Проект «Уроки Мойдодыра»
Участники проекта: дети, воспитатель, родители
Возраст участников проекта: дети 4-5 лет (средняя группа)
Тип проекта: долгосрочный
Срок реализации проекта: октябрь-ноябрь 2019 (2 месяца)
Цель проекта: Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста посредствам познавательно-исследовательской деятельности.
Задачи проекта:
1. Формировать у детей умения самостоятельно обслуживать себя (во время раздевания, одевания, умывания, еды).
2. Учить детей под контролем взрослого, а потом самостоятельно мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем.
3. Учить приводить себя в порядок с помощью взрослого.
4. Формировать навык пользования индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расчёской).
5. Побуждать детей к самостоятельности во время еды, учить правильно держать ложку в руке.
6. Обучать детей порядку одевания и раздевания.
7. Учить снимать одежду, обувь (расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках) при небольшой помощи взрослого.
8. Учить в определенном порядке, аккуратно складывать снятую одежду.
9. Учить правильно, надевать одежду и обувь.
10. Формировать начальные представления о ценности здоровья, что здоровье начинается с чистоты тела, что чистота-красота-здоровье — это неразделимые понятия;
11. Формировать потребность в соблюдение навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни;
12. Активно привлекать родителей к соблюдению и развитию навыков личной гигиены дома.
Актуальность проекта:
· Именно в дошкольном возрасте очень важно воспитать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности, порядку.
· В младшем дошкольном возрасте дети могут освоить все основные культурно-гигиенические навыки, научиться понимать их важность, легко, быстро и правильно выполнять.
· Навыки и привычки, прочно сформированные в дошкольном возрасте, сохраняются на всю жизнь
· При воспитании культурно-гигиенических навыков большое значение имеет пример окружающих, родителей и всех остальных членов семьи
· Обеспечение постоянного, без всяких исключений, выполнение ребенком установленных гигиенических правил, ведет к усвоению ребенком всех доступных ему навыков.
· Только при повседневном гигиеническом воспитании и контроле можно добиться формирования и закрепления у ребенка полезных навыков, т.е. перехода их в стойкие привычки.
· Проект направлен на расширение представлений о здоровье и здоровом образе жизни, на осмысление детьми необходимости беречь здоровье. В проекте учитываются особенности психологического развития детей 4-5 лет, выражающиеся в способности к самоконтролю над привычками, формированием привычки к здоровому образу жизни, необходимость формирования у детей культурно-гигиенических навыков; воспитание бережного отношения к окружающему.
Направление проектной деятельности: познавательное, речевое, художественно-эстетическое развитие.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Художественно - эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Ожидаемые результаты:
дети научатся самостоятельно мыть руки, умываться, насухо вытирать руки личным полотенцем (вначале под контролем взрослого), одеваться/раздеваться с небольшой помощью взрослого, аккуратно складывать одежду и убирать в шкаф, правильно пользоваться столовыми приборами и правильно вести себя во время приема пищи.
Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный
2 этап – основной
3 этап – заключительный
Форма проведения:
· образовательная ситуация;
· дидактические игры;
· беседы;
· просмотр мультфимов по теме проекта;
· рассматривание иллюстраций;
· чтение художественной литературы;
· заучивание стихов и потешек;
· работа с родителями.
.
Этапы реализации проекта.
Подготовительный этап.
сбор литературы по данной теме
постановка цели,
поиск формы реализации проекта,
разработка содержания; приобрести наглядный материал,
изготовить дидактические игры по теме;
подготовить материалы для работы с родителями.
Основной этап. Совместная деятельность детей и воспитателя с подключением родителей.
НОД: «Одежда», «Помоги зайке сберечь здоровье», «Кукла Маша умывается», «Купание куклы Даши», «Чистюля и грязнуля», «Доктор Айболит», «Чтобы быть здоровым», «Учим куклу Дашу мыть руки», «Как нужно ухаживать за собой», «Сохраним свое здоровье», «Мои здоровые зубки», «Доброе утро, расческа», «Как устроено наше тело», «Поможем Степке», «Как надо одеться, чтобы не заболеть?», «Кукла Катя заболела» и др.
Опытно-исследовательская деятельность: «В чем поможет нам вода», «Разноцветная вода», «Тонет не тонет».
Экскурсия: В прачечную детского сада. В мед. кабинет.
Чтение худ. лит: Г. Зайцев «Дружи с водой», К. Чуковский «Мойдодыр»,
А. Барто «Девочка чумазая», С. Бягковская «Юля-Чистюля», Александрова
«Купание», Шуржик «Вода и мыло», Демьянов «Замарашка» », Яснов «Я мою руки».
