Проектная деятельность «Мы все в ответе за нашу планету»
Оценка 4.7

Проектная деятельность «Мы все в ответе за нашу планету»

Оценка 4.7
docx
29.05.2020
Проектная деятельность «Мы все в ответе за нашу планету»
Проект «Мы все в ответе за нашу планету».docx

Проект: «Мы все в ответе за нашу планету»

 

Пояснительная записка

В настоящее время из-за ухудшения состояния окружающей среды возникла необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека независимо от его возраста и профессии. В связи с этим в стране активно создаётся непрерывная система экологического образования населения. Всем необходимо понимать, как человек связан с природой и как зависит от неё, какие в природе существуют закономерности и почему человечество не имеет права их игнори-ровать.

Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют от ныни живущих людей, понимания сложившейся ситуации и сознатель-ного к ней отношения. Именно состояние экологии отражает тот уровень куль-туры,  носителем которого является общество. Поэтому без изменений в культуре природопользования людей нельзя рассчитывать на позитивные изменения в эко-логии. Именно культура способна привести в соответствие деятельность человека с законами жизни.

Актуальность

Изменить ситуацию можно только с помощью экологического образования начиная с дошкольного возраста. Обретение экологической культуры, экологи-ческого сознания, экологического мышления – это единственный для человечества  выход из сложившейся ситуации.

Недалёк тот день, когда будущее окажется в руках наших детей: от того, какие ценности они будут исповедовать от нас и от тех основ, которые мы заложим в сознание детей, зависит их собственная жизнь и будущее Планеты.

Вот почему так важно сегодня помочь детям освоить новую систему цен-ностей взаимоотношениях с природой:

- осознание ребёнком себя как части природы;

- воспитание уважительного отношения ко всем без исключения видам вне

зависимости от наших симпатий и антипатий;

- формирование эмоционально-положительного отношения к окружающему     миру, умения видеть его красоту и неповторимость;

-понимание того, что в природе все взаимосвязано, нарушение одной из связей ведёт за собой другие изменения, происходит «цепная реакция», и нельзя уничтожать то, что не можем создать;

- формирование у детей желания сохранить окружающую среду, осознание ими взаимосвязи между собственными действиями и состоянием окружающей среды;

- усвоение азов экологической безопасности (вместе с родителями) и перво-начальных сведений о рациональном использовании природных ресурсов на при-мерах использования воды, энергии в быту (вместе с родителями);                                                

    -          формирование навыков экологически грамотного и безопасного поведения в повседневной жизни.

Дошкольное детство - самый благоприятный период для формирования экологической культуры, начальный этап формирования личности человека.

Именно в это время формируются экологические представления об объектах и явлениях природы, являющиеся основой систематических знаний о природной среде и бережном к ней отношении. Но эти представления не формируются на пустом месте. Нужны живые хорошие примеры перед глазами детей. Каждое слово взрослого, каждый жест, не говоря уже о поступках, могут служить для ребенка примером для подражания.

Идея проекта.

В нашей группе был разработан долгосрочный проект, посвященный  «5 июня день защиты окружающей  среды», для реализации  проектной деятельности  нами были подобраны методические материалы и создана разнообразная эколого - развивающая среда,  являющаяся носителем экологической культуры, обеспечивающая непосредственный контакт ребенка с объектами природы и «живое» общение с ней.

Новизна.

Новизна проекта заключается в том, что он нацелен  на работу как педагогов,  детей и их родителей по экологическому воспитанию, через реализацию проектной деятельности (тематические мини - проекты), выстроенной согласно датам Международного  экологического  календаря. Данный проект интегрирован в разработанный годовой план мероприятий, посвящённых Экологии .  Новизна экологического проекта заключается в использовании информационных компьютерных технологий,  обеспечивающих эффективность воспитательного процесса,  личностную включённостью детей и родителей в событийную жизнь. Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечить эту включённость, дающую бесспорные положительные результаты.

