Проектная деятельность как средство реализации ФГОС на уроках географии
Оценка 4.7

Проектная деятельность как средство реализации ФГОС на уроках географии

Оценка 4.7
docx
26.12.2019
Проектная деятельность как средство реализации ФГОС на уроках географии
статья.docx

ФГБОУ ВО «ОмГПУ», Академический лицей

 

учитель  географии,

высшей квалификационной категории

 

Гапанович Н.В.



 

 

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО
 РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС  НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

 

Проектная деятельность обучающихся становится все более актуальной в современной педагогике. И это не случайно, ведь именно в процессе правильной самостоятельной работы над созданием проекта лучше всего формируется культура умственного труда учеников. Согласно ФГОС ООО, основным подходом в современном образовании является деятельностный подход. И именно проектная деятельность позволяет его всесторонне реализовать.  В то же время через проектную деятельность формируются практически все универсальные учебные действия, прописанные в Стандарте.

Какое же место занимает проектная деятельность в реализации ФГОС на уроках географии в Академическом лицеи?

Основное отличие нового Стандарта заключается в изменение результатов, которые мы должны получить на выходе (планируемые личностные, предметные и метапредметные результаты). Инструментом достижения данных результатов являются универсальные учебные действия (программы формирования УУД).

Основным подходом формирования УУД, согласно новым Стандартам, является системно-деятельностный подход, а одним из методов (возможно,  наиболее эффективным) реализации данного подхода является проектная деятельность.

Чтобы разобраться в том, какие умения можно сформировать у обучающихся посредством проектной деятельности, необходимо рассмотреть само понятие проектной деятельности обучающихся, а также определить ее главные цели и задачи.

Проект – временная целенаправленная деятельность на получение уникального результата. Проектная деятельность является частью самостоятельной работы обучающихся. Качественно выполненный проект – это поэтапное планирование своих действий, отслеживание результатов своей работы.

Целью проектной деятельности является понимание и применение обучающимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов.

Задачи проектной деятельности в школе:

·                    Обучение планированию (обучающийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели на протяжении всей работы);

·                    Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (обучающийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);

·                    Умение анализировать (креативность и критическое мышление);

·                    Умение составлять письменный отчет (обучающийся должен уметь составлять план работы, четко презентовать информацию);

·                    Формирование позитивного отношения к работе (обучающийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).

К важным положительным факторам проектной деятельности относятся:

·                    повышение мотивации обучающихся при решении задач;

·                    развитие творческих способностей;

·                    смещение акцента от инструментального подхода в решении задач к технологическому;

·                    формирование чувства ответственности;

·                    создание условий для отношений сотрудничества между учителем и обучающимся.

Повышение мотивации и развитие творческих способностей происходит из-за наличия в проектной деятельности ключевого признака  – самостоятельного выбора. Развитие творческих способностей и смещение акцента от инструментального подхода к технологическому происходит благодаря необходимости осмысленного выбора инструментария и планирования деятельности для достижения лучшего результата. Формирование чувства ответственности происходит подсознательно: обучающийся стремится доказать, в первую очередь, самому себе, что он сделал правильный выбор. Следует отметить, что стремление самоутвердиться является главным фактором эффективности проектной деятельности. При решении практических задач естественным образом возникают отношения сотрудничества с учителем, так как для обоих задача представляет содержательный интерес и стимулирует стремление к эффективному решению. Особенно ярко это проявляется на тех задачах, которые сумел сформулировать сам обучающийся.

Через проектную исследовательскую деятельность у обучающихся формируются следующие умения:

1. Рефлексивные умения - умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний; умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи);

2. Поисковые (исследовательские) умения - умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей; умение самостоятельно найти недостающую информацию, запросить ее у учителя; умение находить несколько вариантов решения проблемы, выдвигать гипотезы, устанавливать причинно-следственные связи.

