Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей №3 города Галича Костромской области
Научно-исследовательский проект
«Феномен влияния музыки на человека»
Выполнил: Брезгин Егор, учащийся 8г класса Научный руководитель:
Сизова Ольга Николаевна, учитель музыки
высшей квалификационной категории
Галич
2021
Пояснительная записка.................................................................................. 3
1. ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................. 5
2. ГЛАВА «ВОСПРИЯТИЕ МУЗЫКИ И ФЕНОМЕН ..................................
МУЗЫКАЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ».......................................................... 7
2.1. ИСТОРИЯ МУЗЫКОТЕРАПИИ......................................................... 7
2.1.1. СИЛА МУЗЫКИ.............................................................................. 7
2.1.2. МУЗЫКОТЕРАПИЯ........................................................................ 9
2.1.3. «ЭФФЕКТ МОЦАРТА»................................................................. 11
2.1.4. ПОЛЬЗА ПЕНИЯ........................................................................... 12
2.2. ФЕНОМЕН МУЗЫКАЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ.......................... 13
2.3. «ЭФФЕКТ» СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКИ......................................... 16
2.4. ВЗАИМОСВЯЗЬ СТИЛЕЙ МУЗЫКИ И УРОВНЕМ ..........................
ИНТЕЛЛЕКТА (IQ)................................................................................... 20
2.5. ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ........................................ 21
3. ГЛАВА «ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ МУЗЫКИ РАЗНЫХ ................
ЖАНРОВ НА УЧАЩИХСЯ»....................................................................... 22
3.1. АНКЕТИРОВАНИЕ «МУЗЫКА В ЖИЗНИ ПОДРОСТКОВ»........ 23
3.2. Эксперимент «Влияние классической музыки на умственные ..........
способности учащихся»............................................................................. 24
3.3. Эксперимент «Влияние музыки на эмоциональное состояние ..........
школьников».............................................................................................. 24
ВЫВОД.......................................................................................................... 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................. 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ............................................................................ 29
ПРИЛОЖЕНИЯ............................................................................................ 30
Самое прекрасное, что есть у большинства живых организмов и человека в том числе — это восприятие звуков. В течение жизни мы слышим их огромное количество, и все они различны — одни мы воспринимаем с восторгом, другие наоборот. Я думаю, нет таких людей, которые сказали бы, что им не нравятся звуки природы, которые мы можем услышать в тех уголках, где нет поблизости человека, будь то лес или просто луг. С древних времен человек прислушивался к ним и старался создать подобные в своей жизни, придумывая для этого различные музыкальные инструменты. Так родилась музыка.
Музыка имеет огромное влияние на сознание, подсознание и бессознательные процессы человеческого восприятия. Она влияет на здоровье, на настроение, на поведение человека, что приобретает сегодня особую актуальность.
Сила влияния музыки на физиологию человека известна с древних времён. Люди исследовали эффективное воздействие звуков и вибраций на человеческий организм, стараясь разумно применять свои знания.
В учебном исследовательском проекте по музыке на тему «Феномен влияния музыки на человека» я решил выяснить, какое влияние оказывают музыкальные стили на умственную деятельность и эмоциональное состояние человека.
Исследовательский проект содержит определение понятия "музыкотерапия", раскрывает феномен музыкального воздействия, доказывает, что музыка оказывает влияние на умственную деятельность и эмоциональное состояние людей. В работе представлено обоснование того, какую роль играет музыка в жизни человека.
Кроме этого, мною проведено исследование в форме анкетирования и эксперимента, в результате которого я выяснил музыкальные предпочтения моих одноклассников и влияние разные музыкальных жанров на их эмоциональное состояние и умственную деятельность.
В процессе работы потребовалось обращение к различным источникам информации, в которых я нашел ответы на многие вопросы, касающиеся темы исследования.
Судя по числу исследований, посвященных влиянию музыки на физиологические и психологические аспекты нашей жизни, мы многое знаем (и в то же время многого не знаем) о том, как же музыка воздействует на разум и тело. «Чем лучше мы понимаем природу музыки и откуда она берется, тем лучше, возможно, мы будем понимать свои собственные мотивы, страхи, желания, воспоминания и даже общение в очень широком смысле», — говорит нейробиолог, музыкант и писатель Дэниел Левитин в своей книге «Это твой мозг под музыкой».
В этом революционном союзе искусства и науки рокер, ставший нейробиологом Дэниел Дж. Левитин, исследует связь между музыкой - ее исполнением, ее составом, тем, как мы ее слушаем, почему нам она нравится, - и человеческим мозгом.
Опираясь на видных мыслителей, которые утверждают, что музыка - это не что иное, как эволюционная случайность, Левитин утверждает, что музыка имеет фундаментальное значение для нашего вида, возможно, даже в большей степени, чем язык. Основываясь на последних исследованиях и музыкальных примерах, от Моцарта до герцога Эллингтона и Ван Халена, он раскрывает: как композиторы создают одни из самых приятных эффектов от прослушивания музыки, используя то, как наш мозг воспринимает мир; почему мы так эмоционально привязаны к музыке, которую мы слушали в подростковом возрасте; эта практика, а не талант, является движущей силой музыкального опыта.
Он даёт ясное объяснение того, почему музыка важна для нас, и я считаю, что каждый музыкант, независимо от уровня мастерства, должен прочитать эту книгу.
А из книги Кэмпбелл Д. Дж. «Эффект Моцарта» я узнал о гармонизирующем действии музыки Моцарта на деятельность головного мозга, тело и энергетику человека.
Опираясь на современные достижения медицины, мудрость Востока и новейшие открытия педагогики и науки в области творческих возможностей человека, Кэмпбелл раскрывает нам то, как воздействие звука, музыки и других форм вибрации, которые человек начинает воспринимать еще в утробе матери, может иметь далеко идущие последствия для его здоровья, образования и поведения. Он показывает нам, как использовать звук и музыку для стимулирования учения, и развития памяти; как улучшить умение слушать; как с помощью воображения усилить «эффект Моцарта»; а также как обуздать и запрячь в работу энергию тонирования, песнопений, мантр, рзпа и прочих звуков, которые только способен издавать человек. В книге описываются пятьдесят широко известных отклонений в здоровье или поведении, начиная от мигрени и кончая алкогольной или наркотической зависимостью, которые можно лечить с помощью музыки.
Автор рекомендует более двух десятков специальных легко выполнимых упражнений для усиления мощи пространственного воображения (как составной части коэффициента умственного развития IQ), избавления от боли, повышения творческих способностей, обретения такого состояния, когда «душа поет». Эта замечательная книга указывает путь к более здоровому, гармоничному образу жизни — вы будете знать, что нужно слушать.
Звуки музыки родились одновременно с живыми существами, способными их воспринимать. С тех пор прошло много времени, звуки превратились в музыку, а музыка стала искусством, которое не забыто и в наши дни, продолжает жить с нами, не покидая ни на мгновенье. Ее начали изучать как науку и обнаружили очень много целебных свойств, которые находят все большее применение в повседневной деятельности.
«Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности.
Как гимнастика выпрямляет тело, так и музыка выпрямляет душу человека».
Сухомлинский В.А.
Музыка одно из самых удивительных чудес на земле. Она играет огромную роль в жизни каждого человека, независимо от времени и возраста.
Спросите себя, можете ли вы прожить без музыки? Не можете, так ведь? Людей, исключивших из своей жизни музыку, практически не существует. Без ее огромного, радостного и возвышающего воздействия нельзя представить духовный мир человека. Когда мы просыпаемся утром или ложимся спать вечером, гуляем по городу, отмечаем какой-нибудь праздник или ничего не делаем — везде нас окружает музыка: по радио, телевидению или просто в наших мыслях.
Сейчас, где бы мы не были, повсюду сталкиваемся с различными мелодиями. Музыкальные звуки сопровождают нас на протяжении всей нашей жизни. Я считаю тему моей работы актуальной, ведь музыка существовала, и будет существовать всегда. Она является неотъемлемой частью жизни человека, даже больше – музыка является частью человеческой души.
Практически никто сегодня не оспаривает того, что музыка влияет на общее психофизиологическое состояние человека. Соответственно своему содержанию музыка может вызывать в человеке самые разные чувства, побуждения и желания. Она может расслаблять, успокаивать, бодрить, раздражать и т. д.
Многие люди, слушая музыку различных стилей и жанров, даже не задумываются о её влиянии на их психику и поведение.
Известно, что музыкотерапия — это самый безопасный и экономичный способ, помогающий избавиться от многих заболеваний, который, к тому же не имеет противопоказаний. Приятная музыка благотворно действует не только на нервную систему, но и систему кровообращения, на работу органов дыхания и даже пищеварения. Любимая мелодия способна вызывать увеличение в крови количества лимфоцитов, отчего организму становится легче бороться с болезнями. И в целом, в тот момент, когда звучит любимая композиция, нервная система приходит в тонус, улучшается обмен веществ, стимулируется дыхание и кровообращение.
