«Проектная и исследовательская деятельность как один из факторов повышения качества образования»
Оценка 4.7

«Проектная и исследовательская деятельность как один из факторов повышения качества образования»

Оценка 4.7
Научно-исследовательская работа
docx
27.05.2024
«Проектная и исследовательская деятельность как один из факторов повышения качества образования»
Влияние проектной и исследовательской деятельности на повышение качества образования
тема самообразования.docx

 «Проектная и исследовательская деятельность как один из факторов повышения качества образования»

Происходящие изменения в современном обществе требуют применения новых педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку навыка самостоятельной деятельности, формирование у учащихся умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем – самоопределения, профессиональной деятельности и повседневной жизни. Необходимо сформировать у детей способность самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, то есть появляется актуальность применения методики исследовательского обучения в рамках педагогики сотрудничества.

В настоящее время школа должна не только сформировать у учащихся определенный набор знаний, но и пробудить их стремление к самообразованию и реализации своих способностей.

Проектная деятельность в школе — это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, учителя и родителей, имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленная на достижение общего результата.

Основная цель проектной деятельности — сформировать у школьников разнообразные компетенции и умения, полученные путём применения их в практической деятельности

                В качестве основной цели проектной и исследовательской деятельность на уроках математики предполагается не только усвоение заранее определённого списка знаний, умений и навыков, но и гармоничное развитие личности ребёнка, в особенности подростка.

                Методика проектной исследовательской деятельности с использованием личностных технологий на уроках предполагает коллективную групповую работу учащихся под руководством учителя, который курирует обучение, в результате чего образовательный процесс демократизируется, увеличивается ответственность каждого участника за свою часть работы. Таким образом, решается коммуникативная педагогическая задача:  учащиеся не только выполняют совместную работу, но и учатся деловому стилю общения.

Проектная деятельность позволяет приобрести умения планировать, организовывать свою работу, развивать творческие способности, проявлять себя в обществе.

       В ходе работы над проектами учащиеся получили опыт использования современных технических средств, навыки индивидуальной и коллективной работы, функциональные навыки, что положительно повлияло на качество образовательного процесса

 Целенаправленная познавательная деятельность даёт возможность учащимся вступать в конструктивные отношения со специфической предметной и социальной средой и максимально быстро адаптироваться к ней, позволит развить компетенции, воспитать социально-значимые качества личности.

 Реализация личностно ориентированных технологий должна сопровождаться применением альтернативных средств оценивания учебных достижений учащихся,  таких как рейтинг и портфолио.

В современной теории исследовательского обучения выделяется три уровня его практической реализации:

 1.педагог ставит проблему и намечает стратегию и тактику ее решения,

само решение предстоит самостоятельно найти учащемуся;

 2.педагог ставит проблему, но уже метод ее решения ученик ищет

самостоятельно (на этом уровне допускается коллективный поиск);

 3.на третьем, высшем, уровне постановка проблемы, поиск методов ее исследования и разработка решения осуществляются учащимися самостоятельно (Дж. Шваб, П. Брандвейн, А.Леви и др.).

Принципы исследовательского обучения 

 Принцип ориентации на познавательные интересы ребенка. Исследование  процесс творческий, творчество невозможно навязать извне, оно рождается только на основе внутренней потребности, в данном случае потребности в познании. Отсюда вырастает следующий принцип.

 Принцип свободы выбора и ответственности за собственное обучение. Только при условии его реализации образование способно стать адекватным индивидуальным целям личности.

 Принцип освоения знаний в единстве со способами их получения. Диктуемый задачами исследовательского обучения подход к формированию научной картины духовно-нравственного устройства мира включает в себя не только освоение некоего объема информации, добытой путем специальных изысканий, а с необходимостью предполагает вскрывание эмбриологии получения нового знания на основе овладения способами ее обнаружения. Наука неотделима от рефлексии того, каким путем получено знание, потому и учащийся должен осваивать в образовании не только конечный продукт в виде некоего позитивного знания, но быть хорошо знаком с эволюцией знания, а также с путями и способами его получения.

