Проектирование образовательного процесса как инструмент деятельности классного руководителя.
Оценка 4.8

Проектирование образовательного процесса как инструмент деятельности классного руководителя.

Оценка 4.8
docx
28.11.2022
Проектирование образовательного процесса как инструмент деятельности классного руководителя.
СТАТЬЯ.docx

Проектирование  образовательного процесса как инструмент деятельности классного руководителя.

              В современном обществе перед каждой школой стоит задача социализации.  Приобретение социального опыта в школе невозможно без полноценной организации воспитательной работы,  которая должна носить системный характер и выстраиваться не только на уровне школы, но и на уровне класса.  Основной задачей воспитательной работы в нашей школе является создание образовательной среды, способствующей   развитию и становлению личности ребенка. В центре образовательной среды находится взрослый, который в свою очередь в своей управляющей деятельности транслирует влияющую и на него социо-культурную ситуацию (уровень развития общества и культурные нормы и традиции) и научные знания через собственное содержание (понимание), тем самым создавая спектр возможностей для ребенка. Таким образом, взрослый организует образовательный процесс и управляет образовательным процессом. Под образовательным процессом мы понимаем системную деятельность по обучению и воспитанию, создающую условия для развития всех его участников. Отсюда, чем грамотней организован образовательный процесс, тем большее количество возможностей он создает для развития каждого. 

             Воспитательный процесс  в нашей школе имеет свои особенности: воспитание носит вариативный характер, воспитательный процесс разворачивается в рамках индивидуализации,  выстроен в системе культурно-исторических ценностей, личностно ориентирован. Забота о личностном развитии предусматривает составление индивидуальных образовательных программ учащихся,  проектирование образовательного процесса на уровне класса. В системе воспитательной работы школы системообразующим элементом выступает классный руководитель,  который планирует и осуществляет воспитательную работу в рамках основных направлений концепции школы.  Кроме этого классный руководитель, являясь по статусу младшим менеджером, играет важную роль в управлении воспитательным процессом: организует, анализирует и корректирует взаимодействие всех участников образовательного процесса. В основе деятельности классного руководителя лежит управленческий цикл, деятельность классного руководителя носит рефлексивный характер, результаты деятельности должны быть диагностичны.  Проектирование образовательного процесса на уровне класса каждым классным руководителем реализует два основных направления воспитательной работы: создание условий для реализации индивидуальной образовательной программы каждым учащимся и реализации проекта развития класса.   Такой подход требует от классных руководителей высокого уровня личностного развития и методической подготовки.  Проектную деятельность классного руководителя можно отнести  к разряду инновационной, творческой деятельности, так как она предполагает преобразование реальности. Цель самостоятельной проектной деятельности заключается в разработке проекта, на основе использования существующих знаний и представлений. Логика проектирования разворачивается в процессе сопоставления ситуаций: имеющейся и желаемой, таким образом,  проект  это реалистический  замысел о желаемом будущем, имеющий  рациональное обоснование  и конкретный способ реализации. Поэтому на первый план у классного руководителя выступают такие процессы как самоопределение и попытка самореализации в новых социальных условиях. Для этого ему необходимо определиться с такими понятиями, как личностное содержание, которое включает в себя нормы, правила,  принципы на которых он выстраивает  свою педагогическую деятельность. Все это характеризует некие общие черты воспитывающего взрослого.

            Как же непосредственно происходит проектирование образовательного процесса на уровне класса?  Педагогическое проектирование  – это продуктивная деятельность, итогом которой является проект и программа его реализации в практику образования, а также результаты  образовательного процесса, которые достигаются при реализации проекта.  В основе любой деятельности заложена схема деятельности,  но проектная деятельность имеет ряд специфических особенностей. Проект определяется как цельное представление о комплексной, уникальной, ограниченной во времени деятельности, направленной на достижение определенных целей через осуществление изменений в условиях ограниченного времени. Следовательно:

·        проект имеет ограничение во времени

·        направленность на определенную цель

·        получение новообразования, изменения.

  Процесс проектирования образовательного процесса на уровне класса можно разделить на блоки: аналитический, целевой, технологический, диагностический.

       Аналитический блок – работа с информацией и ее анализ. Важной частью проекта  является выбор ключевой проблемы, которая не может быть навязана извне, должна быть актуальна для человека и соответствовать реальному положению вещей. На этом этапе происходит моделирование желаемой ситуации и сопоставление ее с реальными условиями (начальным состоянием). Проблема в данном случае рассматривается как осознанное противоречие между желаемым и действительным. Проблема должна быть правильно сформулирована.  Классный руководитель определяет начальное состояние путем  анализа  психологической и педагогической диагностики, медицинской диагностики, уровня физического развития, а так же в результате собственных наблюдений и субъективной оценки сложившейся ситуации. Важную роль играет  процесс определения классным руководителем позиций,   интересов и потребностей учащихся, а так же представителей педагогического коллектива, участвующих в реализации проекта.  Эффективность проектирования  будет зависеть от того, насколько проект сможет удовлетворить потребности его участников на актуальном для них уровне.

          Целевой блок – процесс целеполагания.  Важно отметить, что постановка цели и задач напрямую зависит от выявленной проблематики, а не спущена сверху в виде реализации какого-либо направления  воспитательной работы.  Цель – это предельный осознанный образ желаемого изменения,  достижимого в результате деятельности.  Цель должна быть диагностична,  реалистична,  операционнальна,  приоритетна, а так же   должна декомпозироваться на  подцели и задачи, образуя дерево целей.