Тип проекта

 – познавательно – исследовательский,  практико – ориентировочный, долгосрочный.

 Сроки реализации проекта.

По времени: долгосрочный

Сроки реализации: апрель –май 2020г.

1.6. Адресация проекта.

Проект адресован  на совместную работу педагогов МКДОУ «ЦРР-Д/С «РИТМ» старшая группа №8, с   детьми и их родителями по экологическому воспитанию, как среди детей, так и их родителей с апреля по май  2020года.

Участники проекта: педагоги,  дети, родители  Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения МКДОУ «ЦРР-Д/С «РИТМ»

         Целеполагание.

 Цель:

- формирования экологической культуры, экологического сознания, экологичес-кого мышления в дошкольном возрасте, как начальный этап формирования лич-ности человека.

          Задачи проекта.

- образовательные: формировать знания об экосистемной организации природы Земли в границах обитания человека, усвоение азов экологической безопасности и первоначальных сведений о рациональном использовании природных ресурсов, познавательные умения детей при овладении  исследовательскими методами познания природы;

- развивающие: развивать осознание ребёнком себя как части природы,   пони-мание того, что в природе все взаимосвязано, нарушение одной из связей ведёт за собой другие изменения, происходит «цепная реакция», что нельзя уничто-жать то, что не возможно создать;

- воспитательные: воспитывать у детей чувства сопричастности ко всему живо-му, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы через практическую природоохранную деятельность, эмо-ционально - положительного отношения к окружающему  миру, умения видеть его красоту и неповторимость.

Ожидаемые результаты проекта.

У детей сформируются:

- экологические знания, экологическая культура;

- сознание важности природоохранных мероприятий;

- навыки правильного поведения в природной среде;

- чувство милосердия и гуманного отношения к объектам природе;

- эстетическое отношение к окружающей действительности, желание   отражать впечатления, полученные в процессе общения с природой в художественно – творческой  деятельности.

У родителей:

- расширятся знания по экологическому воспитанию детей;

- повысится интерес к совместной деятельности по защите охране  природы;

- гармонизируются детско-педагогические отношения;

- повысится уровень экологической культуры личности.

У педагогов:

- повышение профессионализма;

 - внедрение новых методов и технологий  в работе с детьми и родителями по   экологическому воспитанию.

Стратегия реализации проектной идеи.   

1 этап. Организационно-подготовительный.

2 этап. Основной. Реализация проекта.

3 этап. Обобщающий

     Организационно  -  подготовительный этап.

1.     Постановка проблемы. Определение темы, целей, задач, содержание проекта, прогнозирование результата.

2.     Опрос детей, с целью выявление экологических знаний, проблемы.

3.     Анкетирование родителей.

4.     Консультирование, обсуждение с родителями проекта, выявление возможностей, средств, необходимых для реализации проекта. Подбор материала, форм и методов работы с родителями.

5.     Составление плана реализации проекта. 

6.     Определение содержания деятельности всех участников проекта.

7.     Поиск различных средств достижения целей;

8.     Подбор и изучение методического материала, методической литературы.

9.     Создание дидактического и методического материала

 Основной этап (деятельный - реализация проекта).

Проведение комплекса мероприятий по теме проекта и  включает в себя:

1.     Работу с детьми.

2.     Работу с родителями.

Работа с детьми:

·         непосредственно - образовательная деятельность;

·         образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов;

·         совместная деятельность воспитателя и детей с учетом интеграции;

·         самостоятельная деятельность детей.

Познавательная - речевая деятельность по реализации задач проекта.

·         Тематические НОД экологической направленности.

·         Познавательно - исследовательская деятельность.

·         Чтение художественной литературы по проектной тематике .

·         Рассматривание иллюстраций экологического содержания, презентаций, видиофильмов;

·         Наблюдение за объектами живой и неживой природы

·         Эвристические, познавательные, ситуативные беседы.

·         Создание собственных проблемных ситуаций с помощью экологических моделей.