Современные звуки музыки уже не те, что были раньше. И в большей степени их прослушивание отрицательно сказывается на нашем поведении, восприятии мира и самом главном – здоровье нашего организма. Но, конечно же, существует и такая музыка, которая благотворно воздействует на организм. Меня заинтересовал вопрос, какое же все-таки воздействие на человека оказывает музыка? Я решил в этом разобраться.
Сегодня дети, подростки, молодые люди не представляют свою жизнь без современных гаджетов. Одной из функций которых является прослушивание музыки. В школе, на улице, в магазине можно встретить человека, который идет и слушает музыку в наушниках. Так как влияние музыки на психофизиологическое состояние человека является фактом, то каждому человеку полезно знать, какое влияние на состояние его здоровья оказывает музыка, которую он слушает. Тем более, если она сопровождает его по всюду. Здоровье – самая важная ценность в жизни человека. «Береги здоровье смолоду…» - гласит русская народная пословица. Оздоровление организма средствами музыкального искусства доступно всем, поскольку не связано со значительными затратами времени и материальных ресурсов, а значит, знания о том, как заниматься оздоровлением, необходимы всем. Это и обусловило актуальность темы данного исследования.
У каждого человека свои музыкальные предпочтения. Кто-то любит классическую музыку, кто-то рок-музыку, кто-то попсу и т.д. Многие люди, слушая музыку различных стилей и жанров, даже не задумываются о её влиянии на их психику и поведение.
В своей работе я попытаюсь в этом разобраться и объяснить особенности реакции человеческого организма на определённые звуковые раздражители, а точнее - от прослушивания музыки.
Так как в музыке существует множество жанров, я решил ограничиться тремя: классическая, популярная и рок-музыка. Поэтому цель моей работы: изучить, как классическая, популярная и рок-музыка влияют на человека, а именно на эмоциональное состояние и умственную деятельность.
Гипотеза: произведения различных музыкальных стилей по-разному влияют на эмоциональное состояние человека и на правильность выполнения учебных заданий.
Объект: музыкальный жанры классической, популярной и рок-музыки.
Предмет: влияние различных музыкальных жанров на умственную деятельность и эмоциональное состояние людей.
Задачи проекта:
1. Изучить и проанализировать научно-популярную литературу по проблеме исследования, на основе изучения дать характеристику различным жанрам музыки.
2. Определить музыкальные предпочтения учащихся.
3. Ввести понятие «Музыкотерапия».
4. Доказать влияние музыки на умственную деятельность и эмоциональное состояние человека.
5. Разработать памятку «Музыкальный рецепт».
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:
1. поисковый,
2. метод наблюдения,
3. метод анализа и синтеза,
4. метод беседы и опроса,
5. интервью,
6. метод обобщения.
Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты исследования и данные в нем рекомендации могут использоваться для привития учащимся бережного отношения к своему здоровью и данные разработки могут применяться классными руководителями и родителями, учителями биологии и музыки как практическое руководство в работе с детьми по формированию здорового образа жизни и развитию музыкальной грамотности.
Данная работа будет интересна школьникам, повысит уровень интереса к разным музыкальным жанрам, что в свою очередь будет способствовать их гармоничному развитию.
Музыка – посредница между жизнью ума и жизнью чувств.
Л. Бетховен
С незапамятных времен музыка сопровождает жизнь людей. Она может вызывать радость и печаль, успокаивать и приводить в возбуждение, она заставляет нас заглянуть в самые сокровенные уголки своей души и глубже понять окружающий мир. Музыка сопровождает человека во время отдыха, в моменты самых значительных событий, помогает пережить тяжелые драматические моменты его жизни.
Целительное воздействие музыки на организм человека было замечено еще на заре цивилизации. Первобытные люди верили, что звук магическим образом соединяет силы неба и земли. Слушая первые мелодии первых музыкальных инструментов — шаманских барабанов, трещоток и костяных флейт, человек осознал: музыка может многое, в том числе и лечить. Древние китайцы считали, что она избавляет порой от тех недугов, которые неподвластны врачам. В отдаленные от нас тысячелетиями времена люди умели слушать музыку мира, понимая ее единство со всем существующим в природе. «Музыка, ее первый звук, родилась одновременно с творением мира», - так утверждали древние мудрецы. Музыка усиливает любую радость, успокаивает любую печаль, изгоняет болезни, смягчает любую боль. Кельтские жрецы придавали музыке настолько большое значение, что в их ордене была установлена специальная категория – барды, которые занимались изучением и распространением музыки. Они имели понятие о цветовых оттенках музыки, о том, как создать песенное заклинание, способное исцелять или причинять вред.
Тайной гармоничных звучаний владел легендарный Орфей. Его музыка благотворно влияла на все живое вокруг. В преданиях говорится, что даже деревья склонялись к земле, чтобы лучше слышать его музыку. В старейших скульптурах и в резных работах, на фресках мы можем видеть сцены, где музыканты играют на различных инструментах. Музыка применялась в храмах для лечения нервных расстройств.
В Египте учился музыке Пифагор и сделал музыку предметом науки. Получив сокровенные знания о божественной теории музыки, Пифагор основал науку о гармонии сфер, утвердив музыку как точную науку. Известно, что пифагорейцы пользовались специальными мелодиями против ярости и гнева. Они проводили занятия математикой под музыку, потому что заметили, что она благотворно влияет на интеллект.
Платон, великий учитель древности и последователь учения Пифагора, считал музыку главным средством воспитания гармонической личности. Аристотель также утверждал, что с помощью музыки можно определенным образом влиять на формирование человека и что музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души. Мистическими легендами объяснялось улучшение самочувствия и настроения, уменьшения болезненных ощущений, страха, возвращение человеку бодрости, энергии под действием чарующих звуков. Использование музыкального искусства с терапевтической целью описаны также в древних папирусах и Библии. Музыка часто передает такие оттенки чувств и переживаний, которые трудно выразить словами. В свою очередь музыкальный язык понятен каждому человеку. Научно доказано, что музыка может укреплять иммунную систему, приводит к снижению заболеваемости, улучшает обмен веществ и, как следствие, активнее идут восстановительные процессы.
На Руси для лечения головной боли, болезней суставов, снятие порчи и сглаза использовали мелодию колокольного звона. В годы Великой Отечественной войны музыка воодушевляла солдат, придавала бойцам силу и бодрость, помогала легче переносить разлуку с близкими, вселяла веру в победу.
В начале XX века было экспериментально доказано, что музыкальнее звуки воздействуют на изменение кровяного давления, частоту сердечных сокращений, ритм и глубину дыхания. Не случайно в современной медицине всё большее распространение получает наряду с фитотерапией и аромотерапией музыкотерапия. Речь идёт о восстановлении здоровья человека при помощи занятий музыкой.
В настоящее время в Китае, в аптеках можно обнаружить музыкальные альбомы – пластинки или диски – с названиями «Пищеварение», «Бессонница», «Печень», «Почки». Примерно тоже самое, существует в Японии и в Индии.
Итак, подводя итоги, можно констатировать следующее, что еще с древних времен люди пользовались музыкой как средством лечения душевных ран. Музыка — это универсальное незаменимое воздействие на человека. Это воздействие постепенно дошло и до наших дней.
Музыкальная терапия - это контролируемое использование музыки в лечении, реабилитации, образовании и воспитании детей и взрослых, страдающих от соматических и психических заболеваний.
Она широко применяется во многих странах мира для лечения и профилактики широкого спектра нарушений, включая отклонения в развитии, эмоциональную нестабильность, поведенческие нарушения, сенсорный дефицит, физические и сочетанные нарушения, спинномозговые травмы, психосоматические заболевания, внутренние болезни, психические отклонения, афазию, аутизм.
Как интегративный метод музыкотерапия включает в свой арсенал медицинские, педагогические и психотерапевтические методы.
В 2003 году Минздрав России признал музыкотерапию официальным методом лечения. Музыкотерапия в мире становится признанной наукой. Более того, в целом ряде западных вузов сегодня готовят профессиональных докторов, врачующих музыкой.
Современные ученые так объясняют влияние музыки на здоровье: музыкальные звуки создают энергетические поля, которые заставляют вибрировать каждую клетку нашего организма. Мы поглощаем «музыкальную энергию», и она изменяет ритм нашего дыхания, кровяное давление, частоту сердечных сокращений. Одна музыка помогает одолеть трудности, превозмочь боль, обрести душевную стойкость, прибавляет силы. Другая — способна ввергнуть в коматозное состояние, заставить паниковать или вызвать тошноту.
История сохранила сведения о том, что многие исторические личности пользовались приемами музыкальной терапии. Царь Давид своей игрой на арфе вылечил от депрессии царя Саула, а также спас его от нечистых духов.
Эскулап лечил радикулит громкими звуками трубы. Однажды он своей музыкой возвратил безумному благоразумие. Великий врачеватель древности Авиценна называл мелодию «нелекарственным» способом лечения наряду с диетой, запахами и смехом.
В III в. до н.э. в Парфянском царстве был выстроен специальный музыкально-медицинский центр. Здесь музыкой лечили от тоски и душевных переживаний.