Потешки: «Водичка, водичка», «Расти, коса, до пояса
Беседы: «Чистота и здоровье», «Кукла Катя пришла в гости», «Хорошо у нас в детском саду», «Кукла идет на прогулку», «Катя заболела», «Не ходи в мокрой одежде», «Старайся выглядеть опрятно», «Перед едой мой руки с мылом», «Не балуйся за столом», «Учись есть не спеша и аккуратно», «Не болтай за столом».
Дидактические игры: «Таня простудилась», «Сделаем куклам разные прически», «Вымоем куклу», «Кому что нужно», «Разложи картинки по порядку», «Уложи Машу спать», «»Угостим кукол чаем», «Кукла идет гулять», «Водичка, водичка», «Вымой руки», «Почистим зубы»,
«Оденем куклу на прогулку», «Таня простудилась», «Вымоем куклу», «Правила гигиены», «Водичка, водичка», «Умывалочка».
Творческие игры: «Парикмахерская», «Больница», «Кухня», «Мы в гостях».
Продуктивная деятельность: «Укрась платочек», «Слепи мыло для зайчишки», Уборка и мытье игрушек, умывание кукол, стирка кукольной одежды и др.
Работа с родителями:консультации на тему: «Правила гигиены», «Пойти в детский сад и не болеть», «Чтобы избежать простудных заболеваний», «Как правильно одеть ребенка», «Учимся мыть руки вместе», «Здоровые зубы», «Учимся трудиться» и др.
Завершающий этап.
· Оформление папки передвижки.
· Развлечение «Да здравствует мыло душистое».
· Подведение итогов проекта.
Результативность проекта:
1. Сформирована привычка следить за своим внешним видом,
2. Дети научились правильно пользоваться мылом, мыть руки, лицо; насухо
вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться
расческой и носовым платком.
3. Пополнены знания о ценности здоровья, что здоровье начинается с
чистоты тела, что чистота-красота-здоровье – это неразделимые понятия.
4. У детей возникла потребность в соблюдении навыков гигиены и
опрятности в повседневной жизни.
5. Соблюдение культурно-гигиенических навыков дома и развитие навыков
личной гигиены в домашних условиях.
Диагностика уровня сформированности у детей КГН на начало и конец проекта:
1.Навыки мытья рук и личной гигиены включают умение:
- мыть лицо, руки;
- закатать рукава;
- взять мыло, намыливать до появления пены и смыть мыло;
- сухо вытереть руки, аккуратно повесить полотенце в свою ячейку;
- пользоваться расческой;
- пользоваться носовым платком.
2.Навыки опрятной еды включают умение:
-правильное пользование столовой и чайной ложками, салфеткой;
-не крошить хлеб;
-пережевывать пищу с закрытым ртом;
-не разговаривать с полным ртом;
-тихо выходить по окончании еды из-за стола;
-благодарить.
3. Навыки снимания и надевания одежды в определенном порядке включают умение:
-расстегнуть пуговицы, замок;
-снять платье (рубашку), шорты, носки;
-аккуратно повесить;
-снять обувь;
-надеть в обратной последовательности.
3 балла – выполняет, 2 балла – выполняет с помощью взрослого, 0 баллов – не выполняет.
Эффективность:
Важной задачей в работе с детьми средней группы детского сада является воспитание гигиенических навыков – опрятности, аккуратности в быту, навыков культуры еды, как неотъемлемой части культуры поведения.
Чтобы облегчить ребенку освоение новых навыков, необходимо делать этот процесс доступным, интересным и увлекательным. И делать это надо педагогически тонко и ненавязчиво. При этом воспитателю важно учитывать возрастную особенность детей - стремление к самостоятельности. В своей работе, по формированию культурно - гигиенических навыков мы отдаём предпочтение играм. Это создаёт у детей хорошее настроение и формирует положительное отношение к выполнению культурно – гигиенических навыков.
Результативность проекта:
3. Сформирована привычка следить за своим внешним видом,
4. Дети научились правильно пользоваться мылом, мыть руки, лицо; насухо
вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться
расческой и носовым платком.
3. Пополнены знания о ценности здоровья, что здоровье начинается с
чистоты тела, что чистота-красота-здоровье – это неразделимые понятия.
4. У детей возникла потребность в соблюдении навыков гигиены и
опрятности в повседневной жизни.
5. Соблюдение культурно-гигиенических навыков дома и развитие навыков
личной гигиены в домашних условиях.
