Обратить внимание на  традиции  рода в сохранении  чистоты жизни и стремлении  к спасению души. Довести до понимания  права выбора каждым своей дороги Понимание необходимости  услышать другого; умение  слушать друг друга;  понимание согласия в семье,  с друзьями, в школе. Осознание необходимости  следовать  правилам  нравственности, обращать  внимание на наставления  родителей и учителей. Размышление о том, что  жизненный путь человека   наполнен  Верой, Надеждой,  Любовью. Понимание того, что  согласие цели жизни с  промыслом Божиим    5 уровень  «Истоки согласия» 6 уровень  «У истоков  духовности» вразумление; согласие  своего понимания цели жизни и  промыслом Божиим. Духовный подвиг – пример  жития Святых; лествица   духовного восхождения.   Путь духовного  совершенствования в  жизни и самом себе на примерах  литературных героев.  Преображение ­  необходимость постоянного  внутреннего духовного  делания  человека,  ведущего  к Свету через преображение   души. помогает  отделить   сиюминутные  устремления  от вечных, неизменных,  ведущих по пути добра и  света. Помочь увидеть путь   духовного    совершенствования в  литературе, искусстве, жизни и самом себе. Понимание того, что  духовное совершенствование ­ цель всей земной жизни  человека  и достигается она  стяжанием Духа Святого.         Уроки литературы — прекрасная возможность говорить с поколением будущего о вечных важнейших   вопросах   Жизни:   любви   и   дружбе,   чистой   совести   и   правде,   о   человеке   и человечестве, о душе и духовности. Не зря ещё М.Горький считал, что литературу следует называть человековедением. А Евгений Николаевич Ильин, говоря о воспитательном значении литературы,   утверждает,   что   литература   должна   стать:   1)   человековЕдением,   2) человековИдением, 3) человековедЕнием. Нынешние ученики — ближайшее будущее нашей страны.  А выбор? Выбор за ними. В Примерной Программе среднего (полного) общего образования по предмету литература охарактеризована как «базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения». [2, 54] Сегодня проблема воспитания подрастающего поколения стоит перед нашим обществом особенно остро. У многих подростков вырабатывается чувство отчуждения от системы истинных общечеловеческих ценностей, искажаются их нравственные ориентиры. Одна из причин такой ситуации, на мой взгляд, — негативное влияние мощного информационного потока низкопробного уровня, стихийно льющегося на подростка из Интернета, телевидения и т. д. И поэтому главная задача учителя-словесника состоит в том, чтобы превратить каждый урок литературы в урок нравственности. Русская же литература — это литература, устремлённая к вечной гармонии личности, мира и Бога. Лучшие русские писатели задавались важнейшими, главными человеческими вопросами: что такое истина? кто я? так ли я живу? для чего пришёл в этот мир? То есть наша литература поднимает как раз те вопросы, которые непременно задаёт себе любой думающий подросток. Путь нравственного самосовершенствования всегда труден, но необходим. Не случайно великий «тайновидец жизни души» [5, № 4, 3] Л. Н. Толстой показывает момент, когда Пьер испытывает чувство зависти к Анатолю Курагину. Почему? Потому что глупый, самовлюблённый Анатоль не задаёт себе сложных нравственных вопросов, для него жизнь — сплошные развлечения. Но такая пустота бездуховности неприемлема ни для любимого толстовского героя, ни для самого Льва Николаевича, ни для человека вообще. Все герои русской литературы (Онегин, Печорин, Базаров, Обломов, Безухов и др.) мучительно искали своё предназначение, свой путь в этом мире. Задача учителя-словесника — сформировать у учащихся потребность размышлять над подобными вопросами, донести до сознания детей мысль, что русская литература может стать помощницей в осмыслении многих вопросов духовно-нравственного порядка. Как же превратить каждый урок литературы в урок-открытие, нравственный урок? Прислушаемся к совету известного педагога Евгения Николаевича Ильина: ребята внимательны и активны, «когда с ними разговаривают языком неожиданных приемов, метких деталей, жгучих вопросов… — словом, языком искусства». [6] Основу современного урока литературы должна составить активная деятельность самих учащихся. Т. е. учителю литературы необходимо всемерно стимулировать самостоятельность суждений