Проектная деятельность "Пока идут часы"

  • docx
  • 20.02.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Пока идут часы Артемова Н.Н., Уляшева А.И..docx

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №22 комбинированного вида»

 

 

 

Педагогический проект

«Пока идут часы»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: воспитатель Артёмова Н.Н.

 

 

 

Ухта

Вид: исследовательско-творческий.

Продолжительность: 2 недели

Участники: дети подготовительной к школе группы, воспитатели, родители.

Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о временных отношениях – секунда, минута, час, части суток. Воспитывать умение регулировать и планировать деятельность во времени, рационально его использовать.

Задачи:

·        Совершенствовать навыки ориентировки во времени, закрепление знаний о временных интервалах, их последовательности

·        Формировать  представление о свойствах времени: периодичность (смена дня и ночи)

·        Познакомить детей с приборами для измерения времени, их видами, назначением

·        формировать представление о продолжительности 1 минуты, 5 минут; развитие чувства времени

·        развитие у детей таких качеств, как – собственность, целенаправленность, точность, необходимых при обучении в школе и повседневной жизни

Ожидаемый результат:

Для детей:

- дети научаться определять время по часам;

- у детей сформируется потребность к познанию истории и своего прошлого;

- дети познакомятся с историей возникновения часов (что стало причиной их появления);

- дети получат новые знания: главное назначение часов – фиксация времени; что давным-давно были: солнечные, часы- цветы, часы-петух, огненные часы, водяные часы, песочные часы. Часы давних времен не могут показывать точное время.

- дети приобретут навыки совместной работы со взрослыми и сверстниками, умение анализировать и делать выводы. Полученные знания окажут влияние на формирование навыков исследовательской   деятельности.

 

 

Для воспитателей:

- в практику работы с детьми внедряются методы проектной деятельности;

- используются интернет-ресурсы в целях улучшения качества работы;

- разработаны цикл бесед, рассказов, совместной деятельности  по формированию интереса к истории возникновения часов, их разновидностям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этапы работы над проектом

1 этап - подготовительный

Цель: определить основные направления работы и создать интерес у детей к изучению часов, их многообразии и значении в жизни человека.

 

- Беседа с детьми на тему «Без часов человеку не  обойтись»

- Систематизация материала по данному вопросу.

- Подбор экспонатов для организации мини- музея «Часы».

- Изучение научной литературы по данному вопросу.

- Подбор художественной, энциклопедической литературы.

- Изготовление альбома «Виды часов».

- Подготовить оборудование для изготовления водяных часов, огненных часов, цветочных часов.

- Привлечь родителей к поиску необходимой информации по данной теме.

- Подбор и изучение воспитателем литературы по проблеме.

- Подбор материалов для проведения исследования.

- Подбор материалов для проведения игровой деятельности детей.

- Работа с родителями (беседы с целью создания коллекции часов).

 

2 этап - основной

Цель: провести мероприятия проекта по ознакомлению с видами часов прошлого и настоящего.

-Беседа   «Путешествие в прошлое часов»   (с постановкой физического опыта) (Приложение 2)

Беседы: «Измерение времени», «Современные часы», «Кремлёвские куранты», «Часы», «Время. Часы – прибор, отсчитывающий время», «Прошлое и настоящее часов», (Приложение 3)

- Беседа с последующим наблюдением: «Часы цветы»

-Дидактические игры: «Кто больше знает», «Кто быстрее», «Каждому предмету своё время», «Выбери, что нужно для часов»

-Сюжетно-ролевые игры: «часовая мастерская», «Магазин часов»

-Проведение с детьми эксперимент на тему: «Часы и время»

-Проведение с детьми опыты на тему «Изготовление солнечных часов», «Изготовление водяных и парафиновых часов»

-Проведение викторины на тему: «Какие бывают часы»

Итоговое занятие по изучению времени

-Цикл рассказов для детей: «Живые часы»; «Солнечные часы или часы на небе»; «Похитительница воды следит за временем»; «Часы – свечи»; «Часы без стрелок (песочные часы)»; «Механические часы»; «Электронные часы»; «Живые барометры времени (цветочные часы)», «Самые известные часы в мире».

- Заучивание физминутки "Расскажи стихи руками"– 

тение художественной литературы: «Сказка о потерянном времени - Евгений Шварц (Приложение11)

- Рассматривание иллюстраций часов.

-Аппликация на тему «Выставка часов»

-Рисование на тему «Тикают часы»

- Подготовить с детьми рассказы о водяных, песочных часах, о цветочных и солнечных часах.

- Изготовление макетов солнечных, цветочных, водяных, огненных часов
Работа с родителями: рисование совместно с детьми старинных часов (для выставки).

- Просьба принести для мини-музея группы «Часы» интересные экспонаты.

- Совместная деятельность детей и родителей (создание коллекции часов).

 

 

3 этап- заключительный

Цель: обобщение полученного опыта.

- Создание мини- музея «Часы»

- Изготовление макетов «Часы»  через разные виды деятельности



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

 

Беседа на тему: «Без часов человеку не обойтись»

 

Часы! Какая распространенная  и  всеми известная вещь. Без часов никак не обойтись,   они с нами повсюду.  Часы у нас на руке и в кармане, дома и на улице, часы в школе, детском саду  и на космодроме, на вокзале, в автомобиле, часы в самолете и на подводной лодке. Одни часы - круглые, другие -  квадратные, одни – толстые, другие – тонкие. Есть часы величиной с горошину, а есть, такие огромные, что и на машине  не увезешь.    Как много значат в нашей жизни эти  маленькие стрелки, которые бегают по кругу как будто без всякого толку! Я предложила детям представить себе, что завтра во всем мире сразу испортятся все часы…сколько было высказано предположений о том, какой страшный беспорядок это вызовет! В море корабли потеряют дорогу, потому что без часов ни один капитан не сможет определить, где находится корабль. Магазины будут работать как захотят. На заводах работа станет невозможной – ведь машины на заводе работают по точному расписанию.   Дети будут опаздывать в детский сад, а родители на работу. Я рассказала детям,  что сейчас трудно представить, но  когда – то часов и в самом деле не было – никаких, ни с пружинами, ни с батарейками, ни с гирями.  Не было даже бабушкиных ходиков! И уж, конечно никто не спрашивал друг у друга: «Скажите, пожалуйста, который час?»    Время определяли приблизительно: по пению птиц и цветам, по закатам и рассветам или  смотрели на солнечное небо. Если солнышко только поднимается из – за   горизонта, значит на дворе утро. Солнце прямо над головой?  Настал полдень. Мой рассказ вызвал интерес у детей-них захотели узнать, как люди много лет назад могли обходиться без часов, какие часы были раньше, как они возникли.  В процессе бесед так же было выявлено, что у детей недостаточно знаний о разновидностях и современных часов. Поэтому я решила в систему воспитательно-образовательной деятельности с детьми включить цикл совместной деятельности на тему «Часы». 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Беседа на тему  «Путешествие в прошлое часов»   (с постановкой физического опыта)

 

Цель: Познакомить детей с действием солнечных, песочных и водяных часов. Научить детей ориентироваться в прошлом часов; развивать умение устанавливать связь между разнообразием часов и потребностью человека в них.

 

Ход беседы:

Знайка прислал нам письмо и посылку. Я сейчас прочитаю письмо. Здесь загадка написана. Мы должны отгадать, загадку, тогда увидим отгадку.                   

Мы день не спим,

Мы ночь не спим,

И день и ночь

Стучим, стучим.

- Правильно, это часы. Посмотрите. Знайка изобразил свои часы и прислал нам. Давайте прислушаемся к этим часам, они приглашают нас в путешествие. Сегодня мы поговорим о часах. Очень часто вам говорят: «Заканчивайте, осталось 5 минут» - и смотрят на часы. Или: «В десять часов идем на физкультурное занятие». А если бы не было часов, знал бы человек, когда ему вставать, когда завтракать, когда идти на работу? Я вам напомню потешку, а вы постарайтесь догадаться, кто здесь выполняет роль часов:

Петя, Петя, петушок, -

Золотой гребешок,

Петя рано встает,

Голосисто поет,

Деткам спать не дает!

- Давным-давно люди узнавали время по живым часам. Эти часы важно ходят по двору, хлопают крыльями и, взлетев на забор, кричат: «Ку-ка-ре-ку!» Но можно ли по пению петуха определить точное время? Всегда и везде ли есть петух? (Точное время нельзя узнать по петушку. Петушок может заболеть. Он может кричать раньше времени.)

- Правильно, по пению петуха трудно определить точное время: то он свалится с жердочки и закричит раньше времени, то лиса его унесет. А если петушок проспал, будит солнышко. Какие первые часы придумал человек?

 

 (Солнечные часы. Их очень легко сделать: начертить круг, палочку в середину поставить, отметить цифры, тень будет падать. Так мы узнаем, который час.)