Начиная с XIX в. наука накопила немало жизненно важных сведений о воздействии музыки на человека и живые организмы, полученных в результате экспериментальных исследований. Особо интенсивно стало изучаться влияние музыки в последние десятилетия XX века. Эксперименты ведутся в нескольких направлениях: влияние отдельных музыкальных инструментов на живые организмы; влияние музыки великих композиторов; воздействие на организм человека традиционных народных направлений в музыке, а также современных направлений. Постепенно накапливаются научные данные, подтверждающие знания древних о том, что музыка – мощнейший источник энергии, влияющей на человека.
Еще в XIX веке ученый И. Догель установил, что под воздействием музыки меняются кровяное давление, частота сокращений сердечной мышцы, ритм и глубина дыхания, как у животных, так и у человека.
Известный русский хирург академик Б. Петровский использовал музыку во время сложных операций: согласно его наблюдениям, под воздействием музыки организм начинает работать более гармонично.
Выдающийся психоневролог академик Бехтерев считал, что музыка положительно влияет на дыхание, кровообращение, устраняет растущую усталость и придает физическую бодрость.
Московский врач Михаил Лазарев успешно лечит бронхолегочные патологии игрой на флейте.
С 1965 года в Швеции существует музыкально-терапевтическое общество. Благодаря сотрудникам этой организации, стало известно всему миру, что звуки колокола, содержащие в себе резонансное ультразвуковое излучение, за считанные секунды убивают тифозные палочки, возбудителей желтухи и вирусы гриппа.
В московском центре «Эйдос» музыкотерапия используется для лечения сахарного диабета. Было установлено, что между уровнем сахара в крови и психическим состоянием существует прямая связь. Таким образом, изменяя и регулируя свое психическое состояние, человек может изменить уровень сахара в крови.
Недавно ученые из Гетингемского университета в Германии провели интересный эксперимент: испытали на группе добровольцев эффективность средств для сна и записи колыбельных песен. На удивление специалистов, мелодии оказались намного эффективнее медикаментов: сон после них был у испытуемых крепким и глубоким.
В 1995 г. доктор Эмото Масару, исследовавший воду в разных уголках нашей планеты, взбудоражил общественность заявлением о том, что она обладает памятью и представил фотодоказательства многолетних трудов. "Каждое слово обладает вибрациями, а красивые слова создают красивую природу", – заявил прессе врач альтернативной медицины Масару Эмото, эксперименты которого очень просты. Над чашками с водой люди выражали свои эмоции, ругались, молились, говорили приятные слова на разных языках мира. Прозрачной жидкости показывались картинки, воздействовали на нее полями от работающего телевизора и сразу же замораживали между стеклянными пластинами. Такая скорость была очень важна, поскольку чистота эксперимента заключалась в том, чтобы молекулы воды не перестроились в обычную структуру льда, а сохранили расположение, полученное при внешних воздействиях. Снимки замороженных кристаллов изумили всех: было видно, что структура жидкости искажалась, когда произносились ругательные слова или звучал агрессивный хеви-метал. И наоборот, когда играла классическая музыка, показывались красивые картинки, то молекулы имели совершенную форму на фото. Масару Эмото запечатлел "эмоции" воды, впитывающей энергию человека, – как негативную, так и положительную (приложение 1).
Особое внимание уделяется воздействию музыки великих гениевклассиков и вообще классической музыки на живые организмы. Вот лишь некоторые наблюдения.
Создатель музыкальной фармакологии американский ученый Роберт Шофлер предписывает с лечебной целью слушать все симфонии Чайковского и увертюры Моцарта, а также «Лесного царя» Шуберта и оду «К радости» Бетховена из его 9-й симфонии. Шофлер утверждает, что эти произведения способствуют ускорению выздоровления.
Ученые из Самарканда пришли к выводу, что звуки флейты-пиккало и кларнета улучшают кровообращение, а медленная и негромкая мелодия струнных инструментов снижает кровяное давление.
Считается, что прослушивание произведений Бородина, Шопена, Бетховена помогает разобраться в собственных чувствах, лучше познать себя. Симфонии Чайковского освобождают душу от страданий и неприятных воспоминаний. Брамс, медленные произведения Баха и прелюдии Листа помогают преодолеть застенчивость и излишнюю стыдливость, музыка Шостаковича - держать под контролем отрицательные эмоции (злобу, раздражительность).
Творения Моцарта и Бизе, танцевальные произведения Штрауса, Кальмана и Легара формируют у человека оптимистическое мироощущение, а слушание концертов для фортепиано с оркестром Шопена делает отношение окружающему миру более позитивным и радостным.
Специалисты считают музыку Моцарта феноменом в области воздействия музыки на живые организмы. Существует такое понятие, как «эффект Моцарта». Учёные провели эксперимент, и установили, что музыка Моцарта повышала умственные способности у всех участников эксперимента – как у тех, кто любит Моцарта, так и у тех, кому она не нравится. В ходе эксперимента ученые так же установили, что:
• Ученики под музыкальное сопровождение произведений Моцарта более внимательно слушают и эффективнее запоминают новый материал
• Музыка Моцарта обладает универсальным расслабляющим эффектом, поэтому она является эффективным средством помощи тревожным детям
• Звуки музыки Моцарта укрепляют микроскопические мышцы
среднего уха, улучшая слух
• Музыка Моцарта улучшает память и стимулирует мышление
• Произведения Моцарта рекомендуются для снятия головной боли, а также во время восстановительного периода, например, после экзаменов, контрольных работ, конфликтов и экстремальных ситуаций и т.д.
• Звуки музыки Моцарта действуют на детей успокаивающе
• Моцарт вызывает у детей прилив творческих сил, приводя к повышению к успехам в деятельности на 40-50%
Ученые так же установили, что полезно не только слушать и исполнять на каком-либо инструменте музыку, но и петь (приложение 2).
Причем необязательно быть профессионалом, чтобы получать пользу от пения. Если у вас плохое настроение или вы испытываете напряженность – пойте, даже если вы никогда не учились пению. Одно дело слушать музыку, но совсем другое – петь самим, это гораздо полезнее. Ученые обнаружили, что во время пения в мозгу вырабатываются особые химические вещества, благодаря которым, человек ощущает покой и радость. По их мнению, пение приводит в движение находящиеся в мозгу «молекулы, ответственные за эмоции», поэтому с помощью пения можно не только выразить, но и вызвать те или иные чувства. Вибрация голоса очень важна для хорошего самочувствия. Воспроизведение некоторых гласных заставляет вибрировать гланды, железы и помогает очищать организм от заболеваний
Когда человек поет, в его организм поступает большое количество кислорода, при этом улучшается кровообращение всего организма, снижается артериальное давление, нормализуется сердцебиение. Улучшение кровообращения благотворно влияет на голосовые связки, миндалины и многочисленные лимфоузлы, что значительно повышает местный иммунитет. У любителей петь или просто что-то напевать себе под нос горло болит реже, снижается восприимчивость к простудным заболеваниям. Могу привести в пример личный опыт: я болею редко, и не более 2-3 дней.
Улучшение кровоснабжения при пении ведет к активизации деятельности головного мозга: он начинает работать интенсивнее, улучшается память, легче воспринимается любая информация. Причём, улучшение кровоснабжения головы в целом производит омолаживающий эффект, улучшает состояние кожи.
По мнению врачей, пение очень полезно при заболеваниях лёгких, так как не только заменяет дыхательную гимнастику, но и способствует развитию грудной клетки, правильному дыханию, что значительно снижает число обострений.
Феномен музыкального воздействия специалисты объясняют так: «Организм человека – это система вибрирующая. А музыка – это тоже вибрация, только упорядоченная, определенным образом синхронизированная. Она вносит порядок в нашу систему, настраивает ее на определенный лад, влияет на настроение и работу внутренних органов и систем. А любые болезни проявляются как вполне определенные диссонансы, возникающие вследствие разбалансировки больного органа со здоровым организмом. Музыка может провоцировать приводящий к болезни процесс десинхронизации, а может и наоборот - гармонизировать организм, поддерживая в человеке здоровье» Так что вопрос только в том - какая музыка и каким образом воздействует на человека, который её слушает?
Музыкальное восприятие – сложный творческий процесс, в основе которого лежит способность слышать, переживать музыкальное содержание. Музыкальное звучание воспринимается как процесс, во время которого сменяются и взаимодействуют различные образы, происходят подъемы и спады, противопоставления, трансформации, смены динамики и статики, напряжения и покоя. Именно это процессуальное развитие делает возможным передачу различного идейного содержания, придает музыке силу воздействия, превращает восприятие музыки в подлинно художественное переживание. Слушая музыку, ребенок «вживается» в музыкальные образы, которые пробуждают ассоциации, почерпнутые из его личной жизни. Важно то, что восприятие музыки может происходить как на сознательном уровне (как правило, дети фиксируют свое внимание на какой-либо одной стороне музыкального образа – ритме, тембре, динамике, ладе и т.д.), так и на подсознательном уровне, так как анализ частотно-временных соотношений акустических сигналов осуществляется при обеих формах восприятия. Таким образом, восприятие музыки может быть активным (сознательным) или пассивным (бессознательным).
