«Проектная деятельность младших школьников как одно из средств реализации требований ФГОС» Выступление подготовила учитель начальных классов МБОУ СОШ №5 Николаевска на Амуре
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ОТРАЖАЮЩИЕ НЕОБХОДИМОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Федеральный закон № 273 -ФЗ «Об образовании в РФ»
ПРОЕКТНАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ЭТО ШЕСТЬ «П»:
Проблема
Проектирование
Поиск информации
Продукт проектной деятельности
Презентация
Портфолио проекта
Проблема – социально значимое противоречие, разрешение которого является прагматической целью проекта;
Проектирование – процесс разработки проекта и его фиксации в какой- либо внешне выраженной форме;
Поиск информации – сбор информации: обращение к уже имеющимся знаниям и жизненному опыту, работа с источниками информации, создание собственной системы хранения информации;
Продукт проектной деятельности – конечный результат разрешения поставленной проблемы;
Презентация – публичное предъявление результатов проекта.
Портфолио проекта – подборка всех рабочих материалов проекта.
ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ ФОРМИРУЕМЫЕ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Умения и навыки работы в сотрудничестве
2. Менеджерские умения и навыки
3. Коммуникативные умения
4. Презентационные умения и навыки
5. Рефлексивные умения
ЧТО ТАКОЕ «МЕТОД ПРОЕКТОВ»?
-Педагогическая технология;
-Метод обучения, основанный на постановке социально значимой цели, её детальной разработке и практическом достижении.
МЕТОД ПРОЕКТОВ ОРИЕНТИРОВАН НА:
ВИДЫ ПРОЕКТОВ
ДЕЛОВАЯ
ИГРА
СПЕКТАКЛЬ
ДОКЛАД
РОЛЕВАЯ ИГРА
ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ
НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
РЕКЛАМА
ПУТЕШЕСТВИЕ
ЭКСКУРСИЯ
ИНСЦЕНИРОВКА-ДИАЛОГ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИЛИ ИСТОРИЧЕСКИХ ПЕРСОНАЖЕЙ
СОРЕВНОВАНИЕ
КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОЕКТОВ
ПО СОДЕРЖАНИЮ
ПО ДОМИНИРУЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ХАРАКТЕРУ КОНТАКТОВ МЕЖДУ УЧАСТНИКАМИ
ПО ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ
ПО ЧИСЛУ УЧАСТНИКОВ
УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ – организационная форма работы, которая ориентирована на более глубокое изучение законченной учебной темы или учебного раздела, позволяющая реализовать подход к обучению через опыт, через действие и предполагающая использование исследовательских и поисковых методов.
СТРУКТУРА УЧЕБНОГО ПРОЕКТА
-название проекта;
-заказчик проекта;
-руководитель проекта;
-учебный предмет;
-тип проекта по классификации;
-тема учебно-тематического планирования предмета;
-цели: образовательные, развивающие, воспитательные;
-знания, умения и общеучебные навыки, которые приобретут участники проекта;
-состав и учебно-тематические задачи каждой группы;
-вопросы проекта (3-4 проблемных вопроса);
-необходимое оборудование;
-этапы работы над проектом;
-предполагаемый продукт проекта.
ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ
I этап – мотивационный
II этап – планирование деятельности по выполнению проекта
Учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой.
Ученики: обсуждают задание; предлагают собственные идеи;
создают рабочие группы.
Учитель + ученик: определяются тема и цели проекта;
формулируются и уточняются задачи; уточняется информация (источники); вырабатывается план действий; определяются средства достижения цели; устанавливаются критерии оценки результата и процесса; согласовываются способы совместной деятельности.
III этап - информационно-операционный (выполнение проекта)
Ученики: собирают материал; разрабатывают документацию, технологию изготовления проектного изделия; проводят исследование;
работают с литературой и другими источниками; непосредственно выполняют проект; оформляют проект; составляют план защиты проекта, распределяют роли участников для защиты.
Учитель: наблюдает за ходом выполнения проекта; координирует действия руководителей группы и каждого участника проекта; поддерживает и помогает тем, кому нужна помощь; участвует в заседаниях групп; оказывает содействие процессу творчества учащихся;
сам является источником информации.
IV этап - рефлексивно-оценочный
Ученики: представляют проекты на экспертизу; защищают проект;
участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы; оценивают достижение поставленных целей; осуществляют устную или письменную самооценку; исправляют или дополняют содержание проекта; рефлексируют;
Учитель: выступает участником коллективной оценочной деятельности;
переводит совместно с учащимися рейтинговую шкалу в пятибальную систему оценивания.
ПРЕИМУЩЕСТВА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ И ГРУППОВЫХ ПРОЕКТОВ
Преимущества индивидуальных проектов:
план работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной точностью;
у учащегося формируется чувство ответственности;
учащийся приобретает личный опыт на всех этапах выполнения проекта;
формирование у учащегося важнейших общеучебных умений и навыков (исследовательских, презентационных, оценочных) оказывается вполне управляемым процессом.
Преимущества групповых проектов:
в проектной группе формируются навыки сотрудничества;
проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне;
на каждом этапе работы над проектом, как правило, есть свой ситуативный лидер. Каждый учащийся, в зависимости от своих сильных сторон, активно включается в работу на определенном этапе;
в рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения; элемент соревнования между ними, как правило, повышает мотивацию участников и положительно влияет на качество выполнения проекта.
ВОПРОСЫ – ПОМОЩНИКИ
ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЩИТЕ ПРОЕКТА:
Как называется ваш проект?
Назови главный вопрос (проблему) вашего проекта.
Почему важно ответить на этот вопрос?
Расскажите, что у вас получилось ?
Что вам удалось выполнить сразу и почему?
Что вызвало у вас наибольшее затруднение?
Оцени качество выполнения и оформления проекта.
Что особенно понравилось в работе над проектом?
Расскажи о своей роли в проекте.
Доволен ли результатом своей работы?
Чему ты научился во время участия в данном проекте?
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.