учащихся, решительно отказаться от навязывания однозначных оценок. В средних классах ребята уже вполне могут рассуждать о многих нравственных вопросах, отталкиваясь от произведений, включённых в программу. Изучая басни или сказки, стихи или рассказы, обязательно с учениками беседуем о том, какие человеческие качества, жизненные ценности важны с точки зрения автора. В рамках реализации ФГОС считаю необходимым включать в план урока внешний и внутренний образовательный продукт, нацеленный на анализ нравственных вопросов. Так, при изучении рассказа «Кавказский пленник» Л. Н. Толстого ученики 5 класса, работая в группах, создают и заполняют кластеры по теме «Качества характера, помешавшие Костылину и помогшие Жилину освободиться». Работа строится по плану: сначала участники групп выбирают важные для характеристики персонажей эпизоды, затем анализируют поведение одного и другого персонажа, после этого перечисляют качества характера, проявленные героями рассказа в этих эпизодах. Вся работа вносится в заготовленный макет кластера. На этапе демонстрации образовательного продукта ученики обсуждают получившиеся кластеры, отмечают удачи каждой группы, а затем, переходя к этапу систематизации полученной продукции, совместно делают выводы о том, какие качества характера нужно воспитывать в себе. Заканчивая изучение сказки-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца», провожу урок-беседу по теме «Нравственные проблемы в произведении». В начале урока нацеливаю шестиклассников на то, что итогом сегодняшней беседы станет домашнее сочинение. Поэтому предлагаю ученикам фиксировать главные моменты нашей беседы, нужные цитаты, для этого раздаю листы с вопросами в свёрнутом виде (в ходе беседы ученики будут «открывать» вопрос за вопросом, вписывать понравившиеся ответы в оставленное после вопроса место). Система вопросов: 1. Что такое нравственность? Обсудив варианты ответов, обязательно обращаемся к Толковому словарю С. И. Ожегова: «НРАВСТВЕННОСТЬ, -и, ж. Внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами». 2. Нужно ли придерживаться правил поведения, соблюдать этические нормы? Ответы учащихся сводятся к мысли: да, потому что мы живём в обществе. 3. Какое поведение можно назвать нравственным? Приведите примеры из жизни. Ребята, анализируя примеры из жизни, приходят к выводу, что это такое поведение, которое не причиняет вреда человеку или обществу в целом, а наоборот, приносит определённую пользу. 4. Докажите, что Настя и Митраша, оставшись без родителей, вели себя нравственно, приведите подтверждения из текста. Ученики вспоминают о том, что брат и сестра трудились, помогали соседям, участвовали в общественной жизни, жили дружно. Зачитываются фрагменты текста. 5. Какие нравственные ошибки совершили герои произведения? («Поссорившись, разошлись», «Митраша не обратил внимания на подсказки мудрой природы», «Настя забыла о брате, её обуяла жадность») 6. С помощью какой художественной детали писатель «подсказывает» нам, что ребята неправы оба? (Тропа, которая разошлась у Лежачего камня, в лесу вновь соединилась) Можно предложить ученикам составить варианты совместного маршрута Насти и Митраши. 7. Как ребята исправили свои ошибки? (Митраша смог «договориться» с собакой, стать для неё хозяином, избавил лес от опасного хищника, Настя отдала всю собранную клюкву детям из блокадного Ленинграда) 8. Имеет ли человек право ошибаться? Примерные выводы учеников: «Допустить ошибку может каждый. Главное, уметь раскаяться в совершенной ошибке, постараться её исправить. Только нужно помнить, что ошибка может привести к непоправимым последствиям». Дома ученики пишут сочинение на тему «Имеет ли право человек на ошибку?» (на материале произведения или на личном опыте). Над этими же вопросами шестиклассники задумаются после изучения рассказов «Конь с розовой гривой» В. П. Астафьева, «Уроки французского» В. Г. Распутина. На основе этих двух рассказов ученики тоже напишут сочинение. Предлагаю ученикам две темы: 1. «Нравственный выбор героев рассказов «Конь с розовой гривой» (Астафьев) и «Уроки французского» (Распутин)», 2. «Уроки доброты (по рассказам Астафьева «Конь с розовой гривой» и Распутина «Уроки французского»)». К обеим темам на подготовительном уроке совместно составляем планы. Самой таинственной звездой на небосклоне русской литературы