Концепция модернизации российского образования подчёркивает необходимость ориентации образования не только на усвоение определённой суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся.
В основу ФГОС НОО положен системно-деятельностный подход к обучению читательской грамотности на уроках русского языка и литературы. Он обеспечивает активную учебно-познавательную деятельность учащихся, формирует готовность к самореализации, организует учебное сотрудничество с взрослыми и сверстниками в познавательной деятельности.
Именно на уроках русского языка и литературы происходит формирование таких базовых компетенций, как общекультурная, информационная, коммуникативная. Отсюда вытекает актуальность реализации системно-деятельностного подхода в преподавании русского языка и литературы.
Проектирование уроков русского языка и литературы
на основе системно – деятельностного подхода обучения
Корбова Марина Александровна,
преподаватель русского языка и литературы
Бюджетное учреждение
профессионального образования
«Нижневартовский политехнический колледж»,
г.Нижневартовск
Концепция модернизации российского образования подчёркивает необходимость
ориентации образования не только на усвоение определённой суммы знаний, но и на
развитие его личности,
его познавательных и созидательных способностей.
Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных
знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной
ответственности обучающихся.
В основу ФГОС НОО положен системнодеятельностный подход к обучению читательской
грамотности на уроках русского языка и литературы. Он обеспечивает активную учебно
познавательную деятельность учащихся, формирует готовность к самореализации,
организует учебное сотрудничество с взрослыми и сверстниками в познавательной
деятельности.
Именно на уроках русского языка и литературы происходит формирование таких базовых
компетенций, как общекультурная, информационная, коммуникативная. Отсюда вытекает
актуальность реализации системнодеятельностного подхода в преподавании русского
языка и литературы.
При разработке федеральных государственных стандартов второго поколения
приоритетом основного общего образования становится формирование общеучебных
умений и навыков, а также способов деятельности, уровень освоения которых в
значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. В настоящее
время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в
обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые
знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы
и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета
призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков
самостоятельности и саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и методов
обучения, обновление содержания образования.
Часть 1. Системнодеятельностный подход как средство реализации современных
целей образования
Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю,
я делаю – я усваиваю”. Китайская мудрость
Недостаточность любого объема знаний для успешного решения жизненных проблем
сегодня очевидна всем, поэтому на первое место выходит личность ученика, его
способность к «самоопределению и самореализации», к самостоятельному принятию
решений и доведению их до исполнения, к рефлексивному анализу собственной
деятельности. Таким образом, приоритет в целях образования сместился в сторону
формирования деятельностных способностей. В этих условиях все большее внимание
привлекает к себе системнодеятельностный подход, который включает в себя все виды
деятельности (самоопределение, нормотворчество и нормореализация), рефлексивный
анализ собственной деятельности, а также системно тренирует коммуникативные
способности, тем самым обеспечивая формирование у детей готовности к саморазвитию.
1Системнодеятельностный подход нацелен на развитие личности. Отличает систему
обучения то, что в ней упор делается на зону ближайшего развития, то есть область
потенциальных возможностей, которые позволяют учащемуся вступать в контакт со
взрослым и под его руководством на более высоком уровне решать поставленные задачи.
Выход на зону ближайшего развития осуществляется через постановку учебных задач.
Учитель руководит поиском ответов на поставленный вопрос или учебную задачу:
предполагается помощь, а не подсказка. Деятельность школьника в рамках своей зоны
ближайшего развития предусматривает использование им дополнительных сведений из
вспомогательных источников (словарей, справочников, энциклопедий), с которыми ученик
работает самостоятельно. Работа ученика с учетом зоны ближайшего развития
способствует актуализации, самоконтроля, саморегуляции и планирования собственной
деятельности в условиях контроля и помощи со стороны учителя.
Основная педагогическая задача: организация условий, инициирующих детское
действие
Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем.
Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это
ускорение темпов развития. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно
больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и
познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. По
сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов, которые призваны
Конструктивно
реализовать развивающий потенциал общего среднего образования.
выполнить задачи образования XXI века помогает системнодеятельностный подход.
Сегодня наибольшее распространение получила «технология деятельностного метода
обучения», разработанная под руководством доктора педагогических наук, профессора
Людмилы Георгиевны Петерсон.
Деятельностный подход – это метод обучения, при котором ребѐнок не получает
знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно
познавательной деятельности.
Принципиальным отличием технологии деятельностного метода от традиционного
технологии демонстрационнонаглядного метода обучения является то, что предложенная
структура описывает деятельность не учителя, а учащихся.
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании
обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
1) Принцип деятельности заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом
виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной
деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их
совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его
общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и
этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных
психологических особенностей развития детей.
3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного
системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире
и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
4) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех
стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках
доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики
сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
25) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к
систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях
выбора.
6) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в
образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой
деятельности.