Вывод:
Детям свойственно стремление подражать взрослым, вести себя так, как ведут себя окружающие их люди. Они легко усваивают не только положительные примеры, но и отрицательные. Поэтому воспитателям в беседах с родителями следует подчеркивать, что манеру поведения, разговора, вредные привычки дети стараются копировать с них. Поэтому, не только в детском саду, но и дома нужно установить общий порядок выполнения всех действий, четко определить места расположения вещей, игрушек, порядок их уборки и хранения. Необходимо воспитывать культурно-гигиенические навыки у детей с раннего возраста и в семье, и в детском саду, для развития таких важных качеств как воля, нравственность, самостоятельность, основ эстетического вкуса, этического развития, а также для такого важного процесса как социализация. Так как основой полноценного физического развития ребенка младшего возраста является приобщение его к основам здорового образа жизни, т. е. освоению основ культуры гигиены.
Поэтому формирование у детей культурно-гигиенических навыков является одной из важнейших задач воспитания. Для того чтобы она реализовывалась успешно требуются следующие условия: непрерывность воспитательного процесса,высокая санитарная культура персонала дошкольного учреждения, единство требований со стороны взрослых, активное участие родителей в процессе воспитания и закрепления, полученных в детском саду КГН.
Культурно-гигиенические навыки нуждаются в постоянном закреплении. Изменение системы воспитательной работы, отсутствие внимания к формированию и использованию навыков может привести к их быстрой утрате.
Литература:
1. Васильева воспитания и обучения в детском саду. / 5-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2007. – с.442.
2. Губанова. Система работы в первой младшей группе детского сада.- М.:Мозаика-Синтез, 2010.-с.7
3. Ефанова. Конспекты занятий в первой младшей группе.
4. Карпухина .Занятия в первой младшей группе детского сада. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ.-Воронеж: ИП, 2010
5. Парамонова ,Занятия с детьми 2-3 лет.:-М.:ОЛМА Медиа, Групп, 2011.
6. Хомякова. Развивающие занятия с детьми раннего возраста. СПБ.: «Детство-Пресс»,
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ
«РАЗЛОЖИ КАРТИНКИ ПО ПОРЯДКУ»
Цель: систематизировать представления детей о здоровье и здоровом образе жизни, развивать речь, внимание, память.
Материал: картинки с изображением моментов распорядка дня.
Ход игры: воспитатель говорит о том, что волшебник Путаница перепутал картинки распорядка дня, и предлагает разложить картинки по порядку.
Воспитатель подводит итог высказываниям детей.
Каждое утром, чтобы быть здоровым, мы начинаем с зарядки.
Чтобы расти нам сильными, ловкими и смелыми, ежедневно поутру мы зарядку делаем.
Воспитатель предлагает каждому вспомнить своё любимое упражнение, показать и всем вместе выполнить его.
***
АЗБУКА ЗДОРОВЬЯ
Цель: систематизировать представления детей о здоровье и здоровом образе жизни, развивать речь, внимание, память.
Материал: иллюстрации
Ход игры: играют от 1 до … человек. Воспитатель называет правило, а ребёнок находит карточку – иллюстрацию этого правила. Или воспитатель показывает карточку, ребёнок говорит, что нужно делать в данной ситуации.
***
ТАНЯ ПРОСТУДИЛАСЬ
Цель: способствовать формированию навыка пользования носовым плат-ком, закреплять знание о том, что при чихании и кашле нужно прикрывать рот носовым платком, а если кто-то находится рядом, отворачиваться.
Материал: носовой платок
Ход игры: воспитатель спрашивает: зачем людям нужен носовой платок?
И затем предлагает детям различные ситуации, которые проигрываются вместе с малышами:
- Что нужно сделать, если ты хочешь чихнуть? И т. д.
***
ВЫМОЕМ КУКЛУ
Цель: закреплять знания о предметах личной гигиены для мытья и умывания, последовательность действий, способствовать формированию привычки к опрятности.
Материал: различные предметы и предметы личной гигиены для мытья и умывания, куклы.
Ход игры: играют 2 человека. Сначала им предлагается из множества предметов выбрать те, которые «помогают» вымыть (умыть) куклу. А затем моют её. Выигрывает тот, кто правильно отберёт предметы личной гигиены и правильно последовательно вымоет (умоет) куклу.
***
ПРАВИЛА ГИГИЕНЫ
Цель: закреплять культурно-гигиенические навыки (умывание, одевание, чистка зубов, причёсывание, купание, формировать умения показывать эти движения при помощи мимики и жеста и отгадывать по показу.
Ход игры: Воспитатель просит детей при помощи мимики и жестов показать, как они умываются (одеваются, чистят зубы и т. д., соблюдая последовательность выполнения данных навыков. Или воспитатель показывает при помощи мимики и жестов, что он делает, а дети отгадывают.