Большое внимание к вопросам бессознательного восприятия музыки детьми уделяет в своих работах А.В.Торопова, ею доказано, что даже бессознательное восприятие музыки оказывает довольно положительный эффект на интеллектуальную деятельность детей. Г.Ю.Маляренко, М.В.Хватова (1993-1996г.) утверждают, что даже пассивное, регулярное восприятие детьми специально подобранной музыки активизирует зрительное восприятие, улучшает внимание, кратковременную память, а также повышает показатели вербального и невербального интеллекта. Следует учесть, что ребенку доступно почувствовать не только музыкальное настроение, но и, вопреки мнению взрослых, идею произведения. Строй адекватных мыслей и чувств, понимание идеи возникают у слушателя благодаря активизации его музыкального мышления. Приемами такой активизации могут быть различные задания и целевые установки перед прослушиванием, вокализация, «подыгрывание» на простейших музыкальных инструментах и т.д.
Физиологическое воздействие музыки на человеческий организм основано на том, что нервная система и мускулатура обладают способностью усвоения ритма. Музыка, выступая в качестве ритмического раздражителя, стимулирует физиологические процессы организма, происходящие ритмично как в двигательной, так и вегетативной сфере. Поступая через слуховой анализатор в кору головного мозга, она распространяется на подкорковые центры, спинной мозг и дальше – на вегетативную нервную систему и внутренние органы. Здесь следует отметить, что любой звук раскладывается на частоты, обертоны, шумы. Человеческий организм – это тоже сложная акустическая система, где каждый орган работает на своей частоте.
Человеческий организм - это природный механизм аккумулированных внешних вибраций, который воспринимает звуковые волны любого происхождения. А головной мозг - это своеобразное передающее – принимающее устройство, работающее на различных частотах, как приемник. Строение человеческого тела представляет собой три большие акустические зоны – купол черепной коробки, камера грудной клетки и брюшная полость, которые идеально соединены гибким позвоночником. Такой своеобразной конструкцией человеческий скелет напоминает нечто вроде лютневого музыкального инструмента. Человеческий организм, как в музыкальном оркестре каждую секунду исполняет собственную мелодию. В нем есть определенный ритм дыхания, сердечных сокращений, пульсаций при ходьбе, беге, сне и т.д. все это порождение «мелодии» связано с шумами мозга – биотоками альфа-, бета-, тета- и дельта –ритмами, а также с собственной частотой различных органов. Причем каждому свойственно определенное число колебаний в секунду. Периодически чередуется доминирующий ритм. Организм в основном работает в автономном режиме. Но любую его «симфонию» может откорректировать и задать соответствующий тон («потухший» или живой) главный аранжировщик, музыкант и композитор – сам человек, точнее сила его веры. Во что человек поверит, то и отразится в симфонии организма. Ведь любое воздействие извне на человеческий организм играет свою роль. Слух воспринимает определенные звуки и это влияет не только на какие-то фрагменты в мозгу, а на все тело целиком. Психика – неотъемлемая часть нашего сознания, с помощью нее мы воспринимаем наши проблемы и решаем текущие дела. Если психика нарушена, нарушается работа всего организма, поэтому очень важно поддерживать ее в стабильном состоянии. Чтобы не доводить себя и свой организм до крайне неуравновешенного состояния, следует проводить хоть иногда профилактику в виде релаксации и полного расслабления, в чем и помогает музыка. XX век принес немало новых сведений. Например, выяснилось, что звуки тяжелого колокола, испускающие резонансное ультразвуковое излучение, за считанные секунды убивают палочки тифа, вирусы гриппа и гепатита.
Прослушивание музыки влияет на наше эмоциональное и чувственное восприятие, что дает мощный импульс всем остальным действующим системам человека. В более спокойном состоянии человек уже трезво размышляет, тоньше понимает события вокруг, неосознанно включает интуицию. Все это существенно влияет на качественные характеристики физического тела. Человеку становиться лучше, он становится бодрее, умнее и веселее, а положительный настрой способствует правильной работе всего организма. Отечественные и западные ученые доказали, что прослушивание определенной музыки действительно вызывает бессознательное изменение частоты сердечных сокращений и дыхательных движений, слезо- и слюноотделение в зависимости от высоты, силы и тембра звука. Позднее было обнаружено, что мелодии, доставляющие положительные эмоции, замедляют пульс, увеличивают силу сердечных сокращений, способствуют расширению сосудов и нормализации артериального давления, тогда как раздражающая музыка дает противоположный эффект. Так же исследователи обнаружили, что сила лечебного воздействия музыкального произведения не зависит от его жанра, стиля, времени создания и степени известности автора, но важны замысел композитора, то есть положенный в основу образ, и эмоционально-психический настрой исполнителей музыки. Творческий процесс связан с особым, высокоэнергетическим состоянием сознания, а произведения искусства, оказывается, несут в себе биоинформационную запись этих состояний. Их силой и направленностью и обеспечивается лечебное воздействие. Неспроста в старину, прежде чем писать икону, мастер должен был долго готовиться к этому, поститься, молиться.
Благодаря исследователям, изучавшим психофизиологический аспект воздействия музыки, можно считать твердо установленными следующие факты:
• музыка оказывает заметное воздействие на минутный объем
крови, частоту пульса, кровяное давление, уровень сахара в крови;
• повышает и понижает мышечный тонус;
• стимулирует появление эмоций;
• улучшает вербальные и арифметические способности;
• стимулирует процессы восприятия и памяти;
• активизирует творческое мышление;
Можно с уверенностью сказать, что специально подобранная музыка способна в целом оптимизировать деятельность мозга. Когда же речь идет о формирующемся мозге маленького ребенка, то музыкальные воздействия могут выступать как конструирующие мозг. Поэтому очень важно, чтобы ребенок с рождения (и даже раньше) имел возможность слышать красивую и "богатую" музыку. Восприятие музыки можно считать ведущим видом музыкальной деятельности, поскольку оно доступно человеку еще до его рождения, а также и потому, что сопутствует всем остальным, и оказывает феноменальное воздействие.
Но если положительное воздействие классической музыки на организм человека считает неоспоримым, то с современными музыкальными направлениями дело обстоит совсем по-другому.
Современная музыка стилей рок, хип-хоп, металл, «коммерческая» музыка – попса и другие пишутся на низких частотах. Исследования показали, что звуки низкой частоты оказывают по большей части негативное воздействие на человека. Они вызывают упадок сил, депрессию или воспринимаются как угрожающие, например, грохот землетрясения, сход лавины, гром, разрушение здания. Повторяющийся ритм и низкочастотные звуки бас-гитары оказывают огромное влияние на состояние спинномозговой жидкости, и как следствие, на функционирование желез, регулирующих секреты гормонов; существенно изменяется уровень инсулина в крови; основные показателя самоконтроля резко ослабевают или полностью нейтрализуются. Воздействие низких частот в сочетании со световыми вспышками с частотой 6–8 Гц лишает человека глубины восприятия. При частоте 25 Гц вспышки света совпадают с частотой биотоков мозга, и человек может терять контроль над своим поведением.
Ритм – одно из сильных способов воздействия на человеческий организм. Простые, но мощные ритмы вынуждают человека к ответной реакции от экстаза до галлюцинаций, от истерики до потери сознания. Переизбыток как высоких, так и низких частот серьезно травмирует мозг. На рок-концертах нередки контузии звуком, звуковые ожоги, потеря слуха и памяти. Рок не принуждает душу думать о духовных вещах; он не заставляет сердце чувствовать глубже; не задевает душу и сердце, он затрагивает физическое тело.
При сочетании большой силы звука, низкой частотности и жесткого ускоренного ритма со световыми вспышками в организме происходят необратимые процессы:
• происходит выделение в организме стрессгормонов, которые уничтожают в мозгу часть информации, в результате чего происходит деградация личности;
• вызывается резонанс клеточных структур организма, в результате чего возникает состояние, аналогичное приему наркотиков или алкоголя;
• происходит перебивание пульса человеческого сердца и
рассогласование работы нервной системы и эндокринных желез;
• вызывается эффект кавитации (молекулы воды в тканях
разогреваются, вода начинает разрывать окружающую живую материю);
• происходит повреждение внутренних органов, кровоизлияния,
отеки, артриты;
• оказывается отрицательное воздействие на центральную нервную систему.
Американский ученый-медик Дэвид Эскин доказал, что пронзительный звук большой громкости способствует сворачиванию белка (сырое яйцо, положенное перед громкоговорителем на одном из концертов, оказалось через три часа «сваренным» всмятку). Швейцарские ученые доказали, что после рок-концерта побывавшие на нем слушатели реагируют на раздражители в 3-5 раз хуже, чем обычно, особенно подростки. Профессор Раях утверждает, что прослушивание рок-музыки вызывает выделение так называемых стресс-гормонов, которые стирают значительную часть хранившейся информации в мозгу.