- Верно. Человек заметил, что утром солнце находится справа от жилья, вечером слева, а днем – прямо над домом. И еще он заметил, что если солнышко находится сзади, то тень всегда спереди, если солнышко справа, то тень слева. Мы с вами наблюдали это. И человек подумал: нельзя ли сделать солнечные часы. (Показывает картинки с изображением солнечных часов.) Но пользоваться солнечными часами человек мог не всегда. Почему? (Часы работают только в солнечную погоду. Их в дом не принесешь. Ночью и вечером они не работают.)

 

- Человек стал думать и придумал водяные часы. В высокий и узкий стеклянный сосуд с дырочкой у дна наливали воду. Капля за каплей вода вытекала из отверстия. ЕЕ становилось все меньше и меньше. Но такие часы были неудобны – все время приходилось доливать воду. (Показывает опыт). Затем человек создал песочные часы.

Есть часы без пружины. Вместо нее внутри часов находится маленький электрический моторчик, который работает при помощи батарейки. Такие часы заводить не надо. А заводная головка служит только для перевода стрелок.

На улицах, башнях, в метро висят большие электронные часы. У них стрелки прыгают по команде командира – главных часов. Прошла минута – прыгнули! Еще минута – снова прыгнули.

Но человек не остановился и изобрел часы без стрелок. В таких часах светятся только цифры. Они очень быстро меняются, только успевай их разглядеть. Эти часы электронные и работают, как и электрические, на батарейках.

Есть еще карманные, наручные, настольные, настенные часы, часы-кулон и много других часов. Не забыли взрослые и о детях. Они придумали часы-сказку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Беседа на тему: «Измерение времени»

 

Цель: Дать знания об истории появления и изобретения часов человеком, познакомить с устройством первых механических часов.

Ход беседы:

История изобретения часов уходят в глубокую древность. Первыми были солнечные часы, время которых узнавали по тени установленного предмета. Затем появились песочные: они измеряли время,  за которое песок из верхнего сосуда пересыпался в нижний. Такой же принцип был положен в основу водяных часов. Люди использовали даже огненные часы. Время измерялось по скорости сгорания деревянной палочки, свечи, шнура.

Примерно в IX – X веках были изобретены первые механические часы.

Про человека, изготавливающего часы, в летописи сказано «мастер и художник». Это высшая похвала любого мастера – искусного художника своего дела. Имя мастера было Лазарь. Он родился в Сербии, поэтому его и прозвали Лазарь Сербин. Он пришел «от Святая горы». Святая гора Афон возвышается в части Греческого острова Айон-Орос в Эгейском море. Там был мужской монастырь. Из этого монастыря пришел монах Лазарь, искусный  мастер, который изобрел в Москве первые на Руси механические башенные часы.

Механизм этих часов состоял из вала с намотанной на него веревкой. К концу веревки прикреплялась гиря, при опускании гири и вращения вала не останавливались, использовался маятник. Это был груз, подвешенный на тонком стержне. Маятник соединялся с зубьями большого колеса. Таким образом, что за одно качание маятника колесо поворачивалось на один зубец. Маленькое колесо соединялось со стрелками часов и приводило их в движение  по циферблату. Позднее веревку с грузом заменили пружиной.

Есть часы без пружины. Вместо нее внутри часов находится маленький электрический моторчик, который работает при помощи батарейки. Такие часы заводить не надо. А заводная головка служит только для перевода стрелок.

На улицах, башнях, в метро висят большие электронные часы. У них стрелки прыгают по команде командира – главных часов. Прошла минута – прыгнули! Еще минута – снова прыгнули.

Но человек не остановился и изобрел часы без стрелок. В таких часах светятся только цифры. Они очень быстро меняются, только успевай их разглядеть. Эти часы электронные и работают, как и электрические, на батарейках.

Есть еще карманные, наручные, настольные, настенные часы, часы-кулон и много других часов. Не забыли взрослые и о детях. Они придумали часы-сказку.

 

 

Беседа на тему «Путешествие в мир часов»

Цель: Закрепить знания детей об истории часов. Подвести к пониманию их назначения и функции; закрепить умение выделять особенности предметов (форму, размер, части), определять признаки материала; научить устанавливать причинно-следственные связи между назначением (узнавать время) и строением (песочные, карманные и т.д.); подвести к пониманию, что часы человек создает для облегчения своей жизни.

Материалы: Предметные картинки с изображением часов; различные часы.

Ход досуга:

·   Кто это у нас плачет? (Оглядывает детей, заглядывает за ширму) Да это же Петрушка! Что с тобой? Ты же всегда смешишь детей, а сейчас плачешь?

Петрушка: В том-то и дело, что я хотел сегодня попасть на детский праздник, но, пока собирался, он уже закончился. Я посмотрел на улицу, солнце еще светило, подумал, что успею, зашел в магазин игрушек…. и опоздал! Солнце меня подвело.

·   Подожди, Петрушка, не плачь. Давай разберемся. Почему солнце тебя подвело?

Петрушка: Но у меня же нет часов. А как люди раньше узнавали время? Подскажите мне! (По солнцу) Ну вот. Я посмотрел на солнце, увидел, что оно светит, подумал, что успею, и зашел в магазин ….

·   Петрушка, Петрушка, мы это уже слышали. Но ведь солнце светит целый день. Давай спросим у ребят, что они думают, как по солнцу можно определять время? (Если солнце низко – еще утро, если солнце высоко – день. Или по тени.) Вы говорите правильно, но люди стали задумываться, как точнее узнать время, и придумали настоящие солнечные часы.

 Петрушка: Ух ты, как интересно! А я-то думал…

·   Петрушка, хочешь пойти с нами в музей часов? Ты увидишь, какие часы были раньше, и я все расскажу о них.

Петрушка: Конечно! Пошли.

Под музыку дети делают разные движения (физкультурная минутка) и затем приходят в музей.

·   Вот и макет солнечных часов. Сначала люди делали их на земле. Вместо циферблата – расчерченная площадка под открытым небом, вместо стерженька для стрелок – колышек. Ходит солнце по небу, а по площадке ходит тень от колышка. Как вы думаете, удобны такие часы? (Нет, к ним нужно всегда бегать смотреть.) А можно пользоваться такими часами в пасмурную погоду? (Солнца не будет и тень не будет падать. Часы не будут нужны. Еще такие часы могут затоптать или сломать колышек.)

·   Да, такими часами люди не долго пользовались, изобрели масляные часы. Как они устроены? (Горит огонь, и масло в пробирке потихоньку сгорает. По отметкам на пробирке люди узнавали, сколько прошло времени.) Удобны такие часы? (Нет, они могут упасть, и получится пожар.

Петрушка: Вот здорово, ведь в доме станет светло-светло и лампа будет не нужна! (Все сгорит, и ты, Петрушка, тоже.) Ну а если часы не упадут? (Нужно будет всегда следить, не кончилось ли масло, подливать его.) А это что за свечка? Зачем она здесь?

·   Это - тоже часы. Как, вы думаете, узнавали время по свечке? (Когда свечка сгорит, прошел день.)

·   А если свечка маленькая, она быстро сгорит. Вот смотрите, на ней снизу доверху начерчены полоски. Сколько воска растает по полоскам, столько прошло часов. Удобны такие часы? (Нет, нужно много свечек и на улице не узнаешь время, ведь нельзя же носить свечку с собой, она погаснет.) Поэтому люди изобрели песочные часы. Как они работают, чем удобны и чем не удобны? (В них сыплется песок, и люди по этому узнают, который час. Их можно носить с собой и все время переворачивать.) Но песок в них сыпется только 5 минут, и приходится считать время по минутам. (По ним можно засекать время. Например, успеешь или нет пробежать вокруг сада.) Людям с этими часами не очень удобно и они придумали простой механизм. Смастерили большие механические часы, повесили их на высокой башне. Каждый час эти часы били, и люди знали, который час. Но все-таки эти часы тоже неудобны. Почему? (Их видно не из всех домов. Надо выходить на улицу и смотреть, который час.) И какие тогда часы придумали люди? (Которые носят на руке, их можно везде носить.)

·   Но раз люди стали точно узнавать время, им и вставать нужно было в одно и то же время. Что для этого они изобрели? (Будильник. Его заводят, он звенит.)

·   В если, например, человек чем-то занят на работе, а через час ему нужно куда-то идти, что ему делать?  Все время смотреть на часы? Он будет отвлекаться. (Завести будильник, положить часы перед собой, сказать кому-нибудь, чтобы ему напомнили.)

·   А вот для чего человек придумал электронные часы, которые работают на батарейках. Их можно поставить на то время, какое нужно, и они подадут сигнал. Это настоящие чудо-часы.

Петрушка: Почему здесь стоит петух? (По нему тоже раньше узнавали время.) Как это? (Он утром кукарекал и всех будил, а вечером кукарекал, что бы люди ложились спать.)

