Проективный рисунок как приём арттерапии

  • doc
  • 24.10.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ПРОЕКТИВНЫЙ РИСУНОК КАК ПРИЁМ АРТТЕРАПИИ.doc

ПРОЕКТИВНЫЙ  РИСУНОК  КАК ПРИЁМ  АРТТЕРАПИИ.

 

Рисование – творческий акт, позволяющий и ребёнку, и взрослому ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, освободиться от переживаний, тревожности, конфликтов, развить эмпатию, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды.

         Некоторые учёные склонны рассматривать рисование как

-один из путей выполнения программы совершенствования организма.

-рисование развивает чувственно – двигательную координацию

-рисование требует согласованного участия многих психических функций

-рисование участвует в согласовании межполушарных взаимоотношений (так как в процессе рисования координируется конкретно-образное мышление – связано оно в основном, с работой правого полушария мозга; и абстрактно-логического, за которое отвечает левое полушарие.

-рисование напрямую связано с важными ВПФ: зрением, двигательной координации, речью, мышлением; оно развивает все ВПФ и связывает их между собой.

-рисование даёт выход своим чувствам и мечтам

-рисование выступает как способ постижения своих возможностей и окружающей действительности

-рисование как способ моделирования разных эмоций: + и –

 

Поэтому рисование широко используют для снятия психического напряжения, стрессовых ситуаций, неврозов, страхов.

Основная задача проективного рисунка – в индивидуальной или групповой работе – выявление и осознание трудновербализуемых проблем, переживаний ребёнка. Он позволяет диагностировать и интерпретировать затруднения в общении, эмоциональные проблемы.

Темы рисунков:

1.Собственное прошлое и настоящее (« Я и дети», «Мой обычный день», «Моя главная проблема в общении с детьми».

2.Будущее или абстрактные понятия («Кем я хочу быть», «3 желания», «Одиночество», «любовь», «Остров счастья», «Страх», «Зависть»)

3.Отношения («Что мне нравится и не нравится в группе, классе, отделе..)

 

В проективном рисовании используются некоторые методики

 С. Кратохвила:

 

1)Свободное рисование

Каждый рисует, что хочет, затем проходит обсуждение; рисуют 30 минут; рисунки вывешиваются и начинается обсуждение; сначала о нём высказывается группа, затем –автор рисунка.

А.А,Осипова. Общая психокоррекция. М., 2001, с.192 – 200.

 

 

2) Коммуникативное рисование

Группа разбивается на пары, у каждой пары свой лист бумаги; каждая пара совместно рисует на определённую тему; вербальные контакты исключаются; пары общаются с помощью образов, линий, красок.; затем заслушиваются отношения партнёров друг к другу, обсуждается процесс рисования, мысли и чувства во время рисования.

 

3)Совместное рисование

Несколько человек молча рисуют на 1 листе; по окончании обсуждается участие каждого члена группы, особенности его вклада в рисование.

 

4)Дополнительное рисование

Рисунок посылается по кругу – один начинает рисовать, другой продолжает, что-то добавляя.

 

         Существуют 2 способа работы с готовыми рисунками:

1.Демонстрация всех рисунков одновременно, просмотр и сравнение, нахождение общего и отличительного

2.Разбор каждого рисунка отдельно (он переходит из рук в руки, участники говорят о его психологическом содержании).

 

         При интерпретации проективного рисунка внимание обращается на содержание, способы выражения, цвет, форму, композицию, размеры, повторяющиеся в рисунках особенности.

(когда ребёнок рисует тщательно свою обстановку и маленьким, не точным штрихом себя – это значит у него не всё гладко в общении  и положении  в обществе)

 

Использование проективного рисунка в коррекционной работе с детьми.

 

         Психолог в работе с детьми методом проективного рисунка реализует следующие функции (задачи):

-эмпатическое принятие ребёнка

-создание психологической безопасности

-эмоциональная поддержка ребёнка

-постановление креативной задачи

-отражение и вербализация чувств  и переживаний ребёнка

 

Формы работы психолога  в ходе рисования:

Директивная форма – перед ребёнком ставится тема рисования; даётся помощь в плане лучшей формы выражения темы

Недирективная форма – ребёнку даётся свобода в выборе темы и формы её выполнения.

