Проектирование учебного занятия в системно-деятельностном подходе на примере урока истории

  • Руководства для учителя
  • doc
  • 08.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В марте 2013 года на базе нашей школы прошли курсы Красноярского института повышения квалификации по теме «Система работы школы по развитию исследовательско-проектировочных умений и навыков обучающихся». Педагоги не только теоретически познакомились с особенностями проектирования современного урока в соответствии со стандартами второго поколения, но и пробовали разрабатывать и апробировать свои уроки. Структура нового урока обязательно должна содержать: вводную часть – целеполагание (определение темы урока, постановка предполагаемых целей-результатов детьми); основную часть – создание учебных ситуаций (выработка способов достижения поставленных целей-результатов); заключительную часть (рефлексия, определение степени достижения поставленных целей, реального результата)
Иконка файла материала Проектирование учебного занятия.doc
Проектирование учебного занятия в системно­деятельностном подходе на примере урока истории В марте 2013 года на базе нашей школы прошли курсы Красноярского института повышения квалификации по теме  «Система работы школы по развитию исследовательско­проектировочных умений и навыков обучающихся». Педагоги не  только теоретически познакомились с особенностями проектирования современного урока в соответствии со стандартами  второго поколения, но и пробовали разрабатывать и апробировать свои уроки. Структура нового урока обязательно должна содержать: вводную часть – целеполагание (определение темы урока,  постановка предполагаемых целей­результатов детьми); основную часть – создание учебных ситуаций (выработка  способов достижения поставленных целей­результатов); заключительную часть (рефлексия, определение степени  достижения поставленных целей, реального результата) [1., с.4]. Предлагаю вам ознакомиться с уроком истории, разработанным в рамках курсов и проведенным для коллег. К уроку  даются методические комментарии, с целью введения в логику системно­деятельностного подхода. Учебник Цель­ результат А.А. Данилова и Л.Г.Косулиной. История России. XIXвек. Учащиеся узнают условия освобождения крестьян; переведут текстовую  информацию в таблицу, смогут определять положительные и отрицательные стороны реформы для крестьян и помещиков, будут учиться устанавливать причинно­ следственные связи (по таксономии Б. Блума уровни – знание, понимание, анализ). Комментарий: уровень знания начальный. Цели, относящиеся к этому уровню,  формулируются в терминах воспроизведения (назвать, перечислить, указать). На уровне понимания учащиеся должны изложить материал своими словами. При  анализе предполагается, что обучаемые в состоянии разделить изученный  материал на отдельные составляющие части, могут описать его внутреннюю  организацию[1., с.7]. Оборудование Слайд­программа, карточки с датами на доске, Рабочие листы по теме для учащихся  (содержат ленту времени, 2 таблицы). Содержание слайд­программы:  Лента времени. Эталон выполнения задания.  Портрет Александра II.  Диаграмма «Крестьянские волнения в 1858­1863гг.».  Поместье.  Выкупная операция. 45 минут Время урока Конспект урока 1. Вводная часть Актуализация знаний. Формулировка темы Разминка «Даты». На доске карточки с датами, один учащийся выходит к доске, класс называет события отечественной  истории, учащийся показывает карточку с датой. Учитель может задавать дополнительные вопросы. Беседа с классом. – Что объединяет даты: 1581, 1597, 1649? (Этапы закрепощения крестьян). – Что такое крепостное право? – Как оно влияло на развитие России в XIX веке? – Представители каких общественных движений в XIX веке выступали за отмену крепостного права?– Какие попытки предпринимали российские императоры в XIX веке для изменения положения крепостных? – Как высказывался о крепостном праве Николай I (с.69 учебника)? – После какого события отмена крепостного права стала неизбежной? (Поражение России в Крымской войне)  – Какая сегодня тема урока? (Отмена крепостного права в России). – Запишите тему в Рабочий лист урока. Комментарий: актуализация знаний на данном уроке необходима, она позволяет не только повторить изученный  материал, но и легко подводит ребят к формулированию темы урока. Целеполагание Введение даты отмены крепостного права. Дети работают с лентой времени в Рабочем листе урока. Рабочий лист по теме «Отмена крепостного права в России» – На ленте времени отметьте годы Крымской войны и год отмены крепостного права (найдите в учебнике). Сверяем с  эталоном (слайд 1). – Сколько лет прошло от окончания войны до отмены крепостного права?  – Почему не отменили в 1857? (Подготовка реформы, ведь изменится жизнь большей части населения страны). – Чья жизнь изменится в первую очередь? (Крепостных крестьян и помещиков). Созданы комитеты, комиссии, по  разработке реформы, в состав которых вошли помещики и чиновники. – В 1861 году Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права и Положения об освобождении крестьян  (слайд 2). Но… – Проанализируйте диаграмму на слайде. – Сформулируйте проблемный вопрос. «Почему освобождение крепостных привело к массовым крестьянским выступлениям»? Недовольство освобождением! – Что мы должны сделать, чтобы понять и объяснить эту ситуацию? – Какие цели мы поставим на урок? Цель 1: узнать, на каких условиях происходило освобождение крестьян. Цель 2: проанализировать + и – реформы для крестьян и помещиков. Комментарий: проблемный вопрос и цели урока формулируются детьми и обязательно фиксируются на доске. Для достижения каждой цели создается учебная ситуация. II. Основная часть Первая учебная ситуация – Работая с учебником (с.141­142, отрывок «Основные положения крестьянской реформы») выделите основные условия  освобождения крестьян, опираясь на таблицу в Рабочем листе и словарь урока. Можно работать в парах. Основные положения реформы Опорные слова Положения реформы Гражданские права Крестьяне получили гражданские права.Земля Выкуп Крестьяне могли выкупить землю у помещика. 20% стоимости земли платил крестьянин, 80% государство. Эти деньги с  процентами нужно вернуть государству в течение 49 лет. Временнообязанные  крестьяне Комментарий: в таблице даны только опорные слова, условия освобождения дети должны найти сами. До выхода на выкуп крестьяне считались временнообязанными (платили  оброк, работали на барщине). Выкуп с 1863г. Самостоятельная работа 10­15 минут. Совместное обсуждение. Корректировка таблицы. Для пояснения используются  слайды 4­5. Рефлексия после учебной ситуации. – Какова была первая цель на уроке? Достигли ее? Вторая учебная ситуация Работая в группах, заполнить таблицу. Комментарий: коллеги, привожу вариант уже заполненной таблицы. Приобретения и потери крестьян и помещиков + для крестьян – для крестьян  Гражданские права.  Выкуп земли у помещика.  Бесплатно мог получить ? часть надела.  Помещик отрезал лучшие земли.  Оброк и барщина для временнообязанных точно   Большие группы крестьян не  определены в Уставных грамотах. получали земли.  80% выкупа давало государство.  До выкупа временнообязанные  отношения (барщина, оброк).   Рассчитываться с государством 49  лет. Земля – собственность общины.  Выкуп с 1863г. + для помещиков – для помещиков  Теряли рабочую силу, надо искать  другие источники дохода.  Оброк и барщина точно  определяются в Уставной грамоте.  Продавали землю.  Временнообязанные отношения.  Получал всю сумму сразу.  Отрезает лучшие земли. Совместное обсуждение. Корректировка таблицы. – Для кого реформа более выгодна? – Почему так получилось? III. Рефлексия – Какие у нас были цели урока? – Удалось ли нам их достичь? – Какие условия отмены крепостного права узнали?– Кто получил больше выгоды от реформы? – Сможем ответить на проблемный вопрос? – Где нам эти знания могут пригодиться? (При чтении художественных текстов). Комментарий: на следующий урок учащиеся будут применять полученные знания при анализе отрывков из  художественных произведений. Выводы. Урок изменился. Дети сами должны формулировать тему, цели­результаты, самостоятельно получают знания,  рефлексируют по поводу своей деятельности. От учителя требуется большая подготовка к уроку, но на самом  уроке работают дети. Литература. 1. Голубева Л.М. Методические рекомендации по проектированию учебного занятия в системно­деятельностном  подходе с применением процессуального мониторинга.г.Канск, 2013. 2. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. XIX век. Учебник для 8 класса. Просвещение. М., 2007. 3. Данилов Д.Д., Данилова С.М. Рабочая тетрадь к учебнику «История России». Школа 2100.М., 2012. 4. Колганова Е.В., Сумакова Н.В. Поурочные разработки по истории России XIX века. М., 2005. 5. Ступакова Ю.В. Основные положения реформы 1861г. (урок проблемного обучения)//ПИШ №3, 2004.