·   Ну, вот и все часы, а сейчас мы с вами вернемся в группу, и каждый нарисует часы, которые он хотел бы иметь, но только совсем другие, новые, которые еще никто не придумал.

Под музыку дети возвращаются и начинают рисовать.

 

 

Беседа на тему: «Часы»

Цели:

Познакомить детей с часами и их назначением;

Продолжать формировать навык увеличения и уменьшения числа на единицу; упражнять в счете на ощупь;

Тренировать в употреблении предлогов «за», «из», «под», «в»;

Развивать мелкую моторику мышц пальцев рук, логическое мышление.

Демонстрационный материал:  часы (настенные, наручные, будильник), мяч

Раздаточный материал: на листе изображение четырех циферблатов без стрелок.

           Ход занятия

Знакомимся с часами.

Воспитатель загадывает загадку:

На руке и на стене,

И на башне в вышине,

Ходят, ходят равным ходом

От восхода до захода.

                                        (Часы)

-правильно, это часы.

-как вы думаете, зачем они нужны?

Воспитатель показывает разные часы.

-как можно назвать одним словом часы, которые висят на стене? (Настенные.)

-стоят на столе? (Настольные.)

-носят на руке? (Наручные.)

-чем отличаются часы друг от друга? (Формой, величиной, цветом, местом расположения, разными по длине стрелками.)

-чем  все эти часы похожи? (На всех часах есть цифры, стрелки, все они показывают время.)

-цифры нанесены на циферблат. Движущиеся стрелки показывают, сколько времени в данный момент. Стрелки разные: одна длиннее, другая короче. Длинная (большая) стрелка движется быстрее. Она показывает минуты. Короткая (маленькая) проходит по  кругу очень медленно. Она показывает часы. Минута – короткий промежуток времени, а час – длинный.

Если большая стрелка прошла весь круг по циферблату, значит, прошел час. Короткая за это время передвинется от одной цифры до следующей. Чтобы  узнать, сколько сейчас времени, надо посмотреть, как расположены стрелки.

Ставим обе стрелки на 12. Сейчас они показывают ровно 12 часов. Теперь короткую часовую стрелку ставим на цифру 1, а длинную      минутную – на 12. Часы показывают ровно час.

Мы будем вращать короткую часовую стрелку, минутную длинную установим на 12.

Поставим часовую стрелку на 2 (3,4 и т.д.), а минутную на 12.

-который час показывают часы?

-поставьте на часах стрелки так, чтобы они показывали ровно 5 часов.

-который час показывают часы?

-как расположены стрелки?

Вначале дети учатся определять время в течение полного часа; правильно ставить вопросы:

-сколько времени?

-который час?

2. Мини-пауза.

Выполняется детьми, сидящими за столом.

ДЯТЕЛ

Тук-тук, тук-тук, тук-тук

(наклоны головой вперед),

Мы в лесу слыхали стук

(наклоны головой вправо-влево)-

Тук-тук, тук-тук, тук-тук

(наклоны головой вперед),

Это дятел сел на сук

(наклоны головой назад)-

Тук-тук, тук

(поворот головы направо

с тремя наклонами вперед),

тук-тук, тук

(тоже с поворотом головы налево).

3. Игра с мячом «Назови число».

        Игра проводится в кругу. С помощью считалки выбирается ведущий:

Дождик, дождик, поливай –

Будет хлеба каравай.

Будут булки, будут сушки,

Будут вкусные ватрушки.

Бросая мяч, ведущий называет число и просит увеличить (или уменьшить) названное число на единицу. Ребенок, поймавший мяч, называет число, затем сам называет любое число и бросает мяч кому-либо из играющих.

Физкультминутка

Если мы чуть-чуть устали,

Мы на две минутки встали.

Мы потянемся сначала,

Повернемся влево - вправо,

Мы наклонимся разок

И достанем свой носок.

Раз и два – присели вниз,

Три, четыре – поднялись,

Кто присел раз шесть иль пять,

          Может тихо постоять.

            Отдохнули, а затем

           Начинать подскоки всем.

Прыгаем, как мячики,

Девочки и мальчики.

А теперь шагаем вместе.

На одном и том же месте.

Раз, два, не хватай,

Руки выше поднимай.

4. «Нарисуй правильно время на часах»

        Прочитайте детям шуточное стихотворение:

Кот Антипка жил у нас,

Он вставал с лежанки в час,

В два на кухне ел сосиски,

В три – сметану ел из миски

Он в четыре умывался,

В пять по коврику катался,

В шесть тащил сельдей из кадки,

В семь играл с мышами в прятки,

В восемь – хитро щурил глазки,

В девять – ел и слушал сказки,

В девять – шел к лежанке спать,

Потому что в час вставать.

        Предложите детям нарисовать на часах стрелки так, чтобы они показывали время в соответствии с текстом стихотворения и рисунками.

        «В три сметану ел из миски». (Три часа)

        «В шесть тащил сельдей из кадки». (Шесть часов)

        «В семь играл с мышами  в прятки». (Семь часов.)

        «В восемь хитро щурил глазки». (Восемь часов.)

Вопросы.

Сколько времени было на часах, когда кот ел сметану?

Сколько времени было на часах, когда кот играл с мышами в прятки? (Семь часов.)

Сколько времени было на часах, когда кот тащил сельдей из кадки? (Шесть часов.).

5.   Подведение итогов.

 

 

 

 

 

 

Беседа на тему: «Время. Часы – прибор, отсчитывающий время»

 

Цель: развитие временных отношений у детей старшего дошкольного возраста с целью использования времени рационально и точно.

Задачи:

·         Закрепить умение детей ориентироваться во времени по часам (с точностью до часа);

·         Познакомить детей с историей возникновения часов, их разновидностями;

·         Учить детей изготавливать простейшие водяные часы;

·         Развивать основы речевого этикета, обогащать словарь детей за счет слов: часовщик, водяные, солнечные, масляные, механические, электронные часы;

·         Воспитывать целеустремленность, взаимопомощь и умение взаимодействовать со сверстниками.

Материал: разнообразные часы (солнечные, восковые, водяные, механические (карманные, наручные, настенные), электронные, гиревые, кварцевые; иллюстрации с изображением масляных и водяных часов; карточки с цифрами от 1 до 12; песочные часы интервалом 1 минута, 4 кувшина с водой; пластиковые бутылки емкостью 1,5 литра; раздаточный материал – игра “Режим дня”.

Методы и приемы:

·         Наглядный метод (демонстрация часов, иллюстраций; показ способа изготовления водяных часов)

·         Практический метод (самостоятельное изготовление водяных часов)

·         Словесный метод (рассказ, беседа, объяснение, словесная игра)

·         Игровой метод (загадывание загадки; развивающие игры, которые активизируют интеллектуальные возможности дошкольников)

План занятия:

I. Вводная часть

·         Организационный момент

·         Введение в тему

II. Основная часть

·         Актуализация чувственного опыта детей

·         Рассказ и беседа педагога с детьми о разных видах часов

·         Объяснение и показ педагога по изготовлению водяных часов

·         Практическая работа – Изготовление водяных часов

·         Рассказ педагога о механических часах

·         Рассказы детей о часах

·         Физкультминутка 
Игра “Ходят стрелочки по кругу”.

III. Заключительная часть.

·         Развивающая игра “Режим дня”

·         Итог занятия.

·         Игра “Разбегалочки”

·         Рефлексия.

·         Продолжительность занятия 25–30 минут.

 

 

Дидактические игры

 

«Кто больше знает?»

Цель: Закреплять знания детей о различных видах часов, их строении. Расширять ориентировку в окружающем, развивать сообразительность.

Ход игры:

Игра строится на вопросах. Примерные вопросы:

·   При помощи какого прибора измеряется время?

·   Всегда ли были часы?

·   Как люди измеряли время до появления часов?

·   Как называются главные часы нашей Родины, и где они находятся?

·   Как называется профессия человека, который ремонтирует часы?

·   Почему о часах можно сказать: «недремлющие часовые»?

·   Можно ли остановить время или его увидеть?

·   Что главное в часах?

·   Какая стрелка важнее?

·   Что можно сделать за одну минуту, за полчаса, час и т.д.?

 

 «Кто быстрее?»

Цель: Научить детей прослеживать историю предмета, т.е. какими часами люди пользовались в прошлом, пока не изобрели часы, которыми пользуются в настоящее время.

Материал: Картинки с изображением часов прошлого и настоящего

Ход игры: Дети сидят за столами (не менее 3-х). Перед каждым участником набор картинок, на которых изображены предметы из прошлого. Ведущий называет: «Часы». Дети должны найти картинки, на которых изображены предметы, заменявшие часы раньше. Выигрывает тот, кто первым найдет все нужные картинки.

 

 «Каждому предмету своё время»

Цель: Закрепить умение определять, к какому времени относится предмет – прошлому или настоящему.