3. Навыки оценочной самостоятельности – умение оценивать действия одноклассников, товарищей по групповой работе, проводить самоанализ.

4. Умения и навыки работы в сотрудничестве: умение коллективного планирования, навыки делового партнерского общения, умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

5. Коммуникативные умения: умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д., вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, находить компромисс.

6. Презентационные умения и навыки: навыки монологической речи, умение уверенно держать себя во время выступления, отвечать на незапланированные вопросы, умение использовать различные средства наглядности при выступлении; артистические умения.

С точки зрения обучающегося учебный проект:

·                    это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности;

·                    это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.

Таким образом, проектная деятельность помогает в интересной нескучной форме формировать огромное количество УУД, что позволяет полноценно реализовать цели и задачи ФГОС нового поколения.

В качестве примера представляем урок – проект по теме «Растительный и животный мир Земли» разработанный для обучающихся 7 класса. Учебной программой предусмотрено проведение практической работы по составлению презентаций. Однако сами семиклассники заявили, что такая работа – «простая и скучная» и не несет творческого начала, так как обыденно сводится к распечатке готового сообщения из сети интернет. И тут родилась идея: пусть семиклассники представят себя в роли знаменитых ученых, специалистов флоры и фауны Земли. Так и родился образовательный проект «Растительный и животный мир Земли».   

МЕТОДИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Дидактические цели проекта:

·         Знакомство обучающихся с флорой и фауной на Земле;;

·         Знакомство обучающихся с основными этапами накопления географических знаний;

·         Знакомство обучающихся с выдающимися учеными-географами, путешественниками, экспертами в области растительности и животного мира на Земле.

Формулирование методических задач:

·         Организация деятельности обучающихся  по приобретению навыков работы с источниками географической информации (учебником, картами, справочниками);

·         Интеграция знаний, получаемых обучающимися на уроках географии и истории, а также русского языка и литературы, изобразительного искусства и информатики в 7 классе;

·         Усиление мотивации обучающихся в изучении учебной темы посредством личностного восприятия  и путем составление схем, рисунков;

·         Использование для оформления результатов проектной деятельности  ИКТ.

ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ:

v  Частично-поисковый метод;

v  Исследовательский метод;

v  Проблемный метод;

v  Аналитический метод  - подготовка к защите проекта.

РАЗВИВАЕМЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ:

Реализация образовательного проекта способствует формированию компетенций в сфере самостоятельной познавательной деятельности (работа с источниками географической информации – справочниками, энциклопедиями, картой; составление компьютерной презентации по теме проекта), помогает освоению обучающимися опыта познавательной деятельности, опыта творческой деятельности, опыта осуществления эмоционально-ценностных отношений (составление схем, буклетов, электронных карт, презентаций), развивает социальные компетенции (коммуникация в ходе работы малых рабочих групп) .

Примерные темы исследований обучающихся в малых рабочих группах:

«Растительный и животный мир Земли»

1 группа

Как устроен растительный и животный мир нашей планеты?

1.      Изучив текст на с. 66 учебника, сделайте вывод о роли живых организмов в Мировом океане.

2.      Почему биоразнообразие необходимо сохранять на Земле? Какие виды хозяйственной деятельности приводят к его сокращению?

3.      Изобразите в виде рисунка высказывание геохимика В.М. Гольдшмидта: «Если всю литосферу представить себе в виде каменной чаши массой 5,4 кг, то вся гидросфера, которая поместится в этой чаше, будет весить примерно 420 г., масса атмосферы будет соответствовать медной монете, а вся биомасса – почтовой марке». Сделайте вывод.

4.      На основе данного фрагмента текста подготовьте презентацию. Какие понятия вы будете использовать в вашей презентации? Дайте их определения.

5.      Нарисуйте схему-плакат, который бы характеризовал содержание вашего фрагмента текста.

2 группа

Как связаны животные и растения природными условиями?

1.      На основе фрагмента текста «Как связаны животные и растения с природными условиями и растениями?» выявите особенности растительного и животного мира планеты.