***
ПОДБЕРИ КАРТИНКИ
Цель: уточнить представления детей о предметах личной гигиены, формировать навыки здорового образа жизни
Материал: картинки различных предметов, картинки с изображением предметов личной гигиены
Ход игры: воспитатель просит выбрать только картинки с изображением предметов, помогающих ухаживать за телом (лицом, зубами, волосами)
***
ИГРА "ВЫМОЙ РУКИ"
Цель: учить ребенка мыть руки.
Оборудование: заяц резиновый.
Ход занятия: взрослый обращается к ребенку: "Мы пришли с прогулки, нам нужно вымыть ручки. Зайчик будет смотреть, как мы моем ручки". Взрослый ставит игрушку на край умывальника и показывает ребенку движения руками под струей воды. В конце процедуры взрослый от имени зайчика хвалит ребенка.
***
***
ИГРА "МЫЛЬНЫЕ ПЕРЧАТКИ"
Цель: учить ребенка намыливать руки с внешней и внутренней стороны.
Оборудование: детское мыло, полотенце.
Ход занятия: взрослый подводит ребенка к умывальнику, стоит за его спиной, берет в руки мыло и показывает круговые движения рук при намыливании. Затем передает ребенку кусок мыла и просит его повторить движения намыливания.
Движения нужно делать до тех пор, пока не образуется белая пена. Обращается внимание ребенка на белые ручки, взрослый говорит: "Вот, какие у нас перчатки - белые!" Далее взрослый помогает ребенку смыть пену под струей воды, при этом произносит одну из потешек:
Например:
Ладушки, ладушки, с мылом моем лапушки,
Чистые ладошки, вот вам хлеб, да ложки!
В кране булькает вода. Очень даже здорово!
Моет рученьки сама Машенька Егорова
(взрослый называет имя ребенка).
Знаем, знаем да, да, да! Где тут прячется вода!
В конце игры взрослый хвалит ребенка, обращает внимание на его чистые руки. В случае необходимости используются совместные действия взрослого и ребенка.
***
ИГРА "УМЫВАЛОЧКА"
Цель: учить ребенка умываться.
Оборудование: зеркало, полотенце.
Ход занятия: взрослый приводит ребенка (после сна) в ванную комнату, просит посмотреть на себя в зеркало, обращает его внимание на глазки, ротик, щечки и т. д. Предлагает ребенку умываться вместе с ним, при этом показывает, как это нужно сделать. Взрослый произносит потешку:
Выходи, водица, мы пришли умыться!
Лейся на ладошку, по-нем-нож-ку.
Нет, не понемножку - посмелей,
Будем умываться веселей!
В конце умывания взрослый учит малыша вытирать лицо насухо полотенцем, просит посмотреть на себя в зеркало, говорит: "Аи, какой чистый ребенок, посмотри на себя в зеркало!"
***
ИГРА "ФОНТАНЧИКИ"
Цель: учить ребенка полоскать рот.
Оборудование: стакан.
Ход занятия: взрослый подводит ребенка к зеркалу в ванной комнате и предлагает пускать фонтанчики, произносит потешку:
Наберем водичку в рот пусть фонтанчик оживет! Взрослый набирает в рот воду и показывает, как выпустить воду изо рта, затем, как надо полоскать рот. Ребенку предлагается сделать так же. В конце занятия взрослый хвалит ребенка.
***
ИГРА-ЭТЮД «МАЛЬЧИК ПЕТЯ»
Педагог
Мальчик Петя поздно встал -просыпаться тяжко. Умываться он не стал -он ведь замарашка. Педагог просит детей высказать свое отношение к поведению Пети.
Спрашивает: «Есть ли среди вас такие замарашки?» Дети высказываются; затем с помощью движений и мимики изображают Петю.
(Выразительные движения: капризная гримаса на лице, брови опущены и сдвинуты, голова наклонена вниз, рассматривает свои руки.)
Ситуативная беседа: «Как вести себя за столом?»
1.Жуй с закрытым ртом, не говори с набитым ртом.
Да, до сих пор есть такая проблема. Некоторые люди жуют, не закрывая рта и демонстрируя его содержимое окружающим. Если тебе нужно что-то сказать, сначала проглоти то, что у тебя во рту. Чтобы всегда быть готовым к разговору, не набивай рот, пускай в нем будет совсем немного пищи — буквально на один укус. Твоя еда никуда от тебя не убежит.
2.Подноси еду ко рту, а не рот к еде.
Не наклоняйся к ложке, а уж тем более к тарелке, нагребая в рот еду, почти как совком. Сиди прямо, не нагребай в ложку слишком много еды и подноси ложку прямо ко рту. И никогда не пей из суповой чашки.
3.Говори «спасибо», «пожалуйста» и «извините».
Эти маленькие слова по-настоящему волшебные и пользоваться ими нужно всегда.
Дидактическая игра «Подбери предметы личной гигиены».