Материал: Два домика: один – музей прошлого, другой – музей настоящего, картинки с изображением всех видов часов (можно использовать предметы).

Ход игры:

Воспитатель показывает детям два домика – музей прошлого и настоящего и коробку с картинками (предметами).

Воспитатель просит детей помочь разобрать картинки (предметы), лежащие в коробке. Необходимо взять картинку (предмет), назвать его, рассказать, когда он не пользовался (раньше или сейчас, игра заканчивается, когда все картинки разложены.)

 

 «Выбери, что нужно для часов».

Цель: Развивать логическое мышление, сообразительность.

Материалы: Предметные картинки с изображением частей часов.

Ход игры: Детям предлагается из заданных предметов выбрать те детали, которые есть в часах.

 

 

Сюжетно-ролевые игры

 

«Часовая мастерская»

Цель: Расширять знания о профессиях взрослых, а, именно, познакомить детей с профессией «часовщик». Воспитывать положительные взаимоотношения между детьми.

Роли: Мастер – воспитатель

           Клиенты – дети.

Предварительная работа: Беседы – рассказы о строении часов; изодеятельность; дидактические игры.

 

 «Магазин часов».

Цель:  Расширять и закреплять знания детей о различных видах часов. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, умение оказывать услугу, делать приятное.

Материал: Набор предметных картинок (предметы с изображением часов, касса, чеки, деньги).

Ход игры: Дети покупают в магазине часы. Заявки продавцу поступают в виде загадок, которые он должен разгадать. Продавец рассказывает покупателям, как надо пользоваться покупкой:

-    Из каютки в каютку

     Пробегают малютки,

     Считают минутки (Песочные часы)

·   Мы бьем исправно

Каждый час,

Но вы, друзья,

Не бейте нас  (Часы с боем)

·   За деревянной дверцей

Бьется чье-то сердце (Часы с кукушкой)

                                             и т.д.

 

Эксперимент «Часы и время»

 

Цель: Развивать способности ребенка, понимать ценность времени в жизни человека; формировать представления о единицах измерения времени – секундах, минутах, часах.

Материал и оборудование:

·   часы песочные, механические, электронные;

·   картинки с изображением солнечных, водяных, парафиновых и других видов древних часов.

Эксперимент: Рассмотреть различные виды часов: древние и современные.

Изготовить вместе с детьми песочные, парафиновые часы. В ясный день на прогулке можно сделать солнечные часы.

Засечь время продолжительностью 1 мин (2мин) на разных часах и за это время что-то нарисовать, придумать, изобразить. Выяснить, меняется ли количество дел за промежуток времени, если ориентироваться на различные виды часовых механизмов.

Вывод: Продолжительность минуты не зависит от того, какими часами ее измеряют. Самые точные часы – электронные. За 1-2 минуты можно успеть что-то сделать, поэтому время необходимо ценить и правильно его распределять в течение дня.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Опыты

 

«Изготовление солнечных часов».

Цель: Продемонстрировать через перемещение тени движение Земли вокруг Солнца. 

Материалы: Стержень (палочка) с заостренным концом.

Ход:

Взрослый проводит опыт на улице. Обсуждает вместе с детьми, какие есть части суток, чем они отличаются (светлее или темнее, освещенность Солнцем), почему это происходит (Земля вращается вокруг Солнца, и солнечных лучей то больше, то меньше попадает на данную поверхность земли), какие бывают часы (механические, песочные и пр.) Детям рассказывают о том, что раньше время определяли по Солнцу и солнечным часам. Взрослый предлагает сделать солнечные часы по алгоритму: начертить на листе бумаги ровный круг, точно в центре закрепить колышек и в течение дня на окружности делать отметки и ставить цифры в соответствии со временем. Дети учатся пользоваться солнечными часами.

 

 

«Изготовление водяных и парафиновых часов»

 

Цель: Развивать любознательность детей в процессе изготовления часов совместно со взрослыми, формировать представления о единицах измерения времени – секундах, минутах, часах.

Материал: Свеча, металлические шарики, 2 чашки, часы с секундомером.

Ход изготовления: 

Парафиновые часы: Берется свеча по всей длине, через равные промежутки вдавливаются  3 железных шарика. Зажигаем свечу, засекам время и определяем, за сколько времени свеча сгорает до каждого шарика (шарик должен упасть). В конце определяем, сколько времени прошло.

Водяные часы: Берем пластиковую чашку, делаем в дне отверстие. К чашке привязываем веревки и подвешиваем. Под этой чашкой ставим другую. Наливаем в верхнюю чашку воды. Каждую минуту отмечаем уровень воды в нижней чашке. Это приспособление используется как минутные часы.

 

Викторина «Какие бывают часы»

 

 

Цель: Расширить представление ребенка об окружающем мире; о приборах, измеряющих время, - часах.

Ход:

Здравствуйте, дорогие ребята!

·   Знаете ли вы, как называется прибор, отсчитывающий время в пределах суток?

Ну, конечно, такой прибор называется часами.

Самые древние часы, которыми пользовались люди, чтобы хотя бы примерно знать время, - солнечные. Циферблат таких часов помещали на открытом ярко освещаемом солнцем месте, а стрелкой служил стержень, отбрасывающий тень на циферблат.

Из седой старины пришли к нам и песочные часы. Может быть, кто-нибудь из вас видел их? Ведь песочные часы до сих пор применяются в медицине, когда нужно отмерить небольшой, но совершенно определенный отрезок времени.

Песочные часы представляют собой два небольших сосуда, имеющих форму конусов, соединенных вершинами друг с другом, с узким отверстием в месте соединения сосудов. В верхнем сосуде находится песок, который тонкой струйкой просачивается сквозь отверстие в нижний сосуд. Когда весь песок из верхнего сосуда окажется в нижнем, проходит определенное время, например, одна минута.

А теперь давайте поговорим о современных часах. В доме каждого из нас есть часы. Может быть, и не одни. Это домашние часы.

·   Попробуйте рассказать о них. (Где они находятся? Какая у них форма? и т.д.)

Часы бывают наручными. Их надевают на руку с помощью браслета или ремешка.

Модницам нравятся красивые часики в виде кулона или перстня. Кулон на цепочке надевают на шею, а перстень на палец.

Некоторые мужчины предпочитают массивные карманные часы. Их прикрепляют цепочкой к ремню и носят в кармане брюк.

У вас дома наверняка есть часы будильник.

·   Зачем нужны такие часы?

Будильник можно завести на определенный час и своим звоночком или мелодией он разбудит нас в нужное время.

Часы, которые обычно ставят на письменный стол, - называются настольными, часы, висящие на стене, - настенными.

Существуют и напольные часы.

·   Как вы думаете, где они стоят?

Верно! Такие часы стоят на полу. Они высокие, массивные с тяжелыми гирями, укрепленными на цепях, и с красивым боем.

Каминные часы украшают комнатные камины. Некоторые из них мелодично отбивают каждый час.

 

Часы с боем.

Жила-была старушка

(Давно уж на покое),

И были у старушки

Часы резные с боем.

«Динь-дон, динь-дон!» -

Отбивали каждый час,

Гулом наполняли дом

И будили ночью нас.

Мы, конечно не молчали,

В дверь старушке мы стучали:

«Наши уши пощадите,

Бой в часах остановите!»

Но старушка нам в ответ

Отвечала: «Нет и нет!

Говорят часы со мной,

Я люблю их нежный бой.

Динь-дон! динь-дон!

Как красив их перезвон!

Хоть немного он печальный,

Но прозрачный и хрустальный!»

Пробежали дни, недели,

Но часы вдруг захрипели,

Стрелки вздрогнули и встали,

И часы бить перестали.

Стало тихо. Даже жутко!

Мы давно привыкли к бою,

(А ведь это же не шутка!)

Было что-то в нем живое!

Мы, конечно, не смолчали,

В дверь к старушке постучали:

«Почему не слышен бой?

Нужен мастер часовой!»

Вот приехал часовщик –

Мудрый, опытный старик,

И сказал: «Такое дело!

Здесь пружинка ослабела,

Механизм получит смазку,

А часы -  любовь и ласку!»

Поменял пружинку он.

И опять раздался звон.

Серебристый перезвон:

«Динь-дон! динь-дон!»,

Ожививший целый дом!

·   А какие часы «умеют куковать»?

Правильно! Часы с кукушкой! В часах, изготовленных в виде узорной деревянной избушки, прячется «кукушка». Каждый час дверца домика открывается, и кукушка появляется на его пороге. Она звонко распевает: «Ку-ку, ку-ку», напоминая о том, который сейчас час.

 

 

Часы с кукушкой.

Живет в резной избушке

Веселая кукушка.

Она кукует каждый час

И ранним утром будит нас:

«Ку-ку! Ку-ку! Уж семь утра!