был и остаётся по сей день Николай Васильевич Гоголь. Русский патриарх Алексий II назвал Н. В. Гоголя великим духовным писателем России. [5, № 2, 12] Произведения Николая Васильевича часто заставляют читателя задуматься о духовно-нравственных проблемах. Предательство и любовь Андрия Бульбы вызывают живой отклик у семиклассников. Предлагаю ребятам письменно прокомментировать поступок Андрия. Мне радостно отметить, что большинство ребят всё же осуждают его предательство ради любви. Но всегда звучит и другая точка зрения: плохо, что Андрий предал отца, брата, товарищей, мать, Родину, но он это сделал во имя любви, поэтому его можно понять. Выслушав такое мнение, предлагаю поразмышлять над этим поступком под другим углом: «Давайте посмотрим, как ведёт себя прекрасная панночка при встрече с Андрием в осаждённом Дубно. Она плачет, говорит, что у их любви нет будущего: «знаю слишком хорошо, что тебе нельзя любить меня; и знаю я, какой долг и завет твой: тебя зовут отец, товарищи, отчизна, а мы — враги тебе». Она могла бы сбежать с ним? Почему у неё даже мысли об этом не возникает? Какое слово ключевое в этой её фразе? «Мы». Она не отделяет себя от своего отца, от Родины. Что она выбрала для себя — любовь или предательство? Какие понятия для неё важнее любви? Долг, завет, отец, товарищи, отчизна. Сопоставьте её мировоозрение с мировоззрением Андрия. Чья позиция заслуживает уважения?» Важные духовно-нравственные аспекты становятся предметом дискуссий на уроках литературы в средних классах: взаимоотношения отцов и детей («Тарас Бульба» Н. В. Гоголя, «Станционный смотритель» А. С. Пушкина, «Телеграмма» К. Г. Паустовского), милосердие и жестокость («В дурном обществе» В. Г. Короленко, «Юшка» А. П. Платонова, «После бала» Л. Н. Толстого), честь и бесчестье («Капитанская дочка» А. С. Пушкина), храбрость и трусость («Тихое утро» Ю. П. Казакова)… В старших классах вопрос духовно-нравственного воспитания выходит на новый, более высокий уровень. Использование на уроках литературы в старших классах интерактивных форм, инновационных технологий позволяют старшекласснику стать полноправным участником образовательного процесса, со-творцом урока. Такие уроки позволяют ученику глубже понять и прочувствовать своё личностное «я». Например, урок-исследование в старших классах подразумевает значительную самостоятельность, инициативу учащихся. Чтобы ученики проявили на таком уроке максимум творчества, самостоятельности, учитель готовит систему проблемных вопросов. Приведу в пример один из таких уроков по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Прошу ребят письменно, одним предложением, ответить на вопрос: В чём юридическая и в чём нравственная вина Раскольникова? (Ответ на этот вопрос покажет, насколько мои ученики проникли в философские глубины романа; очень внутри себя радуюсь, когда получаю ответ: нравственная его вина в том, что он разрешил себе убить.) Далее: на какие собственные имена опирается Раскольников, строя свою теорию? (Ликург, Магомет, Наполеон и др.) Затем центральный вопрос урока: какое одно-единственное имя опрокидывает эту теорию и почему? Предлагаю ребятам произвести анализ нескольких эпизодов. К концу урока совместно приходим к ответу: это имя — Христос, единственный в истории человечества Учитель, не требовавший жертв, пожертвовавший собой. Во имя чего? Во имя любви к человеку. Кто так же поступает в романе? Софья. И итоговый вопрос урока: какова позиция автора? (Есть только одна истина — великая христианская любовь к человеку.) [3 № 2, 24] Вообще, следует заметить, что при изучении русской литературы нужно помнить о её православных истоках, нельзя не обращаться к страницам Библии, изучая, например, драму Островского «Гроза», «Очарованного странника» Лескова, «Мастера и Маргариту» Булгакова и другие. По мнению Николая Бердяева, «в русской литературе, у великих русских писателей религиозные темы и религиозные мотивы были сильнее, чем в какой-либо литературе мира». [3, № 1, 21] Завершая работу над романом И. А. Гончарова «Обломов», в прошлом учебном году мои 10- классники работали над созданием исследовательского проекта-презентации «Обломов и Штольц: за кем будущее России?» Предварительно был проведён мозговой штурм, сами ребята выдвинули проблемный вопрос, ставший темой проекта. Второй этап работы: класс разделился