Урок на тему: «Проектирование многотабличной базы данных»
11 класс
Урок 1
Раздел программы: Технологии использования и разработки информации-онных систем.
Основные понятия:
· База данных,
· виды моделей данных (иерархическая, сетевая, реляционная),
· структура реляционной модели (таблица, запись, поле),
· система управления базами данных СУБД,
· этапы проектирования базы данных,
· реляционная модель данных.
Цели урока:
Обучающая: освоить новые возможности СУБД MS Access, приблизить овладение СУБД MS Access к профессиональному уровню
Развивающая: развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, приобрести опыт использования теоретических знаний и средств СУБД MS Access в реализации конкретной задачи
Воспитывающая: понимать значимость хранения и структурирования информации
Тип урока: урок изучения нового материала.
Вид урока: комбинированный урок.
Оборудование:
· интерактивная доска, проектор;
· компьютеры;
Последовательность этапов урока:
1. Организационный момент, сообщение темы и целей урока (2 мин).
2. Фронтальный опрос (4 мин)
3. Объяснение нового материала (15 мин)
4. Самостоятельная работа (15 мин)
5. Итог урока, рефлексия (6 мин).
6. Домашнее задание. (3 мин).
Ход урока:
1. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока. (Слайд 1)
2. Фронтальный опрос. (Слайд 2)
Вопросы:
· Что собой представляет база данных?
· Для чего предназначены базы данных?
· Какие существуют варианты классификации БД?
· Почему реляционный вид БД является наиболее распространенным?
· Что такое запись в реляционной БД?
· Что такое поле в реляционной БД?
· Какие бывают типы полей?
· Что такое главный ключ записи?
3. Объяснение нового материала
Рассмотрим на конкретном примере методику проектирования много табличной базы данных.
Имеем модель данных, состоящую из трех взаимосвязанных таблиц (Слайд 3):
АБИТУРИЕНТЫ |
Регистрационный номер |
Фамилия |
Имя |
Отчество |
Дата рождения |
Город |
Законченное учебное заведение |
Название специальности |
Производственный стаж |
Медаль |
Оценка за экзамен 1 |
Оценка за экзамен 2 |
Оценка за экзамен 3 |
Зачисление |
ФАКУЛЬТЕТЫ |
Название факультета |
Экзамен 1 |
Экзамен 2 |
Экзамен 3 |
СПЕЦИАЛЬНОСТИ |
Название специальности |
Название факультета |
План приема |
Эти таблицы можно рассматривать как модель данных в реляционной СУБД. Но работать с БД в таком виде неудобно, т.к. к реляционной БД предъявляется требование: минимизация избыточности данных.
Недостаток этих таблиц - многократное повторение длинных значений полей в разных записях.
Внесем изменения в таблицы (Слайд 4):
ФАКУЛЬТЕТЫ |
Название факультета |
Экзамен 1 |
Экзамен 2 |
Экзамен 3 |
ФАКУЛЬТЕТЫ |
Код факультета |
Название факультета |
Экзамен 1 |
Экзамен 2 |
Экзамен 3 |
СПЕЦИАЛЬНОСТИ |
Название специальности |
Название факультета |
План приема |
СПЕЦИАЛЬНОСТИ |
Название специальности |
Название факультета |
План приема |
Таблицу АБИТУРИЕНТЫ разделим на четыре таблицы (Слайд 5):
АНКЕТЫ |
Регистрационный номер |
Фамилия |
Имя |
Отчество |
Дата рождения |
Город |
Учебное заведение |
АБИТУРИЕНТЫ |
Регистрационный номер |
Код специальности |
Медаль |
Производственный стаж |
ОЦЕНКИ |
Регистрационный номер |
Оценка за экзамен 1 |
Оценка за экзамен 2 |
Оценка за экзамен 3 |
ИТОГИ |
Регистрационный номер |
Зачисление |
Чтобы эти шесть таблиц представляли собой систему, между ними должны быть установлены связи. Связи позволяют определить соответствия между любыми данными в этих таблицах. Например: между фамилией абитуриента и его оценкой по математике. Благодаря этим связям становится возможным получение ответов на запросы, требующие поиска информации в нескольких таблицах одновременно.
Для указания связей между таблицами построим схему базы данных (Слайд 6).
В схеме указывается наличие связей между таблицами и типы связей.
Здесь использованы два типа связей:
· «один-к-одному»;
· «один-ко-многим».
При связи «один-к-одному» с одной записью в таблице связана одна запись в другой таблице. При наличии связи «один-ко-многим» одна запись в некоторой таблице связана с множеством записей в другой таблице.
4. Самостоятельна работа:
Задание: Построить модель данных для данной предметной области, определив количество таблиц в БД. Установить связи и указать тип связи между таблицами. Определить для каждой таблицы поля и типы полей. Заполнить лист отчета.
Вариант 1.
БД «Больница»
В таблицах должна содержаться следующая информация: название отделения, ФИО заведующего отделением, число больничных коек в отделении, телефон заведующего, ФИО врача, категория врача, ФИО больного, дата рождения больного, адрес больного, место работы, должность, диагноз при поступлении, номер палаты, первичный ли больной (впервые ли поступил в стационар с данным диагнозом), дата выписки, дата состояния, температура, общее состояние (тяжелое, удовлетворительное и т.п.), лечение (список лекарств и процедур).
Вариант 2.
БД «Кадры»
В таблицах должна содержаться следующая информация: название отдела, ФИО начальника отдела, номер кабинета начальника, телефон начальника отдела, код рабочей группы, ФИО руководителя группы, номер кабинета руководителя, телефон руководителя, количество сотрудников в группе, ФИО сотрудника, дата рождения, адрес, образование, семейное положение, количество детей, дата поступления в организацию, имеет ли награды, имеет ли взыскания, дата назначения на должность, название должности, зарплата.
(Слайд 7)
5. Итог урока, рефлексия
6. Домашнее задание:§32, с. 178 №1,2, 3 (б)
Использованные материалы
1. И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10-11 классов. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2008.
2. И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер., Т.Ю. Шеина. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: практикум для 10-11 классов - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2008.
3.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.