Ку-ку! Ку-ку! Вставать пора!»

Живет кукушка не в лесах,

А в наших стареньких часах!

На городских улицах и площадях тоже есть часы. Их устанавливают на башнях, зданиях вокзалов, театров и кинотеатров.

Самые знаменитые часы России – Кремлевские куранты, установленные на Спасской башне, появились в начале XVII века. Их создал английский мастер Христофор Галовей. За свою работу он получил царский подарок – серебряный кубок и в придачу к нему атласу, меха соболей и куниц.

Через некоторое время русский царь Петр I выписал из Голландии другие часы. Сначала их везли на корабле по морю, затем доставляли на тридцати подводах до Кремля.

Старые часы мастера Галовея сняли и заменили на голландские часы. Когда эти часы обветшали, вместо них поставили другие большие курантовые часы, хранившиеся в Оружейной палате.

Несколько столетий Спасскую башню Кремля украшают часы. Целая бригада опытных часовщиков обслуживает их работу, следит, чтобы часы не отставали и не торопились. К курантам ведут 117 каменных ступеней. За ними начинаются чугунные ступени винтовой лестницы, ведущие на восьмой этаж. Здесь находится механизм курантов.

«Железная махина вся блестит смазанная маслом. Блестят начищенные медные диски циферблатов, красной краской покрашены рычаги, сияет позолоченный диск маятника, похожий на круг солнца. Он царит над этой системой валов, тросов, зубчатых колес, образующих сложный механизм отсчета времени» (Л. Колодный).

31 декабря с первым ударом Кремлевских курантов страна вступает в Новый год. Услышав бой знаменитых часов, мы желаем друг другу счастья и поздравляем с Новым годом!

Часы, которыми пользуется современный человек, бывают механическими. Тогда их нужно заводить через определенный промежуток времени.

Механические часы изобрел в XVII веке, ученный Христиан Гюйгенс, с тех пор они верно служат нам.

Во втором десятилетии двадцатого века появились электронные и кварцевые часы. Они работают на батарейках или от сети с электрическим током.

А самые точные часы – атомные.

·   Знаете ли вы, какие часы называются природными или живыми?

В старину в деревне такими живыми часами был, конечно, Петя-петушок. Крестьяне заметили, что первый раз петух кукарекает около двух часов ночи, а второй раз – примерно в четыре часа утра.

 

 

 

Петушок

Кукареку-кукареку!

Звонко петушок поет.

Озарило солнце реку

В небе облако плывет.

Просыпайтесь, звери, птицы!

Принимайтесь за дела.

На траве роса искрится,

Ночь июльская прошла.

Как будильник настоящий,

Разбудил нас петушок.

Распушил он хвост блестящий

И расправил гребешок.

·   Слышали ли вы о цветочных часах?

Утром на солнечной полянке, где растут одуванчики, можно и без наручных часов узнать время. Одуванчики дружно раскрываются в пять часов утра, а к двум-трем часам дня они гасят свои золотые фонарики.

Одуванчики

У реки – зеленый луг,

Одуванчики вокруг

Росами умылись,

Дружно приоткрылись.

Как фонарики горят,

Нам с тобою говорят:

«На часах – ровно пять,

Можете еще поспать!»

Одуванчики – это часы луговые. А вот кувшинки – часы речные. Недаром их называют «часами туристов». В семь утра они открывают навстречу солнечным лучам свои белоснежные лепестки и поворачиваются в течение всего дня за солнцем.

Вопросы и задания:

·   Что такое часы?

·   Какие старинные часы вы знаете?

·   Какие виды часов вам знакомы?

·   Какие часы относятся к домашним?

·   Какие часы относятся к уличным? Чем они отличаются от домашних?

·   Расскажите о Кремлевских курантах.

·   Какие «природные» часы вы знаете?

 

Итоговое занятие по изучению времени.

 

Задачи:

  1. Обобщить временные представления у детей.
  2. Закрепить умение определять время по часам с точностью до получаса и до четверти часа.
  3. Воспитывать у детей дружеские отношения, взаимовыручку.
  4. Развивать умения объяснять и доказывать.

Материалы и оборудование:

Воспитателю: костюм волшебника времени, макет часов, плакат «Царство времени», часы настенные, магнитофон, запись волшебной музыки. Игра «Точное время», кроссворд, название дней недели.

Детям: макеты часов, костюмы героев сказки «Репка», карандаши.

                Ход занятия:

1. Математическая минутка:

- определение времени года,

-определение месяца,

-определение числа,

Определение дня недели.

2. Сюрпризный момент:

Загадка: «На руке и на стене,

                 И на башне в вышине

                  Ходят, ходят ровным ходом

                 От восхода до заката» (часы)

-Правильно, ребята. Мы с вами очень долго учились определять время по часам, отмечать времена года, узнавать месяца, дни недели, части суток и сегодня я предлагаю вам опять отправиться в сказочную страну в Царство Времени. Хотите? Ну тогда на счёт три закрываем глазки, представляем, что мы летим, слушаем музыку. И глазки откроем только тогда, когда перестанет звучать музыка.

(играет музыка, появляется Волшебник Времени).

 В.: Здравствуйте, ребята! А я вас знаю. Я давно уже за вами наблюдаю и всё-всё видел, как хорошо вы изучали время. И за это я хочу подарить вам сказку. Хотите? Ну тогда слушайте и смотрите, но об одном вас попрошу: как только вы услышите время – сразу должны показать его на часах. Договорились? Тогда я прощаюсь с вами, а сказка начинается.

3. Сказка: Жили-были деде с бабушкой, была у них внучка, на дворе жила Жучка, на печке лежала кошка, а в норке жила мышка (дети, играющие героев по очереди, встают и кланяются).

Как- то раз деду не спалось, проснулся он рано, часов в 6 утра. Пошёл в огород, посадил репку и сказал: «Расти, расти, репка сладкая! Расти, расти, репка крепкая». Заглянул он поздно вечером  в огород, а репка выросла сладкая, крепкая, большая-пребольшая. Пошёл он спать довольный.

На следующее утро в 8 часов не терпится деду, пошёл в  огород за репкой. Тянет-потянет – вытянуть не может. Пошёл он за бабкой. А бабка в это время всё по дому сделала и села кроссворд разгадывать, а он такой сложный был, никак не может бабка его разгадать и репку тянуть не хочет, пока всё не о

Разгадает.

-Ребята, давайте поможем ей разгадать, чтоб быстрее они могли репку вытянуть. На доске кроссворд:

Задания:

1.    Стала  тёплой погода.

Светит солнце, и природа

Пробудилась ото сна

В гости к нам пришла … (весна)

2.    Подумай маленький дружок,

     Двенадцать цифр слились в кружок.

     В середине движутся усы…

     Да это, это же … (часы).

3.    Вот по кругу друг за дружкой

Ходят дружно две подружки,

Не толкаясь, не мешая,

Быстро движется большая.

4.    Скажешь: «Не приходи!» всё равно приходит,

Скажешь: «Не уходи!» всё равно уходит.

Что же это такое? (время)

Ну вот, помогли мы бабушке разгадать кроссворд. Пошла она помогать деду в 8 часов 30 минут.

Бабка за дедку, дедка за репку, тянут – потянут, вытянуть не могут. Пошла бабка за внучкой. А внучка в это время делала домашнее задание, ведь она училась в первом классе. А задали ей много, до вечера наверно не управится.

-Ребята. Давайте ей поможем.

        Игра «Точное время» - собирают картинки 2 команды.

- Ну, теперь ты внучка, можешь помочь бабушке и дедушке.

Внучка пошла помогать в 10 часов 15 минут.

Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут – потянут, а вытянуть не могут. Пошла внучка за Жучкой. А Жучка в это время играла и нас к себе позвала (играет с мячом).

                  Физкультминутка:

Дети образуют круг, их руки опущены, воспитатель читает стихотворение:

Тик и так, тик и так – (наклоны головы)

Нам часы стучат вот так – (покачиваем согнутыми в локтях руками)

Нам часы повесили – (наклоны туловища)

Стало сразу весело – (махи руками в стороны)

-Отдохнули мы и Жучка наигралась. Побежала она помогать репку тянуть. Жучка на огород прибежала в 10 часов 40 минут.

Жучка за внучку. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку тянут – потянут вытянуть не могут.

Побежала Жучка за кошкой. А кошка читала журнал и узнала там задание, за которое можно получить приз. И не хотела помогать, пока не выполнит задание, так уж ей захотелось приза.

-Ребята, давайте поможем кошке.

     Цепочка: «Дни недели» (найди ошибку)

- Мы большие молодцы, а ты Кошка беги на помощь. Прибежала кошка в огород в 11 часов 25 минут.

Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут – потянут –никак вытянуть не могут.

Побежала Кошка за мышкой. А Мышка училась определять время по часам. По электронным часам она уже умела, а вот со стрелками никак не может. Но мы то с вами уже всё умеем, давайте поможем и ей.

