Павлов Александр Константинович, -
генеральный
директор МИНИОДСПК «ПЕДКАМПУС»
(Российская Федерация, г. Москва – г. Санкт-Петербург –
г. Петрозаводск - г. Мурманск), -
доктор педагогических наук, профессор,
член-корреспондент,
академик МАНЭБ,
Заслуженный деятель науки РФ
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ БАЗОВОЙ МОДЕЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНО-МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
(МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА)
Процесс разработки конкретной педагогической технологии можно назвать процессом педагогического проектирования. Последовательность его шагов будет следующей:
1. Выбор содержания обучения, предусмотренного учебным планом и учебными программами;
2. Выбор приоритетных целей, на которые должен быть ориентирован педагог: какие качества будут сформированы у обучающихся в процессе преподавания проектируемой учебной дисциплины;
3. Выбор педагогической технологии обучения, ориентированной на одну приоритетную цель или на совокупность целей;
4. Разработка педагогической технологии обучения.
Проектирование инновационной педагогической технологии обучения предполагает проектирование содержания учебной дисциплины, форм организации учебного процесса, выбор методов и средств обучения.
Содержание инновационной педагогической технологии обучения мыслится как содержание и структура учебной информации, предъявляемой обучающимся, и комплекс задач, упражнений и заданий, обеспечивающих формирование учебных умений, навыков, компетентностей и компетенций. При этом важную роль играют формы организации учебных занятий, направленные на овладение знаниями, умениями, навыками, компетенциями и компетентностями, их соотношение по объёму, чередование, а также формы контроля, способствующие закреплению полученных знаний.
Инновационная педагогическая технология обучения – системная категория, структурными составляющими которой являются:
Ø Цели обучения;
Ø Содержание обучения;
Ø Средства педагогического взаимодействия (средства преподавания и мотивация), организация учебного процесса;
Ø Обучающийся, педагог.
Ø Результаты деятельности (в том числе и уровень учебной и практической подготовки).
Таким образом, инновационная педагогическая технология обучения предполагает организацию, управление и контроль процесса обучения. Причём, все стороны этого процесса взаимосвязаны и влияют друг на друга. Для успешного функционирования всей системы нужна продуманная и тщательная отладка всех составляющих.
Новые инновационные образовательные технологии обучения зарождаются не как дань моде, а как результат научно-практических исследований, обусловленных научными открытиями. Например, результаты исследований закономерностей развития человеческого мышления привели к появлению инновационной технологии проблемно-модульного обучения.
Формирование новых инновационных педагогических технологий обучения должно осуществляться в следующей последовательности:
1. Определение возможностей с помощью фундаментальных исследований:
2. Определение эффективности с помощью прикладных исследований;
3. Анализ потребностей и спроса среди обучающихся и педагогов;
4. Разработка документации, программных и методических средств;
5. Обучение педагогов;
6. Тиражирование и распространение программных средств.
Выпадение каких-либо элементов цепочки в процессе разработки порождает трудности, возникающие при внедрении инновационных педагогических технологий обучения.
Рассмотрим проектирование инновационной педагогической технологии на примере проблемно-модульного обучения. Сейчас нет единой, целостной методики создания проблемно-модульных уроков для школьников. В научной литературе, например, в трудах Е. А. Соколкова и М. А. Чошанова, есть рекомендации по созданию таких уроков. Учителя, в большинстве своём, используют проблемно-модульное обучение, основываясь на собственном опыте, считая подобное обучение достаточно эффективным.
Ещё одна проблема - в создании методики и организации процессов обучения. Настоящая методика должна оказывать содействие и помогать организации совместной работы, в результате которой все вместе выработаем единый стандарт для проблемно-модульных уроков. В процессе создания данной методики и её апробации, неоднократно, в зависимости от конкретных возникающих ситуаций, будет корректироваться программа методики, совершенствоваться методы, формы и содержание.
В данной методической разработке проанализирована актуальность проблемно-модульных уроков, их плюсы для ученика и учителя, содержатся наработки, как планировать курс уроков, обозначены принципы, на которых строятся такие уроки.
Все теоретико-методологическая и практико-ориентированная база авторской методики проблемно-модульного обучения подробно изложена в изданиях, указанных в разделе «Литература».
Актуальность возникновения методики проблемно-модульного обучения с позиций концепции компетентностно-ориентированной дидактики.
Познание всегда осуществляет сам человек. Эту работу за него не сможет выполнить никто. Индивидуальный поиск знаний — суть учебной работы обучающегося, а весь процесс обучения — это не что иное, как эффективно организованная самостоятельная работа.