Зафиксированы факты суицидов после рок-концертов, а драки и агрессивное поведение давно уже никого не удивляют. Были случаи, когда переизбыток высоких или низких частот серьёзно травмировал мозг. На рокконцертах нередки контузии звуком, звуковые ожоги, потеря слуха и памяти. Громкость, частота и ритм достигли разрушительной силы настолько, что в 1979 году во время концерта Пола Маккартни в Венеции рухнул деревянный мост, а группа “Пинк Флойд” сумела разрушить мост в Шотландии. А концерт этой группы на открытом воздухе привёл к тому, что в соседнем озере всплыла оглушённая рыба.
Однообразные пульсации басов в ритме «Дельта», совпадающей с частотой «дельта-волн» головного мозга, которые бывают в состоянии сна, глубокого транса и комы, присущие клубной, дискотечной техно-музыке, изменяют ритмы мозговой деятельности. Итальянские ученые пришли к заключению, что музыка в стиле «Хаус» способствует временному возникновению импотенции.
У поклонников хэви-метал выявлена меньшая выраженность познавательных потребностей, склонность к суициду, а также положительное отношение к курению, употреблению алкоголя и наркотиков, беспорядочному, или извращенному сексу и антисоциальным поступкам. Жанр «heavy metal» с сексуально-агрессивным содержанием усиливает негативное отношение к женщине.
Фанаты панк-рока отличались неприятием разного рода авторитетов, расположенностью к ношению и применению оружия и мелким магазинным кражам, терпимым отношением к возможности попасть в места лишения свободы.
По результатам исследований американских социологов, у несовершеннолетних (от 12 до 17 лет) правонарушителей рэп является преобладающим музыкальным выбором, большая часть из них одобрительно относилась к насилию и выражала готовность участвовать в нем. Причем 72% из них признают влияние музыки на их чувства, но только 4% признают связь рэпа с противоправным поведением.
К этим же негативным эффектам добавляется диссонанс и разрушительное содержание текстов. И не имеет значения – понимает человек язык, на котором поется песня или нет, воздействие будет адекватным. Произведения музыки, которые искажают благоприятный для организма человека звук, ритм, постепенно разрушают «настройку» тонкого и сложного «инструмента», которым является человек, приближая его к смерти духовной (деградации) и физической.
Но почему же так притягательны для молодежи дискотеки?
Дело в том, что преобладающая ритмическая частота эстрадной музыки - 120 и более ударов в минуту, - именно эта частота активизирует энергетический центр человека, расположенный в районе 4 позвонка, что стимулирует быстрое образование эндорфина - гормона, отвечающий за удовольствие. Эндорфин по сути - естественный наркотик, который вырабатывает сам организм человека для себя. Но дело не только в этом.
Главный научный сотрудник института психологии РАН, профессор Владимир Морозов объясняет механизм воздействия на людей "тяжелой" музыки: "Человек подвержен удивительному привыканию к какому-то фактору, не всегда полезному, это особенно касается алкоголя, наркотиков, курения; с музыкой получается так же: сначала мы бежим от чего-то жутко неприятного, потом как-то привыкаем, а после - жить без него не можем". Вот она, зависимость! А последствия? Голландские ученые утверждают, что рок-музыка убивает живые клетки, но может стимулировать рост патологических клеток, в том числе раковых, - кстати, мало кто из известных рок-музыкантов дожил до 50 лет; любители музыкального экстрима чаще совершают насилия, самоубийства, склонны к наркомании, нервным срывам.
В современной психологии существует понятие "темпомир личности" (собственный темп, ритм жизненной энергии, сознания, личной жизни и т.д. каждого конкретного человека). Этот темпомир вырабатывает сам человек под влиянием внутренних биоритмов и внешних ритмов, задаваемых обществом (социумом).
"Клиповая" эстетика, клубная "dance-культура", которая сегодня буквально навязывается молодежи, основана на музыкальных ритмах, демобилизующих мыслительную активность, разрушающих способность человека к личностному общению.
И здесь неизбежно возникает так называемый "эффект толпы", при котором человек легко теряет свой культурный облик, формируется зависимый тип личности (Г.Г.Декер-Фойт): группа людей, (даже небольшая!), достигших творческого резонанса, способна буквально сворачивать горы и совершать невозможное (главное, какое направление и какую цель имеет такое сотворчество).
Не вызывает сомнения, что музыка - это один из самых действенных способов обретения человеком собственного индивидуального или навязывания ему внешнего (чужого) темпомира личности. Отсюда справедливы предостережения: заимствования чужих музыкальных ритмов отнюдь не безобидны. Сформированные веками национальные мелодии, скорее всего, отвечают оригинальным биопульсациям каждого этноса. Агрессия чужого ритма может разрушить стереотип поведения человека, лишить его самоидентификации, гармонии с окружающей средой.
Шумовые нагрузки становятся в наше время все более и более массивными, и разрушительными. По возможности избегать их, не допускать привыкания, беречь свое здоровье и здоровье других людей, владеть информацией о здоровьесбережении - очень важная задача для каждого разумного современного человека.
Рэп, согласно исследованиям, вызывает чувство агрессии. Монотонность рэпа может стать причиной раздраженности, злобы, понижения настроения и общего эмоционального тонуса. У любителей слушать рэп выявлено самое низкое IQ, по сравнению с любителями всех остальных стилей музыки, поэтому этот стиль музыки к прослушиванию не рекомендуется.
В поп-музыке (происходит от сокращенного словосочетания «популярная музыка») слушателя привлекают несложные тексты и лёгкие запоминающиеся мелодии. Не особо мудреные мелодии и несложный ритм разбавляются, чаще всего, простым текстом, который, к тому же, может быть слегка глуповатым в рифмах. Казалось бы, что и воздействие поп-музыки на человека должно быть таким же легким и незаметным, но, как оказывается, это далеко не так.
Научным экспериментальным путем доказано, что во время часового прослушивания поп-музыки человек глупеет, причем эффект сохраняется и после еще на час. Так, уменьшается количество активных зон в головном мозге, возникают сложности с памятью и концентрацией внимания. Но действительно ощутить все негативные последствия от такого влияния можно только в том случае, если поп-музыка слушается постоянно и очень длительное время.
Что же касается положительной стороны воздействия поп-музыки на человека, то сюда стоит отнести антистрессовый эффект. Также в случае редкого прослушивание популярной музыки можно заметить улучшение настроения.
В любом случае, любая современная музыка предназначена, прежде всего, для определенных случаев, когда ее воздействие окажет человеку только пользу. Так, поп-музыка идеально подойдет для создания атмосферы праздника на любом мероприятии, будь то вечеринка с друзьями или корпоратив.
Итак, исходя из вышесказанного, можно утверждать, что поп-музыка, которой увлекается большая часть подростков, разрушительно действует на мозговую деятельность человека.
Естественно, что поп-музыка разных лет значительно отличается и сейчас можно выделить произведения и песни, что стали классикой эстрады и несут свой позитивный заряд, особенно если в песнях есть смысловая нагрузка. Такая музыка может повышать настроение и эмоциональный настрой людей.
Интересно, что в советское время власти, осознавая влияние музыки и культуры на людей, контролировали данную сферу, влияли на создание музыкальных произведений. Основными идеями песен были вечные ценности. Песни — несли позитив, веру в лучшее, а концерты и новогодние вечера — были событием в каждой семье.
Отдельное направление — песни военных лет, их до сих пор любят и часто исполняют, они пронизаны верой в победу, помогают и сейчас обрести заряд энергии, осознать несоразмеримость наших печалей и человеческих страданий в те далёкие года. Песни «Катюша», «Журавли», «Синий платочек» — навсегда живут в наших сердцах.
Итак, безусловно, каждый стиль притягателен для подростков посвоему: поп – своей простотой и незамысловатостью, рок – зашкаливающими громкостями и колоритом исполнителей, рэп – ритмичностью, злободневностью текстов. К тому же, перечисленные стили позволяют подросткам получить адреналин, «выпустить пар». И именно сейчас становится понятно, почему лишь немногие подростки слушают классику. Эта музыка требует определенных усилий, развитого эстетического вкуса, а он прививается с детства.
Ученые из Эдинбурга провели любопытное исследование с целью определить, существует ли какая-либо связь между музыкой и характером человека, его личностью и уровнем интеллекта (IQ).
Какая музыка нравится людям с низким IQ?
Как показали исследования, самый низким уровнем IQ обладают любители хип-хопа со стажем - то есть те, кто слушает эту музыку не один год. Любители рэпа показали себя как самые «ограниченные» люди. А вот любители классической и симфонической музыки показали более высокие, но не максимальные результаты.
Какую музыку слушают люди с самым высоким IQ? Многие удивятся, но самые высокие результаты IQ-тестов - у любителей тяжелой музыки и рока. Это должно разочаровать многих родителей, которые запрещают своим детям слушать металл и рок - оказывается, эту музыку теперь можно считать музыкой интеллектуалов.
За последние 2-3 года было выявлено, что многие школьники и студенты, слушающие рок, более успешно учатся и устойчивы к стрессам. Для многих слушателей рок до сих пор является чем-то большим, чем музыка. Это определенный стиль жизни, способ проявить свою индивидуальность и одновременно найти единомышленников. Также психологи считают, что предпочтение тяжёлой музыке часто отдают люди с богатым внутренним миром, интересные в общении. Они довольно амбициозны, а иногда склонны проявить агрессию, но, в то же время, ценят искренние отношения с людьми.