        

Специалисты выделяют 5 типов заданий в рисунчатой практике:

1.Предметно – тематические задания – это рисование на заданную тему, где предметом изображения выступает человек, его отношения с миром и окружающими людьми.

Ребёнок выполняет рисунки на темы: «Моя семья», «Я вы школе», «Я дома», «Какой я сейчас», «Я в будущем», «Моё любимое занятие», «Что я люблю», «Мой мир».

2.Образно – ситмволические задания – изображение ребёнком абстрактных понятий добро, зло, счастье, радости, гнева, удивления в виде воображаемых образов-рисунке.

3. Упражнения на развитие образного восприятия, воображения, символической функции.

Детям предлагается, опираясь на стимульный ряд воссоздать, воспроизвести целостный объект и предать ему осмысленность (рисование по точкам, «волшебные» пятна, «весёлые кляксы» и др.). В основе подобных упражнений лежит принцип проекции из методики Роршаха.

4.Игры и упражнения с изобразительным материалом.

Этот вид работы предполагает экспериментирование с красками, бумагой, карандашами, пластилином, мелом с целью изучения их свойств и возможностей. Эффект упражнений состоит в стимулировании у детей потребности заниматься изо-деятельностью, формировании чувств личной безопасности, повышении уверенности в себе, формировании интереса к исследовательской деятельности, стимулировании познавательной потребности. Типичными заданиями являются: рисование пальцами, манипулирование пластилином (рисование пластилином по стеклу или пластику), экспериментирование с цветом, наложение цветных пятен друг на друга.

5.Задания на совместную деятельность – могут включать все рассмотренные выше задания.

 

Для рисуночной терапии важными являются 4 типа изображений

( по Е.Крамеру,1975г).

1.каракули – бесформенные , хаотичные линии, примитивные, незавершённые формы

 2.схемы и полусхемы – это стереотипные изображения 

3.пиктограммы – т.е. схемы, обогащённые выражением индивидуальности ребёнка.

(!!!)   4.художественные образы, обладающие эстетической ценностью, образы, понятные зрителю без объяснений автора.

 

         Детский рисунок рассматривается как проекция личности ребёнка , как выражение его отношения к миру. Важно отделять в детском рисунке те его особенности, которые отражают уровень его умственного развития и степень владения техникой рисования. Каракули, бесформенные штрихи, линии – являются начальной стадией детского рисования и могут быть расценены, как признаки задержки умственного развития, или как индикаторы переживаемого ребёнком чувства одиночества и беззащитности, свидетельства негативизма ребёнка по отношению к миру или проявление гиперактивности.

 

Рекомендации специалистов-психологов по рисунчатому письму:

 

-с гиперактивными и расторможенными детьми не рекомендуется  использовать такие материалы как краски, пластилин, глина, т.е.материалы, стимулирующие неструктурированную, ненаправленную активность ребёнка (разбрасывание, разбрызгивание, размазывание), которая может легко перейти в агрессивное поведение;

-карандаши у гиперактивных детей будут ломаться от слишком сильного нажима, бумага будет рваться – к этому нужно быть готовым; поэтому для них нужны упражнения на снятие излишней напряжённости и осуществления эмоционального отреагирования;

-гиперактивным и расторможенным детям лучше предложить листы бумаги среднего размера, карандаши, фломастеры, т.е. изобразительные материалы, требующие организации, структурирования своей деятельности, тонкой сенсомоторной координации, контроля за выполняемыми действиями.

-эмоционально «зажатым», фрустрированным, с высокой тревожностью будут полезны материалы, требующие свободных широких движений, включающих всё тело, а не только область кисти и пальцев;

таким детям надо предлагать большие кисти, краски, большие листы бумаги, прикреплённые на стенах, рисование мелом на широкой доске.

 

         Подробное описание рисуночной терапии для детей дано в книге А.И.Захарова (1982 – 1986). Проективный рисунок может выполняться цветными мелками, карандашами, фломастерами или красками. При анализе рисунка уровень изобразительных умений не принимается во внимание. Речь идёт о том, как с помощью художественных средств (цвета, формы, размера) передаются эмоциональные переживания ребёнка или взрослого клиента.