В марте 2013 года на базе нашей школы прошли курсы Красноярского института повышения квалификации по теме «Система работы школы по развитию исследовательско-проектировочных умений и навыков обучающихся». Педагоги не только теоретически познакомились с особенностями проектирования современного урока в соответствии со стандартами второго поколения, но и пробовали разрабатывать и апробировать свои уроки.
Структура нового урока обязательно должна содержать: вводную часть – целеполагание (определение темы урока, постановка предполагаемых целей-результатов детьми); основную часть – создание учебных ситуаций (выработка способов достижения поставленных целей-результатов); заключительную часть (рефлексия, определение степени достижения поставленных целей, реального результата)
Проектирование учебного занятия в системнодеятельностном подходе на
примере урока истории
В марте 2013 года на базе нашей школы прошли курсы Красноярского института повышения квалификации по теме
«Система работы школы по развитию исследовательскопроектировочных умений и навыков обучающихся». Педагоги не
только теоретически познакомились с особенностями проектирования современного урока в соответствии со стандартами
второго поколения, но и пробовали разрабатывать и апробировать свои уроки.
Структура нового урока обязательно должна содержать: вводную часть – целеполагание (определение темы урока,
постановка предполагаемых целейрезультатов детьми); основную часть – создание учебных ситуаций (выработка
способов достижения поставленных целейрезультатов); заключительную часть (рефлексия, определение степени
достижения поставленных целей, реального результата) [1., с.4].
Предлагаю вам ознакомиться с уроком истории, разработанным в рамках курсов и проведенным для коллег. К уроку
даются методические комментарии, с целью введения в логику системнодеятельностного подхода.
Учебник
Цель
результат
А.А. Данилова и Л.Г.Косулиной. История России. XIXвек.
Учащиеся узнают условия освобождения крестьян; переведут текстовую
информацию в таблицу, смогут определять положительные и отрицательные стороны
реформы для крестьян и помещиков, будут учиться устанавливать причинно
следственные связи (по таксономии Б. Блума уровни – знание, понимание, анализ).
Комментарий: уровень знания начальный. Цели, относящиеся к этому уровню,
формулируются в терминах воспроизведения (назвать, перечислить, указать). На
уровне понимания учащиеся должны изложить материал своими словами. При
анализе предполагается, что обучаемые в состоянии разделить изученный
материал на отдельные составляющие части, могут описать его внутреннюю
организацию[1., с.7].
Оборудование Слайдпрограмма, карточки с датами на доске, Рабочие листы по теме для учащихся
(содержат ленту времени, 2 таблицы).
Содержание слайдпрограммы:
Лента времени. Эталон выполнения задания.
Портрет Александра II.
Диаграмма «Крестьянские волнения в 18581863гг.».
Поместье.
Выкупная операция.
45 минут
Время урока
Конспект урока
1. Вводная часть
Актуализация знаний. Формулировка темы
Разминка «Даты». На доске карточки с датами, один учащийся выходит к доске, класс называет события отечественной
истории, учащийся показывает карточку с датой. Учитель может задавать дополнительные вопросы.
Беседа с классом.
– Что объединяет даты: 1581, 1597, 1649? (Этапы закрепощения крестьян).
– Что такое крепостное право?
– Как оно влияло на развитие России в XIX веке?
– Представители каких общественных движений в XIX веке выступали за отмену крепостного права?– Какие попытки предпринимали российские императоры в XIX веке для изменения положения крепостных?
– Как высказывался о крепостном праве Николай I (с.69 учебника)?
– После какого события отмена крепостного права стала неизбежной? (Поражение России в Крымской войне)
– Какая сегодня тема урока? (Отмена крепостного права в России).
– Запишите тему в Рабочий лист урока.
Комментарий: актуализация знаний на данном уроке необходима, она позволяет не только повторить изученный
материал, но и легко подводит ребят к формулированию темы урока.
Целеполагание
Введение даты отмены крепостного права. Дети работают с лентой времени в Рабочем листе урока.
Рабочий лист по теме «Отмена крепостного права в России»
– На ленте времени отметьте годы Крымской войны и год отмены крепостного права (найдите в учебнике). Сверяем с
эталоном (слайд 1).
– Сколько лет прошло от окончания войны до отмены крепостного права?
– Почему не отменили в 1857? (Подготовка реформы, ведь изменится жизнь большей части населения страны).