Человек всегда должен помнить, что Природа мудра, и, вторгаясь в ее тайны, нельзя нарушать ее законы. Кроме того, в своих действиях нужно руководствоваться правилом "Не вреди!", всегда помнить о других людях, ценности жизни, уникальности нашей планеты.
Современная молодежь не может прожить без музыки и дня. Музыка составляет стиль их жизни, образ жизни. Сейчас подросток не может пойти без музыки никуда. Практически в любом месте можно увидеть подростка с плеером, I-pod-ом или просто с телефоном. И все повально увлечены рок - и реп - музыкой.
Она звучат через стены квартир, у подъездов домов, ее пытаются петь, танцевать, под эту же музыку едят и делают уроки. В школе на перемене ребята «скачивают» друг у друга рок-музыку со своих смартфонов.
Проблема современной школы это и физическое, и психическое здоровье детей, где урок музыки — один из помощников в её решении.
Что происходит с психикой, здоровьем в то время, когда мы слушаем музыку?
К сожалению, на «роке» и «репе» ограничиваются знания большинства школьников о стилях современной музыки.
Как привлечь сверстников к познанию, пониманию другой, «высокой музыки»? Как научиться слушать и разбираться в разных музыкальных жанрах, стилях? По известной формуле: от «простого» — к «сложному»! Иначе: от «лёгкой» музыки — к «серьезной», классической.
Разные источники дают очень интересную информацию о влиянии музыки на живые организмы.
Один голландский ученый сделал эксперимент: три разных поля засеял десятью наименованиями одинаковых растений. После того, как растения взошли и подросли, одно поле ученый стал озвучивать рок - музыкой, второе - классической, третье - народной.
Через некоторое время на первом поле часть растений полностью пропала, остальная часть - поникла. А на втором и третьем полях растения развивались нормально.
Ученый сделал вывод: рок-музыка убивает живую клетку, в первую очередь - клетку мозга.
Музыка, как часть окружающей среды, играет не последнюю роль в здоровье человека. С точки зрения здоровья музыку можно условно разделить на три группы: успокаивающая, раздражающая, нейтральная. Самая сильная в этом отношении - церковная музыка. Она очищает душу от скверны, настраивает ее на чистые помыслы, праведные дела и глубоко нравственные поступки. Церковная музыка возвеличивает душу и придает ей мощный заряд энергии.
Поистине, музыка лечит! Многие специалисты подтверждают это. Да и мы сами ощущаем, что музыка может сильно воздействовать на живой организм. Да, классические мелодии врачуют, оздоровляют. В одних произведениях - бравурность и блеск, которые поднимают настроение, в других - нежность, поэтичность, мелодичность. Такая музыка успокаивает, умиротворяет, приводит в гармонию чувства.
А как влияет пение на здоровье! Лечебно-профилактический метод, названный вокалотерапией, состоит прежде всего, в правильном певческом дыхании. Это своеобразный мягкий, эластичный массаж внутренних органов. Пение расслабляет нервную систему, что особенно необходимо в наш «нервный» век.
Метод воздействия звуковых вибраций, которые гармонируют с внутренними процессами в организме человека, с древних времен практикуется целителями Востока. Они говорят: пойте, чтобы быть здоровыми; лечить можно не только словом, но и музыкой и пением.
Учёные пришли к выводу, что после уроков музыки качество усвоения школьного материала и работоспособность школьников повышается на 30 процентов.
Восприятие музыки, ее исполнение и создание являются основными формами не только музыкального восприятия, но и музыкальной психотерапии. По существу, каждый учитель музыки, является стихийным психотерапевтом, изменяющим при помощи музыкального искусства настроение и мироощущение своих учеников.
Таким образом, урок музыки — это своеобразный сеанс психотерапии, на котором учащиеся способны анализировать свои действия, управлять своими возможностями, умениями, способностями и реализовать их. Он, как чистый родник, наполняет ребят новыми силами.
Изучив весь материал о пользе и вреде музыки, я решил провести экспериментальную работу в своём классе, с результатами которой познакомлю в данной главе.
Вооружившись багажом любопытных сведений, теоретических знаний и подкрепив их прослушиванием нескольких произведений классической, поп и рок-музыки, я составил анкету, провел опрос и эксперимент в своём классе.
В анкете был размещен и психологический тест на соответствие цветовых ассоциаций прослушанным произведениям.
Цель анкетирования заключалась в том, чтобы проанализировать, как воспринимают школьники музыку разных направлений (приложение 3). В анкетировании участвовало 28 человек.
|
№п/п |
Вопрос |
Да |
Нет |
Не знаю |
|
1 |
Нравится ли тебе слушать музыку? |
27 |
0 |
1 |
||
2 |
Меняется ли твое настроение, когда слушаешь музыку? |
22 |
2 |
4 |
||
3 |
Как ты думаешь, нужна ли музыка в повседневной жизни? |
25 |
1 |
2 |
||
4 |
Согласны ли вы с тем, что если классическая музыка будет звучать на переменах, то учащиеся будут меньше уставать за учебный день? |
6 |
19 |
3 |
||
5 |
Согласны ли вы с тем, что музыка может влиять на организм человека? |
18 |
9 |
1 |
||
|
|
|
|
|
Шестой вопрос анкеты предполагал выяснить музыкальные предпочтения школьников. Надо было подчеркнуть нужное, ответив на вопрос: «Какая музыка вам больше нравится?» Результаты таковы:
• Классическая – 2 человека
• поп-музыка – 12 человека
• рок-музыка – 6 человека Не знаю – 8 человека
По результатам анкетирования:
• нравится слушать музыку 96% (27 человек);
• считает, что от музыки зависит настроение 78% (22 человек);
• музыка нужна в повседневной жизни – считает 89% (25 человек);
• классическая музыка, звучащая на переменах, будет помогать отдыхать – считает 21% (6человек);
• считают, что музыка может влиять на организм человека 64%
(18человек);
• 7% (2 человек) – предпочитают классическую музыку;
• 42% (12 человек) – предпочитают популярную музыку;
• 21% (6 человек) выбрали рок-музыку;
• 30% (8 человека) – ответили, что не знают, какая музыка им нравится больше.
На основании результатов анкетирования был сделан вывод, что у большей части учащихся положительное отношение к музыке, они любят слушать музыку и понимают, что музыка влияет на организм человека.
Музыкальное предпочтение отдают популярной музыке. (42 % учащихся). Только 7% учащихся нравится классическая музыка.
Для ответа на вопрос: «Может ли музыка влиять на правильность выполнения задания?» был проведен эксперимент «Влияние классической музыки на умственные способности учащихся».
В этом эксперименте школьники выполняли два теста «Пропущенные буквы», которые мне помог подобрать мой учитель (приложение 5).
В эксперименте участвовали 28 человек. Один вариант школьники выполняли под классическую музыку Франца Шуберта «Ave Maria». Второй вариант – под рок-музыку группы Metallica – «Whiplash».
По результатам исследования, мы видим, что меньше всего одноклассники допустили ошибок, когда выполняли задание под классическую музыку. Больше всего ошибок ученики сделали под рокмузыку (приложение 6).
I вариант теста «Пропущенные буквы» - классическая музыка Франца Шуберта «Аве Мария»: Без ошибок – 7 человек;
Допустили 1-2 ошибки – 11человек
3 ошибки и больше – 10 человек
II вариант теста «Пропущенные буквы» - рок-музыка группы Metallica – «Whiplash»:
Без ошибок – 5 человека
Допустили 1-2 ошибки – 6 человек
3 ошибки и больше – 17 человек
Полученные результаты позволяют сделать вывод, что классическая музыка помогает сосредоточиться, а «тяжёлая», в данном случае рок–музыка
– мешает и сбивает во время выполнения самостоятельных работ.
Еще в древности люди чувствовали, что музыка и цвет связаны и пытались найти эту связь. В семнадцатом веке великий физик Исаак Ньютон наложил на музыкальную октаву световой спектр: ноте «до» соответствовал красный цвет, «ре» – фиолетовый, «ми» – синий, «фа» – голубой, «соль» – зеленый, «ля» – желтый, «си» – оранжевый.
Восприятие цвета и музыки связано переживанием эмоций. Когда мы слушаем ту или иную музыку, в нашем мозге формируются связи между восприятием музыки и определенным цветом. Какие именно цвета будут ассоциироваться с теми или иными мелодиями, зависит от того, какие чувства мы переживаем при их прослушивании.
Для ответа на вопрос: «Влияет ли музыка на эмоциональное состояние?» на основании ассоциативной связи музыки и цвета, основываясь на цветовой тест Люшера, был проведен эксперимент «Влияние музыки на эмоциональное состояние школьников».
Характеристика цветов (по Максу Люшеру) включает в себя 4 основных и 4 дополнительных цвета.