                     Игра «Дорисуй стрелки»

Теперь мышка побежала помогать всем тянуть репку в 12 часов. Мышка за Кошку, Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку тянут – потянут – вытянули репку.

4. А когда дело закончилось можно всем и отдохнуть. Давайте вспомним по этому поводу пословицу.

Выбрать необходимую:

-Утро вечера мудренее.

-День да ночь, сутки прочь.

-Делу время, потехе час.

-Семь пятниц на неделе.

Почему вы так решили? А как вы понимаете эту пословицу?

-Молодцы, мы с вами сегодня дружно поработали, теперь можно поиграть.

                      Игра « Ассоциации»

Показываем время – дети говорят, что мы делаем в это время.

5. Итог: Молодцы вы у меня, со всеми заданиями дружно справились, всем помогли. А наша сказка подошла к концу

 

 

              Физкультминутка

Соблюдается совой

Сжимают и разжимают

Распорядок часовой

кулачки на обеих руках

Ночью в час по распорядку

Показывает один палец

Совы делают зарядку

Руки на поясе, наклоны влево и вправо

Циферблат покажет два

Показывают два пальца

В магазин спешит сова

Шагают на месте

В три - готовит суп

Показывают три пальца и "варят"

В четыре

Показывают четыре пальца

Вытирает пыль в квартире

Делают вид, что вытирают пыль

В пять сова идет читать

Показывают пять пальцев и "читают книгу"

В шесть она садится есть

Показывают шесть пальцев и "кушают"

Семь показывают стрелки

Показывают семь пальцев

В гости к ней приходят белки

Прыгают на месте, руки перед грудью

Не поздней восьми часов

Показывают восемь пальцев

Совещание у сов

"Совещаются" между собой

Но как только девять бьет

Показывают девять пальцев

В лес сова идет гулять

Шагают на месте

В десять у нее - вязанье

Показывают десять пальцев и "вяжут"

А в одиннадцать - купанье

Показывают сначала десять пальцев, затем

еще один палец и "плавают"

Как двенадцать бьет часов

Показывают сначала десять пальцев, затем

еще два пальца

Двери в доме на засов

"Закрывают дверь на ключик"

В полдень ей пора в кровать

Потягиваются и зевают

Любит днем сова поспать

Руки под щеку и "спят"

Дальше все по распорядку

Сжимают и разжимают кулачки

В час - встает и на зарядку на обеих руках.

 

 

Сказка о потерянном времени - Евгений Шварц

Сказка о потерянном времени Евгения Шварца рассказывает о мальчике Пете, не особо прилежном и не любящим делать всё вовремя. Однажды злые волшебники превратили его и ещё троих школьников в старичков, тогда-то Петя начал понимать и ценить все минутки своей жизни. Ведь, как говорится в сказке о потерянном времени: человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет. Как Петя вернул себе и новым друзьям то, что потерял - читайте в сказке.

Сказка о потерянном времени читать:

Жил-был мальчик по имени Петя Зубов. Учился он в третьем классе четырнадцатой школы и всё время отставал, и по русскому письменному, и по арифметике, и даже по пению.

- Успею! - говорил он в конце первой четверти. - Во второй вас всех догоню.

А приходила вторая - он надеялся на третью. Так он опаздывал да отставал, отставал да опаздывал и не тужил. Всё "успею" да "успею".

И вот однажды пришёл Петя Зубов в школу, как всегда, с опозданием. Вбежал в раздевалку. Шлёпнул портфелем по загородке и крикнул:

- Тётя Наташа! Возьмите моё пальтишко!

А тётя Наташа спрашивает откуда-то из-за вешалок:

- Кто меня зовёт?

- Это я. Петя Зубов, - отвечает мальчик.

- А почему у тебя сегодня голос такой хриплый? - спрашивает тётя Наташа.

- А я и сам удивляюсь, - отвечает Петя. - Вдруг охрип ни с того ни с сего.

Вышла тётя Наташа из-за вешалок, взглянула на Петю да как вскрикнет:

- Ой!

Петя Зубов тоже испугался и спрашивает:

- Тётя Наташа, что с вами?

- Как что? - отвечает тётя Наташа.- Вы говорили, что вы Петя Зубов, а на самом деле вы, должно быть, его дедушка.

- Какой же я дедушка? - спрашивает мальчик.- Я - Петя, ученик третьего класса.

- Да вы посмотрите в зеркало! - говорит тётя Наташа.

Взглянул мальчик в зеркало и чуть не упал. Увидел Петя Зубов, что превратился он в высокого, худого, бледного старика. Выросли у него борода, усы. Морщины покрыли сеткою лицо.

Смотрел на себя Петя, смотрел, и затряслась его седая борода.

Крикнул он басом:

- Мама! - и выбежал прочь из школы.

Бежит он и думает:

- Ну, уж если и мама меня не узнает, тогда всё пропало.

Прибежал Петя домой и позвонил три раза.

Мама открыла ему дверь.

Смотрит на Петю и молчит. И Петя молчит тоже. Стоит, выставив свою седую бороду, и чуть не плачет.

- Вам кого, дедушка? - спросила мама наконец.

- Ты меня не узнаёшь? - прошептал Петя.

- Простите - нет, - ответила мама.

Отвернулся бедный Петя и пошёл куда глаза глядят.

Идёт он и думает:

- Какой я одинокий, несчастный старик. Ни мамы, ни детей, ни внуков, ни друзей... И главное, ничему не успел научиться. Настоящие старики - те или доктора, или мастера, или академики, или учителя. А кому я нужен, когда я всего только ученик третьего класса? Мне даже и пенсии не дадут: ведь я всего только три года работал. Да и как работал - на двойки да на тройки. Что же со мною будет? Бедный я старик! Несчастный я мальчик? Чем же всё это кончится?

Так Петя думал и шагал, шагал и думал и сам не заметил, как вышел за город и попал в лес. И шёл он по лесу, пока не стемнело.

- Хорошо бы отдохнуть, - подумал Петя и вдруг увидел, что в стороне, за ёлками, белеет какой-то домик.

Вошёл Петя в домик - хозяев нет. Стоит посреди комнаты стол. Над ним висит керосиновая лампа. Вокруг стола - четыре табуретки. Ходики тикают на стене. А в углу горою навалено сено.

Лёг Петя в сено, зарылся в него поглубже, согрелся, поплакал тихонько, утёр слезы бородой и уснул.

Просыпается Петя - в комнате светло, керосиновая лампа горит под стеклом. А вокруг стола сидят ребята - два мальчика и две девочки. Большие, окованные медью счёты лежат перед ними. Ребята считают и бормочут:

- Два года, да ещё пять, да ещё семь, да ещё три... Это вам, Сергей Владимирович, а это ваши, Ольга Капитоновна, а это вам, Марфа Васильевна, а это ваши, Пантелей Захарович.

Что это за ребята? Почему они такие хмурые? Почему кряхтят они, и охают, и вздыхают, как настоящие старики? Почему называют друг друга по имени-отчеству? Зачем собрались они ночью здесь, в одинокой лесной избушке?

Замер Петя Зубов, не дышит, ловит каждое слово. И страшно ему стало от того, что услышал он.

Не мальчики и девочки, а злые волшебники и злые волшебницы сидели за столом! Вот ведь как, оказывается, устроено на свете: человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет. И злые волшебники разведали об этом и давай ловить ребят, теряющих время понапрасну. И вот поймали волшебники Петю Зубова, и ещё одного мальчика, и ещё двух девочек и превратили их в стариков. Состарились бедные дети, и сами этого не заметили: ведь человек, напрасно теряющий время, не замечает, как стареет. А время, потерянное ребятами, - забрали волшебники себе. И стали волшебники малыми ребятами, а ребята - старыми стариками.

Как быть?

Что делать?

Да неужели же не вернуть ребятам потерянной молодости?

Подсчитали волшебники время, хотели уже спрятать счёты в стол, но Сергей Владимирович - главный из них - не позволил. Взял он счёты и подошёл к ходикам. Покрутил стрелки, подёргал гири, послушал, как тикает маятник, и опять защёлкал на счётах.

Считал, считал он, шептал, шептал, пока не показали ходики полночь. Тогда смешал Сергей Владимирович костяшки и ещё раз проверил, сколько получилось у него.

Потом подозвал он волшебников к себе и заговорил негромко:

- Господа волшебники! Знайте - ребята, которых мы превратили сегодня в стариков, ещё могут помолодеть.

- Как? - вскрикнули волшебники.

- Сейчас скажу, - ответил Сергей Владимирович.

Он вышел на цыпочках из домика, обошёл его кругом, вернулся, запер дверь на задвижку и поворошил сено палкой.

Петя Зубов замер, как мышка.