Педагог в информационном обществе перестаёт выступать перед обучающимися в качестве источника первичной информации. Он превращается в наставника, который облегчает получение и усвоение большого объёма информации, помогает понять, оценить и как правильно применить её на практике. Соответственно, процесс управления обучением должен меняться в зависимости от изменения ситуации получения новой информации, что позволит обучающемуся учиться в индивидуальном темпе, а к учителю обращаться не только за консультацией, но и работать в единой паре и в группе.
Принципиальное отличие проблемно-модульного обучения от других обучающих систем в том, что содержание обучения представлено в законченных, самостоятельных комплексах-модулях. Эта методика одновременно является банком информации, способом постановки проблемных задач и методическим руководством по отработке контрольных позиций проблемно-модульного курса. Такое содержание позволяет ученикам самостоятельно формировать свои знания, умения, компетентности, компетенции, вырабатывать навыки их применения в решении новых познавательных и практических задач, не получая их в готовом виде.
Устройство проблемно-модульного курса.
Теоретико-методологическая концепция компетентностно-ориентированной дидактики, основанная на системно-деятельностном подходе, отражает конкретные знания, умения, навыки, компетентности и компетенции, которыми должен овладеть ученик.
На основе концепции теории и практики компетентностно-ориентированной деятельности мы формируем проблемно-модульный курс. При разработке проблемно-модульного курса учебной дисциплины выбираются узловые, актуальные вопросы и темы. Вместе они представляют целостные проблемно-функциональные узлы. Обычно модуль — это раздел программы или параграф учебника.
Этапы разработки:
· Формирование комплексных дидактических целей программы и курса.
· Выделение известных научных данных, понятий, закономерностей по изучаемым вопросам.
· Составление блок-схемы проблемно-модульного курса с учётом иерархии целей.
· Составление перечня необходимых знаний, умений, навыков, компетентностей и компетенций по каждому модулю, предварительно разбив их на позиции.
· Анализ содержания каждого модуля и обеспечение готовности обучающихся к изучению учебного материала за счёт использования ранее освоенных знаний.
· Изображение структурно-логической схемы графически или генеалогическим деревом, нумерация элементов модулей и позиций, чтобы дать возможность обучающимся сформировать «траекторию» изучения учебной дисциплины.
· Представление содержания основных учебных элементов в теоретическом и практическом блоках проблемно-модульного курса.
Кроме этого определяется базовая подготовленность, которую должен иметь обучающийся в начале работы. Формируется диагностический тест базовой подготовленности.
Апробация курса происходит путём наблюдения, тестирования, анкетных опросов, устных опросов обучающегося и педагога.
Устройство проблемно-модульного урока.
Модуль представляет собой логически завершенный блок различных современных учебных материалов и включает в себя цели и учебную задачу, методические рекомендации, ориентировочную основу действий и описание средств контроля (самоконтроля) обучения. Минимальная учебная единица модуля — элемент модуля.
Структура модуля:
· Проблемная ситуация и краткая обобщенная теория.
· Объяснение — элементы модуля с детальной теорией и текущим контролем для закрепления информации.
· Элемент модуля, дидактическая цель которого заключается в резюме модуля: описание выводов, графические изображения, схемы.
· Выходной контроль.
Модуль содержит учебную литературу, видео и аудио материалы, диаграммы, схемы, тесты, вопросы для самоконтроля.
Проблемная ситуация.
Обучение должно ориентироваться на зону ближайшего развития личности, находящуюся между актуальным и потенциальным уровнями. Задания для обучающихся должны быть развивающими, активизировать развитие личности и дать возможность самостоятельного мышления.
Модули за счёт содержания должны создавать условия для активной познавательной деятельности, заменяя пассивное чтение текста или слушание монотонного голоса педагога.
Проблемная ситуация — это познавательная задача, которая характеризуется противоречием между имеющимися знаниями, умениями, отношениями и предъявляемыми к ним требованиями.
Требования к проблеме:
· Проблема должна быть связана с вопросами управления знаниями.
· Задачи и практические ситуации, связанные с педагогическими проблемами, должны грамотно использоваться и помогать решению основной задачи.
Для постановки проблемных вопросов надо рассматривать противоречия в социально-экономическом и нравственно-политическом развитии современного общества.
Выявление противоречий, их раскрытие и разрешение приближает школьника к ситуации самостоятельного открытия знания, вооружает его средствами «добывания» нового. Это ориентирует его на перспективу развития и применения этого знания.
Чтобы активизировать учебный процесс, решённые в науке вопросы нужно представлять как проблемные, ожидающие своего решения.
Изложение проблемности:
Предлагается проблемная ситуация. Затем привлекается информационный и аргументированный материал, в котором ученик находит разрешение проблемного вопроса. Можно показать, как были добыты те или иные знания, объяснить причины, которые повлияли на их развитие.
Другой приём — сопоставить разные точки зрения по одному вопросу.