2.      Изменение климата вызывает зональное размещение растительности и животных. Проанализируйте карту «Природные зоны мира» и докажите, что распространение растений и животных подчинено определенному закону. Что это за закон?

3.      На конкретных примерах покажите связь растений и животных с природными условиями.

4.      На основе данного фрагмента текста подготовьте презентацию. Какие понятия, законы вы включите в вашу презентацию? Раскройте их смысл.

5.      Нарисуйте схему-плакат, который бы характеризовал содержание вашего фрагмента текста.

3 группа

Почему флора и фауна различаются на разных материках?

1.      Объясните, почему на разных материках флора и фауна различны. Приведите примеры.

2.      Выполните задание 5 на с. 69 учебника.

3.      Какие виды хозяйственной деятельности человека оказывают негативное влияние на изменение растительного и животного мира?

4.      Какие меры способствуют сохранению биоразнообразия на Земле?

5.      На основе данного фрагмента текста подготовьте презентацию или нарисуйте схему-плакат, отражающий главные его мысли (выводы) и вашу позицию.

 

Представленный проект позволяет реализовать межпредметные связи, ведь тема «Растительный и животный мир Земли» изучается не только на уроках географии в 7 классе, но и в 8-9 курсе географии. Потому при проведении проекта я всегда предлагаю сотрудничество своим коллегам – учителям-предметникам, а возможность за одну выполненную работу получить оценку сразу и по географии, литературе, изобразительному искусству и информатике – только повышает мотивацию обучающихся к выполнению задания.

 


РАБОТА НАД ПРОЕКТОМ

Этап

Цель

Содержание работы

Деятельность обучающихся

Деятельность учителя

1. Определение творческого названия и целей проекта

Постановка целей проектной деятельности обучающихся и определение темы проекта, определение сроков реализации проекта

Обсуждение и формулирование темы и целей проектной деятельности, определение сроков реализации проекта

Обсуждение целей и названия проекта

Мотивация обучающихся на осуществление проекта, постановка целей и определение конечного результата и сроков проектной деятельности

2. Формирование групп для проведения исследования и определение формы представления результатов

Определение состава малых рабочих групп для осуществления проекта, определение тем их проектной деятельности и формы представления результатов

Формирование малых рабочих групп обучающихся (по их желанию), выбор ими темы исследований и формы представления результатов

Объединение обучающихся в малые рабочие группы, выбор темы исследования и формы представления результатов

Представление тем исследований обучающимся, помощь в формировании малых рабочих групп, представление возможных вариантов результата проекта – презентация, схема, буклет  и т.п.

3. Обсуждение плана работы обучающихся в группах, определение индивидуальных заданий

Планирование проектной деятельности обучающимися, выделение основных задач и распределение индивидуальных обязанностей по осуществлению проекта

Составление обучающимися плана реализации проекта, выделение основных задач и определение индивидуальных заданий

Составление плана проектной деятельности, определение ключевых задач и основных этапов реализации проекта, распределение индивидуальных заданий, заполнение Листов планирования самостоятельной деятельности обучающихся в группе (Приложение 1)

Помощь в составлении плана реализации проекта, определении ключевых вопросов и задач

4. Самостоятельная работа обучающихся в группах

Составление схемы «от первого лица», т.е. от имени самих участников

Работа с источниками географической информации – справочниками, энциклопедиями, картами с целью отбора необходимого фактического материала для составления схемы

Чтение художественной и научно-популярной литературы, работа со справочниками, энциклопедиями и картами, отбор необходимой информации, составление схемы «от первого лица», т.е. от имени обучающегося

Помощь в подборе необходимых источников географической информации

5. Подготовка обучающимися презентации проекта

Презентация результатов проектной деятельности

Оформление работы, отбор самой важной информации для представления перед классом (защиты проекта); составление компьютерной презентации (инициативной группой учащихся)