на 3 группы, каждая группа выбрала свой аспект проблемы, провела свою часть исследования. Заключительный этап: защита проекта — демонстрация результатов самостоятельной работы учащихся в виде презентаций Power Pointe, объединение всех презентаций в одну общую. Далее — поиски ответа на проблемный вопрос. В процессе дискуссии активно обсуждались очень важные вопросы: Какие качества характера необходимы современному человеку? Что такое толерантность? Какие проблемы современного общества требуют немедленного решения? В конце урока ученики пришли к выводу, что для успешного будущего стране нужны люди, сочетающие в себе лучшие черты Обломова и Штольца. Учитель: «Так за кем же будущее России? Гончаров дал ответ на этот вопрос в романе. Там есть персонаж, на который и возлагает Гончаров надежды на прекрасное будущее России». В классе общее замешательство, и тут на экране появляются последние кадры художественного фильма Н. С. Михалкова «Несколько дней из жизни Обломова» — бегущий по широкому русскому полю мальчик; всеобщий ответ: это же сын Обломова, выросший в семье Штольца! В конце урока у ребят радостные лица, оттого что успешно справились с работой, оттого что их выводы совпали с мнением кинорежиссёра, да и самого Гончарова. Замечу, кстати, что связь литературы с другими видами искусства (живописью, музыкой, театром, кино), с другими школьными предметами (МХК, информатикой, историей, обществознанием) делает уроки более разнообразными, плодотворными и эффективными. Начало XX века. Предельное обострение всех политических, социальных, нравственных противоречий. Расколотая жизнь, расколотая литература. Жёсткий идеологический гнёт в молодой стране Советов. Не хочется, чтобы современные старшеклассники, выросшие в условиях свободы, поверхностно, легко судили о писателях XX века: этого репрессировали, тот сотрудничал с властью, а того выгнали из страны… Для урока по этой теме выбираю форму проблемной интерактивной лекции. Разговор о сложных взаимоотношениях писателей с государством начинаю с высказывания далёкого от нас философа Монтеня: «Человек всегда свободен, он всегда волен сделать свой выбор: нет обстоятельств, которые бы сделали человека своим рабом, если он сам этого не захочет». Задаю вопрос: прав ли философ? или всё же иногда обстоятельства не дают возможности выбора человеку? Ученики, подготовившие индивидуальные сообщения, и сам учитель рассказывают о трагической судьбе Мандельштама, его страшных стихах в страшные 30-е, его попытках писать хвалебные стихи вождю. О Шолохове, который с потом и кровью перекраивает свои произведения и который, не боясь репрессий (или боясь), пишет Сталину о расправах над крестьянами. [4, № 4, 21] О Горьком, оказавшемся в тисках у власти, но успевшем спасти Замятина. О застрелившемся Фадееве. Далее — дискуссия. Был ли выбор у этих людей? Легко ли было им выбирать? Представляем себя на их месте. Приходим к выводу, что выбор у человека есть всегда. Даже когда человек пытается уйти от этого выбора, смолчать, затаиться, он уже этот выбор делает. Свой непростой нравственный выбор. Обязательно в конце такой проблемной лекции задаю 11-классникам вопрос: между чем и чем приходится выбирать человеку сегодня, в XXI веке? Невозможно не ставить острые, важные духовно- нравственные вопросы, изучая литературу XX века. Лучшие современные писатели продолжают традиции русской классической литературы, убеждают нас в том, что вечные ценности действительно вечны, неутолимо стремление человека понять своё место и назначение в мире. Произведения Астафьева, Распутина, Солженицына стали для нас камертоном духовности, нравственности человека. «Именно Астафьев и Распутин выходят на высочайший уровень такого философского, нравственного проникновения в события, в сердца людей». [4, № 6, 19] Не зря ещё М.Горький считал, что литературу следует называть человековедением. А Евгений Николаевич Ильин, говоря о воспитательном значении литературы, утверждает, что литература должна стать: 1) человековЕдением, 2) человековИдением, 3) человековедЕнием. [6] Нынешние ученики — ближайшее будущее нашей страны. Уроки литературы — прекрасная возможность говорить с поколением будущего о вечных важнейших вопросах Жизни: любви и дружбе, чистой совести и правде, о человеке и человечестве, о душе и духовности. А выбор? Выбор за ними.