Единство теории и практики:
Проблемность необходимо рассматривать как средство применения теоретических знаний в реальной жизни, учитывая, что она гораздо сложнее, противоречивее и изменчивее.
Этот метод помогает научить обучающихся искать закономерности, анализировать их, усматривать в явлениях сущность, научиться пользоваться полученными знаниями и навыками в научной и повседневной жизни.
Важность наглядности.
Средства наглядности, IT-технологий — важнейший элемент проблемно-модульного обучения. Наглядность помогает демонстрации, констатации, утверждению или отрицанию учебного материала. Наглядность играет ведущую роль при закреплении и систематизации приобретённых знаний.
Дидактические принципы подготовки проблемно-модульных уроков
с позиций концепции компетентностно-ориентированной
теории обучения:
· Обучающие программы необходимо конструировать так, чтобы они помогали каждому обучающемуся достичь поставленную перед ним дидактическую цель.
· Совокупность элементов (позиций), служащих достижению частных целей, должна составлять один модуль.
· Учебный материал должен постоянно перерабатываться и обновляться с учётом динамики развития общества и конкретной личности.
· Цели должны формироваться в терминах метода деятельности (практической, познавательной, интеллектуальной).
· Для достижения поставленной цели возможно как предметное, так и межпредметное построение содержания модулей в рабочих курсах.
Паритетность:
· Проблемно-модульная программа должна создавать условия для более оптимального взаимодействия педагога с обучающимся.
· Преподаватель в рассматриваемой технологии должен делегировать отдельные функции управления программой и рабочим процессом.
Реализация обратной связи:
· Методическое обеспечение контроля усвоения содержания обучения.
· Текущий контроль в конце каждого учебного элемента, рубежный — в конце проблемно-модульного курса.
Выделение из содержания обучения обособленных элементов:
· Учебный материал большого размера запоминается с трудом.
· Учебный материал, компактно расположенный в определенной системе, облегчает восприятие.
· Выделение в изучаемом материале смысловых опорных пунктов способствует эффективному запоминанию.
· Укрупнение дидактических единиц позволяет без ущерба ускорить процесс обучения.
Кроме принципов проблемно-модульной технологии используются общедидактические принципы: научности, системности, принцип наглядности, принцип прочности знаний.
Контроль.
Для эффективности проверки и контроля качества знаний обучающихся педагогическая технология проблемно-модульного обучения предполагает использование тестовых методик.
Тесты первого уровня используются для проверки качества усвоения на уровне «узнавание». К ним относятся: задания на опознание, различие, классификацию объектов, явлений и понятий. Тесты на опознание содержат одну существенную операцию - выбор из альтернатив «да — нет». В тестах на различие содержатся «помехи», которые создаются наличием ряда вариативных ответов.
Тесты второго уровня используются при проверке качества усвоения деятельности, на основе которой обучающийся способен самостоятельно воспроизводить усвоенные знания, навыки и умения и применять их в типовых ситуациях, не требующих создания новой информации (репродуктивная деятельность). К тестам второго уровня относятся «тесты-постановки», в которых намеренно пропущено слово, фраза, формула или другой существенный элемент текста. Другой разновидностью тестов второго уровня могут выступать конструктивные тесты или типовые задачи.
Тесты третьего уровня конструируют для диагностики усвоения на уровне продуктивного действия: обсуждение известных объектов, изучение и продуцирование новой информации о них, применение учебного материала для решения нетиповых ситуаций и задач в реальной практической деятельности.
Выполняя тест второго уровня, обучающийся применяет известный ему способ деятельности в знакомой обстановке, а при выполнении теста третьего уровня решается вопрос об использовании способа известной обучающемуся деятельности в новой, нестандартной ситуации.
Вместо заключения
Что ещё не сделано в данной методике?
А именно, необходимо:
· Разработать систему оценивания (зачётные единицы оценки, «кредитная» система, «доверие»).
· Учесть инклюзивное образование.
· Определить оптимальное время на проведение занятия.
· Оформление и культура занятия.
· Межпредметные связи.
Методика ориентирована на создание занятий как для школьников 5-11 классов, так и для студентов, педагогов, курсов по подготовке и переподготовке преподавательского состава.
Таким образом, проектирование инновационной педагогической технологии обучения – это целенаправленная деятельность по созданию проекта как инновационной модели образовательно-воспитательной системы, ориентированное на массовое использование.
Приложения
Приложение 1.
Компетентностно-ориентированное обучение основывается на системе универсальных учебных действий (УУД): личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных.