          Технологический блок – непосредственно определение системы средств  достижения поставленной цели. Знание технологии достижения определенных целей дает возможность классному руководителю с высокой долей вероятности достичь желаемого результата в деятельности, что, в свою очередь, повышает реалистичность создаваемого проекта. На этом этапе проектирование,  как правило, выступает средством структурирования  профессиональной  деятельности классного руководителя. На первый план здесь выходит планово - прогностическая функция.  Время реализации проекта ограничено и составляет учебный год. Это  учитывается не только при планировании, но в первую очередь при целеполагании.  Поставленная цель не должна быть долгосрочной.  Так же необходимо не только предложить шаги по решению проблемы, но и определить задачи и ожидаемые результаты, которые будут достигнуты после решения проблемы. После определения проблемы,  определяются ресурсы  необходимые для ее решения.  Классный руководитель составляет план решения проблемы по шагам (этапам), определяет последовательность действий, сроки этапов, место и роль каждого в проекте формы взаимодействия с участниками проекта.  Каждый этап предполагает свою подцель,  подбор содержания, наиболее эффективных средств, форм, методов, ожидаемый результат.  Средствами реализации проекта являются не только хорошо знакомые классному руководителю формы и методы работы (классные часы, беседы, диспуты), но и весь спектр возможностей, предлагаемый школой. Система дополнительного образования, общешкольные мероприятия, музейно-экскурсионная работа, спортивно-оздоровительная работа, мероприятия, проводимые в рамках патриотического воспитания  с одной стороны, планируются в тесной связи с учебной программой, а с другой – являются задачами воспитания и личностного развития учащихся.  Задача классного руководителя выбрать наиболее эффективные формы в соответствии с возрастом детей и поставленными задачами. Так же необходимо учитывать ведущий тип взаимодействия, управления, деятельности, механизмы и способы социализации, подбирать наиболее эффективные методы. Важную роль играет системное видение классного руководителя.  Чем успешнее классный руководитель задействует  спектр возможностей, предлагаемый школой, для реализации поставленных задач, тем проще ему будет реализовать проект, обосновать выбранные средства другим участникам проекта, наладить взаимодействие. Только системный подход обеспечивает эффективность и вероятность реализации проекта.    

     Диагностический блок – определение объектов диагностики и непосредственно подбор диагностик по выявлению степени реализации цели и задач.  Подбирается не только стартовая и итоговая диагностика. Важную роль играет правильно подобранная промежуточная диагностика, результаты которой непременно подскажут классному руководителю о высокой доле вероятности реализации проекта или о необходимой коррекции поставленных задач и плана реализации.

      Как мы видим процесс проектирования достаточно трудоемкий. Но после непосредственно проектирования  актуальным становится процесс управления реализацией проекта, так как хорошо продуманный  проект не всегда так же успешно воплощается в жизнь. Процесс реализации проекта можно подразделить на три этапа: подготовительный (непосредственно проектирование), основной (собственно реализация) и итоговый (подведение итогов). Чтобы реализовать проект классному руководителю необходимо  выстроить систему отношений со всеми участниками образовательного процесса, обосновав место и роль каждого в реализации проекта, организовать продуктивную совместную деятельность и включить в нее всех участников.  Необходимыми  являются  психолого-медико-педагогические  консилиумы, которые проводятся три раза в год. Психолого–медико-педагогический консилиум является профессиональным экспертным органом школы, который решает вопросы по созданию условий для социальной ситуации развития, личностного роста и успеха детей, в сохранении и укреплении их психологического, социального и физического здоровья. На консилиумах координируется деятельность педагогов для создания целостной системы, обеспечивающей оптимальные условия для организации учебно-воспитательного процесса и для индивидуального подхода к учащимся в процессе развития и воспитания. Таким  образом, целостность воспитательного процесса в школе обеспечивается единым планированием, взаимосвязанной деятельностью классных воспитателей, учителей-предметников, кружководов и психологов, а личностное содержание классного руководителя и  система  выстроенных отношений  и  их стиль будут формировать образовательную среду, которая в свою очередь будет реализовывать   цели и задачи проекта.

      Несомненно,  проектирование образовательного процесса на уровне класса позволяет  администрации совершенствовать воспитательную   работу в школе, систематизировать деятельность классных руководителей, сделать эту деятельность более целенаправленной, интегрировать основное и дополнительное образование,  достичь более высоких результатов образования, в большей мере решить задачу социализации.

         

  

 

 

 

 

 


 

Проектирование образовательного процесса как инструмент деятельности классного руководителя

Проектирование образовательного процесса как инструмент деятельности классного руководителя

Такой подход требует от классных руководителей высокого уровня личностного развития и методической подготовки

Такой подход требует от классных руководителей высокого уровня личностного развития и методической подготовки

Проблема в данном случае рассматривается как осознанное противоречие между желаемым и действительным

Проблема в данном случае рассматривается как осознанное противоречие между желаемым и действительным

Средствами реализации проекта являются не только хорошо знакомые классному руководителю формы и методы работы (классные часы, беседы, диспуты), но и весь спектр возможностей, предлагаемый школой

Средствами реализации проекта являются не только хорошо знакомые классному руководителю формы и методы работы (классные часы, беседы, диспуты), но и весь спектр возможностей, предлагаемый школой

На консилиумах координируется деятельность педагогов для создания целостной системы, обеспечивающей оптимальные условия для организации учебно-воспитательного процесса и для индивидуального подхода к учащимся в процессе развития…

На консилиумах координируется деятельность педагогов для создания целостной системы, обеспечивающей оптимальные условия для организации учебно-воспитательного процесса и для индивидуального подхода к учащимся в процессе развития…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.11.2022