Проектная деятельность
Федеральный государственный образовательный стандарт предусматривает, что студенты являются активными участниками образовательного процесса, «субъект-объектные» взаимоотношения сменяются «субъект-субъектными». При этом преподаватель выступает в роли «субъекта организации образовательного процесса», а студент — в роли «субъекта учебной деятельности».
Проектное обучение создает положительную мотивацию для самообразования. Что же такое проект? Определений много. Рассмотрим некоторые из них.
По К.М. Кантору проект – это проявление творческой активности человеческого сознания, «через который в культуре осуществляется деятельностный переход от небытия к бытию». Автор придает огромное значение проекту как специфической форме сознания, конструирующей всякий трудовой процесс.
В «Толковом словаре русского языка» указываются три определения слова «проект»: 1) разработанный план сооружения, какого-нибудь механизма; 2) предварительный текст какого-нибудь документа;3)замысел, план. Дж.К. Джонс приводит более десятка определений процесса проектирования, главное из которых «проектирование – вид деятельности, дающий начало изменениям в искусственной среде».
В широком смысле проектирование – это деятельность по
осуществлению изменений в окружающей среде (естественной и искусственной).
Проектирование понимается и как управления стихийным развитием предметного
мира.
В психологическом знании понятие проектирования в последнее время примирено
значительную актуальность и новое содержание в связи с разработкой проблемы
проектирования образовательных систем (Е.И. Исаев, В.И. Слободчиков, Н.Ф.
Талызина, И.С. Якиманская). В этой области также акцентируется преобразующая
функция проектирования по отношению к наличному уровню знания. Е.И. Исаев
указывает, что «проекты выступают в роли дополнений; они направлены на то,
чтобы изменить наличное положение дел. По содержанию проектирование выступает
как образование уже существующих объектов в новую форму». Е.И. Исаев
представляет позицию, согласно которой проектирование является движущим
механизмом подлинно развивающего образования: «предметом проектирования и
является создание условий шага развития системы образования в целом, перехода из
одного состояния в другое».
В педагогической литературе понятие «проект» изначально имело три важных
признака. Это ориентация обучающихся: 1) на получение знаний в процессе
осуществления деятельности; 2) на действительность, выражающуюся в решении
практической задачи в условиях, близких к реальной жизни; 3) на конкретный
продукт, предусматривающий применение знаний из различных областей наук с целью
достижения запланированного результата.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.