Определение состава выступающих на защите проекта, составление выступлений по защите проекта; создание компьютерной презентации по теме проекта в программе PowerPoint

Помощь в отборе самой важной информации для защиты группами своих проектов; помощь в создании компьютерной презентации

6. Защита выполненных проектов

Презентация результатов проектной деятельности для учащихся класса, знакомство обучающихся с растительным и животным миром Земли

Выступление рабочих групп с презентацией результатов проектной деятельности

Выступление рабочих групп с результатами проектной деятельности, заполнение в тетрадях опорной таблицы «Растительный и животный мир Земли»

Организация защиты проектов на уроке, определение основных этапов накопления географических знаний, помощь в составлении опорной таблицы «Растительный и животный мир Земли»

7. Оценивание результатов проекта школьниками и учителем

Подведение итогов проектной деятельности обучающихся, оценивание результатов

Рефлексия обучающихся по итогам проектной деятельности, оценивание работы каждого ученика

Рефлексия по итогам проектной деятельности, самооценка и оценка работы одноклассников в группе (Приложение 2)

Организация рефлексии обучающихся, оценивание результатов работы каждого ученика


Приложение 1

ЛИСТ ПЛАНИРОВАНИЯ

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
 В ГРУППЕ № ____

по проекту «Растительный и животный мир Земли»

Состав группы: __________________________________________________________________

Тема проекта: __________________________________________________________________

Основополагающий вопрос: ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Вопросы учебной темы: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Этапы работы и виды исследовательской деятельности обучающихся:

№ этапа

Название этапа

Вид деятельности обучающихся

1

Обсуждение плана проекта

Распределение обязанностей в группе:

 

2

Выбор темы проекта

Выбранная тема:

 

3

Работа над проектом

 

 

4

Защита проекта

 

 

5

Оценивание проекта

 

 

Источники информации: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Приложение 2

ОЦЕНОЧНАЯ ТАБЛИЦА РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Группа № ____  Тема: ___________________________________________

№ п/п

Критерии оценивания

Оценка

1

Связь с программой и учебным заданием

 

2

Содержание проекта

 

3

Защита проекта

 

4

Использование мультимедийных средств

 

5

Работа в группе

 

6

Графический дизайн

 

7

Применение полученных знаний и умений на уроке

 

Итоговое количество баллов

 

«1» - плохо;        «2» - слабо;       «3» - хорошо;        «4» - отлично

 

 

 

 

 

Проектная деятельность как средство реализации ФГОС на уроках географии

Проектная деятельность как средство реализации ФГОС на уроках географии

Проектная деятельность как средство реализации ФГОС на уроках географии

Проектная деятельность как средство реализации ФГОС на уроках географии

Проектная деятельность как средство реализации ФГОС на уроках географии

Проектная деятельность как средство реализации ФГОС на уроках географии

Проектная деятельность как средство реализации ФГОС на уроках географии

Проектная деятельность как средство реализации ФГОС на уроках географии

Проектная деятельность как средство реализации ФГОС на уроках географии

Проектная деятельность как средство реализации ФГОС на уроках географии

Проектная деятельность как средство реализации ФГОС на уроках географии

Проектная деятельность как средство реализации ФГОС на уроках географии

Проектная деятельность как средство реализации ФГОС на уроках географии

Проектная деятельность как средство реализации ФГОС на уроках географии

Проектная деятельность как средство реализации ФГОС на уроках географии

Проектная деятельность как средство реализации ФГОС на уроках географии

Проектная деятельность как средство реализации ФГОС на уроках географии

Проектная деятельность как средство реализации ФГОС на уроках географии

Проектная деятельность как средство реализации ФГОС на уроках географии

Проектная деятельность как средство реализации ФГОС на уроках географии

Проектная деятельность как средство реализации ФГОС на уроках географии

Проектная деятельность как средство реализации ФГОС на уроках географии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.12.2019
Посмотрите также: