Проектная деятельность
Оценка 4.8

Проектная деятельность

Оценка 4.8
Научно-исследовательская работа
docx
Взрослым
10.12.2020
Проектная деятельность
Проектная деятельность
ВКР ЛИЗА .docx

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ

СТЕРЛИТАМАКСКИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ

 

 

 

 

 

 

 

 

Выпускная квалификационная работа

 

«ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

 

 

 

 

 

 

Выполнила

студентка IV курса группы ПНК-40

специальности 44.02.02

Преподавание в начальных классах

Ефимова Елизавета Андреевна

 

Руководитель

Исламова Э….. З….,

преподаватель высшей квалификационной категории

 

 

Работа допущена к защите

«____»___________2021 г.

Председатель П(Ц)К:

_________ Носко Е.М.

 

 

 

 

Стерлитамак, 2021

 

 


Содержание

 

Введение .......................................................................................................... 3

Глава I. Теоретические основы использования проектной деятельности в процессе развития творческих способностей младших школьников на уроках технологии.   7

1.1. Особенности процесса развития творческих способностей младших школьников …………………………………………………….………………… 7

1.2. Проектная деятельность на уроках технологии как средство развития творческих способностей младших школьников.............................................................. 17

Выводы по первой главе ................................................................................ 26

Глава II. Опытно-практическая работа по развитию творческой способности младших школьников посредством проектной деятельности на уроках технологии.... 30

2.1. Цель и задачи опытно-практической работы. Первичная диагностика уровня развития творческих способностей младших школьников на уроках

технологии ..................................................................................................... 30

2.2. Разработка и апробация серии уроков технологии по развитию творческих способностей младших школьников посредством проектной деятельности. 37

2.3. Методические рекомендации по использованию проектной деятельности на уроках технологии как средства развитие творческих способностей младших школьников 44

Выводы по второй главе ................................................................................ 53

Заключение .................................................................................................... 54

Список литературы ........................................................................................ 57

Приложение

 

 

 


Введение

 

Современный период развития общества характеризуется изменениями, которые затрагивают все сферы человеческой жизни. В процессе социально-экономических преобразований возникают проблемы, требующие новых подходов к решению более сложных задач. Возрастает потребность общества в людях, которые имеют не только прочные и глубокие знания, но и способны самостоятельно, нетрадиционно, творчески решать существующие проблемы. Социальный заказ общества ориентирует отечественную педагогику и школьную практику на формирование творческой личности, развитие творческих способностей учащихся. В связи с этим возникает проблема переоценки традиционного понимания учения как процесса воссоздания и усвоения прошлого опыта.

В работах педагогов и психологов P. M. Грановской, Ю. С. Крижанской, И. Я. Лернер, Т. Д. Марцинковской, A. M. Матюшкина и др. отмечается, что в существующей сегодня системе образования недостаточно уделяется внимание целому пласту человеческого опыта – опыта творческой деятельности. Исследования показывают, что традиционный процесс обучения наполнен преимущественно репродуктивной деятельностью учащихся, рассчитанной на запоминание и воспроизведение полученной информации. Особенно негативно данная тенденция в образовании отражается на детях младшего школьного возраста, на создании у них устойчивой мотивации, направленности к обучению.

Педагогика и психология накопила значительный опыт исследований по теории творчества (Д. Б. Боговлинская, М. С. Гафитулин, Я. А. Пономарев, Л. Н. Столович, П. К. Энгельмейер и др.). Идеи практической психологии и диагностики творчества изложены в работах как отечественных ученых JI. C. Выготского, P. M. Грановской, Ю. С. Крижанской, Т. Д. Марцинковской, Н. Б. Шумаковой, Л. И. Шрагиной, Н. Б. Щеблановой и др., так и зарубежных исследователей – Э. Берна, А. Ньюэла, Дж. Роджерса, П. Торренса, Г. А. Саймона, С.Дж. Шоу и др.

По ФГОС НОО учебный предмет технология вносит существенный вклад в формирование всех универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных. Прежде всего, данный курс нацелен на становление самосознания ребёнка как творческой личности, индивидуальности, формирование у него устойчивого стремления к творческой самореализации.

Одно из первых и важных мест в развитии творческих способностей обучающихся начальной школы занимает проектная деятельность. Данная форма работы ориентирована на более глубокое изучение учебного раздела и позволяет реализовать подход к обучению через опыт, через действие, используя исследовательские и поисковые методы.

Обоснование данного метода в обучении предложено в работах М. Ю. Бухаркиной, Е. С. Полат, М. А. Ступницкой и др. Однако вопрос об использовании проектной деятельности в развитии творческих способностей младших школьников не достаточно изучен. Кроме того, в современной школе наблюдается  нехватка методических разработок, посвященных использованию данного метода в практике работы начальной школы на занятиях. Все это обуславливает актуальность и практическую значимость поднимаемой проблемы исследования, что и определило выбор темы выпускной квалификационной работы: «Проектная деятельность на уроках технологии как средство развития творческих способностей младших школьников».

