ФГБОУ ВО «ОмГПУ», Академический лицей
учитель географии,
высшей квалификационной категории
Гапанович Н.В.
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО
РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
Проектная деятельность обучающихся становится все более актуальной в современной педагогике. И это не случайно, ведь именно в процессе правильной самостоятельной работы над созданием проекта лучше всего формируется культура умственного труда учеников. Согласно ФГОС ООО, основным подходом в современном образовании является деятельностный подход. И именно проектная деятельность позволяет его всесторонне реализовать. В то же время через проектную деятельность формируются практически все универсальные учебные действия, прописанные в Стандарте.
Какое же место занимает проектная деятельность в реализации ФГОС на уроках географии в Академическом лицеи?
Основное отличие нового Стандарта заключается в изменение результатов, которые мы должны получить на выходе (планируемые личностные, предметные и метапредметные результаты). Инструментом достижения данных результатов являются универсальные учебные действия (программы формирования УУД).
Основным подходом формирования УУД, согласно новым Стандартам, является системно-деятельностный подход, а одним из методов (возможно, наиболее эффективным) реализации данного подхода является проектная деятельность.
Чтобы разобраться в том, какие умения можно сформировать у обучающихся посредством проектной деятельности, необходимо рассмотреть само понятие проектной деятельности обучающихся, а также определить ее главные цели и задачи.
Проект – временная целенаправленная деятельность на получение уникального результата. Проектная деятельность является частью самостоятельной работы обучающихся. Качественно выполненный проект – это поэтапное планирование своих действий, отслеживание результатов своей работы.
Целью проектной деятельности является понимание и применение обучающимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов.
Задачи проектной деятельности в школе:
· Обучение планированию (обучающийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели на протяжении всей работы);
· Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (обучающийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);
· Умение анализировать (креативность и критическое мышление);
· Умение составлять письменный отчет (обучающийся должен уметь составлять план работы, четко презентовать информацию);
· Формирование позитивного отношения к работе (обучающийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).
К важным положительным факторам проектной деятельности относятся:
· повышение мотивации обучающихся при решении задач;
· развитие творческих способностей;
· смещение акцента от инструментального подхода в решении задач к технологическому;
· формирование чувства ответственности;
· создание условий для отношений сотрудничества между учителем и обучающимся.
Повышение мотивации и развитие творческих способностей происходит из-за наличия в проектной деятельности ключевого признака – самостоятельного выбора. Развитие творческих способностей и смещение акцента от инструментального подхода к технологическому происходит благодаря необходимости осмысленного выбора инструментария и планирования деятельности для достижения лучшего результата. Формирование чувства ответственности происходит подсознательно: обучающийся стремится доказать, в первую очередь, самому себе, что он сделал правильный выбор. Следует отметить, что стремление самоутвердиться является главным фактором эффективности проектной деятельности. При решении практических задач естественным образом возникают отношения сотрудничества с учителем, так как для обоих задача представляет содержательный интерес и стимулирует стремление к эффективному решению. Особенно ярко это проявляется на тех задачах, которые сумел сформулировать сам обучающийся.
Через проектную исследовательскую деятельность у обучающихся формируются следующие умения:
1. Рефлексивные умения - умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний; умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи);
2. Поисковые (исследовательские) умения - умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей; умение самостоятельно найти недостающую информацию, запросить ее у учителя; умение находить несколько вариантов решения проблемы, выдвигать гипотезы, устанавливать причинно-следственные связи.
3. Навыки оценочной самостоятельности – умение оценивать действия одноклассников, товарищей по групповой работе, проводить самоанализ.
4. Умения и навыки работы в сотрудничестве: умение коллективного планирования, навыки делового партнерского общения, умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
5. Коммуникативные умения: умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д., вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, находить компромисс.
6. Презентационные умения и навыки: навыки монологической речи, умение уверенно держать себя во время выступления, отвечать на незапланированные вопросы, умение использовать различные средства наглядности при выступлении; артистические умения.
С точки зрения обучающегося учебный проект:
· это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности;
· это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.
Таким образом, проектная деятельность помогает в интересной нескучной форме формировать огромное количество УУД, что позволяет полноценно реализовать цели и задачи ФГОС нового поколения.
В качестве примера представляем урок – проект по теме «Растительный и животный мир Земли» разработанный для обучающихся 7 класса. Учебной программой предусмотрено проведение практической работы по составлению презентаций. Однако сами семиклассники заявили, что такая работа – «простая и скучная» и не несет творческого начала, так как обыденно сводится к распечатке готового сообщения из сети интернет. И тут родилась идея: пусть семиклассники представят себя в роли знаменитых ученых, специалистов флоры и фауны Земли. Так и родился образовательный проект «Растительный и животный мир Земли».
МЕТОДИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Дидактические цели проекта:
· Знакомство обучающихся с флорой и фауной на Земле;;
· Знакомство обучающихся с основными этапами накопления географических знаний;
· Знакомство обучающихся с выдающимися учеными-географами, путешественниками, экспертами в области растительности и животного мира на Земле.
Формулирование методических задач:
· Организация деятельности обучающихся по приобретению навыков работы с источниками географической информации (учебником, картами, справочниками);
· Интеграция знаний, получаемых обучающимися на уроках географии и истории, а также русского языка и литературы, изобразительного искусства и информатики в 7 классе;
· Усиление мотивации обучающихся в изучении учебной темы посредством личностного восприятия и путем составление схем, рисунков;
· Использование для оформления результатов проектной деятельности ИКТ.
ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ:
v Частично-поисковый метод;
v Исследовательский метод;
v Проблемный метод;
v Аналитический метод - подготовка к защите проекта.
РАЗВИВАЕМЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ:
Реализация образовательного проекта способствует формированию компетенций в сфере самостоятельной познавательной деятельности (работа с источниками географической информации – справочниками, энциклопедиями, картой; составление компьютерной презентации по теме проекта), помогает освоению обучающимися опыта познавательной деятельности, опыта творческой деятельности, опыта осуществления эмоционально-ценностных отношений (составление схем, буклетов, электронных карт, презентаций), развивает социальные компетенции (коммуникация в ходе работы малых рабочих групп) .
Примерные темы исследований обучающихся в малых рабочих группах:
«Растительный и животный мир Земли»
1 группа
Как устроен растительный и животный мир нашей планеты?
1. Изучив текст на с. 66 учебника, сделайте вывод о роли живых организмов в Мировом океане.
2. Почему биоразнообразие необходимо сохранять на Земле? Какие виды хозяйственной деятельности приводят к его сокращению?
3. Изобразите в виде рисунка высказывание геохимика В.М. Гольдшмидта: «Если всю литосферу представить себе в виде каменной чаши массой 5,4 кг, то вся гидросфера, которая поместится в этой чаше, будет весить примерно 420 г., масса атмосферы будет соответствовать медной монете, а вся биомасса – почтовой марке». Сделайте вывод.
4. На основе данного фрагмента текста подготовьте презентацию. Какие понятия вы будете использовать в вашей презентации? Дайте их определения.
5. Нарисуйте схему-плакат, который бы характеризовал содержание вашего фрагмента текста.
2 группа
Как связаны животные и растения природными условиями?
1. На основе фрагмента текста «Как связаны животные и растения с природными условиями и растениями?» выявите особенности растительного и животного мира планеты.
2. Изменение климата вызывает зональное размещение растительности и животных. Проанализируйте карту «Природные зоны мира» и докажите, что распространение растений и животных подчинено определенному закону. Что это за закон?
3. На конкретных примерах покажите связь растений и животных с природными условиями.
4. На основе данного фрагмента текста подготовьте презентацию. Какие понятия, законы вы включите в вашу презентацию? Раскройте их смысл.
5. Нарисуйте схему-плакат, который бы характеризовал содержание вашего фрагмента текста.
3 группа
Почему флора и фауна различаются на разных материках?
1. Объясните, почему на разных материках флора и фауна различны. Приведите примеры.
2. Выполните задание 5 на с. 69 учебника.
3. Какие виды хозяйственной деятельности человека оказывают негативное влияние на изменение растительного и животного мира?
4. Какие меры способствуют сохранению биоразнообразия на Земле?
5. На основе данного фрагмента текста подготовьте презентацию или нарисуйте схему-плакат, отражающий главные его мысли (выводы) и вашу позицию.
Представленный проект позволяет реализовать межпредметные связи, ведь тема «Растительный и животный мир Земли» изучается не только на уроках географии в 7 классе, но и в 8-9 курсе географии. Потому при проведении проекта я всегда предлагаю сотрудничество своим коллегам – учителям-предметникам, а возможность за одну выполненную работу получить оценку сразу и по географии, литературе, изобразительному искусству и информатике – только повышает мотивацию обучающихся к выполнению задания.
