Бунина Людмила Васильевна,
воспитатель,
МОУ детский сад №301, г. Волгоград
Проектная деятельность как средство повышения
речевой активности дошкольников с ОНР
Развитие речевой активности детей является одной из главных задач коррекционного обучения дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР). В современных исследованиях понятие «речевая активность» рассматривается как свойство личности, проявляющееся в способности высказываться и воспринимать речь другого человека. Недостаточное развитие речевых средств у детей с ОНР ограничивает круг их общения и приводит к возникновению замкнутости, стеснительности, безынициативности. В свою очередь низкий уровень общения замедляет темп развития речи и других психических процессов. Задержка речевого общения, бедный словарный запас, и другие нарушения отражаются на формировании самосознания ребенка. Проявлениями речевой активности исследователи считают: быстроту речевых реакций; выбор игр и увлечений, связанных с речью, быстроту и точность выбора слов, правильность развертывания синтаксических конструкций, текста; способность ребенка без подсказок и длительных пауз развивать свою мысль; темп речевых высказываний; словоохотливость, которые прослеживаются во всех функциях речи. На каждом этапе развития ребенка потребность в общении предстает как потребность в таком участии взрослого, которое необходимо и достаточно для решения основных для его возраста задач. Процесс общения ребенка с взрослым зависит от того, как складываются их взаимоотношения, существует ли между ними эмоциональные связи, эмоциональный контакт. В зависимости от того на каком этапе становления сотрудничества находится ребенок, его нужда во взрослом будет различной: взрослый – помощник, соучастник или образец для подражания.
Перед нами встал вопрос о поиске условий успешного развития речевой активности детей группы компенсирующей направленности для детей с ОНР. Мы решили, что таким условием вполне может стать проектная работа. Метод проектной деятельности позволяет развивать познавательный интерес к различным областям знаний и формировать коммуникативные навыки. Метод проектов ценен тем, что решая в ходе проектирования различные практические задачи вместе с взрослыми и сверстниками, дети с недоразвитием речи получают познавательный опыт, мотивированно обогащают и активизируют свой словарный запас, тренируют речевые умения и навыки, учатся делать выводы. С учетом данных психодиагностики нами был разработан информационно-практико-ориентированный проект по изучаемым в группе лексическим темам «Осень». Участниками этого проекта стали дети, воспитатели, учитель-логопед, музыкальный руководитель, родители.
Работа организовывалась с учетом следующих принципов.
1. Ориентация на зону ближайшего развития ребенка.
На основе учета актуальных потребностей ребенка, уровня его развития и познавательных потребностей были определены условия для стимуляции и расширения выявленных интересов детей. Решение задач по обогащению и закреплению знаний об окружающей действительности можно рассматривать как стимулятор субъективной познавательной активности детей.
2.Принцип активного соучастия детей в процессе отбора информации.
Реализация данного принципа предполагает ориентацию и учет индивидуально-личностных потребностей каждого ребенка. В ходе игры или занятия в соответствии с изменившимися интересами в познании действительности дети могут самостоятельно своими вопросами и репликами изменить содержание предлагаемого им материала.
3. Включение детей в различные формы организации деятельности общения со взрослым.
Тщательный отбор методов работы с детьми, учет зоны актуального и ближайшего развития их познавательной активности в общении со взрослым, активное включение ребенка в исследовательский или творческий виды деятельности, стимуляция вопросов, направленных на решение проблемных ситуаций учат детей сотрудничеству, укрепляют их стремление контактировать со взрослыми. Особое значение имеет создание доверительной обстановки, внимание со стороны взрослого к любым познавательным, как вербальным, так и невербальным, проявлениям детей.
4. Принцип обеспечения успеха организуемой познавательной деятельности.
Любая форма взаимодействия с ребенком предполагает формирование у него эмоционально-положительного отношения к познавательной деятельности. Для реализации этого принципа в работе использовали наглядный материал, большое количество сюрпризных моментов игровых приемов. Общение взрослых с детьми должно носить спокойный, доброжелательный характер, так как внимание и уважение стимулирует к повышению познавательной активности.
5. Принцип стимуляции потребностей детей в коммуникации со взрослым.
Используемые нами методические приемы ориентированы на стимуляцию речевой активности детей, при этом педагог нейтрализует свою речевую активность. Вопросы познавательного характера, задаваемые взрослым, должны побуждать ребенка к размышлениям, высказываниям, вопросам о существенных связях в рассматриваемом материале.
6. Принцип тесного взаимодействия воспитателя с учителем-логопедом при построении работы, различными социальными институтами (детской библиотекой, выставочным центром)
Работа по реализации проекта проходила 2 недели.
Поставлена цель: тренировать речевые умения и навыки
детей посредством приобщения их к процессу познания природных явлений
происходящих в родном крае с объектами живой и неживой природы
Волгоградской области в осенний период. Мы старались выполнить поставленные
задачи:
Коррекционно-образовательные:
1. Побуждать интерес к проектной деятельности.
2. Формировать, обобщать, расширять, систематизировать различные представления об осени в Волгоградской области. (сезонные изменения в природе, жизни растений и животных)
3. Активизировать словарь по теме «Осень».
Коррекционно-развивающие:
1. Развивать речевую активность детей.
2. Развивать речевой слух.
3. Развивать зрительное, слуховое, тактильное восприятие.