Тема исследования: «Проектная деятельность на уроках технологии как средства развития творческих способностей младших школьников».

Цель: выявить эффективность использования проектной деятельности в развитии творческих способностей младших школьников на уроках технологии.

Объект исследования: особенности процесса развития творческих способностей младших школьников.

Предмет исследования: проектная деятельность как средство развития творческих способностей младших школьников на уроках технологии.

Гипотеза исследования: процесс развития творческих способностей младших школьников на уроках технологии будет более эффективным, если:

– охарактеризовать особенности процесса развития творческих способностей младших школьников;

– охарактеризовать проектную деятельность на уроках технологии как средство развития творческих способностей;

– в работе учителя начальных классов систематически и целенаправленно использовать проектную деятельность для развития творческих способностей младших школьников.

На основании поставленной цели и гипотезы выдвигаются следующие задачи исследования:

1.       Изучить и систематизировать психолого – педагогическую и историческую литературу по теме исследования.

2.       Охарактеризовать особенности процесса развития  творческих способностей младших школьников.

3.       Охарактеризовать проектную деятельность на уроках технологии как средство развития творческих способностей.

4.       Разработать и дать методическое описание конспектов уроков технологии по развитию творческих способностей младших школьников посредством проектной деятельности.

 Методы исследования:

– теоретические (анализ психолого – педагогической и методической литературы, изучение и обобщение педагогического опыта);

– эмпирические методы (наблюдение, анализ педагогической документации, педагогический эксперимент);

– статистические методы (математическая обработка количественных данных).

Практическая значимость исследования: выпускной квалификационной работы заключается в том, что разработанные материалы могут быть использованы студентами колледжа в рамках производственной практики и молодыми специалистами в профессиональной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Глава I. Теоретические основы использования проектной деятельности в процессе развития творческих способностей младших школьников на уроках технологии

1.1. Особенности процесса развития творческих способностей младших школьников

 

На современном этапе развития одной из самых сложных и интересных проблем психологии является проблема индивидуальных различий. Центральным моментом в индивидуальных особенностях человека являются его способности. Способности – это индивидуально – психологические особенности человека, которые отвечают требованиям данной деятельности и являются условием её успешного выполнения [13, с. 368].

Отдельные способности человека ещё не гарантируют успешного выполнения им сложной деятельности. Для успешного овладения любой деятельностью необходимо определенное сочетание отдельных, частных способностей, образующих единство, качественно своеобразное целое, синтез способностей. В этом синтезе отдельные способности объединяются вокруг определённого, стержневого личностного образования, своего рода центральной способности [14, с.46].

Различают способности разного уровня – учебные и творческие. Учебные способности связаны с усвоением уже известных способов выполнения деятельности, приобретением знаний, умений и навыков. Творческие способности в обыденном сознании очень часто отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.п. Очевидно, что рассматриваемое понятие тесным образом связано с понятием «творчество», «творческая деятельность» [15, с.328].

Психолог В. Н. Дружинин определяет акт творчества как реальное преобразование предметной деятельности, культуры и самого себя [15, с. 368].

Советский невропатолог, психиатр, психолог, физиолог и морфолог В. И. Бехтерев трактует творчество с рефлексологической точки зрения как «созидание чего – либо нового» в ситуации, когда «проблема раздражитель вызывает образование доминанты, вокруг которой концентрируется необходимый для решения запас прошлого опыта» [21, с.420].

В психологическом словаре творчество трактуется как процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания субъективно нового [21. с. 268].

Таким образом, творчество – всякая практическая или теоретическая деятельность человека, в которой возникают новые результаты.

Рассматривая поведение человека, его деятельность в любой области, можно выделить два основных вида поступков. Одни действия человека воспроизводящие или репродуктивные. Такой вид деятельности тесно связан с памятью и его сущность заключается в воспроизведении или повторение уже ранее созданных и выработанных приёмов поведения и действия.

Кроме репродуктивной деятельности в поведении человека присутствует творческая деятельность, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий. В основе этого вида деятельности лежат творческие способности [11, с.320].

Доктор психологических наук, профессор, академик РАО И. В. Дубровина определяет творческие способности как способности, благодаря которым человек создаёт что-то новое, оригинальное [23. с.264].

Доктор психологических наук В. А. Крутецкий связывает творческие способности с созданием нового, с нахождением новых способов выполнения деятельности [13, с. 336].

Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. И вопрос о компонентах творческого потенциала человека остаётся до сих пор открытым, хотя в настоящий момент существует несколько гипотез, касающихся данной проблемы. Многие психологи связывают способности с творческой деятельностью, прежде всего, с особенностями мышления. В частности, известный американский психолог Джой Пол Гилфорд, занимавшийся проблемами человеческого интеллекта, установил, что творческим личностям свойственно так называемое дивергентное мышление. Люди, обладающие таким типом мышления, при решении какой-либо проблемы не концентрируют все свои усилия на нахождение единственно правильного решения, а начинают искать решения по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов. Такие люди склонны образовывать новые комбинации из элементов, которые большинство людей знают и используют только определенным образом, или формировать связи между двумя элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего [17, с.25].