Типология уроков в дидактической системе деятельностного метода
Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре
группы:
уроки «открытия» нового знания;
уроки рефлексии;
уроки общеметодологической направленности;
уроки развивающего контроля.
1. Урок «открытия» нового знания.
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу
действия.
Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых
элементов.
2. Урок рефлексии.
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии
коррекционноконтрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование
собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация
проекта выхода из затруднения и т.д.).
Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д.
3. Урок общеметодологической направленности.
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу
действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.
Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно
методических линий.
4. Урок развивающего контроля.
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению
контрольной функции.
Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.
Теоретически обоснованный механизм деятельности по контролю предполагает:
предъявление контролируемого варианта;
наличие понятийно обоснованного эталона, а не субъективной версии;
сопоставление проверяемого варианта с эталоном по оговоренному механизму;
оценку результата сопоставления в соответствии с заранее обоснованным
критерием.
3Таким образом, уроки развивающего контроля предполагают организацию
деятельности ученика в соответствии со следующей структурой:
написание учащимися варианта контрольной работы;
сопоставление с объективно обоснованным эталоном выполнения этой работы;
оценка учащимися результата сопоставления в соответствии с ранее
установленными критериями.
Разбиение учебного процесса на уроки разных типов в соответствии с ведущими целями
не должно разрушать его непрерывности, а значит, необходимо обеспечить инвариантность
технологии обучения. Поэтому при построении технологии организации уроков разных
типов должен сохраняться деятельностный метод обучения и обеспечиваться
соответствующая ему система дидактических принципов как основа для построения
структуры и условий взаимодействия между учителем и учеником.
Для построения урока в рамках ФГОС важно понять, какими должны быть критерии
результативности урока, вне зависимости от того, какой типологии мы придерживаемся.
1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.
2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать
свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)
3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень
активности учащихся в учебном процессе.
4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.
5. Учитель эффективно сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит
детей работать по правилу и творчески.
6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит
специальное формирование контрольнооценочной деятельности у обучающихся).
7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для
этого специальные приемы.
8. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и
поддерживает минимальные успехи.
9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.
10. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное
мнение, обучает корректным формам их выражения.
11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества,
сотворчества, психологического комфорта.
12. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через
отношения, совместную деятельность и т.д.).
РО, основанное на СДП, выступает как полноценное инновационное. Оно действительно
преобразует ТО в развивающее, что нетрудно выявить при их сравнении.
Традиционное обучение
Инновационное развивающее обучение
1) базируется на принципе доступности;
2) учащийся выступает в роли объекта ПД;
1) опирается на зону ближайшего
развития;
2) учащийся действует как субъект
собственной УД;
3) ориентировано на усвоение определенной
суммы знаний;
3) нацелено на усвоение способов
познания как конечной цели учения;
4) развивает обыденное мышление,
эмпириический способ познания
4) развивает теоретическое мышление и
теоретический способ познания;
45) решая конкретнопрактические задачи,
учащиеся усваивают частные способы;
5) на первый план выступают учебные
задачи, решая их учащиеся, усваивают
общие способы умственной
деятельности
6) в результате формируется индивид –
человек, способный к исполнительской
деятельности.
6) формируется личность, способная к
самостоятельной творческой
деятельности.
Механизмом реализации системно – деятельностного подхода является такие технологии,
как:
Информационные и коммуникативные технологии (коммуникация – общение)
Технология, основанная на создании учебной ситуации (решение задач, практически
значимых для изучения окружающего мира)
Технология, основанная на реализации проектной деятельности
Технология, основанная на уровневой дифференциации обучения
Технология деятельностного метода
Деятельностный метод метод, при котором ребёнок не получает знания в готовом
виде, а добывает их сам в процессе собственной учебнопознавательной деятельности.
Технология деятельностного метода предполагает следующую последовательность
шагов на уроке:
Этапы урока
Организующая роль учителя
1
2
3
Мотивация к учебной
деятельности
Актуализация знаний и
фиксация
индивидуального
затруднения в пробном
действии.
Выявление места и
причины затруднения
Создают условия для возникновения у
ученика внутренней потребности включения
в деятельность («хочу») и выделения
содержательной области («могу»).
Организует подготовку учащихся к
самостоятельному выполнению пробного
учебного действия: 1) актуализацию знаний,
умений и навыков, достаточных для
построения нового способа действий; 2)
тренировку соответствующих мыслительных
операций. В завершении этапа создается
затруднение в индивидуальной деятельности
учащимися, которое фиксируется ими
самими.
Организует выявление учащимися места и
причины затруднения: 1) организовывается
восстановление выполненных операций и
фиксация места, шага, где возникло
затруднение 2) выявление причины
затруднения каких конкретно знаний,
умений не хватает для решения исходной
задачи такого класса или типа.
54
5
6
7
8
9
Этапы урока
Построение проекта
выхода из затруднения
Реализация построенного
проекта
Первичное закрепление с
проговариванием во
внешней речи
Самостоятельная работа с
самопроверкой по эталону
Включение в систему
знаний и повторение
Рефлексия учебной
деятельности.