РАБОТА НАД ПРОЕКТОМ
Этап |
Цель |
Содержание работы |
Деятельность обучающихся |
Деятельность учителя |
1. Определение творческого названия и целей проекта |
Постановка целей проектной деятельности обучающихся и определение темы проекта, определение сроков реализации проекта |
Обсуждение и формулирование темы и целей проектной деятельности, определение сроков реализации проекта |
Обсуждение целей и названия проекта |
Мотивация обучающихся на осуществление проекта, постановка целей и определение конечного результата и сроков проектной деятельности |
2. Формирование групп для проведения исследования и определение формы представления результатов |
Определение состава малых рабочих групп для осуществления проекта, определение тем их проектной деятельности и формы представления результатов |
Формирование малых рабочих групп обучающихся (по их желанию), выбор ими темы исследований и формы представления результатов |
Объединение обучающихся в малые рабочие группы, выбор темы исследования и формы представления результатов |
Представление тем исследований обучающимся, помощь в формировании малых рабочих групп, представление возможных вариантов результата проекта – презентация, схема, буклет и т.п. |
3. Обсуждение плана работы обучающихся в группах, определение индивидуальных заданий |
Планирование проектной деятельности обучающимися, выделение основных задач и распределение индивидуальных обязанностей по осуществлению проекта |
Составление обучающимися плана реализации проекта, выделение основных задач и определение индивидуальных заданий |
Составление плана проектной деятельности, определение ключевых задач и основных этапов реализации проекта, распределение индивидуальных заданий, заполнение Листов планирования самостоятельной деятельности обучающихся в группе (Приложение 1) |
Помощь в составлении плана реализации проекта, определении ключевых вопросов и задач |
4. Самостоятельная работа обучающихся в группах |
Составление схемы «от первого лица», т.е. от имени самих участников |
Работа с источниками географической информации – справочниками, энциклопедиями, картами с целью отбора необходимого фактического материала для составления схемы |
Чтение художественной и научно-популярной литературы, работа со справочниками, энциклопедиями и картами, отбор необходимой информации, составление схемы «от первого лица», т.е. от имени обучающегося |
Помощь в подборе необходимых источников географической информации |
5. Подготовка обучающимися презентации проекта |
Презентация результатов проектной деятельности |
Оформление работы, отбор самой важной информации для представления перед классом (защиты проекта); составление компьютерной презентации (инициативной группой учащихся) |
Определение состава выступающих на защите проекта, составление выступлений по защите проекта; создание компьютерной презентации по теме проекта в программе PowerPoint |
Помощь в отборе самой важной информации для защиты группами своих проектов; помощь в создании компьютерной презентации |
6. Защита выполненных проектов |
Презентация результатов проектной деятельности для учащихся класса, знакомство обучающихся с растительным и животным миром Земли |
Выступление рабочих групп с презентацией результатов проектной деятельности |
Выступление рабочих групп с результатами проектной деятельности, заполнение в тетрадях опорной таблицы «Растительный и животный мир Земли» |
Организация защиты проектов на уроке, определение основных этапов накопления географических знаний, помощь в составлении опорной таблицы «Растительный и животный мир Земли» |
7. Оценивание результатов проекта школьниками и учителем |
Подведение итогов проектной деятельности обучающихся, оценивание результатов |
Рефлексия обучающихся по итогам проектной деятельности, оценивание работы каждого ученика |
Рефлексия по итогам проектной деятельности, самооценка и оценка работы одноклассников в группе (Приложение 2) |
Организация рефлексии обучающихся, оценивание результатов работы каждого ученика |
Приложение 1
ЛИСТ ПЛАНИРОВАНИЯ
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В ГРУППЕ № ____
по проекту «Растительный и животный мир Земли»
Состав группы: __________________________________________________________________
Тема проекта: __________________________________________________________________
Основополагающий вопрос: ____________________________________________________________________________________________________________________________________
Вопросы учебной темы: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Этапы работы и виды исследовательской деятельности обучающихся:
№ этапа |
Название этапа |
Вид деятельности обучающихся |
1 |
Обсуждение плана проекта |
Распределение обязанностей в группе:
|
2 |
Выбор темы проекта |
Выбранная тема:
|
3 |
Работа над проектом |
|
4 |
Защита проекта |
|
5 |
Оценивание проекта |
|
Источники информации: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение 2
ОЦЕНОЧНАЯ ТАБЛИЦА РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Группа № ____ Тема: ___________________________________________
№ п/п |
Критерии оценивания |
Оценка |
1 |
Связь с программой и учебным заданием |
|
2 |
Содержание проекта |
|
3 |
Защита проекта |
|
4 |
Использование мультимедийных средств |
|
5 |
Работа в группе |
|
6 |
Графический дизайн |
|
7 |
Применение полученных знаний и умений на уроке |
|
Итоговое количество баллов |
|
«1» - плохо; «2» - слабо; «3» - хорошо; «4» - отлично
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.