Дивергентный способ мышления лежит в основе творческого мышления, которое характеризуется следующими основными особенностями:

1. Быстрота – способность высказывать максимальное количество идей (в данном случае важно не их качество, а их количество).

2. Гибкость – способность высказывать широкое многообразие идей.

3. Оригинальность – способность порождать новые нестандартные идеи (это может проявляться в ответах, решениях, не совпадающих с общепринятыми).

4. Законченность – способность совершенствовать свой «продукт» или придавать ему законченный вид [15, с 46].

Известный отечественный исследователь проблемы творчества А. Н. Лук, опираясь на биографии выдающихся учёных, изобретателей, художников и музыкантов выделяет следующие творческие способности:

1. Способность видеть проблему там, где её не видят другие. 

2. Способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним и используя всё более ёмкие в информационном отношении символы.

3. Способность применить навыки, приобретённые при решении одной задачи к решению другой.

4. Способность воспринимать действительность целиком, не дробя её на части.

5. Способность легко ассоциировать отдалённые понятия.

6. Способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту.

7. Гибкость мышления. 

8. Способность выбирать одну из альтернатив решения проблемы до её проверки.

9. Способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы знаний.

10. Способность видеть вещи такими, какие они есть, выделить наблю­даемое из того, что привносится интерпретацией.

11. Лёгкость генерирования идей.

12. Творческое воображение.

13. Способность доработки деталей, к совершенствованию первоначального замысла [13, с .125].

Психологи В. Т. Кудрявцев и В. Синельников, основываясь на широком историко – культурном материале (история философии, социальных наук, искусства, отдельных сфер практики) выделили следующие универсальные творческие способности, сложившиеся в процессе человече­ской истории:

1. Реализм воображения – образное схватывание некоторой существенной, общей тенденции или закономерности развития целостного объекта до того, как человек имеет о ней чёткое понятие и может вписать её в систему строгих логических категорий.

2. Умение видеть целое раньше частей.

3. Надситуативно – преобразовательный характер творческих решений – способность при решении проблемы не просто выбирать из навязанных извне альтернатив, а самостоятельно создавать альтернативу.

4. Экспериментирование – способность сознательно и целенаправленно создавать условия, в которых предметы наиболее выпукло обнаруживают свою скрытую в обычных ситуациях сущность, а также способность проследить и проанализировать особенности «поведения» предметов в этих условиях [31, с.45].

Учёные и педагоги, занимающиеся разработкой программ и методик творческого воспитания на базе ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) и АРИЗ (алгоритм решения изобретательских задач) считают, что к компонентам творческого потенциала человека относятся следующие способности: способность рисковать, дивергентное мышление, гибкость в мышлении и действиях, скорость мышления, способность высказывать оригинальные идеи и изобретать новые, богатое воображение, восприятие неоднозначности вещей и явлений, высокие эстетические ценности, развитая интуиция [15, с. 347].

Итак, творческие способности – это способности человека принимать творческие решения и создавать принципиально новые идеи. Анализируя представленные выше точки зрения по вопросу о составляющих творческих способностей, можно сделать вывод, что, несмотря на различие подходов к их определению, исследователи единодушно выделяют творческое во­ображение и качества творческого мышления как обязательные компоненты творческих способностей. Поэтому условия максимального проявления творческих способностей предполагают активизацию не только эмоциональной, волевой и интеллектуальной сферы, но и сферы воображения, интуиции, мышления.

Отечественные психологи и педагоги (Л. И. Айдарова, Л. С. Выготский, Л. В. Занков, В. В. Давыдов, З. И. Колмыкова, В. А. Крутецкий, Д. Б. Эльконин и др.) подчеркивают значение учебной деятельности младших школьников для формирования творческого мышления, познавательной активности, накопления субъективного опыта творческой поисковой деятельности [1, с. 15].

Опыт творческой деятельности, по мнению исследователей, является самостоятельным структурным элементом содержания образования:

– перенос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию;

– самостоятельное видение проблемы, альтернативы ее решения;

комбинирование ранее усвоенных способов в новые и другие [2, с. 12].

Анализ основных психологических новообразований и характера ведущей деятельности младшего школьного возраста, современные требования к организации обучения как творческого процесса, который ученик вместе с учителем в определенном смысле строят сами; ориентация в этом возрасте на предмет деятельности и способы его преобразования предполагают возможность накопления творческого опыта не только в процессе познания, но и в таких видах деятельности как создание и преобразование конкретных объектов, ситуаций, явлений, творческого применения полученных в процессе обучения знаний [3, с. 110]

В психолого-педагогической литературе по данной проблеме приведены определения творческих видов деятельности.