Основные цвета:
1) синий — символизирует спокойствие, удовлетворенность;
2) зеленый — чувство уверенности, настойчивость, иногда упрямство;
3) красный — символизирует силу волевого усилия, агрессивность, наступательные тенденции, возбуждение;
4) желтый — активность, стремление к общению, экспансивность, веселость.
Дополнительные цвета: 5) фиолетовый; 6) коричневый, 7) черный, 8) серый или нулевой. Символизируют негативные тенденции: тревожность, стресс, переживание страха, огорчения.
В эксперименте участвовало 28 школьников. Каждому ученику был выдан комплект карточек из восьми цветов и бланк с тремя колонками (приложение 7). Далее было предложено по очереди прослушать три варианта мелодий:
Классическая музыка - Моцарт «Маленькая ночная серенада»
Поп – музыка - Вера Брежнева «Близкие люди»
Рок – музыка – группа Металлика «Fuel» (fuel – топливо, огонь) Ассоциации во время прослушивания музыки (приложение 8):
1.Классическая музыка: желтый (6 человек), зеленый (11человек), серый (3 человека), коричневый (4 человека), синий (2 человека), красный (1 человек), фиолетовый (1 человек).
2. Поп-музыка: зеленый (8 человек), синий (7 человек), желтый (10 человека), красный (3 человека).
3.Рок-музыка: черный (21 человек), фиолетовый (1 человек), синий (1 человек), красный (4 человека), серый (1 человек).
Проведенный эксперимент позволяет сделать вывод, что музыка может влиять на эмоциональное состояние и настроение человека.
После изучения литературы и по итогам экспериментов я выступил с сообщением на уроке музыки для одноклассников, где рассказал о музыкотерапии и предложил им памятки «Музыкальный рецепт»
(приложение 9).
Из всего этого можно сделать вывод, что произведения различных музыкальных стилей действительно по-разному влияют на состояние человека. Классическая музыка благотворно влияет на духовную сущность и интеллект, в то время как наша физическая активность падает, и мы становимся более расслабленными. С другой стороны, рок музыка замедляет умственную деятельность, но делает нас физически более возбуждёнными. Эту информацию мы можем использовать в повседневной жизни.
Выполняя проект, я провел следующую работу: отобрал произведения классической, рок-музыки, нашёл статьи в интернете, музыкальных энциклопедиях, составил анкету для опроса. В своём классе провел исследовательскую работу, анкетирование. Обработал полученные данные, подвел итоги и сделал вывод: классическая музыка повышает тонус, настроение, улучшает здоровье.
На основе проекта «Влияние музыки на человека» создал памятку «Музыкальный рецепт», распространение которого послужит серьезным призывом слушать классическую музыку, которая лечит и восстанавливает силы.
По итогам исследовательской работы можно сделать следующие выводы о влиянии музыки на человека:
1. Произведения различных музыкальных стилей действительно поразному влияют на эмоциональное состояние человека; а классическая музыка особенно положительно влияет на умственную деятельность и поведение школьников.
2. Классическая музыка помогает при выполнении различных заданий.
Проводя исследования, я еще раз убедился в многогранности музыки и ее важности в жизни человека. Каждый из нас должен чётко понимать только одно: для каждой музыки есть своё место и своё время. Запрещать слушать одно и заставлять слушать другое – нелепо.
При написании данной исследовательской работы мной была определена цель: изучить, как классическая, популярная и рок-музыка влияют на человека, а именно на эмоциональное состояние и умственную деятельность.
Полученные результаты тестирования и диагностики подтвердили тот факт, что музыка является неотъемлемой частью жизни каждого человека и, в частности, учащихся нашей школы. Музыка оказывает влияние на психоэмоциональное состояние подростков, причем, музыка различных музыкальных направлений влияет по-своему. Она может успокаивать и возбуждать, смягчать и ожесточать, вызывать воспоминания, снимать боль, усиливать агрессию. Так образом можно считать, что цель моей работы достигнута.
По данным исследований ученых стало ясно, что музыка снимает стресс и повышает иммунитет. Она поднимает силу духа. Музыка способна вдохновить на творчество. Музыка изменяет восприятие времени и пространства. Музыка помогает понять глубокий смысл жизни.
Музыкотерапия актуальна сейчас, так же, как и в древние времена.
Поставленная мной гипотеза в начале исследования подтверждается, но я могу сделать вывод, что повысить уровень культуры молодежи музыка способна, только этого не может сделать лишь одно музыкальное направление. Необходимо разнообразие музыкальных направлений, которые влияют на формирование духовности личности. Приобщение к высокому музыкальному искусству является важным фактором гуманизации, необходимым условием развития музыкальной культуры подростков и молодежи. Человек, одарённый душевно и понимающий значение музыки в нашей жизни, поистине счастлив. Я понял, как много значит музыка для человека, и как она влияет на различные аспекты его жизни. А это значит, что проделанная мной работа не напрасна.
Результаты моей работы могут быть полезными для моих сверстников, а также могут использоваться на уроках учителями биологии и музыки, ОБЖ, экологии.
Подводя итог своего исследования, хочется пожелать всем: слушайте музыку на здоровье! Не забывайте о своем организме! Прислушивайтесь к нему. И, если внутри вас будет гармония, то музыка поможет вам, она напомнит о любви к людям и поддержит в горе, научит восхищаться красотой человеческой души и величием природы, откроет неведомые стороны богатейшего мира творчества, принесёт радость, здоровье и наслаждение.
«Музыка, ее первый звук, родился одновременно с творением мира», - так говорили мудрецы. Все древнейшие учения земных цивилизаций содержат в себе подобные утверждения и опыт воздействия музыки на животных, растения и человека.
Мы любим, слушать музыку. Вкусы и предпочтения, правда, у всех разные: от «Владимирского централа» до Бетховена, ведь интерес к музыкальным направлениям сугубо индивидуален. Не составляют исключение дети и подростки: музыка является главным компонентом их жизни. Она определяет их решения, а также зачастую поведение.
Музыкальная культура в современном мире, в своем глубинном значении, давно вышла за пределы круга любителей музыки. Её широкое использование в целях воздействия на состояние человека сейчас приняло почти тотальный характер. Свойство музыки влиять на человека применяется сейчас в терапевтических сеансах, рекламе, кино…
Маленькие акустические наушники прочно вошли в наш обиход. Люди слушают музыку на улице, в автобусе, больницах, и, конечно же, в школах.
Часто замечаешь на переменах школьников с наушниками в ушах.
Актуальность изучения темы влияния музыки на человека вытекает из того, что различные направления музыки способны воздействовать на физическое и эмоциональное состояние человека по-разному. Поэтому я попытался понять, какое влияние музыка оказывает на психику человека, на его настроение, здоровье и самочувствие, способствует ли она каким-нибудь образом достижению человеком жизненных успехов.
Воздействие музыки на нашу жизнь всеобъемлюще. Пронизывая насквозь все века и эпохи, всех мужчин и женщин, все расы, религии и национальности, музыка является общепонятным языком, состоящим из универсальных компонентов.
Музыка возвышается над всеми слоями населения независимо от доходов, социальной принадлежности и образования. Звук обладает мистическими свойствами. Он может приобретать физическую форму и контуры, которые способны воздействовать на наше здоровье, сознание и поведение.
Использование великой силы музыки в работе с детьми по укреплению и восстановлению их психического и физического здоровья не только целесообразно, но и необходимо.
Использование музыкотерапевтических приемов на любых школьных уроках, во внеурочное время, в семье поможет учащимся познать себя и свои проблемы, самим их решить, сформировать определенное эстетическое отношение к действительности, развивать способности к эстетическому восприятию и переживанию, к творчеству по законам красоты как возможности самосовершенствоваться.
• Клюев А.С. Музыкотерапия как метод музыкальной педагогики // Искусство и образование. 2012 № 4 (78). С. 106-108.
• Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии. – СПб., 2002. 366 с Кэмпбелл Д. Дж. Эффект Моцарта / Пер. с англ. Л. М. Щукин; Худ. обл. М. В. Драко.— Мн.: ООО «Попурри», 1999.— 320 с.— (Серия «Здоровье в любом возрасте»)
• Левитин Дэниел Дж. Это ваш мозг о музыке: наука о человеческой одержимости. Лондон: Grove / Atlantic, 2008
• Лукашевич В.И. Классика - забытое прошлое. – М.: ДРОФА, 2004
• Петрушин, В.И. Музыкальная психотерапия. — М.: изд. «Владос», 1999 Шушарджан, С.В. Музыкотерапия и резервы человеческого организма. –М.: изд."Антидор", 1998
• Вальве Елена «Воздействие музыки на организм человека. Музыка лечит душу и тело»// проект Сонная кантата [Электронный ресурс] - https://snakantata.ru/vozdeystvie-muzyiki-na-organizm-cheloveka/ (дата обращения: 03.02.2021 г.) Ванин Василий «Влияние классической музыки на человека часть»// Ваше зхдоровье [Электронный ресурс] - https://vahe-zdorovye.ru/muzikoterapiya/vliyanie-klassicheskoymuzyiki (дата обращения: 03.02.2021 г.)