Задача: " Учить детей находить предметы по просьбе воспитателя. Закреплять знания о предметах личной гигиены.
Ход игры: на столе у воспитателя лежат предметы личной гигиены. Воспитатель показывает предмет личной гигиены, каждый ребенок должен показать картинку с таким же предметом личной гигиены, подумать и сказать, почему ему нужен именно этот предмет, и объяснить, для чего он нужен.
Занятие - игра «Маша обедает».
(чтение стихотворения С.Капутикян «Маша обедает» )
Цели и задачи: приобщать детей к элементарным нормам и правилам поведения за столом, закрепить название и назначение предметов посуды, воспитывать навыки гостеприимства , учить красиво накрывать на стол.
Материалы: ( игрушки собачки, кошечки, курочки, игрушечная чайная посуда; муляжи конфет, сушек; миска, блюдечко, глубокая тарелка, салфетки, скатерть, чайник, посуда для чаепития.)
ХОД ЗАНЯТИЯ.
Воспитатель:
– Здравствуйте, ребята. Сейчас я вам прочитаю стихотворение « Маша обедает».
Час обеда подошел,
Села Машенька за стол.
Машенька:
Все успела сделать я,
Вот идут мои друзья.
Собачка: Гав, гав, гав!
Машенька: Кто это к нам?
Собачка: Гав, гав, гав!
Машенька: Кто это там?
Собачка:
– Это я, ваш верный пёс,
Ваш Арапка – чёрный нос.
День и ночь
Я дом стерёг,
Наработался, продрог.
Не пора ли обедать?
Машенька:
Добро пожаловать, Арапка,
Иди к столу, но вымой лапки»
(Арапка имитирует умывание).
Кошечка: Мяу-мяу!..
Машенька:
Кто ж теперь,
К нам царапается в дверь?
Кошечка:
– Это ваша кошка Мурка.
Мурка – серенькая шкурка.
Я ваш погреб стерегла,
Всех мышей перевела,
Крыс прогнала из подвала,
Наработалась, устала.
Не пора ли обедать?
Машенька:
– Заходи-ка, кошка Мурка,
Причеши-ка свою шкурку!
(Мурка имитирует причесывание).
Курочка: Куд-куда, куд-куда!..
Машенька: Кто ещё спешит сюда?
Курочка:
– Ваша курочка рябая,
Я к вам прямо из сарая.
Я не ела, не пила.
Я яичко вам снесла.
Не пора ли обедать?
Машенька:
– Заходи к нам не стесняйся,
Да почище умывайся!
(Курочка имитирует умывание).
Машенька:
Никому отказа нет,
Подам я каждому обед:
Собачке – в миске,
В блюдечке – киске,
Курочке-несушке –
Пшена в черепушке,
А Машеньке – в тарелке.
В глубокой, не мелкой.
Воспитатель: Ребята, вам понравилось стихотворение? («Машенька обедает»).
Скажите, что Маша предложила сделать курочке прежде, чем сесть за стол? А вы всегда садитесь за стол с чистыми руками?
(ответы детей, воспитатель помогает детям).
Воспитатель читает:
Хлюп-хлюп ручками,
Полон мыла таз.
Ты не трогай, Машенька,
Мыльной ручкой глаз.
А водичка булькает,
А водичка пенится.
Машенька помоется,
Причешется, оденется. (Раздается громкий стук в дверь, заходит кукла)
Кукла: Здравствуйте, ребята! Я пришла к вам в гости, правда, меня никто не приглашал. Я вижу, у вас здесь много вкусного, как раз все, что я люблю: конфеты, пряники, баранки. А я сейчас ужасно голодная!
(Начинает хватать со стола еду грязными руками, сметает со стола крошки, облизывает пальцы, вытирает рот рукавом).
Воспитатель: Ребята посмотрите, кукла совершенно не умеет вести себя за столом. Давайте ей расскажем, как правильно вести себя за столом.
Кукла: А что я сделала неправильно?
Воспитатель: во-первых, ты должна обязательно мыть руки перед едой, и приходить в гости умытой и опрятной. Наши ребята знают про это потешку. Хочешь, мы тебя научим? Делай вместе с нами:
Зайка начал
умываться
Видно в гости он собрался
Вымыл ротик (показываем рукой)
Вымыл носик (показываем рукой)
Вымыл ухо (показываем руками)
Вот и сухо.
Ладушки,
ладушки,(эмметируем мытье рук)
С мылом моем лапушки.
Чистые ладошки,(роказываем ладошки, хлопаем)
Вот вам хлеб и ложки
Воспитатель: ты теперь поняла, что за стол нужно садиться чистой?
Ребята, давайте расскажем кукле, какие правила поведения за столом она должна знать.