Организующая роль учителя
Организует процесс открытия нового
знания, где учащиеся в коммуникативной
форме обдумывают проект будущих
учебных действий: ставят цель, строят план
достижения цели, выбирают метод
разрешения проблемной ситуации.
Организует: обсуждение различных
вариантов, предложенных учащимися;
выбор оптимального варианта, который
фиксируется вербально и знаково. Уточняет
характер нового знания.
Организует усвоение учениками нового
способа действий при решении типовых
задач с их проговариванием (фронтально, в
парах или группах).
Организует самостоятельное выполнение
учащимися задания на новый способ
действия и самопроверку на основе
сопоставления с эталоном. Создает, по
возможности, для каждого ученика
ситуацию успеха.
Организует выявление границ применения
нового знания, повторение учебного
содержания, необходимого для обеспечения
содержательной непрерывности.
Организует оценивание учащимися
собственной деятельности, фиксирование
неразрешённых затруднений на уроке как
направления будущей учебной
деятельности, обсуждение и запись
домашнего задания.
В условиях применения деятельностного метода отношение обучающихся к миру
всё чаще не укладывается в привычную схему «знаю не знаю», «умею не умею» и
сменяется параметрами «ищу и нахожу», «думаю и узнаю», «пробую и делаю».
Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо
организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность
– в этом функция учителя.
Я думаю, реализация новых стандартов в большей степени зависит от учителя,
который перестанет быть единственным носителем знаний, а будет выполнять роль
проводника в мире информации. Задача учителя не просто формировать и развивать
необходимые качества, но и взаимодействовать со средой, в которой растёт ребёнок. Дать
учащимся возможность делать выбор, аргументировать свою точку зрения, нести
ответственность за этот выбор, а не давать готовое. Для выстраивания новой системы
работы и достижения качественных результатов учебной деятельности целесообразно
использовать наиболее эффективные приемы и формы ее организации:
1. Использование дифференцированных заданий.
2. Включение в образовательный процесс ИКТ.
3. Использование метода проектов.
Использование дифференцированных заданий.
6Я считаю необходимым включать дифференцированную работу на различных этапах урока
в зависимости от его целей и задач.
Включение в образовательный процесс ИКТ.
Включение в образовательный процесс информационных и коммуникативных
технологий является средством обучения, воспитания и развития.
Использование информационнокоммуникативных технологий дает возможность учащимся
для осуществления следующих видов деятельности:
проведение урока с мультимедиа выступлением (сопровождение рассказа учителя;
демонстрации при объяснении нового материала; заранее подготовленное
выступление — доклад ученика по определенной теме;
подготовка к выступлению, выполнение домашнего задания — поиск информации,
работа над текстом, написание мультимедиа сочинения.
Такая форма организации работы позволяет в большей степени осуществлять
индивидуальный подход к обучению.
Использование метода проектов.
Освоение и реализация новых подходов, технологий и методик это гарантия
движения, динамики, роста, гибкости педагога и образовательной системы в целом. А,
главное, создаёт благоприятные условия для решения многочисленных педагогических
проблем и помогает адаптироваться к современным условиям жизни. Самостоятельного
успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов
деятельности.
нравственно совершенной,
В целом системнодеятельностный подход в обучении означает, что в этом процессе
ставится и решается основная задача образования — создание условий развития
гармоничной,
профессионально
компетентной и саморазвивающейся личности через активизацию внутренних резервов. Для
реализации системнодеятельностного подхода необходимо перейти от освоения
отдельных учебных предметов к межпредметному изучению сложных ситуаций реальной
жизни. Соответственно, специфические для каждого учебного предмета действия и
операции должны быть дополнены универсальными (метапредметными) учебными
действиями.
социально активной,
Деятельностная форма результатов образования предполагает ряд существенных
изменений в образовании. Например, эти изменения коснутся системы оценки достижения
планируемых результатов освоения основной образовательной программы, в том числе не
только оценки индивидуальных достижений обучающихся, но и деятельности педагога,
образовательного учреждения. Изменения в обязательном порядке будут затрагивать
вопросы проектирования образовательного процесса с точки зрения его направленности на
достижение требований Стандарта к результатам, в том числе и использование
современных технологий деятельностного типа. К ним можно отнести технологии,
основанные на уровневой дифференциации, на создании учебных ситуаций, на реализации
проектной и исследовательской деятельности, на кооперации в обучении и др. Изменения
будут происходить и в подходах к пониманию, и оценке профессиональной педагогической
компетентности. Современный педагог должен уметь проектировать и организовывать
образовательный процесс в соответствии с системнодеятельностным подходом, уметь
проектировать и реализовывать программу развития универсальных учебных действий у
учащихся своего класса, уметь исследовать уровень достижения не только предметных, но
и личностных и метапредметных результатов освоения учениками основной
образовательной программы.
7