·         Сочинение экологических сказок. и, викторина, «Что, где, когда»

Социально - коммуникативная деятельность по реализации задач проекта:

Игровая деятельность экологического содержания:

- сюжетно-ролевые игры;

- дидактические игры;

- развивающие игры; Экологические интеллектуальные игры                             - театрализованные игры. .интеллектуальные игры: КВН, викторина, «Что, где, когда» Экологические интеллектуальные игры: КВН, викторина, «Что, Трудовая деятельность в экологическом центре и в природе:

ход за растениями и посадками в группе;

- создание огорода и цветника, посадка, уход за растениями;

- поддержание чистоты и порядка на участке и территории детского сада (трудовой и экологический десант)

Художественно - эстетическая деятельность по реализации задач проекта.

Продуктивная деятельность:        

·         рисование;

·         лепка;

·         аппликация;

·         прикладная деятельность;

·         конструктивно - модельная деятельность.

Музыкально – досуговая  деятельность,  экологические праздники.

Физкультурно - оздоровительная деятельность по реализации задач проекта:

- спортивные, подвижные  игры;

спортивные досуги, праздники экологического содержания

Организация и проведение с детьми с привлечением взрослых:

 природоохранных акции на тему:

- «Гостеприимная кормушка» (изготовление кормушек, подкормка птиц)

- «Огород круглый год»

- «Цветник на подоконнике»

- «Сохрани подснежник»

- «Чей дом лучше» (изготовление скворечников)

-  «Земля наш дом – пусть чисто будет в нём» (месячник по благоустройству территории детского сада).

- «Подарим книжке вторую жизнь – сохраним дерево»

- «Посади дерево и сохрани его»

- «Спасем елочку».

Выставок творческих работ на тему:

- «Сохраним подснежник»

- «Природа и творчество»

- «Заходи в зелёный дом, чудеса увидишь в нём!» (Фото - работы)

- «Цветущий май» (Фото - работы)

- «Краски осени» (Фото - работы)

Работа с родителями:

- проведение консультаций на тему: «Взаимодействие ДОУ и семьи по экологическому образованию дошкольников в процессе ознакомления с природой родного края»,

семинара для родителей на тему: «Экологическая культура и сохранение здоровья ребенка в современных условиях»;

- анкетирование;

- оформление информационного уголка. Советы родителям на тему: «Научите детей любить и беречь природу!»;

- оформление папок-передвижек, проведение бесед экологического содержания;

 - информирование родителей через создание природоохранных памяток, газет;

- Участие в выставке поделок «Природа и творчество», в фотовыставках на тему: «Заходи в зелёный дом, чудеса увидишь в нём!» «Цветущий май» «Краски осени»;

привлечение к участию в природоохранных акции;

- проведение праздников, развлечений;

привлечение родителей к активной реализации проектной деятельности в группах.

 

Маленький человек должен любить всё живое, ведь только доброта открывает ребёнку и детскому коллективу радость взаимопонимания (В. А. Сухомлинский) Ещё он размышлял о том, с чего необходимо начинать знакомство обучающихся с окружающим миром, пришёл к выводу, что начинать надо с воспитания гуманности – чувства тревоги за не накормленного щенка, не политое дерево.

Экологическое воспитание – это сложный и длительный процесс. Результаты его могут быть заметны через несколько лет. Необходимо обеспечить непрерывность этого процесса на всех ступенях образования.

Начальная школа – это одно из первых звеньев, где закладываются основы экологической культуры.

Начальное естественнонаучное образование, имеющее в российской школе глубокие и прочные традиции и богатый практический опыт, в последние несколько лет переживает значительное обновление. В связи с актуальностью данной проблемы единого подхода к её реализации нет. Существуют различные программы и методики преподавания природоведения, где учитываются вопросы экологического образования и воспитания. Предлагаются программы нескольких авторов, где традиционный курс природоведения рассматриваются под различными программами.