За столом сиди ровней,
Не клади на стол локтей,
И к тарелке с супом низко
Не склоняйся, словно киска!
Кушать нужно аккуратно.
Аккуратно кушай хлеб -
Это кухня, а не хлев.
Не вертись юлой на стуле,
Головой не лезь в кастрюлю.
Супчик кушай аккуратно,
Не выплевывай обратно.
Пей чаек, не проливая!
Что за лужица большая?
Что за грохот? Что упало?
Маша за столом мечтала.
Не корми котлетой кошку,
А сама поешь немножко.
Вытирай салфеткой рот
И не капай на живот.
Ложкой ешь кисель и кашу,
Суп, пюре и простоквашу.
Вилкой можно брать картошку,
Мясо, рис... Не надо ложкой!
Ручкой можно брать пирог,
Глазированный сырок.
И скажи спасибо всем,
У кого ты пищу ел.
Кукла: Спасибо, что подсказали.
Что – то я засиделась, пора домой.
До свидания.
Перспективный план по воспитанию КГН
Октябрь |
||
Направление работы |
Цели |
|
1-я неделя |
Навыки личной гигиены |
Учить самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом. |
2-я неделя |
Самообслуживание |
Продолжать воспитывать у детей опрятность, привычку следить за своим внешним видом (чтение отрывка К. Чуковского «Федорино горе», д/и игра «Одень Машу на прогулку»). |
3-я неделя |
Навыки культурной еды (в рамках темы по ознакомлению с окружающим миром «Здоровые зубы — здоровый организм») |
· совершенствовать навыки аккуратной еды: пищу брать понемногу, хорошо пережёвывать, есть бесшумно; · познакомить с фильмом-сказкой «Чуня». |
4-я неделя |
Воспитание навыков культурного поведения (чтение стихотворения Н. Гернер; заучивание. «Песенка о вежливом чижике»). |
· продолжать учить детей быть приветливыми со взрослыми, сверстниками, здороваться, прощаться; · обращаться к младшему воспитателю, воспитателю, заведующему, медицинскому работнику и другим работникам детского сада по имени и отчеству. |
Ноябрь |
||
1-я неделя |
Навыки личной гигиены (чтение произведения В. Маяковского «Что такое хорошо…», потешки, стихи). |
Продолжать учить детей следить за опрятностью одежды (рубаха заправлена в шорты, сандалии застёгнуты). |
2-я неделя |
Самообслуживание |
· учить детей играть в уголках дружно; · после игры убирать игрушки на место; · прибираться в своих уголках. |
3-я неделя |
Навыки культурной еды |
· закрепить навыки культурного поведения за столом, не класть локти на стол; · бесшумно пить и кушать; · пережёвывать пищу с закрытым ртом. |
4-я неделя |
Воспитание навыков культурного поведения (дидактическая игра «Самая лучшая хозяйка») |
· продолжать учить детей первыми здороваться со взрослыми; · соблюдать в группе порядок и чистоту. |
игровые приёмы для воспитания КГН
Группа игровых приёмов |
Вид игрового приёма |
Название игры |
Цель |
Содержание |
Дидактические |
Словесная |
«Чистоплотные дети» |
Проверить знания детей относительно назначения предметов гигиены (мыла, расчёски и пр.). |
Сначала дети рассказывают, что нужно делать, чтобы руки, лицо были чистыми, а затем педагог называет часть тела, например, «лицо», а дети перечисляют те предметы гигиены, которые нужны для ухода за ней (мыло, полотенце). |
Игра с предметами |
«Угостим кукол чаем» |
· познакомить детей с назначением посуды для чаепития; · учить выполнять предметно-игровые действия с предметами (расставлять чашки на блюдца, раскладывать салфетки, ложки и т.д.). |
Педагог говорит, что сегодня в группу придут куклы, которых, как гостеприимные хозяева, дети будут угощать чаем. После чего малыши сначала за воспитателем, а затем самостоятельно показывают весь алгоритм сервировки стола для чаепития. |
|
Сенсорная |
«Что ты можешь о них сказать» |
Познакомиться и рассказать о предметах гигиены. |
На столе разложены предметы гигиены, педагог просит ребят выбрать любой, описать и рассказать о его назначении. |
|
Интерактивная |
Просмотр и обсуждение познавательных м/фильмов. |
|||
Театрализованные |
Инсценировка |
«Мойдодыр» |
· проверить знание сюжета сказки; · развивать навыки перевоплощения в образ персонажа; · учиться анализировать действия и поступки. |
Малыши разыгрывают по ролям отдельные сценки из произведения К. Чуковского. |
Сюжетно-ролевая |
«Дочки-матери» |
Универсальная игра для закрепления любого навыка. Ребёнок в данном случае выступает режиссёром действий кукол, или актёром, исполняющим роль малыша, осваивающего навык. |
||
Имитация |
«Вымой руки» |
Закрепить порядок действий при мытье рук |
Педагог показывает ребятам резинового зайчика, объясняет, что тот только пришёл с прогулки и просит помочь вымыть ему руки. Дети по очереди моют лапки игрушке. |
|
Кукольный театр, театр на фланелеграфе |
Дети показывают то, как они усвоили навыки, действуя от лица кукол (перчаточных, бибабо) или фигурок для фланелеграфа. Например, выбирают подходящую по погоде одежду на прогулку. |
|||
|
|
|
Консультация для родителей
«Обучение дошкольников гигиеническим навыкам»
Освоение малышами правил личной гигиены требует времени, поэтому формирование и закрепление основных культурно -гигиенических навыков происходит в течение всего периода посещения ими детского сада.
Личная гигиена - совокупность гигиенических правил, выполнение которых способствует сохранению и укреплению здоровья. Обучение дошкольников гигиене – задача не только родителей, но и воспитателей, поэтому желательно обеспечить полную согласованность требований ДОУ и семьи ребенка. Важно выработать общие критерии оценки отдельный действий, и в саду, и дома четко определить месторасположения вещей, игрушек, порядок их уборки и хранения. Осваивая навык, ребенок обычно стремится многократно выполнить определенное движение. Постепенно он учится все более самостоятельно и быстро справляться с поставленной задачей.
РЕЖИМ ДНЯ
Режим дня обеспечивает ежедневное повторение гигиенических процедур в одно и тоже время, что способствует постепенному формированию навыков, привычек, культуры поведения и личной гигиены.
Режим дня приучает организм ребенка к определенному ритму, обеспечивает смену деятельности, предохраняя нервную систему детей от переутомления.
УМЫВАНИЕ
Детям должно быть удобно и приятно умываться: высота умывальников должна соответствовать росту малышей. Размер куска мыла должен быть таким, чтобы ребенок мог свободно взять его рукой. Ребенку нужно объяснить, что до начала мытья рук следует закатать рукава. Надо также показать, как правильно намыливать и мыть руки и лицо, как вытираться после умывания, не следует торопить малыша. Педагог следит, чтобы дети умывались тщательно, вытирались досуха своим полотенцем.
УХОД ЗА ПОЛОСТЬЮ РТА
Чтобы предупредить заболевание и разрушение зубов, надо приучить детей после обеда полоскать рот теплой водой. С трех - четырех летнего возраста детей надо приучать чистить зубы правильно:
верхние зубы – сверху вниз, нижние – снизу вверх с наружной и внутренней сторон. Не реже двух раз в год детей необходимо показывать зубному врачу.
ПОЛЬЗОВАНИЕ НОСОВЫМ ПЛАТКОМ
В кармане дошкольника всегда должен быть чистый носовой платок. При насморке не следует заставлять ребенка сморкаться часто. Важно научить детей правильно сморкаться, зажимая одну ноздрю, иначе слизь вместе с микробами может проникнуть в барабанную полость и вызвать воспаление среднего уха.
КУПАНИЕ
Купание и умывание должно быть приятным малышу.
После ночного сна и утренней гимнастики ребенку полезно принять душ. Необходимо чтобы после душа или умывания ребенок вытерся насухо. Раз в неделю ребенка купают особенно тщательно ( моют голову с шампунем)
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ И НОГТЯМИ
Детям дошкольного возраста нужно подстегать волосы, чаще их мыть, причесывать не реже двух раз в день. В детском саду, как и дома, у каждого ребенка должна быть своя расческа. В этом возрасте дети не способны сами ухаживать за ногтями. Их подстригают взрослые, но ребенок может сам вычищать грязь из-под ногтей щеточкой.
ПРИУЧЕНИЕ К ОПРЯТНОСТИ
Необходимо следить за чистотой и опрятность одежды и обуви ребенка. Уже на третьем голу жизни это должно стать предметом заботы самого малыша. Даже если он еще не в состоянии заметить непорядок в одежде или в обуви, он должен привыкать устранять его самостоятельно или с помощью взрослых.
Если с раннего возраста обращать внимание на малыша на неопрятность – через некоторое время он начнет ощущать потребность в чистоте и будет испытывать своеобразное неудобство, пока не приведет себя в порядок – сам или с помощью взрослого.
Воспитать у ребенка привычку быть чистым и опрятным несложно. Главное – делать это последовательно. Также нужно помнить, что в дошкольном возрасте дети особенно склонны подражанию, поэтому большую роль в формировании навыков играет личный пример взрослых.
Совместная деятельность – экскурсия в средней группе:
«Труд взрослых – прачка».