– Чья жизнь изменится в первую очередь? (Крепостных крестьян и помещиков). Созданы комитеты, комиссии, по
разработке реформы, в состав которых вошли помещики и чиновники.
– В 1861 году Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права и Положения об освобождении крестьян
(слайд 2). Но…
– Проанализируйте диаграмму на слайде.
– Сформулируйте проблемный вопрос.
«Почему освобождение крепостных привело к массовым крестьянским выступлениям»?
Недовольство освобождением!
– Что мы должны сделать, чтобы понять и объяснить эту ситуацию?
– Какие цели мы поставим на урок?
Цель 1: узнать, на каких условиях происходило освобождение крестьян.
Цель 2: проанализировать + и – реформы для крестьян и помещиков.
Комментарий: проблемный вопрос и цели урока формулируются детьми и обязательно фиксируются на доске. Для
достижения каждой цели создается учебная ситуация.
II. Основная часть
Первая учебная ситуация
– Работая с учебником (с.141142, отрывок «Основные положения крестьянской реформы») выделите основные условия
освобождения крестьян, опираясь на таблицу в Рабочем листе и словарь урока. Можно работать в парах.
Основные положения реформы
Опорные слова
Положения реформы
Гражданские права
Крестьяне получили гражданские права.Земля
Выкуп
Крестьяне могли выкупить землю у помещика.
20% стоимости земли платил крестьянин, 80% государство. Эти деньги с
процентами нужно вернуть государству в течение 49 лет.
Временнообязанные
крестьяне
Комментарий: в таблице даны только опорные слова, условия освобождения дети должны найти сами.
До выхода на выкуп крестьяне считались временнообязанными (платили
оброк, работали на барщине). Выкуп с 1863г.
Самостоятельная работа 1015 минут. Совместное обсуждение. Корректировка таблицы. Для пояснения используются
слайды 45.
Рефлексия после учебной ситуации.
– Какова была первая цель на уроке? Достигли ее?
Вторая учебная ситуация
Работая в группах, заполнить таблицу.
Комментарий: коллеги, привожу вариант уже заполненной таблицы.
Приобретения и потери крестьян и помещиков
+ для крестьян
– для крестьян
Гражданские права.
Выкуп земли у помещика.
Бесплатно мог получить ? часть надела.
Помещик отрезал лучшие земли.
Оброк и барщина для временнообязанных точно
Большие группы крестьян не
определены в Уставных грамотах.
получали земли.
80% выкупа давало государство.
До выкупа временнообязанные
отношения (барщина, оброк).
Рассчитываться с государством 49
лет.
Земля – собственность общины.
Выкуп с 1863г.
+ для помещиков
– для помещиков
Теряли рабочую силу, надо искать
другие источники дохода.
Оброк и барщина точно
определяются в Уставной грамоте.
Продавали землю.
Временнообязанные отношения.
Получал всю сумму сразу.
Отрезает лучшие земли.
Совместное обсуждение. Корректировка таблицы.
– Для кого реформа более выгодна?
– Почему так получилось?
III. Рефлексия
– Какие у нас были цели урока?
– Удалось ли нам их достичь?
– Какие условия отмены крепостного права узнали?– Кто получил больше выгоды от реформы?
– Сможем ответить на проблемный вопрос?
– Где нам эти знания могут пригодиться? (При чтении художественных текстов).
Комментарий: на следующий урок учащиеся будут применять полученные знания при анализе отрывков из
художественных произведений.
Выводы. Урок изменился. Дети сами должны формулировать тему, целирезультаты, самостоятельно получают знания,
рефлексируют по поводу своей деятельности. От учителя требуется большая подготовка к уроку, но на самом
уроке работают дети.
Литература.
1. Голубева Л.М. Методические рекомендации по проектированию учебного занятия в системнодеятельностном
подходе с применением процессуального мониторинга.г.Канск, 2013.
2. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. XIX век. Учебник для 8 класса. Просвещение. М., 2007.
3. Данилов Д.Д., Данилова С.М. Рабочая тетрадь к учебнику «История России». Школа 2100.М., 2012.
4. Колганова Е.В., Сумакова Н.В. Поурочные разработки по истории России XIX века. М., 2005.
5. Ступакова Ю.В. Основные положения реформы 1861г. (урок проблемного обучения)//ПИШ №3, 2004.