НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ОТРАЖАЮЩИЕ НЕОБХОДИМОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Федеральный закон № 273 -ФЗ «Об образовании в РФ»
В законе закреплены ФГОС, на основе которых разработаны основные образовательные программы НОО и ООО ( Гл.1 ст.2, гл. 2 ст.10, ст.11)
В них говорится, что в ходе изучения всех учебных предметов обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности.
Статья 2 посвящена основам учебно-исследовательской и проектной деятельности, где перечисляется чему ученик научится и получит возможность научиться. Даны особенности оценки метапредметных результатов. Сказано, что основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта. Выполнение индивидуального итогового проекта обязательно, его невыполнение равноценно получению неудовлетворительной оценки по любому учебному предмету.
Проблема – социально значимое противоречие, разрешение которого является прагматической целью проекта;
Проектирование – процесс разработки проекта и его фиксации в какой- либо внешне выраженной форме;
Поиск информации – сбор информации: обращение к уже имеющимся знаниям и жизненному опыту, работа с источниками информации, создание собственной системы хранения информации;
Продукт проектной деятельности – конечный результат разрешения поставленной проблемы;
Презентация – публичное предъявление результатов проекта.
Портфолио проекта – подборка всех рабочих материалов проекта.
ЧТО ТАКОЕ «МЕТОД ПРОЕКТОВ»?
-Педагогическая технология;
-Метод обучения, основанный на постановке социально значимой цели, её детальной разработке и практическом достижении.
МЕТОД ПРОЕКТОВ ОРИЕНТИРОВАН НА:
-Самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную, групповую);
-Совокупность разнообразных методов и средств обучения;
-Интеграцию знаний и умений из различных областей;
-Конкретно-практический результат, готовый к использованию.
УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ – организационная форма работы, которая ориентирована на более глубокое изучение законченной учебной темы или учебного раздела, позволяющая реализовать подход к обучению через опыт, через действие и предполагающая использование исследовательских и поисковых методов.
СТРУКТУРА УЧЕБНОГО ПРОЕКТА
-название проекта;
-заказчик проекта;
-руководитель проекта;
-учебный предмет;
-тип проекта по классификации;
-тема учебно-тематического планирования предмета;
-цели: образовательные, развивающие, воспитательные;
-знания, умения и общеучебные навыки, которые приобретут участники проекта;
-состав и учебно-тематические задачи каждой группы;
-вопросы проекта (3-4 проблемных вопроса);
-необходимое оборудование;
-этапы работы над проектом;
-предполагаемый продукт проекта.
ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ
I этап – мотивационный
II этап – планирование деятельности по выполнению проекта
Учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой.
Ученики: обсуждают задание; предлагают собственные идеи;
создают рабочие группы.
Учитель + ученик: определяются тема и цели проекта;
формулируются и уточняются задачи; уточняется информация (источники); вырабатывается план действий; определяются средства достижения цели; устанавливаются критерии оценки результата и процесса; согласовываются способы совместной деятельности.
III этап - информационно-операционный (выполнение проекта)
Ученики: собирают материал; разрабатывают документацию, технологию изготовления проектного изделия; проводят исследование;
работают с литературой и другими источниками; непосредственно выполняют проект; оформляют проект; составляют план защиты проекта, распределяют роли участников для защиты.
Учитель: наблюдает за ходом выполнения проекта; координирует действия руководителей группы и каждого участника проекта; поддерживает и помогает тем, кому нужна помощь; участвует в заседаниях групп; оказывает содействие процессу творчества учащихся;
сам является источником информации.
IV этап - рефлексивно-оценочный
Ученики: представляют проекты на экспертизу; защищают проект;
участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы; оценивают достижение поставленных целей; осуществляют устную или письменную самооценку; исправляют или дополняют содержание проекта; рефлексируют;
Учитель: выступает участником коллективной оценочной деятельности;
переводит совместно с учащимися рейтинговую шкалу в пятибальную систему оценивания.
ПРЕИМУЩЕСТВА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ И ГРУППОВЫХ ПРОЕКТОВ
Преимущества индивидуальных проектов:
план работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной точностью;
у учащегося формируется чувство ответственности;
учащийся приобретает личный опыт на всех этапах выполнения проекта;
формирование у учащегося важнейших общеучебных умений и навыков (исследовательских, презентационных, оценочных) оказывается вполне управляемым процессом.
Преимущества групповых проектов:
в проектной группе формируются навыки сотрудничества;
проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне;
на каждом этапе работы над проектом, как правило, есть свой ситуативный лидер. Каждый учащийся, в зависимости от своих сильных сторон, активно включается в работу на определенном этапе;
в рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения; элемент соревнования между ними, как правило, повышает мотивацию участников и положительно влияет на качество выполнения проекта.
ВОПРОСЫ – ПОМОЩНИКИ
ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЩИТЕ ПРОЕКТА:
Как называется ваш проект?
Назови главный вопрос (проблему) вашего проекта.
Почему важно ответить на этот вопрос?
Расскажите, что у вас получилось ?
Что вам удалось выполнить сразу и почему?
Что вызвало у вас наибольшее затруднение?
Оцени качество выполнения и оформления проекта.
Что особенно понравилось в работе над проектом?
Расскажи о своей роли в проекте.
Доволен ли результатом своей работы?
Чему ты научился во время участия в данном проекте?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.