• Глозман Ж.М., Павлов А.Е. «Влияние занятий музыкой на развитие пространственных и кинетических функций у детей младшего школьного возраста»//Портал психологических изданий PsyJournals.ru [Электронный ресурс] - https://psyjournals.ru/psyedu/2007/n3/Glozman_full.shtml [Влияние занятий музыкой на развитие пространственных и кинетических функций у детей младшего школьного возраста - Психологическая наука и образование - 2007. Том. 12, № 3] (дата обращения: 20.01.2021 г.)
• Грабовой Александр «Когда и как появилась музыка?» // FB.ru [Электронный ресурс]
- http://fb.ru/article/352224/kogda-i-kak-poyavilas-muzyika (дата обращения: 23.01.2021 г.)
• Долгобородова, Д. А. Влияние музыки на человека / Д. А. Долгобородова, В. А.
Варенцов. — Текст : непосредственный // Культурология и искусствоведение : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2017 г.). — СанктПетербург : Свое издательство, 2017. — С. 48-50. — URL: https://moluch.ru/conf/artcult/archive/247/10884/ (дата обращения: 28.03.2021).
• Колесник Станислав «Влияние музыки на психику человека: рок, поп, джаз и классика – что, когда и для чего слушать?»//Музыкальный класс. Музыкальная школа онлайн [Электронный ресурс] - https://music-education.ru/vliyanie-muzyki-na-psihikucheloveka/ (дата обращения: 23.01.2021 г.)
• Немова Ольга Алексеевна, Свадьбина Татьяна Владимировна «Музыкальные предпочтения современной молодежи»//КиберЛенинка-научная электронная библиотека [Электронный ресурс] - https://cyberleninka.ru/article/n/muzykalnyepredpochteniya-sovremennoy-molodezhi [Источник Манускрипт Тамбов: Грамота, 2020. Том 13. Выпуск 5. C. 176-180. ISSN 2618-9690] (дата обращения: 22.01.2021 г.)
Приложение 1
Рис.1 «Музыка в кристаллах воды»
Приложение 2
Рис. 2 «Пение – ваш путь к здоровью»
3 Анкета
1. Нравится ли тебе слушать музыку?
_______________________________________________________________________
2. Меняется ли твое настроение, когда слушаешь музыку?
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
3. Как ты думаешь, нужна ли музыка в повседневной жизни?
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
4. Согласен ли ты с тем, что если классическая музыка будет звучать на переменах, то учащиеся будут меньше уставать за учебный день?
_______________________________________________________________________
5. Согласен ли ты с тем, что музыка может влиять на организм человека?
_______________________________________________________________________
6. Какая музыка тебе больше нравится? (подчеркни):
классическая поп-музыка рок-музыка не знаю
Приложение 4
Результаты анкетирования
Приложение 5 Тест «Пропущенные буквы»
1 вариант. Вставить безударные гласные:
м...дв...жонок дог...дался, прив...ла с...стра, вым...зался в гр...зи, на дв...ре св...тлым-св...тло, см...трела на зв...рей, л...тит пч...ла, на хв...сте прин...сла, т...скает л...сточки, два м...лоденьких др...зда
2 вариант. Вставить безударные гласные:
т...скает ч...рв...ков, по...вились пт...нцы, с...дит на сн...гу, п...с...лился под
м...стом, гл...дит к...за, з...св...стели про в...сну, по л...сной прос...ке, прил...тели на с...сну, св...и сл...ва, н...сет д...мой
6
Результаты эксперимента
Приложение 7
«Влияние музыки на эмоциональное состояние школьников»
Классическая музыка |
Поп-музыка |
Рок-музыка |
Комплект цветных карточек
9
«Музыкальный рецепт»
Как лечиться музыкой?
Для эффективности музыкальной терапии ее применяют по определенным правилам, которые основаны на психофизиологических принципах более, чем на эстетических и художественных. Вот самые важные из них:
1. Перед началом исполнения изучите информацию об исполняемом произведении. Необходимо знать его суть и структуру. Полезно узнать заранее текст исполняемого произведения, или иметь его перед глазами при исполнении, чтобы не мешали напряженные попытки уловить слова, которые не всегда четко произносятся или заглушаются оркестром.
2. Расслабьтесь - это поможет вам "открыть двери бессознательного" и принять в полной мере действие музыки. При этом не важно, хотите вы испытать успокаивающее действие или же стимулирующее и поднимающее настроение.
3. Важно правильно выбрать дозу. Лечение музыкой должно быть достаточно коротким, чтобы не вызвать усталости и возможных защитных реакций.
4. Силу или громкость музыки нужно осторожно регулировать. Малую громкость следует выбирать не только для успокаивающей, но также и для стимулирующей музыки. Большая громкость утомляет и потрясает нервную систему.
5. После прослушивания лечебной музыки отдохните некоторое время. Это благоприятствует ее полному, не нарушающему душевное равновесие, действию на бессознательное.
6. Известно, что бессознательное наиболее активно во время сна, при этом оно также восприимчиво и к внешним импульсам. Поэтому музыкальную терапию можно применять во время сна. Терапевтическое использование музыки во время сна особенно рекомендуется для детей, в психиатрии и вообще для людей беспокойных и возбужденных.
7. Выбор музыкальных произведений должен быть хорошо продуман. Он гораздо сложнее, чем может показаться на первый взгляд. Иногда необходимо, чтобы принципы, кажущиеся очевидными, были ограничены и даже игнорированы.
Казалось бы, очевидно использование успокаивающей, стимулирующей или жизнерадостной музыки. Однако все не так просто. Жизнерадостная музыка может действовать на нервы человеку, отягощенному горем. На человека в состоянии возбуждения и смятения вряд ли окажет глубокое впечатление торжественное адажио, от него он станет еще более беспокойным. С другой стороны, когда пребывающий в унынии человек слышит грустную музыку, это может поднять его настроение.
Произведения для «Музыкальной аптечки»
Желаемое действие |
Рекомендуемое музыкальное произведение |
Снятие нервного напряжения |
П.И. Чайковский. «Июнь. Баркарола» из цикла «Времена года; «Сентиментальный вальс». Ж. Бизе. «Пастораль». «Старинная песенка». К. Сен-Санс. «Лебедь» из сюиты «Карнавал животных». К.В. Глюк. «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика». Д. Шостакович. «Романс» из кинофильма «Овод». К.Дебюсси. «Лунный свет». |
Снятие депрессивного состояния |
Ф. Шуберт. Песня «Аве Мария». В.А. Моцарт. «Рондо в турецком стиле». Ж. Бизе. «Хабанера» из оперы «Кармен». |
Снятие головной боли и мигрени. |
М. Огиньский. Полонез «Прощание с Родиной». Ф. Мендельсон. «Весенняя песня». А. Дворжак. «Юмореска». |
Повышение общего тонуса |
П. И. Чайковский. Вальс из серенады для струнного оркестра. В.А. Моцарт. «Маленькая ночная серенада». Ж. Бизе. Увертюра к опере «Кармен»; Увертюра к опере «Свадьба Фигаро». |
Расслабление, успокоение |
Н.А. Римский-Корсаков. Песня индийского гостя (без слов) из оперы «Садко». Э. Григ. «Утро» из музыки к драме «Пер Гюнт». |
Улучшение пищеварения |
Мелодичная музыка В.А. Моцарта. Фортепианные концерты Ф. Листа. |
Стимулирование творческого мышления |
Фортепианная музыка А.Н. Скрябина, Ф. Шопена. Симфоническая и фортепианная музыка С. С Прокофьева. Музыка И.С. Баха. |
От хронической усталости |
Э. Григ «Утро». М. П. Мусоргский. « Рассвет на Москве-реке» из оперы «Хованщина». П.И. Чайковский. Фортепианный цикл «Времена года». Песни: «Вечерний звон», «Русское поле». |
Для общего успокоения |
Л. Бетховен. Симфония № 6, 2 часть. И. Брамс. «Колыбельная». К. Дебюсси. «Свет луны» |
|
РЕКОМЕНДАЦИИ
Музыка только тогда приносит пользу, когда доставляет удовольствие, когда ее слушают, пропуская через свои мысли и сознание.
Следите за своими реакциями, если музыка вызывает внутренний протест (жанр, исполнение, неприятные ассоциации), то использовать ее в качестве музыкальной терапии не стоит, даже если она рекомендована врачом.
Применяя музыку в лечебных целях, не переусердствуйте. Сеанс музыкотерапии должен заканчиваться, как только вы почувствуете, что мелодия начинает вас раздражать и утомлять. Даже несколько минут способны оказать положительное воздействие.
Музыка должна звучать только для вас, настраивайтесь на соответствующий лад, останавливайте ход ваших мыслей, особенно тревожных, представляйте тот эффект, который вы желаете получить.
Музыка — вещь объективная. Мы не можем изменить саму мелодию, но у нас есть выбор — слушать то, что нам приятно, а значит, благотворно воздействует на наш организм.
Контролируйте, по возможности, окружающую вас музыку и будьте здоровы!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.