Познавательные УУД:
· Формулирование проблемы
· Поиск информации
· Определение смысла информации
· Структурирование информации
· Моделирование
· Построение высказывания
· Рефлексия деятельности
Регулятивные УУД:
§ Постановка цели
§ Прогнозирование
§ Планирование деятельности
§ Контроль
§ Коррекция
§ Оценка
Коммуникативные УУД:
Ø Планирование сотрудничества
Ø Организация сотрудничества
Ø Управление поведением партнёра
Ø Разрешение конфликтов
Ø Умение выразить мысль
Личностные УУД:
ü Самоопределение
ü Смыслообразование
ü Нравственная оценка
Метапредметные результаты инновационного обучения:
v Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
v Понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов и явлений;
v Формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нём ответы на поставленные вопросы и излагать его;
v Приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
v Развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
v Освоение приёмов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
v Формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Приложение 2.
Концепция теории компетентностно-ориентированной дидактики
Компетентностно-ориентированная дидактика – отрасль педагогики (направление в общей дидактике), разрабатывающая теорию образования и обучения с позиций формирования и развития у обучающихся компетенций и компетентностей.
Оптимизация процесса обучения:
Компетентностно-ориентированное обучение (КОО)
Универсальные учебные действия (УУД)
Метапредметные результаты обучения (МРО)
КОО = УУД+МРО
1. Системно-деятельностный подход (СДП)
2. Система универсальных учебных действий (УУД)
3. Этапы учебной деятельности (ЭУД)
4. Метапредметные результаты обучения (МРО)
Приложение 3.
Этапы компетентностно-ориентированной проблемно-модульной учебной деятельности:
1. Постановка проблемы (вопроса).
2. Анализ проблемы.
3. Поиск информации.
4. Анализ информации.
5. Выработка решения проблемы.
6. Презентация решения проблемы.
7. Рефлексия процесса.
Компетентностно-ориентированное проблемно-модульное обучение базируется на основных чертах системно-деятельностного подхода:
Ø Работа в «зоне ближайшего развития» ребёнка.
Ø Обучающийся – субъект и продукт собственной учебной деятельности.
Ø Усвоение не столько знаний, сколько способов познания.
Ø Обращение педагога к обучающимся не с информацией, а с вопросом (проблемой).
Результат компетентностно-ориентированного проблемно-модульного обучения – метапредметные результаты обучения.
Литература
1. Павлов А.К. Компетентностно-ориентированная дидактика (Краткий курс академических лекций): Учебно-методическое пособие /Сетевое издание «Фонд образовательной и научной деятельности XXI века». – 2017. - www.fond21veka.ru - 75 с.
2. Павлов А.К. Личностно-ориентированные технологии обучения в условиях перехода на ФГОС общего образования: Учебно-методическое пособие / LAP LAMBERT Academic Publishing. – 2015. – 33 с.
3. Павлов А.К. Методологическое обоснование актуальности эффективного применения и использования технологии проблемно-модульного обучения на уроках истории в контексте концепции компетентностно-ориентированной дидактики: Методические рекомендации /Сетевое издание «Фонд образовательной и научной деятельности XXI века». – 2017. - www.fond21veka.ru - 24 с.
4. Павлов А.К. Педагогические технологии в образовательном процессе в условиях внедрения и реализации ФГОС: Учебно-методическое пособие /Сетевое издание «Фонд образовательной и научной деятельности XXI века».– 2017. - www.fond21veka.ru - 15 с.
5. Павлов А.К. Педагогические технологии обучения в условиях внедрения и реализации ФГОС: Учебно-методическое пособие /Сетевое издание «Фонд образовательной и научной деятельности XXI века». – 2017. - www.fond21veka.ru - 41 с.
6. Павлов А.К. Теории, технологии и практика дидактических систем (Краткий курс лекций): Учебно-методическое пособие /LAP LAMBERT Academic Publishing. – 2013. – 82 c.
7. Павлов А.К. Теория и практика компетентностно-ориентированного обучения (Курс академических лекций): Учебно-методическое пособие /Сетевое издание «Фонд образовательной и научной деятельности XXI века». – 2017. - www.fond21veka.ru - 240 с.
8. Павлов А.К. Формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД): от мысли к действию. Монография /LAP LAMBERT Academic Publishing. – 2015. – 112 с.
9. Павлов А.К. Общая характеристика универсальных учебных действий (УУД). Научная статья //Сетевое издание «Фонд образовательной и научной деятельности XXI века». – 2017. - www.fond21veka.ru - 12 с.
10. Павлов А.К. Технология проблемно-модульного обучения с позиций компетентностно-ориентированной дидактики. Научная статья //Сетевое издание «Фонд образовательной и научной деятельности XXI века». – 2017. - www.fond21veka.ru - 7 с.
11. Соколков Е.А. Проблемно-модульное обучение: Учебное пособие. – М., 2012. – 390 с.
12. Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: Методическое пособие. – М.: Народное образование, 1996. – 160 с.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.