Познание – «...образовательная деятельность ученика, понимая как процесс творческой деятельности, формирующий их знания».

В младшем школьном возрасте в первые происходит разделение игры и труда, то есть деятельности, осуществляемой ради удовольствия, которое получит ребенок в процессе самой деятельности и деятельности, направленной на достижение объективно значимого и социально оцениваемого результата. Это разграничение игры и труда, в том числе и учебного труда, является важной особенностью школьного возраста.

Значение воображения в младшем школьном возрасте является высшей и необходимой способностью человека. Вместе с тем, именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. И если данный период воображения специально не развивать, в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности человека фантазировать обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, науке и так далее [12, c.336].

Младшие школьники большую часть своей активной деятельности осуществляют с помощью воображения. Их игры – плод буйной работы фантазии, они с увлечением занимаются творческой деятельностью. Психологической основой последней также является творческое воображение. Когда в процессе учебы дети сталкиваются с необходимостью осознать абстрактный материал и им требуются аналогии, опоры при общем недостатке жизненного опыта, на помощь ребенку тоже приходит воображение. Таким образом, значение функции воображения в психическом развитии велико [5, с. 336].

Однако, фантазия, как и любая форма психического отражения, должна иметь позитивное направление развитие. Она должна способствовать лучшему по знанию окружающего мира самораскрытию и самосовершенствованию личности, а не перерастать в пассивную мечтательность, замену реальной жизни грезами. Для выполнения этой задачи необходимо помогать ребенку использовать свои возможности воображения в направлении прогрессивного саморазвития, для активизации познавательной деятельности школьников, в частности развития теоретического, абстрактного мышления, внимание, речи и в целом творчества. Дети младшего школьного возраста очень любят заниматься художественным творчеством. Оно позволяет ребенку в наиболее полной свободной форме раскрыть свою личность. Вся художественная деятельность строится на активном воображении, творческом мышлении. Эти функции обеспечивают ребенку новый, необычный взгляд на мир. Они способствуют развитию мышления, памяти, обогащают его индивидуальный жизненный опыт. По словам Л. С. Выготского, воображение обеспечивает следующую деятельность ребенка:

– построение образа, конечного результата его деятельности;

– создание программы поведения в ситуации неопределенности, создание образов, заменяющих деятельность;

– создание образов описываемых объектов [6, с. 215].

Для развития ребенка очень важно формирование многих интересов. Следует отметить, что для школьника вообще характерно познавательное отношение к миру. Такая любопытствующая направленность имеет объективную целесообразность. Интерес ко всему расширяет жизненный опыт ребенка, знакомит его с разными видами деятельности, активизирует его различные способности.

Дети, в отличие от взрослых, способны проявлять себя в художественной деятельности. Они с удовольствием выступают на сцене, участвуют в концертах, конкурсах, выставках и викторинах. Развитая способность воображения, типичная для детей младшего школьного возраста, постепенно теряет свою деятельность по мере увеличения возраста

Подводя итоги параграфа, мы приходим к следующему выводу [14. с,14].

Ребенок младшего школьного возраста в условия воспитания и обучения начинает занимать новое место в системе доступных ему общественных отношений. Это связано, прежде всего, с поступлением его в школу, которая накладывает на ребенка определенные общественные обязанности, требующие к ней сознательного и ответственного отношения, и с новым положением его в семье, где он также получает новые обязанности. В младшем школьном возрасте ребенок впервые становится как в школе, так и в семье, членом настоящего трудового коллектива, что является основным условием формирования его личности. Следствием этого нового положения ребенка в семье и в школе является изменение характера деятельности ребенка. Жизнь в организованном школой и учителем коллективе приводит к развитию у ребенка сложных, социальных чувств и к практическому овладению важнейшими формами и правилами общественного поведения. Переход к систематическому усвоению знаний в школе является фундаментальным фактом, формирующим личность младшего школьника и постепенно перестраивающим его познавательные процессы [15, с.45].

Диапазон творческих задач, решаемых на начальной ступени обучения, необычайно широк по сложности – от нахождения неисправности в моторе или решения головоломки, до изобретения новой машины или научного открытия, но суть их одна: при их решении происходит опыт творчества, находится новый путь или создается нечто новое. Вот здесь и требуются особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости, закономерности и т.д. все то, что в совокупности и составляет творческие способности [1, с. 56].

Творческая деятельность, является более сложной по своей сущности, доступна только человеку. Перед школой всегда стоит цель: создать условия для формирования личности, способной к творчеству и готовой обслуживать современное производство. Поэтому начальная школа, работающая на будущее, должна быть сориентирована на развитие творческих способностей личности.

