Проектная деятельность в начальной школе (из опыта работы)
Оценка 5

Проектная деятельность в начальной школе (из опыта работы)

Оценка 5
docx
12.05.2020
Проектная деятельность в начальной школе  (из опыта работы)
Проектная работа.docx

                                                                                                                                      

 

Проектная деятельность (из опыта работы)

 

Дорога та, что сам искал,

Вовек не позабудется.

Н. Рыленков

 

       Учебно – познавательная  деятельность  школьников  обладает  большим  потенциалом  для  формирования  у  них  опыта  творческой  деятельности, поскольку  предполагает  не  только  усвоение  действий,  выполняемых  по  образцу,  но  и  самостоятельный  поиск.  Такой  опыт  формируется  на  основе  деятельностного   и  лично – ориентированного  подходов  в  обучении,  одним  из  путей  реализации  которых  является  применение  в  обучении  метода проектов. 

IMG_0015       Метод  проектов  представляет  гибкую  модель  организации  учебного  процесса,  ориентированную  на  творческую  самореализацию  личности  учащегося  путём  развития  его  интеллектуальных  возможностей,  волевых  качеств  и  творческих  способностей  в  процессе  создания  (под  контролем  учителя)  образовательного  продукта,  обладающего  субъективной  или  объективной  новизной  и  имеющего  практическую  значимость.  Любой  проект  ориентирован  на  решение  конкретной  проблемы.  Метод  проектов  позволяет  создать  условия,  при  которых  школьники,  с  одной  стороны,  могут  самостоятельно  освоить  новые  знания,  а  с другой – применять  на  практике  ранее  приобретённые  знания  и  умения.  При  этом  основной  упор  делается  на  творческое  развитие  личности. 

С помощью метода проектов возможно обучить:

  • выявлять и формулировать проблемы;
  • проводить их анализ;
  • находить пути их решения;
  • работать с информацией;
  • находить необходимый источник, например, данные в справочной литературе или в средствах массовой информации;
  • применять полученную информацию для решения поставленных задач.

     В государственном стандарте начального образования особое место отведено деятельностному, практическому содержанию образования.

     Этому способствует «Образовательная система «Школа 2100», которая построена на проблемном обучении, при котором учащиеся учатся выдвигать гипотезы, анализировать.

     Вовлекать младших школьников в проектную деятельность нужно начинать уже с 1класса. Дело в том, что именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений.

IMG_0038Какова же специфика проектной деятельности в начальной школе?

    При организации деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников.

    Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Дело в том, что для проекта требуется личностно значимая проблема. Понятно, что круг социально значимых проблем, с которыми могли встретиться ученики начальной школы, узок, а их представления о таких проблемах, скорее всего одноплановы.

    Проблема проекта или исследования должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития.

  Основные этапы проектной деятельности.

1.Погружение в проект.

2.Организация деятельности.

3.Осуществление деятельности.

4.Презентация результатов.

    Очень важным этапом, как показал опыт, является именно этап представления результатов исследования. Он позволяет решить несколько задач: развитие речи; развитие умений работать с текстом; возможность продемонстрировать свои достижения; пополнение знаний других учащихся новыми сведениями.

     Виды исследований:

1.По количеству участников (индивидуальные, групповые, коллективные).

2.По времени (кратковременные или долговременные).

3.По теме (предметные, свободные).

4.По месту проведения (урочные, внеурочные).

   Представить результаты исследования можно на:

-школьной конференции, на которой учащиеся представляют краткий доклад о проделанной работе и отвечают на вопросы аудитории;

-в форме презентации, на которых ярко, красочно представляются достижения учеников;

-в форме выступления для определенного круга своих одноклассников, учащихся параллельных классов, интересующихся данной темой.

             А теперь рассмотрим на примере, как создавались проекты в  моём классе.

             На уроках чтения учащиеся знакомились с разными видами сказок. Учеников заинтересовал вопрос: « Какие сказки еще бывают?», «Какие волшебные предметы существуют?». Так появился  коллективный  кратковременный проект «Сказка-ложь, да в ней намек…»,  индивидуальный проект Вани Макарова «Волшебные предметы в русских народных сказках», который он будет защищать на районной конференции в конкурсе учебных проектов, а также на Всероссийском детском конкурсе научно-исследовательских и творческих работ «Первые шаги в науке».

            Следующие  проекты родились на уроках окружающего мира: «Круговорот воды в природе», «Зеленая аптека», «Путешествие тучки по Европе», «Моя родина». Работали в группах. Результатом работы стали защита проектов в виде сделанных  макетов, плакатов, слайд-презентаций перед одноклассниками, а также перед учащимися « 1а» класса.

IMG_0002            Попробовав свои силы в проектах предметных, учащиеся решили попробовать свои силы в проектах на свободную тему и приняли участие в фестивале «Портфолио»

Темы были разнообразны.

Дмитриев Сережа рассказал о том, как создавал свою первую азбуку, Макаров Ваня об органах чувств, Меньщикова Алина, Глебова Лена, Кисиль Даша, Елфимова Лера о своих увлечениях бисером и оригами, Кооль Наташа о самом большом в мире растении, Дима Чепурный о своем щенке, Сердюк Виталий о своей коллекции машинок, Погонец Саша о своем любимом виде спорта – таэквон-до, Рита Коноваленко выбрала исследовательскую работу по теме «Море в доме, море в ложке, море в классе» и много других.

12 учеников отправили свои работы на фестиваль и получили дипломы, диски с материалами фестиваля и сборники книг, где напечатаны их работы. 5учеников защищали свои учебные проекты на районной конференции.

Все проекты разные: информационные, исследовательские и творческие. Мои ребята стали победителями во Всероссийском конкурсе исследовательских работ «Первые шаги в экологии», участвовали во Всероссийском конкурсе «Моя семья». Ребята получили в подарок от Мурзилки ценные подарки: книги, диски и календари.

В этом учебном году многие ребята снова стали участниками фестиваля «Портфолио», а это значит, что работа эта интересна ученикам. Отрадно, что подключаются и другие ребята из класса. Так, в этом году Ксюша Беспрозванных разработала исследовательский проект о йоде.

            Считаю, что заниматься проектной деятельностью в начальной школе необходимо. Ведь эта работа позволяет сотрудничать в процессе учебной деятельности, оценивать результаты своей деятельности, самостоятельно осуществлять поиск нужной информации, выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы и даже демонстрировать артистические возможности.

Конечно, организовать в начальной школе такой сложный вид работы с учащимися, как выполнение ими проектов, - весьма не простая задача, требующая сил, значительного времени, энтузиазма и т.п. Грамотно организованная проектная деятельность в полной мере позволяет оправдать эти затраты и дать ощутимый педагогический эффект, связанный, прежде всего, с личностным развитием учащихся.

                                                                                                                                  

 

 

 

 

S5300141

 

 

 

 

 


 

Проектная деятельность (из опыта работы)

Проектная деятельность (из опыта работы)

Проблема проекта или исследования должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития

Проблема проекта или исследования должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития

Все проекты разные: информационные, исследовательские и творческие

Все проекты разные: информационные, исследовательские и творческие
Скачать файл