4. Развивать творческое воображение.
5. Развивать моторику.
6. Развивать мышление, память, внимание.
Коррекционно-воспитательные:
1. Воспитывать любовь к своей малой Родине.
2. Побуждать детей к совместной деятельности с детьми, педагогами и родителями.
3. Побуждать эмоциональную заинтересованность.
4. Воспитывать эстетический вкус.
5. Воспитывать самостоятельность.
6. Воспитать чувства взаимопомощи.
Нами был разработан план мероприятий проводимых в рамках этого проекта
План проекта
1 неделя
Понедельник 1.Беседа с родителями «Знакомство с проектом» (Разработка совместного плана)
2.НОД «С чем пришла к нам осень?»
3.Оформление родительского уголка, размещение рекомендаций родителям по работе с детьми по проекту.
4. Подборка книг на осеннюю тематику.
Вторник 1. Логопедическое занятие «Согласование прилагательных с существительными»
2. НОД (ФЭМП) «В осеннем лесу»
3. Изготовить картотеку наблюдений на прогулке «Осень» (ежедневно использовать на прогулке)
Среда 1. Праздничный утренник «Золотая Осень »
2. Целевая прогулка на берег Волги «Наблюдение за осенним парком»
3. Выставка экспонатов в мини-музее группы «Медведи – милые друзья детства»
Четверг 1. Логопедическое занятие «Составление описательного рассказа об осени с опорой на схему»
2. Конструирование «Лесная полянка»
3. Оформление книжного уголка. Чтение на выбор.
Пятница 1. НОД «Осень в Поволжье». Приставочные глаголы. Сравнительная степень прилагательных»
2. НОД художественное творчество «Превращение осеннего листочка»
3. Организация выставки репродукций картин известных художников.
2 неделя
Понедельник 1. НОД познание Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень»
2. Оформление выставки работ из природного материала «Мир фантазий».
3. Пальчиковая гимнастика и самомассаж с применением бросового, природного материала, пособий, изготовленных педагогами «Осенние фантазии»
Вторник 1. Участие в районном конкурсе чтецов в детской библиотеке № 6 «Унылая пора, очей очарованье»
2. Изготовление папки с пословицами, загадками, стихами на тему «Осень»
Среда 1. НОД пересказ рассказа «Осень» (по И.Соколову – Микитову)
2. Участие в районном фестивале «Волжская осень»
3. Оформление гербария в условиях семьи
Четверг 1. НОД Пересказ «Осень на пороге».
2. Изготовление поделки способом оригами «Грибок» для детей младшей группы.
3. Организация сюжетно-ролевых игр «Фермеры», «Осенняя ярмарка»
Пятница 1. НОД Составление рассказа «Осень в Красноармейске»
2. НОД Художественное творчество аппликация «Осеннее дерево»
3. Кукольный спектакль «Осенний букет для мамы»
Наш план являлся основой проекта, но он менялся и дополнялся в ходе работы. Главной задачей педагогов при составлении плана: подобрать разнообразный материал для реализации идей в разных центрах, ориентированный на конкретных детей, на разную степень сложности и интересы. Это способ работы с образовательным содержанием, при котором используются все возможные формы в комплексе, что позволяет рассмотреть явление с разных сторон. Совсем не обязательно навязывать эти действия ребенку, но очень важно иметь в группе место, где сконцентрированы материалы, для определенного вида деятельности. Мы размещали на видных местах книги, иллюстрации на осеннюю тематику, поделки, специально подобранные истории, сюрпризные моменты, это послужило мотивацией детей к деятельности.
После проведения проекта нами повторно было зафиксировано отношение детей к взрослым, изучалась речевая активность в игровой, непрерывной образовательной деятельности, в общении и дана оценка уровня познавательной мотивации.
Сравнение протоколов диагностики речевых высказываний в игровой, непрерывной образовательной деятельности и в общении выявил значимые количественные изменения в показателях повышения уровня речевой активности. При сравнении данных полученных в результате первичной диагностики и контрольного исследования мы увидели, повышение уровня познавательной мотивации. Полученные данные позволили также отметить, повышение общего эмоционального фона ребенка Повышение этих двух показателей мы считаем важным моментом при оценке эффективности применения проектного метода.
Литература
1.Валявко С.М. Особенности мотивации детей 5-6 лет с ОНР / - СПб, 2003.
2. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
3. Евдокимова Е. Проект как мотивация к познанию // Дошкольное воспитание, N 3, 2003, с 20-24
4. Львов М. Р. Основы теории речи / М. Р. Львов. – М., 2000.
5. Матяш Н. В. Психология проектной деятельности. (http://www.childpsy.ru)
6. Морозова Л.Д. Метод проектов как средство разработки и внедрения педагогических инноваций. (http://pik100.ucoz.ru/konf/innovacii/Morozova.htm)
7. Орлянская Р. Р. Педагогические условия развития речевой активности детей. http://www.dissercat.com
8. Фадеева Ю.А., Жилина .И.И. Образовательные проекты в группе для детей с ОНР. – М.: ТЦ Сфера, 2012.
9. Шаховская, С. Н. Развитие общения детей с нарушениями речи / С. Н. Шаховская // Коррекционная педагогика – вчера, сегодня, завтра. Сб. научно-метод. матер. – М., 1997.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.