Наша начальная школа учится по УМК «Школа России», куда входит учебный курс А. А. Плешакова «Мир вокруг нас»

Курс «Мир вокруг» нас имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие раннее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В ХХI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества. Особую остроту экологические проблемы будут иметь в России, поскольку наша страна решает сложнейшие задачи экономического и социального развития в условиях крайнего дефицита экологической культуры в обществе.

Учебный курс «Мир вокруг нас» носит личностно- развивающий характер.

Его цель- - воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящего к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.

Приоритетной задачей курса является формирование в сознании обучающегося ценностно - окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит становление у ребёнка современной экологически ориентированной картины мира, развивается чувство сопричастности к жизни природы и общества, формируются личностные качества культурного человека – доброта, терпимость, ответственность.

К числу важнейших задач курса относятся воспитание любви к своему городу (селу, к своей Родине, формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде, развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира, осуществление подготовки к изучению естественно – научных и обществоведческих дисциплин в основной школе.

При этом средствами учебного предмета целенаправленно создаются условия для развития у обучающихся познавательных интересов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, формирования учебной деятельности.

Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве.

Технология опыта.

Для достижения поставленной цели – формирование экологических знаний на уроках окружающего мира и во внеурочное время,ставлю перед собой следующие задачи:

Обогащение кругозора, развитие наблюдательности, мышления учащихся.

Привитие бережного отношения и любви к природе.

Повышение экологической культуры воспитанников.

Расширение экологических знаний.

Развитие потребностей гармоничного общения с природой.

Вооружение их знаниями бережного использования природных ресурсов.

Для реализации данных задач важным является выбор приёмов, методов и форм пояснения.

В связи с особенностями содержания курса окружающего мира, задачами, решаемыми в учебно-воспитательном процессе, различают следующие организационные формы изучения природы младшими школьниками: ООД, экскурсия, внеурочная, домашняя,

Сама природа не воспитываетвоспитывает только активное взаимодействие с ней. Чтобы ребёнок научился понимать природу, чувствовать её красоту, беречь её богатства, нужно привить ему чувства с раннего возраста. Чтобы воспитывать все эти чувства в детях, мы используем различные формы работы в этом направлении.

Большой эмоциональный всплеск дают занятия, на которых учащиеся рисуют или что – то мастерят. На этих занятиях дети учатся видеть и изображать красоту природы.

Ребята  включаются в творческую деятельность, результатом которой бывают собственные рисунки«Лето»«Осень»«Хорошее настроение»«Лебёдушка»

Аппликации«Братья наши меньшие»«Земля – кормилица»«Плакали берёзки»«Бабочка» При выполнении аппликации из пластилина «Аквариум» ученики знакомятся с многообразием аквариумных, морских, речных рыб, учатся внимательно и бережно относится к миру живой природы. Отвечают на вопрос«Почему может погибнуть рыба и как её спасти» (Поделки из природных материалов«Листопад в ладошках»

При работе по формированию бережного отношения к исчезающим видам растений и животных детьми был подготовлен проект «Ромашковое поле», собран материал об исчезающих животных и растениях, обсуждались истории правильного и неправильного поведения в природе.

На занятии по теме«Природа просит защиты» дети приобщаются к миру природы, к пониманию её ценности в жизни каждого человека, своей причастности к сбережению и защите природных обитателей, живущих рядом с нами в одном земном доме.

Путешествие в мир красоты - конкурс фотографий«Мир глазами детей» 

Представление природы как вдохновения поэтов, художников, писателей, музыкантов, развивать чувство прекрасного.

Обогащению кругозора, развитию познавательного интереса, наблюдательности, мышления, сообразительности учащихся способствуют загадки о природе, книжки-малышки, рефераты. (Приложение1)

Ведущей тенденцией занятий является интеграция. Она предполагает взаимопроникновение различных видов деятельности (наблюдение, исследование, беседа, игра, экологические викторины)

Участие детей в выставках«Мастерская Самоделкина»«Природа и фантазия»

Одна из форм работы – экологические чтения- это получение дополнительной информации экологического характера из художественных произведений М. Пришвина, К. Паустовского, И. Акимушкина, В. Бианки и др.