Но керосиновая лампа светила тускло, и злой волшебник не увидел Пети. Подозвал он остальных волшебников к себе поближе и заговорил негромко:

- К сожалению, так устроено на свете: от любого несчастья может спастись человек. Если ребята, которых мы превратили в стариков, разыщут завтра друг друга, придут ровно в двенадцать часов ночи сюда к нам и повернут стрелку ходиков на семьдесят семь кругов обратно, то дети снова станут детьми, а мы погибнем.

Помолчали волшебники.

Потом Ольга Капитоновна сказала:

- Откуда им всё это узнать?

А Пантелей Захарович проворчал:

- Не придут они сюда к двенадцати часам ночи. Хоть на минуту, да опоздают.

А Марфа Васильевна пробормотала:

- Да куда им! Да где им! Эти лентяи до семидесяти семи и сосчитать не сумеют, сразу собьются!

- Так-то оно так, - ответил Сергей Владимирович. - А всё-таки пока что держите ухо востро. Если доберутся ребята до ходиков, тронут стрелки - нам тогда и с места не сдвинуться. Ну а пока нечего время терять - идём на работу.

И волшебники, спрятав счёты в стол, побежали, как дети, но при этом кряхтели, охали и вздыхали, как настоящие старики.

Дождался Петя Зубов, пока затихли в лесу шаги. Выбрался из домика. И, не теряя напрасно времени, прячась за деревьями и кустами, побежал, помчался в город искать стариков-школьников.

Город ещё не проснулся. Темно было в окнах, пусто на улицах, только милиционеры стояли на постах. Но вот забрезжил рассвет. Зазвенели первые трамваи. И увидел наконец Петя Зубов - идёт не спеша по улице старушка с большой корзинкой.

Подбежал к ней Петя Зубов и спрашивает:

- Скажите, пожалуйста, бабушка, - вы не школьница?

А старушка как застучит ногами да как замахнётся на Петю корзинкой. Еле Петя ноги унёс. Отдышался он немного - дальше пошёл. А город уже совсем проснулся. Летят трамваи, спешат на работу люди. Грохочут грузовики - скорее, скорее надо сдать грузы в магазины, на заводы, на железную дорогу. Дворники счищают снег, посыпают панель песком, чтобы пешеходы не скользили, не падали, не теряли времени даром. Сколько раз видел всё это Петя Зубов и только теперь понял, почему так боятся люди не успеть, опоздать, отстать.

Оглядывается Петя, ищет стариков, но ни одного подходящего не находит. Бегут по улицам старики, но сразу видно - настоящие, не третьеклассники.

Вот старик с портфелем. Наверное, учитель. Вот старик с ведром и кистью - это маляр. Вот мчится красная пожарная машина, а в машине старик - начальник пожарной охраны города. Этот, конечно, никогда в жизни не терял времени понапрасну.

Ходит Петя, бродит, а молодых стариков, старых детей, - нет как нет. Жизнь кругом так и кипит. Один он, Петя, отстал, опоздал, не успел, ни на что не годен, никому не нужен.

Ровно в полдень зашёл Петя в маленький скверик и сел на скамеечку отдохнуть.

И вдруг вскочил.

Увидел он - сидит недалеко на другой скамеечке старушка и плачет.

Хотел подбежать к ней Петя, но не посмел.

- Подожду! - сказал он сам себе. - Посмотрю, что она дальше делать будет.

А старушка перестала плакать, сидит, ногами болтает. Потом достала из кармана одного газету, а из другого кусок ситного с изюмом. Развернула старушка газету - Петя ахнул от радости: "Пионерская правда"! - и принялась старушка читать и есть. Изюм выковыривает, а самый ситный не трогает.

Кончила старушка читать, спрятала газету и ситный и вдруг что-то увидела в снегу. Наклонилась она и схватила мячик. Наверное, кто-нибудь из детей, игравших в сквере, потерял этот мячик в снегу.

Оглядела старушка мячик со всех сторон, обтёрла его старательно платочком, встала, подошла не спеша к дереву и давай играть в трёшки.

Бросился к ней Петя через снег, через кусты. Бежит и кричит:

- Бабушка! Честное слово, вы школьница!

Старушка подпрыгнула от радости, схватила Петю за руки и отвечает:

- Верно, верно! Я ученица третьего класса Маруся Поспелова. А вы кто такой?

Рассказал Петя Марусе, кто он такой. Взялись они за руки, побежали искать остальных товарищей. Искали час, другой, третий. Наконец зашли во второй двор огромного дома. И видят: за дровяным сараем прыгает старушка. Нарисовала мелом на асфальте классы и скачет на одной ножке, гоняет камешек.

Бросились Петя и Маруся к ней.

- Бабушка! Вы школьница?

- Школьница! - отвечает старушка. - Ученица третьего класса Наденька Соколова. А вы кто такие?

Рассказали ей Петя и Маруся, кто они такие. Взялись все трое за руки, побежали искать последнего своего товарища.

Но он как сквозь землю провалился. Куда только ни заходили старики - и во дворы, и в сады, и в детские театры, и в детские кино, и в Дом Занимательной Науки - пропал мальчик, да и только.

А время идёт. Уже стало темнеть. Уже в нижних этажах домов зажёгся свет. Кончается день. Что делать? Неужели всё пропало?

Вдруг Маруся закричала:

- Смотрите! Смотрите!

Посмотрели Петя и Наденька и вот что увидели: летит трамвай, девятый номер. А на колбасе висит старичок. Шапка лихо надвинута на ухо, борода развевается по ветру. Едет старик и посвистывает. Товарищи его ищут, с ног сбились, а он катается себе по всему городу и в ус не дует!

Бросились ребята за трамваем вдогонку. На их счастье, зажёгся на перекрёстке красный огонь, остановился трамвай.

Схватили ребята колбасника за полы, оторвали от колбасы.

- Ты школьник? - спрашивают.

- А как же? - отвечает он. - Ученик второго класса Зайцев Вася. А вам чего?

Рассказали ему ребята, кто они такие.

Чтобы не терять времени даром, сели они все четверо в трамвай и поехали за город к лесу.

Какие-то школьники ехали в этом же трамвае. Встали они, уступают нашим старикам место:

- Садитесь, пожалуйста, дедушки, бабушки.

Смутились старики, покраснели и отказались. А школьники, как нарочно, попались вежливые, воспитанные, просят стариков, уговаривают:

- Да садитесь же! Вы за свою долгую жизнь наработались, устали. Сидите теперь, отдыхайте.

Тут, к счастью, подошёл трамвай к лесу, соскочили наши старики - и в чащу бегом.

Но тут ждала их новая беда. Заблудились они в лесу.

Наступила ночь, тёмная-тёмная. Бродят старики по лесу, падают, спотыкаются, а дороги не находят.

- Ах, время, время! - говорит Петя. - Бежит оно, бежит. Я вчера не заметил дороги обратно к домику - боялся время потерять. А теперь вижу, что иногда лучше потратить немножко времени, чтобы потом его сберечь.

Совсем выбились из сил старички. Но, на их счастье, подул ветер, очистилось небо от туч и засияла на небе полная луна.

Влез Петя Зубов на берёзу и увидел - вон он, домик, в двух шагах белеют его стены, светятся окна среди густых ёлок.

Спустился Петя вниз и шепнул товарищам:

- Тише! Ни слова! За мной!

Подползли ребята по снегу к домику. Заглянули осторожно в окно.

Ходики показывают без пяти минут двенадцать. Волшебники лежат на сене, берегут украденное время.

- Они спят! - сказала Маруся.

- Тише! - прошептал Петя.

Тихо-тихо открыли ребята дверь и поползли к ходикам. Без одной минуты двенадцать встали они у часов. Ровно в полночь протянул Петя руку к стрелкам и - раз, два, три - закрутил их обратно, справа налево.

С криком вскочили волшебники, но не могли сдвинуться с места. Стоят и растут, растут. Вот превратились они во взрослых людей, вот седые волосы заблестели у них на висках, покрылись морщинами щёки.

- Поднимите меня! - закричал Петя. - Я делаюсь маленьким, я не достаю до стрелок! Тридцать один, тридцать два, тридцать три!

Подняли товарищи Петю на руки.

На сороковом обороте стрелок волшебники стали дряхлыми, сгорбленными старичками. Всё ближе пригибало их к земле, всё ниже становились они.

И вот на семьдесят седьмом и последнем обороте стрелок вскрикнули злые волшебники и пропали, как будто их и не было на свете.

Посмотрели ребята друг на друга и засмеялись от радости. Они снова стали детьми. С бою взяли, чудом вернули они потерянное напрасно время.

Они-то спаслись, но ты помни: человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет

 

 

Аппликация на тему «Выставка часов»

 

Цель: развитие воображения и творческих способностей детей.

Задачи:

1. Формировать умения и навыки работы с ножницами, клеем, бумагой при выполнении аппликаций, используя основные традиционные и нетрадиционные материалы, соблюдать технику безопасности (образовательная область «Труд») .