Проект "Животворящий источник" (духовно-нравственное воспиатание на уроках литературы)

Проект "Животворящий источник" (духовно-нравственное воспиатание на уроках литературы)

Проект "Животворящий источник" (духовно-нравственное воспиатание на уроках литературы)

Проект "Животворящий источник" (духовно-нравственное воспиатание на уроках литературы)

Проект "Животворящий источник" (духовно-нравственное воспиатание на уроках литературы)

Проект "Животворящий источник" (духовно-нравственное воспиатание на уроках литературы)

Проект "Животворящий источник" (духовно-нравственное воспиатание на уроках литературы)

Проект "Животворящий источник" (духовно-нравственное воспиатание на уроках литературы)

Проект "Животворящий источник" (духовно-нравственное воспиатание на уроках литературы)

Проект "Животворящий источник" (духовно-нравственное воспиатание на уроках литературы)

Проект "Животворящий источник" (духовно-нравственное воспиатание на уроках литературы)

Проект "Животворящий источник" (духовно-нравственное воспиатание на уроках литературы)

Проект "Животворящий источник" (духовно-нравственное воспиатание на уроках литературы)

Проект "Животворящий источник" (духовно-нравственное воспиатание на уроках литературы)

Проект "Животворящий источник" (духовно-нравственное воспиатание на уроках литературы)

Проект "Животворящий источник" (духовно-нравственное воспиатание на уроках литературы)

Проект "Животворящий источник" (духовно-нравственное воспиатание на уроках литературы)

Проект "Животворящий источник" (духовно-нравственное воспиатание на уроках литературы)

Проект "Животворящий источник" (духовно-нравственное воспиатание на уроках литературы)

Проект "Животворящий источник" (духовно-нравственное воспиатание на уроках литературы)

Проект "Животворящий источник" (духовно-нравственное воспиатание на уроках литературы)

Проект "Животворящий источник" (духовно-нравственное воспиатание на уроках литературы)

Проект "Животворящий источник" (духовно-нравственное воспиатание на уроках литературы)

Проект "Животворящий источник" (духовно-нравственное воспиатание на уроках литературы)

Проект "Животворящий источник" (духовно-нравственное воспиатание на уроках литературы)

Проект "Животворящий источник" (духовно-нравственное воспиатание на уроках литературы)

Проект "Животворящий источник" (духовно-нравственное воспиатание на уроках литературы)

Проект "Животворящий источник" (духовно-нравственное воспиатание на уроках литературы)

Проект "Животворящий источник" (духовно-нравственное воспиатание на уроках литературы)

Проект "Животворящий источник" (духовно-нравственное воспиатание на уроках литературы)

Проект "Животворящий источник" (духовно-нравственное воспиатание на уроках литературы)

Проект "Животворящий источник" (духовно-нравственное воспиатание на уроках литературы)

Проект "Животворящий источник" (духовно-нравственное воспиатание на уроках литературы)

Проект "Животворящий источник" (духовно-нравственное воспиатание на уроках литературы)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.08.2018