  Принцип опоры на развитие умений самостоятельного поиска информации. Главная задача современного образования — не только сообщение знаний, а в первую очередь развитие у ребенка потребностей и способностей эти знания добывать. Только на этой основе можно обеспечить превращение знаний в инструмент творческого освоения мира ребенком.

Ребенок не просто потребляет информацию, а сам порождает знание. Около философские разговоры, ведшиеся в педагогике и психологии творчества по поводу открытия ребенком в учебно-исследовательской деятельности «субъективно» и «объективно» нового, столь же бессмысленны, сколь и бесплодны. Знания, предлагаемые для освоения учащемуся в традиционном образовании, новы лишь для него. В условиях, когда в качестве главной ценности образования рассматриваются не знания, а способы их получения, становится не важно, насколько добытая ребенком информация нова. 

 Принцип     сочетания     продуктивных     и репродуктивных  методов  обучения. Психология усвоения свидетельствует о том, что легко и непроизвольно усваивается тот материал, который включен в активную работу мышления, но далеко не все, что следует освоить ребенку в образовании, он должен открывать в ходе самостоятельных изысканий. А потому использование исследовательских методов обучения должно сочетаться с применением методов репродуктивных. Тем более что в работе любого исследователя традиционно много задач репродуктивного характера, которые могут рассматриваться как рутинные, но от того не становятся ненужными.

 С точки зрения исследовательского обучения принципиально важно помнить, что готовые выводы, предлагаемые для безусловного усвоения в учебнике или изложении учителя, создают у учащегося впечатление законченности и неоспоримости знания.

 Такое преподнесение знаний экономично и компактно, но оно опускает важнейшую черту любой информации — ее относительный характер, подверженность пересмотру.

 Такой подход не дает учащимся прочувствовать сам процесс добывания знаний на основе данных, получаемых в специально спланированных и проведенных наблюдениях и экспериментах.

Утрачивается представление о том, что подобные обобщения и выводы сами, в свою очередь, становятся фундаментом новых вопросов, дают начало постановке новых проблем. Исследовательское обучение, напротив, подчеркивает относительность знаний, а весь учебный процесс пронизывает «приглашение к открытию».

 Таким образом, через обнаружение новых вопросов стимулируется надситуативная активность ребенка.

   Принцип    формирования    представлений    о динамичности   знания.   При   решении   задачи формирования у учащегося научной картины мира в содержании образования необходимо учитывать мысль о том, что идеи науки можно полноценно понять лишь в контексте их возникновения и обусловленных ими дальнейших исследований. Манера фрагментарного, констатирующего изложения в современных условиях малоприменима. Потому и содержание исследовательского обучения должно строиться так, чтобы опыт человечества представал перед учащимся не как сумма догм, не как свод незыблемых законов и правил, а как живой, постоянно развивающийся организм.

 Принцип формирования представления об исследовании как стиле жизни. В исследовательском обучении исследование выступает не просто набором методов и приемов учения, а является его содержанием и смыслом. У учащегося, таким образом, формируется представление об исследовании не просто как о наборе частных когнитивных инструментов, позволяющих продуктивно решать познавательные задачи, а как о ведущем способе контакта с окружающим миром и даже шире — как стиле жизни. Для   традиционного   подхода,   принятого   в   образовании, характерно рассмотрение проблемы развития исследовательских умений и навыков как служебной задачи, актуализирующейся лишь при освоении той или иной дисциплины. В исследовательском обучении задача развития у детей общих исследовательских умений и навыков рассматривается не как частный способ познания, а как основной путь формирования особого стиля жизни.

 Такого жизненного стиля, при котором поисковая активность будет занимать ведущее место. В этих условиях работа по развитию общих умений и навыков исследовательского поиска у учащихся предстает как задача, имеющая самостоятельную ценность.

Это не просто один из путей занимательного освоения какой-либо области действительности, а фундамент развития поведения, основанного на доминировании проявлений поисковой активности в различных жизненных ситуациях.