Цель праздника «Синичкин день» - формирование любви к природе, чувства ответственности за «братьев наших меньших»

Для развития творческих способностей учащихся был проведён конкурс чтецов под названием «Передай добро по кругу…» Эмблемой праздника стала русская красавица.

Важную роль в формировании экологической культуры играют беседы, которые учат взаимоотношениям с окружающей средой, культуре поведения в ней. Обсуждение различных ситуаций, которые приводят детей к выводу о необходимости защиты и охраны природы. (Почему медики всё чаще запрещают нам купаться в речках)

Игра является одним из важнейших источников речевого и умственного развития. Она способствует закреплению знаний, пробуждает интерес к познанию нового материала («Экологический светофор»«Тайны лесной тропинки»)

Наблюдения детей за объектами и явлениями природы является важнейшим условием формирования экологической культуры.

Большой и разнообразный материал дают прогулки. Дети знакомятся с тем, что находится около школы, учатся наблюдать за природой.

Реализуя разнообразные формы деятельности можно добиться повышения эффективности экологического образования учащихся.

Результаты проекта

У детей сформируются:

- экологические знания, экологическая культура;

- сознание важности природоохранных мероприятий;

- навыки правильного поведения в природной среде;

- чувство милосердия и гуманного отношения к объектам природе;

- эстетическое отношение к окружающей действительности, желание   отражать впечатления, полученные в процессе общения с природой в художественно – творческой  деятельности.

У родителей:

- расширятся знания по экологическому воспитанию детей;

- повысится интерес к совместной деятельности по защите охране  природы;

- гармонизируются детско-педагогические отношения;

- повысится уровень экологической культуры личности.

У педагогов:

- повышение профессионализма;

 - внедрение новых методов и технологий  в работе с детьми и родителями по   экологическому воспитанию.


 

Проект: «Мы все в ответе за нашу планету»

Проект: «Мы все в ответе за нашу планету»

Дошкольное детство - самый благоприятный период для формирования экологической культуры, начальный этап формирования личности человека

Дошкольное детство - самый благоприятный период для формирования экологической культуры, начальный этап формирования личности человека

Задачи проекта. - образовательные: формировать знания об экосистемной организации природы

Задачи проекта. - образовательные: формировать знания об экосистемной организации природы

Составление плана реализации проекта

Составление плана реализации проекта

Музыкально – досуговая деятельность, экологические праздники

Музыкально – досуговая деятельность, экологические праздники

Маленький человек должен любить всё живое, ведь только доброта открывает ребёнку и детскому коллективу радость взаимопонимания (В

Маленький человек должен любить всё живое, ведь только доброта открывает ребёнку и детскому коллективу радость взаимопонимания (В

При этом средствами учебного предмета целенаправленно создаются условия для развития у обучающихся познавательных интересов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, формирования учебной деятельности

При этом средствами учебного предмета целенаправленно создаются условия для развития у обучающихся познавательных интересов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, формирования учебной деятельности

При работе по формированию бережного отношения к исчезающим видам растений и животных детьми был подготовлен проект «Ромашковое поле» , собран материал об исчезающих животных и…

При работе по формированию бережного отношения к исчезающим видам растений и животных детьми был подготовлен проект «Ромашковое поле» , собран материал об исчезающих животных и…

У родителей: - расширятся знания по экологическому воспитанию детей; - повысится интерес к совместной деятельности по защите охране природы; - гармонизируются детско-педагогические отношения; - повысится…

У родителей: - расширятся знания по экологическому воспитанию детей; - повысится интерес к совместной деятельности по защите охране природы; - гармонизируются детско-педагогические отношения; - повысится…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.05.2020