Придерживаясь позиции ученых, которые внесли огромный вклад в разработку проблем способностей, творческого мышления (В. Н. Дружинин, В. А. Крутецкий, Н. С. Лейтес, А. М. Матюшкин, Б. М. Теплов и др.), выделим компоненты творческих (креативных) способностей младших школьников:

– творческое мышление;

– творческое воображение;

– применение методов организации творческой деятельности [12, с. 248].

Для развития творческого мышления и творческого воображения учащихся начальных классов необходимо предлагать им следующие задания:

– классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям;

– устанавливать причинно-следственные связи;

– видеть взаимосвязи и выявлять новые связи между системами;

– рассматривать систему в развитии;

– делать предположения прогнозного характера;

– выделять противоположные признаки объекта;

– выявлять и формировать противоречия;

– разделять противоречивые свойства объектов в пространстве и во времени;

– представлять пространственные объекты [11. с. 210].

Итак, анализ основных психологических новообразований и характера ведущей деятельности возрастного периода младших школьников, современные требования к организации обучения как творческого процесса, который ученик вместе с учителем в определенном смысле строят сами; ориентация в этом возрасте на предмет деятельности и способы его преобразования предполагают возможность накопления творческого опыта не только в процессе познания, но и в таких видах деятельности, как создание и преобразование конкретных объектов, ситуаций, явлений, творческого применения полученных в процессе обучения знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Проектная деятельность на уроках технологии как средство развития творческих способностей младших школьников

 

Творчество – самый мощный импульс в развитии ребенка. Стремление к творчеству присуще всем людям и задача учителя – развивать творческие силы в маленьком человеке. Творчество требует от личности высокой компетентности в той области, в которой она хочет творить. Ещё А. С. Макаренко подчеркивал, что развитие творческих возможностей личности – это всегда трудно, так как творчество связано с напряжением всех сил человека, с преодолением лености мысли, с проявлением самостоятельности личности, с поиском нового [18, с.720].

Первые шаги в самостоятельную жизнь ребенок делает в школе. И результат его труда, как правило, зависит от личности учителя, от его энтузиазма, знаний, способности увлечь воспитанников творчеством. Поэтому гармоничным будет сочетать учебную деятельность, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности, способности самостоятельно решать нестандартные задачи. Развитие детского творчества в первую очередь зависит от чуткого, тактичного, всё понимающего учителя, его творческого потенциала. Поэтому перед учителем любого уровня обучения и любого предмета стоят задачи: замечать любые творческие проявления учеников, создавать условия для развития творческих способностей на уроках и во внеклассной работе. Каждый ребенок по своей природе – творец, мечтатель и фантазёр. Предоставь мы ему больше света, радости и интереса – и наполнится мир понятных детских слов, образов, живой речи [14, с.34].

На сегодняшний день актуальным в педагогическом процессе становится использование методов и методических приемов, которые сформируют у школьников навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения. Задача образования – помочь ученикам освоить такие способы действия, которые окажутся необходимыми в их будущей жизни, помочь учащимся этот выбор сделать осознанно, то есть объективно оценить свои силы и возможности, способности, интересы и склонности. Об этом идет речь и в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, где обозначены личностные характеристики выпускника начальной школы [18, с.310].

Одно из самых рациональных сочетаний теоретических знаний, их практического применения в решении конкретных проблем окружающей действительности – проектная деятельность. Успех обучения сегодня во многом зависит от внутренней активности учащихся, от характера их деятельности, от степени самостоятельности и творчества. Именно поэтому в современной школе все более востребована проектная технология как инновационная педагогическая технология, предполагающая организацию самостоятельной исследовательской деятельности учащихся, направленная на развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся [16, с.125].

 Участие школьников в проектной деятельности способствует развитию творческого потенциала, нестандартного мышления и приобретению новых знаний. Сегодня школа находится в условиях модернизации образования, поэтому каждому учителю необходимо отмечать те преобразования в обществе, которые диктуют необходимость формирования творчески активной личности, способной эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы [4, с.39].

Проектная деятельность – это «интегрированный вид деятельности, синтезирующий в себе элементы игровой, познавательной, ценностно – ориентационной, преобразовательной, учебной, коммуникативной и творческой деятельности». Проектная деятельность тесно связана с проблемой творчества школьников и является, по сути, творческой. Таким образом, метод учебных проектов и сам учебный проект нельзя отделить от понятия творчества [5, с.23].

Проектная деятельность – это самостоятельная познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся по исследованию и решению познавательных задач или исследованию какой-либо проблемы, направленная на создание результата в виде реального объекта или разного рода теоретического (интеллектуального) продукта [11, с.310].

По мнению Е.М. Горенкова, проектная деятельность – совместная учебно – познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся – партнеров, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта. Является основной формой организации познавательной деятельности учащихся в рамках метода проектов [14, с.127].

С точки зрения учителя, проектная деятельность – это средство дидактики, направленное на обучение целенаправленной деятельности по поиску способа решения проблемы на основе решения задач, вытекающих из этой проблемы, при рассмотрении их в определенной ситуации [16, с.384].

С точки зрения ученика, проектная деятельность – это возможность самому или в группе сделать что-то интересное, максимально используя свои возможности. Таким образом, проектная деятельность позволяет детям проявить себя, приложить свои знания, попробовать свои силы и принести пользу, а потом публично показать достигнутый результат [11, с.310].

М.А. Ступницкая выделяет следующие типы учебных проектов:

– по доминирующей деятельности;

– по предметно-содержательной области;

– по продолжительности;

– по количеству участников.

По доминирующей деятельности различают проекты:

– информационные;

– исследовательские;

– творческие;

– прикладные [20, с.44].

Кроме того, учебные проекты на основе предметно – содержательной области различаются на монопредметные, межпредметные и надпредметные.

Монопроект – это проект, который проводится в рамках одного предмета. При этом выбирается  наиболее сложная тема, а работа над проектом планируется заранее на каждом уроке по группам [21, с.23].

Межпредметные проекты выполняются, как правило, во внеурочное время. Надпредметные проекты отличаются тем, что выходят за рамки конкретных предметов.

По продолжительности учебные проекты различают кратковременные и длительные. По количеству участников, задействованных в проекте, выделяют индивидуальные, групповые и коллективные проекты. Чаще всего учебные проекты готовятся и защищаются в рамках школьных предметов, а их тематика привязана к темам, изучаемым в ходе уроков.

При проведении проекта весьма значительную  роль играет учитель, хотя основную работу все же обучающийся выполняет сам. Помощь взрослого крайне важна на этапе осмысления проблемы и постановки цели. Здесь учитель должен помочь ребенку найти ответ на вопрос – «зачем я собираюсь делать этот проект?».

Среди учебных проектов М.Ю. Бухаркина и Е.С. Полат выделяют  следующие типы: исследовательские, творческие, информационные, социально – значимые, телекоммуникационные [46, с.310].

Проекты в зависимости от затраченного времени и количества участников в нем делятся на четыре вида (см. Табл 1.1.).

Таблица 1.1.

Виды проектов в зависимости от времени и количества участников

Вид проекта

Затраченное время

Количественный состав

Мини-проекты

1 урок

Группа

Краткосрочные

2-3 урока

Класс

Проектная неделя

Месяц

Группы

Долгосрочные

Внеурочное время

Группы, индивидуально

 

В России идея использования проектного метода в обучении возникла параллельно с разработками американских специалистов еще в начале ХХ века, однако должного внимания не получила. В статье Н. К. Крупской того времени данное понятие определяется как метод увязки теории с практикой, как система учебно – воспитательной работы, в которую встроены конкретные практические творческие дела учащихся.

За столетнюю историю существования метода учебных проектов в его содержание и методику организации внесено много нового и весьма ценного, однако его суть остается прежней: стимулировать интерес школьников к постановке и решению новых проблем, развивать их способности [25, с.125].

Использование учебных проектов в обучении вызывает у них стойкий познавательный интерес, приносит удовлетворение ученикам развивает их творческие способности. В процессе обучения они получают опыт элементарного исследования проблемы, поиска информации по теме в разных источниках (включая компьютерные программы), овладевают навыками работы со справочкой литературой [11, с.16].

Младший школьный возраст это начальный этап вхождения в проектную деятельность, который закладывает фундамент дальнейшего овладения ею. Включение младших школьников в проектную деятельность помогает учить их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует у них адекватную самооценку [15, с.127].

Однако, младший школьный возраст накладывает ограничения на использование проектной деятельности в начальной школе. Тем не менее, следует начинать вовлекать учащихся начальных классов в проектную деятельность именно в этот период. Это связано с тем, что именно в этом возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений и если это обстоятельство не учитывать, то нарушается преемственность между этапами развития учебно-познавательной деятельности обучающихся и впоследствии у значительной части школьников не удаётся достичь желаемых результатов в проектной деятельности [11, с.39].

Совместная проектная деятельность помогает педагогу в решении данной задачи. Метод проектов выгодно отличается от других методов:

1. Развитие мотивации. Необходимо помогать учащимся видеть смысл их творческой исследовательской деятельности, видеть в этом возможность реализации собственных талантов и возможностей.

2. Развитие творческой среды. Одна из задач педагога – поощрять творческие проявления учащихся, стремление к творческому поиску.

3. Создание психологического комфорта. Важно, чтобы дети не боялись допустить ошибку. Каждому ученику необходимо дать возможность ощутить свои силы, поверить в себя [4, с.384].

Использование проектной деятельности связано с определенными трудностями: недостаток времени, высокая трудоемкость. Организация такой формы познавательной деятельности, как проектная, даёт ученику возможность проявить себя, пережить ситуацию успеха, реализовать себя в иных, не учебных сферах деятельности, что чрезвычайно важно для любого ребенка, а особенно для детей, неуверенных в себе, испытывающих трудности в освоении школьных дисциплин.

Использование учебных проектов в обучении младших школьников способствует развитию всех типов УУД (познавательных, коммуникативных и регулятивных), так как в ходе реализации проекта дети учатся следовать задуманному плану, работать со схемами и символами, определять этапы проекта, приобретают умения публичного изложения своих мыслей. Кроме того, они учатся работать в группе, у них формируется способность к самоанализу, умение выстраивать из частей целое, находить и решать проблемы, на основе привлечения знаний из разных областей [26, с.37].

Уроки «Технологии» в начальных классах должны носить ярко выраженную творческую окраску. Т. Ф. Агаркова предлагает следующую структуру урока технологии.

I.                  Организация начала урока предполагает:

­  обеспеченность рабочих мест необходимыми материалами и инструментами;

­  установление дисциплины;

­  объявление темы урока, первичное знакомство с образцом.

II.                Планирование трудовых действий детьми включает в себя:

­  беседу, которая поможет учителю выявить знания детей о предмете, углубить и расширить их;

­  анализ образца изделия;

­  определение технологии изготовления изделия (пользуясь чертежами или инструктивно-технологической картой, ее «дубль» деталями);

­  составление плана работы детьми;

­  определение критериев оценки изделия, с повторением правил выполнения трудовых операций.

III.                        Самостоятельная работа учащихся весьма специфична. Именно здесь «рождается» новый предмет, который должен соответствовать ранее указанным критериям. Во время его изготовления закрепляются политехнические знания школьников, вырабатываются их умения реализовывать составленный план, экономить время и материалы, соблюдать чистоту на рабочем месте; совершенствуются познавательные процессы учащихся: внимание, память мышление, речь, воображение, оптимизируются отношения с учителем и одноклассниками.

IV.            Итог урока дает учащимся возможность:

­  обобщить полученные знания;

­  проанализировать выполненную работу и оценить ее.

V.               Задание на дом определяется учителем и должно носить поисковый характер.

Урок технологии, как любой другой урок начинается с его организации. Необходимо:

1.      Все материалы и инструменты на ближайшую четверть закупить заранее для всего класса. Это возможно, если родители учащихся не только точно знают, какие изделия дети должны выполнить за указанный период, но и знакомятся с образцами, сделанными учителем.

2.      Материал, необходимый для изготовления определенного изделия, также подготавливать накануне урока для каждого ученика, с учетом уровня сформированности его трудовых умений и раздавать непосредственно перед началом занятия

3.      Наглядность урока должна соответствовать предъявляемым требованиям. Изделие, выполненное учителем – эталон для учащихся, подготавливается в трех экземплярах.

4.      Инструкционно технологическая карта, раскрывающая всю последовательность технологического процесса, является демонстрационной и должна быть видна ученикам всего класса, вне зависимости от нахождения их рабочего места. Она может быть собрана на единое полотно или состоять из отдельных «дублей».

Умело организованная материальная база создает определенные предпосылки для творческой работы учителя и учащихся. Первичная демонстрация учителем эстетически и грамотно выполненного образца, усилит мотивацию выполнения изделия детьми.

Как и любой урок в начальной школе, урок технологии может быть традиционным и нетрадиционным. В последнее десятилетие нестандартные формы уроков прочно заняли свое место в учебно-воспитательном процессе. Схематично их классификацию можно представить:

1.Интегрированные уроки (ди…, три…, поли…, интегрированные)

2. Трансформируемые уроки (лекция, семинар, зачет)

3.Уроки с нестандартным построением содержания (игра, проблемное и модульное содержание)

4.Уроки с нестандартным оформлением (экскурсия, путешествие, сказка).

Весьма значимым являются периоды подготовки и проведения нетрадиционных уроков. Выделяются 3 периода: подготовительный, собственно урок, и его анализ.

Подготовительный. В нем активное участие принимают и учитель, и учащиеся. Если при подготовке к традиционному уроку такую деятельность лишь учитель (написание плана, изготовление наглядных пособий, раздаточного материала, обеспечение и т.п.), то во втором случае в значительной степени задействованы и учащиеся. Они делятся на группы (команды, экипажи), получают или набирают определенные задания, которые необходимо выполнить до урока: подготовка сообщений на тему предстоящего урока, составление вопросов, кроссвордов, викторин, изготовление необходимого дидактического материала.

Анализ литературы по использованию проектной деятельности в начальной школе позволяет сделать вывод, что использование данного метода в учебной деятельности младших школьников способствует у них развитию творческих способностей, развитию интеллектуального потенциала, стимулирует их познавательную инициативу, повышает уровень самостоятельности, творческой активности и работоспособности. Разрабатывая урок технологии в начальной школе, необходимо ориентироваться на вышеуказанные положения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

Содержание Введение .....

Содержание Введение .....