При реализации проекта были достигнуты хорошие результаты по предметам, освоены программные требования, учащимися были самостоятельно получены прочные знания, итогом проекта был проведён процесс взаимообучения учащихся.

Проекты рассчитаны на формирование следующих компетенций:

Познавательные УУД:

1)    Формирования умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2)    Формирование умения поиска нужной информации в сети Интернет;

3)    Формирование умения на основе анализа объектов делать выводы;

4)    Формирование умения обобщать классифицировать по признакам, делать выводы.

Коммуникативные УУД:

1)    Формирование умения слушать и понимать других;

2)    Формирование умения строить изложение подготовленного материала в соответствии с предложенной темой;

3)    Формирование умения отстаивать свою точку зрения.

Регулятивные УУД:

1)    Формирование умения высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2)    Формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3)    Формирование умения прогнозировать предстоящую работу;

4)    Формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД:

1)    Формирование умения высказывать своё отношение, выражать свои эмоции;

2)    Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

     Исследовательский подход в обучении предполагает:

 -введение общих и частных методов научного исследования в процесс учебного познания на всех его этапах (от восприятия до применения на практике);

-организацию учебной и внеурочной научно-образовательной, поисково-творческой деятельности;

-актуализацию внутрипредметных, межпредметных, межцикловых связей; усложнение содержательной и совершенствование

-процессуальной сторон познавательной деятельности;

изменение характера взаимоотношений ученик – учитель - коллектив учащихся в сторону сотрудничества.

Что было достигнуто

в ходе работы над проектом, учащиеся получили максимальную возможность для самореализации. Реализация проекта осуществлялась исходя из следующих этапов:       

  1 этап. Определение темы

2   этап. Деление учеников на группы.

3   этап. Работа в группах

4   этап. Защита проектов.

 После озвучивания выбранной темы проекта, класс был разбит на группы по интересам, каждой группе вдавалось задание, в ходе которого каждый применял свои личностные навыки и умения по добыванию информации и ее обработке, учитель тут выступал в роли наставника. Завершением работы каждой группы был отчет по проделанной работе, выступление перед другими учащимися. И так, каждая группу обсуждая задание и  делая вывод по своей части проекта, далее думали над общим выводом по проекту.

 Работая над проектом, учащиеся имеют максимальную возможность для самореализации. Проблемная ситуация создается с таким расчетом, что при её решении необходимо применение различных способностей учащихся: аналитических, художественных, коммуникативных, которые при традиционном процессе обучения остаются невостребованными и талантливого ребенка можно попросту «не заметить». Обязательная задача педагога при работе над проектом – дать возможность каждому участнику ощутить собственную значимость и необходимость выполнения общего дела.  Разработка таких проектов требует большой затраты сил, энергии и времени, но с лихвой окупается позитивной мотивацией и интересом учащихся к учебно-познавательной деятельности, способствует лучшему закреплению и усвоению знаний и повышает мотивацию учащихся к предметам, их успешности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Проектная и исследовательская деятельность как один из факторов повышения качества образования»

Проектная и исследовательская деятельность как один из факторов повышения качества образования»

Целенаправленная познавательная деятельность даёт возможность учащимся вступать в конструктивные отношения со специфической предметной и социальной средой и максимально быстро адаптироваться к ней, позволит развить компетенции,…

Целенаправленная познавательная деятельность даёт возможность учащимся вступать в конструктивные отношения со специфической предметной и социальной средой и максимально быстро адаптироваться к ней, позволит развить компетенции,…

Ребенок не просто потребляет информацию, а сам порождает знание

Ребенок не просто потребляет информацию, а сам порождает знание

Принцип формирования представления об исследовании как стиле жизни

Принцип формирования представления об исследовании как стиле жизни

Регулятивные УУД: 1) Формирование умения высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; 2)

Регулятивные УУД: 1) Формирование умения высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; 2)

И так, каждая группу обсуждая задание и делая вывод по своей части проекта, далее думали над общим выводом по проекту

И так, каждая группу обсуждая задание и делая вывод по своей части проекта, далее думали над общим выводом по проекту
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.05.2024