Задачи:
· продолжать знакомить детей с работой сотрудников детского сада;
· показать детям, что сотрудники детского сада заботятся о здоровье детей: постель, полотенца должны быть чистыми. Чистота-залог здоровья.
· формировать у детей представление о содержании и структуре труда прачки, о характере стирального трудового процесса (цель, материал, бытовая техника, результат);
· рассказать об опасности бытовых электрических приборов и бережном с ними обращении;
· воспитывать уважительное отношение к труду прачки, облегчить их труд (труд в прачечной очень тяжёл, и если дети будут хорошо мыть руки, сотрудникам легче будет стирать полотенца).
Ход мероприятия:
I. Беседа «Кто стирает нам бельё?»
Воспитатель: Ребята, послушайте, я прочитаю вам отрывок из знакомого вам стихотворения, попробуйте вспомнить его:
Одеяло убежало,
Улетела простыня,
И подушка, как лягушка,
Ускакало от меня…
- Как называется это произведение? («Мойдодыр».)
- Да это произведение К.И.Чуковского «Мойдодыр».
- Кто помнит, почему вещи убежали от мальчика? (Он был грязнуля.)
- У нас группе грязнуль нет, но всё-таки иногда некоторые ребята могут испачкать полотенце, если не очень хорошо помоют руки.
- Кто заботится о том, чтобы у детей были чистые полотенца? (ответы детей.)
- У каждого из вас есть не только полотенце, но и постельное бельё: простыня, пододеяльник, наволочка. Вам их тоже часто меняют – стелят чистые. К то же это так заботится о вас? (прачка)
- Что делает прачка в детском саду?
- Кому и для чего нужно чистое бельё?
II. Игра имитация: «Стираем бельё».
Дети имитируют все компоненты стирки белья (по сигналу воспитателя): наливаем воду в таз, стираем, выжимаем, стряхиваем и развешиваем, гладим.
III. Экскурсия в прачечную.
Воспитатель: Сегодня мы пойдём с вами в прачечную нашего детского сада, где стирают бельё и полотенца для всех детей детского сада, и посмотрим, как работникам прачечной удаётся постирать так много белья.
- Куда мы с вами сейчас пойдём? ( в прачечную)
- Как зовут работника прачечной? А как называется профессия?
- Не забудьте поздороваться, когда придёте в прачечную.
В прачечной.
- Куда мы с вами пришли, ребята? Кто здесь работает? Давайте познакомимся. Это Клавдия Сергеевна. А сейчас она расскажет вам, как ей удаётся постирать так много белья. Посмотрите, сколько тут белья. (Показывает приготовленное к стирке бельё.)
Рассказ работника прачечной о своей работе с показом действий.
IV. Составление рассказа.
Детям предлагается схема трудового процесса стирки белья: дети рассказывают последовательность и выкладывают картинки.
Сказки традиционно считаются очень эффективным способом мотивировать детей. В случае с формированием культурно-гигиенических навыков короткие истории помогают приобщить детей к их выполнению.
Так, например, в
работе с воспитанниками средней группы при освоении навыка аккуратно принимать
пищу, я предлагаю малышам прослушать и ответить на вопросы по сказке «Грязнуха
и Аккуратинка». «Жили-были в стране Мойдодырии Грязнуха и Аккуратинка. Грязнуха
кушала руками, рот не вытирала, зубы никогда не чистила, а Аккуратинка,
наоборот, очень следила за чистотой: пользовалась салфеткой, ложкой, вилкой и
зубки чистила дважды, а после каждого приёма пищи рот полоскала. И вот однажды
приехали в Мойдодырию снимать кино. Надо сказать, Грязнуха и Аккуратинка очень
хотели сниматься в кино. И как же расстроилась Грязнуха, когда ей отказали. А
всё потому, что хоть девочкой она была симпатичной, этого никто не заметил:
настолько она была неряшлива. Тогда Аккуратинка решила помочь девочке: научила
её мыть руки, пользоваться салфеткой, столовыми приборами, показала, как
правильно чистить зубы. Буквально через пару дней Грязнуху было не узнать:
красивая, опрятная девочка. И когда в следующий раз приехали подбирать артистов
для фильма, её пригласили сниматься. Только имя пришлось поменять, теперь она
Опрятинка».
Для проверки понимания сюжета я предлагаю малышам ответить на такие вопросы:
«Почему никто не замечал, что Грязнуха симпатичная?»;
«Каким образом Аккуратинка помогла Грязнухе?»;
«Как сейчас зовут Грязнуху?».
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение « Детский сад №14»
ПРОЕКТ «УРОКИ МОЙДОДЫРА»
Средний дошкольный возраст
Выполнил воспитатель Василенко Н.П.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.