Введение Современный период развития общества характеризуется изменениями, которые затрагивают все сферы человеческой жизни

Введение Современный период развития общества характеризуется изменениями, которые затрагивают все сферы человеческой жизни

Щеблановой и др., так и зарубежных исследователей –

Щеблановой и др., так и зарубежных исследователей –

Объект исследования: особенности процесса развития творческих способностей младших школьников

Объект исследования: особенности процесса развития творческих способностей младших школьников

Практическая значимость исследования: выпускной квалификационной работы заключается в том, что разработанные материалы могут быть использованы студентами колледжа в рамках производственной практики и молодыми специалистами в…

Практическая значимость исследования: выпускной квалификационной работы заключается в том, что разработанные материалы могут быть использованы студентами колледжа в рамках производственной практики и молодыми специалистами в…

Глава I. Теоретические основы использования проектной деятельности в процессе развития творческих способностей младших школьников на уроках технологии 1

Глава I. Теоретические основы использования проектной деятельности в процессе развития творческих способностей младших школьников на уроках технологии 1

Советский невропатолог, психиатр, психолог, физиолог и морфолог

Советский невропатолог, психиатр, психолог, физиолог и морфолог

В частности, известный американский психолог

В частности, известный американский психолог

Способность применить навыки, приобретённые при решении одной задачи к решению другой

Способность применить навыки, приобретённые при решении одной задачи к решению другой

Надситуативно – преобразовательный характер творческих решений – способность при решении проблемы не просто выбирать из навязанных извне альтернатив, а самостоятельно создавать альтернативу

Надситуативно – преобразовательный характер творческих решений – способность при решении проблемы не просто выбирать из навязанных извне альтернатив, а самостоятельно создавать альтернативу

Опыт творческой деятельности, по мнению исследователей, является самостоятельным структурным элементом содержания образования: – перенос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию; – самостоятельное видение проблемы, альтернативы…

Опыт творческой деятельности, по мнению исследователей, является самостоятельным структурным элементом содержания образования: – перенос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию; – самостоятельное видение проблемы, альтернативы…

И если данный период воображения специально не развивать, в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции

И если данный период воображения специально не развивать, в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции

По словам Л. С. Выготского, воображение обеспечивает следующую деятельность ребенка: – построение образа, конечного результата его деятельности; – создание программы поведения в ситуации неопределенности, создание…

По словам Л. С. Выготского, воображение обеспечивает следующую деятельность ребенка: – построение образа, конечного результата его деятельности; – создание программы поведения в ситуации неопределенности, создание…

Переход к систематическому усвоению знаний в школе является фундаментальным фактом, формирующим личность младшего школьника и постепенно перестраивающим его познавательные процессы [15, с

Переход к систематическому усвоению знаний в школе является фундаментальным фактом, формирующим личность младшего школьника и постепенно перестраивающим его познавательные процессы [15, с

Итак, анализ основных психологических новообразований и характера ведущей деятельности возрастного периода младших школьников, современные требования к организации обучения как творческого процесса, который ученик вместе с…

Итак, анализ основных психологических новообразований и характера ведущей деятельности возрастного периода младших школьников, современные требования к организации обучения как творческого процесса, который ученик вместе с…

Проектная деятельность на уроках технологии как средство развития творческих способностей младших школьников

Проектная деятельность на уроках технологии как средство развития творческих способностей младших школьников

Задача образования – помочь ученикам освоить такие способы действия, которые окажутся необходимыми в их будущей жизни, помочь учащимся этот выбор сделать осознанно, то есть объективно…

Задача образования – помочь ученикам освоить такие способы действия, которые окажутся необходимыми в их будущей жизни, помочь учащимся этот выбор сделать осознанно, то есть объективно…

Проектная деятельность – это самостоятельная познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся по исследованию и решению познавательных задач или исследованию какой-либо проблемы, направленная на создание результата…

Проектная деятельность – это самостоятельная познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся по исследованию и решению познавательных задач или исследованию какой-либо проблемы, направленная на создание результата…

Кроме того, учебные проекты на основе предметно – содержательной области различаются на монопредметные, межпредметные и надпредметные

Кроме того, учебные проекты на основе предметно – содержательной области различаются на монопредметные, межпредметные и надпредметные

Проектная неделя Месяц

Проектная неделя Месяц

Совместная проектная деятельность помогает педагогу в решении данной задачи

Совместная проектная деятельность помогает педагогу в решении данной задачи

Уроки «Технологии» в начальных классах должны носить ярко выраженную творческую окраску

Уроки «Технологии» в начальных классах должны носить ярко выраженную творческую окраску

Урок технологии, как любой другой урок начинается с его организации

Урок технологии, как любой другой урок начинается с его организации

Уроки с нестандартным оформлением (экскурсия, путешествие, сказка)

Уроки с нестандартным оформлением (экскурсия, путешествие, сказка)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.12.2020