2. Формировать умение работать коллективно для достижения общего результата, сотрудничать с взрослыми в совместной деятельности (образовательная область «Коммуникация»).

3. Формировать познавательный интерес к выполнению творческой работы (образовательная область «Познание») .

4. Развивать художественный вкус, образное восприятие, произвольность (образовательная область «Художественное творчество»).

Материалы и оборудование:

Плакат «Время»

Изображения часов с разным временем для игры «Найди свое время»

Цифры и знаки на фланелеграфе

Чудесный мешочек с геометрическими фигурами

Раздаточный материал:

Цифры и знаки

 

Для аппликации:

Ножницы

Цветная бумаг

Клей

Клеенки

 

Ход деятельности:

- Здравствуйте, ребята. Мне сегодня позвонила Фея Минутка и пригласила посетить выставку часов, и не только посетить, но и участвовать. Что значит – участвовать в выставке? Это значит, выставлять свои работы. Нам надо изготовить свои часы и для этого мы отправляемся в часовую мастерскую. Все согласны?  (Да.)

- Ребята,  часы - это измерительный прибор.

-А что можно измерить с помощью часов? (Час, минуту, секунду).

-Как назвать это  одним словом? (Время).

-Ребята, какие часы есть у вас дома?

-А какие были часы раньше?  Давайте вспомним.

(Ответы детей у плаката «Часы». Раньше часы были разные: солнечные, водяные, песочные.  Люди умели определять время, взглянув на движение солнца. Определяли время по длине тени в разное  время дня. Песочными часами пользуются  и сейчас.)

-Очень хорошо!  Как часовые мастера про прошлое часов много знаете. Часы различают не только по устройству, но и по тому, где они находятся.

Игра с мячом

- Если часы висят на стене, какие они?   (настенные)

-Если часы носят на руке? (наручные)

- Если часы носят в кармане? (карманные)

-Если часы стоят на полу? (напольные)

-Если часы стоят на столе?  (настольные)

- Самые известные настольные часы? (будильник)

-Если часы находятся на улице? (уличные)

-Если часы установлены на башне?  (башенные)

- Как называются башенные часы другим словом?  (куранты)

-Если стрелка показывает часы, как она будет называться? (часовая)

-Если стрелка показывает минуты? (минутная)

-Если стрелка показывает секунды? (секундная)

-Молодцы! А вы уже умеете определять время? (Да). Давайте поиграем в игру «Найди свое время», я вам раздам карточки с указанием времени на электронных часах, а вы должны найти механические часы с таким же временем у нас в группе. Раз, два, три – игру начни!

- Какие молодцы! Время определять умеете, уже никуда опаздывать не будете.

А мы двигаемся дальше. Ребята, смотрите, а здесь выставлены часы двух видов. Интересно, а можно по этим картинке составить задачу? (Да)

 Прежде чем вы составите задачки, давайте вспомним:

- Из каких двух частей состоит задача? (условие, вопрос)

- Сколько чисел, как минимум, должно быть в условии задачи?(2)

- Что значит решить задачу?  (Нужно ответить на вопрос)

- Если в вопросе есть слово "осталось", то какой арифметический знак нужно поставить?

- Если в вопросе есть слово " всего", то какой арифметический знак нужно поставить?

-Какую задачу вы придумали?

Схема:4+1=5

Выложите, пожалуйста, с помощью цифр и знаков решение задачи.

- Почему ты выбрал знак «+»?

-Молодцы! А теперь пришло время поиграть и вспомнить нашу маленькую мышку. Она тоже как и вы учится определять время. (физ.минутка «Часы»)

Мышь полезла в первый раз

Посмотреть, который час.

Вдруг часы казали «Бом!»,

Мышь скатилась кувырком.

Мышь полезла в второй раз

Посмотреть, который час.

Вдруг часы казали «Бом!» «Бом!»,

Мышь скатилась кувырком.

Мышь полезла в третий раз

Посмотреть, который час.

Вдруг часы казали «Бом!», «Бом!», «Бом!»,

Мышь скатилась кувырком.

-Ребята, у часовых мастеров очень чуткие руки, ведь они работают с маленькими деталями, пружинками. А у вас руки такие же? Мы сейчас это определим. Вам надо будет левой рукой в чудесном мешочке нащупать геометрические фигуры,  назвать их и показать всем, что вы не ошиблись.  (Игра с чудесным мешочком)

- Все справились,  теперь мы можем приступить к изготовлению часов. Для этого мы садимся за столы.

Вспомним, из каких частей состоят часы? (Корпус, циферблат, стрелки. Внутри часов есть шестеренки, спиральки, все это составляет очень хрупкий механизм.)

Вы будете вырезать корпус и стрелки: одна стрелка часовая –короткая, вторая минутная – длинная. Все вырезается путем складывания листа пополам, симметричное вырезание. Корпус часов может быть какой угодно формы. А циферблаты у вас будут готовые, они у нас тоже разной формы. Но вы берете циферблат  такой формы, какую геометрическую фигуру вытащили из мешка.

Перед работой вспомним правила безопасности при работе с ножницами.

А теперь можно приступить к работе.

 Приклейте стрелки так, чтобы часы показывали такое же время, как и электронные часы.

-Ребята, все закончили  свои работы

Какая  красивая у нас получилась выставка! Какие красивые часы!

Вам понравилось быть часовыми мастерами? Может быть, когда вырастете, кто-нибудь из вас станет часовых дел мастером.

 

 

Рисование на тему «Тикают часы»

Программное содержание.

Обучающие задачи:

  • учить выражать течение жизни через ритм движения, звуков (тиканья часов);
  • познакомить с двигательными импровизациями на тему «Тикают часы» (движение руками – «маятниками»), графическими композициями ритма;
  • уточнить знание детей о часах.

Воспитательные задачи: воспитывать у детей желание узнавать новое.

Развивающие задачи:

  • развивать у ребенка фантазию и воображение;
  • развивать у детей чувство ритма.

Предварительная работа.

Беседа о часах, работа над загадками. Изготовление письма с поздравлением кота Матроскина с днем рождения.

Методы и приемы.

Художественное слово, введение в игровую ситуацию, уточняющие вопросы, творческие задания.

Дифференцированная работа.

Направление деятельности детей, испытывающих затруднения в ходе занятия, в нужное русло.

Материал к занятию.

Письмо, посылка, часы с крупным циферблатом и громким тиканьем, листки бумаги (½ альбомного формата).

Ход занятия.

(Дети сидят полукругом на стульчиках)

Ребята, сегодня рано утром к нам в детский сад приходил почтальон Печкин, он принес письмо и посылку от кота Матроскина. Т.к. у него работы очень много, то ждать, когда вы придете, он не стал и попросил меня вам все это передать.

Давайте прочитаем, что написал нам кот Матроскин.

«Здравствуйте, мои дорогие ребята! Спасибо вам за то, что вы не забыли про меня и поздравили меня с днем рождения. Вот и я вас решил немного порадовать и послать небольшой подарок, который вам доставит наш почтальон Печкин. Но прежде чем открыть посылку, я вам предлагаю отгадать загадку:

Ног нет, а хожу

Рта нет, а скажу:

Когда спать,

Когда вставать,

Когда работу начинать.

(Часы)

(Если воспитатель получает от детей правильный ответ, то в подтверждение они слышат тиканье из посылкиЕсли дети затрудняются, воспитатель предлагает прислушаться к звуку и определить содержимое посылки. После отгадывания загадки воспитатель прорабатывает ее содержание.)

А для чего человеку нужны часы? (Ответы детей)

Что главное в часах? (Ответы детей)

Ребята, а вы любите песенки петь? Вот и часики любят петь.

Если хорошо прислушаться, то можно услышать эту песенку. (Воспитатель подносит часы нескольким детям).

Какую песенку услышал ты Вова, Алеша…

Ребята, понравилась вам песенка, которую поют часики? Хотите тоже спеть такую? Тогда давайте повернемся вокруг себя и скажем: «Раз, два повернись и в часики превратись».

Физкультминутка.

Тик-так, тик-так

Все часы идут вот так.

Скажи скорее, который час

Направо – раз, налево – два.

Мы тоже можем так.

Как хорошо у вас получается.

Ребята, песенку часов можно не только услышать, показать движениями, но и изобразить на листе бумаги. Хотите попробовать? Тогда проходите за столы. По команде «тик» проводим черточку, похожую на стрелку часов вверх, а по команде «так» – такую же черточку вниз. И т.д. (Дети проговаривают команды хором). У нас получился зигзаг. (Так же рисуют и два других зигзага друг под другом разными цветами). У нас получилась композиция «тиканье часов».

Ребята, а если все ваши работы соединить, то получится красивый коврик, который можно назвать «разноцветное время»

 

Создание мини-музея